Размытие боке. Как сделать красивое боке? Можно ли достичь хорошего боке на зум-объективе

06/05 11894

Боке (от англ. bokeh; японск. 暈け или ボケ - «размытие») - эстетический эффект, получаемый изображением, лежащим не в фокусе, т.е. за пределами области ГРИП.

Боке не относится к сфере управления резкостью: объекты в фокусе могут иметь самый разный рисунок размытия. Наше субъективное отношение к такому рисунку и называется боке.

Безукоризненно снимающий объектив фокусирует свет от точечного источника в форме правильного конуса. Вершина этого конуса, касаясь матрицы или плёнки фотокамеры, создаёт изображение в виде минимальной по размерам точки. От качества объектива зависит величина и форма точки. Если же отражённый от объектива свет фокусируется не на поверхности матрицы, то изображение принимает форму диска. Этот диск называют кружком нерезкости или рассеяния. Достаточно большое число этих кружков могут создавать определённый эстетический эффект.

Таким образом, боке возникает при малой глубине резкости. Вы можете регулировать размер кружков рассеяния. Он зависит от:

  • величины формата камеры;
  • фокусного расстояния объектива;
  • величины относительного отверстия диафрагмы;
  • расстояния от центрального объекта фотокомпозиции до фона;
  • расстояния от фотокамеры до снимаемого объекта.


Боке и его качество.

Вряд ли сможете оценить качество боке. Любые оценки будут весьма субъективными. Оно не измеряется в каких-либо математических единицах. Лучше говорить об уместности боке в конкретном кадре. Ито, могут возникать дискуссии по этому поводу. Тем не менее, старайтесь делать боке мягким: «растворите» фон так, чтобы он не мешал восприятию основных объектов композиции. Если же ваш эффект боке будет жёстким и отвлекать от центрального объекта, восприниматься такой кадр будет сложно.

Грамотно поставленное боке будет состоять из кружков нерезкости, равномерно освещённых и с достаточно чёткими краями. Один такой диск может быть красив сам по себе. Но когда фон размыт так, что множество кружков с резкими краями отвлекают внимание на себя, это сильно отягощает композицию.


Создать идеальный объектив сегодня практически невозможно. Разработчики лишь в какой-то мере решают проблемы искажений (аберраций). Уровень этих искажений влияет на форму и освещённость пятен рассеяния. Поэтому реальные пятна имеют несколько размытый край. Несколько таких пятен отличаются друг от друга яркостью в зависимости от своего расположения относительно центра фотографии.

Красивым выглядит такое боке, в котором яркость нерезкости равномерно убывает от центра к краям. Это - следствие не полностью скорректированных искажений объектива. Таким образом, конструкционный недостаток становится художественным достоинством.

Противоположный эффект возникает тогда, когда сферические аберрации скорректированы сверх меры. На снимке это проявляется в том, что яркость кружков нерезкости возрастает от центра к краям. Возникает эффект «окольцованности» фото. Для одних это - мерзость. Другие приходят в восторг от такого творческого явления.

Если вы снимаете зум-объективом, да ещё с большой кратностью, можете проследить за изменением качества боке. На него влияет дистанция фокусировки и фокусное расстояние. В целом это нормально, поскольку разработчики стараются достичь компромиссного решения.

В любом случае, вы не сможете создать идеальное боке во всём диапазоне фокусных расстояний. К тому же, создатели объективов больше обращают внимание на геометрическую правильность пятен, нежели на их художественную ценность. Оптимизируя рисунок боке, обращают внимание на эстетику заднего фона, что нередко искажает изображение переднего. И здесь ничего плохого нет. Просто большинство фотографов и зрителей привыкли видеть резким передний план, а задний - размытым. Поэтому и качество боке востребовано для заднего фона.

Факторы, влияющие на качество боке.

Форма и число лепестков диафрагмы.

Устройство диафрагмы в целом больше влияет на форму пятен размытия, нежели на само качество этого размытия. Если вы присмотритесь, то эти пятна - совсем не круги. Это, скорее, многоугольники с числом сторон, равных количеству лепестков диафрагмы. Объективы Nikon имеют 7 или 9 лепестков диафрагмы, Canon - 6, 7, 8, иногда 9. Таким образом, пятна нерезкости при диафрагме с шестью лепестками и выглядят как шестиугольники. Зато диафрагма с девятью лепестками даёт почти идеальные круги. Возможно, вы заметили, что нечётное число лепестков диафрагмы даёт пятна более приятной формы?

