Гиперболоид - второе рождение. «Сокол-Эшелон» возвращается: стратегическая лазерная авиация России

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)

А-60 / 1А / ЛЛ1А / ОКР комплекс "Дрейф" 78Т6
А-60 / 1А2 / ЛЛ1А2 / ОКР комплекс "Сокол-Эшелон" 1ЛК222

Летающая лаборатория / специальный авиационный комплекс с лазерной экспериментальной установкой / лазерный комплекс авиационного базирования (ЛКАБ). Разработка проекта комплекса велась ТАНТК им. Г.М.Бериева совместно с НПО ЦКБ "Алмаз" (позже - концерн ПВО "Алмаз-Антей") главный конструктор комплекса - академик Б.В.Бункин. Разработка самолета-летающей лаборатории начата в ОКБ им. Г.М.Бериева в 1977 г. Главный конструктор самолета-летающей лаборатории 1А2 на базе Ил-76МД - Н.А.Степанов, заместитель главного конструктора - В.Д.Заремба, ведущий конструктор - Ю.А.Бондарев. Главный конструктор комплекса "Сокол-Эшелон" НПО "Алмаз" - Владимир Карачунский (2015 г., ист. - "Сокол" расправляет крылья ).

В июне 1965 г. состоялась встреча академиков А.М.Прохорова, М.Д.Миллионщикова и А.А.Расплетина в результате которой к работам по лазерной тематике в интересах ПВО и ПРО подключалось НПО «Алмаз». В августе 1973 года в НПО «Алмаз» на базе существующего подразделения было создано специальное конструкторское бюро по разработке лазерных систем (). В середине 1972 г., вероятно, после наземных испытаний прототипа газового лазера возникло предложение о размещении лазерной установки на авиационном носителе. Разработка комплекса была поручена НПО «Алмаз», источник электропитания разрабатывал завод «Дзержинец». Проведение летных испытаний летающей лаборатории было запланировано на 1979-1980 г.г., комплекса - на 1981 г. ().

Разработка лазерного комплекса воздушного базирования для борьбы с автоматическими дрейфующими аэростатами 78Т6 "Дрейф" начата в 1975 г. по тактико-техническому заданию, согласованному с ВВС в части комплекса в целом и с Войсками ПВО в части бортового лазерного комплекса. Начальником тематического отдела ЦКБ "Алмаз" по разработке комплекса «Дрейф» в 1978 году был назначен Мансуров Н.А. В Филиале Института атомной энергии им И.В.Курчатова при участии со стороны ЦКБ «Алмаз» Захарьева Л.Н., Поляшева Н.Н., Зуева Г.М., Феофилактова В.А., Морозова В.В. и др. успешно прошла отработка стендового образца полномасштабного лазера. Мансуров Н.А. и Цыганенко Н.В. руководили разработкой конструкторской документации и изготовлением аппаратуры бортового комплекса. В работе принимали участие и ТАНТК им. Г.М.Бериева и Казанский моторостроительный завод «Союз», где совместно с Зарембой В.Д., Бондаревым Ю.А., Богдановым В.А., Степановым Н.А., Фахрутдиновым И., Беляковым Ю. и др. решались производственные вопросы. Одновременно шла подготовка испытательной базы. В разработке методологии испытаний авиационного комплекса принимали участие инженеры-испытатели полигона Дашков Ю.А., Жиган И.П., Криштапович И.И., Майструк Ю.Г., Писаненко Ю.М., Телепанов Н.И. и др. Особое внимание уделялось подготовке будущих операторов бортового лазерного комплекса «Дрейф». С этой целью из числа выпускников Минского высшего инженерного зенитно-ракетного училища были отобраны четверо лучших специалистов по кантовой электронике и направлены на полигон для получения опыта испытаний лазерных средств. В ходе этой стажировки они прошли необходимое летное обучение, включая парашютную подготовку ().

Головным разработчиком лазерной установки мегаваттного класса было НПО "Астрофизика" - испытания прототипа установки, предназначенной для размещения на космической станции "Скиф", велись на самолете-лаборатории 1А. Собственно лазер мощностью 1 МВт создан в филиале института Курчатова в Красной Пахре ().

Первый полет первый экземпляр самолета-лаборатории А-60 / 1А совершил 19 августа 1981 г. (экипаж Е.А.Лахмостова). В 1983 г. на самолете завершен монтаж лазерного комплекса и начаты его испытания. По западным данным испытания комплекса были начаты в 1984 г. 22 сентября 1982 г. с помощью аналогичного наземного комплекса была поражена воздушная мишень. 27 апреля 1984 г. впервые с использованием ЛКАБ была поражена воздушная мишень, командир экипажа - Е.А.Лахмостов, оператор ЛКАБ - В.В.Карачунский (ист. - Цель на орбите ). Известно, что было выполнено несколько десятков полетов на применение лазерной установки по цели - стратосферному аэростату, находящемуся на высоте 30-40 км. Так же выполнялась стрельба по мишени Ла-17. В части источников указывается на то, что комплекс с самолетом А-60 создавался в качестве авиационного комплекса по программе " " (). В 1989 г. самолет 1А сгорел на авиабазе Чкаловский (см.ниже).

На втором самолете А-60 / 1А2 установлен модернизированный лазерный комплекс. Самолет совершил первый полет 29 августа 1991 г. (экипаж В.П.Демьяновского). В 1993 г. работы по самолету и лазерному комплексу были прекращены. В 2009 г. испытания самолета 1А2 возобновлены.

В некоторых источниках первую машину А-60 ошибочно называют "1А1" по аналогии с машиной 1А2. На самом деле самолет 1А2 создан, вероятнее всего, с использованием агрегатов и элементов планера самолета 1А и потому так и назван 1А2 - "1А второй" с сохранением и заводского и бортового номеров самолета 1А. Предположительно, так было сделано потому, что задание на работы по машине было оформлено как "восстановление" после пожара первой ЛЛ, то есть было не создание, а "воссоздание", хотя по сути получился почти новый самолёт.

Большую помощь в подготовке материала оказал историк авиации Алексей Коваль.


Экипаж и специалисты у ЛЛ1А2 после выполнения 1-го испытательного полета. Слева-направо: Карачунский В. В., Андреев М. Г., Сердюков В. И., Заремба В.Д., Бабич К. В., Шкондин Д. Ф., Демьяновкий В. П., Калюжный Г. Г., Твердохлеб Л. В. 29 августа 1991 г. (Газета "Стрела", ГСКБ "Алмаз-Антей", №4 / 2014 г.).


Летные эксперименты на ЛЛ 1А2 были ориентированы на отработку технологий сопровождения (по предварительному целеуказанию) космических аппаратов (КА) и наведению на них лазерного излучения с борта самолета. При проведении этих работ в полете со стопроцентным результатом обеспечено обнаружение и угловое сопровождение нескольких десятков КА различного назначения, а также угловое наведение на них оптической оси средств транспортировки излучения. Впервые в отечественной практике 28 августа 2009 года осуществлен комплексный эксперимент, в котором при наведении лазерного луча с борта ЛЛ 1А2 на КА AJISAI с высотой орбиты 1500 км зарегистрирован отраженный сигнал (ист. - "Сокол" расправляет крылья).

С 2003 г. начата ОКР "Сокол-Эшелон" ("Сокол-В"), головной исполнитель - концерн ПВО "Алмаз-Антей", соисполнитель по созданию опытного СО-лазера - КБ химавтоматики (г.Воронеж). В ходе выполнения ОКР предполагаются испытания опытной лазерной установки с СО-лазером. По состоянию на 2011 г. (см.источник) КБХА ведет выпуск конструкторской документации, проводятся работы по изготовлению и испытаниям отдельных узлов и агрегатов установки, в кооперации с другими предприятиями изготавливается опытная материальная часть, на стендах проводятся экспериментальные работы по подтверждению основных физических принципов работы установки. В рамках ОКР «Кильблок» разрабатывается промышленная технология комплексных наземных испытаний установки. Завершение ОКР предполагается в 2015 году ().


