Датированные печати иерархов русской церкви (домонгольский период). Домонгольские печати князей, церковных иерархов и должностных лиц

Глава III. Печати Древнерусского государства


Печатями в XI - начале XII в. имели право пользоваться только представители высшей государственной и церковной власти. Ими являлись: великий князь Киевский, князья, сидевшие на самостоятельных столах, посадники, управлявшие от имени Киевского князя отдельными частями Киевского государства, а также митрополиты.

Княжеские печати. Недостаток источников не позволяет установить время, с которого русские князья начали удостоверять печатями свои грамоты. Новые археологические находки показывают, что княжеские печати бытовали на Руси еще в языческое время, до принятия христианства. В XI в. княжеские печати были распространены повсеместно, являясь одним из обязательных атрибутов княжеской власти.

Все до сих пор обнаруженные печати Древнерусского государства вислые. Наиболее древний тип княжеских печатей, который сложился в X в., в дохристианский период, состоит из изображения княжеской тамги - знака Рюриковичей, "условного княжеского портрета" и круговой надписи. Печати этого типа "бытуют до конца третьей четверти XI в.". В. Л. Янин называет их "печатями архаической традиции" * .

* (В. Л. Янин. Актовые печати, т. I, стр. 40-41. )

Древнейшей печатью такого типа являлась печать Святослава Игоревича (ум. 972 г.), на которой помещался княжеский знак в виде двузубца. К этому же типу печатей относится другая древнейшая свинцовая печать X в., принадлежавшая полоцкому князю Изяславу Владимировичу. Эта печать найдена во время раскопок в Новгороде в 1953 г. (см. рис, 4). На лицевой стороне печати изображен знак Рюриковичей. Вокруг знака идет надпись, которая может быть прочтена как Изас/лав/ос, т. е. греческое звучание имени Изяслав передано русскими буквами. На обороте печати сохранились остатки какой-то круговой надписи. Разобрать можно только три буквы ГРА. К печатям этого типа относятся печати, принадлежащие сыновьям Ярослава Мудрого - Святославу и Изяславу. На их печатях в полный рост изображается человеческая фигура в княжеской шапке или императорском венце. По всей вероятности, это изображение князя, владельца печати.

Печати архаической традиции обнаруживают большую близость с монетами, которые чеканились древнерусскими князьями в конце X - начале XI в. На монетах также изображался знак Рюриковичей в круговой надписи и стоящий в рост князь.

С середины XI до начала XII в. включительно распространяется другой тип княжеских печатей - "греко-русский". Печати этого типа являются подражанием византийским печатям. На одной стороне такой печати изображался христианский святой, имя которого носил князь, владелец печати. На оборотной стороне печати помещалась благопожелательная надпись на греческом языке: "Господи, помози рабу твоему" и далее указывались имя владельца печати - христианское, а иногда и второе имя - языческое или так называемое "имя княжее". Древнейшие источники, в частности летописи, сохранили для князей обычно только "имя княжее", т. е. светское имя, каким он официально именовался. Христианское же имя князя осталось неизвестным.

Путем привлечения и сопоставления различных источников исследователям удалось установить почти все христианские имена, принадлежавшие древнерусским киевским князьям. Так, известно, что Владимир Святославич имел христианское имя Василий, его сын Ярослав - Георгий, сыновья Ярослава - Всеволод и Вячеслав носили христианские имена Андрей и Меркурий. Владимир Мономах - Василий, его сын Мстислав - Федор. Но имена князей повторяются. Поэтому при определении принадлежности печати встает ряд трудностей. Открывается широкое поле для догадок с различной степенью вероятности.

В качестве примера, указывающего на трудности при определении владельца печати, можно привести печать с именем Георгия-архонта. Эту печать еще в начале XX в. определили, как принадлежавшую Юрию Долгорукому. Н. П. Лихачев на основании изучения внешних данных печати считал, что архонтом и владельцем печати может именоваться только киевский князь Ярослав Мудрый * . Однако В. Л. Янин, отмечая основательность аргументов Н. П. Лихачева в пользу принадлежности печати Ярославу Мудрому, находит возможным заключить, что "Ярослав Мудрый должен быть признан вероятным, но не единственным претендентом на обладание этой печатью" ** . Владельцем печати может быть любой князь, пользовавшийся самостоятельностью в третьей четверти XI в., христианское имя которого неизвестно, так как архонтами именовались, как теперь установлено, не только киевские князья.

* (Н. П. Лихачев. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики, вып. 1, стр. 156. )

** (В. Л. Янин. Актовые печати, т. I, стр. 24. )

Не вызывает сомнений определение принадлежности печатей сыновьям Ярослава Мудрого - Вячеславу и Всеволоду, Владимиру Мономаху, Олегу Святославичу и его жене Феофании и некоторым другим.

На свинцовых печатях сыновей Ярослава Мудрого Вячеслава и Всеволода изображены святые - Меркурий и Андрей. Печати имеют указания на двойные имена. Печать Всеволода Ярославича обнаружена в восьми вариантах. Причем можно проследить последовательное копирование печатей, в результате которого безупречный первоначальный образец подвергался все новым и новым искажениям.

Значительный интерес представляет печать Владимира Мономаха, найденная в Новгороде. На печати изображен святой Василий Кесарийский и помещена греческая надпись - "Печать Василия, благороднейшего архонта России Мономаха". Печать содержит указание на христианское имя, совпадающее с известным по разным источникам именем Владимира Мономаха (1073- 1125 гг.). Христианское имя Владимира дополнено пышным титулом "благороднейший архонт России" и родовым прозвищем - "Мономах". На печати встречаем впервые прижизненное именование Владимира Всеволодовича Мономахом. Прозвище Мономах было им присвоено от матери, которая являлась византийской принцессой из дома Константина Мономаха. Этим прозвищем - Мономашичи - гордились и в последующих поколениях, оно трансформировалось в преемственность великодержавной власти от византийских императоров * . Рассматриваемая печать относится, очевидно, к раннему этапу деятельности Владимира Мономаха, так как его поздние печати имеют иной тип.

