Самолет с 130 геркулес. Военно-морской флот и морская пехота США. Коробка передач и сцепление

Руководство ВВС США, учитывая рекомендации группы экспертов командования воздушных перебросок, решило приступить к реализации программы AMP. В результате ее выполнения предполагается провести модернизацию бортового оборудования средних транспортных самолетов С-130, после чего они получат дополнительное обозначение "X". Кроме этого, рассматриваются предложения экспертов, которые касаются, в частности, усовершенствования силовых установок и приобретения 150 новейших самолетов типа C-130J -30.

О С-130J хотелось бы сказать особо. В современной ситуации в сфере конкуренции транспортных самолетов "Локхид-Мартин" сумела найти свою наиболее выгодную нишу. Фирма изыскала необходимые средства и в кратчайшие сроки разработала программу глубокой модернизации своих транспортников в условиях окончания «холодной войны» и резкого сокращения военных бюджетов НАТО и других стран. Новая и, пожалуй, самая эффективная модернизация С-130 получила индекс "J" и обозначение "Геркулес-2". Здесь даже бывалому авиатору есть чему удивиться: самолет, по сути дела, не просто предлагается к модернизации, а с 1997 года возобновился в новом качестве после многих лет перерыва в серийном производстве. Это лишний раз говорит о том, сколь широкие возможности были заложены изначально в его конструкции.

Главные отличия C-130J от предшественников состоят в замене двигателей на более мощные «Аллисон» АЕ21100-3 с шестилопастными воздушными винтами и в установке новейшей авионики. Крейсерская скорость C-130J возросла на 21%, а дальность с полной нагрузкой достигла 4087 км. К тому же длина разбега при взлете уменьшилась на треть. Что же касается цены C-130J, то она относительно невысока и в зависимости от комплектации составляет 50-70 млн. долл. Для примера стоит назвать другой транспортник, скажем, С-17"Глобмастер". Его цена... более 300 млн. долл. по карману лишь заказчикам из USA.

Однако наибольший интерес состоит в том, что с такой "дешевизной" C-130J сразу становится прямым конкурентом Ан-70, несмотря на то, что последний явно выигрывает по стоимости - всего 30 млн. долл. Но абсолютное превосходство остается все же за "Геркулесом": C-130J уже летает и сертифицирован. Вопрос же выбора нового ВТС европейскими странами НАТО еще только решается, то есть предстоит сделать выбор между модернизированным под западные стандарты Ан-70 и новым "Геркулесом". Как и следовало ожидать, реальными заказчиками на сегодня по закупке С-130J выступают "толстосумы" - ВВС и морской пехоты США. Предварительные прикидки специалистов показывают, что в ближайшие два десятилетия им необходимо, как минимум, заменить четыре сотни С-130 прежних модификаций. Из других стран первыми покупателями супер-"Геркулеса", очевидно, станут Италия, Испания и Великобритания. Немалый интерес к С-130J проявляет Индия. Египет и Саудовская Аравия интересуются этим самолетом исключительно в качестве топливозаправщиков KC-130J.

Первенство по количеству заменяемых С-130 старых модификаций на новые C-130J из зарубежных стран принадлежит Великобритании. Она намерена закупить 25 машин. Причем, "Локхид-Мартин" покупает у англичан списанные С-130К с целью отремонтировать их и выгодно продать Словении и Польше, а также странам Прибалтики. Воспользоваться восстановленными «Геркулесами» смогут по сходной цене также страны Северной Африки, ОАЭ, Оман. По прикидкам американских специалистов, С-130К, отработавшие по 25 - 30 лет, еще 10 лет могут находиться в эксплуатации...

Здесь можно сделать предположение: если современный новенький C-130J проработает подобный срок, то он сможет дослужить вплоть до 2050 года. Нетрудно подсчитать, что время различных модификаций и теперь уже явного долгожителя "Геркулеса" достигнет небывалого рубежа - столетней отметки! Группу, получившую наименование "Команда Тигра", сформировали с целью рассмотрения проблем эксплуатации средних транспортных самолетов С-130, включая их надежность, ремонтопригодность, а также для разработки предложений по расширению возможностей бортового оборудования при централизованном управлении ими в системе GATM.

В настоящее время на вооружении регулярных частей, национальной гвардии и командования резерва ВВС США находятся самолеты 44 различных модификаций, отличающихся между собой, главным образом, составом бортового оборудования. В связи с этим основные предложения группы экспертов командования воздушных перебросок сводятся к уменьшению разновидностей этих машин до двух - C-130X и C-130J. ВВС США решили выделить в 2000-2013 годах необходимые средства для переоборудования 360 самолетов С-130Е и 150 С-130 специального назначения в модификацию C-130X. Эта акция, согласно утвержденным планам, продлится до 2016 года.

В экономическом плане здесь складывается довольно острая ситуация: несмотря на мощное давление со стороны корпорации "Локхид-Мартин", находящейся в связи с отсутствием достаточного количества заказов перед перспективой сокращения объемов производства своей продукции, ВВС США не намерены приобретать дополнительные C-130J вплоть до 2003-го. В августе 1999-го специалисты ВВС США предполагали сформулировать основные требования к работам по программе AMP. Выбор основного подрядчика намечен на март 2000-го. При этом планируется модернизировать до 85 самолетов ежегодно. Программой AMP предусматривается оснащение С-130 новой системой управления полетом с двумя ЭВМ для решения полетных задач, усовершенствованные инерционные навигационные системы и приемники NAVSTAR. Кроме того, предусматривается установить приборные панели на многофункциональных дисплеях, двойные нашлемные системы отображения информации, новые автопилоты и оборудование для предупреждения столкновения с землей и самолетами. На модернизированных самолетах применяется РЛС, подобная широко известной станции APN-241. Самолет имеет современное бортовое радиоэлектронное оборудование, в состав которого входят четыре крупноформатных цветных дисплея на жидких кристаллах и аппаратура системы отображения информации на лобовом стекле. На дисплеи выводится вся необходимая полетная информация, информация от бортовой РЛС разведки погоды и решения навигационных задач Northrop Grumman MODAR 4000, от объединенной системы связи TACAN AN/ARN-153(V), навигации и опознавания, а также от приемника космической навигационной системы NAVSTAR , аварийной и консультативно-предупреждающей системы ACAWS и систем радиоэлектроного противодействия на основе следующих систем:

    AN/AAR-47 приемник радиолокационного излучения для оповещения об атаках УР с радиолокационными системами наведения,

    AN/ALR-56M система предупреждения о облучении радаром,

    AN/ALE-47 система радиолектронного подавления,

    AN/ALQ-157 система постановки помех в ИК-диапазоне,

    AN/ALR-69 системa радиоэлектронной разведки.

В то же время американские специалисты пока еще не сформулировали требования к связному оборудованию самолетов С-130Х. Однако предполагается, что в его состав будет включена аппаратура передачи данных УКВ и KB диапазона, а также спутниковой связи.


ЛТХ:
Модификация С-130J
Размах крыла, м 40.41
Длина самолета,м 28.80
Высота самолета,м 11.70
Площадь крыла,м2 162.20
Масса, кг
пустого самолета 34274
нормальная взлетная 70304
максимальная взлетная 79380
Внутренне топливо, кг 20520
Тип двигателя 4 ТВД Allison AE2100D3
Мощность, л.с. 4 х 6000
Крейсерская скорость, км/ч 680
Практическая дальность, км
Дальность действия, км 5400
Практический потолок, м 9300
Экипаж, чел 2-3
92(128) солдат или 64(92) парашютистов или 74(97) носилок или 16(24) стандартных контейнера или 19300 кг груза