Фактически работы по ОКР "Сокол-Эшелон" - создание и испытание экспериментального лазерного комплекса 1ЛК222 - начаты концерном ПВО "Алмаз-Антей" в 2005 г. Позже (в 2011 г.) эмблема ОКР обнаружена на самолете А-60 / 1А2. 2 сентября 2006 г. с ТАНТК им.Бериева в/ч 21055 заключила контракт на проведение НИР "Дуэлянт" - испытания модернизированного экспериментального лазерного комплекса с самолетом 1А2. По неподтвержденным официально данным, испытательные полеты самолета велись до 2010 г. включительно (ист. - "Сокол" расправляет крылья). Это подтверждается Годовымо отчетом ГСКБ "Алмаз-Антей" за 2011 г. согласно которому НИР "Дуэлянт" была завершена в 2009 г. Хотя позже и сообщалось, что в 2011 г. велись испытания по НИР "Дуэлянт" (). В статье, опубликованной в №2 за 2011 год журнала "Военный Парад" , начальник Департамента вооружения Министерства обороны России А.В. Гуляев заявил, что "лазерный комплекс воздушного базирования функционального поражения оптико-электронных систем КА в перспективной системе ПРО США ("Сокол-Эшелон") войдет в перспективную систему ПВО" ().

К лету 2011 г. самолет находится на аэродроме ТАНТК им.Бериева в Таганроге и по слухам готовится к демонтажу специального оборудования и списанию. Всего было построено два экзепмляра, второй самолет несколько отличается конструктивно от первого.

13 ноября 2012 г. газета "Известия" сообщает о планируемом на 2013 г. возобновлении работ по летающей лаборатории с лазерной установкой А-60. Работы планируется вести совместно концерном ПВО "Алмаз-Антей", ТАНТК им.Бериева и КБХА (г.Воронеж). Согласно сообщению "Известий" планируется создание лазера, поражающего корпуса самолетов, ракет и спутников. Информация оценивается нами как крайне сомнительная, но, вероятно, очередной этап ОКР "Сокол-Эшелон" действительно начнется в 2013 г. в случае финансирования проекта.

В феврале 2010 г. в СМИ прошло сообщение о возобновлении работ по лазерному оружию воздушного базировани на платформе Ил-76МД-90А с двигателями ПС-90А-76. Концерн ВКО «Алмаз-Антей», ТАНТК имени Г.М. Бериева и предприятие «Химпромавтоматика» в Воронеже получили задание на создание авиационного комплекса с «лазером, способным прожигать корпуса самолетов, спутников и баллистических ракет». Самолет Ил-76МД-90А, переоборудованный для этой цели, в октябре 2014 года совершил первый полет и 24 ноября 2014 г. прибыл в Таганрог для установки лазерного комплекса. Доработка машины и ее наземная отработка продолжались два года, и 4 октября 2016 г. в СМИ прошло сообщение о начале летных испытаний преемника А-60. Как следует из слов заместителя министра обороны Российской Федерации Юрия Борисова, «продолжаются летные эксперименты, результаты которых подтверждают правильность принятых решений» ().

Конструкция - самолет-летающая лаборатория создан на базе транспортного самолета Ил-76МД с некоторыми изменениями конструкции. В носовой части фюзеляжа вместо метеорологической РЛС установлен бульбообразный обтекатель со специальной аппаратурой. Вероятно, в обтекателе размещена антенна РЛС или лидар системы прицеливания лазерной установки, для наведения установки на цель. По бокам фюзеляжа под обтекателями располагались турбогенераторы энергосистемы, обеспечивающей работу лазерного комплекса. Заменена на более мощную штатная вспомогательная силовая установка. Створки грузового люка сняты, а сам люк зашит. Доработаны двери в фюзеляже, отсутствуют передние аварийные выходы.

Лазерная установка выполнена без обтекателя - она убирается в фюзеляж. В верхней части фюзеляжа между крылом и килем расположены створки, состоящие из нескольких сегментов. Створки убираются внутрь фюзеляжа и лазерная установка поднимается в образующийся проём. На самолете 1А2 лазерная установка расположена под обтекателем-"горбом" в фюзеляже за крылом - конструктивно размещение установки отличается от самолета 1А.

"Работа" лазерной установки осуществляется через открытое самолетное выводное устройство (СВУ, ист. - Цель на орбите ).


Проекции самолета А-60 / 1А (графика - А.И.Сальников, "Авико-Пресс").


Двигатели : 4 х ТРДД Д-30КП 2-й серии с тягой по 12000 кг, на самолете дополнительно установлено два турбогенератора АИ-24ВТ мощностью по 2.1 МВт и вспомогательная силовая установка заменена на более мощную.

ТТХ самолета :
Экипаж - 4 чел + 10 операторов

Длина - 46.86 м
Размах крыла - 50.5 м
Высота - 14.76 м
Площадь крыла - 300 кв.м

Масса взлетная максимальная - 179000 кг
Масса пустого - 92000 кг

Скорость максимальная - 850 км/ч
Скорость крейсерская - 700 км/ч
Дальность - 8200 км
Потолок практический - 13800 м
Высота эшелона испытаний - 10000 м (ист. - Цель на орбите )

Оборудование : в 1970-е годы под руководством академика О.Н.Фаворского в МНПО «Союз» был создан уникальный газодинамический лазер мощностью 180 кВт, работавший на воздухе, отбираемом от ТРД Р-27В-300. Использовались штатные системы отбора воздуха (расход - 10 кг/сек), ранее используемого для самолетов ВВП. Подобного непрерывно работающего ГД-лазера с удельной мощностью 18 кВт/Н более нигде не было. Конструкция успешно испытывалась в работе на базе ВВС в Чкаловском. По рассказу самого О.Н. Фаворского: "Работы по газодинамическому лазеру шли в то время, под грифом «совершенно секретно». Сейчас, за давностью лет и закрытием тем, вся эта информация уже вполне доступная для печати. Это был конкурент электроразрядному импульсному лазеру. Он был и легче и меньше его. Его испытывали в Монино. Была делегация военных, возглавлял её Павел Степанович Кутахов. Поставили стальную плиту в ладонь толщиной, включили лазер и прожгли сквозную дыру примерно 50х50 мм".

Наведение лазерной установки самолета 1А осуществлялось с использованием астрокоррекции (ист. - Цель на орбите ).

ТТХ установки из эскизного проекта ОКР "Дрейф" (78Т6, ист. - "Разработки ЦКБ "Алмаз" 1947-1977 г.г.):
Рабочее вещество химического лазера - CO2, N2, He
Мощность излучения - 1 МВт
Время работы лазера с одной заправки - 50 сек
Угловая расходимость излучения - 0.00015 рад
Дальность поражения аэростата - до 40 км
Число поражаемых за вылет аэростатов - 4-25 шт
Наведение на цель - РЛС, лазерный локатор
Дальность обнаружения и сопровождения цели - 70 / 50 км
Точность наведения - 0.00007-0.0001 рад


Эскизный проект ОКР авиационного комплекса "Дрейф" на базе самолета-лаборатории Ил-76 ЦКБ "Алмаз" ("Разработки ЦКБ "Алмаз" 1947-1977 г.г.).

РЛС "Ладога" для обнаружения аэростатов разрабатывалась НИИ Радиостроения, главный конструктор А.Ф.Макуренков для самолета А-60. Вероятно, планировалось создание лазерного комплекса для поражения аэростатов. Поздний вариант РЛС - "Ладога-3" создан в 1990 г. ().
Диаметр антенны РЛС - 1.5 м


РЛС обнаружения аэростатов "Ладога". М узей корпорации "Фазотрон-НИИР", 2004-2005 г.г. (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru).