Современные объективы чаще всего делают с лепестками немного закруглённой формы. Это делает стороны многоугольников выпуклыми, визуально приближая их к кругу. 9 подобных лепестков делают идеально круглое боке.

Если вы фотографируете при полностью открытой диафрагме, то круги нерезкости будут иметь в центре кадра идеальную форму, а ближе к краям становиться овальными или в форме чечевицы.

Боке и конструкция объектива.

Defocus Control Nikkor - это два портретных телеобъектива (AF DC-Nikkor 105mm f/2D и AF DC-Nikkor 135mm f/2D), которые производит Nikon с начала 90-х гг. Они снабжены механизмом, который позволит вам непосредственно регулировать боке, изменяя сферические аберрации. С его помощью вы сможете настраивать размытие как заднего, так и переднего плана, а также при определённых значениях диафрагмы.


Sony (Minolta) 135mm F2.8 T4.5 STF. Объектив отличается:

  • аподизационным элементом, при помощи которого вы сможете плавно размывать фон;
  • ручной фокусировкой.


Зеркально-линзовые объективы (Рубинар, Reflex-NIKKOR и т.д.) позволяют сделать боке на любителя: в виде бубликов или колец.

Анаморфотные насадки и объективы известны нам по кинематографу. Делают боке в виде вытянутых по вертикали эллипсов.

Стабилизаторы.

Идеальное боке может получиться, если вы отключите оптические стабилизаторы изображения, которыми сейчас снабжаются новые камеры. Так получается, что стабилизационные системы в своём большинстве придают некий беспокойный вид областям, лежащим вне фокуса.

Уровень контраста

Чем контрастнее фон и ярче блики, тем чётче видны круги нерезкоти и тем резче их края. Самое очевидное боке получается при фотографировании ночного города или листвы на фоне солнечных лучей.

Цвет объектов, находящихся вне фокуса.

Есть такое понятие - сферохроматизм. Это хроматическая разность сферических аберраций для лучей различных длин волн. Это значит, что края пятен рассеяния приобретают на заднем плане размытую окантовку зелёного цвета. На переднем плане получается такая же кайма, только малинового цвета. Это вы можете лучше увидеть, если будете использовать объективы с большим фокусным расстоянием с широко открытой диафрагмой. Эффект сферохроматизма таков, что боке получается мягким и красивым, когда фон в кадре зелёного цвета. Вот почему на пленере получаются удачные в этом отношении снимки.

В конце нашей беседы позволим себе сделать вывод. Хорошо, если вы не будете фотографирование боке ставить самоцелью. Размытие, скорее, второстепенный эффект. Поэтому снимать боке ради самого боке быстро надоест. Просто помните о нём как об инструменте для снимков с малой глубиной резкости. Не создавайте из него кумира, который мнимо повышает ваш статус.

Мы стараемся для вас 24 часа в сутки и благодарны вам за каждый репост!



20/06 Категории: Фотоуроки и фотосоветы Делаем идеальные фотографии на смартфон с помощью максимальных настроек. 11/09 Категории: Фотоуроки и фотосоветы Каждый фотограф, который мечтает стать стать настоящим профессионалом - должен...

ТАКЖЕ ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО

Клиентам

06/12 1159

Клиентам

29/11 1226

Модельный вопрос

30/07 4108

Советы ретушеру: как осветлить или за...

Acai Berry - How Come Acai Berry Supplement Best You?
Is necessary certified healthy? There are many copycat companies now that are creating products that happen to be low in quality , nor use one of the most beneficial process of extracting the juice around the berries.

Most that are aware of their bodies know about the health benefits of acai berry products.
They are used for centuries in Latin america by ancient medicine men of all ages.
The people in the United states just started using Acai in a newbie couple of years, a new consequence of several endorsements from super stars.

Acai fruit drink is comparable to acai fruit juice except it has less within the fruit.
In order to generally be the product features more filtered water content than juice, and would"ve added ingredients like sugar or corn syrup.

Acai Capsules are a rightly concentrated capsule or pill that is often packed with several vitamins nutrients utilizing the berry itself.
Any of the additional nutrients include Phosphorus, Calcium, Potassium and valuable fatty acids including Omega 6 and Omega 9.
Acai capsules are extremely easy to function into a standard daily work out.
For these reasons include a variety of are a trendy and way relying on Acai in a an acai weight loss program.

