Научно конструкторской школа м к янгеля. Ракеты академика янгеля. Военные годы и послевоенный период

Михаил Кузьмич Янгель (25 октября 1911, д. Зырянова, ныне – 1971, г. Москва) - выдающийся ученый и конструктор в области ракетно-космической техники, основатель нового направления в области стратегических ракетных вооружений, академик АН СССР (1966), дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961), главный конструктор Особого конструкторского бюро № 586 "Южное", лауреат Ленинской и Государственной премий. Ракеты Михаила Янгеля американцы прозвали "сатаной", а России они обеспечили статус ядерной сверхдержавы.

Биография

Детство в Иркутской области. Переезд в Москву

Родословной Янгеля не сохранилось, просто ее никто не вел – все в роду были неграмотными. Известно: дед будущего академика Лаврентий Янгель – потомок запорожских казаков, жил на Черниговщине в деревне Рыжики. Это почти на границе Украины с Беларусью. По семейным преданиям, была у него красавица жена и два сына, Леонтий и Кузьма. Однажды в имение приехал пан, приглянулась ему жена казака, увез он ее в столицу. Взыграла "запорожская" кровь Лаврена (так в миру звали деда Янгеля), взбунтовался - поджег панский амбар, ненавистную шинкарню.

Приговор был суров: восемь лет каторги на Ленских золотых приисках и вечное поселение в Сибири. Так Янгели стали сибиряками. Родители Янгеля поселились на берегу Илима в деревне Зырянова, у них было 12 детей.

В Сибири, в деревне Зыряновой Иркутской области 25 октября 1911 года в семье потомственного крестьянина родился Михаил Кузьмич Янгель. Здесь, в родной деревне, на берегу живописного Илима и прошло его детство. В настоящее время родные места Янгеля скрыты под толщей вод .

В местной трехклассной школе он начал постигать грамоту. Здесь с детских лет Михаил познал нелегкий крестьянский труд. У его родителей - Кузьмы Лаврентьевича и Анны Павловны было 12 детей. Чтобы прокормить такую большую семью, родителям приходилось заниматься не только земледелием, но и животноводством, охотой и другими промыслами. Как и в других крестьянских семьях, в семье Янгелей детей рано приучали к труду, всем им было определено свое место. Ребята с отцом работали на "чистке" - разработке участка под пашню, косили сено, убирали хлеб, ходили в тайгу на охоту, а девочки больше помогали матери на кухне и по хозяйству.

"Отец хоть и строг был , - вспоминает дочь Валентина, - но никого не бил, чаще нам от матери перепадало. Бывало, ребята набедокурят или подерутся, не поделят что-нибудь, так отец отчитает хорошенько провинившихся, а в отношения между детьми никогда не вмешивался - самостоятельность воспитывал ".

Любили Кузьму Лаврентьевича в семье, уважали за трудолюбие и острый ум в деревне. Часто деревенские просили его разрешить спор или ссору, потому что знали: Кузьма правильно рассудит, не даст никого в обиду.

Один за другим пошли в школу Саша, Константин, Надежда, Николай, Михаил...

Александр, прервав учебу, ушел 16-летним пареньком в отряд илимских партизан на борьбу с Колчаком. Константин учился на "отлично" и первым из деревни поступил в Московский университет.

Михаил, окончив Зырянскую школу, поступил в Нижнеилимское высшее начальное училище, в котором проучился до 1924. К этому времени семья Янгелей увеличилась до 13 человек. Жили бедно, как говорится, еле сводили концы с концами. Несмотря на нужду, Кузьме Лаврентьевичу очень хотелось, чтобы его дети учились дальше. В 1924 Михаил переехал в поселок , где жил у тети - младшей сестры матери.

В декабре 1925, когда ему исполнилось 14 лет, Михаила приняли в комсомол. Горячо поздравил его с этим событием старший брат - Александр, красный партизан, один из руководителей Нижнеилимской комсомолии, член Иркутского губкома комсомола, делегат 4-го съезда комсомола и первой Сибирской краевой конференции РКСМ.

В 1926 Михаил переехал в Москву к своему старшему брату Константину, который учился в Университете. Время было тяжелое, пришлось совмещать учебу с работой на заводе стеклографии.

Студенчество и работа на фабрике

В 1927 М. Янгель впервые приезжает в Красноармейск. В этом он окончил 7-й класс общеобразовательной школы. Дальнейшая жизнь в общежитии стала невозможной, и он стал искать место, где можно было бы продолжить учебу и работу. Однажды ему в руки попалось газетное объявление в котором на Вознесенскую мануфактуру приглашались молодые рабочие, причем обучение им гарантировалось. И Михаил сел на поезд… Ведущая из Софрино узкоколейка привела его на фабрику, сейчас находящуюся в черте города Красноармейска. Фабрика была построена в 30-х гг. ХIХ века. Она была оснащена станками английского и бельгийского производства и по своим масштабам, объему выпускаемой продукции и численности рабочих занимала ведущее место не только в России, но и в Европе.

Продукция фабрики – ткани миткаль, бумазея, репс, перкаль пользовалась спросом. Национализированная после Октябрьской революции, она в основном работала на нужды Красной Армии. Было реконструировано производство, построены дома для рабочих, школы, детские сады, при фабрике создана школа ФЗУ (Фабрично-заводское училище). С 1927 г. бывшая Вознесенская мануфактура стала называться «Фабрика имени Красной Армии и Флота». От этого названия пошло и названия рабочего поселка, в котором поселился М. Янгель – Красноармейский.

Михаил Янгель стал посещать школу ФЗУ, осваивать ткацкое дело. Его увлекали лекции по механизмам, с удовольствием он выполнял задания по черчению. Частым гостем он стал и в довольно большой библиотеке при фабрике, где, помимо технической литературы, его интересовали книги по истории и философии. Он встал на учет в фабричную комсомольскую организацию и не пропускал ни одного собрания. Чуть позже он вступил в комсомольско-молодежную коммуну, созданную в 1926 г. при фабрике.

Подмосковная природа пришлась по душе Михаилу. Рабочий поселок окружал лес с вековыми соснами и елями. Родниковая речка Воря была богата рыбой. Вместе с друзьями Михаил регулярно совершал пробежки по лесным дорожкам, ведущим в соседние деревни. Позднее это увлечением переросло в участие в соревнованиях по бегу. Не раз Михаил становился победителем или призером этих соревнований.

После сдачи выпускных экзаменов, Михаил получил квалификационное удостоверение и стал работать помощником мастера ткацкого производства. Однажды на фабрику поступил заказ на изготовление ткани перкаль, которая шла на обшивку крыльев и фюзеляжа самолетов. Коммунары решили посетить военный аэродром, познакомиться с летчиками и увидеть вблизи самолеты, в конструкции которых используется текстильная продукция. Скорее всего, именно после первого знакомства Михаила с аэропланом у него и зародилась мечта об авиации.

Наступил 1931 год. В стране торопились досрочно выполнить первый пятилетний план. Активно развивалось стахановское движение. На ткацком производстве это означало обслуживание одной ткачихой не четырех станков, а в три-четыре раза больше. Михаил с энтузиазмом влился в организацию этого движения. Он стал одним из организаторов нового бригадного метода работы - так называемой "функционалки", которая позволила намного увеличить производительность труда.

В 1931 году 20-летнего Янгеля приняли в ряды Коммунистической партии. В этом же году по путевке Пушкинского районного комитета комсомола он был направлен на учебу в МАИ - с этого времени Михаил Янгель окончательно связал свою жизнь с авиацией, а позднее с ракетостроением. Вскоре после поступления в институт он приехал в родную коммуну, чтобы вместе с друзьями отпраздновать свое поступление. Не раз потом во время каникул они приезжал на фабрику, чтобы поработать и пообщаться с друзьями.

Учился в институте Михаил на "отлично", активно занимался партийной и институтской работой. На первом курсе он - секретарь комсомольской ячейки, на втором - секретарь факультета и секретарь комитета комсомола МАИ.

