Выставка фотографий александра лапина. Тест Nikon Z7. Пришел, чтобы ускорить эволюцию…. Лучшие объективы Canon для пейзажной съемки

ОБ УСТРОЙСТВЕ ГЛАЗА

ФЕНОМЕН КАРТИНЫ ПЛОСКОСТЬ И ПРОСТРАНСТВО

РАВНОВЕСИЕ

СИММЕТРИЯ

СВЯЗИ КАК ЯЗЫК

ПОЭЗИЯ ФОТОГРАФИИ

ГАРМОНИЯ И ЕДИНСТВО

О ДВИЖЕНИИ ГЛАЗА

ВИДЫ РЕПОРТАЖНОЙ ФОТОГРАФИИ

км ВУ № оип ммп

км ВУ № оип ммп

км ВУ № оип ммп

км ВУ № оип ммп ковка, разрыв в изображениях может привести к антипатии двух снимков (они отвергают друг друга, отталкиваются). А нам необходима симпатия (притяжение их друг к другу).

км ВУ № оип ммп

АНАЛИЗ ФОТОГРАФИЙ

«САМ ВУ № оип ммп

км ВУ № оип ммп

км ву № оип ммп

км ву № оип ммп

км ВУ № оип ммп

ФОТОГРАФИЯ И КОМПЬЮТЕР

ПРИМЕЧАНИЯ

Второе издание книги переработано и дополнено. Исправлены неточности, прояснены формулировки. Очевидные, слишком простые примеры-иллюстрации заменены на более глубокие и убедительные. К тому же, добавлено много новых иллюстраций.

Появились в книге и новые главы.

Первая - это «Поэзия фотографии». В ней рассматриваются те особенности творчества и восприятия, которые позволяют говорить о близости языка поэзии и фотографии.

Еще одна новая глава - «Монтаж фотографий». Она посвящена основам создания зрительного ряда на полосе журнала или в экспозиции, то есть наименее исследованной стороне работы фотографа или бильдредактора.

Особо стоит отметить раздел «Примечания», завершающий книгу. Это не дополнительные разъяснения в привычном смысле, а вполне самостоятельные небольшие главы. Здесь есть и диалоги автора с воображаемым оппонентом, и выдержки из будущих книг. В общем, рассуждения на самые разные темы: от проблемы восприятия черного квадрата до понимания фотографий А. Картье-Брессона, от анализа известного снимка Ю. Смита «Дорога в рай» до новой версии прочтения знаменитой картины П. Брейгеля «Слепые».

По-прежнему главное внимание в книге уделено анализу фотографии, причем автор стремится к тому, чтобы анализ был максимально объективным и всесторонним. Это поиски смысла, но не в том, что изображено на снимке, а в том, как это изображено.

АЛЕКСАНДР ЛАПИН

ФОТОГРАФИЯ КАК. . .

издание второе, переработанное и дополненное

Издатель Л. Гусев Москва 2004

УДК 77 ББК 85.16

Л24 Лапин Александр Иосифович

Фотография как... - Изд. 2-е, переработанное и дополненное М., 2004. - 324 с. : илл.

Агентство CIP РГБ

ISBN 5-9649-0002-Х.

Книга посвящена теории черно-белой репортажной фотографии. Прежде всего проблемам фотографической композиции, вернее - роли композиции в творчестве фотографа. В связи с этим в книге затронуты вопросы психологии зрительного восприятия, в том числе движения глаза при восприятии плоского изображения.

Рассматриваются специфика фотографии, отношения документальной и художественной фотографии, построение языка изображения. Предлагается классификация видов репортажной фотографии, а также принципы оценки и анализа фоторабот.

Книга адресована изучающим фотографию: журналистам, психологам, искусствоведам, дизайнерам и бильдредакторам, а также подготовленным фотолюбителям и творческим фотографам - всем, кто любит фотографическое искусство.

УДК 77

ББК 85.16

ISBN 5-9649-0002-Х

Свои отзывы о книге читатели могут отправить по адресу < >. Автор сожалеет, что не сможет ответить всем, написавшим ему.

© Лапин А. И., 2003

© Лапин А. И., 2004, с изменениями

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ (17)

Введение

Фотография как композиция (19)

Отступление 1 Об устройстве глаза (27)

Отросток мозга (27)

Самый совершенный фотоаппарат (27) Непростительные ошибки (29)

Глава 1 Феномен картины.

Плоскость и пространство (32)

Изобразительная плоскость (32) Основы восприятия (33)

Восприятие пространства (34) Пространство в плоскости (36) Плоскость без пространства (39) Обратная перспектива (39)

Глава 2 Равновесие (57)

Зрительное равновесие (57) Зрительный вес (59)

Необходимость равновесия (60)

Глава 3 Симметрия (62)

Симметрия полная и частичная (62) Композиция Весы (62)

Проблема левого и правого (65) Проблема диагонали (68)

Глава 4 Связи как язык (70)

Иконические и другие знаки (70)

Изобразительные и смысловые связи (73)

Связи подобия и контраста (76)

Конструктивные связи (78)

Связи внешние и внутренние (79)

Связи нереальных форм (83)

Отступление 2 Поэзия фотографии (85)

Фотография и поэзия (85)

Основные отличия (87)

Подобные черты (88)

Связи-рифмы (89)

Сцепление мыслей и знаков (92)

Фотография, реальность, поэзия (93)

Гармония и единство (95)

Единство подобных и контрастных форм (95) Соразмерность и пропорциональность(100) Единство и гармония (102)

Единство компоновки и рамки (103)

Тональное единство (105)

Секрет красоты (107)

Отступление 3 О движении глаза (110)

Прогулки глаза. Остановки внимания (110)

Активные линии (112)

Композиционный и смысловой центры (114) Композиция картины И. Репина «Не ждали» (115)

Акценты. Выделение главного (117)

Композиция «Сикстинской Мадонны» Рафаэля (118) Ритм и движение (120)

Еще раз о композиции (125)

Компоновка. Конструкция. Композиция (125) Обобщенное видение (127) Фотографическая композиция (131)

Живая композиция (133)

Еще раз про определения (136)

Что делать (138)

часть вторая СПЕЦИФИКА ФОТОГРАФИИ (145)

Природа фотографии (147)

Документальность (147)

Избыточность информации (147) Одноглазое видение (148)

Прозрачность (148)

Одномоментность (149)

Случайность(149)

Анализ и отбор (150)

Возможность художества (154)

Документальное и художественное (154) Пространство для художественности (156)

часть третья ВВЕДЕНИЕ В РЕПОРТАЖНУЮ ФОТОГРАФИЮ (161) Глава 1 Виды или жанры (163)

Виды репортажной фотографии (167)

Хроникальная фотография (167) Информационная фотография (168) Событийная фотография (168)

Ситуационная фотография (171)

Фотография момента (174)

Фотография детали (175)

Изобразительная фотография (177)

Композиционная фотография (181)

Фотосерия (183)

Фотоочерк (184)

Отступление 4 Монтаж фотографий.