The Amazonian fruit is often a strong defense again health concerns that a great many of us have a problem with and can be why its popularity has risen so extremely fast.
Such issue with inflammation, heart disease and auto immune disorders are helped by the actual pure juice on every day basis.
It can be full of vitamin E among other vitamins that aid regarding look and feel of your skin.

Having more energy can even make a powerful impact located on the way you live your daily.
When you feel sluggish and exhausted at the end on the day, deals with thing get to do is go to the gym or endure a grueling workout normal.
You need energy to burn calories - there is no way around it.
An acai berry supplement is a jolt to your energy level - and a safe and secure one overly.
You won"t have to put together with the jitters that other weight loss supplements cause that help you make feel appreciate your heart is just about to explode.

ORAC (oxygen Radical Absorbance Capacity) score of mangosteen is 167.
It efficacy in relation to anti oxidants can be gauged throughout the fact that blue berry"s ORAC score is 32 and which Apple is 14.

If there isn"t the luxury of working out all day, every day, you desire to focus on what"s happening inside yourself to get you the results you want.
The best place to start is increase your metabolism as much as possible.
The process of metabolism burns away body fat you have in your body.
When you have time consuming metabolism, the fat that physical structure takes was usually saved and builds up, giving you the kilos that lowering the rather canrrrt you create. http://blogdes.top/derminax/



Вкуснейший экзотический плод - мангустин, стал настоящим открытием в диетологии!
Он содержит РЕКОРДНОЕ количество полезных веществ, стимулирующих активное жиросжигание и снижающих вес!
Сироп мангустина растопит до 10 кг жира за 2 недели!
Спаситесь от ожирения и сократите риск инфаркта, диабета и гипертонии на 89%.

Р’ РѕРґРЅРѕРј плоде ксантонов содержится почти РІ 40 раз больше, чем РІРѕ взрослом растении алоэ. Теперь принимаю Mangosteen. Р-наю, что оперативно поможет, потому, что это Сѓ меня уже вторые СЂРѕРґС‹. РЈ Mangosteen Slim противопоказания РЅРµ выявлены, поэтому использовать препарат РјРѕРіСѓС‚ РІСЃРµ! Р’ школе терпела нападки мальчишек, РІСЃРµ меня считали толстой. Именно поэтому ежегодно фармацевтические предприятия создают РІСЃРµ новые Рё новые лекарства, позволяющие быстро сбросить вес. Ульяна, 35 лет:Как только СЏ РЅР° РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРј форуме прочитала РїСЂРѕ Мангустин для похудения отзывы нескольких знакомых женщин, тут же заказала себе СЃРёСЂРѕРї РёР· этого фрукта, Р° то после СЂРѕРґРѕРІ так Рё РЅРµ смогла сбросить лишний вес. Очень важно то, что СЃРёСЂРѕРї обеспечивает закрепление результатов похудения надолго Рё препятствует образованию РЅРѕРІРѕРіРѕ подкожного жира. Что такое СЃРёСЂРѕРї Мангостин Слим для похудения? Поэтому встречайте – 10 мифов РїСЂРѕ СЃРёСЂРѕРї Mangosteen, Рѕ которых стоит знать перед РїРѕРєСѓРїРєРѕР№. Термогенетики – запускает неконтролируемое лавинообразное сжигание жировых запасов. Носить СЃ СЃРѕР±РѕР№ – СѓРґРѕР±РЅРѕ, поскольку упаковка компактная Рё плотно закрывается. РљРѕРіРґР° РѕРЅРё только зарождаются РЅР° коже, РѕРЅРё имеют СЏСЂРєРѕ – фиолетовый или блекло розовый цвет.

Перейти на сайт: http://mangjoo77.mangoosteen.com/

© 2013 сайт

Что такое боке?

(англ. bokeh; яп. 暈け или ボケ – «размытие») – это характеристика эстетических качеств области изображения, лежащей не в фокусе, т.е. за пределами зоны ГРИП . Боке не имеет никакого отношения к резкости : два объектива, одинаково резко изображающие объекты в фокусе, могут иметь совершенно различный рисунок размытия, субъективные художественные достоинства которого и описываются термином боке.

Идеальный с инженерной точки зрения объектив фокусирует свет от точечного источника в виде правильного конуса. Когда вершина конуса касается плоскости матрицы или плёнки фотоаппарата, изображение оказывается в фокусе и на фотографии получается предельно малая точка. Чем лучше объектив, тем меньше эта точка и тем резче изображение. Если же источник оказывается не в фокусе, то конус света пересекается матрицей и точка на фотографии превращается в диск, который называется кружком нерезкости или пятном рассеяния . При достаточно большом размере кружков нерезкости они начинают оказывать существенное влияние на эстетическое восприятие фотографии в целом.