Будучи студентом, в 1935 Михаил поступает на работу в конструкторское бюро Николая Николаевича Поликарпова, который стал руководителем его дипломной работы. Просматривая дипломный проект Янгеля под названием «Высотный истребитель с герметичной кабиной», Поликарпов увидел много интересного и нового в конструкторских решениях и методике расчетов. Он заинтересовался судьбой Михаила. Услышав рассказ студента о долгом и нелегком пути из глухой сибирской деревни в авиацию, Поликарпов сказал:

«Получается, что ты как Ломоносов пробиваешься в науку. Похвально! Похвально! Только не останавливайся на полпути, диплом инженера - это еще не все. Нужно идти дальше».

В конструкторском бюро Поликарпова Янгель проработал около 10 лет. Начав конструктором второй категории, работал инженером, помощником главного конструктора, ведущим инженером, участвовал в проектировании и создании модификации истребителей И-16, И-180, И-185 и др.

13 февраля 1938 Янгель с группой ведущих авиационных специалистов ездил в служебную командировку в США.

В суровые годы Великой Отечественной войны партия и правительство поручили ему ответственный участок по выпуску военной авиационной техники. Работая начальником одного из важнейших цехов, М.К. Янгель сутками не уходил из фюзеляжно-сборочного участка, организуя выпуск боевых истребителей, так остро необходимых фронту.

В 1948 Янгель поступил в Академию авиационной промышленности. После окончания ее с отличием в 1950 начал заниматься ракетно-космической техникой. Президент Академии наук СССР М.В. Келдыш, говоря о значении работ Янгеля, сказал:

"Советская наука, наша страна, обязана академику М.К. Янгелю в развитии новых направлений науки и техники, создании замечательных образцов совершеннейших конструкций, что внесло громадный вклад в укрепление могущества нашей Родины."

Трудовой путь

1951 - один из заместителей С.П. Королева.

1952, май - назначен директором Центрального научно-исследовательского института по ракетной технике, в состав которого входили ряд научно-исследовательских отделов, опытный завод, два филиала, экспериментальные цеха и более десяти КБ, в том числе конструкторское бюро Королева С.П.

1954, апрель - М.К. Янгель - главный конструктор особого конструкторского бюро в Днепропетровске.

1957, 22 июня - первое и успешное испытание первой янгелевской ракеты средней дальности Р-12 (по американской терминологии СС-4). Эта ракета имела много новых конструктивных достижении: применялись новые компоненты топлива, был принят ряд новых решений в системе управления ракеты, в конструкции испытательного оборудования и устройств для подготовки и пуска. Новые решения позволили обеспечить большую дальность полета (до 2000 км). Кроме того, и это было чрезвычайно важно, новые компоненты топлива для ракеты позволили разработать и в дальнейшем распространить во всей серии будущих боевых ракет принципиально новое решение - хранение ракет в постоянной боевой готовности в шахтных пусковых установках, что значительно повышало защищенность ракетных комплексов.

1959 - установка СС-4 на боевых позициях. Первые советские ракеты, развернутые в большом количестве.

1960, июнь - успешные испытания на полигоне следующей системы янгелевского КБ - ракеты промежуточной дальности Р-14 (СС-5).

В мае 1959 вышли в свет два постановления правительства: одно - о разработке межконтинентальной ракеты Р-16 в КБ М.К. Янгеля, другое - о разработке Р-9 в ОКБ С.П. Королева. Янгелевская Р-16 обладала рядом преимуществ: во-первых, она заправлялась новыми компонентами топлива, что давало ей возможность находиться в заправленном состоянии до тридцати суток, а затем и более, во-вторых, ракета имела автономную систему управления, приводящую Р-16 к цели без всякой связи с Землей, в-третьих, она была проще в эксплуатации. Но главное преимущество ракеты Р-16 - это надежность и более высокая боевая готовность. К тому же Янгель опередил Королева на два года. И в дальнейшем Р-16 составила основу Ракетных войск стратегического назначения.

1960, 24 октября - во время выполнения предстартовых работ, примерно за 15 минут до намеченного первого испытательного пуска ракеты Р-16 (СС-7), первой межконтинентальной ракеты Янгеля М.К., произошел несанкционированный запуск двигателей второй ступени и ракета взорвалась на стартовой площадке. Расходившиеся на расстояние 100-120 метров от центра старта концентрические волны огненного смерча с большой скоростью поглощали все живое. В огненном аду сразу же сгорели 76 человек, среди них - командующий Ракетными войсками маршал М. Неделин, большая группа ведущих специалистов янгелевского КБ. Впоследствии в госпиталях из-за ожогов и отравлений скончалось еще 16 человек. Сам Янгель и еще несколько человек, отошедших в сторону покурить, чудом остались живы. Михаил Кузьмич очень тяжело перенес случившуюся трагедию.

1961, 21 февраля - первый успешный запуск СС-7. 1962, октябрь - попытка СССР разместить на Кубе 24 пусковые установки ракет СС-4 и 16 пусковых установок ракет СС-5 привела к возникновению Карибского кризиса. До разрешения кризиса 28 октября 1962 в полную боевую готовность были приведены, как полагали американцы, 20 из 24 пусковых установок ракет СС-4. СС-5 предполагалось развернуть в декабре.

Пожалуй, впервые в своей истории США оказались практически полностью беззащитными перед новым оружием. Америка была в шоке. Военные предлагали президенту Дж. Кеннеди немедленно начать бомбардировку Кубы. Более двухсот американских кораблей осуществляло блокаду острова. Мир находился на грани новой войны. К счастью, руководителям двух сверхдержав, Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущеву, удалось достичь разрешения весьма серьезного противостояния мирным путем.

1965 - принятие на вооружение новой МБР Р-36 (СС-9), ракеты третьего поколения, на тот момент самой мощной боевой ракеты в мире. Впоследствии ее оснастили разгонной ступенью и получилась весьма эффективная ракета, получившая название глобальной. Новая ракета Янгеля могла поразить любую точку, где находились ракеты противника. Траектории полета орбитальной ракеты выбирались таким образом, что перехватить ее по тем временам было невозможно, поскольку она могла прилететь с той стороны, где не были предусмотрены системы противоракетной обороны.

Председатель Госкомиссии по янгелевской глобальной ракете Ф.П. Тонких:

"США создают систему ПРО (противоракетная оборона) "Сейфгард" от русских ракет с севера. Янгель как стратег, который не может взять сильную группировку противника в лоб, создает ракету, способную обойти ПРО США с юга. Американцы, наверное, думали, что мы не сумеем найти контрмеры, тем более создать глобальную ракету. Однако Янгель опроверг их прогнозы".

Всего в период между 1965 и 1974 годом было развернуто 288 ракет СС-9 всех типов, состоявших на вооружении вплоть до 1980.

К 1965-1966 относится пик развертывания в СССР ракет средней дальности СС-4 и СС-5, большинство из которых были нацелены на объекты в Западной Европе. Как отмечается, размещение этих ракет заметно повлияло на общую обстановку в мире.

Именно в КБ М.К. Янгеля в 60-хх начинаются работы по созданию первых, полностью мобильных баллистических ракет. Одну из новых баллистических ракет сделали комбинированной: первая ступень работала на твердом топливе, вторая - на жидком. В целом новая ракета обладала рядом ценных новшеств и пионерских решений... Новинкой подвижного комплекса стал транспортно-пусковой контейнер, прямо из которого стартовала ракета. Тогда же был применен и так называемый "минометный старт": ракета вылетала из контейнера, как пробка из бутылки шампанского, а ее двигатели запускались уже в полете. Решение Янгеля М.К. о переходе на такой тип старта было настолько новым и необычным, что многим казалось рискованным. В США подобную задачу решили только через пять лет. Данный комплекс предвосхитил появление других подвижных комплексов, в частности железнодорожного.