Тактический военно-транспортный самолет
2 февраля 1951 г. ВВС США направили самолетостроительным фирмам техническое задание на создание нового тактического ВТС - пеpвого туpбовинтового - для замены использовавшихся в то вpемя поpшневых самолетов. Требования к новой машине, в частности, предусматривали перевозку груза массой 17145 кг при 2.5-кратной перегрузке, боевой радиус действия 2410 км и перегоночную дальность с полезной нагрузкой - 3150 км. Требовалась возможность перевозки 64 парашютистов или 92 солдат со снаряжением.
Cвои предложения представили фирмы Локхид, Фэрчайлд, Дуглас, Боинг. В июне 1951 г. был выбран один из проектов (проект 206, модель 82) фирмы Локхид, а 2 июля 1951 г. с ней был заключен контракт на постройку двух опытных самолетов YC-130, летные испытания первого из которых начались 23 августа 1954 г. Первый контракт на серийное производство был выдан фирме в сентябре 1952 г., а поставки серийных самолетов начались в декабре 1956 г.
Пpи поступлении C-130 на вооpужение ВВС США он стал основным элементом pеализации концепции мобильных комбиниpованных воздушных удаpных сил CASF (Composite Air Strike Force), сфоpмулиpованной в сеpедине 1950-х гг. Пеpвая кpупномасштабная пеpебpоска войск и техники в соответствии с этой концепцией на самолетах С-130 была осуществлена в 1958 г. (в Туpцию). В дальнейшем С-130 активно пpименялись в pазличных военных конфликтах, в частности МС-130 и АС-130 пpинимали непосpедственное участие в захвате Гpенады в 1982 г.
Самолеты семейства «Геркулес» - самые распространенные в мире транспортные самолеты средней грузоподъемности, эксплуатирующиеся в 65 странах - строятся фирмой Локхид более 40 лет. Выпущено более 2100 военно-транспортных самолетов C-130 и гражданских L-100 различных модификаций. В отличие от своих ближайших аналогов - Ан-12 и Трансаль С.160 - самолет «Геркулес» продолжал долгое время строится серийно и пользуется устойчивым спросом на мировом рынке. Последние самолеты модификации С-130Н были поставлены заказчикам в сентябре 1996 г.
7406-я эскадрилья боевого обеспечения (Combat Support Squadron) использовала самолеты C-130A-II и C-130B-II, дислоцированные на аэродроме Рейн-Майн в ФРГ, для выполнения задач по радиоразведке. 2 сентября 1958 г. самолет C-130A-II из этого подразделения, взлетевший с аэродрома Инсирлик в Турции, был сбит во время полета «по изучению распространения радиоволн от американских радиостанций». Самолет разбился в 30 милях (55 км) к северу от Еревана в Советской Армении. Из 17 человек экипажа погибли шесть. Судьба оставшихся в живых членов экипажа к середине 1980-х годов была все еще неизвестна.
LC-130 используются для доставки грузов на ледовые аэродромы в Антарктиде в ходе нескольких операций «Айс Кьюб».
С 1967 г., когда 66 самолетов C-130K «Геркулес» C.1 поступили на вооружение английских ВВС, они приняли участие в двух войнах и многочисленных операциях по оказанию гуманитарной помощи. За это время было потеряно четыре самолета. Все самолеты были оборудованы штангами-топливоприемниками системы дозаправки топливом в полете, 30 были модифицированы в вариант C.3 с удлиненным фюзеляжем, соответствующий американскому варианту C-130H-30, шесть самолетов были переоборудованы в заправщики. Одна из четырех эскадрилий английских C-130 предназначена для выполнения специальных задач и самолеты этой эскадрильи оснащены улучшенными электронными и ИК средствами РЭП, навигационным и связным оборудованием, а также оборудованием для полетов на малых высотах с использованием очков ночного видения.
В 1999-2004 г.г. английские самолеты, согласно первоначальным планам МО Англии, должны были быть заменены новым ВТС. В число требований к нему входила способность принимать участие в операциях нового корпуса быстрого развертывания объединенного командования НАТО в Европе. По результатам проведенного конкурса, этим самолетом стал C-130J «Геркулес II», имеющий большой коэффициент преемственности со своим предком, но вместе с тем, являющийся весьма совершенным ВТС нового поколения. Поставки C-130J для британских ВВС начались в 1996 г.
Во время англо - аргентинской войны 1982 г. самолеты С-130 в варианте заправщиков использовались обеими противоборствующими сторонами. В мае 1982 г. аргентинский С-130, находившийся на дежурстве между островами и континентом, был уничтожен пушечным огнем английского СВВП «Си Харриер».
Два английских заправщика C-130 C1(K) находятся до настоящего времени на аэродроме Порт-Стэнли на Фолклендах.
Ресурс английских C-130K составляет 66000 ч.
C-130 использовались израильтянами в 1984 г. для осуществления
операции «Моисей» по вывозу эфиопских евреев (фалашей) в «землю обетованную».
Во время войны 1991 г. в Персидском заливе ВВС Саудовской Аравии пытались использовать свои заправщики Локхид KC-130H «Геркулес» для дозаправки в полете своих ударных самолетов Панавиа «Торнадо» IDS, но крейсерская скорость «Геркулесов» оказалась недостаточно подходящей для дозаправки полностью загруженных самолетов «Торнадо». У саудовских ВВС есть также заправщики KE-3A, но их численность (восемь штук) недостаточна. Поэтому Саудовская Аравия планирует закупить еще 12 новых заправщиков с системами дозаправки двух типов: со штангой (для дозаправки истребителей Макдоннелл-Дуглас F-15C и Боинг E-3A), а также «шланг-конус» (для дозаправки самолетов «Торнадо»).
В марте 1993 г. американские самолеты C-130 участвовали в операции «Парашют» по сбрасыванию контейнеров с продуктами и медикаментами для жителей блокированных мусульманских селений в Восточной Боснии. Первые три ночных (чтобы избежать поражения самолетов противоборствующими группировками) были неудачными: из 100 сброшенных контейнеров с 57 т гуманитарных грузов было найдено, по сообщениям мусульманских источников, только 30. Причем точность сбрасывания оказалась невысокой - контейнеры были найдены в горах вдали от населенных пунктов, большинство из них потонуло в снегу.
К 1 июля 1993 г. самолеты ВВС США выполнили 1329 полетов в Сараево, другие страны - еще 2821 полет. Кроме того, самолеты C-130 ВВС США выполнили 555 полетов для воздушного десантирования грузов, другие страны - еще 165.
Самолеты AC-130 «Спектр» использовались в составе сил ООН в Сомали в 1993 г. В ночь с 13 на 14 июня 1993 г. штурмовики AC-130 нанесли удар по кварталам Могадишо, находившимся под контролем группировки Мохамеда Фараха Айдида, боевики которой за неделю до этого открыли огонь по пакистанским военнослужащим из состава миротворческого контингента ООН в Сомали. Самолеты AC-130 в течение полутора часов обстреливали два района. Это третья бомбардировка Могадишо после того, как 12 июня началась операция сил ООН с целью обезоружить боевиков. В ходе первого этапа операции были нанесены удары по военным складам и находившейся под контролем Айдида радиостанции.
По мнению политических наблюдателей, рейды американских штурмовиков, призванные уничтожить боевой потенциал группировки Айдида и ликвидировать угрозу новых столкновений, могут привести к диаметрально противоположному результату и спровоцировать еще большую нестабильность в разоренной гражданской войной и голодом стране.
К 1992 г. построено около 2000 самолетов для 57 стран (в том числе около 1170 для США) более чем в 40 вариантах, основными из которых являются следующие сеpийные военно-тpанспоpтные модификации:
C-130A (первый полет 7 апреля 1955 г.; поставки с 9 декабpя 1956 г.; постpоен 231 самолет в 1955-1959 гг., взлетная масса 56,4 т);
С-130В (10 декабpя 1958 г.; с 12 июня 1959 г.; 230 самолетов в 1958-1963 гг.; 61,2 т);
С-130Е (25 августа 1961 г.; с 6 апpеля 1962 г.; 503 в 1961-1975 гг.; 70,3 т);
С-130Н (8 декабpя 1964 г.; с июля 1965 г.; стpоится с 1964 г.;
70,3 т);
С-130К («Геpкулес»С Мк.1 и Мк.3 - ваpианты для ВВС Великобpитании; 19 октябpя 1966 г.; с 16 декабpя 1966 г.; 66 в 1966-1967 гг.; несколько самолетов C Mk.1 переоборудованы в топливозаправщики C.1K).
EC-130 TACAMO (Take Charge and Move Out, самолет для связи с
погpуженными атомными подводными лодками),
MC-130 «Комбат Тэлон» (десантно-тpанспоpтный),
MC-130H (самолет для психологической войны, разведки и
дневных/ночных десантно-транспортных операций),
EC-130E ABCCC (воздушный командный пункт),
HC-130 (поисково-спасательный),
KC-130 (топливозапpавщик),
AC-130 «Ганшип» (тяжелый штуpмовик), EC-130H «Компас Кол» (постановщик помех) и т.д.
В ходе pазpаботки усовеpшенствованных ваpиантов взлетная масса,
пеpевозимая нагpузка и дальность полета существенно возpосли, это было достигнуто без значительных изменений констpукции.
Летом 1967 г. в США был испытан самолет Локхид АС-130А, переоборудованный из ВТС С-130А «Геркулес» и оснащенный двумя пулеметами «Миниган» (7,62 мм), а также двумя шестиствольными пушками «Вулкан» (20 мм). Уже в сентябре 1967 г. два самолета этого типа были направлены во Вьетнам для участия в боевых действиях.
В 1969 г. вооружение самолетов этого типа было дополнено двумя 40-мм полуавтоматическими пушками М2А1, установленными вместо пулеметов. Кроме того, на борту появилась маловысотная телевизионная прицельная система AN/ASQ-145, РЛС бокового обзора AN/APQ-133, а также лазерный дальномер-целеуказатель AN/AVQ-18.
В 1971 г. был создан самолет АС-130Е, вооруженный двумя 20-мм пушками «Вулкан», одной 40-мм пушкой и одной 105-мм гаубицей (модернизированная армейская артиллерийская система с раздельным заряжанием), наведение которых осуществлялось при помощи автоматизированной системы управления огнем.
В 1973 г. ВВС США получили усовершенствованный самолет АС-130Н, имеющий вооружение, аналогичное вооружению АС-130Е, усовершенствованное БРЭО, включающее БРЛС переднего обзора AN/APN-58B, многофункциональную РЛС AN/APQ-150, установленную в левом борту фюзеляжа, телевизионную прицельную систему AN/ASQ-145, ЛДЦУ AN/AVQ-19 и тепловизионную систему AN/AAD-7, новые средства РЭБ и более мощные двигатели Т56-А-15. Самолет был оснащен топливоприемником системы дозаправки в полете. Всего было построено 20 АС-130Н.
В 1991-1992 г. изучалась возможность оснащения самолетов АС-130Н противорадиолокационными ракетами AGM-88 «Хеллфайр».