* (В. Л. Янин. Актовые печати, т. I, стр. 19. )

В начале XII в. появляется новый тип княжеских печатей, продолжающий линию развития печатей "греко-русского" типа. На одной стороне такой печати расположена надпись на русском языке: "Господи, помози рабу своему такому-то", а на обороте - изображение святого, имя которого соответствует названному в надписи на лицевой стороне имени владельца печати. Таких печатей известно довольно много, часть их несомненно принадлежит древнерусским князьям. В настоящее время найдено 22 печати, принадлежавших Владимиру Всеволодовичу Мономаху. На печатях, относимых к позднему периоду деятельности Владимира Мономаха (не ранее 1113 г.), помещается русская надпись: "Господи, помози рабу своему Василию, князя русьского", а на оборотной стороне - поясное изображение Василия Кесарийского и надпись, указывающая, что изображен св. Василий.

К этому же типу относятся печати сына Владимира Мономаха - князя Мстислава Владимировича. На его печатях помещены на одной стороне русская надпись: "Господи, помози рабу своему Федору" или "Спаси, господи, раба своего Феодора", а на оборотной стороне - изображение св. Федора в полный рост с копьем и со щитом и надпись "св. Феодор".

Более 150 лет вызывает интерес исследователей другая печать, связываемая с именем князя Мстислава Владимировича и жалованной грамотой этого князя, данной около 1130 г. новгородскому Юрьеву монастырю * .

* (Н. П. Лихачев. Материалы... ЕЫП. 1, стр. 16. )

На одной стороне печати изображен Иисус Христос, сидящий на "престоле", правая его рука благословляет, в левой руке он держит закрытую книгу. На другой стороне отчетливо изображен воин. Правая нога воина наступает на змия с раскрытой пастью, правой рукой воин вонзил в пасть змия копье. Левая рука воина держит ножны меча, немного ниже рукоятки. На печати изображен решительный момент схватки воина со змием: если бы удар копьем не принес воину победы, то воин должен был бы правой рукой выхватить из ножен меч и пустить его в ход, чтобы одолеть змия * .

* (Н. П. Лихачев. Материалы.., вып. 1, стр. 14-19. )

Матрица печати, с которой получен этот оттиск, имеет, по мнению Н. П. Лихачева, черты "византийского влияния". Изучение византийских изображений святых позволяет установить, что воин, сражающийся со змием, - мученик Федор Стратилат. Христианское имя князя Мстислава Владимировича - Федор, поэтому на его печати и изображен Федор Стратилат.

В. Л. Янин высказал сомнение в подлинности печати Мстиславовой грамоты. Основные его аргументы сводятся к следующему. Во-первых, печать Мстиславовой грамоты состоит из двух серебряных пластинок, между которыми пропущен шнур. Этот тип печатей характерен для начала XIII в. и не встречается в более раннее время. Свинцовые печати XII в. оттискивались на цельнометаллической заготовке, имеющей отверстие для шнура. В. Л. Янину удалось найти золотую печать конца XII в., по технике изготовления подобную свинцовым печатям XII в. Отсюда он делает вывод, что печать Мстиславовой грамоты не имеет аналогий в современных ей печатях XII в., и, наоборот, близка к печати начала XIII в. Во-вторых, сопоставление печати Мстиславовой грамоты с печатями начала XIII в. позволяет установить большое ее сходство с печатями великого князя Александра Невского. Общий вывод В. Л. Янина: печать Мстилавовой грамоты на сто лет моложе грамоты, к которой она привешена. Отыскивая аналогии среди печатей XIII в., 3. Л. Янин приходит к мысли, что эта печать принадлежала отцу Александра Невского великому князю владимирскому Ярославу Всеволодовичу, который, как и Мстислав Владимирович, имел христианское имя Федор.

Объясняя появление печати Ярослава у Мстиславовой грамоты, В. Л. Янин высказывает два предположения: во-первых, Ярослав мог подтвердить старую жалованную грамоту, скрепив ее своей печатью; во-вторых, печать может быть подложной. Автор более склоняется ко второму предположению. Самый акт не настолько важен, чтобы потребовалось его утверждение золотой печатью. Что касается времени, когда совершен подлог, то В. Л. Янин считает, что это могло быть сделано в середине XVI в., когда правительством Ивана IV была произведена частичная секуляризация церковных имуществ. В это время монастырям "приходилось документально подтверждать свои права на земельные владения, и внешней солидности документов не могли не придавать должного значения" * .

* (В. Л. Янин. Печать Мстиславовой грамоты. "Краткие сообщения ИИМК", вып. 65. М., 1956, стр. 42-48. См. также: В. Л. Янин. Актовые печати, т. II, стр. 16-21. )

Аргументы В. Л. Янина недостаточно убедительны. Во-первых, слишком мало печатей сохранилось от XII и XIII вв., чтобы можно было категорически утверждать, что в начале XII в. не могло быть печатей, составленных из двух серебряных позолоченных пластинок. В более позднее время, от которого дошло до нас значительное количество печатей, исследователь встречается с их большим разнообразием. Во-вторых, предположение, что подложная печать появилась в середине XVI в., слишком слабо аргументировано. К сожалению, состояние источников таково, что более солидную аргументацию трудно привести.

Печати должностных лиц. От периода Древнерусского государства сохранились печати должностных лиц. К ним относятся печати тмутараканского посадника Ратибора.

В Начальной Летописи под 1079 г. рассказывается, что в этом году великий князь киевский назначил своим представителем в Тмутаракань посадника Ратибора. В дальнейшем Ратибор известен по летописи как боярин при Владимире Мономахе и как тысяцкий в Киеве. Все сообщения о нем относятся к концу XI - началу XII в.

