Правила съёмки различных типов лиц и фигур. Как определить свой тип лица

Съемка портретов - дело непростое. Каждый человек индивидуален, и роль фотографа в общем случае состоит в том, чтобы акцентировать внимание зрителя на лучшем из того, что в данной модели есть, и в то же время показать настоящего человека, если речь идет не о гламурных рекламных съемках, конечно.

Огромное разнообразие лиц, типов фигур, характеров, - это то, с чем нам приходится иметь дело, и каждый раз будто проходишь через боевое крещение, пытаясь понять, как лучшим образом презентовать свою модель, чтобы и идею донести, и человека показать, и все остались довольны проделанной работой.

На самом деле все не так страшно. Конечно, при наличии определенной наблюдательности и опыта вы вскоре сами сможете проследить определенную закономерность. В этой статье мы постараемся по возможности упростить процесс поиска этой закономерности и систематизировать основные параметры съемки для разных типов лиц и фигур.

Пару слов об объективах

Для съемки крупноплановых портретов обычно используются нормальные или длиннофокусные объективы. Также среди фотографов закрепилось такое понятие как «портретный объектив». В классическом варианте он имеет фокусное расстояние в диапазоне от 50мм до 130мм. Некоторые расширяют значения этого диапазона вплоть до 200мм, но обычно фотографы-портретисты выбирают объективы 85мм или 130мм.

Данные значения указаны для камер с полноразмерным сенсором, или же для 35-мм пленочных фотоаппаратов. На самом деле понятие «портретного объектива» достаточно условно, и относится, помимо фокусного расстояния, к светосиле и характеру рисунка оптики.

Обязательные атрибуты «портретника» - большие относительные отверстия диафрагмы (лучше шире, чем f/2.8), а также красивый рисунок боке. Специализированный портретный объектив спроектирован так, что минимальные аберрации показывает при фокусировке с нескольких метров, то есть именно при съемке портрета, в ущерб качеству изображения при наведении «на бесконечность».

Для съемки портретов в полный рост и передачи ощущения большого пространства, окружающего модель, многие используют широкоугольные объективы, но, конечно, этот тип объектива не является основным для портретной съемки.

Какой бы тип лица и фигуры вы ни снимали, старайтесь в случае с крупным планом избегать «широкоугольника» и телеобъективов с фокусным расстоянием выше 200мм, поскольку они довольно сильно искажают перспективу. С другой стороны, в зависимости от конкретных ситуаций, вы можете понять, что именно искажение перспективы и позволит вам наиболее гармонично передать на кадре то или иное лицо: сузить широкое «телевиком» или расширить узкое «широкоугольником».

Типы лица

В идеале, когда вы часто снимаете портреты, вы со временем начинаете легко видеть различия между лицами и на подсознательном уровне, чисто визуально, выбирать наиболее подходящие тому или иному типу лица ракурсы. Вы можете заметить, что одни и те же привычные ракурсы очень сильно идут одним людям, но совершенно неприемлемы для других. Давайте попробуем систематизировать эту информацию и сделать небольшую сводку: какие ракурсы и типы освещения подходят под тот или иной тип.

Итак, обычно лица классифицируются следующим образом в зависимости от формы:

  • круглое лицо
  • трапециевидное лицо
  • треугольное лицо
  • прямоугольное лицо
  • квадратное лицо
  • овальное лицо
  • удлиненное лицо

Основные типы лиц по форме

Как же определить принадлежность лица модели к тому или иному типу, и в зависимости от этого выстроить свет и камеру? В идеале вам стоит запастись поддержкой стилиста-визажиста, но, как бы то ни было, полезно знать несколько ключевых моментов.

Круглое лицо

Это довольно тяжелый для съемки тип лица. Круглое лицо характеризуется тем, что имеет практически одинаковую длину и ширину, нет ярко выраженных скул и четкой линии подбородка. Даже если человек имеет хорошую фигуру, если у него круглое лицо, он выглядит более «полным», поэтому к съемке нужно подходить аккуратно. Освещение предпочтительнее выбирать боковое, оно поможет визуально сузить лицо. Идеальный ракурс - съемка вполоборота.

Одна из известных обладательниц круглого лица, актриса Дрю Берримор. Обратите внимание на удачный ракурс и прическу.

Не концентрируйтесь исключительно на портрете крупным планом, если сделать акцент на стройной фигуре, можно сгладить визуальный дисбаланс. Также если у модели круглое лицо, можно скорректировать форму при помощи прически, закрыв волосами щеки, или включить в кадр руки, скрывающие часть лица и формирующие иную картинку.

Трапециевидное лицо

Характеризуется широким массивным подбородком, слабовыраженными скулами и сужением лба по направлению к макушке. Желательно попросить модель или стилиста делать объемную прическу, которая сможет зрительно выровнять форму лица. Правила съемки в целом такие же, как и для круглого. Боковое освещение и ракурс вполоборота помогут сузить подбородок.

В данном случае также хорошо подойдет ракурс сверху, поскольку визуально увеличится верхняя часть головы, а подбородок будет выглядеть ýже, не таким тяжелым. Никогда не фотографируйте снизу людей с трапециевидным лицом - это еще сильнее увеличит подбородок и сузит лоб.

Яркий пример трапециевидного лица и способа коррекции его формы при помощи прически. На мой взгляд, ракурс не самый удачный.

При съемке людей с круглым и трапециевидным типом лица необходимо использовать объектив, приближающийся по своему фокусному расстоянию к классическому «телевику», около 150-200 мм. Это поможет визуально сузить перспективу.

Треугольное лицо

Форма лица такого типа очень напоминает треугольник с вершиной, повернутой вниз. Характеризуется достаточно широким лбом и узким низом, с четкой линией подбородка и ярко выраженными скулами. Достаточно простой для съемки тип лица. Существует лишь несколько ограничений. Лучше не выбирать ракурс сверху - треугольное лицо при таком угле съемки будет выглядеть непропорциональным и каким-то «инопланетным». Ровное фронтальное освещение хорошо будет смотреться при съемке треугольного типа, поскольку такое лицо выглядит всегда очень тонко и миловидно за счет своей формы.


Одна из моих моделей, прекрасный пример классической треугольной формы лица, к тому же с яркими и большими прекрасными глазами.