С середины 60-х в КБ "Южное" начинается новый этап - проектирование и создание МБР четвертого поколения - РС-16 (СС-17) и РС-20 (СС-18). Ракеты нового поколения обладали более высокой точностью, оснащались боеголовками индивидуального наведения, имели высокую степень выживаемости и технику так называемого "холодного" запуска с возможностью перезарядки пусковой установки. В самом начале разразился настоящий дискуссионный ураган - у этого проекта была масса противников. Даже давний соратник Янгеля, главный конструктор шахтных пусковых установок Е.Г. Рудяк, и тот доказывал несостоятельность проекта: "Подбросить, как яблоко, жидкостную махину весом более двухсот тонн - это чистейший абсурд". Янгель этот "абсурд" претворил в реальность. Правда, ему пришлось расстаться с отдельными скептиками, в том числе и с прекрасным конструктором Е.Г. Рудяком. "Я не знал, что Янгель способен творить чудеса , - впоследствии признался Евгений Георгиевич. - Никогда не предполагал, что этот человек, перенесший три инфаркта, обладает такой силой и мужеством, когда отстаивает новое в технике ". Американцы, узнав о новой ракете, окрестили ее "сатаной".

В 1988 на ракетах СС-18 располагалась почти половина всех боеголовок, размещенных на межконтинентальных баллистических ракетах в РВСН. В Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений, подписанном 31 июля 1991 между СССР и США имелся специальный пункт, согласно которому Советский Союз вдвое сокращал количество тяжелых баллистических ракет СС-18. Американцы давно мечтали о ликвидации СС-18, так как это была единственная система, обеспечивающая "ассиметричный ответ"(с нашей стороны), даже при наличии у Америки СОИ. Только сотня таких ракет, по оценкам экспертов США, способна вывести на орбиту не только 1000 боеголовок индивидуального наведения большой мощности, но также и 100 тысяч ложных целей.

СС-18 внесена в "Книгу рекордов Гиннесса" как "самая мощная межконтинентальная баллистическая ракета в мире". Технические решения, воплощенные в этой ракете, признаны классикой боевого ракетостроения.

СС-18 стала последней работой Михаила Кузьмича Янгеля. 25 октября 1971, в день своего 60-летия, сердце великого ракетчика остановилось навсегда.

Михаил Янгель скончался в день своего юбилея, 25 октября 1971, и был погребён на Новодевичьем кладбище. За заслуги перед страной Михаил Кузьмич награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, многими медалями, удостоен Ленинской и Государственной премий СССР.

Звания и награды

За заслуги в развитии ракетно-космической техники М.К. Янгель дважды был удостоен звания Героя Социалистического труда (1959, 1961), награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, многими медалями СССР. Ему присуждены Ленинская (1960) и Государственная премии (1967), премия и золотая медаль им. С. П. Королёва АН СССР (1970). Он был депутатом трех партийных съездов, на XXIII и ХХ IV съездах КПСС избирался кандидатом в члены ЦК. Янгель был также депутатом VII и VIII созывов Верховного Совета.

Жена, Ирина Викторовна, профессор Московского авиационного института, доктор технических наук, воспитала сотни авиационных специалистов, у нее учились космонавты В. Волков и В. Севастьянов, она автор учебников по динамике полета летательных аппаратов.

М.К. Янгеля не стало в день его 60-летия, 25 октября 1971. Сердце известного ученого, конструктора остановилось в тот момент, когда он принимал поздравления от коллег, друзей, родных и близких в честь своего юбилея. Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище (5 уч. 24 ряд).

Именем Янгеля названа школа в Березняках в Сибири. Имя академика Янгеля носит теплоход, спущенный на море 28 марта 1972. Этот сухогруз построен в рекордно короткий срок - за три месяца 10 дней. В построении океанского гиганта принимал участие весь многотысячный коллектив судостроителей г. Херсона. В Москве в новом районе Чертаново одна из улиц названа именем академика Янгеля. На Памире есть пик, носящий название Пик им. Янгеля.

О Янгеле напоминают памятники, мемориальные доски на зданиях, где он учился и работал, улицы в Москве, Киеве, Днепропетровске, Байконуре, Железногорске, поселок в Иркутской области, носящие его имя. О жизни Янгеля рассказывают книги и газетные статьи, телевизионные передачи и радио. А еще - океанский лайнер-сухогруз «Академик Янгель», заоблачный пик Янгеля Юго-Западного Памира, астероид и кратер Янгеля в самом центре видимого диска Луны. Его имя присвоено Государственному конструкторскому бюро «Южное», федерации космонавтики СССР и Украины учредили медаль его имени. Стипендия его имени есть в Московском авиационном институте, Днепропетровском государственном университете.

В городе по инициативе коллег из КБ «Южное» и при содействии жены Михаила Кузьмича Ирины Викторовны Стражевой был открыт Историко-художественный музей имени академика М.К. Янгеля, в котором несколько залов посвящено рассказу о жизненном пути Михаила Кузьмича, о его достижениях. В этот музей приходят тысячи людей, жителей и гостей города. В экспозиции представлены уникальные экспонаты: книги, памятные подарки, фотографии, личные вещи, подлинные документы, макеты ракет и спутников, разработанных конструктором. Одним из самых интересных предметов в музее считается сувенир «Щит Родины», подаренный Янгелю соратниками на 60-летие. На нем представлены миниатюрные макеты ракет, составляющих грозное ракетно-космическое оружие, надежно стоящее на страже государственных интересов нашего Отечества. Именно поэтому долгое время сувенир был скрыт от внимания широкой публики. В космическом зале музея им. Янгеля находится один из трех существующих макет ов спутника «Интеркосмос» в натуральную величину, второй находится в Музее им. К. С. Циолковского в Калуге, а третий - в Музее космонавтики в Москве.

На главной площади установлен памятник. Его открытие состоялось 15 октября 1977. Среди гостей была жена И.В. Стражева-Янгель, его сестра В.К. Романова-Янгель, летчик-космонавт Г.С. Титов.

25 октября 1972 на здании Московского Авиационного института была установлена мемориальная доска:

«Пусть в этой жизни у нас были ветры и бури, грозы и штормы, но сумели мы все-таки пройти сквозь все эти невзгоды… Пусть отведенные нам природой остальные годы будут без бурь и штормов, но обязательно в борьбе за счастье простых людей, за счастье наших детей и внуков» М.К. Янгель

В память о Михаиле Янгеле проводятся спортивные соревнования. К 80-летию академика проходил всероссийский сверхмарафон поселок Янгель - город Железногорск.

Традицией стало ежегодно в Железногорске проводить областной турнир по боксу, где спортсмены из городов Иркутской области оспаривают звание чемпиона.

В Братске проходили соревнования по дзюдо в честь Янгеля. В 2004 г. на здании школы № 13 г. Усть-Илимска была установлена мемориальная доска имени М.К. Янгеля. в 2010 году мемориальную доску установили на школе № 30 г. , и учащиеся этой школы тоже с гордостью стали носить имя нашего знаменитого земляка.

28 сентября 2006 года Решением Думы Нижнеилимского района Михаилу Кузьмичу Янгелю было присвоено звание почетного гражданина Нижнеилимского района.

25 октября 2006 года исполнилось 95 лет со дня рождения М.К. Янгеля, в честь этого события в Железногорск-Илимский приехала делегация гостей из Киева, Москвы и Днепропетровска. Это были: внучка М.К. Янгеля Анна Янгель, соратники конструктора, ветераны КБ «Южное» Паппо-Корыстин В.Н., Платонов В.П., Степневский В.Н., а также сотрудник информационно-аналитического центра «Спейс-Информ» Митрахов Н.А. и президент аэрокосмического общества Украины Фролов В.Ф.

Эта делегация посетила музеи им. Янгеля в Железногорске, Новой Игирме, Березняках, Янгеле и подарила множество фильмов и книг о нашем знаменитом земляке.

Мнение экспертов и современников

Я. Голованов, советский и российский журналист, писатель и популяризатор науки, автор 20 книг, более 1200 газетных и 160 журнальных статей, лауреат двух высших журналистских премий «Золотое перо»:

"Так случилось, что при его жизни о нем вообще ничего не писали, а после смерти - куда меньше, чем он того заслуживал."

Владимир Платонов, писатель, журналист, режиссер, библиограф М.К. Янгеля:

"Эпитеты с превосходными степенями: талантливый, выдающийся, гениальный - шокируют воображение, но мало говорят по сути. Высшие награды и почетные звания скорее усиливают, чем рассеивают туман вокруг человека, имя которого носит пик на Памире, кратер на Луне, Малая планета".