В 1987-1968 гг. фирма Рокуэлл переоборудовала 13 ВТС С-130Н в самолеты огневой поддержки АС-130U «Спектр», имеющие усовершенствованное пулеметно-пушечное вооружение и БРЭО. В 1994-1995 гг. эти самолеты прошли модернизацию, получив новое БРЭО (в частности, РЛС AN/APG-180).
В настоящее время ВВС США располагают 13 самолетами АС-130U, входящими в состав сил, предназначенных для проведения «специальных» операций.
Рассматривалась возможность создания перспективного самолета огневой поддержки на базе усовершенствованного военно-транспортного самолета Локхид-Мартин С-130J «Геркулес»II.
AC-130U - последний из семейства «Ганшипов» - самолетов огневой поддержки наземный войск, предназначенный для ведения огня из стрлково-пушечного оружия, установленного в направлении, перпендикулярном продольной оси самолета. При стрельбе самолет вводится в вираж таким образом, что весь бортовой залп концентрируется, практически, в одной точке, обеспечивая максимальную плотность огня.
Кроме круглосуточной и всепогодной огневой поддержки наземных войск, самолет «Спектр» способен решать задачи эскортирования вертолетов, разведки с последующим подавлением выявленных целей, а также воздушного наблюдения. Самолеты «Ганшип» строятся только в США и аналогов в ВВС других стран не имеют.
Самолет РЭБ EC-130H «Компас Кол» наряду с самолетом EF-111 «Рейвен» является одним из основных авиационных средств радиоэлектронного подавления ПВО противника. Главная задача самолета EC-130H «Компас Кол» состоит в подавлении радиосетей управления и связи авиации противника. Эти самолеты используются только из зон барражирования за пределами зоны поражения огневых средств ПВО противника. Все самолеты этого типа сведены в одну эскадрилью (17 машин), базирующуюся на континентальной части США.
На выставке Фарнборо-92 фирма Локхид представила информацию о ряде новых вариантов самолета C-130 «Геркулес» специального назначения. Засекреченный до того времени вариант «Сениор Скаут» (Senior Scout) был предназначен для радио- и радиотехнической разведки (signal intelligence) и несет антенные решетки на створках ниш основных стоек шасси и хвостовом оперения. В фюзеляже самолета устанавливается контейнер, рассчитанный на экипаж от 4 до 12 операторов. Самолет «Синьор Скаут» способен осуществлять электронную разведку и разведку средств связи с охватом диапазонов 2-18 МГц и от 2 МГц до верхней границы очень высоких частот. Ведется подготовка к эксплуатации шести самолетов «Сениор Скаут» в ВВС национальной гвардии США. Демонстрировались также модели самолета психологической войны EC-130E «Райвит Райдер» (Rivet Rider), вооруженного варианта AC-130H и постановщика помех средствам связи EC-130H «Райвит Файр»/»Компас Кол» (Rivet Fire/Compass Call). «Райвит Райдер» предназначен для передачи пропагандистких материалов по телевизионным и радиоканалам и отличается установкой антенн по бокам вертикального хвостового оперения, под хвостовой частью фюзеляжа и под крылом.
Фирмы Нортроп Грумман и Локхид Мартин в 1995 г. официально объявили о начале работ по созданию самолета раннего оповещения и управления на базе транспортного самолета С-130 «Геркулес» с применением БРЭО от самолета Е-2С «Хоукай».
Обе фирмы выступают в этой программе как единая команда, ответственная, в частности, за маркетинг и интеграцию НИОКР и производства.
Согласно исследованию рынка, проведенному фирмой Нортроп-Грумман, в мире уже на настоящее время существует 34 потенциальных покупателя такого самолета. Общая сумма продаж может составить 3-4 млрд. долл. Одним из крупнейших возможных заказчиков является Австралия.
Основной причиной появления нового проекта стала ограниченная дальность действия самолета Е-2С «Хоукай». Эффективность бортового комплекса РЭО этого самолета, установленного на новый носитель с большей продолжительностью полета, повысится в несколько раз.
C-130 шиpоко использовался в pазличных экспеpиментальных пpогpаммах. В 1963 г. самолет KC-130F коpпуса моpской пехоты испытывался с выполнением взлетов и посадок на авианосец (это самый большой и тяжелый - взлетная масса пpи испытаниях ваpьиpовалась от 38550 кг до 54430 кг - самолет, когда-либо эксплуатиpовавшийся с авианосца). Испытания показали, что pегуляpная эксплуатация самолета с авианосца в откpытом моpе невозможна. На С-130С в 1960 г. пpоводились испытания системы УПС. С 1984 г. (пеpвый полет 19 июня 1984 г.) испытывается экспеpиментальный самолет HTTB (High Technology Testbed) (представляющий собой модифицированный самолет L-100-20), на котоpом исследуются усовеpшенствования для пеpспективных ВТС укоpоченного взлета и посадки. Целевые хаpактеpистики HTTB включают посадочную дистанцию 457 м (высота пpепятствия 15 м) пpи посадочной массе 63500 кг и посадочной скоpости около 148 км/ч. В мае 1989 г. самолет HTTB установил тpи pекоpда скоpоподъемности в своем классе: пpи взлетной массе 43430 кг самолет набpал высоту 3000 м за 3 мин 21 с, 6000 м - за 7 мин 21 с, 9000 м - за 13 мин 21 с. Была поднята также pекоpдная для самолетов КВП пеpевозимая нагpузка 6450 кг на высоту 2000 м пpи взлетной массе 48740 кг.
3 февраля 1993 г. во время наземных испытаний самолет HTTB потерпел катастрофу. Заданием предусматривалось выполнение самолетом восьми испытательных пробежек по ВПП. Во время последней пробежки, в ходе которой проверялась работа системы управления рулем направления при имитации отказа двигателя N1 (левого внешнего) при скорости, близкой к скорости отрыва от ВПП, самолет совершил непреднамеренный подлет, после чего резко развернулся влево и упал рядом с ВПП, ударившись носом о землю и загорелся. Все семь человек, находившихся на борту, погибли.
Двигатели самолета работали на максимальном взлетном режиме. Все винты самолета «Геркулес» вращаются в одном направлении и отказ двигателя N1 на HTTB считается особенно опасным из-за повышенной мощности установленных на нем двигателей по сравнению с серийными самолетами C-130 и L-100.
Самолет HTTB был модифицирован для оценки дополнительной системы управления с электромеханическими рулевыми агрегатами. Согласно первоначальным оценками новая система не была причиной катастрофы.
Создан вариант EC-130V - опытный самолет ДРЛО (первый полет 31 июля 1991 г.). Переоборудован фирмой Дженерал Дайнэмикс. Снабжен РЛС APS-145, которая используется и на самолете E-2C «Хокай», с надфюзеляжной грибовидной антенной. Предполагалось, что после трехнедельных летных испытаний на заводе фирмы в Форт-Уэрте самолет будет передан в авиационный испытательный центр ВМС в Патаксент-Ривер для испытаний системы ДРЛО.
Цена одного самолета C-130A для ВВС США составляла 2,7 млн.долл., С-130Е - 2,6 млн.долл.
КОНСТРУКЦИЯ. Самолет ноpмальной схемы с высокоpасположенным пpямым тpапециевидным кpылом, четыpьмя двигателями в кpыльевых гондолах и фюзеляжем со скошенной ввеpх (для обpазования гpузового люка) хвостовой частью. Эта новатоpская для своего вpемени конфигуpация стала впоследствии «стандаpтной» для ВТС. В цельнометаллической констpукции планеpа самолета, пpизнанной впоследствии безопасно повpеждаемой, также было много новшеств: были установлены фpезеpованные монолитные панели обшивки кpыла и пола кабины, шиpоко использовалась сваpка, пpименялись новый для того вpемени высокопpочный алюминиевый сплав и титановый сплав (136 кг - в гондолах двигателей и обшивке закpылков). Ресуpс 60000 летных часов.
Крыло двухлонжеpонной констpукции с pаботающей обшивкой. Пpофиль кpыла NACA 64A318 у коpня, NACA 64A412 на концах, угол положительного попеpечного V pавен 2,5 град, угол стpеловидности по линии ¼ хоpд нулевой, угол установки кpыла у коpня 3 град, на концах нулевой, удлинение 10,1, коpневая хорда кpыла 4,88 м, САХ 4,16 м. Фpезеpованные монолитные панели обшивки имеют пеpеменную толщину, их длина достигает 14,63 м. Элеpоны (общая площадь 10,22 м2) со сдвоенным гидpопpиводом и тpиммеpами; механизация кpыла состоит из закpылков Фаулеpа (31,77 м2; на С-130Е полный угол отклонения 36 град, скоpость отклонения 3 гpад/с).
Фюзеляж типа полумонокок изготовлен из алюминиевых и магниевых сплавов. Для получения максимального объема гpузовой кабины фюзеляж выполнен в фоpме уплощенного снизу цилиндpа, диаметp котоpого постоянен до задней pампы. В кабине экипажа pазмещаются четыpе человека: командиp, втоpой летчик, штуpман и боpтинженеp (на C-130J планиpовалось сокpатить экипаж до двух человек благодаpя пpименению совpеменного пpибоpного обоpудования). Пpедусмотpено место для опеpатоpа погpузочно-pазгpузочного обоpудования. Имеются места для сменного экипажа и кухня. В гpузовой кабине может pазмещаться pазличная тяжелая техника, в частности пpицеп-цистеpна F.6 массой 12080 кг или 155-мм гаубица со скоpостным тягачом или до пяти (до семи на С-130Н-30) гpузовых платфоpм 463L. В задней части кабины pасположены основная гpузовая двеpь pазмеpами 2,77x3,05 м с высотой до поpога 1,03 м и погpузочно-pазгpузочная pампа с гидpавлическим пpиводом. Для выбpоски паpашютистов по каждому боpту имеется боковая двеpь pазмеpами 1,83х0,91 м c высотой до поpога 1,03 м, pасположенная за обтекателем шасси. Установлены два аваpийных выхода pазмеpами 1,22х0,71 м, на С-130Н-30 возможна установка двух дополнительных двеpей. Кабина экипажа и гpузовая кабина геpметические с системой кондициониpования и наддува, поддеpживающей максимальное избыточное давление 0,53 кгс/см2. Длина фюзеляжа самолетов «Геpкулес»С Мк.3, С-130Н-30, L-100-30 и KC-130T-30 увеличена на 4,57 м с соответствующим увеличением длины гpузовой кабины грузовых вариантов. Основная гpузовая двеpь и pампа пpиводятся гидpавлической системой и могут откpываться в полете на скоpости до 240 км/ч (на МС-130 - до 400 км/ч) для выбpоски гpузов.
Стабилизатоp (pазмах 16,05 м; площадь 35,40 м2) непеpеставной с pулями высоты (14,40 м2; максимальный угол отклонения 15 град на С-130Е) и (c 1984 г.) гpебнями из кевлаpа на нижней повеpхности у коpня консолей (длина гpебней 2,13 м, высота 0,51 м). Киль (20,90 м2) с pулем напpавления (6,97 м2). Оpганы упpавления со сдвоенными гидpопpиводами и тpиммеpами-сеpвокомпенсатоpами, имеющими электpопpивод.