Основы бильдредактирования (188)

Фотография и кино (188)

Кино из фотографий (189)

Работа бильдредактора (190)

Поэтика монтажа (191)

Слишком очевидные связи (193)

Монтаж двух фотографий по горизонтали (193)

Монтаж двух фотографий по вертикали (197)

Монтаж трех фотографий (200)

Экспозиционный ряд фотографий (203)

Закон триптиха (203)

От формы к содержанию (205)

"Только следует помнить, что фотограф, как кактус - растет очень медленно. Не надо поливать его слишком обильно, он тогда просто завянет" Александр Лапин.

В нынешний бурный век фотоаппарат есть у всех и каждый мнит себя фотографом. Современные фотоаппараты почти "покамерно" позволяют одним нажатием кнопки получить технически сносное изображение. Ничего делать и знать не надо - нажимай на кнопочку и всех дел-то, ты уже фотограф!
К сожалению, многие так и считают, не понимая, что получаемые ими электронные изображения также далеки от настоящей фотографии, как сочинение ученика младших классов от произведения классика русской литературы.
Справедливости ради стоит отметить, не все так печально, и многие стараются подучиться и образоваться в области фото, особенно, если изображения для пополнения домашнего альбома уже перестали приносить удовольствие, а для собственного творческого пути чего-то не хватает. И тут народ берется за ум, в том числе, за книгу, коих на прилавках по данной тематике пруд пруди.
Многие из них содержат большое количество полезных советов по технике, обработке изображения, кое-где попадаются размышления о экспозиции и композиции, но практически ни одна книга не заставляет читателя думать!
А ведь именно думать и уметь видеть должен человек перед тем, как взять фотоаппарат в руки и попробовать получить хоть что-то, приближающееся к понятию "фотография"!

"Нельзя изобразить мысль, но можно изображением её вызвать" Александр Лапин

И именно эта книга (а по моему убеждению, из ныне доступных в продаже, если не брать букинистические закрома - только эта книга) позволяет читателю прикоснуться к прекрасному миру светописи: миру неограниченных возможностей, великолепных замыслов и чудесных воплощений. Здесь Вам ни слова не скажут про тот или иной тип фотоаппарата, про объёктив и всякую другую техническую "мишуру", которая лишь позволяет получить изображение, но никак не поможет создать его, если сам снимающей этого не может. На простых и доступных примерах автор объясняет читателю, что он должен научиться видеть и как это увиденное воплотить в фотографию.
Да что говорить, если это уже пятое исправленной переиздание книги за последние несколько лет!!!
Многие бестселлеры позавидуют такой востребованности.
Полиграфически книга издана великолепно! Все иллюстрации - а это, в основном, черно-белые фотографии (цветных нет и не нужно), напечатаны именно в той гамме, в какой это необходимо для понимания всех нюансов и особенностей конкретного варианта.
Данное издание ещё и имеет существенное преимущество перед предшествующими: книгу наконец-то издали в твердой обложке. Это замечательно, поскольку экземпляры из ранее выпущенных тиражей большой жизнестойкостью в руках активного читателя-фотографа похвастаться не могли.
Обложка "в предыдущих изданиях" перекочевала на "супер", а сама книга теперь абсолютно белая, как бы намекая на то, что путь познания необходимо начинать с белого листа. Плюс ко всему, в книжке появилась полоска-закладочка, прикреплённая к корешку.

Можно привести ещё много цитат из Лапина - без преувеличения, корифея фотографии, работы которого находятся как в ГМИИ им А.С. Пушкина, так и в иностранных галереях и коллекциях. Но для этого надо просто перепечатать всю его книгу:) Ограничусь, на мой взгляд, самым важным, самым актуальным на сегодняшний день, тем, что совсем не прочтешь в других фотокнигах, тем, что действительно нужно человеку, который хочет двигаться по пути фото:
"Развитие компьютерных технологий, в частности, редактирование цифровых фотографических изображений, дает безграничные возможности изменения фотографии, то есть, казалось бы, ее улучшения. Но с появлением компьютера количество хороших фотографий в мире почему-то не изменилось, а плохих - увеличилось.
Миллионы людей, в том числе, к сожалению, и фотографы, кликают на кнопки в "Фотошопе", наивно полагая, что занимаются творчеством. Однако известно, что большие творческие возможности, если они слишком большие, превращаются в свою противоположность, то есть в творческий беспредел.
Если с фотографией действительно можно делать что угодно, это нисколько не приближает пользователя компьютера к желанной цели - сделать хорошую фотографию - по одной простой причине: большинство пользователей не знают, что это такое и как этого добиться. Они просто не готовы к решению подобных задач и не знают, с чего начать."

Если Вам интересна фотография и Вы понимаете, что это не мимолетное увлечение, а всерьёз и надолго - то эта книга Вам просто необходима!

Вчера в Москве умер Лапин. Об этом не сообщали по телевидению, газеты не вышли с траурными рамками, просто взорвался московский фотографический Интернет. Возможно, впервые за годы, когда старшее поколение людей, делавших (и создавших-таки!) современную российскую фотографию, стало уходить, утрата одного из имен осознана сразу же и глубоко, до погружения в горечь вопросов: а дальше-то что делать?

Александр Иосифович Лапин, 1945-го года рождения, коренной москвич, изменил лицо московской школы фотографии. Выверил его и измерил. Зафиксировал. За такую работу человека любить нельзя: и алгеброй гармонию измерил. Помните, как плохо закончил коллега Криса на Солярисе, пытаясь вывести формулу того, что есть дух и красота? Но Лапин Москве (и всей российской фотографии в целом) был нужен. Кто-то должен принять на себя тяжелое бремя установления нормы, порядка, очерчивания границ между узким наделом того, что профессионально и морем около- и посредственно того, что в просторечии называется фотографией. Это неприятнейшее занятие (и те, кто ему предаются, неприятны широкому обществу вполне) — говорить о том, что есть профессиональное и не-… Это как выстраивание новой земли посередь океана. Занятие почти невозможное, и отчасти мистическое. Но, представьте, в океане разыграется шторм, и где, как ни на таком острове порядка, спастись людям с камерами, застигнутым бурей?