Прямоугольное и квадратное лицо

Для данных типов лица характерны четко выраженный лоб, скулы, четкие линии подбородка. Ширина подбородка и лба примерно совпадает. Лицо выглядит за счет этого несколько угловатым. Прямоугольное лицо более вытянутое, в то время как квадратное, сродни круглому, имеет примерно равную высоту и ширину. Эти типы лиц - любимые для «законодателей мод» последних десятилетий, их очень часто можно увидеть на подиумах, поскольку выглядят они очень «графично», остро, четко.

Для такого типа лица отлично подойдут «фэшн» схемы освещения, в том числе знаменитая «бабочка», известная также как «голливудская» схема. В этой схеме источник света расположен фронтально, чуть выше головы модели, из-за чего под носом получается симметричная тень, напоминающая бабочку. Также четко очерчиваются светом скулы и линия подбородка.

Для скуластых лиц можно смело экспериментировать с ракурсами, акцентирующими внимание на подбородке - в том числе отлично будет смотреться ракурс снизу. Хорошо также смотрится боковое освещение, поскольку оно формирует резкие тени на линиях лица, в том числе на скулах.

Также одна из моих моделей. Девушки с прямоугольным типом лица обычно очень фотогеничны.

Овальное лицо

Считается эталоном, имеет идеальные пропорции. Такой тип встречается в чистом виде редко, чаще форма лица тяготеет к тому или иному из остальных видов. Если же вам посчастливилось снимать модель с овальным лицом - наслаждайтесь и экспериментируйте.

Мне вот посчастливилось, овальный тип лица.

Удлиненное лицо

Данный тип лица характеризуется вытянутой формой, ширина скул, подбородка и лба примерно одинаковая, лоб обычно высокий, подбородок округлый, но тут бывают и исключения.

Ставший уже классическим пример удлиненной формы лица, актриса Сара Джессика Паркер. Очень удачный ракурс.

Для этого типа лица лучше использовать ровное освещение и отказаться от бокового, которое визуально удлинит лицо еще сильнее. Такое лицо лучше снимать анфас или немного сверху, что визуально его сократит. Для данного типа лица отлично подходит прическа с челкой, но если у модели челки нет, предложите для съемки надеть шляпку, либо сформировать композицию так, чтобы часть лица была прикрыта волосами, а часть - руками.

Возможные проблемные зоны

Иногда моделям не нравятся в себе какие-то специфические черты, и даже если вы их находите привлекательными, порой все же стоит прислушаться к модели, особенно если это ваш клиент. Поэтому вам нужно знать, как нивелировать некоторые особенности лица, которые ваша модель считает проблемой.

Крупный нос

Лично я обожаю большие носы, но вот моделям почему-то не всегда нравится. На этот случай существует такой прием: снимайте модель анфас или вполоборота, но так, чтобы кончик носа на фотографии не заходил за линию щеки. Откажитесь от съемки в профиль, если только не хотите акцентировать внимание именно на линии носа.

Большие глаза

Большие глаза - это счастье для любой женщины, казалось бы, какие проблемы могут с ними возникнуть? Ракурс сверху - эта проблема. Никогда не стоит снимать человека с большими глазами сверху, если вы только не стремитесь воссоздать образ пришельца без использования грима.

Глубоко посаженные глаза

А вот в случае с глубоко посаженными небольшими глазами выбор ракурса - вопрос непростой. Можно попробовать найти более высокую точку съемки и попросить модель поднять взгляд и голову, так, чтобы глаза не были закрыты надбровными дугами. Это визуально увеличит глаза. Или же, если такой ракурс не подходит из-за строения бровей, можно снять анфас, выбирая ровное фронтальное освещение и подсвечивая тени.

Уши

Если у модели большие или сильно выпирающие уши, которые он (она) хотел (а) бы скрыть, нужно по возможности прикрыть их волосами. Это легко сделать в случае с большинством женщин, если только у них не короткая стрижка, а вот с мужчинами тяжелее. Не используйте ракурс прямо анфас. Снимайте вполоборота или в профиль, это позволит увести внимание от выпирающих ушей.

Второй подбородок

Второй подбородок можно скрыть, используя ракурс немного сверху и освещение, также установленное чуть выше лица модели. Таким образом, подбородок будет затенен, а ракурс позволит отвлечь от него внимание, переведя акцент на глаза. Еще один вариант, особенно если вы не можете в данный момент управлять освещением или же если ракурс и свет сверху не подходят модели по иным параметрам - использовать коррекцию при помощи позы, прикрыв подбородок руками.

Морщины

Если на лице модели есть ярко выраженные морщины, которые вам не хотелось бы подчеркивать (характерные снимки стареньких бабушек и дедушек мы сейчас не рассматриваем), то вам следует избегать жесткого освещения, в том числе верхнего и бокового, поскольку оно всегда подчеркивает все неровности кожи, если таковые имеются.

Отдайте предпочтение рассеянному фронтальному свету. В случае со студийным освещением стоит применять софтбоксы и зонты для смягчения света, в случае с естественным - снимайте в пасмурную погоду или используйте ровный рассеянный свет из окна.

Фигура

При съемке портрета в полный рост нужно следить за тем, чтобы фигура человека гармонично вписывалась в окружающую обстановку. Идеальные фигуры встречаются нечасто, да, впрочем, даже совершенную фигуру без определенных навыков и умений можно умудриться сфотографировать некрасиво. Правда, если это про вас, я советую вернуться к основам фотографии в принципе и еще чуть-чуть набраться опыта. А вот о «проблемных» сферах предлагаю поговорить сейчас более подробно.

Худощавая фигура

В случае с чрезвычайной худобой очень важно избежать фактора сравнения. Не помещайте модель в кадре рядом с предметами, размеры которых узнаваемы и общеприняты. Если бедро человека по толщине приближается к ножке стула - не сажайте его на этот стул. Выбирайте сопоставимую обстановку, в которой человек будет выглядеть наиболее выигрышно.

Также стоит внимательно отнестись к выбору одежды - темная обтягивающая одежда в данном случае лишь подчеркнет худобу. Проконсультируйтесь со стилистом, и посоветуйте модели подобрать соответствующий гардероб для съемки. Для девушек, например, это могут быть светлые пышные платья, не слишком короткие, для мужчин - свободные брюки. Если вы не хотите акцентировать внимание на этой хрупкости, стоит отказаться от использования бокового освещения, скрывающего часть тела в тенях. Конечно, есть съемки, в которых фотограф намеренно акцентирует внимание зрителя на худой фигуре модели, чтобы донести свою идею, но в таком случае можно просто сделать все наоборот.