Академик Б.Н. Петров:

"С его именем связано возникновение принципиально нового направления в области ракетостроения. ... Очень важно отметить то, что Янгель обладал замечательной способностью не только выдвигать новые оригинальные идеи, но также воплощать их в конкретные конструкторские разработки и доводить до завершающего этапа - серийного выпуска"

М. Кузнецкий:

"Скажем прямо: он обладал гораздо более глубоким талантом, чем было принято считать в его время и чем считают сейчас".

Нина Струк, специалист , заслуженный работник культуры РФ:

"Если имена первого космонавта Юрия Гагарина и главного конструктора космических кораблей Сергея Королёва известны всему миру, то имя создателя первых управляемых баллистических ракет Янгеля чаще упоминается в специальной литературе, а увековечено лишь в тех местах, что связаны с его деятельностью: на Байконуре, в Днепропетровске, Красноармейске. В открыт музей, посвящённый создателю ракетно-космических систем. Его имя при жизни было засекречено."

Д.С. Смирнов о совместной работе с М. К. Янгелем в ткацком цехе:

"С Михаилом Кузьмичом мы вместе работали и жили в одном общежитии. Жили одной коммуной. Заработанные деньги клали в общую кассу, питались из одного котла. Михаил Кузьмич увлекался спортом. Когда он поступил в институт, мы, коммунары, купили ему костюм и ботинки, а в годы учебы помогли ему.

Много теплых слов об ученом конструкторе сказала в своем выступлении председатель совета фабричного музея В. Д. Иванова. С большим вниманием слушали участники митинга выступление супруги ученого Ирины Викторовны.

Михаил Кузьмич, - сказала она, - часто рассказывал мне о своих друзьях, товарищах, с кем вместе работал и учился здесь, на фабрике. Он гордился тем, что вышел из рабочего коллектива.

В заключение она поблагодарила коллектив фабрики за то, что он хранит память о ее муже, пожелала больших успехов в труде."

Память

  1. Дом-музей М. К. Янгеля в посёлке Березняки Нижнеилимского района Иркутской области.
  2. Его имя присвоено Государственному конструкторскому бюро «Южное» (1991).
  3. Федерации космонавтики СССР и Украины учредили медаль его имени.
  4. Стипендия его имени в Московском авиационном институте, Днепропетровском государственном университете.
  5. Его именем названы астероид и кратер на Луне, пик на Памире, океанский сухогруз («Академик Янгель»).
  6. В его честь назван посёлок Янгель Нижнеилимского района Иркутской области.
  7. Улицы его имени в Москве, Киеве, Днепропетровске, Байконуре, Красноармейске.
  8. Именем академика Янгеля названа одна из станций московского Метрополитена, расположенная на Серпуховско-Тимирязевской линии - станция «Улица Академика Янгеля» .
  9. Установлены памятные бюсты в городах Железногорске-Илимском (Иркутская область), Днепропетровске; на космодромах: « Байконур » и « Плесецк ».
  10. Мемориальные доски на зданиях:
    • текстильной фабрики в г. Красноармейске Московской области,
    • Московского авиационного института,
    • ЦНИИ Машиностроения в г. Королёве Московской области,
    • ГКБ «Южное» в г. Днепропетровске.
  11. Почетный житель г. Байконура.
  12. Его имя носил Харьковский институт радиоэлектроники в 1982-1993-х.

Литература

  1. И. Стражева. Тюльпаны с космодрома. - М.: 1978.
  2. Советское ядерное вооружение. - Нью-Йорк/Москва, 1989/1992.
  3. Совершенно секретно: газета. - №1, 1993.

Cсылки

  1. Нижнеилимский район: жить у моря, работать - на горе // Копейка: газета. - 9 декабря 2005.
  2. Нина Струк Космические автографы нашего земляка // Восточно-Сибирская правда: газета. - 26 июля 2011.
  3. Ступин Александр Янгель Михаил Кузьмич // Космический мир: информация о российском космосе. - октябрь 1996.
  4. Янгель Михаил Кузьмич // Сайт Красноармейской ЦБС

"Так случилось, что при его жизни о нем вообще ничего не писали, а после смерти - куда меньше, чем он того заслуживал." Я. Голованов.

"Эпитеты с превосходными степенями: талантливый, выдающийся, гениальный - шокируют воображение, но мало говорят по сути. Высшие награды и почетные звания скорее усиливают, чем рассеивают туман вокруг человека, имя которого носит пик на Памире, кратер на Луне, Малая планета". В.Платонов.

"С его именем связано возникновение принципиально нового направления в области ракетостроения. ... Очень важно отметить то, что Янгель обладал замечательной способностью не только выдвигать новые оригинальные идеи, но также воплощать их в конкретные конструкторские разработки и доводить до завершающего этапа - серийного выпуска" . Академик Б.Н.Петров

"Скажем прямо: он обладал гораздо более глубоким талантом, чем было принято считать в его время и чем считают сейчас". М.Кузнецкий.

М.К. Янгель родился 25 октября (по новому стилю) 1911 года в Сибири в д. Зырянова (ныне - Иркутская область). В 1926 году, после окончания шестого класса Янгель уезжает в Москву, где в то время учится его старший брат Константин. Работает на ткацкой фабрике и одновременно учится в фабрично-заводском училище. В 1931 году поступает в Московский авиационный институт. После окончания с отличием института в 1937 году направляется в конструкторское бюро Поликарпова Н.Н., "короля истребителей" тех лет. Является помощником главного конструктора. В 1938 году направлен в длительную командировку на авиационные заводы в США. Во время войны Янгель М.К. работает на одном из авиазаводов в Новосибирске. После войны - в КБ известных авиаконструкторов А.Микояна и В.Мясищева.

1948-1950 - учеба в Академии авиационной промышленности.

1951 - Михаил Кузьмич становится одним из заместителей С.П. Королева.

1952 , май - назначен директором Центрального научно-исследовательского института по ракетной технике, в состав которого входили ряд научно-исследовательских отделов, опытный завод, два филиала, экспериментальные цеха и более десяти КБ, в том числе конструкторское бюро Королева С.П.

1954, апрель - М.К. Янгель - главный конструктор особого конструкторского бюро в Днепропетровске.

1957, 22 июня - первое и успешное испытание первой янгелевской ракеты средней дальности Р-12 (по американской терминологии СС-4). Эта ракета имела много новых конструктивных достижении: применялись новые компоненты топлива, был принят ряд новых решений в системе управления ракеты, в конструкции испытательного оборудования и устройств для подготовки и пуска. Новые решения позволили обеспечить большую дальность полета (до 2000 км). Кроме того, и это было чрезвычайно важно, новые компоненты топлива для ракеты позволили разработать и в дальнейшем распространить во всей серии будущих боевых ракет принципиально новое решение - хранение ракет в постоянной боевой готовности в шахтных пусковых установках, что значительно повышало защищенность ракетных комплексов.

1959 - установка СС-4 на боевых позициях. Первые советские ракеты, развернутые в большом количестве.

1960, июнь - успешные испытания на полигоне следующей системы янгелевского КБ - ракеты промежуточной дальности Р-14 (СС-5).

В мае 1959 года вышли в свет два постановления правительства: одно - о разработке межконтинентальной ракеты Р-16 в КБ М.К. Янгеля, другое - о разработке Р-9 в ОКБ С.П. Королева. Янгелевская Р-16 обладала рядом преимуществ: во-первых, она заправлялась новыми компонентами топлива, что давало ей возможность находиться в заправленном состоянии до тридцати суток, а затем и более, во-вторых, ракета имела автономную систему управления, приводящую Р-16 к цели без всякой связи с Землей, в-третьих, она была проще в эксплуатации. Но главное преимущество ракеты Р-16 - это надежность и более высокая боевая готовность. К тому же Янгель опередил Королева на два года. И в дальнейшем Р-16 составила основу Ракетных войск стратегического назначения.

1960, 24 октября - во время выполнения предстартовых работ, примерно за 15 минут до намеченного первого испытательного пуска ракеты Р-16 (СС-7), первой межконтинентальной ракеты Янгеля М.К., произошел несанкционированный запуск двигателей второй ступени и ракета взорвалась на стартовой площадке. Расходившиеся на расстояние 100-120 метров от центра старта концентрические волны огненного смерча с большой скоростью поглощали все живое. В огненном аду сразу же сгорели 76 человек, среди них - командующий Ракетными войсками маршал М.Неделин, большая группа ведущих специалистов янгелевского КБ. Впоследствии в госпиталях из-за ожогов и отравлений скончалось еще 16 человек. Сам Янгель и еще несколько человек, отошедших в сторону покурить, чудом остались живы. Михаил Кузьмич очень тяжело перенес случившуюся трагедию.