Александр Иосифович московской фотографии был нужен. И, пожалуй, нужен был ей более, чем фотографии петербуржской или чебоксарской или какой-либо еще достойной российской очерченной по географическому признаку фотографической школе. Москва, с ее хаотическим, долгие годы определявшемся Русским фотографическим обществом с пикториалистами во главе, а потом псевдо-репортажным конструированием снимков-достижений в духе соцреалистической картины, должна была как-то определиться, стать точнее, четче. У фотографии, в которой конструктивисты поставили во главе угла ракурс и динамику открытой композиции, должна была появиться мера. Этот измерительный, многажды рассчитанный и продуманный путь и предложил Лапин. В своей геометризации фотографической композиции он наследовал Родченко и Лисицкому, последнему в особенности (достаточно перечитать главы Лапина о плоскости композиции снимка). Но Лапин шел и дальше, по-своему, трудно управляясь со словами, легко — с визуальными формулами и жестко — с учениками. Александр Иосифович был настоящим prophet, пророком, лидером школы, которую посторонние за жесткость внутреннего (композиционно- фотографического и дисциплинарного — «добиться можно только снимая и снимая», «и надо смотреть») уклада обвиняли в сектантстве. Но как иначе, скажите, привить знание игруну, пришедшему с камерой научиться снимать, внутренне подозревающему, что фотографии, которые ему нравятся у других, особенно у великих, имеют скрытый секрет? Многие из приходивших — к книгам и на личные беседы Лапина, обращались к нему, как Герман к старухе — в надежде узнать секрет — «три карты» — и на том успокоиться и обрести фотографическое благополучие. За годы преподавания и пророчества о математической композиции, Лапин превратился в жесткого непримиримого критика людей необразованных и полуграмотных. Он буквально бичевал. Отказывался от публичных лекций, если видел, что аудитория не готова, наотмашь ставил на место молодых коллег, успокоившихся в своем развитии. Казалось, он всегда был старым. Всегда был. И был старше и значительнее других. И в том впечатлении вполовину от мифа, от облика Лапина и вполовину — от силы и убежденности в своем знании, которые исходили от него.

Когда Лапин был, было удобно знать, что он есть. Как некий полюс притяжения или отталкивания. С ним можно было спорить и не соглашаться (публично и заочно), но игнорировать его присутствие в истории современной российской фотографии было невозможно. Когда он еще был, я откладывала «на потом» визит к нему («приходите поговорить — ну что же Вы не приходите? — Вы никогда не приходите ко мне поговорить»). Так развивались, расходились наши отношения годами. Держа в памяти чувство его одиночества (а каким может быть еще ощущение от жизни человека, владеющего целой вершиной, анахорета, замкнувшегося в своем знании и узком круге учеников, которых он растил вверх, но горы которых были гораздо ниже его собственной), я так и не пришла к нему. Простите, Александр Иосифович. Когда он был, я откладывала на потом написать ему в подарок текст о дзен и математике в фотографии. Что-то вроде его портрета. Да так и не вышло.

Александр Иосифович Лапин был человеком с выдающимися математическими способностями. Но его привлекала фотография. Может быть, именно стремление ученого вывести идеальную формулу, а лучше получить лабораторное (экспериментальное) подтверждение ее жизненности, привели к тому, что Лапин в 1980-х вел курс фотографии в ДК МГУ. Один из кружков, как сольфеджио или дополнительное изучение иностранных языков. А получалось наоборот. Это была лаборатория, в которой из реторт и колб путем перегонки реальности в фотографию появились такие явления, как Игорь Мухин, Геннадий Бодров. К нему на беседы приходили все-все-все: Владимир Семин, Ляля Кузнецова, Валерий Щеколдин. Можно сказать, что не было бы его проповеди фотографической композиции, документальная фотография (истинная — по его собственному мнению) была бы в нашей стране совершенно иной. От его присутствия в Москве, в клубе ли для студентов или в целом — на весь фотографический город — получалось громко. Что может быть более безмолвным и потаенным процессом, чем получение фотографии? Вначале чудо оттиска реальности на пленке, потом волхование в темной комнате, проверка результатов на свету, и снова в темь… и так пока не скадрируется «правильно», а потом снова — на съемку — чтобы результат, полученный тяжело урезанием реальности рамкой авторского (и учительского) видения, наконец появился сам собой, с блистательностью выступления примы на сцене Большого театра. Когда все экзерсисы у станка остались позади, когда все отточено и зритель наслаждается чистым полетом вдохновения. Так формула Картье-Брессоновского полного кадра в Москве приобрела свое новое звучание, Лапин в своих комментариях придал ей статус идеального акта фотографического творчества…

У Лапина с предъявлением результатов его успешного эксперимента с фотографической формой в 1980-х в МГУ получилось громко, да так, что первая персональная выставка тогда еще мальчика Игоря Мухина: фотографии ч/б, уличная жизнь, новая молодежь — стала началом карьеры молодого автора, ознаменовалась скандальным закрытием экспозиции и концом пребывания его учителя Лапина в стенах официальной школы. В МГУ уже в роли ментора на факультет журналистики Лапин снова пришел двенадцать лет спустя. Его пригласили, и он пришел. И преподавал снова. При всей жесткости и непримиримости своей, Александр Иосифович был отходчив и добр.

Что же про дзен и математику? Высушенные «до сухого остатка» смысла формулы фотографической композиции людям небездарным позволяют просто стать профессионалами, таланты через формулы и границы, выведенные в теории Лапиным, переступают. А вот книжки его желательно иллюстрировать композициями гениев — само собой получается (как математика в музыке космических сфер) — что они то, гении, по этим законам и снимают, только не головой, а как-то всеми собою, существом… Лапина можно назвать и Пифагором нашей фотографии — те процессы, что проще описать, чем понять их механизм, он разбирал на отдельные части структуры, чтобы заглянуть внутрь, понять, как это действует. С Пифагора в музыке началась теория композиции, Пифагор увлекался космосом, уверенный, что всего лишь записал законы математических отношений, действующих в большом мире. Так и Лапин. Он не был чудаком. Он не был деспотом. Он был ученым, в той области, где, по мнению обывателя, науки точной не существует. Когда Лапин говорил, порою нельзя было понять, шутит он или говорит всерьез. Казнить нельзя помиловать — это про него. Так дзенские мудрецы, старики и проходимцы по виду, ставили в тупик императоров древнего Китая. Так надо было годам пройти, чтобы иной мог разобраться в смысле сказанным Лапиным слов.

