В осеева рассказы что легче. Конспект урока по устной речи на тему "Знакомство с рассказом В. Осеевой "Что легче?" (4 класс)

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся:
- Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
– А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идёт.
– Нет, – говорит, – в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину наказал, а за ложь вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут в гости идёт.
Узнала мать правду. За первую вину наказала, а за ложь – вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

Тема:”Знакомство с рассказом В. Осеевой “Что легче?”

Цель : развитие у учащихся интеллектуальной, коммуникативной культуры, ценностного отношения к окружающей действительности.

Задачи :

Познакомить с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»;

Совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на поставленные вопросы по прочитанному произведению:

Активизировать мыслительную деятельность учащихся;

Развивать творческие качества учащихся;

Воспитывать нравственное поведение, положительное отношение к учёбе.

Ход урока

    Организационный момент.

1. Психологический настрой учащихся.

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет, но придаст нам силы и уверенности. СЛАЙД

Сегодня нам предстоит проделать огромную работу, я попрошу вас быть внимательными и активными. Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, у нас с вами традиционная речевая разминка.

II. Речевая разминка.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

    Воспроизведение слоговых рядов СЛАЙД 2

Та-то-ту-ты ат-от-ут-ыт

Ту-то-ты-та ут-ит-ат-от

Та-та-та-у нас в доме чистота

Ты-ты-ты-сметану съели всю коты

То-то-то-стали мы играть в лото

Ат-ат-ат-берём с собою самокат

    Считалочка-бормоталочка СЛАЙД 3
    Ехал Грека через реку.

    Работа над скороговоркой . СЛАЙД 4

Сначала шепотом, потом вполголоса, затем вслух.

Дед Додон в трубу дудел,

Димку дед дудой задел.

«Телеграфист» СЛАЙД 5

II -III -II

III -II -III

I-III-II-I.

    Чтение предложения, выражая интонацию: СЛАЙД 6

ЗАВТРА В ШКОЛУ.

1 ученик выражает своим чтением радость

2 ученик– выражает вопрос

3 ряд – недовольствие

III. Актуализация знаний. СЛАЙД 7

Какой рассказ мы уже читали на уроках? (Валентины Осеевой «Волшебное слово»

А о ком этот рассказ? (О мальчике, его семье и старике, который сидел на лавочке).

Как он разговаривал с окружающими? (Грубо)

Нравится ли он вам? (Нет). Чем он вам не нравится? (Он не воспитанный)

Что случилось с Павликом? (Его все гнали от себя, не хотели с ним общаться)

Можно ли было помочь мальчику? (Можно). Чем? (Помочь стать вежливым, воспитанным)

Кто помог Павлику? (Старик).

Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику? (Волшебное слово: «пожалуйста»).

Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово? СЛАЙД 8

Почему мальчик поверил старику? (Потому что он был похож на волшебника)

Изменило ли поведение Павлика волшебное слово? (Да, он стал добрым)

Чтение стихотворения «Пожалуйста» СЛАЙД 9

Вывод: Если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми. За добро добром и платят. Волшебные слова действительно существуют, надо обязательно говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой.

IV Знакомство с новой темой.

Сегодня на уроке познакомимся еще с одним рассказом В. Осеевой «Что легче».

Аудирование.

Первичное чтение. СЛАЙД 10
– О чем это произведение? Почему оно так называется? Что хорошего в рассказе?

Чтение по цепочке.

Чтение по ролям.

ФИЗМИНУТКА

V. Работа над содержанием рассказа.

    Работа по содержанию.
    – Кто главные герои в произведении?

Что сказал первый мальчик?

Что сказал второй мальчик?

Что сказал третий мальчик?

Почему мама не ругала третьего мальчика?

Как бы вы поступили на месте детей?

2. Пересказ произведения одним учеником.

3.Инсценировка рассказа В. Осеевой «Что легче»

Как вы себя чувствуйте, когда рядом с вами добрый человек? (хорошо, радостно, уютно, тепло)

А при какой погоде вы чувствуете себя хорошо, радостно? (когда светит солнце)

Значит доброту мы можем сравнивать с солнцем , а его лучами являются добрые слова .

- Давайте хором прочитаем стихотворение, а может быть кто-то и запомнит его.

СЛАЙД 11

Добрым и правдивым быть совсем непросто

Не зависят они от роста.

Если доброта и правда светят

Радуются взрослые и дети.

VI. Итог урока.

О каких человеческих качествах заставляет нас задуматься В. Осеева?

Делали ли вы добрые дела просто так?

Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?

VIII. Домашнее задание СЛАЙД 12

Пересказ рассказа «Что легче»

VII . Оценивание

СЛАЙД 13

Главные герои рассказа Осеевой «Что легче?» — три мальчика. Они ушли в лес, да так увлеклись там, что не заметили, как вечер наступил. Испугались мальчики, что их дома ругать будут за долгое отсутствие. Стали они думать, как наказания избежать.

Один мальчик придумал, что он волка встретил. Этот мальчик решил, что, узнав об опасности, грозившей сыну, родители испугаются и не будут его ругать. Другой мальчик придумал, что будто бы он задержался в гостях у дедушки. А третий мальчик решил сказать правду, потому что говорить правду легче, чем придумывать правдоподобную ложь.

Когда мальчики пришли домой, первый из них рассказал отцу про волка. Но отец узнал у лесничего, что волков в этих местах нет. И мальчика наказали дважды – за долгое отсутствие, и за то, что солгал. Второй мальчик, придя домой, рассказал про то, как гостил у дедушки. А дедушка, тут как тут, сам пришел в гости. И обман мальчика раскрылся. Его тоже наказали дважды. Третий мальчик сказал дома правду. Его немного пожурили и простили.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Что легче?» заключается в том, что говорить правду проще, чем лгать. Третий мальчик сказал правду, и он избежал наказания. А два первых мальчика солгали родителям и были наказаны дважды. Рассказ учит быть честным и правдивым, никогда не обманывать близких людей.

В рассказе Осеевой мне понравился третий мальчик, который сказал дома правду. Он оказался честным, порядочным и ответственным. Мальчик понимал, что виноват в долгом отсутствии и готов был нести ответственность за свой поступок. Поэтому он не стал ничего выдумывать и сказал правду.

Какие пословицы подходят к рассказу «Что легче?»

Тайное всегда становится явным.
На обмане далеко не уедешь.
С правдой везде свет.

Примерные тексты для проверки техники чтения в 3 классе
4 четверть

Что легче

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Попадёт дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
– А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идёт.
– Нет, – говорит, – в этих местах волков.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идёт.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

(157 слов )
(В. Осеева )

Вопросы и задания

1. Почему мальчики не заметили, как прошёл день?
2. За что рассердились родители на первого и второго мальчиков?
3. Почему всегда лучше сказать правду?

> Русские авторы > Валентина ОСЕЕВА

Валентина ОСЕЕВА. Что легче?.

Что легче? - Валентина ОСЕЕВА - слушать онлайн

Скачать oseeva-chto-legche-1.mp3

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся:

Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.

Нет, - говорит, - в этих местах волков.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.