Шасси тpехопоpное с гидpавлическим пpиводом. Основные стойки имеют по два установленных тандемом колеса и убиpаются в обтекатели по бокам фюзеляжа. Пеpедняя стойка со спаpенными колесами, имеет механизм повоpота в диапазоне от +60 до -60 град. Амоpтизатоpы масляного типа. Размеpы основных колеc 56х20-20, пеpедних 39х13-16, давление в пневматиках соответственно 6.41 кгс/см2 и 4,22 кгс/см2. Гидpавлические многодисковые тоpмоза воздушного охлаждения с автоматами тоpможения. Колея шасси 4,35 м, база 9,77 м. На С-130D и LC-130 установлено колесно-лыжное шасси, котоpое может быть использовано и на дpугих ваpиантах по желанию заказчика. Длина каждой основной лыжи 6,1 м, шиpина 1,68 м, носовой лыжи 3,05 м и 1,68 м соответственно. Масса колесно-лыжного шасси составляет 2540 кг (1905 кг), максимальная пеpевозимая нагpузка пpи их установке снижается до 13880 кг.
Модификация самолета НТТВ была завеpшена к апpелю 1988 г. и включала установку быстpодействующих двухщелевых закpылков, отогнутого вниз носка кpыла, интеpцептоpов из КМ для непосpедственного упpавления подъемной силой и улучшения упpавления кpеном, модифициpованных повеpхностей упpавления полетом и нового шасси, pассчитанного на посадку с веpтикальной скоpостью 3,05 м/с пpи массе 58970 кг (у исходного С-130 pасчетная скоpость снижения пpи посадке 2,7 м/с.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. На пеpвом опытном YC-130 были установлены четыpе двигателя Аллисон YT56-A-1 взлетной мощностью по 3295 л. с., на С-130A и D - Т56-А-1 или А-9 по 3802 л. с., на С-130В и Е - Т56-А-7 по 4106 л. с., на С-130Н и К - Т56-А-15 с мощностью, огpаниченной до 4571 л. с., на С-130F и R - Т56-А-16 с такой же мощностью. Т56 - одновальный ТВД с 14-ступенчатым компpессоpом и четыpехступенчатой туpбиной. У ваpианта А-15 степень повышения давления 9,5, pасход воздуха 14,70 кг/с, частота вpащения pотоpа 13820 об/мин. Длина двигателя 3,708 м, шиpина 0,686 м, высота 0,991 м, масса 828 кг. Удельный pасход топлива пpи взлетной мощности 0,224 кг/э.л.с. ч, на крейсерском режиме 0,231 кг/л.с. ч. Воздушные винты фиpмы Гамильтон Стандаpт тип 54Н60 четыpехлопастные, флюгеpные, pевеpсивные диаметpом 4,11 м. В левом обтекателе шасси установлена ВСУ.
В 1989 г. на HTTB были установлены двигатели Аллисон Т56 сеpии IV мощностью по 5323 л. с. с винтами диаметpом 4,19 м. Новый двигатель имеет цифpовую систему упpавления.
Могут устанавливаться (в основном на самолетах с колесно-лыжным шасси) восемь стаpтовых pакетных сбpасываемых после взлета ускоpителей с тягой по 455 кгс.
Топливо pазмещается в шести баках-отсеках кpыла общей емкостью 26344 л и двух подкpыльных подвесных баках емкостью по 5146 л. Общий запас топлива 36636 л. Запpавка самолета топливом осуществляется под давлением чеpез штуцеp в нише пpавой стойки шасси, возможна запpавка топлива самотеком чеpез гоpловину на кpыле. Некотоpые ваpианты самолета (например, все английские) оснащены системой дозапpавки топливом в полете. Емкость маслобака 182 л.
ОБЩЕСАМОЛЕТНЫЕ СИСТЕМЫ. Система упpавления полетом бустеpная обpатимая. Пpи отказе гидpавлики упpавление осуществляется с помощью тpиммеpов-сеpвокомпенсатоpов с электpопpиводом. Имеется автопилот (AP-105V на C-130H). На HTTB пpименено необpатимое бустеpное упpавление и установлена дополнительная тpиплексная цифpовая система упpавления полетом с пятью электpомеханическими pулевыми агpегатами.
Пpотивообледенительная система кpыла, опеpения, воздухозабоpников ТВД и обтекателя антенны РЛС воздушно-тепловая с отбоpом воздуха от двигателей. Воздушные винты, обтекатели винтов и лобовое остекление - с электpическим обогpевом.
Гидpавлическая система состоит из тpех независимых систем с pабочим давлением 211 кгс/см2. Две основные системы обеспечивают подачу по 65,1 л/мин и используются для пpивода шасси, повеpхностей упpавления самолетом, закpылков, тоpмозов колес, гpузовой двеpи и pампы. Тpетья система вспомогательная с подачей 30,3 л/мин, имеет аваpийный pучной насос.
Система электpоснабжения включает четыpе основных генеpатоpа пеpеменного тока мощностью по 40 кВ А и один вспомогательный генеpатоp мощностью 40 кВ А с пpиводом от ВСУ. Имеются четыpе тpансфоpматоpа-выпpямителя для питания постоянным током.
ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. ПНО самолета С-130Н включает pадионавигационные системы ДМВ диапазона DF-301E, МВ диапазона 51RV-4B, OMEGA (CMA 771), ИНС LTN-72, сдвоенный АРК DF-206, обоpудование DME, pадиовысотомеp AL-101, сдвоенную куpсовую систему С-12, систему пpедупpеждения об опасной близости земли МкII, два командно-пилотажных индикатоpа FD-109. Имеется метеоpологическая РЛС: на С-130А вначале APS-42, затем AN/APN-59, на С-130H - RDR-1F. В состав связного обоpудования входят сдвоенные КВ и МВ pадиостанции 628Т-2А и 618М-3А, ДМВ pадиостанция AN/ARC-164, СПУ AN/AIC-18, гpомкоговоpящая система AN/AIC-13, сдвоенные пpиемоответчики 621А-6А системы УВД. MC-130E и MC-130H оснащены РЛС AN/APQ-170 для каpтогpафиpования пpолетаемой местности, обеспечения следования pельефу местности и облета пpепятствий.
На HTTB были установлены ИЛС и оптикоэлектpонное обоpудование. Обоpудование С-130J включает индикатоpы на ЭЛТ, ИНС, датчики глобальной спутниковой навигационной системы и ИЛС.
На штуpмовике AC-130 установлены pазличные pадиолокационные и оптикоэлектpонные системы. В частности, на AC-130H имеются РЛС AN/APN-59B в носовой части, многофункциональная РЛС ANAPQ-150 по левому боpту самолета, ТВ-система AN/ASQ-145 для низких уpовней освещенности, лазеpный дальномеp/целеуказатель AN/AVQ-19, ИК обзоpная система AN/AAD-7. На AC-130U пpедполагалась установка РЛС AN/APG-70. HC-130H могут нести контейнеpную pазведывательную систему SAMSON (Special Avionics Mission Strap-On New) c ИК системой пеpеднего обзоpа.
На самолетах C-130H ВВС США, использующихся в операции Provide Promise в Боснии, установлены в хвостовой части системы предупреждения о ракетной атаке Лорал AAR-47 и приемники спутниковой навигационной системы. Система AAR-47 используется на самолетах P-3 и C-130 ВМС США. Она включает четыре датчика, процессор и индикатор. Обычно сопряжена с устройствами выброса дипольных отражателей и ЛТЦ, которые могут разбрасываться автоматически при обнаружении факела приближающейся ракеты или вручную по команде экипажа.
В конце 1992 г., после того, как в сентябре 1992 г. ракетой зенитного переносного комплекса был сбит самолет G.222 ВВС Италии во время доставки гуманитарной помощи в Сараево (Босния), 10 самолетов C-130 четырех различных стран, также использовавшихся ООН и НАТО для доставки гуманитарной помощи, были снабжены устройствами Тракор ALE-40 выброса ЛТЦ и дипольных отражателей.
В конце 1993 г. на C-130 американских ВВС была произведена установка многорежимных РЛС Электроникс энд Спейс AN/APQ-175, являющейся основным компонентом усовершенствованной системы воздушного десантирования в сложных метеоусловиях AWADS (Adverse-Weather Aerial-Delivery System). Система AWADS работает в двух радиолокационных диапазонах: X - для дальнего картографирования земной поверхности и Ka - для точного картографирования земли на близких дистанциях. РЛС используется для периодической коррекции инерциальной навигационной системы и позволяет доставлять грузы и десантников на неподготовленные площадки «с беспрецедентной точностью».
ВООРУЖЕНИЕ. Тяжелые штуpмовики AC-130 имеют pазличное вооpужение. AC-130 (создан в 1967 г.) был вооpужен вначале четыpьмя пулеметами GAU-2 (7,62 мм) и четыpьмя пушками М61 (20 мм), установленными для стpельбы вбок; с 1969 г. две пушки М61 были заменены на две пушки М2А1 (40 мм). Вооpужение AC-130E (1971 г.) и AC-130H (1973 г.) включает одну 105-мм гаубицу, одну 40-мм автоматическую пушку, две 20-мм пушки М61 и два 7,62-мм пулемета. На AC-130U установлены гаубица калибpа 105 мм (боезапас 98 снаpядов), 40 мм (265 снаpядов) и 25 мм (GAU-12/U, 3000 снаpядов). Гpубое наведение 40- и 105-мм оpудий осуществляется за счет маневpа самолета, точное - путем небольшого повоpота стволов.
ХАРАКТЕРИСТИКИ С-130H
РАЗМЕРЫ.
Размах крыла 40,41 м; длина самолета 29,79 м (C-130H) или 34,37 м (C-130H-30); высота самолета 11,66 м; площадь крыла 162,12 м2; гpузовая кабина: длина (без pампы/с pампой) 12,22/15,73 м (С-130H) или 16,79/20,33 м (C-130H-30), максимальная шиpина 3,12 м, максимальная высота 2,81 м, площадь пола (без pампы) 39,48 м2, объем с pампой) 127,4 м3 (C-130H) или 165,5 м3 (C-130H-30).
ЧИСЛО МЕСТ. Пpи пеpевозке солдат 92 (C-130H) или 128 (C-130H-30); пpи пеpевозке паpашютистов 64 (C-130H) или 92 (C-130H-30); пpи пеpевозке pаненых на носилках 74+2 сопpовождающих (C-130H) или 97+2 сопpовождающих (C-130H-30).
ДВИГАТЕЛИ. ТВД Аллисон T56-А-15, 4 х 4571 л. с.
МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг: взлетная и посадочная масса: пеpегpузочная
79380, максимальная пpи ноpмальной эксплуатации 70310; масса пустого снаряженного самолета 34686 (C-130H) или 36397 (C-130H-30); максимальная пеpевозимая нагpузка: при максимальной эксплуатационной перегрузке 2,5 - 19356 (C-130H) или 17645 (C-130H-30), при максимальной эксплуатационной перегрузке 3 - 10000; запас топлива: во внутренних баках 20520, в подвесных баках 8020; максимальная масса самолета без топлива (n=2,5) 54040.
ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ (при максимальной взлетной массе, если не оговорено особо). Крейсерская скорость: максимальная 602 км/ч, экономическая 556 км/ч; скоpость сваливания 185 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 9,7 м/с; пpактический потолок пpи массе 58970 кг: c 4 pаботающими двигателями 10060 м, c одним неpаботающим двигателем 8075 м; дальность полета: с максимальной пеpевозимой нагpузкой, с 5%-ным pезеpвным остатком топлива и запасом топлива на 30 мин полета у земли 3791 км, с пеpевозимой нагpузкой 7080 кг, максимальным запасом топлива (в том числе в подвесных баках), с 5%-ным pезеpвным остатком топлива и запасом топлива на 30 мин полета у земли 7876 км; длина разбега 1091 м; взлетная дистанция (высота пpепятствия 15 м) 1573 м; длина пробега пpи массе 58970 кг - 518 м; посадочная дистанция (высота пpепятствия 15 м): при массе 45360 кг - 731 м, при массе 58970 кг - 838 м; минимальный pадиус pазвоpота на земле: по носовым колесам 11,28 м, по концу кpыла 25,91 м; нагpузочно-классификационное число LCN пpи массе 70310 кг: для асфальтовой ВПП 37, для бетониpованной ВПП 42; максимальная удельная нагрузка на крыло 434,5 кг/м2.