1961, 21 февраля - первый успешный запуск СС-7. 1962, октябрь - попытка СССР разместить на Кубе 24 пусковые установки ракет СС-4 и 16 пусковых установок ракет СС-5 привела к возникновению Карибского кризиса. До разрешения кризиса 28 октября 1962 г. в полную боевую готовность были приведены, как полагали американцы, 20 из 24 пусковых установок ракет СС-4. СС-5 предполагалось развернуть в декабре.

Пожалуй, впервые в своей истории США оказались практически полностью беззащитными перед новым оружием. Америка была в шоке. Военные предлагали президенту Дж. Кеннеди немедленно начать бомбардировку Кубы. Более двухсот американских кораблей осуществляло блокаду острова. Мир находился на грани новой войны. К счастью, руководителям двух сверхдержав, Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущеву, удалось достичь разрешения весьма серьезного противостояния мирным путем.

1965 - принятие на вооружение новой МБР Р-36 (СС-9), ракеты третьего поколения, на тот момент самой мощной боевой ракеты в мире, Впоследствии ее оснастили разгонной ступенью и получилась весьма эффективная ракета, получившая название глобальной. Председатель Госкомиссии по янгелевской глобальной ракете Ф.П. Тонких: "США создают систему ПРО (противоракетная оборона) "Сейфгард" от русских ракет с севера. Янгель как стратег, который не может взять сильную группировку противника в лоб, создает ракету, способную обойти ПРО США с юга. Американцы, наверное, думали, что мы не сумеем найти контрмеры, тем более создать глобальную ракету. Однако Янгель опроверг их прогнозы". Всего в период между 1965 и 1974 годом было развернуто 288 ракет СС-9 всех типов, состоявших на вооружении вплоть до 1980 года.

К 1965-1966 году относится пик развертывания в СССР ракет средней дальности СС-4 и СС-5, большинство из которых были нацелены на объекты в Западной Европе. Как отмечается, размещение этих ракет заметно повлияло на общую обстановку в мире.

Именно в КБ М.К.Янгеля в 60-х годах начинаются работы по созданию первых, полностью мобильных баллистических ракет. Одну из новых баллистических ракет сделали комбинированной: первая ступень работала на твердом топливе, вторая - на жидком. В целом новая ракета обладала рядом ценных новшеств и пионерских решений... Новинкой подвижного комплекса стал транспортно-пусковой контейнер, прямо из которого стартовала ракета. Тогда же был применен и так называемый "минометный старт": ракета вылетала из контейнера, как пробка из бутылки шампанского, а ее двигатели запускались уже в полете. Решение Янгеля М.К. о переходе на такой тип старта было настолько новым и необычным, что многим казалось рискованным. В США подобную задачу решили только через пять лет. Данный комплекс предвосхитил появление других подвижных комплексов, в частности железнодорожного.

С середины 60-х в КБ "Южное" начинается новый этап - проектирование и создание МБР четвертого поколения - РС-16 (СС-17) и РС-20 (СС-18). Ракеты нового поколения обладали более высокой точностью, оснащались боеголовками индивидуального наведения, имели высокую степень выживаемости и технику так называемого "холодного" запуска с возможностью перезарядки пусковой установки. В самом начале разразился настоящий дискуссионный ураган - у этого проекта была масса противников. Даже давний соратник Янгеля, главный конструктор шахтных пусковых установок Е.Г.Рудяк, и тот доказывал несостоятельность проекта: "Подбросить, как яблоко, жидкостную махину весом более двухсот тонн - это чистейший абсурд". Янгель этот "абсурд" претворил в реальность. Правда, ему пришлось расстаться с отдельными скептиками, в том числе и с прекрасным конструктором Е.Г.Рудяком. "Я не знал, что Янгель способен творить чудеса, - впоследствии чистосердечно признался Евгений Георгиевич. - Никогда не предполагал, что этот человек, перенесший три инфаркта, обладает такой силой и мужеством, когда отстаивает новое в технике". Американцы, узнав о новой ракете, окрестили ее "сатаной".

В 1988 году на ракетах СС-18 располагалась почти половина всех боеголовок, размещенных на межконтинентальных баллистических ракетах в РВСН. В Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений, подписанном 31 июля 1991 года между СССР и США имелся специальный пункт, согласно которому Советский Союз вдвое сокращал количество тяжелых баллистических ракет СС-18. Американцы давно мечтали о ликвидации СС-18, так как это была единственная система, обеспечивающая "ассиметричный ответ"(с нашей стороны), даже при наличии у Америки СОИ. Только сотня таких ракет, по оценкам экспертов США, способна вывести на орбиту не только 1000 боеголовок индивидуального наведения большой мощности, но также и 100 тысяч ложных целей.

СС-18 внесена в "Книгу рекордов Гиннесса" как "самая мощная межконтинентальная баллистическая ракета в мире". Технические решения, воплощенные в этой ракете, признаны классикой боевого ракетостроения.

СС-18 стала последней работой Михаила Кузьмича Янгеля. 25 октября 1971 года, в день своего 60-летия, сердце великого ракетчика остановилось навсегда.

Энциклопедическая справка
ЯНГЕЛЬ Михаил Кузьмич (1911-1971) - советский ученый, конструктор в области ракетно-космической техники, академик АН СССР (1966), дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961)... В 1937 окончил МАИ им. С. Орджоникидзе. Работал в КБ Н. Н. Поликарпова (до 1944); принимал участие в разработке истребителей И-16, И-17, двухмоторного истребителя для сопровождения дальних бомбардировщиков и других самолетов. С 1944 работал в КБ Ар. И. Микояна и В. М. Мясищева. В 1950 окончил Академию авиационной промышленности; в 1952-54 директор НИИ. С 1954 главный конструктор КБ. Янгель создал новое направление и свою школу в разработке ракет и КА различного назначения, внес существенный вклад в развитие международного сотрудничества социалистических стран в области спутниковых исследований, а также в изучение верхней атмосферы и околоземного космического простринства по программе "Космос". Золотая медаль им. С. П. Королева АН СССР (1970)... Депутат Верховного Советта СССР 7-8-го созывов. Ленинскоя премия (1960), Государственная премия СССР (1967). Награжден 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, медалями. В Усть-Илимске установлен бронзовый бюст Янгелю. В Нижне-Илимске сооружен памятник ученому, его имя носит Харькосткий институт радиоэлестроники. Федероция космонавтики СССР учредила медаль его имени. Его имя носят улицы в Москве, Киеве. Днепропетровске и других городах. Именем Янгеля назван кратер на Луне.

Я́нгель Михаил Кузьмич (1911, деревня Зырянова, ныне в Нижнеилимском районе Иркутской области, -1971, Москва), конструктор ракетно-космических систем, академик АН СССР (1966), Герой Социалистического Труда (1959, 1961). Окончил Московский авиационный институт (1937). В 1936-44 в ОКБ Н.Н. Поликарпова, в 1944-48 в ОКБ Ар.И. Микояна и В.М. Мясищева. В 1950 окончил Академию авиационной промышленности. В 1952-54 директор НИИ. С 1954 главный конструктор. Создал новое направление и свою школу в разработке ракет и ракет-носителей различного назначения. Ленинская премия (1960), Государственная премия СССР (1967). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Янгеля названа улица (улица Академика Янгеля) в Чертанове. На здании МАИ - мемориальная доска.

  • - духовный писатель, воспитанник Казанской академии, откуда в 1861 г. был уволен вследствие прикосновенности к делу о панихиде по казненном в с. Бездне...