Теперь появится много-много времени разбираться в сказанном и написанном Александром Иосифовичем, да только не будет новых работ по теории фотографии, подписанных скромно А.Лапин.

Лапин Александр Иосифович - человек, который внес огромный вклад в развитие московской школы фотографии. Его выставки проходили не только на родине, но и в Париже, Оксфорде, Вашингтоне. Влюбленный в искусство, он приложил все силы для его популяризации. На счету Лапина несколько книг о фотографии и открытие собственной школы.

Детство

В последний год войны родился один из известнейших русских фотохудожников Лапин Александр. Москва стала его домом, здесь ему было суждено провести всю свою жизнь. Мальчик вырос без отца. В одной комнате коммуналки проживал он с матерью и бабушкой, в другой - семья рабочих из семи человек. Глава соседского семейства увлекался охотой и рыбалкой, но, кроме этого, он иногда занавешивал одеялом окно и в полной темноте творил какое-то волшебство. На маленького Александра это произвело неизгладимое впечатление и определило всю его биографию.

В 1959 году в Сокольники привезли экспозицию «Семья человеческая». Почти 300 фотографов из разных стран представили свои работы. Здесь были кадры о радости и грусти, мире и войне, всех тех событиях, что наполняют жизнь людей и из которых, как в калейдоскопе, складывается мозаика жизни. Четырнадцатилетний Саша Лапин был потрясен выставкой. Фотография подошла так близко к человеку, как никакое иное искусство.

Мальчик рос болезненным, часто пропускал школу. Другим предметам предпочитал математику с физикой, и поступление в Физико-Технический институт после окончания школы выглядело вполне логичным и обдуманным шагом. Однако Александр Лапин его так и не окончил. В 1969 году он сжег мосты и забрал документы, чтобы полностью посвятить себя фотографии.

Начало карьеры

Как и многие фотографы с мировой славой, Александр Лапин не получил специального образования. В автобиографии среди своих учителей он называл такие имена, как Ю. Смит, А. Картье-Брессон, А. Кертеш. В начале творческого пути фотограф сотрудничал с самыми разными организациями: торговыми предприятиями, заводами, даже делал снимки для одного "Дома учителя". Лапин пробовал себя в разных жанрах: пейзаж, натюрморт, обнаженная натура. В конце концов, он начал снимать портреты обычных людей на улицах города.

Фотограф принимал участие в групповых выставках в знаменитом подвале на Малой Грузинской, 28. В 1985 году здесь же состоялась его первая персональная выставка, а спустя два года его работы впервые отправились за рубеж, в Великобританию.

Расцвет творчества

Нельзя сказать, что в Советском Союзе искусство жанровой фотографии пользовалось всеобщим признанием и любовью. Многие фотографы для власти были полумаргинальными элементами. Да и не называли их фотографами, ведь эти люди могли работать сторожами, дежурить в котельной или быть обычными тунеядцами. При этом они серьезно занимались фотографией и рисовали на своих снимках не парадную сторону Советского Союза, а обычную жизнь обычных людей, которая часто была далеко не глянцевой. В 1986 году, приехав в Москву, финская делегация познакомилась с этими молодыми фотографами и окрестила явление «Новой волной». В 1988 году их работы попадут в книгу «Инаковидящие», изданную в Хельсинки.

С 1985 года Лапин начинает активно выставлять свои работы, а с 1979-го занимается преподавательской деятельностью. Сначала он читает курс фотографии в Заочном Университете Искусства, затем ведет студию при Доме Культуры МГУ. С большим теплом позже вспоминал эти два года Александр Лапин. Фотограф вспоминал, что многие из его учеников вышли в люди и позже начали работать в крупных столичных изданиях, некоторые из них приобрели большую известность.

В ДК МГУ они устраивали нечто вроде выставок. Это не были полноценные экспозиции, поскольку разрешения на выставки нужно было получать у цензоров, а сделать это было непросто. Снимки выставлялись всего на один вечер, этого закон не запрещал. Лишь две полноценных выставки удалось устроить здесь Лапину с учениками.

С афишами и прошла Первая московская молодежная выставка. Затем попытались устроить выставку Игоря Мухина. Фотограф, который позже будет снимать Цоя и Земфиру, выполнил серию снимков хиппи и панков. Цензуру каким-то образом удалось пройти, но модели, запечатленные на фотографиях, приходили в зал и вели себя соответствующим субкультуре образом. Руководство Дома культуры не стало это терпеть. Выставку закрыли, а организатора попросили освободить должность.

Позже Александр Лапин вновь вернется в МГУ, чтобы преподавать основы дизайна и фотокомпозиции на факультете журналистики. А пока, в конце 80-х, ему было чем заняться: выставки, участие в создании художественных альбомов, репортажная фотография. В 90-е годы он удостоился признания от государства. Его пригласили экспертом по фотоискусству в Комиссию по государственным премиям при Президенте. После 2000 года мастер издает несколько книг и открывает Школу Лапина.

Работы Лапина

Единственной живой и стоящей фотографией Лапин считал документальную. Даже сюжет редких постановочных кадров был продиктован самой жизнью. При этом фотохудожнику удавалось не только сохранить живость и достоверность кадра, но и создать графически целостное произведение с выверенной композицией. Кадры Лапина обладают строгой четкой геометрией, гармонично скомпонованными ясными линиями. Ко всем фотографиям мастер создавал предварительный эскиз, на котором размечал плоскость снимка и технические данные. Самые известные работы Лапина - «Мальчик», «Двор», «Казанский вокзал», серия «Поцелуи».

Выставки

В начале творческого пути Лапин выставлял свои работы на общих выставках молодых художников в помещении на Малой Грузинской. Место было культовым среди московского авангарда. Единственным недостатком была лишь его маленькая площадь. Первая персональная выставка фотографа прошла здесь же в 1985 году. В следующем году он повез свои работы уже в Германию, в город Оттерсберг. На рубеже 80-х и 90-х Лапин принял участие в нескольких групповых выставках в Чехословакии, Великобритании, Париже, Хельсинки и США.

Ретроспективные выставки мастера проводились и сразу после его смерти. В 2013 и 2014 годах были организованы два масштабных мероприятия. Одно прошло в выставочном зале FOTODOC, другое - в самом центре Москвы, в Манеже.