Известны семь печатей Ратибора в пяти вариантах; они найдены в Крыму, а также под Киевом и в Полтавской области. Печати Ратибора вислые, свинцовые, разных размеров (22-27 мм и больше). На них изображен, с одной стороны, Климент - папа римский, в святительском облачении с благословляющей правой рукой и евангелием в левой. По обеим сторонам изображения надпись, которую Н. П. Лихачев читает: "О Климент", на обороте печати надпись: "От Ратибора".

Имя Ратибор - языческое. Возможно, что посадник Ратибор носил христианское имя Климента, поэтому изображение Климента - папы римского попало на его печать. Это только предположение. Однако то обстоятельство, что часть печатей найдена на территории Крыма, а также характер работы по выполнению печати позволяют отнести их к XI в. и приписать тмутараканскому посаднику, боярину и тысяцкому Ратибору. Палеографический анализ надписи, т. е. изучение начертания букв, тоже не вызывает сомнения в том, что эти печати относятся к XI-началу XII в. Последний исследователь печати Ратибора В. Л. Янин обращает внимание на форму надписи на печати - "От Ратибора". Она не только определяет принадлежность печати, но и указывает, что документ с этой печатью содержит "рукописание" владельца печати, его распоряжение, письмо, донесение Вероятно. Ратибор пользовался печатью при запечатывании своей корреспонденции и печать указывала на обратный адрес.

Помимо печатей посадника Ратибора известны печати, которые, по определению В. Л. Янина, принадлежали новгородскому посаднику Завиду (ок. 1088-1094 гг.).

На лицевой стороне печати изображен св. Феодор в полный рост, с копьем и щитом, а на обороте греческая надпись: "Воззри на меня протопроедра Евстафия". Греческий титул протопроедр на русских печатях означает советник, помощник князя * . Христианское имя Федора, как уже говорилось, носил новгородский князь Мстислав Владимирович. Владелец печати являлся советником князя Мстислава Владимировича, на что и указывает изображение на печати св. Феодора.

* (В. Л. Янин. Новгородские посадники. М., 1962, стр. 60. )

Печати духовенства. Известны древнейшие печати киевских митрополитов XI - начала XII вв., которые отражают зависимость главы русской церкви от константинопольского патриарха. Эта зависимость выражается в помещении на печатях личной патриаршей эмблемы и в именовании митрополита синкеллом. Титул синкелл - почетный, обозначающий, что митрополит числился членом совета Цареградского патриарха. На печати митрополита Феопемпта (1037-ок. 1043) изображен св. Иоанн Предтеча, а на обороте греческая надпись "Господи, помози Феопемпту, митрополиту России". Иоанн Предтеча, по мнению В. Л. Янина, помещен на этой печати как личный патрон византийского патриарха Алексея Студита, при котором Феопемпт получил Киевскую митрополию * .

* (В. Л. Янин. Актовые печати, т. I, стр. 47. )

Титул синкелл встречаем на печати Киевского митрополита Георгия (1068-1073 гг.). На одной стороне печати митрополита Георгия изображен св. Георгий в виде воина с копьем и щитом и надпись по сторонам на греческом языке, свидетельствующая, что изображен св. Георгий. На другой стороне печати также греческая надпись: "Господи, помози Георгию митрополиту России и синкеллу". Печать митрополита Георгия в то же время подчеркивает и крепнущую самостоятельность киевской митрополии. На печати изображен личный патрон митрополита - св. Георгий. Печати митрополитов и князей внешне сходны, их различают только надписи.

С конца XI в. личные эмблемы на печатях митрополитов исчезают. Они заменяются общецерковным символом - изображением Богоматери, по которому сразу можно было определить принадлежность печати и документа, скрепленного этой печатью.

Первые печати с изображением Богоматери принадлежали киевским митрополитам Николаю (1096-1104 гг.) и Никифору (1104-1121 гг.).

На печати митрополита Никифора на одной стороне помещено изображение Богоматери, а на другой - греческая надпись: "Пресвятая, воззри на меня, Никифора России". Таким образом, вырабатывается новый тип печатей высшего духовенства с изображением Богоматери как эмблемы церкви в сочетании с греческой надписью. Этот тип печатей высшего духовенства долгое время остается господствующим.

Печати с надписью "Дьнеслово". Кроме рассмотренных печатей известна серия древнерусских печатей с изображением святых (Михаила, Давида, Феодора, Георгия, Пантелеймона и др.) или Серафима и Богоматери на одной стороне и надписи "Дьнеслово" - на другой. В определении времени, принадлежности и назначении этих печатей остается много неясного. Впервые проанализировать их пытался Н. П. Лихачев. По его мнению, первая часть надписи - "дьне" или "дено" означало внутри. Печать с такой надписью "указывала, - заключал он, - что в том документе, к которому она привешена, заключено сообщение, известие, может быть, распоряжение, одним словом - чье-то "слово" * . Б. А. Рыбаков называет печати с надписью "Дьнеслово" печатями тайной переписки. Надпись означает - скрытое, сокровенное слово.

* (Н. П. Лихачев. Материалы..., вып. 2, стр. 29. )

Новая попытка определения времени и принадлежности печатей этого типа сделана В. Л. Яниным * . Он принимает толкование значения надписи Н. П. Лихачева и относит всю группу печатей к рубежу XI и XII вв., точнее, к периоду на ранее 1093 и не позднее 1113 г., т. е. времени княжения Святополка Изяславича. Печать с изображением Михаила он связывает с киевским князем Святополком Изяславичем, который в крещении имел имя Михаил. Печать с изображением Феодора он связывает с Мстиславом Владимировичем, которого в крещении звали Феодором. Печати же с изображением Серафима и Богоматери В Л. Янин определяет как печати, принадлежавшие митрополитам. Следует отметить, что, несмотря на значительный успех в определении этих печатей, остается ряд печатей, которые не удается связать с известными именами конца XI - начала ХII в.