Полная фигура

В случае с полной фигурой, так же как и в случае с худощавой, стоит избегать невыигрышных сравнений. Не сажайте вашу модель на слишком маленькую табуреточку, по сравнению с которой только ребенок не будет выглядеть огромным, что уж говорить о крупных людях. Подбирайте соответствующий интерьер. Также стоит предварительно, до съемки, помочь модели выбрать одежду, которая сможет подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки. Темная одежда классического кроя скрывает полноту, например, а вертикальные полосы на одежде визуально стройнят.

Если говорить об освещении, то в данном случае как раз следует избегать съемки в высоком ключе, ровного рассеянного света и белого фона. Попробуйте съемку в низком ключе, используйте темный фон и боковое освещение, которое скроет часть фигуры так, что она будет выглядеть стройнее.

Тяжелый верх - тяжелый низ

Типы фигур бывают разные, и часто встречается такая ситуация, когда у человека крупный только низ фигуры: бедра и ноги, - или же только верх: живот, руки и грудь. В случае с тяжелым низом все просто - делайте портреты по пояс. Если же хотите снять в полный рост, постарайтесь подобрать одежду, скрывающую полный низ, у женщин, например, с этим прекрасно справляются широкие юбки. Если же у модели крупный верх - акцентируйтесь на достоинствах.

У женщин с типом фигуры «яблоко» (верх тяжелее, чем низ) обычно очень стройные ноги и большая грудь. Обтягивающие брюки, свободная кофта с декольте, достойны рассмотрения как вариант переведения внимания зрителя на достоинства фигуры. Вы можете выбрать позу, где модель сидит, чуть наклонившись в сторону зрителя и опершись на колени, одна нога закинута за другую. Таким образом, зона живота и талии вообще выйдут из кадра, прикрытые руками, а все внимание перейдет на лицо, грудь и ноги.

В данном случае у модели довольно тяжелый низ, поэтому портрет практически поясной, чтобы сделать акцент на менее проблемной верхней части

Заключение

Итак, мы рассмотрели основные ключевые моменты по съемке различных типов лиц и фигур. Тем не менее, вам стоить помнить, что порой попадаются довольно сложные случаи, когда не так легко понять, как правильно снимать модель: например, если у нее очень глубоко посаженные глаза и при этом тяжелый подбородок - и вы не можете снять ее ни сверху, ни снизу. Всегда рассматривайте разные возможности, потому что все люди индивидуальны, и в эксперименте вы можете открыть новый интересный способ съемки.

Помните: не бывает некрасивых людей, бывают плохие фотографы. Каждого человека можно снять так, что он будет выглядеть на снимке очень хорошо. А кто ищет, тот всегда найдет.

То, что мое лицо, как, впрочем, и лица других людей, не отличается абсолютной симметрией, я знала всегда и большой беды в том не видела. Однако со временем стала замечать, что одна сторона лица выглядит не просто слегка иначе, а откровенно хуже второй: кожа и мышцы на ней менее упругие, а морщинки глубже. Забеспокоившись, я отправилась к специалисту, чтобы выяснить причину происходящих со мной изменений. «Абсолютно симметричных лиц в природе действительно не существует, — говорит Ирина Иванова , косметолог-дерматолог, врач высшей категории клиники "Докторпластик". — Левая сторона всегда более мягкая, женственная, слегка вытянута по вертикали. Правая же шире и менее женственная. Следует заметить, что такая физиологическая асимметрия визуально практически не воспринимается. Она связана с тем, что полушария мозга по-разному регулируют моторику и сенсорику половин тела, а потому и мимическая активность разных сторон лица несколько отличается. Другое дело асимметрия приобретенная, возникающая в силу совершенно других причин. Вот самые распространенные» .

Проблемы с зубами

Стоматологи не устают повторять, что потеря зуба, а тем более нескольких, кроме всего прочего еще и серьезная эстетическая проблема. Связь между полным комплектов зубов и красивым овалом лица самая непосредственная. После удаления зуба костные перегородки, из которых формировалась зубная лунка, постепенно рассасываются, а на челюсти образуется вмятина. Челюсть же при этом деформируется, немного уменьшаясь по высоте и в диаметре. Это приводит к натяжению мелких лицевых мышц и образованию новых морщин либо углублению старых. Если в нижней челюсти не хватает нескольких зубов, может измениться угол ее расположения, а мягкие ткани лица при этом смещаются, образуя морщины и заломы. Своевременно протезирование поможет избежать деформации челюсти и сохранить красивые очертания лица. Искусственные аналоги зубов не позволят челюсти уменьшиться в размерах, поддержат работу жевательных мышц и челюстных суставов.

Привычка жевать одной стороной

Чаще всего это опять же следствие потери зуба (или зубов). Мы жуем одной стороной рта, поскольку на другой жевать попросту нечем. В итоге лицевая мускулатура с одной стороны, не получая должной нагрузки, ослабевает, в то время как с другой приходит в гипертонус. Перенапряженные мышцы буквально перетягивают ткани лица, создавая заломы и видимую асимметрию. Следует заметить, что риск заработать эстетический дефект особенно велик, если вы любите жевательную резинку. Неравномерную нагрузку жевательная мускулатура в этом случае испытывает продолжительное время.

Привычка спать на одной стороне

Сон, как известно, — необходимое условие красоты. Однако, если вы привыкли спать на одном боку, красоту вы рискуете во время сна растерять. Дело в том, что ткани со стороны лица, которой вы прижимаетесь к подушке, медленно, но неотвратимо деформируются. Постепенно меняется овал, вокруг глаза формируется сеточка мелких морщин, более глубокие складки залегают между бровями, образуются вертикальные линии на щеках и подбородке. Как говорят косметологи, если вы больше любите спать на одном из боков, то быстро станет видно, на каком именно. Лучший способ избежать появления асимметрии и морщин во время сна — устранить любой контакт лица с подушкой. Сделать это можно, приучив себя засыпать лежа на спине. Так вы избежите не только продолжительного давления на мышцы и кожу, но и сохраните нормальный отток жидкости на протяжении ночи.