Александр Лапин: библиография

Лапин оказался не только талантливым фотохудожником, но и отличным писателем. Его книги об искусстве фотографии стали бестселлерами. Мастер делился в них своим опытом, накопленным за долгие годы каждодневной упорной работы. Первая «Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом» увидела свет в 2005 году. Здесь автор рассуждал о психологии визуального восприятия плоскостного изображения. Книга описывает структуру фотографии и процесс создания гармоничной композиции из разнородных элементов.

Вторая работа «Фотография как…» вышла в 2008 году. Вновь автор затрагивает процесс восприятия кадра зрителем и его связи с композицией фотографии. К 2015 году книга выдержала 6 переизданий. Сейчас труды Лапина считаются классикой теории фотографии и обязательны для ознакомления всем, чья жизнь так или иначе связана с фотоискусством.

Размышления о фотографии

Фотограф часто повторял, что форма в фотографии не менее важна, чем смысл. Ритм и композиция должны дополнять замысел картины и существовать неотрывно от него. Лапин был тружеником, и свой успех он приписывал упрямству. Своим ученикам он говорил о том, что нет волшебного ключика к фотографии и идеальным снимкам. Каждый должен выковать его сам путем долгих упражнений с камерой. Талант фотографа заключается, прежде всего, в умении видеть, которое формируется не стихийно, но под воздействием культурного опыта смотрящего.

Второй необходимый для фотографа навык - умение видеть объемную композицию на плоскости. Ведь часто то, что кажется идеальной композицией в природе, дробится и распадается, будучи отпечатанным на бумаге. для фотографа, как слух для пианиста. Если он есть, то из ученика выйдет толк.

Школа Александра Лапина

Александр Лапин - педагог, про которого говорят от Бога. В общей сложности преподавательской деятельности он посвятил 30 лет из своей жизни. На протяжении десятилетий в его квартире собирался круг единомышленников, которые обсуждали классическое и новое искусство, делились находками. На этих неформальных встречах выросло поколение молодых фотохудожников, школой которых было живое общение с легендой советской фотографии. В 2009 году на "Винзаводе" открылась ретроспективная экспозиция, где, помимо работ мастера, его ученики выставили свои фото. Александр Лапин по праву гордился ими и их работами. А в 2010 Школа Лапина официально открыла двери в помещении «Промграфики». К сожалению, она просуществовала недолго.

Александр Лапин тихо ушел из жизни в 2012 году. С его смертью закрылась целая страница в жизни отечественного фотоискусства. Многие работы разошлись по частным галереям и коллекциям, часть же хранится в государственных музеях Бостона и Вашингтона, а также в московском ГМИИ имени Пушкина.

Презентация

Компания Canon выпускает семь новых кинообъективов с байонетом PL и фиксированным фокусным расстоянием

Компания Canon объявляет о выпуске серии кинообъективов Sumireⁱ Prime, в которую вошли семь светосильных моделей, оснащенных сменным байонетом PL (с возможностью перехода на байонет EF)ⁱⁱ. Новые объективы CN-E14mm T3.1 FP X, CN E20mm T1.5 FP X, CN-E24mm T1.5 FP X, CN-E35mm T1.5 FP X, CN-E50mm T1.3 FP X, CN E85mm T1.3 FP X и CN-E135mm T2.2 FP X значительно расширяют ассортимент кинематографических решений компании. Они совместимы с любыми кинокамерами, оснащенными байонетом PL, а также полнокадровым датчиком 35 мм или датчиком стандарта Super-35, включая отдельные камеры Cinema EOS. Объективы создают изображение в «киношном» стиле и единой теплой цветовой гамме, что для операторов означает новые творческие и функциональные возможности. Серия Sumire Prime выпущена в ответ на потребность кинематографистов в создании высококачественного контента, цепляющего своей креативностью, индивидуальностью и выразительностью.

Презентация

Toshiba Memory расширяет линейку SSD с интерфейсом NVMe для облачных центров обработки данных

Компания Toshiba Memory Europe объявляет о выходе на рынок платформы XD5 Series, включающей твердотельные накопители (SSD) с интерфейсом NVMe™ в компактном форм-факторе 2,5 дюйма толщиной 7 мм, оптимизированные для снижения задержки и повышения стабильности производительности при рабочих нагрузках с высокой интенсивностью чтения данных. SSD XD5 Series в форм-факторе 2,5 дюйма предназначены как для центров обработки данных, так и для облачной инфраструктуры, прекрасно подходят для баз данных NoSQL, больших горизонтально масштабируемых систем интеллектуального анализа данных и решений для потоковой передачи данных. Они также оптимальны для применения в решениях и системах проекта Open Compute Project (OCP).

Презентация

HUAWEI объявляет о старте продаж в России смартфона HUAWEI P30 lite

Компания HUAWEI представляет в России новый смартфон серии HUAWEI P30 - HUAWEI P30 lite. Новинка оснащена 12-нм процессором Kirin 710, тройной основной камерой с ультраширокоугольным объективом и фронтальной камерой высокого разрешения с технологиями искусственного интеллекта.

Презентация

Kingston Digital представляет линейку microSD-карт High Endurance

Компания Kingston Digital, Inc., подразделение по производству флеш-памяти Kingston Technology, Inc., мирового лидера в разработке и производстве устройств для хранения данных, представляет новую линейку microSD-карт High Endurance. Карты разработаны специально для интенсивного использования, например, в камерах видеонаблюдения, видеорегистраторах или экшен камерах.

Презентация

Canon пополняет серию UHDgc первыми в мире портативными зум-объективами для вещательных 4K-камер формата 2/3 дюйма

Компания Canon объявляет о расширении ведущего в отрасли модельного ряда вещательных решений стандарта 4K первыми в миреⁱ зум-объективами для вещательных 4K-камер с датчиками формата 2/3 дюйма: CJ18ex28B и CJ15ex8.5B. Оба объектива обладают уверенными оптическими характеристиками для съемки в 4K и предлагают потрясающие уровни маневренности и удобства в сравнении с объективами для вещательных HD-камер. Теперь в ассортименте Canon найдется объектив для любого сценария вещательной съемки. Новинки серии UHDgcⁱⁱ удовлетворяют разносторонним требованиям документальной съемки, прямых трансляций мероприятий и спортивных соревнований и поэтому идеально подойдут вещателям, которые хотят создавать контент в формате будущего по мере перехода на системы и рабочие процессы стандарта 4K.

