Таможенная пошлина на нефтепродукты. Расчет экспортной пошлины: формула расчета пошлины на нефть

    До недавнего времени в РФ действовало налоговое обложение, условно называемое в соответствии с количественными показателями «60–66». Уменьшение коэффициента с 65 до 60 снизило экспортную пошлину на нефть почти на 7%, а ставки на нефтепродукты согласованы до величины в 66% от пошлины на нефть. При этом сохранялся высокий уровень платежа на экспортирование бензина – 90% от налоговых платежей за нефть.

    Правительство РФ в среднесрочной перспективе считает необходимым снижать вывозную пошлину ежегодно, но «аккуратно» – не более чем на 2-3%. А потери бюджета планируется компенсировать увеличением налога на добычу полезных ископаемых, поскольку налоговая база НДПИ шире, чем у экспортной пошлины.

    Расчет экспортной пошлины: новации 2015 г.

    «Налоговый маневр» по повышению НДПИ и снижению экспортных пошлин начал осуществляться с начала текущего года. Новая формула расчета пошлины на нефть с учетом льготных ставок способствовала тому, что для некоторых регионов нефтедобычи эти платежи вообще обнулились.

    В целом же по стране в феврале т.г. величина налогового бремени на экспорт нефти уменьшилась в 1,5 раза с $170,2 (в январе) до $112,9 за тонну. За два месяца изменились налоговые величины и по другим нефтепродуктам (за тонну):

    • высоковязкая нефть – $14,2 (снижение на 35,4%)
    • светлые нефтепродукты $54,1 (снижение на 33,7%)
    • темные – $85,8 (снижение на 33,6%)
    • товарный бензин – $88 (снижение на 33,3%)
    • тримеры и тетрамеры пропилена – $7,3 (снижение 33,6%)

    Обнулились платежи в казну на сжиженный газ, поскольку по формуле расчета экспортной пошлины при стоимости СУГ ниже 490 долларов за тонну выплаты снижаются до нулевых. В январе платежи составляли $48,2.

    НДПИ и вывозные пошлины

    С уменьшением экспортных платежей, как уже отмечалось, увеличилась нагрузка на недропользователей. Их налогообложение регулируется ст.334 НК РФ, а выплаты производятся по каждому имеющемуся в пользовании месторождению. Объектом налогообложения является нефть в стабилизированном, обессоленном или обезжиренном виде, а базовым показателем – количество или стоимость добытой нефти. Этот расчет выбирается налогоплательщиком однажды и не меняется до тех пор, пока месторождение используется.

    В ст.342 НК ставки НДПИ на 2015 г. определены в 530 руб. (2014 г. – 493 руб.), а в 2016 г. предполагается уровень в 559 руб. Однако после уменьшения экспортных пошлин с января 2015 года ставка по «черному золоту» увеличена до 766 руб. за тонну. Скорректированы и другие величины платежей, в частности, на газовый конденсат.


    Базовая ставка корректируется «плавающими» коэффициентами: Кц – стоимость нефти на мировых рынках; Кдв – степень выработанности месторождения; Кз – степень его запасов; Кд – сложность добычи нефти (от 0 до 1). Эта формула меняется лишь при необходимости дополнительных расчетов, исходя из особенностей добычи нефти конкретной компанией.

    Что касается расчетов таможенных вывозных платежей, для нефти сырой и некоторых нефтепродуктов создана методика, утвержденная Постановлением Правительства России.

    В частности, применяется формула Стнефть = 0, если средняя цена на «черное золото» на мировых рынках не выше $109,5 или Стнефть = 0,35 х (Цнефть – 109,5), если цена сложилась выше 109,6 и т.д. Т.е. в дальнейшем применяются коэффициенты 0,45, 0,6 в зависимости от градации стоимости нефти. Цнефть означает среднюю стоимость за период мониторинга цен сырой нефти на двух рынках – средиземноморском и роттердамском. Аналогичным образом вычисляется пошлина на другие виды нефти и углеводороды (в данном случае с применением коэффициентов К1, К2, К3, К4 – со значениями от 0 до 0,7).

    Приложение. Перечень утративших силу решений Правительства РФ

Постановление Правительства РФ от 29 марта 2013 г. N 276
"О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации"

3 января, 29 ноября, 20 декабря 2014 г., 30 ноября 2015 г., 30 марта, 27 апреля 2016 г., 19 июля, 9 ноября 2017 г., 12 апреля, 14 декабря 2018 г.

2. Ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, классифицируемую кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00 2709 00 900 1 , 2709 00 900 3 , 2709 00 900 2 , газового конденсата, классифицируемого кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00 100 1 , нефти сырой, классифицируемой кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00 900 9 и добываемой на Западно-Хоседаюском нефтяном месторождении им. Д. Садецкого, Колвинском нефтяном месторождении, Восточно-Мессояхском нефтегазоконденсатном месторождении и Красноленинском нефтегазоконденсатном месторождении (Восточно-Ингинский и Поттымско-Ингинский лицензионные участки), в количестве, не превышающем количество, которое установлено Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" для целей применения особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, рассчитывается по одной из формул:

При сложившейся за период мониторинга средней цене на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) до 109,5 доллара США за 1 тонну (включительно);

Ст нефть = К нефть 0,35 (Ц нефть - 109,5) - при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 109,5 доллара США за 1 тонну, но не более 146 долларов США за 1 тонну (включительно);

Ст нефть = К нефть (0,45 (Ц нефть - 146) + 12,78) - при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 146 долларов США за 1 тонну, но не более 182,5 доллара США за 1 тонну (включительно);

абзац пятый утратил силу с 26 декабря 2018 г. - Постановление

Ст нефть = К нефть (0,3 (Ц нефть - 182,5) + 29,2) - при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 182,5 доллара США за 1 тонну.

При этом:

Ц нефть - средняя за период мониторинга цена на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском);

К нефть - корректирующий коэффициент, принимаемый равным в соответствии с пунктом 4.1 статьи 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" 0,833 с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. включительно, 0,667 - с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. включительно, 0,5 - с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. включительно, 0,333 - с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. включительно, 0,167 - с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. включительно, 0 - с 1 января 2024 г.

3. Ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, классифицируемую кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00 900 1 , 2709 00 900 3 , и в отношении нефти сырой, классифицируемой кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00 900 9 и добываемой на Западно-Хоседаюском нефтяном месторождении им. Д. Садецкого, Колвинском нефтяном месторождении, Восточно-Мессояхском нефтегазоконденсатном месторождении и Красноленинском нефтегазоконденсатном месторождении (Восточно-Ингинский и Поттымско-Ингинский лицензионные участки) (за исключением нефти сырой, добываемой на указанных в примечании 8 решением подпунктом 4 пункта 5 статьи 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" для целей применения особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую), рассчитывается по особой формуле:

Средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за период мониторинга;

К - приростной коэффициент, принимаемый равным 36 процентам (для всех календарных месяцев, приходящихся на период с 1 января по 31 декабря 2016 г. включительно), 30 процентам (для всех календарных месяцев, начиная с 1 января 2017 г.).

При отрицательном значении , получаемом при расчете в соответствии с настоящим пунктом, значение принимается равным нулю.

4. Ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, классифицируемую кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00 900 1 , 2709 00 900 3 , 2709 00 900 9 , добываемую на указанных в примечании 8 к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54, месторождениях, если такая нефть сырая вывозится в количестве, превышающем количество, которое установлено подпунктом 4 пункта 5 статьи 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" для целей применения особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, рассчитывается в соответствии с пунктом 2 настоящей методики.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 26 декабря 2018 г. - Постановление Правительства России от 14 декабря 2018 г. N 1523

Положения пункт 5 применяются при расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, уплачиваемых начиная с 1 января 2019 г.

5. Ставка вывозной таможенной пошлины для сверхвязкой нефти, классифицируемой кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00 900 2 , рассчитывается по особой формуле:

Ст св = К нефть 0,1 К с ,

К нефть - корректирующий коэффициент, определяемый в соответствии с пунктом 2 настоящей методики;

К с - сумма 29,2 доллара США за 1 тонну и 30 процентов разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) в долларах США за 1 тонну и 182,5 доллара США.

При отрицательном значении Ст св , получаемом при расчете в соответствии с настоящим пунктом, значение Ст св принимается равным нулю.

Методика
расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 марта 2013 г. N 276)

С изменениями и дополнениями от:

1. В настоящей методике устанавливаются формулы, применяемые при расчете ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти.