Так формируется кружок рассеяния.

Боке чаще наблюдается на заднем плане, реже – на переднем, в силу того, что фокус фотографии обычно приходится на ближний к фотографу объект.

Очевидно, что боке становится заметным при малой глубине резкости. Размер кружков рассеяния будет тем больше, чем больше формат камеры , чем больше фокусное расстояние объектива , чем больше величина относительного отверстия диафрагмы , чем больше расстояние от снимаемого объекта до фона и чем меньше расстояние от камеры до объекта.

Качество боке

Боке – понятие субъективное и говорить о плохом или хорошем боке, а уж тем более измерять его в каких-то математических единицах трудновато. Лично мне нравится мягкое боке, при котором задний план невещественно расплывается и не мешает восприятию главных элементов фотографии. Под плохим же боке я разумею боке жёсткое, бросающееся в глаза и отвлекающее от переднего плана.

Оптически совершенный кружок нерезкости имеет вид равномерно освещённого диска с достаточно чёткими краями. Такой диск может быть красив сам по себе, но будучи элементом намеренно размытого фона, идеальные кружки нерезкости создают иллюзию ненужной резкости за счёт своих резко очерченных краёв, и отвлекают внимание от по-настоящему резких и сюжетно значимых объектов на переднем плане.

Пример нейтрального боке.

К сожалению (а может и к счастью) идеальных объективов не существует, а реальным объективам свойственен ряд аберраций или искажений, в той или иной степени скорректированных разработчиками. Уровень сферических аберраций объектива влияет на распределение света в пределах вышеупомянутого конуса, а значит и на равномерность освещённости пятна рассеяния. В реальности кружок нерезкости практически всегда будет иметь несколько размытый край, а распределение яркости от центра диска к его краям будет сильно разниться.

Красивое (с моей точки зрения) боке подразумевает плавное убывание яркости кружка нерезкости от центра к краям по закону нормального распределения. Это является следствием не полностью скорректированных сферических аберраций объектива. Иными словами, техническое несовершенство диалектически переходит в художественное достоинство.

Пример хорошего, ненавязчивого боке.

Противоположная крайность – это сферические аберрации, скорректированные сверх меры. В таком случае яркость диска возрастает к его краям. На мой вкус окольцованное боке смотрится мерзко, но многие, напротив, в восторге от такого специфического, чтобы не сказать «творческого» рисунка.

Посредственное боке.

У многих зум-объективов, особенно с большой кратностью, качество боке может различаться в зависимости от выбранного фокусного расстояния и дистанции фокусировки. Это нормально, поскольку оптические схемы подобных объективов всегда подразумевают компромиссные решения. Добиться идеального боке во всём диапазоне фокусных расстояний практически невозможно, да и разработчики объективов ориентируются на кружок нерезкости идеальный скорее с математической, чем с художественной точки зрения. Кроме того, если рисунок боке и оптимизируется, то обычно для областей, расположенных на заднем плане, при этом характером боке для плана переднего нередко приходится жертвовать. В этом также нет ничего плохого, поскольку большинство людей предпочитает видеть передний план резким, а задний размытым, а значит красивое боке гораздо сильнее востребовано именно для фона.

Факторы, влияющие на боке

Число и форма лепестков диафрагмы

Устройство диафрагмы объектива влияет не столько на качество размытия, сколько на форму кружков нерезкости. На самом деле т.н. кружки нерезкости редко имеют идеально круглую форму. Обычно они выглядят как более-менее правильные многоугольники, число сторон которых соответствует числу лепестков диафрагмы. Диафрагма в объективах Nikon имеет 7 или 9 лепестков, в объективах Canon – 6, 7 или 8 (изредка 9). Чем больше лепестков, тем более округлым выглядит диск нерезкости, причём нечётное количество лепестков обычно порождает многоугольники более приятные для глаза.

В современных объективах лепесткам диафрагмы всё чаще придают несколько искривлённую форму, что делает стороны многоугольников рассеяния выпуклыми и, таким образом, визуально приближает многоугольник к кругу. 9 скруглённых лепестков дают почти идеально круглое боке.

Если фотография сделана при полностью открытой диафрагме, то по краям кадра пятна нерезкости будут приобретать овальную или даже чечевицеобразную форму, оставаясь при этом вполне круглыми в центре изображения.