Заболевания

Причиной приобретенной асимметрии могут быть и различные заболевания. «Прежде всего, нарушение функции лицевого нерва, — говорит Ирина Иванова. — При этом недуге развивается слабость лицевых мышц, опускается угол рта, нависает верхнее веко, глазная щель становится шире, сглаживаются носогубные складки, лицо с пораженной стороны приобретает страдальческое выражение. Травмы, переломы, особенно со смещением, последствия неудачных пластических операций также нередко становятся причиной того, что две стороны лица выглядят по-разному».

Столкнуться с проблемой асимметрии лица, по словам специалистов, можно в любом возрасте. Но со временем, к сожалению, она все более заметна. Просто вследствие того, что вместе с нами дольше живут и вредные привычки. «Однако не стоит отчаиваться, — говорит Ирина Иванова. — Асимметрию, как правило, можно скорректировать. В первую очередь необходимо устранить причины: обратиться к неврологу, стоматологу, ортодонту. Существует физиотерапия, гимнастика для мимических мышц, массаж. Для коррекции нарушений пропорций и объемов косметологами используется контурная пластика. С успехом используется и ботулинотерапия. В наиболее тяжелых случаях возможна хирургическая коррекция».

Художественную или пластическую анатомию изучают в художественных академиях. Это очень большая и интересная тема. Я не буду делать академические выкладки. Я постараюсь рассказать об основах, чтобы вы могли использовать знания о строение тела и роботе мышц в своих портретах. В основном будем говорить о женской художественной анатомии. Объясняется все очень просто. На все 100 % знания художественной анатомии используются при фотографировании обнаженного портрета. И вот тут есть различия. В женском обнаженном портрете надо показать красоту женского тела, нежность, линии фигуры. То же надо показать и при съемке обычного портрета женщины. Женщина остается женщиной и раздетая, и одетая. В мужском обнаженном портрете основная задача — это мужественность. Т. е. Необходимо показать рельеф мускулатуры. Понятно, что через одежду рельеф мускулатуры не покажешь. Поэтому знания мужской художественной анатомии для съемки бытового портрета в большинстве случаев малоэффективны. Но есть несколько общих моментов для мужского и женского портретов.

Рабочая сторона

Фотосъемку портрета надо начинать с изучения особенностей внешности модели. Ни лицо, ни тело человека не симметричны. Поэтому перед съемкой мы должны определить рабочую сторону нашей модели. Рабочая сторона — это сторона, наиболее приемлемая для съемки. Определяют рабочую сторону лица и рабочую сторону тела. Но лицо всегда более приоритетно. Т. е. если вы делаете обнаженный портрет и у модели правая сторона лица более привлекательна, а на теле шрам от аппендицита, то рабочая сторона все-равно будет правая. Чтоб было более понятно, давайте посмотрим фотографию ниже.

Выбор рабочей стороны.

Изучив лицо модели можно увидеть, что правый глаз у нее шире, ресница правого глаза более пушистая, нос с правой стороны красивее очерчен, линия скулы справа более плавная, на левой щеке прыщи. И на конец, что не видно явно, мышцы во круг губ более подвижны справа, поэтому улыбка получается слегка кривой. Исходя из вышесказанного, делаем вывод, что рабочая сторона модели — правая. Теперь надо подобрать такие условия съемки (освещение, место съемки, позу модели и т. д.), чтобы все перечисленные дефекты левой стороны лица были наименее заметны. В век цифровых технологий многие спросят: «А зачем городить огород? Все можно исправить в фотошопе». В какой-то мере это верно. Можно легко отретушировать прыщи. А вот сделать глаза одинакового размера — уже сложнее. Ресницы же привести к общему знаменателю смогут люди, имеющие 10 — 15-летний опыт работы в фотошопе.

О позах

Позообразующие линии.

Можно провести три воображаемые линии, параллельные полу. Линия лобка, линия талии и линия плеч. В обыденной жизни в большинстве случаев линии лобка и плеч остаются параллельными полу, чего нельзя сказать про линию талии. Наклон линии талии постоянно меняется, например, при ходьбе. У женщин сильнее, у мужчин слабее, но меняется. Давайте попросим нашу модель выкинуть бедро. И посмотрите как изменился угол наклона линии талии. Также обратите внимание, как изменилась динамика самого кадра.

Изменение угла наклона линии талии.

Для примера давайте рассмотрим две разные фотографии одного и того же мужчины. Портрет слева ничем не примечателен. Давайте попробуем изменить угол наклона линии плеч. У нас получился более привлекательный и интересный портрет. Надеюсь, к этому моменту вы начинаете понимать, как образуются базовые позы за счет линии плеч.

Изменение наклона линии плеч.

Давайте теперь к линии плеч добавим линию талии. Внимание! Далее все касается только женщин. попытка использовать линию талии для мужчин — это просто кривляние (если, конечно, мужчина не гомосексуалист).

Попросим нашу модель снова, но не очень сильно, выкинуть бедро, левую руку спрятать за выкинутое бедро, а правую положить на голову. Линии плеч и талии имеют не большой наклон и где-то слева от модели они пересекаются. (Хочу сделать маленькое отступление во время съемки вы должны мыслить и соответственно управлять поведением модели относительно ее. Т. е. если я говорю слева, то это значит слева для модели, а не для фотографа.) Вот мы и получили первую позу, хорошо показывающую линии фигуры. Движение рук здесь не случайно. Прося модель подымать руку вверх или прятать ее за бедро, я заставляю напрягаться или расслабляться определенные мышцы, которые и подчеркивают нужные фрагменты фигуры.

Небольшой наклон линий талии и плеч.

Усложним задачу. Попросим нашу модель левое плечо развернуть вперед, левую руку вынести перед бедром, а правую руку отвести назад и положить на пояс. Это увеличит наклон и линии талии, и линии плеч. Взгляд модели направим вперед, вдоль линии плеч. Линии талии и плеч пересекаются где-то слева от модели. Кадр стал более динамичным. (Всегда думайте о модели. Для нее эта поза очень непривычная и неудобная. Как только сделали три — четыре кадра, дайте модели отдохнуть.)

Увеличение угла наклона линий талии и плеч.

До сих пор точка пересечения линий талии плеч находилась в направлении взгляда модели. Теперь попробуем поэкспериментировать и перенести в сторону, противоположную ее взгляду. Попросим модель сложить руки на груди, при этом приподняв немного левое плечо, и выкинуть правое бедро. У вас получилась классная поза для бытового портрета.

Отличная поза для бытового портрета.