Презентация

Снимайте мир в 4K: новые видеокамеры Canon - LEGRIA HF G50 и LEGRIA HF G60

Компания Canon Europe объявляет о расширении модельного ряда 4K-видеокамер LEGRIA двумя новинками - LEGRIA HF G50 и LEGRIA HF G60. Начальная модель в сегменте 4K, LEGRIA HF G50, предназначена для фиксации незабываемых моментов в высоком разрешении - по меркам как текущих, так и будущих технологий. Камера оснащена датчиком формата 1/2,3, функциями ручного управления, объективом премиум-класса и мощными возможностями обработки сигнала. Все это обеспечивает непревзойденное качество видео. Модель LEGRIA HF G60 с датчиком формата 1 дюйм предлагает более искушенным пользователям возможность съемки эффектных роликов в формате 4K UHD. За счет собственной технологии Canon Dual Pixel CMOS AF видеокамера уверенно справляется с динамическими сценами и позволяет передать мельчайшие детали. Обе новые камеры занимают ключевые позиции в растущем ассортименте устройств Canon с поддержкой стандарта 4K, который постепенно начинает доминировать на рынке.

Презентация

Компания Canon расширяет популярную серию XA тремя новыми компактными профессиональными видеокамерами стандарта 4K UHD

Компания Canon объявляет о пополнении профессионального модельного ряда XA тремя новыми видеокамерами стандарта 4K UHD - XA55, XA50 и XA40. Новинки призваны удовлетворить растущий спрос на контент в разрешении 4K UHD. Модель XA55/XA50 представляет собой видеокамеру стандарта 4K UHD с 1-дюймовым датчиком, технологией автофокусировки Dual Pixel CMOS AF и 15-кратным оптическим зумом, при этом XA55 отличается наличием разъема 3G-SDI. XA40 - это ультракомпактная видеокамера стандарта 4K UHD с датчиком формата 1/2,3 дюйма и 20-кратным оптическим зумом.

Презентация

Новый суперкомпактный и легкий фотопринтер Canon Zoemini для моментальной печати фотографий

Компания Canon объявляет о выходе на российский рынок нового карманного фотопринтера Canon Zoemini с технологией бесчернильной печати ZINK™. Canon Zoemini легко подключается по Bluetooth® и через приложение Canon Mini Print позволяет за несколько секунд распечатать фотографию форматом 5 x 7,6 см прямо с мобильного телефона, планшета или из любого приложения социальной сети.

Презентация

Nikon приглашает принять участие в фотоконкурсе Nikon 2019

Компания Nikon объявила о запуске ежегодного Фотоконкурса Nikon 2019. Как профессиональные фотографы, так и любители смогут представить свои работы в одной серийной и восьми одиночных номинациях. Авторы самых интересных и необычных кадров смогут выиграть ценные призы, среди которых – актуальные флагманы компании.

Презентация

Беззеркальная фотосистема и COOLPIX P1000 с коллиматорным прицелом DF-M1 от Nikon удостоены награды Red Dot Award: Product Design 2019

Кмпания Nikon с радостью сообщает о том, что ее новая беззеркальная фотосистема и COOLPIX P1000 с коллиматорным прицелом DF-M1 удостоились награды Red Dot Award: Product Design 2019. Профессиональное жюри оценило свыше 5500 продуктов по девяти критериям, включая инновационность, функциональность и надежность.

Тесты по теме

тест-драйв

Проверка Canon EOS R уральской зимой

Пейзажный фотограф Елена Малафеева делится личными впечатлениями со съемок в национальном парке Таганай на Южном Урале. С собой она взяла полнокадровую беззеркальную камеру Canon EOS R, объектив RF 24-105mm f/4L IS USM и адаптер EF-EOS R, которым пришлось работать в самых суровых морозных условиях, выдерживая температуру - 25°C

соло-тест

Тест Canon EOS R: Rеволюция или Rазвитие

Для поклонников фототехники Canon ожидание беззеркальной системы EOS R было долгим и напряженным. На протяжении последних нескольких лет вопрос стоял даже не какой будет первая полнокадровая беззеркалка Canon, а будет ли она вообще. Успешный перезапуск линейки EOS M с очень удачными моделями M5 и M6, недорогой и популярной M50 вселил надежду на скорый приход старшей системной камеры. И вот она перед нами.

тест-драйв

Тест Nikon Z7. Пришел, чтобы ускорить эволюцию…

Беззеркальные камеры пришли, чтобы остаться, захватить мир и поменять его. Отрицать, что фокус пользователей - профессионалов и любителей - а также рынка сместился в сторону беззеркалок, просто глупо. И странно, что самыми последними представили свои беззеркальные полнокадровые камеры тяжеловесы индустрии. В конце 2018 года Nikon под громким лозунгом Mirrorlessre invented выпустил свои первые беззеркальные полнокадровые камеры.

тест-драйв

Теcт камеры Nikon Z7

В сентябре мне посчастливилось протестировать новинку 2018 года от Nikon – полнокадровую беззеркальную камеру Z 7. И тест этот проходил в непростых условиях Исландии и Гренландии. В Исландии камера и вовсе сразу попала в бой. Я провел 10 дней в высокогорье под дождем и снегом при ветре 10-20 м/с. Вот мои впечатления.

соло-тест

Объектив Fujinon XF 80 mm f/2.8 LM OIS WR Macro: первый среди своих

Дождались! Наконец-то обладатели системы Fujifilm X получили полноценный макрообъектив и уже полгода вполне счастливы по этому поводу, потому что раньше обходились лишь «полукровкой»: макрообъективом Fujinon XF 1:260 mm f/2.4 R Macro, выпущенным еще в далеком 2012 году. Почему «полукровкой»? Все очень просто: масштаб увеличения этой макролинзы всего лишь 1:2 (один к двум!), что выглядело довольно странно для топовой серии беззеркальных камер Fuji.

Тест зеркальной камеры Nikon D850: решает все? Начинайте любить ее прямо сейчас…

Бессмысленно спорить, в свое время Nikon D800 была камерой не просто незаурядной, а прорывной в масштабах всего рынка фототехники. Казалось бы, все уже и забыли о гонке мегапикселей, и тут - гигантское разрешение, упакованное в 35-милиметровый сенсор. Пейзажисты начали массово переходить на восьмисотки, студийные фотографы - тоже. Вышедшая параллельно D800E внесла некоторую путаницу. Какая камера работает лучше, зачем нам муаровый фильтр, если без него только лучше, насколько адекватна разница в качестве разнице в цене.