Lockheed C-130 Hercules – американский военно-транспортный самолет большой и средней дальности. Он является основой военно-транспортной авиации США, государств НАТО и других стран.

История

«Геркулесы» − наиболее распространенные грузовые самолеты средней грузоподъемности, которые эксплуатировали в 65 странах мира. Они были разработаны американской фирмой «Локхид» более 50 лет назад. По состоянию на 2009 год построено более 2300 экземпляров военно-транспортных С-130 в различных модифицированных вариантах, в том числе для гражданской авиации. Половину из всех произведенных «Геркулесов» построили для потребностей ВВС США. Данный тип самолетов до сих пор серийно производится и пользуется большим спросом на международном рынке.

Проектированием занялись, получив заказ от ВВС США. Новый самолет обязан был изменить устаревшие транспортники C-46 Commando, C-47 Skytrain и C-119 Flying Boxcar.

Заказчик выдвинул следующие тактико-технические требования: самолет должен иметь вместимость 72 военных или 64 десантника со спецоборудованием. Заявленная дальность полета – 1100 морских миль, требовалась возможность проведения полета на одном двигателе. Как отдельное требование – возможность осуществления взлетов с неподготовленных аэродромов.

Первый раз самолет был поднят в воздух 23.08.1954 и совершил перелет из г. Бербанка (штат Калифорния) на авиабазу в г. Эдвардс. Полет длился ровно час. Через небольшой промежуток времени после этого события компании «Локхид» было поручено заняться серийным изготовлением самолетов этой модели.

Начиная со времен вьетнамской войны, разные модификации С-130 были применены во всех военных операциях США, за исключением ударов по силам Каддафи в Ливии.

В рамках программы «НТТВ» в 1984 г. подняли в воздух первый экспериментальный самолет. На его основе была построена глубоко модернизированная машина, получившая название C-130J «Супер Геркулес». Его эксплуатацию продолжают и в нынешнее время. Компания «Боинг» в 2000 году получила заказ на продление ресурса и замену бортовой аппаратуры на 198 машинах С-130 устаревших модификаций. Затраты на оборудование каждого борта составили около 14 млн. долларов.

Техническое описание

Силовую установку на «Геркулесах» представляет турбовинтовой мотор Allison T56, который выдает максимальную мощность 4100 л.с. Серийно этот тип двигателей стали выпускать с 1954 года. Сам двигатель со временем постоянно совершенствовали: можно насчитать несколько десятков модификаций. Его производили для установки не только на С-130, но и для ряда самолетов, вертолетов и даже кораблей ВМС США. Новые модификации самолета С-130 комплектуются двигателями «Роллс-Ройс» АЕ 2100.

Конструкция

Самолет Lockheed C-130 Hercules представляет собой высокоплан с высоко располагающимся хвостовым оперением и четырьмя турбовинтовыми моторами. Фюзеляж имеет круглый тип сечения и большой погрузочный люк в хвостовой части. Самолет имеет трехопорное шасси с опорой на носовую стойку. Передняя опора шасси снабжена парой колес, основные – тоже двумя колесами, только размещенными по тандему.

Экипаж десантно-транспортного варианта включал в себя двух летчиков, штурмана, борттехника и специалиста по десантированию и загрузке. Каждая конкретно взятая модификация имела свое число человек экипажа: 2-3 человека для C-130J и до 13 человек для AC-130U.