Непрерывный газодинамический СО-лазер разработки КБ химавтоматики (КБХА) мощностью 1 МВт создавался в рамках программы НПО "Астрофизика" по лазерной установке космического базирования для космической станции 17Ф19Д "Скиф-Д" (вероятно, "Скиф-Дрейф"). КБХА создан бортовой космический газодинамический лазер РД-0600, работающий на газообразных компонентах топлива (ведущие конструкторы - В.П.Кошельников, Г.И.Завизион, В.Ю.Гутерман). Лазер большой мощности, работающий по принципу преобразования тепловой энергии активной газовой среды, полученной при неравновесном расширении в сверхзвуковой сопловой решетке, в электромагнитное излучение с длиной волны 10,6 мкм. ГДЛ РД-0600 прошел полный цикл стендовой отработки на специальном стенде с оптической трассой. Возможно, что испытания прототипа СО-лазера РД-0600 мощностью 100 кВт - велись на самолете-летающей лаборатории 1А (не подтверждено ).

Создано семейство стендовых образцов ГДЛ с мощностью излучения от 10 до 600 кВт при удельном энергосъеме 5-10 Дж/г, а также бортовой космический ГДЛ РД-0600, работающий на газообразных компонентах топлива. ГДЛ РД-0600 прошел полный объем стендовой отработки. Для отработки ГДЛ создан специальный стенд с оптической трассой для исследования взаимодействия излучения с различными материалами. На стенде отработаны методика юстировки зеркал, измерение параметров ГДЛ, фокусировка луча на объект. Проведен комплекс теоретических и экспериментальных исследований ГДЛ СО2 — лазеров на жидких компонентах: дицианацетилене и закиси азота, с целью создания лазерной установки с повышенными удельно-энергетическими характеристиками ().

ТТХ РД-0600:
Мощность излучения - 100 кВт
Окислитель - кислород
Горючее - газообразная окись углерода
Балласт - газообразный азот
Температура газа в генераторе - 1580 К
Суммарный расход топлива - 12 кг/с
Длина - 1820 мм
Ширина - 2140 мм
Высота - 680 мм


Судя по разного рода отрывочным данным на самолете А-60 / 1А2 испытывается лазер разработки КБХА для системы "ослепления" космических средств наблюдения в рамках ОКР "Сокол-Эшелон" концерна ПВО "Алмаз-Антей". В рамках этой ОКР велось создание и испытания экспериментального лазерного комплекса 1ЛК222 (головной разработчик - ГСКБ "Алмаз-Антей"). По итогам работы на конец 2011 г. разработана рабочая конструкторская документация изделия 1ЛК222 и его составных частей в согласованном с Заказчиком (Министерство обороны России) объёме; проведено макетирование и испытания макетов отдельных устройств 1ЛК222; проведена оценка достижимых характеристик изделия 1ЛК222 с применением комплексного математического моделирования; разработано аппаратно-программное обеспечение изделия 1ЛК222; проведено уточнение технических параметров и порядка функционирования изделия 1ЛК222 с учётом обслуживания основных объектов работы. В перспективе планируется создание стационарного комплексного стенда систем формирования и наведения изделия 1ЛК222 ().


Эмблема программы "Сокол-Эшелон" на борту А-60 / 1А2, ТАНТК им.Бериева в Таганроге, 21 мая 2011 г. (фото - Иван Савицкий, http://russianplanes.net/id44064).


Статус : СССР / Россия

1989 г. - самолет 1А находится на аэродроме ГК НИИ ВВС Чкаловский, в 1989 г. самолет сгорел при пожаре на земле. Самолет с вечера стоял полностью заправленный и подготовленный к утренней работе. Перед рассветом техники проникли внутрь для того, чтобы слить себе немного спирта, но т.к. ряд систем был под напряжением, возникло замыкание и начался пожар. Техники, чтобы им не попало, тут же выскочили наружу, закрыли и опечатали машину, и стали внутренний пожар (уже было видно задымление) тушить снаружи. Подоспевший наряд пожарных был без допуска работы внутри секретного объекта, поэтому пока получали разрешение, языки пламени стали вырываться наружу, и последовала команда "Бегом от машины!" Через несколько секунд последовал взрыв, при котором погиб один человек, команды не слышавший (он был с другой стороны самолета).

1997 г. - самолет 1А2 базируется в Таганроге ().


- 2005 г. 11 мая - согласно http://maps.google.com самолет А-60 / 1А2 находится на аэродроме ТАНТК им.Бериева. Предположительно самолет более не менял аэродром базирования.


Самолет А-60 / 1А2 (слева) на аэродроме ТАНТК им.Бериева в Таганроге, весна 2009 г. или ранее, фото обработано ().


- 2009 г. май - возобновлены испытательные полеты 1А2 (г.Таганрог).

2009 г. 28 августа - осуществлен комплексный эксперимент, в котором при наведении лазерного луча с борта летающей лаборатории А-60 на космический аппарат с высотой полета 1500 км был зарегистрирован отраженный сигнал.

2010 г. - последние полеты на испытания лазерного комплекса (ист. - "Сокол" расправляет крылья).


Самолет-лаборатория А-60 / 1А2 на аэродроме ТАНТК им.Бериева в Таганроге, 21 мая 2011 г. (фото - Nikolay, http://russianplanes.net/id44023).


- 2011 г. - частично демонтировано оборудование лазерного комплекса самолета-лаборатории.


- 2012 г. 13 ноября - газета "Известия" сообщают о планируемом на 2013 г. возобновлении работ по летающей лаборатории с лазерной установкой А-60. Работы планируется вести совместно концерном ПВО "Алмаз-Антей", ТАНТК им.Бериева и КБХА (г.Воронеж). Согласно сообщению "Известий" планируется создание лазера, поражающего корпуса самолетов, ракет и спутников. Информация оценивается нами как крайне сомнительная, но, вероятно, очередной этап ОКР "Сокол-Эшелон" действительно начнется в 2013 г. в случае финансирования проекта. Ожидается модернизация оборудования лазерного комплекса. Завершение модернизации представители ТАНТК им.Бериева предполагают до конца 2013 г.

2014 г. апрель - газета "Стрела" ГСКБ "Алмаз-Антей" сообщает, что завершаются наземные стендовые испытания и отработка экпериментальной аппаратуры бортового лазерного комплекса нового поколения. В ближайшее время планируется разместить экспериментальный БЛК нового поколения на ЛЛ1А2, провести наземные стыковочные работы и начать его испытания, после завершения которых начнутся предварительные, а затем летно-конструкторские и государственные испытания образца ЛКАБ на новом самолете (ист. - Цель на орбите ).


Ил-76МД-90А серийный №01-04 передается на ТАНТК им.Бериева для оборудования самолета А-60СЭ, 29.04.2015 г. ().


Реестр А-60 (по состоянию на 03.07.2012 г.):
№пп Наименование Сер.№ Заводской № Борт № Первый полет Примечание
01 23-04 0013430893
СССР-86879 19.08.1981 г.
Первый полет - экипаж Е.А.Лахмостова
- 1989 г. - самолет находился на аэродроме Чкаловский ГК НИИ ВВС, самолет сгорел на земле при подготовке к испытаниям.
02 1А2
23-04
0013430893 СССР-86879 (1991 г.)
RA-86879
29.08.1991 г.
Самолет 1А2 создан, вероятнее всего, с использованием агрегатов и элементов планера самолета 1А и потому так и назван 1А2 - "1А второй" с сохранением и заводского и бортового номеров самолета 1А. Предположительно, так было сделано потому, что задание на работы по машине было оформлено как "восстановление" после пожара первой ЛЛ, то есть было не создание, а "воссоздание", хотя по сути получился почти новый самолёт.