До сих пор мы рассматривали взаимодействие линий талии и плеч, и совсем забыли про линию лобка. Дело в том, что линия лобка начинает работать в положении лежа, редко в положении сидя. Рассмотрим следующую фотографию. Модель лежит к нам спиной, оперевшись на локоть, левая рука согнута в локте и поднята над головой. Позвоночник образует догу. Обратите внимание, что с правого бока модели мышцы напряжены, в то время как слева мышцы расслаблены. Это своего рода закон: мышцы расслабляются со стороны схождения линий лобка, талии и плеч, и напрягаются там, где эти линии расходятся.

Схождение линий лобка, талии и плеч в положении лежа.

Теперь попросим нашу модель лечь на спину, вытянуть ноги вперед, а руки положить под голову. В этом положении мышцы груди расслаблены, а мышцы живота и спины напряжены. Взаимодействие этих мышц заставляет позвоночник так выгнуться, что между поверхностью и спиной в области талии легко можно просунуть руку.

Изгиб позвоночника.

В заключении я хотел бы показать вам несколько поз, дошедших к нам из Древней Греции.

Очень открытая, агрессивная поза. На ноги модели просятся туфли с очень высокими шпильками.

Поза целомудрия.

Разные варианты позы купальщицы. Для греков — это символ чистоты. Т. е. купальщица нюхает подмышками. Запах приятный — значит она чистая.

Поза Венеры. Изначально Афродита изображалась со спрятанными за спиной руками. В дальнейшем римляне порешили, что проще руки обрубить. Ну и у римлян богиня звалась Венера.

Поза жрицы.

Пляжная поза. Съемка ведется сверху вниз.

Лицо

Наиболее важную роль в портрете играет лицо. Под кожей лица находятся мышцы. Эти мышцы делятся на две группы: менее подвижные, но очень сильные жевательные и слабые, но очень подвижные — мимические. В мимических проявлениях принимают небольшое участие и жевательные мышцы, но эмоциональный настрой человека формируют только мимические мышцы.

Итак, мимическая мускулатура — это быстро реагирующий подвижный инструмент внутреннего состояния человека. От длины мимических мышц и от эластичности кожи зависит количество складок при различных мимических реакциях. Обычно эти складки образуются поперек движению. Это надо учитывать при выборе освещения.

Шаг, еще шаг…

При ходьбе человек переносит центр тяжести с одной ноги на другую. Нога, которая принимает центр тяжести, называется опорной. Положение центра тяжести относительно модели имеет ключевое значение. Очень выразительны такие моменты, когда модель, вследствие положения центра тяжести перед опорной ногой, как бы стремится к падению. Самый выразительный момент концентрируется в фазе окончании движения, которая связана со стабильностью. На данной фазе фантазия зрителя с настоящим моментом связывает кусочек прошлого и рисует картину будущего.

Начальная фаза шага с полуоборотом туловища через левое плечо. Опора на правой ноге. Такой полуоборот дает возможность четко зафиксировать и выгодно подать грудь модели.

Завершающая фаза шага. Наверно так Афродита вышла из пены морской.

Работа мышц ягодиц, спины и шеи при шаге правой ногой и поворотом головы через левое плечо.

Мы рассмотрели работу мышц и не стали затрагивать скелет и работу суставов. В фотографии использовать работу мышц довольно просто. Естественно все приходит с опытом. Надеюсь, что знания о работе мышц помогут вам получать выразительные портреты.

С уважением, Кузя Прутков.

На сегодняшний день написаны сотни книг по искусству «читать человека по жестам, как книгу». Это действительно важная тема: неверная трактовка жестов собеседника может не только создать комическую ситуацию, но и привести к куда более серьезным последствиям. К примеру, американский жест одобрения «о"кей», показанный греку или мальтийцу, может спровоцировать драку: в Греции и на Мальте под этим жестом понимают обозначение мужской гомосексуальности. В Болгарии кивание сверху вниз головой означает не согласие, а наоборот: «нет», «не согласен». Знание подобных нюансов может предупредить определенные недоразумения.

Однако в большинстве случаев это — мало востребованные знания, потому что не каждый день мы встречаемся с мальтийцами или беседуем с болгарами. Куда более важным представляются знания тех жестов, которые применяются в нашей будничной жизни.
Однажды некая пожилая дама, во время разговора с мужем, призналась ему, что в молодости считала себя очень некрасивой:

— Я была такая страшненькая, что ни один парень не обращал на меня внимания. Поэтому я сразу же влюбилась в первого, кто проявил ко мне интерес. То есть, в тебя.
И она, желая напомнить мужу об их первой встрече, спросила у него:
— Помнишь, как ты махнул мне через дорогу рукой?
Муж, вздохнув, ответил:
— Знаешь, дорогая, я должен тебе признаться: в тот памятный для нас обоих день я махал вовсе не тебе. Я просто хотел остановить проезжавшее мимо такси. Такси не остановилось. Остановилась ты…
Мораль этой истории проста: вся наша жизнь может измениться из-за одного неверно понятого жеста. Давайте поговорим о некоторых наиболее важных для каждого из нас секретах жестов. Точнее, об одном из них, который называется «закон стороны».

Секрет опытных актрис
Этот секрет известен многим опытным актрисам. А звучит он довольно удивительно: левая сторона лица у человека, как правило, красивее правой. Поэтому фотографироваться, стоять к публике или собеседнику, лучше левой стороной.
«Человек способен лучше видеть то, что находится в его поле зрения с левой стороны, — говорит психолог из Детройта Уильям Винжиано, — поэтому, желая быть кем-то замеченным, подходите к нему и становитесь от него слева». Таким образом, вы скорее привлечете к себе внимание, если будете находиться слева от человека, который вам небезразличен. Винжиано дает такой совет: «Если вы пытаетесь привлечь внимание своего босса, когда он занят, попробуйте оказаться в его поле зрения с левой стороны. Если вы хотите быть замеченным важной персоной, поступите точно так же».

Почему так происходит? Ученые дают этому явлению такое объяснение. Мозг человека делится на две характерные области — левую и правую. Левое полушарие несет ответственность за рациональное мышление, а правое — за образное. Но не только мозг, но и лицо делится на левую и правую самостоятельные в психологическом отношении части. Обе они по-разному отражают переживания человека. Результаты экспериментов показали, что левая часть человеческого лица является как бы «зеркалом души» и отражает истинные чувства. Правая же половина — не более чем маска, которая улыбается фальшивой улыбкой или печалится деланной грустью. Мышцы правой половины лица лишь делают гримасу, но не отражают эмоций. Как полагают ученые, такая асимметрия зависит от свойств мозга. Ведь известно, что левой частью тела «командуют» правые, более «эмоциональные» его доли.