* (В. Л. Янин. Актовые печати, т. I, стр. 75-86. )


Рис 18. Печать с надписью "Дьнеслово"

В древней Руси иметь печати было разрешено узкому кругу представителей власти, а так же церковного духовенства. Их имели в своем пользовании: Киевский великий князь, приближенные к нему князья - сидевшие на отдельных столах, княжеские посадники, исполняющие волю Великого князя Киевского и управлявшие частями государства Киевского, и вместе с тем патриарх и митрополиты.

Печати князей . Доподлинно не выяснено, с какого времени точно начали входить в употребление печати на Руси, когда великие князья стали заверять своими печатями грамоты. Имеются свидетельства об употреблениях печатей еще до крещения Руси в ХI веке, во времена язычества. Печати были обязательным атрибутом власти, князь имевший печать был уважаем и почитаем.

На самых древних печатях принадлежавших князьям, имелся знака Рюриковичей- изображения княжеской тамги. Это было древнейшее гербовое изображение, так же по кругу печати были начертаны литеры. Такого типа печати существовали XI века. Полоцкий князь Изяслав Владимирович Великий русский князь Святослав Игоревич уже пользовались печатями с изображением двузубца и трезубца- знака Рюриковичей. А Сыновья великого русского князя Ярослава Мудрого - Изяслав и Святослав уже пользовались другими печатями, на которых был изображен человеческий силуэт в полный рост, и у него на голове была княжеская шапка или венец императора. То есть печать была более персонализирована, и указывала на княжеский титул владельца печати.

В середине ХI века на Руси распространился так называемый греко-русский тип печатей. Они были позаимствованы у Великой Византийской империи, это были изделия с греческими литерами, идущими не по кругу, а строками. Как правило, с одной стороны на таких печатях указывалось имя владельца печати с греческими литерами «Господи помоги рабу своему» или же языческое - « имя княжее». А с обратной стороны был изображен христианский святой, того же имени что и князь, владелец печати. Такие печати были в ходу у сыновей Ярослава Мудрого - Всеволода и Вячеслава.

Уже в начале XII века у князей в использовании появляется новый тип печатей. С одной стороны сделана русская надпись: «Господи, помози рабу своему», после нее, как правило, писали христианское имя князя. С другой стороны христианский святой, с именем, соответствовавшим названному в надписи. Печати такого образца использовали князь Владимир Мономаха, а так же и его сын Мстислав Владимирович.

Печати должностных лиц. Из далекой истории Древней Руси до наших дней дошли свидетельства использования печати княжеского посадника Ратибора Тмутараканского. На его печатях изображения Климента - папы римского, в сутане, одной рукою благословляющий и держащий другою священное писание, а так же на печати имеется надпись: «О Климент». C противоположной стороны есть надпись: «От Ратибора».Может быть, княжеский посадник Ратибор в христианстве имел имя Климент, от этого и стояло на печати изображение папы римского. В то время как имя Ратибор является языческим. Надпись на печати «От Ратибора» свидетельствует о том, что грамота с этой печатью содержит, письмо или иную информацию, написанную Ратибором, т.е. он использовал эту печатью для идентификации своей корреспонденции.

Печати духовенства . Использовавшиеся у Киевских митрополитов в XI -XII веке печати очень сильно и недвусмысленно отражают зависимость патриарха Русской церкви от Константинопольского. Это выражалось в изображении персональной патриаршей эмблемы на печатях, а так же в именовании митрополита синкеллом. Это означало, что митрополит является членом Совета Цареградского патриархата. Сохранились печати с изображением лика святого, имя которого носил митрополит. Так же на печатях помещалась благопожелательная надпись на греческом языке, идентичная княжеским печатям.

В конце XI века все личные эмблемы на печатях используемых митрополитами пропадают. Их замещает новый общецерковный символ- изображением Богоматери. Принадлежность печати теперь становится очевидной. В конце XI, начале XII века печати с изображением Богоматери были входу у Киевских митрополитов Никифора и Николая. Сохранившаяся до наших дней печать митрополита Никифора с одной стороны имеет изображение Богоматери, а с другой- надпись на греческом языке: «Пресвятая, воззри на меня, Никифора России». Таким образом сложился не только новый вид церковной печати но и изображение Богоматери стало использоваться как эмблема церкви.








Проблема персональной приуроченности печатей, принадлежавших иерархам русской церкви, накопила к настоящему времени обширную библиографию. Однако отчетливо сформулированные критерии хронологической зависимости оформления сфрагистических типов до сих пор отсутствуют. Так, предложенные В.Лораном и В.Л.Яниным варианты датировки печати митрополита Иоанна из Думбартон-Оксской коллекции с поясным изображением Богоматери "Знамение" на одной стороне и греческой надписью "+Q(eoto)ke b(oh)q(ei) Iw(annh) m(ht)r(o)po(lith) Rws(ia)V " на другой отличаются почти на полтора столетия, причем хронологические расхождения не случайны, а, напротив, вытекают из наблюдений над элементами оформления печатей: В.Лоран (Laurent 1963: 600) датировал печать концом X - началом XI вв. и атрибуировал ее митрополиту Иоанну на основании малого размера (диаметр около 15 мм), особенностей рисунка и надписей; В.Л.Янин (1970: 51), полагает, что типологически печать должна входить в группу сфрагистических типов XII в., и связывает ее с деятельностью митрополита Иоанна 60-х годов XII в.

Очевидно, что хронологическая приуроченность печатей должна опираться, прежде всего, на надежно датированные сфрагистические типы. Для памятников сфрагистики, связанных с деятельностью иерархов церкви, строго говоря, таковыми следует признать лишь печати личная атрибуция которых бесспорна . В подавляющем большинстве это - печати тех лиц, имена которых однократно встречаются в письменных источниках.

2. Митрополиту Георгию, которого летопись упоминает под 1072 и 1073 гг., принадлежат два экземпляра печати, оттиснутые одной парой матриц, и два экземпляра печати с модифицированным оттиском на аверсе . На одной стороне печати помещено изображение св. Георгия в рост, на другой - греческая надпись: "+K(uri)e b(oh)q(ei) Gewrg(ho) m(ht)ropo(lith) RosiaV kai sugkellw ", т.е. "Господи, помоги Георгию, митрополиту России и синкеллу".