Первый полет - экипаж В.П.Демьяновского
- 2011 г. лето - муссируются слухи о списании самолета, находится на аэродроме ТАНТК им.Бериева в Таганроге

04 А-60СЭ / 2А?
01-04 RF-78652 04.10.2016 г. - 29 апреля 2015 г. - Ил-76МД-90А (серийный №01-04, первый полет 30.12.2014 г.) передан ТАНТК им.Бериева (г.Таганрог) для оборудования самолета-лаборатории А-60СЭ ("Сокол-Эшелон", )

04.10.2016 г. - первый полет летающей лаборатории типа А-60 на базе Ил-76МД-90А по данным СМИ (). Название "2А" предположительное.

Источники :
ВЭБ поддержит Бе-200. Сайт http://www.aviaport.ru/conferences/35523/176.html , 2009 г.
Годовой отчет ОАО ГСКБ концерна ПВО "Алмаз-Антей" за 2011 г. 2012 г. ().
Годовой отчет ОАО КБХА за 2011 г.. г.Воронеж, 2012 г. ().
А-60. Сайт http://www.airwar.ru , 2011 г.
А-60. Сайт http://ru.wikipedia.org , 2012 г.
А-60. Сайт http://www.testpilot.ru , 2003 г.
Завьялов В.С. О работе в КБХМ им.А.М.Исаева и не только об этом ().
Михайлов А., Волошин В. Минобороны возобновит создание боевого лазера. Известия. 13.11.2012 г. ().
"Сокол" расправляет крылья. // Стрела. №7 / 2015 г.
Цель на орбите. Газета "Стрела", ГСКБ "Алмаз-Антей", №4 / 2014 г.

Новейшую модификацию Ил-76МД-90А ульяновского завода «Авиастар» оснастят боевым лазером.

14 сентября Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева (ТАНТК) опубликовал на сайте госзакупок информацию о выполнении этапа составной части опытно-конструкторской работы по теме «Эргономическое обеспечение разработки самолета А-60СЭ».

В связи с этим блог bmpd, который ведут эксперты Центра анализа стратегий и технологий, отмечает : индекс СЭ в таганрогской заявке означает современное название проекта «Сокол-Эшелон».

— По известным данным первый серийный Ил-76МД-90А № 01−03 передан на ТАНТК для достройки в качестве нового самолета ДРЛО А-100 по ОКР «Премьер», — говорится в посте блога. — Как сообщалось на одном из профильных форумов второй серийный самолет (№ 01−04) также был передан в апреле этого года не в ВВС, а в Таганрог для создания на его базе лазерного комплекса воздушного базирования в развитие летающей лаборатории А-60.

Отметим, что в СССР под шифром А-60 скрывался лазерный комплекс авиационного базирования (ЛКАБ). На нем отрабатывались задачи борьбы с разведывательными спутниками и ракетами противника. Над проектом работали также специалисты ТАНТК им. Г.М.Бериева совместно с ЦКБ «Алмаз».

Тогда было создано два самолета, однако уцелел только один — 1991 года постройки. Дебютный полет первый экземпляр самолета-лаборатории А-60/1А1 совершил 19 августа 1981 года, а в 1984-ом им впервые была поражена воздушная мишень. Известно, что всего было выполнено несколько десятков полетов на применение лазерной установки по цели — стратосферному аэростату, находящемуся на высоте 30−40 км.

Но в 1993 году работы по самолету и лазерному комплексу были прекращены. Однако есть данные о том, что в 2003 году была снова открыта ОКР — именно под шифром «Сокол-Эшелон». А в 2012-ом появилась информация, что концерн ПВО «Алмаз-Антей», ТАНТК и Воронежская фирма «Химпромавтоматика» получили техзадание на создание лазера, способного прожигать корпуса самолетов, спутников и баллистических ракет.

В США также долгое время занимались созданием боевой лазерной установки на базе модифицированного грузового самолета Boeing 747−400 °F (Boeing YAL-1, ABL — AirBorne Laser), который планировалось использовать для противоракетной обороны. Как сообщали американские СМИ, в феврале 2010 года эта установка сумела поразить две баллистические ракеты на разгонном участке полета. Однако последующие испытания провалились, и в 2011 году Министерство обороны США признало разработку не применимой на практике и дорогостоящей. В итоге носитель боевого лазера в феврале 2012 года был отправлен на хранение на площадку 309-й группы по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники (AMARG), более известной как «Кладбище» (The Boneyard).

Военный эксперт, историк Александр Широкорад замечает: с начала 70-х годов руководство ВС СССР проявляло огромный интерес к разработкам по лазерной тематике.

— Кроме лазерной установки воздушного базирования, существовали такие программы, как «Терра-3» (над ней работал Нобелевский лауреат по физике Николай Басов ), проект под названием 1К17 «Сжатие» — прототип мобильной лазерной пушки на базе самоходной гаубицы «Мста-С», велись работы по космическому аппарату «Скиф», способному нести на себе лазерную пушку, и наземным лазерным комплексам «Стилет».

Но первоначально лазерные установки планировалось размещать на космических платформах, станциях и летательных аппаратах для уничтожения планировавшихся тогда к размещению США на орбите Земли спутников-перехватчиков. Теоретически лазер мог эффективно действовать в космосе. Но все существующие установки были привязаны к стационарным источникам энергии, что не отвечало требованиям военного космоса, где нужна была автономность. В итоге задачи по отработке лазерного оружия руководством Советского Союза была возложены на Военно-морской флот. Мощную силовую установку (так по документам называлась лучевая пушка) было решено установить на надводном корабле.

В 1976-ом главком ВМФ адмирал Сергей Горшков утвердил задание на переоборудование среднего десантного корабля проекта 770 СДК-20 в опытовое судно проекта 10030 «Форос». На нем планировалось испытать лазерный комплекс «Аквилон», предназначенный для поражения корабельных оптико-электронных средств и экипажей кораблей противника. Первый лазерный выстрел с корабля был произведен весной 1980 года, причем сразу же было достигнуто попадание в мишень. В ходе последующих испытаний удалось сбить лучом лазера «низколетящую ракету» — скорее всего, ПТУРС типа «Фаланги». Но отмечу, что если стрельба длилась пару секунд, то на подготовку к ней потребовалось более суток (!).

Для испытания более мощного лазера в 1978 году в Ленинграде приступили к переоборудованию сухогруза «Диксон» в носитель лазерного оружия. Все работы были засекречены, получили название «Тема «Айдар». Первый свой лазерный залп «Диксон» произвел летом 1980 года с дистанции четыре километра по мишени на берегу. Но и тогда КПД луча составил всего лишь 5% - энергию луча «съели» испарения влаги с поверхности моря.

Таким образом, для вооружения надводных кораблей лазер был явно негоден, хотя этой идеей поначалу и загорелся адмирал Горшков.

Замечу, что после раздела Черноморского флота в 90-х экспериментальное судно «Диксон» с первой в мире боевой лазерной системой отошло к Украине, где было продан на металлолом. По одним источникам — в Индию, по другим — в США (в западных СМИ была информация, что в трюме одного судна из СССР представители Пентагона нашли 35-мегаваттные силовые генераторы, после чего любая информацию о технических возможностях новейшего советского оружия была засекречена).

В США регулярно проходят испытания лазерного оружия, что с большой помпой освещается в СМИ. Американцам удалось на полигоне в Калифорнии при идеальных погодных условиях распилить тонкой корпус ракеты (какой — неизвестно). Они смогли также сбить лазером какие-то маленькие мишени, типа беспилотников, сожгли двигатель надувной лодки с небольшого расстояния.