Кто справа сел, тот врать не станет?
Существует еще одно объяснение данной особенности — у человека столетиями вырабатывалась привычка демонстрировать собеседнику скорее правую сторону лица и прятать левую. Потому что правая сторона — это сторона обороны, сторона для людей малознакомых и врагов, а левая — сторона сердца, для близких и любимых… Вот несколько примеров соблюдения «закона стороны»:
Дмитрий Дибров, популярный телеведущий, предпочитает перед телеэкраном «позу доверия». Всегда обращенный к экрану левой стороной, а к гостям своей передачи «Антропология» — лицом, он демонстрирует неизменную доброжелательность, доверительность и любовь к своему зрителю. Который, естественно, платит взаимностью.

Секрет стороны, похоже, знает и первый и последний Президент СССР Михаил Горбачев. Любовь и уважение во всем мире он завоевал не только благодаря объявлению «перестройки и ускорения», но и особой манере устанавливать теплые отношения. Осознанно или неосознанно это проявлялось и в том, какой стороны он придерживался — как правило, его знаменитые коллеги располагались по его левую руку и в полной мере «купались» в его симпатии и расположении.
«Любой человек, — утверждает американский психолог Джордж Маккенрой, — подсознательно выражает свои чувства, мысли и намерения выбором правой или левой стороны. У каждого из нас есть „сторона доверия“ и „сторона обороны“. Наблюдая за тем, какой стороны предпочитает держаться к вам человек, можно определить, доверяет ли он вам, верит ли в те идеи и проекты, которыми вы увлечены».

Для подтверждения этой теории ученые провели следующий эксперимент. В комнате установили Т-образный стол, за которым обычно проводят совещания. Специально нанятый человек изображал «начальника». Участники эксперимента — студенты местной театральной школы — должны были как можно убедительнее рассказать ему о себе. Половина добровольцев должна была говорить правду, а другая — рассказать выдуманную историю. При входе в комнату им предлагалось сразу выбрать, с какой стороны приставного стола занять место. А следовательно, определить сторону, которой они были бы повернуты к своему слушателю.
Выяснилось, что рассказчики выдуманной истории в 85 процентах случаев предпочитали сесть к «начальнику» правой стороной. Ведь их задача была сложнее — излагая вымысел, важно не перепутать детали и сконцентрироваться на том, чтобы правильно ответить на каверзные вопросы собеседника. А вот большинство из тех, кто должен был изложить истинные факты, предпочитали подставить левую сторону. То есть, их не заботила логика повествования — гораздо важнее было передать собственные эмоции.

Нелюбимый муж спит слева от жены
У агентов израильской секретной службы Моссад есть такой прием: всегда внимательно следить, с какой стороны предпочитает садиться или стоять интересующий вас человек — слева или справа. С тем, кто держится все время правой стороной к собеседнику, ухо нужно держать востро. Если он только не левша. Потому что у левшей все наоборот: у мужчины-левши оборонительная сторона расположена слева, а у женщины-левши — справа.

За долгие годы эволюции сложилось так, что у мужчин и женщин сформировались свои оборонительная и доверительная стороны. У мужчины оборонительная сторона — правая, поэтому именно правой рукой он реагирует на опасность — например, достает оружие или бьет. И поэтому исстари мужское одеяние было рассчитано на это свойства: дать возможность действовать правой рукой. А вот у женщины оборонительная сторона расположена слева. Традиционная женская одежда отражает именно эту закономерность и конструируется под действия левой руки. Каждая семья, таким образом, представляет собой замкнутую оборонительную систему.

Подробный статистический анализ семейных фотографий двухсот супружеских пар подтвердил закон стороны: идеальная пара должна держаться друг к другу стороной доверия, составляя для внешнего мира как бы единое целое: доверяя своему партнеру и держать вовне оборонительной стороной. На половине снимков были изображены супруги, которые после того, как сфотографировались, развелись. На остальных — те, чей брак был крепким и оценивался самими супругами как определенно счастливый. После компьютерной обработки фотографий выяснилось, что люди из разведенных пар, как правило, держались друг к другу как раз оборонительными сторонами. То есть, между ними был нарушен эмоциональный контакт. К тому же нетрудно понять, что накануне развода люди держатся по отношению к партнеру несколько настороженно и отстраненно, что и вызвало интуитивное применение конфликтующими супругами закона стороны. А в крепких браках, наоборот, пары выбирали по отношению друг к другу стороны доверия, то есть демонстрировали, что не только до конца верят своему партнеру, но и испытывают к нему эмоциональную привязанность.

Закон стороны проявляется и в постели. Ведь именно во время сна, когда человек наиболее уязвим и беззащитен, проявляются его истинные чувства к партнеру. Если он полностью доверяет своему супругу, не ждет от него подвоха или измены, он скорее всего выберет к нему сторону доверия.

«У Вас очень красивые ноги, и я хотел бы рассмотреть их поближе»
Понятно, что многие семейные пары держатся и фотографируются так, как им привычнее и удобнее. Вооружившись законом стороны, можно беглым взглядом определить, какие чувства испытывают друг к другу супруги. Для подтверждения своей теории, ученые изучили фотографии знаменитых пар.
Галина Вишневская и Мстислав Ростропович — звездная пара, соединение двух ярких личностей и музыкальных талантов. Теплый душевный контакт был установлен в самом начале их романа благодаря остроумным усилиям Мстислава Ростроповича. Пытаясь ее обаять, он без устали рассказывал анекдоты — по словам Вишневской, она никогда в жизни так не смеялась. Но, оставшись наедине, он тут же поменял тактику и сказал: «У вас очень красивые ноги, и я хотел бы рассмотреть их поближе». Они поженились через четыре дня после знакомства. И с тех пор нет ни одной фотографии, где бы супруги «оборонялись» — только доверие, только любовь.

Элизабет Тэйлор и Лэрри Фортенски — этой паре с самого начала не прочили долгого будущего, хотя бурной страстью были охвачены оба супруга. Несмотря на это, на официальных и неофициальных снимках влюбленные неосознанно занимали «оборонительную» позицию по отношению друг к другу — предчувствовали неладное!