Особенности конструкции объектива

Defocus Control Nikkor – это пара портретных телеобъективов (AF DC-Nikkor 105mm f/2D и AF DC-Nikkor 135mm f/2D), выпускающихся компанией Nikon с начала 1990-х гг. и снабжённых механизмом, позволяющим фотографу напрямую управлять характером боке, варьируя степень коррекции сферических аберраций. Это даёт возможность тонко настроить размытие либо для переднего, либо для заднего плана, а также для конкретных значений диафрагмы.

Sony (Minolta) 135mm F2.8 T4.5 STF – специфический телеобъектив с ручной фокусировкой и аподизационным элементом, обеспечивающим очень плавное размытие фона.

Зеркально-линзовые объективы (Reflex-NIKKOR, Рубинар и т.д.) дают боке в виде чётко выраженных колец или бубликов. Эффект сугубо на любителя.

Анаморфотные объективы и насадки используются в кинематографе и позволяют обнаружить себя по характерному боке в виде вытянутых в вертикальном направлении эллипсов.

Стабилизаторы

Если ваш объектив или камера снабжены оптическим стабилизатором изображения , то весьма желательно отключать его в тех случаях, когда вы хотите получить идеальное боке. Большинство систем стабилизации имеют тенденцию придавать областям, лежащим не в фокусе несколько беспокойный вид.

Уровень контраста

Чем контрастнее фон и чем ярче блики, тем отчётливее видны диски нерезкости и тем резче их края. Наиболее очевидное боке получается при съёмке ночного города или пронизанной солнечными лучами листвы.

Цвет объектов вне фокуса

Степень сферических аберраций различается для волн света разной длины. В результате сферохроматизма , т.е. хроматической разности сферических аберраций для лучей различных длин волн, края пятен рассеяния на заднем плане приобретают размытую кайму зелёного цвета, а на переднем плане – такую же кайму, но малинового цвета. Этот эффект особенно заметен при использовании объективов с большим фокусным расстоянием при широко открытой диафрагме. Интересное следствие сферохроматизма таково, что боке получается особенно мягким и красивым, когда фон на фотографии зелёного цвета. Отсюда привлекательность портретной съёмки на пленере.

Напоследок позвольте дать вам маленький совет: не превращайте погоню за красивым боке в самоцель, как это часто бывает у новичков. Никто не запрещает вам немного побаловаться, снимая боке ради боке, но такая забава быстро надоедает. Просто помните о боке, как об одном из выразительных инструментов для фотографий с малой глубиной резкости, но не создавайте из этого инструмента идола.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Боке - зона кадра, находящаяся вне фокуса. Объекты, попадающие в зону нерезкости, размываются, благодаря чему они становятся мало узнаваемы, но порой весьма красивы. С помощью боке на снимке можно рисовать целые абстрактные картины. Красивое боке очень ценится во многих жанрах фотографии, а особенно в портрете и натюрморте.

На западе существует даже целое направление фотографии - “Low DOF photography”, то есть “фотография с малой глубиной резкости”. О таких снимках сегодня и пойдет речь.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 250, F1.4, 1/80 с, 85.0 мм экв.

Какой объектив красивее размывает фон? У какого объектива хорошее боке , а у какого - плохое? В интернете не утихают споры на этот счет. Однако, в конечном итоге это дело вкуса: некоторым нравится размытие одного объектива, другим - второго. Важно лишь иметь в виду, что у различных моделей объективов не только сила, но и характер размытия может существенно различаться. В целом же по выбору объектива для работы с боке можно дать несколько базовых советов.

    Боке объективов с фиксированным фокусным расстоянием лучше, чем у зумов.

    Обычно для работы с боке берутся объективы с фокусным расстоянием от 35 до 200 мм. Более широкоугольные объективы используются редко, так как на них с трудом можно получить достаточно малую глубину резкости для создания боке. Кроме того, широкоугольники редко обладают приятным размытием фона.

    Для работы с боке пользуются светосильной оптикой. В идеале, объективами со светосилой больше 2.8. На них получится сильно и красиво размывать фон.

Под эти критерии идеально подходят портретные фикс-объективы, в том числе “полтинники”: Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor , Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor. Такой объектив станет прекрасным выбором, чтобы попробовать свои силы в работе с боке на фотокамерах с матрицей формата APS-C. К тому же, такие объективы стоят не так уж и дорого.