Лишь со второй половины XII в. церковные иерархи именуют себя "митрополитами" и "епископами". Древнейшие епископские печати, владельцы которых прямо названы "епископами", принадлежат смоленскому владыке Мануилу и новгородскому Аркадию. В дальнейшем титулование владык "епископами" и "архиепископами" становиться нормой.

Во второй половине XII в. на печати митрополита Константина появляется титул "митрополита всей России", а печать митрополита Кирилла первой трети XIII в. называет его "монахом, архиепископом митрополии России".

ТОПОНИМИКА. На всех печатях, атрибуированных киевским митрополитам, указано название митрополии - "Rwsia " . Именно так называется кафедра, занимающая 60-е место в византийском перечне митрополичьих кафедр (Notitia episcopatuum) конца XI в. Этот перечень составлялся путем добавления в хронологическом порядке к списку кафедр времени Льва Мудрого вновь образованных митрополий и митрополий, переведенных из статуса архиепископий. Митрополия Колониа, занимающая в этом списке 56-е место, основана перед 985 г.; митрополии Серры (58-е место) и Помпейуполис (59-е место) упоминаются 21 февраля 997 г. как митрополии, тогда как в 969-997 гг. они еще архиепископии; митрополия Аланиа (61-е место) упоминается в документе 1024 г., ссылающемся на грамоту митрополиту Алании Николаю 997/98 г. Таким образом очевидно, что митрополия "Россиа" была внесена в перечень византийских митрополичьих кафедр в 997 г., что согласуется с известиями других источников о крещении Руси (Щапов 1989. 25-26).

Не останавливаясь более подробно на сложном и до сих пор окончательно не разрешенном вопросе о времени и форме учреждения киевской митрополии, обратим внимание на то, что свидетельства византийского перечня митрополий вполне достаточно для того, чтобы обоснованно рассматривать возможность отнесения некоторых оформленных в соответствии с нормами византийской сфрагистики печатей митрополитов России ко времени начиная с конца X в., т.е. до 1039 г., когда существование киевского митрополита Феопемпта было зафиксировано текстом "Повести временных лет".

Название епископских кафедр на ранних владычных печатях передается греческой транскрипцией русских слов: Новгород - Новоград (Noubograd ), Галич (Galitz ), Полоцк - Полтеск (Pulotzhsk ), Смоленск - Смоленеск (Smwlinisk ). Во всех случаях топонимы переданы без сокращений, что, надо полагать, продиктовано важностью безошибочной идентификации владычных печатей.

ПАЛЕОГРАФИЯ. Трудности встречающиеся при датировке надписей на печатях общеизвестны: шрифты разных размеров встречаются на памятниках всех периодов, а с изменением размера буквы меняются и особенности начертания. Тем не менее приведем некоторые наблюдения. На печатях новгородского епископа Нифонта (1131-1156 гг.) впервые фиксируется закрытая форма "В" , что позволяет датировать печати, в надписях которых встречается открытая форма "R", по крайней мере, не позднее чем первой половиной XII в, а возможно, и первой третью XII в. В. Л. Янин признает такое написание "весьма архаичным даже для начала XII в." (Янин 1978. 51).

ЗАГОТОВКА: К сожалению, при публикациях не принято указывать технологические особенности заготовки, на которой оттиснута печать. Далеко не всегда приводится вес и толщина заготовки. Данные обстоятельства не позволяют проследить эволюцию типов заготовок для печатей. Однако уже сегодня можно констатировать преимущественное использование в XI - первой половине XII в. плоских, "монетовидных" заготовок, часто со следами механической обработки гурта, а с 90-х годов XII в., по крайней мере, для печатей новгородских владык фиксируется употребление двояковыпуклой, "чечевицеобразной" заготовки.

Приведенные наблюдения являются предварительными и не исчерпывают поставленную проблему. Однако целесообразность рассмотрения спорных и гипотетических атрибуций на фоне отмеченных закономерностей оформления надежно датированных сфрагистических типов кажется очевидной. Впрочем, вопрос об уточнении спорных персонификаций должен стать предметом специального изучения.


Литература

ГОЛУБИНСКИЙ Е. Е. 1901. История русской церкви. Т. I, 1-я пол. Москва.
КУПРАНИС А.А. 1995 Печати иерархов русской церкви XII в. // Церковная археология. Материалы первой всероссийской конференции. Псков 20-24 ноября 1995 г. Часть 2. Христианство и древнерусская культура. СПб - Псков.
КУПРАНИС А.А. 1996. Новые сфрагистические находки из Новгорода и Белоозера // Новые археологические открытия и изучение культурной трансформации. Археологические изыскания, Вып. 31. РАН ИИМК, СПб.
ЛИХАЧЕВ Н. П. 1930. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики. Вып. 2. Л.
ЛИХАЧЕВ Н. П. 1991. Моливдовулы греческого Востока. М.
СКАБАЛАНОВИЧ Н. 1898. Византийское государство и церковь в XI в. СПб.
СОКОЛОВА И. В. 1983. Монеты и печати византийского Херсона. Л.
ЩАПОВ Я. Н. 1989. Государство и церковь Древней Руси X-XIII вв. М.
ЯНИН В. Л. 1970. Актовые печати Древней Руси Х - ХV вв. Т.1. М.
ЯНИН В. Л. 1978. Печать новгородского епископа Ивана Попьяна (1110 - 1130 гг.). // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. IX. Л.
ЯНИН В. Л. 1984. К хронологии новгородского летописания первой трети XIII в. // Новгородский исторический сборник. N 2(12). Л.
LAURENT V. 1963. Le corpus des sceaux de l"Empire Bуzantin. t. V: L"Eglise. Premiere partie. 1. L"Eglise de Constantinople . A. La Hierarchie. Paris; Planches. Paris, 1965.
LAURENT V. 1972. Le corpus des sceaux de l"Empire Bуzantin. t. V,3: L"Eglise. Supplement. Paris.
ZACOS G. 1984. Byzantine Lead Seals. Berne.