    Биографический словарь

  • - А что добрый Наш Льсан Алексаныч? - Вон - ангелом! - Федор // Кузьмич? - На канале: По красные щеки Пошел...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - Генеральный директор страховой компании "Самара-АСКО" с 1996 г.; родился 7 августа 1945 г. в г. Куйбышев...
  • - стрелок-радист, полный кавалер ордена Славы, гвардии старшина...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - ст. спец. по сельск.-хоз. Сарат. упр. земл. и гос. им. 1913 г., авт. агрономич. брошюр...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. 1918, ум. 1976. Поэт. Произведения: "Сердцебиение" , "Рабочий день" , "Необходимость" , "Пять книг" и др. Дважды лауреат Государственной премии СССР...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - ординарный профессор Харьковского Университета...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - спец. в обл. совр. зап. филос.; канд. филос. наук. Род. в Ленинграде. Окончил филос. ф-т МГУ и асп. ИФ АН СССР...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Первый заместитель председателя Высшего арбитражного суда РФ, заслуженный юрист РФ; родился 1 января 1943 г. в с. Степное Куртамышского района Курганской области...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. 1911, ум. 1971. Конструктор ракетно-космической техники. Создатель ракет, в т. ч. ракет средней дальности Р-12 и Р-14, межконтинентальной ракеты Р-16 и др. Дважды Герой Социалистического Труда...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Ветошкин, Михаил Кузьмич, советский государственный и партийный деятель, историк. Член Коммунистической партии с 1904. Родился в семье рабочего...
  • - русский советский поэт. Член КПСС с 1942. Родился в семье служащих. Работал на Сталинградском тракторном заводе. Печатается с 1935...

    Большая Советская энциклопедия

  • - русский поэт. В поэмах, сборниках "Сердцебиение" , "Необходимость" , "Пять книг" - темы войны, труда, любви. Государственная премия СССР...
  • - российский конструктор ракетно-космической техники. Академик АН СССР и АН Украины, дважды Герой Социалистического Труда. Под руководством Янгеля разработаны ракеты различного назначения...

    Большой энциклопедический словарь

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 кузьма...

    Словарь синонимов

"Янгель Михаил Кузьмич" в книгах

Кузьмич

Из книги Чёрная кошка автора Говорухин Станислав Сергеевич

Кузьмич Кузьмич. Губернатор Пензенской области, Василий Кузьмич Бочкарев.Простоватый, хитрый, но умный и до жути обаятельный. Ездим с ним по области; он костерит на чем свет стоит федеральную власть, ну и, конечно, нас, депутатов.- Пока мы с этой… (тут многоточие)

Янгель выполняет взятые обязательства

Из книги Янгель: Уроки и наследие автора Андреев Лев Вячеславович

Янгель выполняет взятые обязательства Итак, на днепропетровский ракетный центр было возложено проектирование и изготовление ракетного блока лунного корабля, получившего название "блок Е". Лунный корабль должен был осуществлять посадку на Луну с одним космонавтом на

КУЗЬМИЧ

Из книги Опознать отказались автора Мезенцев Борис Алексеевич

КУЗЬМИЧ С Николаем мы встретились возле хлебозавода. Я шел к Залогиной за радиолампами, а он к подпольщику Виктору Парфимовичу, дом которого находился недалеко от городской больницы. Настроение у Николая было радостное:- Ты читал «Как закалялась сталь»?Я удивленно

Кузьмич

Из книги Сотрудник уголовного розыска автора Яковлев Геннадий Павлович

Кузьмич Старшему оперуполномоченному уголовного розыска Динского райотдела милиции Михаилу Кузьмичу Лукьянову за пятьдесят. В милиции он четверть века. Голова белехонька. А кажется, совсем недавно волосы блестели, как крыло грача. И звали его - Миша. Теперь называют

Из книги Ракеты и люди. Лунная гонка автора Черток Борис Евсеевич

Фото 6. В.П. Глушко (слева) и М.К. Янгель

Фото 20. Михаил Кузьмич Янгель

Из книги Ракеты и люди. Фили-Подлипки-Тюратам автора Черток Борис Евсеевич

Фото 20. Михаил Кузьмич Янгель Михаил Кузьмич Янгель

Кузьмич

Из книги Германский вермахт в русских кандалах автора Литвинов Александр Максимович

Кузьмич Разбирая руины и руша остатки стен, немцы должны были глыбы кирпичные не просто разбить-расколоть на куски поменьше, а умудриться разделить те куски или глыбы на отдельные кирпичи, очистить их от старого раствора, вынести из руин на площадку и в штабели сложить по

РЫКЛИН Михаил Кузьмич (р. 1948)

Из книги Новейший философский словарь. Постмодернизм. автора Грицанов Александр Алексеевич

РЫКЛИН Михаил Кузьмич (р. 1948) - русский философ. С 1984 - старший научный сотрудник Института философии РАН. В 1991 - 1992 - ст. преп. Высшей школы социальных наук (Париж), приглашенный профессор Калифорнийского университета (Сан-Диего, США, 1993). Кандидат философских наук (1978): Из книги Техника и вооружение 2013 05 автора

Янгель работает на нас История ракеты Р-16 Станислав ВоскресенскийКрупнейшая катастрофа в истории мировой ракетной техники и космонавтики, случившаяся 24октября 1960 г. входе предстартовой подготовки ракеты Р-16, многократно описывалась на протяжении десятилетий,