2. Ставка вывозной таможенной пошлины на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, за исключением сжиженных углеводородных газов и товаров, предусмотренных пунктом 4 настоящей методики, рассчитывается по формуле:

,

К - расчетный коэффициент в отношении отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, за исключением сжиженных углеводородных газов, определенный согласно приложению ;

Ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, классифицируемую кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00 , за исключением нефти сырой, классифицируемой кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00 900 1 , 2709 00 900 3 , 2709 00 900 2 , и газового конденсата, классифицируемого кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00 100 1 методикой расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 276.

3. Ставка вывозной таможенной пошлины на сжиженные углеводородные газы, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2711 12 - 2711 19 000 0 , рассчитывается с учетом средней цены на сжиженные углеводородные газы на границе с Республикой Польша (DAF Брест), сложившейся за период мониторинга, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 154, по одной из формул:

- при средней цене до 490 долларов США за 1 тонну (включительно);

При средней цене выше 490 долларов США за 1 тонну, но не более 640 долларов США за 1 тонну (включительно);

При средней цене выше 640 долларов США за 1 тонну, но не более 740 долларов США за 1 тонну (включительно);

При средней цене выше 740 долларов США за 1 тонну.

При этом:

Расчетный коэффициент в отношении сжиженных углеводородных газов, равный 0;

Расчетный коэффициент в отношении сжиженных углеводородных газов, равный 0,5;

Расчетный коэффициент в отношении сжиженных углеводородных газов, равный 0,6;

Расчетный коэффициент в отношении сжиженных углеводородных газов, равный 0,7;

Средняя цена на сжиженные углеводородные газы в долларах США за 1 тонну, сложившаяся за период мониторинга, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 154.

4. Ставка вывозной таможенной пошлины на этан, бутан, изобутан, классифицируемые кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2901 10 000 1 , рассчитывается по формуле:

(с 1 января по 31 декабря 2015 г.);

(с 1 января по 31 декабря 2016 г.);

(с 1 января по 31 декабря 2017 г.);

(с 1 января по 31 декабря 2018 г.);

(с 1 января по 31 декабря 2019 г.);

(с 1 января по 31 декабря 2020 г.);

(с 1 января по 31 декабря 2021 г.);

(с 1 января 2022 г.),

где - ставка вывозной таможенной пошлины на сжиженные углеводородные газы, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2711 12 - 2711 19 000 0 , рассчитанная в соответствии с пунктом 3 настоящей методики.

_____________________________

* Для целей применения настоящего приложения товары определяются исключительно кодами ТН ВЭД ЕАЭС. Наименование позиции приведено только для удобства пользования.

С 1 апреля 2013 г. вступают в силу поправки к Закону о таможенном тарифе. Они вводят новый механизм установления ставок вывозных пошлин на сырую нефть и отдельные категории нефтепродуктов. Прежде ставки определялись в ежемесячных постановлениях Правительства РФ. Согласно поправкам оно утверждает формулы расчета ставок, в которых должна учитываться средняя цена на сырую нефть марки "Юралс" на мировых рынках за последний период мониторинга, проводимого Минэкономразвития России.

В связи с этим установлены формулы для расчета ставок вывозных пошлин на сырую нефть.

При этом предусматриваются особые формулы для сверхвязкой нефти, для нефти с особыми физико-химическими характеристиками, добываемой на определенных месторождениях.

Также утверждены новые формулы для расчета ставок экспортных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти. Это прямогонные бензины, тримеры и тетрамеры пропилена, легкие и средние дистилляты, дизельное топливо, товарные бензины, бензол, толуол, ксилолы, мазут, смазочные и прочие масла, отработанные нефтепродукты, вазелин и парафин, нефтяные кокс и битум.

Как и прежде, ставка на эти товары (кроме сжиженных углеводородных газов) рассчитывается следующим образом. Ставка вывозной пошлины на сырую нефть умножается на расчетный коэффициент.

Значения расчетных коэффициентов не изменились.

Ставка вывозной пошлины на сжиженные углеводородные газы рассчитывается с учетом сложившейся за период мониторинга средней цены на них на границе с Польшей (DAF Брест). Формулы тоже не изменились.

Минэкономразвития России ежемесячно рассчитывает ставки вывозных пошлин по соответствующим формулам. Оно размещает на своем официальном сайте информацию о них не позднее чем за 4 дня до начала их применения.