Примечания

Пользуюсь случаем поблагодарить М.П.Сотникову и К.В.Лепехину, оказавших содействие в изучении печатей, хранящихся в Отделе нумизматики Эрмитажа.

Номера соответствуют номерам прорисовок печатей на рис.1.

Мне известны три экземпляра печати: два находятся в коллекции Думбартон Окс(Laurent 1963. №782; Янин 1970. №41; DO 1991. №85.4, a,b, третий, найденный в Киеве, по информации любезно предоставленной П. Г. Гайдуковым, будет опубликован в третьем томе “Актовых печатей Древней Руси”. На всех фотографиях отчетливо видно, что топоним Россия, являющийся последним словом в легенде, передан в сокращенном варианте “РОС”. Непонятно почему, но все публикаторы упорно читают это слово как “РОСIА”, добавляя явно отсутствующую на печати строку.

Первые два экземпляра печати известны давно (ЛСА, XLV № 5-7; Лихачев 1930. 2; Янин 1970. № 43-1, 43-2). Третий, опубликованный в 1991 г. DO 1991. №85.2),отличается изображением на аверсе (несколько другая моделировка изображения св. Георгия, иное расположение колончатых надписей). По информации любезно предоставленной П. Г. Гайдуковым, печать оттиснутая этой же парой матриц найдена в Киеве и будет опубликована в третьем томе “Актовых печатей Древней Руси”.

|

Появление на Руси актовых печатей предположительно можно относить к дохристианскому времени, скорее всего, к последним годам княжения Игоря (912–945). Основной причиной зарождения обычая скрепления документов печатями следует считать необходимость удовлетворения дипломатических и торговых нужд многочисленных и постоянных контактов Руси и Византии. Именно поэтому на Руси утвердился византийский облик печатей, хотя изображения на них (тип) в основном были вполне самобытны и независимы от византийского влияния. Вполне вероятно, что первоначально печати употреблялись только в практике международных дипломатических отношений. Не случайно, что в письменных источниках печати впервые упоминаются в Повести временных лет именно в тексте договора князя Игоря с греками 945 г. – «ношаху посли печати злати, а гостье сребрени».

В настоящее время фонд древнерусских печатей Х–ХV вв. составляет более 2 тыс. экземпляров. Из них только около 7 % (163 экземпляра) сохранилось при различных актах, при этом из более чем 700 булл домонгольского времени ни одна не дошла при документе. Основная масса печатей найдена на Новгородском городище. Самая значительная находка была сделана в 1961–1962 гг. в Пскове при археологических раскопках Довмонтова города Псковского кремля. Здесь было найдено более 500 печатей, представляющих собой остатки какого-то архива начала ХVI в. Княжеские печати . Древнейшей известной в настоящее время печатью является свинцовая булла князя Святослава Игоревича (945–972), найденная в 1912 г. в Киеве при раскопках на территории Десятинной церкви. К сожалению, она была утеряна и пока не разыскана. На обеих сторонах этой печати помещено изображение княжеского знака в виде двузубца, окруженное непрочитанной надписью. Печати князей Х – первой половины ХI в. имеют название «булл архаической традиции» . На них, кроме княжеского знака, встречаются изображения розеток и святых. Все 16 печатей этой группы получили персональную атрибуцию. Кроме Святослава, они принадлежали князьям Изяславу Владимировичу (ум. 1001 г.), Изяславу Ярославичу, Святославу Ярославичу. На печатях Святослава Ярославича изображен его святой патрон Николай Мирликийский, а на другой стороне сам князь в княжеской шапке и с большим крестом в руке. На всех буллах Изяслава Ярославича на одной стороне изображен св. Дмитрий, а на другой – розетка, или княжеский знак. Розетка в древнерусских и византийских изображениях являлась знаком солнца. Княжеский знак окружен греческой надписью: «Господи, помоги рабу своему Димитрию». В.Л. Янин доказал, что печати архаической традиции восходят не к византийской сфрагистике, как считал Н.П. Лихачев, а к древнерусскому монетному типу. В середине ХI в. – на смену печатям архаической традиции приходят печати «греко-русского типа» . Какое-то короткое время (около двух десятилетий) печати этих типов сосуществуют. На одной стороне печати помещалось изображение святого тезоименитого владельцу буллы, а на другой – греческая благопожелательная надпись устойчивой формулы: «Господи, помоги рабу своему…». Этот тип печатей бытовал на Руси сравнительно недолго – до начала XII в. Среди этих печатей – буллы таких князей, как Всеволод Ярославич, его брат – смоленский князь Вячеслав Ярославич, Владимир Всеволодович Мономах и другие. Печати Владимира Мономаха (их известно более 25 экземпляров). На одной из булл, относимых к раннему периоду деятельности Владимира, помещена греческая надпись: «Печать Василия, благороднейшего архонта России, Мономаха», а на другой стороне – изображение св. Василия Кесарийского. На буллах киевского периода деятельности Мономаха (1113–1125) также изображен св. Василий Кесарийский, но греческая надпись уступает место русской: «Господи, помоги рабу своему Василию, князя русского» (другой вариант – «Господи, помоги рабу своему Василию).