опыт эксплуатации

Тест объектива AF-S NIKKOR 14-24 mm f/2.8G ED

Nikon выпускает этот объектив с 2007 года, и до сих пор он пользуется популярностью среди профессионалов. А они, как известно, ради отменного качества картинки закрывают глаза и на вес, и на цену, и на что угодно еще. Я считаю, что эту линзу без сомнений можно назвать одной из лучших и оптимальных для пейзажной съёмки.

лабораторный тест

Canon 6D Mark II протестирована в лаборатории DXO Mark

Камера Canon 6D Mark II недавно была протестирована в лаборатории DXO Mark и по результатмосновных испытаний набрала всего 85 очков.Отметимв сравнении с другими моделями Canon довольно низкий показатель светочувствительности, равный 2862 ISO, и динамического диапазона не превышающий 11.9 Evs. В линейке похожих камер Canon зеркалка 6D Mark II получила наименьший рейтинг. Более подробная информация содержится в таблице

тест-драйв

Тест новой камеры Nikon D850 на Розе Хутор

В сентябре начинаются продажи новой флагманской модели зеркального фотаппарата Nikon D850. Эта камера уже успела наделать шуму своими возможностями и характеристиками. Мне, как амбассадору Nikon, выпала возможность одним из первых протестировать новинку в деле. Пока я был в Красной Поляне в Россию привезли первый и единственный образец камеры и сразу же отправили её ко мне. Что я думаю о новом фотоаппарате? Читайте ниже и смотрите сделанные фотографии

Обзоры по теме

обзор модели

Тревел-штатив Manfrotto Befree Nerissimo: легко носить – красиво снимать!

Штатив Manfrotto Befree Nerissimo - ограниченная серия полюбившихся многим фотографам тревел-штативов Manfrotto Befree Advanced Traveler. Компактная опора с реверсивной конструкцией сложения ножек выпущена в стильной матово-черной отделке. Модель рассчитана на нагрузку 8 кг, что позволяет использовать ее с зеркальными камерами профессионального уровня и светосильной оптикой. Сам штатив при этом весит всего полтора килограмма, а в сложенном состоянии занимает в длину 40 см.

обзор модели

Первый взгляд на беззеркальную камеру Canon EOS RP

Canon стала четвертой компанией (после Sony, Leica и Nikon), которая вышла на рынок полнокадровых беззеркальных камер, представив в сентябре прошлого года модель EOS R. Продолжая развивать новое для себя направление, Canon выпускает вторую камеру в линейке - EOS RP. В то время как EOS R является более профессиональной моделью, EOS RP представляет собой камеру начального уровня, предлагая при этом компактный корпус, простое меню, интуитивно понятное управление и, что немаловажно, самую доступную цену среди полнокадровых камер, представленных сегодня на рынке.

обзор рынка

Toshiba Electronics Europe дает прогноз: какими будут тренды хранения данных в 2019 году

Где мы собираемся хранить столько данных? Благодаря инженерам и программистам, емкость дисковых носителей становится все больше, а объединение их в эффективные системы хранения – проще. Таким образом, проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, решать стало легче. Но с учетом прогнозов по стремительному ускорению объемов генерации данных машинами, такими, как автономные транспортные средства и интеллектуальные фабрики, а также принимая во внимание, что люди уже создали огромные массивы данных, включая резервные копии, сможем ли мы произвести достаточно хранилищ для потребностей следующего десятилетия? Или нам придется подумать о более безжалостном подходе и принимать решение относительно того, что можно не хранить?

обзор модели

Обзор беззеркальной камеры Canon EOS R

Беззеракальные камеры уже не новость в мире цифровой техники. И многие ждали первой беззеркалка от Canon. Не раз слышал, что с возможностями Canon, почему тянут так долго? Да я и сам, собирая в горы очередной тяжелый рюкзак с техникой, думал, ну когда же уже. По крайней мере я ждал, что вес для меня будет решающим фактором. Но все-таки я не совсем правильно думал.

обзор модели

Бродяга благородной крови: обзор фоторюкзака Gitzo Adventury 45

Сегодня удивить кого-то новым рюкзаком практически невозможно. На рынке их сотни, самых разных - с одной лямкой и двумя, с кучей карманов, с боковым доступом и доступом со спины, разных объемов и цветом. И все равно каждый год именитый бренды выпускают новый модельный ряд. А знаете почему? Потому что для любого фотографа подобрать себе подходящий рюкзак - это задача сложнее, чем подняться на вулкан, держа в одной руке камеру, а в другой разъяренного вомбата. Сложная, в общем, задача. У меня, к слову, фото-рюкзаков пять, и в каждом из них что-то не так.

обзор модели

Обзор компактной камеры Panasonic LUMIX DMC-LX100M2

Panasonic LUMIX LX100M2 - модель седьмого поколения в линейке популярных премиум-компактов серии LX. В камере использованы большой высокочувствительным MOS-сенсор стандарта 4/3 c эффективным разрешением 17,0 Мп, высокопроизводительный процессор Venus Engine и светосильный объектив LEICA DC VARIO-SUMMILUX F1.7-F2.8 (эквивалент 35мм камеры: 24-75 мм), что позволяет этой модели создавать реалистичные фотографии высокого качества с красивым боке.

обзор модели

Обзор объектива Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro

На объектив Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro пока не так много обзоров и довольно мало тестов, так что решил исправить ситуацию, тем более что макрообъективы это моя стихия и я постоянно ими пользуюсь. Новый Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro по сути открывает целое направление макросъемки в линейке FUJIFILM X-mount т.к. это первый макрообъектив данного формата с масштабом 1:1 и с наиболее удобным фокусным расстоянием для большинства ситуаций. До этого на системе X-mount был XF 60mm f/2.4 macro, который давал масштаб лишь 1:2. Можно всё что угодно считать «макро», но на самом деле 1:1 это оптимально для любых более-менее требовательных макрофотографов. На меньший масштаб сложно снять что-то необычное. И был ZEISS Touit 50/2.8 на масштаб 1:1, но не очень удобный в полевом макро из-за того что масштаб 1:1 он достигал на 0.15 м дистанции фокусировки.

обзор модели

Обзор графических планшетов Huion INSPIROY H640P и H950P: пассивное перо для активного творчества

Как и известный бренд Wacom, компания Huion уже открыла в России официальное представительство. И речь идет не просто о торговых точках где-нибудь на «Горбушке» или Савеловском рынке, а о полноценной системе продаж и сервисных центров, открытых по всей стране, и адекватной клиентской поддержки. Сегодня мы познакомимся с самыми горячими новинками Huion– с графическими планшетами H640Pи H950Pиз линейки INSPIROY. Сразу обнародую их основные параметры: чувствительность 8192 уровня, пассивное перо и просто уникальная цена – 7000/9500 рублей. Попробуем разобраться, насколько же хороша продукция нового игрока на нашем рынке, нет ли тут ореола дешевых китайских товаров?