Я же при работе с полнокадровой камерой Nikon D810 использовал объектив Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor. Эта модель славится своим интересным рисунком. Однако стоит заметить, что объектив довольно старый, и автофокус у него будет работать только на камерах, имеющих “отверточный” привод фокусировки (из современных аппаратов им обладают модели Nikon D7100, Nikon D600, Nikon D610, Nikon D750, Nikon D800, Nikon D800E, Nikon D810). Впрочем, у этого объектива есть и более новая версия, у которой автофокус будет работать на любой камере. Это Nikon AF-S NIKKOR 85MM F/1.4G. Так же хорошо справятся с созданием красивого боке объективы Nikon AF-S 85mm f/1.8G Nikkor и специально созданный для любительских зеркалок с матрицей APS-C доступный объектив Nikon AF-S 35mm f/1.8G DX Nikkor .

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/160 с, 85.0 мм экв.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/125 с, 130.0 мм экв.

Сам по себе выбор хорошего объектива не даст красивый кадр с прекрасным боке. Разумеется, нужно подумать и над выбором объекта съемки, места съемки, освещения и фона. У меня есть несколько практических советов на этот счет:

    Разумеется, фотографировать кадры с боке стоит на улице. Чем дальше фон находится от объекта съемки, тем сильнее будет размытие заднего плана. Если объект съемки и фон будут расположены вплотную друг к другу, вряд ли вы получите сильное размытие. Лучше всего фон от объекта располагать как минимум в нескольких метрах.

    Стоит подумать и над выбором времени съемки, а следовательно и освещения. Самый выразительный свет бывает тогда, когда солнце находится низко над горизонтом, то есть утром или вечером.

    Кадры с боке отлично дополнят огни машин и уличных фонарей. В зоне нерезкости они превратятся в красивые кружочки. Кстати, в канун нового года особенно актуально включать в кадр огни предновогодней иллюминации, коими щедро украшен центр всех крупных городов.

    Не стремитесь полностью размывать фон, снимая с максимально близкого расстояния какие-то мелкие объекты. Так задний план может слишком сильно размыться, стать однородным. Интересно выглядят снимки, где блики и объекты на фоне, будучи не резкими, не теряют свою форму.

    Важно помнить, что помимо боке в кадре должен быть интересный объект съемки. Им может стать симпатичная травинка, листочек, элемент городской инфраструктуры (деталь моста, парапет, почтовый ящик - что угодно). Резкий объект в кадре поможет зрителю окончательно не потерять связь с реальностью, будет являться центром притяжения внимания.

Немного о параметрах съемки. Самым главным условием для получения малой глубины резкости, а следовательно и боке, является открытая диафрагма. Снимайте на открытой диафрагме! Контролировать диафрагму удобнее всего в режиме “А” (приоритет диафрагмы). Все остальные параметры подбираются исходя из съемочной ситуации.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 250, F1.4, 1/125 с, 85.0 мм экв.

Как вы уже знаете, боке в фотографии образуется за счет размытия отдельных участков изображения. Лучше всего боке получается при попадании в зону нерезкости источников освещения или отдельных световых пятен.

Красивое боке украшает многие портретные снимки и придает им глубину пространства и атмосферность. Чаще всего боке в портретных снимках появляется на заднем плане при съемке с малой глубиной резкости. Так, размытыми получаются лучи света, проходящие через листву на заднем плане, фонари ночного города вдалеке или блики света на водной глади днем. Все эти небольшие источники света можно превратить в красивое фоновое боке.

Как уже можно догадаться, боке получается, когда эти самые источники света оказывают в расфокусе (т.е. в зоне нерезкости, в зоне размытия). При этом чем меньше глубина резкости на снимке, тем более ярко выраженное боке получится на фотографии. Исходя из всего вышесказанного выделим основные параметры для создания красивого боке на заднем плане:

Оставлять блики (из которых должно получиться боке) в размытии , т.е. наводить резкость по главному объекту в кадре. Если это портрет, то по модели. При этом источники света для боке должны остаться либо далеко позади, либо непосредственно перед объективом, чтобы оказаться в зоне нерезкости.

Максимально увеличить расстояние между точкой фокусировки и бликами, которые должны уйти в размытие. Например, при съемке портрета чем дальше расположены огни ночного города от модели, тем сильнее они уйдут в размытие, и тем более выраженным получится боке на фотографии.

— Использовать светосильную и/или длиннофокусную оптику . Чем сильнее открыта диафрагма и чем длиннее фокусное расстояние объектива, тем меньше получается глубина резкости на фотографии. Это означает, что объекты в расфокусе будут размываться сильнее. Именно поэтому для получения красивого боке обычно используют объективы со светосилой f1.2-2.8 и фокусным расстоянием 50-200 мм.