С этого времени (после 1113 г.) В.Л. Яниным установлен важный факт деградации печатей киевских великих князей в 1130-х гг., а также практически одновременный расцвет княжеской сфрагистики в Новгороде. Церковные печати домонгольского времени . Древнейшей церковной печатью является булла митрополита Феопемпта (1037 – ок. 1043), присланного в Киев из Византии. На одной ее стороне изображен св. Иоанн Предтеча, а на другой строчная греческая надпись: «Господи, помоги Феопемпту, митрополиту России». На ранних печатях зависимость русской церкви от Константинополя выражается присутствием личной эмблемы патриарха. Однако уже на печатях митрополита Георгия (1068–1073) изображен его личный патрон – св. Георгий, но при сохранении греческой надписи. На рубеже XI–ХII вв. ярко проявилось стремление к унификации церковной буллы. Характер обязательной эмблемы церковных печатей приобретает изображение Богоматери типа «Знамение» впервые встречаемое на печатях митрополита Николая (руб. ХI–ХII вв.). Значительная часть известных домонгольских церковных печатей найдена за пределами древнерусского государства, главным образом в Константинополе. Это отражает международный характер некогда скрепленных ими документов. Следует заметить, что размеры печатей могут способствовать их датировке. Например, небольшие печати (диаметром до 25 мм) характерны в основном для XI–ХII вв., а более крупные (до 35–40 мм) – для ХIII–ХV вв. Печати Ратибора . В княжение Всеволода Ярославича (1054–1093) расширяется круг лиц, имевших право пользоваться собственными печатями. Известно 7 печатей, от пяти пар матриц. На лицевой стороне этих печатей помещено погрудное изображение св. Климента, папы римского, а на оборотной – надпись «От Ратибора». Ратибор – тмутараканский наместник великого киевского князя (с 1079 г.), затем киевский тысяцкий. Печати протопроедра Евстафия . Существовало 14 печатей с изображением св. Феодора и надписью на греческом языке: «Воззри на меня, протопроедра Евстафия». За исключением одной, все они найдены в Новгородской земле. Титул «протопроедр» можно дословно пере вести как «помощник», «советник» посадника. Печати с русской благопожелательной формулой . Древнерусские буллы с изображением святых на одной и надписью «Господи, помоги рабу своему...» (ок. 50 экз.). Часть этих печатей, несомненно, являются княжескими. В частности, к этому типу относится большинство известных печатей Владимира-Василия Мономаха. Однако не все. В.Л. Янин убедительно связал их с новгородскими посадниками времени княжения Всеволода Мстиславовича (1117–1136), при котором произошло оформление посадничьей буллы. Специально следует отметить, что данный тип печатей употреблялся посадниками только до 1136 г., когда в Новгороде произошло новое принципиальное разграничение юрисдикции между князьями и посадниками. Печати с надписью «ДЬНЬСЛОВО». Оригинальную группу древнерусских свинцовых печатей образуют буллы, на одной стороне которых изображен какой-либо святой, или Богоматерь, или шестикрылый Серафим, а на другой двух- или трехстрочная надпись «ДЬНЬСЛОВО» (ок. 35 экз., от 23 пар матриц). Б.А. Рыбаков предложил видеть в этих буллах печати тайной переписки. Этим самым допускается существование у каждого лица, имеющего право на пользование печатями, нескольких буллотириев для документов различного назначения. В.Л. Янин присоединился к истолкованию надписи, предложенному Н.П. Лихачевым, – «внутри слово». Печати с патрональными изображениями двух святых . Самая большая группа (423 булл, от 151 пары матриц). Это более половины фонда русских домонгольских печатей. Один из изображенных святых был тезоименит владельцу буллы, другой – его отцу. Таким образом, печать, казалось бы, сама называет своего владельца по имени и отчеству. Однако конкретная атрибуция этих печатей затруднена несколькими обстоятельствами. Предположим, что на печати изображены святые, Иоанн Предтеча и Федор Стратилат. Следовательно, владельца печати звали или Иван Федорович, или Федор Иванович, что уже предполагает два возможных решения. Главная же трудность заключается в том, что нам не известны христианские имена многих русских князей. Печати с изображением княжеского знака и святого . Одну из самых сложных для атрибуции групп печатей составляют буллы, на одной стороне которых изображен княжеский знак Рюриковичей (тамга) в различных вариантах, а на другой – святой. Таких печатей известно 59 экз., от 30 различных пар матриц.

8.2. Печати древнерусского государства

Появление на Руси актовых печатей предположительно можно относить к дохристианскому времени, скорее всего, к последним годам княжения Игоря (912–945). Основной причиной зарождения обычая скрепления документов печатями следует считать необходимость удовлетворения дипломатических и торговых нужд многочисленных и постоянных контактов Руси и Византии. Именно поэтому на Руси утвердился византийский облик печатей, хотя изображения на них (тип) в основном были вполне самобытны и независимы от византийского влияния. Вполне вероятно, что первоначально печати употреблялись только в практике международных дипломатических отношений. Не случайно, что в письменных источниках печати впервые упоминаются в Повести временных лет именно в тексте договора князя Игоря с греками 945 г. – «ношаху посли печати злати, а гостье сребрени».

В настоящее время фонд древнерусских печатей Х–Х V вв. составляет более 2 тыс. экземпляров. Из них только около 7 % (163 экземпляра) сохранилось при различных актах, при этом из более чем 700 булл домонгольского времени ни одна не дошла при документе. Основная масса печатей найдена на Новгородском городище. Самая значительная находка была сделана в 1961–1962 гг. в Пскове при археологических раскопках Довмонтова города Псковского кремля. Здесь было найдено более 500 печатей, представляющих собой остатки какого-то архива начала Х V I в.

Княжеские печати . Древнейшей известной в настоящее время печатью является свинцовая булла князя Святослава Игоревича (945–972), найденная в 1912 г. в Киеве при раскопках на территории Десятинной церкви. К сожалению, она была утеряна и пока не разыскана. На обеих сторонах этой печати помещено изображение княжеского знака в виде двузубца, окруженное непрочитанной надписью.

Печати князей Х – первой половины ХI в. имеют название «булл архаической традиции» . На них, кроме княжеского знака, встречаются изображения розеток и святых. Все 16 печатей этой группы получили персональную атрибуцию. Кроме Святослава, они принадлежали князьям Изяславу Владимировичу (ум. 1001 г.), Изяславу Ярославичу, Святославу Ярославичу. На печатях Святослава Ярославича изображен его святой патрон Николай Мирликийский, а на другой стороне сам князь в княжеской шапке и с большим крестом в руке. На всех буллах Изяслава Ярославича на одной стороне изображен св. Дмитрий, а на другой – розетка, или княжеский знак. Розетка в древнерусских и византийских изображениях являлась знаком солнца. Княжеский знак окружен греческой надписью: «Господи, помоги рабу своему Димитрию». В.Л. Янин доказал, что печати архаической традиции восходят не к византийской сфрагистике, как считал Н.П. Лихачев, а к древнерусскому монетному типу.