Постановление Правительства РФ от 29 марта 2013 г. N 276 "О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации"


Настоящее постановление вступает в силу с 1 апреля 2013 г.


Изменения распространяются


Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.


Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.


Владимир Хомутко

Время на чтение: 3 минуты

А А

От чего зависят размеры экспортных пошлин на нефтепродукты?

Любая экспортная пошлина устанавливается с целью:

  • пополнение бюджета государства;
  • поддержание цен внутреннего рынка на более низком уровне, нежели мировые цены на облагаемый продукт;
  • ограничение объема экспорта товаров, которые необходимы для нужд национальной экономики;
  • более полное насыщение внутреннего рынка конкретным видом продукции;
  • защита экономической государственной безопасности;
  • сдерживание вывоза сырья и продуктов его первичной переработки;
  • стимулирование экспорта товаров высокой степени обработки.

В том или ином виде, вывозная пошлина в настоящее время используется в сорока странах, в основном – либо развивающихся, либо относящихся к категории переходных экономик. Примерно в половине из них пошлина на экспорт используется на один – два товара, которые наиболее принципиальны для национальной экономики.

Экспортные сборы чаще всего применяют товарам, относящимся к природным ресурсам. 11 процентов всей мировой торговли такими ресурсами облагаются дополнительными таможенными сборами на вывоз, тогда как для всей мировой торговли прочими товарами эта цифра составляет 5 процентов.

С помощью таких экспортных сборов фактически устанавливаются дифференцированные цены (меньшие – для отечественных, большие – для зарубежных покупателей). Другими словами, таможенные пошлины на вывоз топлива, сырья и материалов являются скрытыми субсидиями для тех отечественных отраслей, которые эту продукцию потребляют. Подобные «специфические субсидии» осуществляются за счет государства и производителей этих ресурсов. В результате они несут потери из-за более низких внутренних цен.

В России таможенные сборы от экспорта приносят до 17,8 процентов всех бюджетных доходов и составляют до 6,8 процента ВВП. В общем объеме поступлений из этих источников доля пошлин на нефть и нефтепродукты составляет до 88-ми процентов. Основная часть – сборы на вывоз сырой нефти (примерно 63 процента от всех таможенных экспортных поступлений). Сборы на вывоз нефтепродуктов – чуть больше 25-ти процентов, на вывоз природного газа – чуть более десяти процентов.

Однако, в отечественной нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности регулирующая функция вывозных сборов работает плохо.

Это связано с системными проблемами по применению этого налогового инструмента, а также с недостаточной отлаженностью системы таможенных ставок на экспорт нефти и её производных.

Необходимость экспортных пошлин на нефтяное сырье и продукты его переработки

Отмена таких пошлин выгодна не только с экономической, но и с политической точки зрения.

В первом случае прекращение скрытого субсидирования внутрироссийской нефтепереработки, эффективность которой оставляет желать лучшего, позволит высвободить средства в размере 1,8 процента ВВП. Кроме того, искусственная ценовая поддержка путем обеспечение низкой цены на сырье (для нефтеперерабатывающего сектора российской экономики) и, как следствие, искусственное занижение цен на внутренние нефтепродукты, приводит к отсутствию у предприятий всех отраслей экономики стимула к преодолению своей отсталости в техническом плане. Снижение энергоемкости ВВП в таких условиях невозможно, экологическая ситуация вследствие избыточного внутреннего потребления нефтепродуктов – ухудшается, технического перевооружения не происходит.

Отмена вывозных сборов на нефтепродукты и сырую нефть – необходимое условие модернизации отечественной экономики. Однако поспешная и неподготовленная отмена таких пошлин существенно снизить доходную часть бюджета страны.

Поэтому необходимо разработать государственную программу, цель которой – компенсация недополученных средств за счет повышения налогов на добычу полезных ископаемых, введения налога на добавленный доход (НДД) или при помощи иных механизмов получения бюджетом части ресурсной ренты. Все это потребует серьезных системных преобразований в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслях, однако, с другой стороны, позволит сгладить последствия переноса внешних ценовых факторов на внутрироссийские цены.

Министерство энергетики РФ в лице его главы Александра Новака выступило с инициативой, предусматривающей полную отмену экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты к 2025 году.