Янгель Михаил Кузмич родился в селе Зыряново Иркутской губернии. Окончил (1937 г.) и Академию авиационной промышленности (1950 г.). До 1948 г. Работал в Конструкторском бюро Н. Н. Поликарпова . 1950-1954 гг - начальник отдела Научно-исследовательского института ракетной техники. С 1954 г. - начальник и главный конструктор СКБ "Южное" (Днепропетровск).
Под его руководством и при участии создано несколько классов и поколений стратегических боевых ракет, в том числе одно-и двухступенчатые ракеты на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления первого поколения, двухступенчатые ракеты с дальностью полета свыше 11 тыс. км и сложными решениями боевых задач, ампулизована жидкостная ракета со сроком пребывания в заправленном состоянии более пяти лет, а также твердотопливные ракеты с высокими технико-тактическими характеристиками. При проектировании боевых ракет предусматривалось использование их и как носителей космических аппаратов, что привело к появлению искусственных спутников Земли, таких как "Космос", "Циклон", "Зенит". Создал научно-конструкторскую школу.
В начале 1950-х годов, после перепрофилирования Днепропетровского автомобильного завода , которому поручалось наладить серийное производство ракет, разработанных школой С. П. Королева: Р-1, Р-2, а позже - Р-5, было создано самостоятельное проектно-конструкторское предприятие - Особое конструкторское бюро (ОКБ), главным конструктором которого был назначен М. К. Янгеля. На нем было предложено разработку нового изделия - 8К63 - ракеты на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления. С этого момента значительными темпами рос численный состав ОКБ, развивалось экспериментальное производство и создавалась экспериментально-лабораторная база. У Конструкторского бюро С. П. Королева появился серьезный конкурент, который избрал существенно новое направление - создание жидкостных ракет на новых компонентах топлива, а также разработку автономных систем управления , обеспечивающих полет ракеты без влияния извне.
В 1959 г. ракету с новой системой управления были приняты на вооружение с возможностью применения как при наземном, так и шахтному типах старта. На ее основе в СССР был создан новый род войск - ракетные войска стратегического назначения. Лишь в июле 1989 г. была снята с вооружения в связи с заключением договора о ликвидации ракет средней и малой дальности.
Создание первой стратегической ракеты, которая воплотила в реальность
новое направление в ракетной технике, дало жизнь новой проектно-конструкторской организации ОКБ-586 (с 1966 года - КБ "Южное"), а также новой научно-конструкторской школе в ракетостроении - школе М. К. Янгеля. В последующие годы, развивая взят направление, в школе создается ряд новых образцов баллистических ракет дальнего действия на высококипящих компонентах топлива, конструктивно и технологически еще более совершенных, с высокими эксплуатационными и энергетическими характеристиками: 8К65У, или Р-14 (СС-7) с дальностью 4000 км, весом головной части 2200 кг и стартовой весом 85 т, а также 8К64, или Р-16 (СС-7) с дальностью свыше 8000 км, весом головной части 2200 кг, стартовой весом 150 т (первая отечественная двухступенчатая ракета на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления).
Работа над ракетой Р-16 продолжалась, и в 1963 г. она была принята на вооружение. Создание первого поколения боевых ракет на высококипящих компонентах топлива было завершено.
Главным направлением разработки ракетных комплексов второго поколения стало обеспечение их живучести и возможность наращивать количество комплексов на вооружении. Применение новой топливной пары (несимметричный диметилгидразин и азотный тетраксид) и ампулизация систем позволили удерживать ракету в заправленном состоянии 5-10 лет, то есть все время эксплуатации. Это давало возможность исключить заправочные системы из состава шахтных пусковых установок, а сами установки разнести на значительное расстояние друг от друга. Такие "одиночные старты" имели гораздо больше шансов уцелеть в случае ядерного нападения.
Базовой ракетой этого поколения стала межконтинентальная многоцелевая ракета тяжелого класса 8К67, или Р-36 (СС-9) . На ее базе впервые в мировой практике был создан ракета с разделяющейся головной частью (8К67П), и ракету 8К69, или Р-36 (СС-9) с орбитальной головной частью - тоже впервые в мировой практике. На переговорах о сокращении стратегических вооружений США требовали уничтожить в первую очередь именно эти ракеты - ведь они были практически неуязвимы для средств противоракетной обороны США.
Уникальная система ПРО США была предназначена для дальнего обнаружения мижконтинентальных баллистических ракет была сориентирована на север, на высоту орбиты 1300 км. Орбитальную главную часть, которая появлялась с противоположной стороны на низкой орбите (120 км), обнаружить было практически невозможно. Наличие на вооружении этой ракеты заставила США начать переговоры об ограничении стратегических вооружений, в результате которых США прекратили работы по развертыванию системы ПРО "Сейфгард". Комплекс 8К69 были сняты с вооружения в 1983 г.
Таким образом с созданием и развертыванием ракет второго поколения был достигнут паритет в области стратегических вооружений, и это стало основой для начала переговорного процесса. Коллектив разработчиков этих ракет в КБ "Южное" (это название ОКБ-586 получило в 1966 г.) за это время вырос до крупнейшего в области специализированного головного проектно-конструкторского предприятия и превратился в научно-конструкторскую школу М. К. Янгеля, доказавшая, что ей по силам выполнение любого задания по созданию образцов новой техники.
М. К. Янгель рано ушел из жизни - сверхчеловеческие перегрузки, стрессы дали о себе знать. Сердце остановилось 25 октября 1971, в день 60-летия ученого. Ученикам М. К. Янгеля пришлось завершать разработку начатых им ракетных комплексов третьего и четвертого поколений (1969 - конец 80-х годов). При разработке этих комплексов был использован ряд революционных решений, включая применение систем управления на базе бортовых цифровых вычислительных машин как единственное направление, способное обеспечить создание разделяемых многоэлементных головных частей, а также реализацию гибких схем эксплуатации комплексов, средства преодоления ПРО, внедрение так называемого минометного старта . Создание нового типа старта, мобильного для изделий легкого класса потребовало перехода к применению твердотопливных двигателей. И эта задача была решена.
Развертывание комплексов четвертого поколения было ответом на создание в США ракеты МХ и стало надежной основой для ведения переговоров по выработке нового соглашения о 50-процентном сокращении стратегических вооружений. Как ни парадоксально, но получалось, что, повышая эффективность стратегических сил, создавая новое вооружение, ракетчики янгелевской школы одновременно создавали основу для замедления гонки вооружений, свертывание целых классов вооружений. Так, создание главных частей которые разделялись, и средств преодоления ПРО противника стало технической основой свертывания американской стороной программ разработки наземного эшелона ПРО "Сейфгард" и заключение договора по ПРО 1972 г. , значение которого трудно переоценить.
На базе боевых ракетных коплекс еще в 50-е годы янгеливцы начали разрабатывать ракеты-носители для искусственных спутников Земли. На криогенных компонентах была создана вторая ступень для ракеты Р-12 . Так появился космический носитель "Космос", который показал высокую надежность и целесообразность использования существующей, отработанной военной техники. За ним было создано носители: самый массовый и самый дешевый для запуска космических аппаратов серии "Космос", "Интеркосмос", созданный на базе Р-14 , "Циклон" с автоматизированным стартом - базовый программы "Сич". Гордостью коллектива стала ракета-носитель "Зенит", для которой характерна точность выведения на орбиту, превосходящей точность зарубежных носителей, высокая надежность, уровень автоматизации работ на стартовом комплексе, экологическая чистота. Грузоподъемность "Зенита" составляет 13740 кг. Неудивительно, что до этого носителя проявляют большой интерес зарубежные фирмы.
Школой М. К. Янгеля вскормлено яркое созвездие выдающихся ученых-конструкторов, специалистов мирового уровня, талантливых руководителей отрасли, государственных деятелей. Среди них Л. Кучма, А. Негода, С. Конюхов, Ю.

Кто-то из высоких руководителей приглядел его (Янгеля), когда он после работы в авиационной промышленности оканчивал годичный курс Промышленной академии , и порекомендовал Устинову взять его в резерв на дальнейшее выдвижение. Янгель стал начальником отдела N 5 нового ОКБ-1 , его замом был назначен Черток Б.Е. .Через год Янгель был переведен на должность заместителя главного конструктора. В числе прочих вопросов Королев поручил ему конструкторский контроль за серийным производством Р-1 и Р-2 в Днепропетровске .

Ссылки:
1. Нападки на "астронавигацию", Черток уходит к Королеву
2. Успешный пуск Р-16, постановка ее на боевое дежурство
3. Выступление Устинова по поводу создания орбитальных станций
4. Челомей Владимир Николаевич (1914-1984)
5. Ракетные комплексы "земля-земля"
6. Итоги 1960-го года для ОКБ-1
7. Обсуждения направлений ОКБ-1, конфликты между ракетчиками 1958
8. История разработок стратегического ракетного оружия СССР
9. Лунная эпопея
10. Жертвы катастрофы ракеты Р-16
11. Советская космонавтика не поспевает за политикой
12. Крылов Николай Иванович
13. Совещание по программе пусков ракеты-носителя Н1
14. Межпланетные полеты в политическом и техническом плане в 1960 г.
15. Пилотируемый облет Луны "Аполлоном-8" и реакция на него ВПК 1968
16. Планы Глушко-Янгеля по развитию ракетных вооружений и космонавтоки
17. Обстановка с запуском Р-7 накаляется
18. Недостатки Р-7, как боевой ракеты, постановление о создании Р-9
19. Р-36 (8К67) ракета Янгеля 1963
20. Первый заезд на Тюратам (впоследствии Бойконур) 1957 г.
21.

"Так случилось, что при его жизни о нем вообще ничего не писали, а после смерти - куда меньше, чем он того заслуживал." Я. Голованов.

"Эпитеты с превосходными степенями: талантливый, выдающийся, гениальный - шокируют воображение, но мало говорят по сути. Высшие награды и почетные звания скорее усиливают, чем рассеивают туман вокруг человека, имя которого носит пик на Памире, кратер на Луне, Малая планета". В.Платонов.

"С его именем связано возникновение принципиально нового направления в области ракетостроения. ... Очень важно отметить то, что Янгель обладал замечательной способностью не только выдвигать новые оригинальные идеи, но также воплощать их в конкретные конструкторские разработки и доводить до завершающего этапа - серийного выпуска" . Академик Б.Н.Петров

"Скажем прямо: он обладал гораздо более глубоким талантом, чем было принято считать в его время и чем считают сейчас". М.Кузнецкий.

М.К. Янгель родился 25 октября (по новому стилю) 1911 года в Сибири в д. Зырянова (ныне - Иркутская область). В 1926 году, после окончания шестого класса Янгель уезжает в Москву, где в то время учится его старший брат Константин. Работает на ткацкой фабрике и одновременно учится в фабрично-заводском училище. В 1931 году поступает в Московский авиационный институт. После окончания с отличием института в 1937 году направляется в конструкторское бюро Поликарпова Н.Н., "короля истребителей" тех лет. Является помощником главного конструктора. В 1938 году направлен в длительную командировку на авиационные заводы в США. Во время войны Янгель М.К. работает на одном из авиазаводов в Новосибирске. После войны - в КБ известных авиаконструкторов А.Микояна и В.Мясищева.