обзор модели

Fujifilm X-E3 фотокамера 4К с датчиком 24 МП

Fujifilm X-E3 – это 24-мегапиксельная камера APS-C среднего уровня, разработанная в виде младшей сестры смартфонного типа SLR-подобного X-T20. Что касается их внутреннего наполнения и характеристик – две камеры очень похожи, но X-E3 в большей степени использует сенсорную панель для управления и более похожа на дальномерные фотоаппараты 70-х.

обзор модели

Sony A7R III, полный обзор

С официальным анонсом A7R III компания Sony продолжает агрессивное наступление в сегменте профессиональной фототехники. Серия A7 / A7R / A7S стала настоящим открытием в 2013 году, и Sony быстро развила этот успех в 2015, предложив еще 3 камеры: A7 II, A7R II, A7S II.

Фотошкола

Аудун Рикардсен и «селфи» белого медведя, которое провело целый год в водах Арктики

В 2017 году амбассадор Canon Аудун Рикардсен буквально за несколько секунд познал как счастье, так и горе фотографа. С помощью камеры-ловушки ему удалось крупным планом запечатлеть белого медведя, охотившегося на тюленей возле проруби, но затем камера упала в воду и скрылась в глубинах. Через год Аудун придумал смелый план по поиску камеры со сделанными кадрами.

Фотошкола

Работа с моделью и создание доски вдохновения

При работе с моделью очень важно найти с ней общий язык и подобрать ключи к настроению, постепенно располагая человека к себе. Вам должны доверять, в первую очередь, как профессионалу. Бывают ситуации, когда нужно верить фотографу на 100%: «вставай на край обрыва, прыгай в грязь, беги как сумасшедшая». Если в ответ вы услышите «Зачем?» или «Я не буду этого делать», значит либо это не ваш человек, либо вы не смогли доказать, что на ваше мнение можно полагаться.

Фотошкола

Объективы Canon для фуд-фотографии

Правильно снятая еда - от блестящих кусков сочного мяса до нежных десертов - может не только пробудить аппетит у смотрящего, но и помочь вам заработать на этом искусстве. Фуд-фотограф и фуд-стилист Мария Алтынбаева уже несколько лет снимает еду для журналов и ресторанов. Сегодня она делится своим опытом работы с двумя объективами Canon на полнокадровой камере EOS 6D.

Фотошкола

Линдси Годдар говорит о себе как о свадебном фотографе-документалисте. Кажется, в этом не кроется никаких принципиальных отличий от обычных свадебных фотографов, но Линдси использует свежие идеи и честный подход. Чувственные и естественные снимки фотографа из Лондона будто бы сделаны невидимым наблюдателем и идеально передают всю атмосферу свадебного торжества. «Я стараюсь запечатлеть самую суть свадьбы, - говорит Линдси, - и рассказать об этом дне честно, не только делая снимки важных событий, но и фотографируя все менее заметные моменты, что происходят в этот день».

Фотошкола

Лучшие объективы Canon для пейзажной съемки

В этой статье опытный фотограф-пейзажист и амбассадор Canon Дэвид Нотон поделился своими мыслями в отношении выбора объективов для пейзажной съемки, а Майк Бернхилл, специалист по профессиональному оборудованию Canon и эксперт по объективам, рассказал о том, почему именно эти объективы настолько хорошо подходят для создания пейзажей.

Фотошкола

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка молнии

Поразительная. Эффектная. Яркая. Сегодня речь пойдет о съемке молнии - одном из самых красивых природных явлений, за которым охотятся и любители, и профессионалы. Как же поймать долгожданный момент в кадр и сделать эффектный снимок молнии? Своими секретами делятся: Сергей Болденков, Татьяна Зубкова. Изучайте урок и применяйте новые знания на практике. Удачной охоты за грозами!

Фотошкола

Приемы создания репортажной фотографии с помощью цифровой зеркальной камеры EOS

Как правило, фотожурналисты используют разнообразные типы камер для съемки событий - от профессиональных цифровых зеркальных камер Canon до более компактных портативных моделей. Цифровые зеркальные камеры EOS дают больше возможностей и позволяют лучше контролировать процесс съемки, в то же время компактные камеры Canon более удобны в использовании и обеспечивают превосходные результаты без лишних усилий. Какой бы камерой вы ни пользовались, важно помнить, что самые лучшие репортажные фотографии дают нам более глубокий взгляд на проблему и никогда не теряют своей актуальности по сравнению со снимками, которые ежедневно публикуются на новостных сайтах по всему миру.

Фотошкола

Практика Дмитрия Купрацевича. Ночной портрет

Портрет очень популярный жанр в фотографии. И, пожалуй, не бывает фотографов, которые хотя бы раз в жизни не делали портретов. Это и непростой жанр, в нем очень много нюансов, зависящих от вида портрета. Например, сложно сравнить деловой и детский портреты. У всех видов в основном одно сходство - в кадре люди. Но от вида зависит и фон, одежда, выбор моделей и работа с ними. А если дело касается психологии, тот уже пора писать целую энциклопедию по съемке.

Фотошкола

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка ночного города

Когда нет возможности выехать куда-то за город, а погода не позволяет сделать фотографии с красивыми рассветами и закатами, можно заняться съемкой ночного города. Практически в любом городе можно найти сюжеты для ночной фотографии. Это архитектура, детали архитектуры, а также дороги, на которых происходит постоянное движение транспорта. В этой статье я дам несколько советов по съемке ночного города.

совет экспертов

Шопинг в интернете: как безопасно совершать покупки

Почему все больше людей предпочитают покупать практически любые товары и услуги онлайн? Прежде всего, мы хотим сэкономить! С развитием интернет-торговли у покупателей появилась возможность в режиме онлайн сравнивать цены, проверять скидки и выбирать самые выгодные предложения из существующих. И вот они уже с огромной скоростью перемещаются из оффлайн-магазинов в онлайн: по данным GfK за 2018 год, 35% россиян хотя бы раз за последние полгода покупали товары в интернете. Однако преступники не дремлют и следуют за нами – они «осовременились» и научились воровать по-крупному: красть данные банковских карт и важные электронные файлы.