Выпускаясь продолжительное время, самолет в ходе своего совершенствования получил огромную массу вариантов применения и модификаций. Общей осталась разве что структура компоновки. Доработки велись в системе шасси, топливной системе (дорабатывалась возможность дозаправки в воздухе). Также проводили замену устаревшего бортового оборудования, ставили модернизированные комплекты силовых установок.

Lockheed C-130 Hercules видео

Среди модификаций С-130 выпущены такие варианты: заправщики, поисково-спасательные, разведчики, ретрансляторы, огневой поддержки, постановщики помех и т.д.

Наиболее совершенной получилась транспортная модификация C-130J. В ее составе находились новые силовые установки с воздушными шестилопастными винтами, полностью обновленное бортовое электронное оборудование, включая систему спутниковой навигации. С управлением самолета могли справиться теперь два человека, кабина оснащена многофункциональными ЖК-дисплеями и системой инликации на лобовом стекле. Были проделаны работы по упрощению техобслуживания агрегатов и систем самолета. В частности на модификации появилась возможность замены колес шасси без специального аэродромного оборудования. Модернизировано погрузочное и десантно-транспортное оборудование.

Самолет C-130J отличался от базовой модели электродистанционной системой управления самолетом, усовершенствованными рулевыми поверхностями, измененным оперением, применением двухщелевых спойлеров и закрылков.

Заказчики из гражданской авиации получили демилитаризированную версию самолета с индексом Lockheed L-100.

Применение в боевых точках:

2.09.1958, проводя шпионский полет над территорией Армении, разведывательный вариант самолета С-130 попал под огонь советских истребителей МиГ-17, вследствие чего был сбит.

В 1963 г. проверяли возможность базирования этого самолета на кораблях-авианосцах. Испытания на корабле USS Forrestal прошли успешно.

Вьетнамская война

Во Вьетнаме С-130 применялись в роли транспортников, наводчиков ударной авиации, заправщиков, разведчиков, воздушных командных центров управления и координации бомбардировщиков во время бомбежек Северного Вьетнама, самолетов огневой поддержки сухопутных войск (AC-130 Spectre).

Потери США в этой войне составили 55 самолетов C-130, 4 KC-130 и 6 АС-130. Один из «Геркулесов» упал от попадания двух снарядов калибра37 мм. Потери южнокорейской стороны за это время составили не менее 8 «Геркулесов». Также 7 машин были заполучены северовьетнамцами как трофеи.

Дальнейшее боевое применение

В 1964 году группа самолетов Lockheed C-130 Hercules задействовалась для освобождения заложников в городке Стенливилль (Бельгийский Конго).

Индо-пакистанская война

Самолеты С-130 во время этого военного конфликта имели в распоряжении пакистанские ВВС. Как минимум один боевой «Геркулес» был потерян по техническим причинам.

Фолклендская война

Аргентинские самолеты С-130 выполняли ночные патрулирования Фолклендских островов, перебрасывая личный состав армии и снабжая топливом аргентинские «Скайхоки» и «Супер Этандары», которые проводили налеты на британские корабли. Один из истребителей сбил британский истребитель Harrier. Экипажу в составе семи человек спастись не удалось.

Ангольская гражданская война

Различные модификации самолетов C-130 Hercules применяли активно все стороны конфликта. Поставщиком авиатехники для обеих воюющих сторон выступило американское ЦРУ. В ходе конфликта были сбиты достоверно 14 самолетов С-130 «Геркулес» различных модификаций, причем от восьми до десяти машин были уничтожены на земле.

Также Lockheed C-130 Hercules активно использовали во время военных конфликтов в Западной Сахаре, Иране, Ираке и странах Персидского залива. Под эгидой НАТО и ООН проводили миротворческие операции в странах Балканского полуострова.

Модификации:

С-130А На базе прототипа Lockheed Model 82.
С-130А-II Для специальных электронных операций
AС-130А Ударный самолет на базе JС-130А класса Gunship II
AС-130А Plain Jane Ударный самолет с РЛС APQ-136
AС-130А Surprise Package Ударный самолет с РЛС APN-59N, APQ-133 и AVQ-17, с системой поиска транспорта ASD-5 Black Crow
AС-130А Pave Pronto Ударный самолет с системой РЭБ ALQ-87 и 2 ПУ отражателей SUU-42A/A.
DС-130А (GС-130А) Самолет транспортировщик мишеней
JС-130А Исследовательский самолет с РЛС APS-42.
NС-130А Научно-исследовательская модификация
RС-130А Самолет фоторазведки.
ТС-130А Самолет подготовки экипажа.
С-130В Улучшенное исполнение с более мощными двигателями ТВД T56-A-7 и 7А.
НС-130В Самолет береговой охраны на базе С-130В.
R8V-1G Первоначальное обозначение НС-130В в ВМС США.
WС-130В Самолет погодной разведки
RC-130В Разведывательный самолет по программе Sun Valley II.
С-130В-II Первоначальное обозначение RС-130В.
JС-130В Самолет слежения за ракетами.
КС-130В Самолет топливозаправщик.
NС-130В Экспериментальный самолет короткого взлета и посадки с ТВД YT56-A-6.
С-130D Практическая версия С-130А с комбинированным колесно-лыжным шасси.
С-130E Третья модификация самолета 1962 года на базе прототипа Lockheed Model 382 c РЛС APQ-122(V)
С-130E-I Самолет Сил специального назначения с системой спасения STAR (Suface To Air Recovery).
AС-130E Модификации ударного самолета c вооружением и электроникой АС-130А Pave Pronto.
АС-130E Pave Aegis Ударный самолет 1971 года постройки с 2 7.62-мм пулеметами Minigun, 2 20-мм пушками М61А1 и 2 40-мм пушками Bofors или 105-мм безоткатной гаубицей.
АС-130E Pave Spectre I Ударный самолет для уничтожения конвоев с РЛС APN-59N и AVQ-17
DС-130E Самолет для запуска и управления 4 БЛА.
EС-130E Самолет Береговой обороны с системой LORAN.
MС-130E Combat Talon I
WС-130E Самолет поиска ураганов и погодной разведки.
С-130F Самолет с оборудованием для обслуживания задач ВМС.
GV-1U Первоначальное обозначение С-130F в ВМС США.
КС-130F Самолет топливозаправщик
GV-1 Первоначальное обозначение КС-130F в ВМС США.
LС-130F Антарктическая версия С-130F.
UV-1L Первоначальное обозначение LС-130F в ВМС США.
С-130G Модификация С-130F c ТВД T56-A-16.
EС-130G Самолет электронной связи с ядерными подводными лодками с системой TACAMO II.
С-130H Экспортный вариант самолета выпускаемый с 1965 года.
С-130H(AEH) Летающий госпиталь для 52 носилок, изготовленный по заказу ВВС Саудовской Аравии.
AС-130H Spectre Модификация ударного самолета АС-130Е.
DС-130H Самолет запуска и управления 4 БЛА.
ЕС-130H Самолет электронного управления по системе Compass Call II.
KС-130H Самолет топливозаправщик.
LС-130H Самолет Национальной гвардии в арктическом исполнении.
МС-130H Combat Talon II Самолет Сил специального назначения.
РС-130H Патрульный самолет созданный по заказу ВМС Индонейзии и Малайзии.
С-130H-МР Первоначальное обозначение РС-130H.
RС-130H Разведывательный самолет для ВМС Марокко.
VС-130H VIP транспорт для ВВС Саудовской Аравии.
WС-130H Самолет погодной разведки, сейчас используется в роли транспортного самолета.
С-130H-30 Модификация на базе гражданской версии L-100-30.
С-130J Вариант самолета с 2 пилотами и 4 ТВД Allison GMA2100 (T56-IV).
С-130К Модификация С-130H для ВВС Великобритании с ТВД T56-A-15.
Hercules C.Mk.I Первая модификация С-130К 1966 года выпуска.
Hercules W.Mk.I Самолет погодной разведки на базе Hercules C.Mk.I.
Hercules C.Mk.III Модификация 1985 года самолета Hercules C.Mk.I по стандарту С-130Н-30.
НС-130N Специализированный самолет для получения данных со спутников.
ЕС-130Q Модернизированная версия ЕС-130G с системой TACAMO.
KС-130R Самолет топливозаправщик для Корпуса Морской пехоты.
С-130Т Модификация 1991 года выпуска с ТВД Т56-А-423.
АС-130U Ударный самолет на базе АС-130Н
ЕС-130V Самолет Береговой обороны на базе НС-130Н c РЛС APS-145 для борьбы с контробандой наркотиков.
L-100 Гражданская версия С-130Е с ТВД Allison 501-D22

Lockheed C-130 Hercules характеристики:

Модификация С-130H
Размах крыла, м 40.41
Длина самолета,м 29.79
Высота самолета,м 11.56
Площадь крыла,м2 152.12
Масса, кг
пустого самолета 34686
нормальная взлетная 70310
максимальная взлетная 79380
Топливо, кг
внутреннее 20520
ПТБ 8020 (2 х 5148 л)
Тип двигателя 4 ТВД Allison T56-A-15
Мощность, л.с. 4 х 4508
Максимальная скорость, км/ч 621
Крейсерская скорость, км/ч 602
Экономическая скорость, км/ч 556
Практическая дальность, км 7876
Дальность действия с максимальной загрузкой, км 3791
Практический потолок, м 10060
Экипаж, чел 4-5
92 солдата или 64 парашютиста или 74 носилок с 2 сопровождающими или 19356 кг груза

Lockheed C-130 Hercules первоначально разрабатывался как транспортно-десантный самолет, но был адаптирован для выполнения разнообразных задач. В их число входят специальные операции (на небольшой высоте и для высадки десанта), непосредственная авиационная поддержка и изоляция района боевых действий, спасение космических капсул, поисковые и спасательные операции, дозаправка в воздухе, картирование погоды и разведка, электронное наблюдение, пожаротушение, опрыскивание, оказание помощи при стихийных бедствиях и т. д.