Но, по большому счету, все это — показуха. Эксперименты проводятся в специфических условиях, сродни лабораторным, и ни о каких испытаниях войскового уровня (в условиях низкой температуры, повышенной влажности воздуха, плохой видимости) не может быть и речи. Скажем, в 90-х Басов, отвечая на вопрос об итогах лазерной программы «Терра-3», сказал следующее: «Ну, мы твердо установили, что никто не сможет сбить боеголовку баллистической ракеты лазерным лучом, и мы здорово продвинули лазеры…».

«СП»: — То есть направление перспективное, но пока в реальных боевых действиях существующие лазеры не могут быть применены?

— Наверное, лазерное оружие может применяться в каких-то отдельных спецоперациях, в качестве средств подавления оптико-электронных систем и разведки (для выявления отражения от оптических прицелов биноклей, линз смотровых устройств), для контрснайперской борьбы, в прицелах снайперских винтовок и ПТУР, а также в космосе. Для этого, кстати, необязательно выводить туда носитель. В частности, лазер воздушного базирования, в принципе, может уничтожить какие-то космические аппараты по следующей схеме: самолет летит на высоте 15 км и осуществляет воздействие на объект, но не уничтожает, а просто выводит его из строя.

Руководитель Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Григорий Тищенко говорит, что лазерное направление все-таки нужно развивать, так за этими технологиями будущее.

— Несмотря на то, что в декабре 2011 года Пентагон закрыл программу разработки боевого лазера воздушного базирования ABL, который планировалось использовать для ПРО, работы по лазерной тематике там все равно идут. Американцы делают лазер наземного и морского базирования.

При работах с Boeing YAL-1 заокеанские специалисты столкнулись со следующими проблемами: со сложностью наведения лазера на цель, с прохождением луча через атмосферу, с точностью его выдерживания. В общем, была масса технических проблем, решение которым наука пока найти не может, хотя самолет был готов.

Замечу, что стоимость работ была очень высока. Как известно, в США нет ни одной крупной программы вооружения, которая бы укладывалась в первоначальные суммы. По данным из открытых источников, на финансирование программы американские военные потратили 5 млрд. долларов. А в США планировали построить восемь таких машин, чтобы они, попеременно сменяя друг друга, могли нести непрерывное дежурство в воздухе.

В России работы в этом направлении ведутся (что не раз находило подтверждение в различных публикациях), однако на уровне НИОКР. Говорить о лазере воздушного базирования как о какой-то системе вооружения, которая в среднесрочной перспективе могла быть принята на вооружение для уничтожения МБР, пока не приходится.

«СП»: — А какой принцип действия лазера воздушного базирования? Он не прожигает, а «ослепляет» оптические головки самонаведения баллистических ракет и спутниковые системы наблюдения?

— Высокоточную ракету, например, класса «воздух-воздух», имеющую инфракрасную головку наведения, можно «ослепить» и таким образом отвести от цели. Но боеголовка МБР имеет высокую защищенность, которую поразить лазером существующей мощности невозможно.

В Америке речь шла о поражении МБР на участке ее выведения, то есть на старте. Если твердотопливные ракеты поразить тяжелее из-за меньшей воспламеняемости топлива (т.н. инициирование взрывоопасного испарения), то стенки жидкостных более тонкие. Но для этого требуется огромные лазерные установки с аккумуляторами гигантских размеров, разместить которые на самолетах в обозримом будущем невозможно.

Надо понимать, что воздействие на цель лазером может быть осуществлено двумя способами — импульсным и непрерывным. Но для импульсного кратковременного воздействия должна быть крайне высокая мощность, а для непрерывного — обеспечение удержание точки на цели.

Член-корреспондент РАРАН, доктор военных наук Константин Сивков также говорит, что сегодня в мировых СМИ сильно абсолютизируют лазерную тему, что в корне ошибочно.

— Установка лазера на боевых кораблях в интересах ПРО позволит его применить только в условиях, когда отсутствует облачность или туман. А туман на море — явление достаточно распространенное. Для решения задач ПРО встают вопросы прохождения луча через атмосферу и удержания его на цели. А вот поражение оптического оборудования возможно, так как оно применяется в условиях ясной погоды, когда лазер эффективен.

Но работы по этому направлению все равно надо продолжать, потому что за этим оружием будущее, особенно если идет речь о применении его в космосе. Для него не нужен боекомплект, при грамотном использовании лазера может быть обеспечено неограниченное количество выстрелов.

Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева (ТАНТК) на сайте госзакупок поместил интересную информацию. Наименование закупки звучит как выполнение этапа составной части опытно-конструкторской работы по теме «Эргономическое обеспечение разработки самолета А-60СЭ».

Эксперты тут же распознали индекс СЭ как проект «Сокол-Эшелон», а под шифром А-60 «прячется» летающая лаборатория на базе самолета Ил-76, которая использует передовые разработки в области боевого лазера. В качестве способа закупки на сайте указана закупка у единственного поставщика. «Экономика сегодня» выясняла подробности проекта.

Сегодня передовыми державами в области разработки лазерного оружия являются Россия, США и Китай. О самых перспективных проектах этих стран мы рассказывали ранее. Первые российские решения датируются еще 60-ми годами 20 века, когда проект высокомощных лазеров находился в ведении выдающихся советских инженеров Николая Басова и Михаила Прохорова.

А-60 эксперты единодушно считают лучшим достижением советской лазерной программы. В советские годы на летающей лаборатории стояла лазерная установка «Скиф-Д». Во время перестройки проект заморозили, но впоследствии он получил новую жизнь и теперь известен как «Сокол-Эшелон». Испытания программы ведутся с 2005 года, а в 2009 году СЭ уже продемонстрировал первые успехи, поразив условную цель в полутора тысячах километров над землей.

По словам руководителя Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Григория Тищенко , в России разработки ведутся на уровне научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. «В качестве полноценной системы вооружения лазер воздушного базирования сегодня воспринимать не стоит», - говорит эксперт. Как объясняет Тищенко, принцип работы лазера следующий: он воздействует на цель либо импульсным, либо непрерывным образом. В первом случае необходима высокая мощность, во втором длительность удержания точки на цели.

Пока лазеры воспринимаются скорее как средства радиоэлектронной борьбы или оружие контрразведки. Но несколько лет назад появилась информация, что ТАТНК, КБ «Химпромавтоматика» и концерн ПВО «Алмаз-Антей» получили техническое задание на создание лазера, способного прожигать корпуса самолетов и ракет. Позже в «Химпромавтоматике» говорили о создании компактного газодинамического лазера мощностью 100 киловатт. Но современные технологии позволяют говорить пока только об «ослеплении» ракет. Ту же ракету «воздух-воздух», по словам Тищенко, можно отвести от цели, направив лазер на инфракрасную головку наведения.

Лазерное оружие на сегодня наиболее перспективное направление среди средств противоракетной обороны. И продолжающаяся работа над проектом «Сокол-Эшелон» очередное тому подтверждение. В будущем же несколько летающих лабораторий, оснащенных боевыми лазерами, будут в состоянии сдерживать любое ракетное вооружение, в том числе межконтинентальные баллистические ракеты.

Андрей Петров


Летающая лаборатория / специальный авиационный комплекс с лазерной экспериментальной установкой / лазерный комплекс авиационного базирования (ЛКАБ). Разработка проекта комплекса велась ТАНТК им. Г.М.Бериева совместно с ЦКБ "Алмаз" (главный конструктор - академик Б.В.Бункин) и позже концерном "Алмаз-Антей". Главный конструктор самолета-летающей лаборатории 1А2 на базе Ил-76МД - Н.А.Степанов, заместитель главного конструктора - В.Д.Заремба, ведущий конструктор - Ю.А.Бондарев. Разработка самолета-летающей лаборатории начата в ОКБ им. Г.М.Бериева в 1977 г. Головным разработчиком лазерной установки мегаваттного класса было НПО "Астрофизика" - испытания прототипа установки, предназначенной для размещения на космической станции "Скиф", велось на -лаборатории 1А1. Собственно лазер мощностью 1 МВт создан в филиале института Курчатова в Красной Пахре ().