Билл и Хиллари Клинтон — ни для кого уже не секрет, что эта знаменитая семейная пара уже давно превратилась в политический альянс, поддерживающий друг друга только из высших, государственных интересов. На многочисленных фотографиях они расположены друг по отношению к другу в общем-то как добрые, старые супруги. Но не тут-то было: Клинтон — левша! И все оказывается с точностью до наоборот: Биллу и Хиллари давно приходится держать в семье обоюдную оборону: Хиллари — от чрезмерно любвеобильного мужа, Биллу — от политически амбициозной жены.

Правила — просты, люди — сложны…
«Закон стороны» — действует! Таким выводом завершают свое исследование ученые. Однако при этом, для всех, кто хотел бы на практике воспользоваться «законом стороны», ученые делают одну важную оговорку. «Человек всегда стоит перед альтернативой — „налево“ или „направо“. И не всегда этот выбор делается свободно, без влияния внешних факторов или каких-то форс-мажорных обстоятельств. Поэтому мы не рекомендуем торопиться с выводами. Человек и человеческая жизнь — слишком сложные явления, чтобы можно было судить о них лишь по одному „закону стороны“. Этот закон — вовсе не догма, а только правило, которое следует лишь учитывать, а не слепо исполнять».

В социальных сетях набирает обороты видео двухлетней давности, где нью-йоркский фотограф Питер Херли объясняет главные правила удачных портретов. Казалось бы, какая чепуха: понятно, что не каждого из нас поджидают за углом модные стрит-фотографы, но приятную картинку для «Тиндера», непозорный коллективный портрет с коллегами в пивной и парадный снимок на фоне Ангкор-Вата, сделанный при помощи селфи-палки, неплохо научиться делать каждому. Рецепт нью-йоркского фотографа: чуть сощуренные глаза и самодовольная улыбка, расслабленное лицо и чуть презрительный взгляд. Мы изучили видеоинструкцию Питера Херли - а потом попросили хороших московских фотографов, снимающих для «Афиши», Vogue, Wonderzine, Fottpaper, Interview и прошедших большую школу светской фотографии, сформулировать собственные правила естественного портрета - и предъявить соответствующие карточки.

Уморительно-утомительное 15-минутное видео фотографа Питера Херли, который нашел способ любого человека на фотографии превратить в самодовольного нахала с хитрым прищуром. Херли показывает, как это провернуть, на себе, на своем обаятельном друге и на примере фотографий до и после.

Прижимайтесь к друзьям, показывайте зубы, купите широкоугольник

Фотография: Юлия Майорова

Фотография: Юлия Майорова

Фотография: Юлия Майорова

Фотография: Юлия Майорова

Юлия Майорова

фотограф

«Всегда широко улыбайтесь, что называется, «с зубами». Это уместно практически всегда и не прокатит разве что для фотографии на паспорт и на похоронах. Совершенно неважно, обладатель вы голливудской улыбки, брекетов или вставных золотых зубов, главное - улыбнуться максимально искренне, это украшает любой снимок.

Если вас больше трех человек и вы хотите сделать классное совместное фото, самый дельный совет: встаньте максимально близко друг к другу, как будто вы триста спартанцев - и все пытаетесь уместиться в кадр. Представьте, что вы лучшие друзья, прижимайтесь, обнимайтесь - и получите красивую картинку на выходе.

Самые классные селфи получаются на широкоугольную камеру. Во-первых, на панорамной картинке больше шансов уместить какой-то смысл, а во-вторых, широкий угол банально стройнит. Плюс никогда не помешает вычислить свою удачную сторону, пошире улыбаться, снимать лицом к свету и поднимать подбородок повыше, чтобы избежать теней на лице. Еще всегда можно поиграть с композицией: например, разместить лицо не в центре кадра, а снять себя сверху или снизу. В общем, если следовать этим нехитрым правилам, можно выглядеть на селфи на порядок удачней, чем на любой другой фотографии, а иногда даже получше, чем в жизни».

Валяйте дурака, гримасничайте, ложитесь на пол

Фотография: Алена Чендлер

Фотография: Алена Чендлер

Фотография: Алена Чендлер

Фотография: Алена Чендлер

Фотография: Алена Чендлер

Фотография: Алена Чендлер

Алена Чендлер

фотограф

«Я очень люблю снимать на вечеринках, там люди спокойнее реагируют на камеру, не боятся раскрываться и проявлять себя. На вечеринках можно искренне веселиться, совершать забавные глупости и сделать что-то необычное для фотографии. Фотографируйтесь с бокалами, обнимайтесь и целуйтесь с друзьями, смейтесь, даже если обычно стесняетесь этого, обнимите кипарис или ложитесь на пол. Важно не стесняться делать немного глупые и смешные вещи - как правило, в формате всеобщего веселья это выглядит очень ярко и здорово.

На съемках с моделями, я серьезно подхожу к процессу расслабления героев. В отличие от вечеринок здесь мне нравится, когда люди уходят в себя, отстраняются от клише и становятся собой. Прошу их подумать о чем-то своем и не думать в данный момент о том, что они фотографируются. Я предлагаю поставить любимую музыку человека, которого снимаю, или ставлю свой любимый плейлист. На время съемки просто здорово забыть о том, что происходит за окном».

Ищите свой идеальный ракурс, упражняйтесь с разным светом

Фотография: Алина Никитина

Фотография: Алина Никитина

Фотография: Алина Никитина

Фотография: Алина Никитина

Фотография: Алина Никитина

Фотография: Алина Никитина

Алина Никитина

фотограф

«Для начала надо принять свою внешность и полюбить себя - это решит половину проблемы «я не получаюсь на фотографиях». С остальным сейчас разберемся. Во-первых, фотография - это плоский слепок реальности, который сильно искажает исходные объекты. Например, фотография полнит абсолютно всех, как минимум поэтому мы так любим, как выглядят на фотографиях модели, хотя в жизни их недостаток веса может выглядеть болезненным.

Если вы решили к вопросу хитовых селфи и превращения в звезду отчетов с вечеринок подойти особо серьезно, то для начала вам нужно собрать все свои старые картинки, открыть печатный фотоальбом, который до сих пор хранит мама, и понять, какие ракурсы вам кажутся удачными, как вы лучше получаетесь и нравитесь самому себе. Встаньте перед зеркалом и проведите там 30 минут, кривляясь в самых разных позах: позируя - как жеманная модель, брутальный мужик, улыбаясь, морщась и так далее. Так вы определите самые удачные позы и, что важно, запомните те, которые использовать для фото запрещено.