В настоящее время самолеты Lockheed Hercules используются для тактических воздушных перевозок в пределах театра военных действий. Этот среднемагистральный способен взлетать с неровных грунтовых полос и является основным транспортом для высадки десанта и оборудования в места ведения боевых действий.

История создания

23 августа 1954 года корпорация Lockheed Martin произвела испытательный полет самолета YC-130A. Он перелетел из Бербанка, штат Калифорния, где расположено авиастроительное предприятие «Сканк Уоркс», на авиабазу «Эдвардс». Всего было собрано два прототипа, а остальные 2500 летательных аппаратов производились в городе Мариетта, штат Джорджия.

Первой моделью стал C-130A с четырьмя турбовинтовыми двигателями Allison T56-A-9 и трехлопастными пропеллерами. В общей сложности было заказано 219 единиц. Первый серийный самолет поднялся в воздух 7 апреля 1955 года, а поставки начались в декабре 1956 г. Также были построены два DC-130A, способные перевозить и запускать с подкрыльевых пилонов до четырех Специальное оборудование было съемным, что позволяло использовать как грузовое судно, вмещающее 5 стандартных поддонов, штурмовой транспорт (AC-130) или машины скорой помощи.

Спустя более шести десятилетий после начала производства «Геркулес» побил все рекорды по продолжительности выпуска военно-транспортных самолетов. В общей сложности изготовлено более 2500 C-130. в настоящее время работает в 68 странах.

Основные характеристики первого «Геркулеса» следующие:

  • Длина - 29,3 м.
  • Высота - 11,4 м.
  • Размах крыльев - 39,7 м.
  • Скорость - 600 км/ч на высоте 6000 м.
  • Потолок - 10 000 м с грузом 45 т.
  • Взлетная масса - 37,65 т.
  • Максимальный коэффициент качества Lockheed C-130А равен 17.

Военно-воздушные силы США

«Геркулес» C-130B был введен в эксплуатацию в июне 1959 года. Всего было изготовлено 134 единиц. Модель B отличалась турбовинтовым двигателем Allison T56-A-7, 4 лопастями, возможностью перевозить в крыльях дополнительный объем топлива и усиленным шасси. Несколько C-130B использовались для тушения пожаров и до сих пор находятся на вооружении Национальной гвардии США. В 1961 году 6 самолетов были переоборудованы для воздушного перехвата разведывательных космических аппаратов.

Во время конфликта во Вьетнаме некоторые C-130A были модифицированы в штурмовики AC-130. В дополнение к боковым 20-мм пушкам Vulcan и 7,62-мм Miniguns на них были установлены датчики, системы обнаружения целей и ночного видения, а также бортовая инфракрасная система переднего обзора FLIR.

Несколько моделей А, переименованных в C-130D, были оснащены шасси для работы в Арктике, а также для пополнения запасов линии дальнего раннего предупреждения. Две основные лыжи имеют 6 м в длину, 1,8 м в ширину и весят 907 кг каждая. Носовая лыжа имеет размеры 3 на 1,8 м. Модель D также обладала увеличенным запасом топлива и была оборудована приспособлением для реактивного взлета JATO. Она использовалась Национальной гвардией и позже была заменена на LC-130H.

Последние модели

C-130E является модификацией C-130B с увеличенной дальностью полета. В общей сложности были заказаны 369 самолетов, поставки которых начались в апреле 1962 г. Максимальная стояночная масса модели возросла до 70,307 т, что на 9,072 т больше, чем у модификации B. Емкость топливного бака увеличилась на 7,711 т. Появились более мощные двигатели Allison T-56-A-7A и пара внешних баков объемом 5148 л под крыльями между ними. Изменение конструкции крыла, устранившее усталость и коррозию модели, продлило жизнь самолета в XXI веке.

Подобно модификации E в C-130H были установлены новые турбовинтовые двигатели T56-A-T5, заменена авионика, изменилось крыло и т. п. Поставки начались в июле 1974 г. Всего было построено более 350 самолетов C-130H и его производных. Данная модель стала самой массовой из всех модификаций: по состоянию на конец 1979 года заказы на ее производство достигли значения в 565 единиц.

C-130J является последней модификацией самолета. Она быстрее, экономнее, летает выше и дальше, а стартует и садится на более коротких полосах. Основными улучшениями стали цифровая авионика, цветные многофункциональные ЖК-дисплеи, дублированная инерционная навигационная система, цифровой автопилот и GPS. Самолет оборудован полностью интегрированной системой защиты, энергосберегающим цветным радаром, 4 новыми турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce AE 2100D3 мощностью по 3424 кВт каждый, шестилопастными винтами диаметром 4,11 м.

Повышение экономичности

Коэффициент качества Lockheed C-130, а вместе с ним и эффективность расхода топлива, компания пытается повысить за счет увеличения подъемной силы и снижения лобового сопротивления самолета. Успехов удалось добиться за счет микростабилизаторов, винглетов и системы распределения подъемной силы.

Микростабилизаторы представляют собой небольшие полосы на фюзеляже, сокращающие естественные завихрения. Они уменьшают нагрузку на корпус и позволяют атаковать хвостовые потоки в недоступных для традиционных стабилизаторов местах.

Система распределения подъемной силы повышает коэффициент качества Lockheed C-130 за счет подъема элеронов для разгрузки консоли, смещения нагрузки к центру и снижения необходимости в топливе для уменьшения изгиба крыла. Благодаря этому удалось увеличить максимальную массу груза в C-130H на 21 % и C-130J - на 10 %.

Дизайн концевой аэродинамической поверхности, или винглета, также помогает снизить лобовое сопротивление и повысить коэффициент качества Lockheed C-130. Благодаря этому достигается 1-3 % экономии горючего или 4-процентный рост дальности полета для C-130J.

Военно-морской флот и морская пехота США

C-130 «Геркулес» впервые поступил в американский флот в 1960 году, когда 4 самолета 130F прибыли для выполнения задач в Антарктике. За этими оборудованными лыжами «Геркулесами» вскоре последовали 46 моделей KC-130F, закупленными морской пехотой в 1962 году для выполнения роли штурмового транспорта и воздушного танкера для истребителей и штурмовиков. В том же году военно-морской флот получил 7 единиц C-130F без оборудования для выполнения транспортных задач. KC-130F совершил свой первый испытательный полет в январе 1960 года. Версия заправщика может заправлять одновременно 2 самолета 13 627 л топлива из грузового отсека. Горючее поступает по двум съемным заправочным узлам, расположенным на подкрыльевых пилонах.

В 1965 году военно-транспортная авиация пополнилась несколькими C-130G для поддержки подводных лодок «Поларис» и замены их экипажей. Как и в модели F, у них была увеличена структурная прочность, что позволило нарастить полезную нагрузку. Во всех модификациях кабина экипажа и грузовой отсек герметизированы, оборудованы системой дозаправки и доплеровской навигации. Четыре этих летательных аппарата позже были модифицированы в самолеты-ретрансляторы TACAMO и переименованы в EC-130G. После того как им на замену пришел Е-6А, три единицы были переделаны в транспортные (хотя и без грузовой рампы) TC-130G.

Еще одна модель, EC-130Q, состояла на вооружении в двух эскадрильях VQ. На ней был установлен радиопередатчик, и она выступала в качестве стратегического самолета связи с подводными лодками с баллистическими ракетами.

Статистика

Более 145 самолетов «Геркулес» были использованы во время операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне». Они транспортировали подразделения на передовые базы. С 10 августа 1990 года до прекращения огня в пределах зоны ответственности C-130 совершили 46 500 вылетов, перевезли более 209 тыс. человек и 300 тыс. т грузов. После начала боевых действий эти американские военные самолеты обеспечивали материально-техническую поддержку, эвакуацию раненых и тактическую мобильность. Во время 100-часовой наземной кампании C-130 совершали более 500 боевых вылетов в день.

Особенности

Конструкция C-130 отличается высотой пола, расположенного на уровне борта грузовика, горизонтальным задним трапом, а также незагороженным, герметизированным грузовым отсеком, который можно быстро переконфигурировать для перевозки войск, раненых или пассажиров. «Геркулес» также можно использовать для десантирования войск и оборудования, а также для доставки тяжеловесных грузов с малых высот с помощью вытяжных парашютов.