Первый полет первый экземпляр самолета-лаборатории А-60 / 1А1 совершил 19 августа 1981 г. (экипаж Е.А.Лахмостова). В 1983 г. на самолете завершен монтаж лазерного комплекса и начаты его испытания. По западным данным испытания комплекса начаты в 1984 г. 27 апреля 1984 г. впервые с использованием ЛКАБ была поражена воздушная мишень, командир экипажа - Е.А.Лахмостов, оператор ЛКАБ - В.В.Карачунский (ист. - Цель на орбите ). Известно, что было выполнено несколько десятков полетов на применение лазерной установки по цели - стратосферному аэростату, находящемуся на высоте 30-40 км. Так же выполнялась стрельба по мишени Ла-17. В части источников указывается на то, что комплекс с самолетом А-60 создавался в качестве авиационного комплекса по программе "Терра-3 " (). В 1989 г. самолет 1А1 сгорел на авиабазе Чкаловский.

На втором самолете А-60 / 1А2 установлен модернизированный лазерный комплекс. Самолет совершил первый полет 29 августа 1991 г. (экипаж В.П.Демьяновского). В 1993 г. работы по самолету и лазерному комплексу были прекращены.

Экипаж и специалисты у ЛЛ1А2 после выполнения 1-го испытательного полета. Слева-направо: Карачунский В. В., Андреев М. Г., Сердюков В. И., Заремба В.Д., Бабич К. В., Шкондин Д. Ф., Демьяновкий В. П., Калюжный Г. Г., Твердохлеб Л. В. 29 августа 1991 г. (Газета "Стрела", ГСКБ "Алмаз-Антей", №4 / 2014 г.).


С 2003 г. начата ОКР "Сокол-Эшелон" ("Сокол-В"), головной исполнитель - концерн ПВО "Алмаз-Антей", соисполнитель по созданию опытного СО-лазера - КБ химавтоматики (г.Воронеж). В ходе выполнения ОКР предполагаются испытания опытной лазерной установки с СО-лазером. По состоянию на 2011 г. (см.источник) КБХА ведет выпуск конструкторской документации, проводятся работы по изготовлению и испытаниям отдельных узлов и агрегатов установки, в кооперации с другими предприятиями изготавливается опытная материальная часть, на стендах проводятся экспериментальные работы по подтверждению основных физических принципов работы установки. В рамках ОКР «Кильблок» разрабатывается промышленная технология комплексных наземных испытаний установки. Завершение ОКР предполагается в 2015 году ().

Фактически работы по ОКР "Сокол-Эшелон" - создание и испытание экспериментального лазерного комплекса 1ЛК222 - начаты концерном ПВО "Алмаз-Антей" в 2005 г. Позже (в 2011 г.) эмблема ОКР обнаружена на самолете А-60 / 1А2. 2 сентября 2006 г. с ТАНТК им.Бериева в/ч 21055 заключила контракт на проведение НИР "Дуэлянт" - испытания модернизированного экспериментального лазерного комплекса с самолетом 1А2. По неподтвержденным официально данным, испытательные полеты самолета велись до 2009 г. как минимум. Это подтверждается Годовымо отчетом ГСКБ "Алмаз-Антей" за 2011 г. согласно которому НИР "Дуэлянт" была завершена в 2009 г. Хотя позже и сообщалось, что в 2011 г. велись испытания по НИР "Дуэлянт" (). В статье, опубликованной в №2 за 2011 год журнала "Военный Парад" , начальник Департамента вооружения Министерства обороны России А.В. Гуляев заявил, что "лазерный комплекс воздушного базирования функционального поражения оптико-электронных систем КА в перспективной системе ПРО США ("Сокол-Эшелон") войдет в перспективную систему ПВО" ().

К лету 2011 г. самолет находится на аэродроме ТАНТК им.Бериева в Таганроге и по слухам готовится к демонтажу специального оборудования и списанию. Всего было построено два экзепмляра, второй самолет несколько отличается конструктивно от первого.

13 ноября 2012 г. газета "Известия" сообщает о планируемом на 2013 г. возобновлении работ по летающей лаборатории с лазерной установкой А-60. Работы планируется вести совместно концерном ПВО "Алмаз-Антей", ТАНТК им.Бериева и КБХА (г.Воронеж). Согласно сообщению "Известий" планируется создание лазера, поражающего корпуса самолетов, ракет и спутников. Информация оценивается нами как крайне сомнительная, но, вероятно, очередной этап ОКР "Сокол-Эшелон" действительно начнется в 2013 г. в случае финансирования проекта.

Конструкция - самолет-летающая лаборатория создан на базе транспортного самолета Ил-76МД с некоторыми изменениями конструкции. В носовой части фюзеляжа вместо метеорологической РЛС установлен бульбообразный обтекатель со специальной аппаратурой. Вероятно, в обтекателе размещена антенна РЛС или лидар системы прицеливания лазерной установки, для наведения установки на цель. По бокам фюзеляжа под обтекателями располагались турбогенераторы энергосистемы, обеспечивающей работу лазерного комплекса. Заменена на более мощную штатная вспомогательная силовая установка. Створки грузового люка сняты, а сам люк зашит. Доработаны двери в фюзеляже, отсутствуют передние аварийные выходы.

Лазерная установка выполнена без обтекателя - она убирается в фюзеляж. В верхней части фюзеляжа между крылом и килем расположены створки, состоящие из нескольких сегментов. Створки убираются внутрь фюзеляжа и лазерная установка поднимается в образующийся проём. На самолете 1А2 лазмерная установка расположена под обтекателем-"горбом" в фюзеляже за крылом - конструктивно размещение установки отличается от самолета 1А1.

"Работа" лазерной установки осуществляется через открытое самолетное выводное устройство (СВУ, ист. - Цель на орбите ).


Проекции самолета А-60 / 1А (графика - А.И.Сальников, "Авико-Пресс").


Двигатели : 4 х ТРДД Д-30КП 2-й серии с тягой по 12000 кг, на самолете дополнительно установлено два турбогенератора АИ-24ВТ мощностью по 2.1 МВт и вспомогательная силовая установка заменена на более мощную.

ТТХ самолета :
Экипаж - 4 чел + 10 операторов

Длина - 46.86 м
Размах крыла - 50.5 м
Высота - 14.76 м
Площадь крыла - 300 кв.м

Масса взлетная максимальная - 179000 кг
Масса пустого - 92000 кг

Скорость максимальная - 850 км/ч
Скорость крейсерская - 700 км/ч
Дальность - 8200 км
Потолок практический - 13800 м
Высота эшелона испытаний - 10000 м (ист. - Цель на орбите )

Оборудование : в 1970-е годы под руководством академика О.Н.Фаворского в МНПО «Союз» был создан уникальный газодинамический лазер мощностью 180 кВт, работавший на воздухе, отбираемом от ТРД Р-27В-300. Использовались штатные системы отбора воздуха (расход – 10 кг/сек), ранее используемого для самолетов ВВП. Подобного непрерывно работающего ГД-лазера с удельной мощностью 18 кВт/Н более нигде не было. Конструкция успешно испытывалась в работе на базе ВВС в Чкаловском. По рассказу самого О.Н. Фаворского: "Работы по газодинамическому лазеру шли в то время, под грифом «совершенно секретно». Сейчас, за давностью лет и закрытием тем, вся эта информация уже вполне доступная для печати. Это был конкурент электроразрядному импульсному лазеру. Он был и легче и меньше его. Его испытывали в Монино. Была делегация военных, возглавлял её Павел Степанович Кутахов. Поставили стальную плиту в ладонь толщиной, включили лазер и прожгли сквозную дыру примерно 50х50 мм".