В середине ХI в. – на смену печатям архаической традиции приходят печати «греко-русского типа» . Какое-то короткое время (около двух десятилетий) печати этих типов сосуществуют. На одной стороне печати помещалось изображение святого тезоименитого владельцу буллы, а на другой – греческая благопожелательная надпись устойчивой формулы: «Господи, помоги рабу своему…». Этот тип печатей бытовал на Руси сравнительно недолго – до начала XII в. Среди этих печатей – буллы таких князей, как Всеволод Ярославич, его брат – смоленский князь Вячеслав Ярославич, Владимир Всеволодович Мономах и другие. Печати Владимира Мономаха (их известно более 25 экземпляров). На одной из булл, относимых к раннему периоду деятельности Владимира, помещена греческая надпись: «Печать Василия, благороднейшего архонта России, Мономаха», а на другой стороне – изображение св. Василия Кесарийского.

На буллах киевского периода деятельности Мономаха (1113–1125) также изображен св. Василий Кесарийский, но греческая надпись уступает место русской: «Господи, помоги рабу своему Василию, князя русского» (другой вариант – «Господи, помоги рабу своему Василию).

С этого времени (после 1113 г.) В.Л. Яниным установлен важный факт деградации печатей киевских великих князей в 1130-х гг., а также практически одновременный расцвет княжеской сфрагистики в Новгороде.

Церковные печати домонгольского времени . Древнейшей церковной печатью является булла митрополита Феопемпта (1037 – ок. 1043), присланного в Киев из Византии. На одной ее стороне изображен св. Иоанн Предтеча, а на другой строчная греческая надпись: «Господи, помоги Феопемпту, митрополиту России». На ранних печатях зависимость русской церкви от Константинополя выражается присутствием личной эмблемы патриарха. Однако уже на печатях митрополита Георгия (1068–1073) изображен его личный патрон – св. Георгий, но при сохранении греческой надписи. На рубеже XI–ХII вв. ярко проявилось стремление к унификации церковной буллы. Характер обязательной эмблемы церковных печатей приобретает изображение Богоматери типа «Знамение» впервые встречаемое на печатях митрополита Николая (руб. ХI–ХII вв.).

Значительная часть известных домонгольских церковных печатей найдена за пределами древнерусского государства, главным образом в Константинополе. Это отражает международный характер некогда скрепленных ими документов. Следует заметить, что размеры печатей могут способствовать их датировке. Например, небольшие печати (диаметром до 25 мм) характерны в основном для XI–ХII вв., а более крупные (до 35–40 мм) – для ХIII–Х V вв.

Печати Ратибора . В княжение Всеволода Ярославича (1054–1093) расширяется круг лиц, имевших право пользоваться собственными печатями. Известно 7 печатей, от пяти пар матриц. На лицевой стороне этих печатей помещено погрудное изображение св. Климента, папы римского, а на оборотной – надпись «От Ратибора». Ратибор – тмутараканский наместник великого киевского князя (с 1079 г.), затем киевский тысяцкий.

Печати протопроедра Евстафия . Существовало 14 печатей с изображением св. Феодора и надписью на греческом языке: «Воззри на меня, протопроедра Евстафия». За исключением одной, все они найдены в Новгородской земле. Титул «протопроедр» можно дословно пере вести как «помощник», «советник» посадника.

Печати с русской благопожелательной формулой . Древнерусские буллы с изображением святых на одной и надписью «Господи, помоги рабу своему...» (ок. 50 экз.). Часть этих печатей, несомненно, являются княжескими. В частности, к этому типу относится большинство известных печатей Владимира-Василия Мономаха. Однако не все. В.Л. Янин убедительно связал их с новгородскими посадниками времени княжения Всеволода Мстиславовича (1117–1136), при котором произошло оформление посадничьей буллы. Специально следует отметить, что данный тип печатей употреблялся посадниками только до 1136 г., когда в Новгороде произошло новое принципиальное разграничение юрисдикции между князьями и посадниками.

Печати с надписью «ДЬНЬСЛОВО». Оригинальную группу древнерусских свинцовых печатей образуют буллы, на одной стороне которых изображен какой-либо святой, или Богоматерь, или шестикрылый Серафим, а на другой двух- или трехстрочная надпись «ДЬНЬСЛОВО» (ок. 35 экз., от 23 пар матриц). Б.А. Рыбаков предложил видеть в этих буллах печати тайной переписки. Этим самым допускается существование у каждого лица, имеющего право на пользование печатями, нескольких буллотириев для документов различного назначения. В.Л. Янин присоединился к истолкованию надписи, предложенному
Н.П. Лихачевым, – «внутри слово».

Печати с патрональными изображениями двух святых . Самая большая группа (423 булл, от 151 пары матриц). Это более половины фонда русских домонгольских печатей. Один из изображенных святых был тезоименит владельцу буллы, другой – его отцу. Таким образом, печать, казалось бы, сама называет своего владельца по имени и отчеству. Однако конкретная атрибуция этих печатей затруднена несколькими обстоятельствами. Предположим, что на печати изображены святые, Иоанн Предтеча и Федор Стратилат. Следовательно, владельца печати звали или Иван Федорович, или Федор Иванович, что уже предполагает два возможных решения. Главная же трудность заключается в том, что нам не известны христианские имена многих русских князей.

Печати с изображением княжеского знака и святого . Одну из самых сложных для атрибуции групп печатей составляют буллы, на одной стороне которых изображен княжеский знак Рюриковичей (тамга) в различных вариантах, а на другой – святой. Таких печатей известно 59 экз., от 30 различных пар матриц.