Но можно добиться с различными сочетаниями параметров объектива. Так, например, и на объектив 20 мм на диафрагме f2.8 можно получить боке. Или на объектив с фокусным расстоянием 70-200 мм даже при диафрагме f4-f5.6 можно добиться вполне симпатичного боке.

Начинающие фотографы и любители могут поэкспериментировать с боке в фотографии даже используя обычные китовые объективы 18-55 мм или 18-135 мм с диафрагмой f3.5-f5.6. Для того чтобы получить максимальное размытие пятен света на заднем плане выкрутите ваш китовый объектив на максимум (от 55 до 135 мм) и выставьте минимально возможную диафрагму (f4-5.6). Теперь расположите объект, по которому будет наводиться фокус как можно дальше от бликов, которые должны превратиться в боке. Подойдите с фотоаппаратом как можно ближе к снимаемому объекту (насколько позволяет кадрирование и ограничение по минимальному расстоянию фокусировки). Теперь, используя одну , наведите резкость на главный объект съемки и дожмите кнопку спуска. Блики и другие небольшие источники света на заднем плане должны уйти в размытие и превратиться в боке.

Эффектнее всего боке смотрится при размытии ночных огней, потому что ночью любой источник света будет выглядеть контрастнее. Также красиво смотрится боке из цветных огоньков, а вот днем при белом свете цветное боке получить практически невозможно. Днем обычно боке складывается в однородный фон, тогда как вечером и ночью вы можете получить достаточно четкие пятна, которые отделены друг от друга.

Также в фотографии можно выделить целое направление, где боке – не просто размытые пятна света на заднем плане, а полноценный смысловой и композиционный акцент. Некоторые фотографы специально фотографирует только боке, эти цветные пятна круглой формы или в форме многоугольника (зависит от конструкции объектива).

Для того чтобы сфотографировать только боке , можно полностью отключить автофокус и пользоваться ручным кольцом фокусировки. При этом главная цель – не навести резкость (как вы делаете во всех остальных случаях), а наоборот – сделать снимок полностью в расфокусе. Причем подкручивая кольцо фокусировки, следите, как меняется размер и характер боке. Чем сильнее вы уводите снимок в нерезкость, тем больше становятся пятна боке на фотографии, и наоборот.

Сейчас в предновогоднее время можно легко потренироваться фотографировать боке . Наверняка у вас в доме найдется гирлянда с цветными огоньками или где-то в городе вы найдете витрины магазинов и окна домов, украшенных новогодними огоньками. Теперь осталось выбрать самый светосильный и/или длиннофокусный объектив из имеющихся под рукой, максимально открыть диафрагму, переставить объектив в режим MF (мануальной фокусировки) и начать размывать огоньки, подкручивая колесо фокусировки. Лучше всего снимать боке в сумерках или вечером.

Экспериментируйте с композицией и степенью размытия огоньков, чтобы добиться интересного эффекта. Вот, что примерно у вас должно получиться в итоге.

О том, почему образуется боке в фотографии и какое боке бывает, .

Хороших вам снимков!

Слово боке вошло в широкий обиход не так уж и давно, примерно в конце 1990-х годов. Оно пришло из японского языка, где обозначает "размытость" или "нечеткость". Боке называют рисунок, который формируется на снимке из объектов, находящихся за границами зоны резкости путем размытия. Человек не способен своими глазами увидеть боке таким, какое оно получается на фотографии. Мы лишь слегка можем расфокусировать взгляд, получив нечеткое изображение, но это будет и близко не похоже на художественный эффект, получаемый благодаря объективам, способным создавать этот чудесный рисунок.

Для простого боке сгодится практически любой объектив, но действительно красивый рисунок создают не все. Производители оптики постоянно стараются уменьшить искажения, создаваемые линзами, исключить рассеивание света, добавляя просветляющее покрытие на оптические элементы и борются с аберрациями и прочими вредителями, но это всё делает рисунок боке более скудным.

На рынке можно встретить оптику не отличающуюся хорошей резкостью. Такие объективы дают мягкую картинку и замечательный рисунок боке. К примеру, Canon EF 135mm 1:2.8 Soft Focus или Canon EF 50mm 1:1.2L.