Наведение лазерной установки самолета 1А осуществлялось с использованием астрокоррекции (ист. - Цель на орбите ).

РЛС "Ладога" для обнаружения аэростатов разрабатывалась НИИ Радиостроения, главный конструктор А.Ф.Макуренков для самолета А-60. Вероятно, планировалось создание лазерного комплекса для поражения аэростатов. Поздний вариант РЛС - "Ладога-3" создан в 1990 г. ().
Диаметр антенны РЛС - 1.5 м


РЛС обнаружения аэростатов "Ладога". М узей корпорации "Фазотрон-НИИР", 2004-2005 г.г. (фото - Евгений Ерохин,http://www.missiles.ru).


Непрерывный газодинамический СО-лазер разработки КБ химавтоматики (КБХА) мощностью 1 МВт создавался в рамках программы НПО "Астрофизика" по лазерной установке космического базирования для космической станции 17Ф19Д "Скиф-Д". КБХА создан бортовой космический газодинамический лазер РД-0600, работающий на газообразных компонентах топлива (ведущие конструкторы - В.П.Кошельников, Г.И.Завизион, В.Ю.Гутерман). Лазер большой мощности, работающий по принципу преобразования тепловой энергии активной газовой среды, полученной при неравновесном расширении в сверхзвуковой сопловой решетке, в электромагнитное излучение с длиной волны 10,6 мкм. ГДЛ РД-0600 прошел полный цикл стендовой отработки на специальном стенде с оптической трассой. Возможно, что испытания прототипа СО-лазера РД-0600 мощностью 100 кВт - велись на самолете-летающей лаборатории 1А1 (не подтверждено ).

Создано семейство стендовых образцов ГДЛ с мощностью излучения от 10 до 600 кВт при удельном энергосъеме 5–10 Дж/г, а также бортовой космический ГДЛ РД-0600, работающий на газообразных компонентах топлива. ГДЛ РД-0600 прошел полный объем стендовой отработки. Для отработки ГДЛ создан специальный стенд с оптической трассой для исследования взаимодействия излучения с различными материалами. На стенде отработаны методика юстировки зеркал, измерение параметров ГДЛ, фокусировка луча на объект. Проведен комплекс теоретических и экспериментальных исследований ГДЛ СО2 - лазеров на жидких компонентах: дицианацетилене и закиси азота, с целью создания лазерной установки с повышенными удельно-энергетическими характеристиками ().

ТТХ РД-0600:
Мощность излучения - 100 кВт
Окислитель - кислород
Горючее - газообразная окись углерода
Балласт - газообразный азот
Температура газа в генераторе - 1580 К
Суммарный расход топлива - 12 кг/с
Длина - 1820 мм
Ширина - 2140 мм
Высота - 680 мм

Судя по разного рода отрывочным данным на самолете А-60 / 1А2 испытывается лазер разработки КБХА для системы "ослепления" космических средств наблюдения в рамках ОКР "Сокол-Эшелон" концерна ПВО "Алмаз-Антей". В рамках этой ОКР велось создание и испытания экспериментального лазерного комплекса 1ЛК222 (головной разработчик - ГСКБ "Алмаз-Антей"). По итогам работы на конец 2011 г. разработана рабочая конструкторская документация изделия 1ЛК222 и его составных частей в согласованном с Заказчиком (Министерство обороны России) объёме; проведено макетирование и испытания макетов отдельных устройств 1ЛК222; проведена оценка достижимых характеристик изделия 1ЛК222 с применением комплексного математического моделирования; разработано аппаратно-программное обеспечение изделия 1ЛК222; проведено уточнение технических параметров и порядка функционирования изделия 1ЛК222 с учётом обслуживания основных объектов работы. В перспективе планируется создание стационарного комплексного стенда систем формирования и наведения изделия 1ЛК222 ().


Эмблема программы "Сокол-Эшелон" на борту А-60 / 1А2, ТАНТК им.Бериева в Таганроге, 21 мая 2011 г. (фото - Иван Савицкий, http://russianplanes.net/id44064).


Статус : СССР / Россия

1989 г. - самолет 1А1 находится на аэродроме ГК НИИ ВВС Чкаловский, в 1989 г. самолет сгорел при пожаре на земле. Самолет с вечера стоял полностью заправленный и подготовленный к утренней работе. Перед рассветом техники проникли внутрь для того, чтобы слить себе немного спирта, но т.к. ряд систем был под напряжением, возникло замыкание и начался пожар. Техники, чтобы им не попало, тут же выскочили наружу, закрыли и опечатали машину, и стали внутренний пожар (уже было видно задымление) всячески суетиться и тушить снаружи. Подоспевший наряд пожарных был без допуска работы внутри секретного объекта, поэтому пока получали разрешение, языки пламени стали вырываться наружу, и последовала команда "Бегом от машины!" Через несколько секунд последовал взрыв, при котором погиб один человек, команды не слышавший (он был с другой стороны самолета).

2005 г. 11 мая - согласно http://maps.google.com самолет А-60 / 1А2 находится на аэродроме ТАНТК им.Бериева. Предположительно самолет более не менял аэродром базирования.

2009 г. 28 августа - осуществлен комплексный эксперимент, в котором при наведении лазерного луча с борта летающей лаборатории А-60 на космический аппарат с высотой полета 1500 км был зарегистрирован отраженный сигнал.


Самолет-лаборатория А-60 / 1А2 на аэродроме ТАНТК им.Бериева в Таганроге, 21 мая 2011 г. (фото - Nikolay,http://russianplanes.net/id44023).


- 2011 г. - частично демонтировано оборудование лазерного комплекса самолета-лаборатории.

2012 г. 13 ноября - газета "Известия" сообщают о планируемом на 2013 г. возобновлении работ по летающей лаборатории с лазерной установкой А-60. Работы планируется вести совместно концерном ПВО "Алмаз-Антей", ТАНТК им.Бериева и КБХА (г.Воронеж). Согласно сообщению "Известий" планируется создание лазера, поражающего корпуса самолетов, ракет и спутников. Информация оценивается нами как крайне сомнительная, но, вероятно, очередной этап ОКР "Сокол-Эшелон" действительно начнется в 2013 г. в случае финансирования проекта. Ожидается модернизация оборудования лазерного комплекса. Завершение модернизации представители ТАНТК им.Бериева предполагают до конца 2013 г.

2014 г. апрель - газета "Стрела" ГСКБ "Алмаз-Антей" сообщает, что завершаются наземные стендовые испытания и отработка экпериментальной аппаратуры бортового лазерного комплекса нового поколения. В ближайшее время планируется разместить экспериментальный БЛК нового поколения на ЛЛ1А2, провести наземные стыковочные работы и начать его испытания, после завершения которых начнутся предварительные, а затем летно-конструкторские и государственные испытания образца ЛКАБ на новом самолете (ист. - Цель на орбите ).

Реестр А-60 (по состоянию на 03.07.2012 г.):

№пп Наименование Сер.№ Заводской № Борт № Первый полет Примечание
01

СССР-86879 19.08.1981 г.
Первый полет - экипаж Е.А.Лахмостова
- 1989 г. - самолет находился на аэродроме Чкаловский ГК НИИ ВВС, самолет сгорел на земле при подготовке к испытаниям.
02 1А2
0013430893

СССР-86879 (1991 г.)
RA-86879
29.08.1991 г.
Первый полет - экипаж В.П.Демьяновского
- 2011 г. лето - муссируются слухи о списании самолета, находится на аэродроме ТАНТК им.Бериева в Таганроге
03 1А3 ? По неподтвержденным данным в 1993 г. на аэродроме ТАНТК им.Бериева в Таганроге находился третий самолет-летающая лаборатория, самолет готовили к разделке. Прим. - крайне сомнительная информация, по данным ТАКТК им.Бериева всего было построено 2 самолета.