Причем отмена будет происходить путем постепенного снижения таможенных ставок на вывоз этой продукции. Инициативу поддерживает и Министерство финансов РФ.

В настоящее время размер экспортных ставок меняется в рамках так называемого “налогового маневра”, при котором одновременно с понижением ставок экспортных сборов повышается размер налога на добычу полезных ископаемых.

В феврале 2017-го года были утверждены новые таможенные ставки на экспорт нефти и нефтепродуктов, которые в ступили в действие с 1-го марта.

Изменения коснулись следующих :

  • пошлина на экспорт сырой нефти – 39,5 долларов США за тонну (по сравнению с ранее действующей ставкой 52 доллара);
  • эта же ставка для вязкой нефти – 4,2 $ за тонну (было – 5,9);
  • пошлина на светлые нефтепродукты и масла – 15,8 $;
  • на темные нефтепродукты (мазут) – 32,3 $;
  • товарные бензины – 24 доллара;
  • прямогонного (нафта) – 28$ (было – 36,9);
  • кокс – 2,5$ (было – 3,3).

Нулевая льготная ставка остается для некоторых месторождений Восточно-Сибирского региона, месторождений Каспийского моря и Приразломного месторождения.

Нет соответствующих видео


С 1 марта этого года пошлина на экспорт российской нефти увеличится на 1,5 доллара – до 91 доллара за тонну. В феврале этот показатель составлял 89,5 доллара за тонну. Об этом сообщает российский Минфин.

За период с 15 января по 14 февраля 2017 года средняя стоимость нефти российской марки Urals составила 53,25 доллара за баррель (388,7 доллара за тонну), отмечает российское министерство в своем сообщении, которое опубликовано на его официальном сайте.

Также отмечается, что льготная ставка пошлины на «черное золото» для некоторых месторождений Восточной Сибири, месторождений на Каспии, а также Приразломного месторождения остается нулевой с 1 февраля 2015 года. Это связано с новой формулой расчета, которая принята в рамках налогового маневра в российской нефтяной отрасли.

Экспортная пошлина на высоковязкую нефть увеличится до 14,2 доллара с 13,9 доллара, а на светлые нефтепродукты и масла – до 27,3 доллара с 26,8 доллара за тонну. Повысится и экспортная пошлина на темные нефтепродукты – до 91 доллара с 89,5 доллара за тонну. Экспортная пошлина на товарный бензин вырастет до 27,3 доллара с 26,8 доллара, на прямогонный бензин (нафта) - до 50 долларов с 49,2 доллара за тонну.

Нулевой остается и пошлина на сжиженный природный газ (СПГ), на кокс она повысится до 5,9 доллара с 5,8 доллара за тонну.

В январе 2017 года увеличилась в 1,8 раза по сравнению с январем 2016 года – до 53,16 доллара за баррель. Годом ранее средняя стоимость Urals составлял 28,75 доллара за баррель.

Между тем в Минфине в конце 2016 года прогнозировали, что средняя цена российской экспортной марки нефти Urals в 2016 году составит 41 доллар за баррель, а в 2017-м - только 40.

Напомним, с 1 января 2015 года в России начали действовать изменения налогообложения нефтеотрасли - так называемый , который предполагает постепенное снижение пошлины на экспорт нефть и повышение НДПИ. Затем он был скорректирован в сторону увеличения финансовой нагрузки на компании. Ранее предполагалось в 2016 году снизить экспортную пошлину на нефть до 36%, но она осталась на уровне 42%.

Минувшим летом аудитор Счетной палаты РФ Сергей Штогрин заявил на совещании в Совете Федерации заметил, что нарушение базовых принципов налогового маневра в 2016 году даст весьма впечатляющий результат - оно принесло в бюджет 328,8 млрд рублей дополнительных доходов, то есть примерно в полтора раза больше, чем в 2015-м.

Тем не менее, если правительство намерено завершить маневр в 2017 году, то ему придется согласиться на применение коэффициента 30% для расчета экспортной пошлины на нефть. Таким образом, вывозные таможенные пошлины снизятся в 1,7 раза, на нефтепродукты - в 1,7-5 раз в зависимости от вида. Одновременно ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть должна вырасти в 1,7 раза, а на газовый конденсат - в 6,5 раза. :///