Оптика, способная создавать действительно красивый рисунок боке иногда стоит дороже самых топовых объективов. 100 тысяч рублей - это не предел. Конечно же, можно найти и более дешевые объективы подходящие на роль боке-художников. Главное разобраться, каким должно быть размытие, чтобы оно дополняло, а не портило снимок.

Стоимость оптики для боке

Красивый рисунок можно получить и на дешевой оптике. К примеру, старые советские объективы.

Очень достойный рисунок можно получить используя "Гелиос" 44-го семейства. Сколько такой раритет может стоить? Примерно 3000 рублей обойдется объектив в хорошем состоянии. Ещё 1000 рублей придется отдать за переходник. Снимки, получаемые на Helios 77 M4 могут соперничать с дорогими аналогами.

Также неплохие результаты можно получить используя любительскую недорогую оптику от современных производителей.

У многих объективов боке начинает раскрываться на диафрагме 1,8. При этом детализация зоны резко изображаемого пространства оставляет желать лучшего. Практически всегда боке недорогой оптики будет хуже, чем у топовых стёклышек, но если учесть разницу в цене в десятки раз, то на это можно закрыть глаза.

Боке на зум-объективах

Объективы с изменяемым фокусным расстоянием не способны создавать оригинальное и уникальное боке. К примеру, можно взять китовый объектив 18-55mm f/5.6 на максимальном фокусном расстоянии. Он будет размывать фон без какой-либо доли искусства и оригинальности.

Возьмем объектив 18-55 мм. Максимально увеличим фокусное расстояние и на максимум откроем диафрагму. Уменьшим дистанцию до объекта съемки на максимум (около 30 см). Рисунок боке получается унылым и невыразительным. Даже самый дешевый Гелиос сделает более интересную картинку. У более дорогой оптики творческий потенциал выше. К примеру, возьмём Canon EF 24-105mm 1:4L.

При тех же условиях съёмки рисунок начинает обретать диски нерезкости. Выглядит это более эффектно, но сами диски создают не очень приятную картинку. Они отвлекают внимание от переднего плана.

Всегда придётся искать максимально качественный результат в том, что есть в наличии. Следующий снимок демонстрирует рисунок боке полученный при съёмке на фокусном расстоянии 105 мм при диафрагме 7.1:

На что влияет количество лепестков диафрагмы?

Всегда в характеристиках оптики есть указание количества лепестков диафрагмы. Чем больше количество, тем форма кружков боке будет более приближённой к кругу. Но стоит знать, что открытая диафрагма на форму дисков не влияет.

Можно найти очень интересные объективы, такие как Зенитар МЕ1. Его диафрагма выполнена в форме ромба.

Естественно, рисунок получается оригинальный.

Зеркально-линзовые объективы, такие как MC 3M-5CA 8/500, дают боке в форме бубликов:

Оценка боке

Выбрать объектив с наилучшим боке трудно. По-хорошему, их нужно все попробовать. Тогда можно распознать "вкус" каждого и определиться с выбором. На деле нужно обращать внимание на некоторые нюансы. Например, если вам демонстрируют фотографии с размытым фоном, сделанные при помощи конкретных объективов следует задуматься о том, как они были получены и какие ошибки допустил фотограф. К примеру, если задний фон полностью размыт и нет плавного перехода от резкой части к зоне размытия - это плохо.

Боке не должно резко отделять задний план от переднего. Оно должно быть частью композиции. Лучше всего, когда за объектом съемки располагаются, уходя вдаль однотипные объекты и те, что дальше, размываются сильнее, чем те, что ближе. Это правильная демонстрация размытия

На данном снимке видно, как по мере удаления степень размытия увеличивается. Лучший способ оценить боке конкретных объективов - это найти в интернете художественные работы фотографов, сделанные именно с интересующим вас объективом. Нужно смотреть работы в разных жанрах. Тогда можно будет оценить потенциал и качество работы оптики.

Как имитировать боке в Фотошопе?

Создать боке в Photoshop можно. Для этого есть несколько инструментов. Фильтр "Размытие при малой глубине резкости" (Lens blur) может моделировать боке в Adobe Photoshop.

Для понимания качества программного метода просто сравним работу фильтра и реального объектива.

Подопытный снимок:

Проведём размытие в Фотошопе. Выбираем фильтр "размытие при малой глубине резкости", устанавливаем 8-лепестковую диафрагму. Получаем вот это:

Гелиос 44М (58 мм, 1:2) размыл изображение иначе:

Оптическое размытие создаёт совершенно другую фактуру. Края дисков чёткие и не такие структурированные, как при программном размытии.