Боевой самолет России А-60 / Фото: i.ytimg.com

Новый российский боевой самолет А-60 сможет уничтожать объекты противника с помощью высокоточного лазера. Об этом сообщил в субботу ТАСС советник первого заместителя генерального директора Концерна "Радиоэлектронные технологии" ( , входит в Ростех), разрабатывающего его бортовой комплекс обороны, Владимир Михеев.

«Россия ведет работы над самолетом, оснащенным лазерным вооружением нового поколения, речь идет о самолете, известном из открытых источников под индексом А-60, проект реализуется в рамках опытно-конструкторских работ "Сокол-Эшелон"»

"У него будет сверхточная навигация, ведь чтобы узкие лучи оружия этого самолета попадали в объекты, экипаж должен с высокой точностью определять местоположение в пространстве", - рассказал В. Михеев.

По словам В. Михеева, оружие А-60 будет настолько мощным, что от него придется защищать и сам самолет. "Мы понимаем, что авионику данного самолета необходимо дорабатывать под те задачи, для которых он предназначен. Так как этот самолет будет иметь на борту силовые лазеры, мы должны защитить все системы жизнеобеспечения воздушного судна от воздействия собственного оружия", - пояснил он.

По словам специалиста, на любом летательном аппарате подавляющее большинство авионики производится КРЭТ. Новый самолет является сугубо специальным, поэтому на его борту будет мощная система электропитания и защиты от радиоэлектронного воздействия противника.

Кроме того, добавил В. Михеев, "этот самолет будет иметь очень мощный бортовой комплекс обороны, так как на него будут нацелены самые современные средства поражения". "Я думаю, что на нем будет установлен комбинированный комплекс радиоэлектронной борьбы с элементами "Витебска", "Хибин" и целого ряда других систем для эффективной защиты", - добавил собеседник агентства.

Ранее источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что Россия ведет работы над самолетом, оснащенным лазерным вооружением нового поколения. По его словам, речь идет о самолете, известном из открытых источников под индексом А-60. По данным СМИ, проект реализуется в рамках опытно-конструкторских работ "Сокол-Эшелон".

Попытки создать летающий лазер предпринимались еще в советское время. Первый экземпляр самолета А-60, созданного на базе Ил-76МД , поднялся в воздух в 1981 году. Несколько лет назад СМИ сообщали, что проект был возобновлен.

Работы над авиационным лазером велись и в США, однако в конце 2011 года программа, в рамках которой был создан экспериментальный боевой самолет Boeing YAL-1, была свернута.


Техническая справка

В середине 70-х годов ОКБ было поручено создание специального авиационного комплекса, необходимого для решения ряда важных военно-технических задач в интересах обеспечения обороноспособности страны. Предстояло решить множество сложных научно-технических и инженерных проблем. Очень многое делалось впервые не только в отечественной, но и в мировой практике, что требовало проведения просто гигантского объема различных опытно-конструкторских работ.

Поэтому с 1977 г. в ОКБ начинается создание летающей лаборатории изделие "1А" для отработки основных технических решений нового специализированного авиационного комплекса. Работы по этой теме проводились в широкой кооперации с предприятиями и научными организациями всей страны, но основным партнером ОКБ было ЦКБ "Алмаз".


Фото: www.aviaport.ru

Базовым самолетом для создания летающей лаборатории стал самолет Ил-76МД (СССР-86879), на котором в интересах размещения специального оборудования были проведены глубокие доработки сильно изменившие внешний вид самолета. В носовой части вместо штатного метеорадара установлен бульбообразный обтекатель со специальной аппаратурой. По бокам фюзеляжа под обтекателями располагались турбогенераторы уникальной энергосистемы, обеспечивающей работу специального комплекса. В связи с большим энергопотреблением также пришлось заменить штатную ВСУ. Для питания лазера и сопутствующей аппаратуры по бокам носовой части были установлены турбогенераторы, как на Ил-76ПП.

Оригинально было решено размещение лазерной пушки: чтобы не портить аэродинамику самолета еще одним обтекателем, пушку сделали убирающейся. Верх фюзеляжа между крылом и килем был вырезан и заменен огромными створками, состоящими из нескольких сегментов. Они убирались внутрь фюзеляжа, а затем наверх вылезала башенка с пушкой.




За крылом имелись выступающие за контур фюзеляжа обтекатели с профилем, подобным профилю крыла. Грузовая рампа сохранялась, но створки грузового люка были сняты, а люк зашит металлом.() Ф4а() Впервые в воздух летающую лабораторию "1А" поднял 19 августа 1981 г. экипаж возглавляемый летчиком-испытателем Е.А.Лахмостовым. 29 августа 1991 г., экипаж во главе с летчиком-испытателем В.П.Демьяновским, поднял в воздух вторую летающую лабораторию, получившую наименование "1А2". На ее борту размещался новый вариант специального комплекса, модифицированный по результатам испытаний проведенных на "1А".


Фото: www.aviaport.ru

Доработку самолета выполнял Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г.М. Бериева и Таганрогский машиностроительный завод им. Георгия Димитрова, выпускавший А-50 и противолодочные самолеты Ту-142.

О ходе испытаний отечественного боевого лазера ничего не известно, поскольку они были совершенно секретными. Единственно что пока можно сказать, что было выполнено несколько десятков работ по цели (стратосферный аэростат), находящейся на высотах 30-40 км. Кроме того выполнялись стрельбы по и мишени Ла-17. Эту машину по некоторым сведениям ждала незавидная участь - самолет сгорел дотла на авиабазе Чкаловская (Подмосковье)


Фото: www.aviaport.ru

Сгорел самолет так. Он с вечера стоял полностью заправленный и подготовленный к утренней работе. Перед рассветом техники проникли внутрь для того, чтобы слить себе немного спирта, но т.к. ряд систем был под напряжением, возникло замыкание и начался пожар. Техники, чтобы им не попало, тут же выскочили наружу, закрыли и опечатали машину, и стали внутренний пожар (уже было видно задымление) всячески суетиться и тушить снаружи. Подоспевший наряд пожарных был без допуска работы внутри секретного объекта, поэтому пока получали разрешение, языки пламени стали вырываться наружу, и последовала команда "Бегом от машины!" Через несколько секунд последовал взрыв, при котором погиб один человек, команды не слышавший (он был с другой стороны самолета). Возможно был еще один самолет А-60, который в 1993 г. в г.Таганроге стоял подготовленный к разделке.

Работы на летающей лаборатории "1А2" по усовершенствованию и модификации специального комплекса и его систем продолжаются по настоящее время. Главным конструктором по этой теме является Н.А. Степанов.


Изображение: www.aviaport.ru

Тактико-технические показатели

Модификация А-60 А-60
Размах крыла, м
50.5
Длина самолета, м
46.86
Высота самолета, м
14.76
Площадь крыла, м²
300.0
Масса, кг:
пустого самолета - 92000;
максимальная взлетная - 179000
Тип двигателя
4 ТРДД Д-30КП сер. 2
Тяга, кН
4 х 12000
Калибр головной части гранаты, мм 40-105
Скорость, км/ч:
максимальная - 850;
крейсерская - 700
Практическая дальность, км
8200
Практический потолок, м
13800
Экипаж, чел
4 + 10 операторов
Вооружение:
лазерная пушка