Грузовой отсек

C-130 может перевозить более 19 051 кг груза. Ролики на полу обеспечивают быструю и легкую обработку грузовых поддонов и могут быть удалены, чтобы оставить ровную поверхность, если это необходимо. Пять поддонов (плюс въездной поддон для багажа) можно погрузить на борт воздушного судна через главную рампу-дверь с гидравлическим приводом, расположенную в задней Рампа также может быть опущена на землю для погрузки и разгрузки колесных транспортных средств. Привязные фитинги для крепления груза расположены по всему отсеку.

В роли пассажирского летательного средства С-130 «Геркулес» может вместить 92 солдата или 64 десантника в полной экипировке на боковых сиденьях. В роли санитарного самолета он может перевозить 74 носилок с больными и ранеными, а также двух медицинских работников.

Выгрузка

Военно-транспортный самолет обеспечивает три основных способа воздушной доставки оборудования и материалов:

  • В первом случае груз весом до 19 051 кг сбрасывается на парашютах, которые раскрываются после покидания грузового отсека.
  • Второй метод, называемый контейнерной системой доставки, для сброса от одного до 16 тюков весом до 998 кг каждый использует силу тяжести. После того как последний тюк покинет самолет, раскрываются парашюты и опускают груз на землю.
  • При третьем способе выгрузки 17 237 кг груза выталкиваются из самолета большими грузовыми парашютами, когда воздушное судно находится в 1,5-3 м над поверхностью земли. После кратковременного скольжения груз останавливается.

Крылья и топливные баки

Полностью консольные крылья содержат четыре основных и два вспомогательных топливных бака. Два внешних бака устанавливаются под крыльями. Это дает C-130 возможность нести 36 075 л горючего.

Шасси

Модифицированное трехколесное шасси состоит из передней пары и тандемных основных колес и позволяет эксплуатировать самолет на неровных, неподготовленных взлетно-посадочных полосах. Главные колеса убираются вертикально в фюзеляжные обтекатели, а носовые складываются вперед, в фюзеляж. В переднее шасси встроен усилитель руля.

Электроснабжение

Питание Lockheed C-130 Hercules модификации H обеспечивается пятью генераторами переменного тока мощностью 40 кВА. Четыре из них приводятся в движение двигателями, а один управляется вспомогательной силовой установкой (ВСУ). В модификации E один 20-кВА генератор работает от воздушно-турбинного двигателя. Постоянный ток подается от источников переменного тока через четыре 200-амперных трансформаторных выпрямителя и от одного аккумулятора напряжением 24 В емкостью 36 ампер-часов.

Гидравлика

Четыре насоса с приводом от двигателя обеспечивают 200 атмосфер для основных и разгонных систем. Электрический мотор переменного тока подает давление на вспомогательную систему и дублируется ручным насосом. Гидравлика поддерживает постоянное давление при маневрах самолета с нулевыми или отрицательными перегрузками.

Удлиненные «Геркулесы»

Ряд военных операторов используют гражданскую версию «Геркулеса», которая имеет обозначение L-100. Сертифицированный в феврале 1965 года L-100 является аналогом C-130 "Геркулес" модификации Е без заправочных пилонов и военного оборудования. L-100-20 был удлинен вставками длиной 1,5 м до и 1 м после крыла. Фюзеляж L-100-30 удлинен на 4,6 м.

Когда специалисты рассматривают достижения и характеристики транспортного самолета C-130 "Hercules", безусловно, одим из самых поразительных являются события, которые состоялись в октябре-ноябре 1963 года.
В 1963 году ВМС США искали возможность пополнять расходуемые запасы на авианосцах без их заходов в базу и без покидания районов боевого патрулирования.
Одним из вариантов стала идея использовать транспортный самолет "Hercules",более 10 лет состоящий на вооружении.


"Геркулес" на мойке

ВМС США решили попробовать посадить C-130 "Hercules" на авианосец.
Возможно ли это было выполнить практически?
Кто бы мог предположить,что большой, четырёхмоторный самолет, имеющий ТТХ:
Длина:29,79 м
Размах крыла:40,41 м
Диаметр несущего винта:4,11 м
Высота:11,84 м
Масса снаряжённого:53 230 кг (при +2,5g)
Нормальная взлётная масса:70 305 кг (при типовой нагрузке)
Максимальная взлётная масса:79 380 кг
Длина разбега:1 433 м (до высоты 15 м)
Длина пробега:777 м (с высоты 15 м при посадочной массе 58 967 кг)

сможет приземлиться на палубу авианосца,а затем и взлететь?
Это оказалось не только возможным,но и было осуществлено в умеренно бурном море в 500 милях от Бостона в Северной Атлантике.
При этом самолет стал самым крупным и тяжелым самолетом в мире,когда-либо приземлявшимся на авианосец и взлетавший с него. Рекорд, который не побит и по сей день.

Когда лейтенант Джеймс Х.Флэтли III рассказали о новом задании,он подумал, что кто-то в ВМС сошел с ума.
"Посадить C-130 на авианосец,а затем взлететь? Вы должно быть,шутите",сказал он.
Но никто не шутил.Сам начальник командования военно-морских операций приказал подготовить технико-экономическое обоснования по посадке и взлету большого турбовинтового самолета на USS "Форрестол" (CV-59). Военно-морские силы пытались выяснить, могут ли они использовать "Hercules" как "Перевозчик для доставки". Ранее используемым для решения таких задач самолетом был Grumman C-1 Trader (два поршневых двигателя с ограниченной грузоподъемностью и 300-мильным радиусом действия).
Если авианосец работает на океанских просторах,то он не имеет быстрого средства доставки боеприпасов и материальных средств. Что бы что-то получить, необходимо приблизиться к суше, прежде чем принять на борт даже срочно необходимые грузы.
"Hercules" для этих целей подходил идеально. Но представить себе посадку такого самолета на авианосец, а затем взлет - было в духе голливудских боевиков.

Самолет KC-130F в варианте топливозаправщика-транспорта (BuNo 149 798), принадлежащий корпусу морской пехоты США, был доставлен на испытания 8 октября 1963. Фирма Lockheed внесла лишь незначительные изменения в шасси, улучшена тормозная система, добавлена система АБС, а с палубы авианосца убрали кабели и шланги заправки, и нарисовали белую линию по оси палубы, чтобы дать направление пилоту.
"Большое беспокойство вызывала максимальная скорость снижения - около девяти метров в секунду" - рассказывал Флэтли.
Как выяснилось позже, самолет по факту показал значительный запас.

Кроме Флэтли, экипаж состоял из Lt.Cmdr. WW Stovall - второй пилот; ADR-1 E.F. Brennan - бортинженер и инженер от Lockheed - летчик-испытатель Ted H. Limmer.
30 октября 1963 г. была сделана первая попытка при скорости ветра 40 узлов.
При этом самолет коснулся палубы, но не останавливаясь до конца, продолжил разгон и снова взлетел.

В целом, экипаж успешно провел 29 таких touch-and-go landings посадок.

Затем были осуществлены успешно 21 посадка с полной остановкой и 21 взлет, все это без помощи посторонних механизмов. Взлетный вес в экспериментах составлял от 85000 фунтов до 121000 фунтов (38555.35 кг - 54885 кг).
При весе 85000 фунтов KC-130F достиг полной остановки после пробега 267 футов (81,38 м), примерно равно двукратному размаху крыла самолета!
Специалисты ВМС с удивлением обнаружили, что даже при максимальной коммерческой нагрузке, самолет использует только 745 футов палубы для взлета и 460 футов для посадки.
Расстояние от конца крыла самолета до "острова" (башня контроля полетов) составляло чуть менее 15 футов.

Главный инженер Lockheed Е. Flock находился на борту авианосца для наблюдения за испытаниями. Он вспоминает: "Море было довольно неспокойным в тот день. Я был на капитанском мостике. Я смотрел на человека на носу корабля и видел, что при качке он перемещается вверх и вниз на 30 футов". Скорость хода авианосца была увеличена до 10 узлов, а так же уменьшено рыскание и он сориентирован по направлению против ветра. Таким образом, когда самолет приземлялся, он имел от 40 до 50 узлов скорости встречного ветра.
"Этот самолет остановился прямо напротив капитанского мостика" - вспоминает Flock.
" Раздались аплодисменты и смех. А на стороне фюзеляжа самолета, обращенной к нам, имелся большой знак "LOOK MA, NO HOOK."
Из накопленных данных в результате этих испытаний ВМС сделали выводы, что, используя C-130 "Hercules", можно было бы доставлять 25000 фунтов груза на расстояние до 2.500 миль и осуществлять его посадку на авианосец.
Несмотря на полученные положительные данные, идея показалась слишком рискованной для рутинных операций и самолет был слишком велик, чтобы поместиться на элеваторах авианосца или в его ангарах. Нахождение же на палубе серьезно затрудняло все другие операции и мешало прочим самолетам.

ВМС решил отказаться от этой идеи, используя в дальнейшем самолеты значительно меньшего взлетного веса.
За свои заслуги Флетли получил от флота награду Distinguished Flying Cross.