Следующее упражнение задействует камеру. Ставим ее на автоспуск и снимаем самого себя, используя опыт двух предыдущих уроков, добавляя к этому еще один новый параметр - свет. Он все время должен быть разным, в том числе и вспышка в лоб. Можно попытаться снимать селфи с телефона у окна, постоянно поворачиваясь к свету по-разному. Так вы снова определите и запомните, какие ракурсы при каком свете вам идут больше всего.

Теперь самое главное - определение так называемой рабочей стороны вашего лица. Это тот бок, которым вы будете стараться повернуться к камере. Важный момент - не перегнуть. Если вы все время будете поворачиваться одной стороной с одинаковым наиболее удачным выражением лица и замирать в одной и той же позе, то станете персонажем мемов из «ВКонтакте». Так что всегда нужно стараться выглядеть живым человеком, а не свидетелем из Фрязино.

Когда вас снимают на вечеринках, не стоит бояться фотографов, снимающих со вспышкой в лоб, - как раз этот вариант идет почти всем. Пять-семь секунд слепоты вообще не жертва для героя светских отчетов. А вот ребят с гигантскими софтбоксами лучше избегать - с ними, во-первых, вам намного сложнее контролировать результат, а во-вторых, рассеянный свет приставного софтбокса (который эти фотографы суют вам немного сбоку) выявляет намного большее число недостатков лица и делает вас старше. Но если появление такого мастера клубных снимков происходит так же неожиданно, как присоединение Крыма, то не забудьте успеть повернуться рабочей стороной, а если хотите выглядеть чуть стройнее, разверните еще и корпус к камере в три четверти. Важный момент - не задерживать дыхание, чтобы не выглядеть в кадре замороженным».

Слушайте любимую музыку

Фотография: Алексей Калабин

Фотография: Алексей Калабин

Фотография: Алексей Калабин

Фотография: Алексей Калабин

Фотография: Алексей Калабин

Фотография: Алексей Калабин

Алексей Калабин

фотограф

«Всем, кого снимаю, я всегда советую не позировать, а стоять или сидеть так, как человеку комфортно. Нужно понимать, что красиво позировать умеют только модели и публичные люди, которые это делают уже не в первый раз, поэтому просто будьте собой и стойте так, как обычно это делаете перед зеркалом. Можно ненадолго отвести взгляд в сторону, расслабиться, выдохнуть, а потом снова посмотреть в камеру. На вечеринках самыми крутыми получаются моменты, когда происходит легкое безумие. Для этого не обязательно напиваться, можно просто использовать подручные предметы, двигаться и много улыбаться. Если вы все же чувствуете неуверенность перед камерой, просто наденьте очки».

Сергей Костромин

фотограф

«Удачная фотография - это случайность, совокупность множества факторов, но есть кое-какие приемы, которые могут помочь. Например, снимать под любимую музыку всегда приятно и легко. А если она нравится модели, то вообще отлично. Поэтому, если снимаетесь у фотографа, просите включить свой любимый трек. Если не знаете какой, то вот этот . Второе - фотографироваться в очках гораздо проще. В них вы всегда классно выглядите (и фотограф в отражении тоже). И третье - не стесняйтесь иронизировать и дурачиться, если только вы не делаете фото на паспорт».

Не опускайте подбородок, не вращайте глазами, чуть наклоняйте голову

Фотография: Сергей Иванютин

Фотография: Сергей Иванютин

Фотография: Сергей Иванютин

Фотография: Сергей Иванютин

Сергей Иванютин

фотограф, старший фоторедактор Look At Me

«Философ Ролан Барт писал, что фотопортрет представляет собой закрытое силовое поле, на котором пересекаются, противостоят и деформируют друг друга четыре вида воображаемого: находясь перед объективом, я одновременно являюсь тем, кем себя считаю, тем, кем я хотел бы, чтобы меня считали, тем, кем меня считает фотограф, и тем, кем он пользуется, чтобы проявить свое искусство. Поэтому когда человек чувствует, что попал в поле зрения объектива, он превращает себя в образ и невольно начинает позировать, то есть постоянно имитирует самого себя, что дает стойкое ощущение фейка.

В общем, фотографирование - это игра, и важно, чтобы и фотографируемый и фотограф чувствовали себя расслабленно, а модель вела себя максимально естественно и не позировала. Можно последовать совету чешского режиссера Петра Зеленки, который работал с непрофессиональными актерами и добивался максимальной естественности путем постоянных репетиций. И когда к вечеру актеры уставали позировать и кривляться, они начинали хорошо работать.

В целом нужно выбрать верный угол съемки, иначе строение лица и тела может быть нарушено и выбрать «рабочую сторону» лица модели. Можно попробовать поснимать поочередно с обеих сторон лица, когда оно находится под углом в три четверти, - банально так больше частей лица попадает в кадр, чем при съемке в профиль или анфас».

01. Наклоните голову
Модели можно немного наклонить голову в сторону. Но такую позу обычно можно компенсировать, слегка подняв плечо, в сторону которого сделан наклон.

02. Не опускайте подбородок
Классический случай, когда модель, стесняясь или пытаясь скрыть какой-то свой изъян, поджимает подбородок и наклоняет голову вперед. Это опасно тем, что увеличиваются брови, шея становится комически маленьких размеров, а челюсть, наоборот, увеличивается. С другой стороны, не нужно запрокидывать голову назад, если не планируется комичная фотография: шея и нос получатся слишком карикатурными. Известный трюк - поднять подбородок вверх, чтобы уменьшить количество складок и морщин. Но в таком случае фотографу стоит следить, чтобы выпяченный подбородок и ноздри не оказались слишком крупными. Эту проблему можно частично решить, выбрав чуть более высокую точку съемки, а также небольшим наклоном туловища вперед и поднятием подбородка.

03. Не улыбайтесь, если вам это не идет
Вопреки совету Юлии Майоровой надо признать жестокий факт - не всем людям идет улыбаться. Очень часто улыбки на фотографиях получаются вымученными и безрадостными или, что еще хуже, наигранными и фальшивыми. Чтобы добиться спонтанной и искренней улыбки, что-то должно заставить модель улыбнуться.