1948-1950 - учеба в Академии авиационной промышленности.

1951 - Михаил Кузьмич становится одним из заместителей С.П. Королева.

1952 , май - назначен директором Центрального научно-исследовательского института по ракетной технике, в состав которого входили ряд научно-исследовательских отделов, опытный завод, два филиала, экспериментальные цеха и более десяти КБ, в том числе конструкторское бюро Королева С.П.

1954, апрель - М.К. Янгель - главный конструктор особого конструкторского бюро в Днепропетровске.

1957, 22 июня - первое и успешное испытание первой янгелевской ракеты средней дальности Р-12 (по американской терминологии СС-4). Эта ракета имела много новых конструктивных достижении: применялись новые компоненты топлива, был принят ряд новых решений в системе управления ракеты, в конструкции испытательного оборудования и устройств для подготовки и пуска. Новые решения позволили обеспечить большую дальность полета (до 2000 км). Кроме того, и это было чрезвычайно важно, новые компоненты топлива для ракеты позволили разработать и в дальнейшем распространить во всей серии будущих боевых ракет принципиально новое решение - хранение ракет в постоянной боевой готовности в шахтных пусковых установках, что значительно повышало защищенность ракетных комплексов.

1959 - установка СС-4 на боевых позициях. Первые советские ракеты, развернутые в большом количестве.

1960, июнь - успешные испытания на полигоне следующей системы янгелевского КБ - ракеты промежуточной дальности Р-14 (СС-5).

В мае 1959 года вышли в свет два постановления правительства: одно - о разработке межконтинентальной ракеты Р-16 в КБ М.К. Янгеля, другое - о разработке Р-9 в ОКБ С.П. Королева. Янгелевская Р-16 обладала рядом преимуществ: во-первых, она заправлялась новыми компонентами топлива, что давало ей возможность находиться в заправленном состоянии до тридцати суток, а затем и более, во-вторых, ракета имела автономную систему управления, приводящую Р-16 к цели без всякой связи с Землей, в-третьих, она была проще в эксплуатации. Но главное преимущество ракеты Р-16 - это надежность и более высокая боевая готовность. К тому же Янгель опередил Королева на два года. И в дальнейшем Р-16 составила основу Ракетных войск стратегического назначения.

1960, 24 октября - во время выполнения предстартовых работ, примерно за 15 минут до намеченного первого испытательного пуска ракеты Р-16 (СС-7), первой межконтинентальной ракеты Янгеля М.К., произошел несанкционированный запуск двигателей второй ступени и ракета взорвалась на стартовой площадке. Расходившиеся на расстояние 100-120 метров от центра старта концентрические волны огненного смерча с большой скоростью поглощали все живое. В огненном аду сразу же сгорели 76 человек, среди них - командующий Ракетными войсками маршал М.Неделин, большая группа ведущих специалистов янгелевского КБ. Впоследствии в госпиталях из-за ожогов и отравлений скончалось еще 16 человек. Сам Янгель и еще несколько человек, отошедших в сторону покурить, чудом остались живы. Михаил Кузьмич очень тяжело перенес случившуюся трагедию.

1961, 21 февраля - первый успешный запуск СС-7. 1962, октябрь - попытка СССР разместить на Кубе 24 пусковые установки ракет СС-4 и 16 пусковых установок ракет СС-5 привела к возникновению Карибского кризиса. До разрешения кризиса 28 октября 1962 г. в полную боевую готовность были приведены, как полагали американцы, 20 из 24 пусковых установок ракет СС-4. СС-5 предполагалось развернуть в декабре.

Пожалуй, впервые в своей истории США оказались практически полностью беззащитными перед новым оружием. Америка была в шоке. Военные предлагали президенту Дж. Кеннеди немедленно начать бомбардировку Кубы. Более двухсот американских кораблей осуществляло блокаду острова. Мир находился на грани новой войны. К счастью, руководителям двух сверхдержав, Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущеву, удалось достичь разрешения весьма серьезного противостояния мирным путем.

1965 - принятие на вооружение новой МБР Р-36 (СС-9), ракеты третьего поколения, на тот момент самой мощной боевой ракеты в мире, Впоследствии ее оснастили разгонной ступенью и получилась весьма эффективная ракета, получившая название глобальной. Председатель Госкомиссии по янгелевской глобальной ракете Ф.П. Тонких: "США создают систему ПРО (противоракетная оборона) "Сейфгард" от русских ракет с севера. Янгель как стратег, который не может взять сильную группировку противника в лоб, создает ракету, способную обойти ПРО США с юга. Американцы, наверное, думали, что мы не сумеем найти контрмеры, тем более создать глобальную ракету. Однако Янгель опроверг их прогнозы". Всего в период между 1965 и 1974 годом было развернуто 288 ракет СС-9 всех типов, состоявших на вооружении вплоть до 1980 года.

К 1965-1966 году относится пик развертывания в СССР ракет средней дальности СС-4 и СС-5, большинство из которых были нацелены на объекты в Западной Европе. Как отмечается, размещение этих ракет заметно повлияло на общую обстановку в мире.

Именно в КБ М.К.Янгеля в 60-х годах начинаются работы по созданию первых, полностью мобильных баллистических ракет. Одну из новых баллистических ракет сделали комбинированной: первая ступень работала на твердом топливе, вторая - на жидком. В целом новая ракета обладала рядом ценных новшеств и пионерских решений... Новинкой подвижного комплекса стал транспортно-пусковой контейнер, прямо из которого стартовала ракета. Тогда же был применен и так называемый "минометный старт": ракета вылетала из контейнера, как пробка из бутылки шампанского, а ее двигатели запускались уже в полете. Решение Янгеля М.К. о переходе на такой тип старта было настолько новым и необычным, что многим казалось рискованным. В США подобную задачу решили только через пять лет. Данный комплекс предвосхитил появление других подвижных комплексов, в частности железнодорожного.

С середины 60-х в КБ "Южное" начинается новый этап - проектирование и создание МБР четвертого поколения - РС-16 (СС-17) и РС-20 (СС-18). Ракеты нового поколения обладали более высокой точностью, оснащались боеголовками индивидуального наведения, имели высокую степень выживаемости и технику так называемого "холодного" запуска с возможностью перезарядки пусковой установки. В самом начале разразился настоящий дискуссионный ураган - у этого проекта была масса противников. Даже давний соратник Янгеля, главный конструктор шахтных пусковых установок Е.Г.Рудяк, и тот доказывал несостоятельность проекта: "Подбросить, как яблоко, жидкостную махину весом более двухсот тонн - это чистейший абсурд". Янгель этот "абсурд" претворил в реальность. Правда, ему пришлось расстаться с отдельными скептиками, в том числе и с прекрасным конструктором Е.Г.Рудяком. "Я не знал, что Янгель способен творить чудеса, - впоследствии чистосердечно признался Евгений Георгиевич. - Никогда не предполагал, что этот человек, перенесший три инфаркта, обладает такой силой и мужеством, когда отстаивает новое в технике". Американцы, узнав о новой ракете, окрестили ее "сатаной".

В 1988 году на ракетах СС-18 располагалась почти половина всех боеголовок, размещенных на межконтинентальных баллистических ракетах в РВСН. В Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений, подписанном 31 июля 1991 года между СССР и США имелся специальный пункт, согласно которому Советский Союз вдвое сокращал количество тяжелых баллистических ракет СС-18. Американцы давно мечтали о ликвидации СС-18, так как это была единственная система, обеспечивающая "ассиметричный ответ"(с нашей стороны), даже при наличии у Америки СОИ. Только сотня таких ракет, по оценкам экспертов США, способна вывести на орбиту не только 1000 боеголовок индивидуального наведения большой мощности, но также и 100 тысяч ложных целей.

СС-18 внесена в "Книгу рекордов Гиннесса" как "самая мощная межконтинентальная баллистическая ракета в мире". Технические решения, воплощенные в этой ракете, признаны классикой боевого ракетостроения.

СС-18 стала последней работой Михаила Кузьмича Янгеля. 25 октября 1971 года, в день своего 60-летия, сердце великого ракетчика остановилось навсегда.

Энциклопедическая справка
ЯНГЕЛЬ Михаил Кузьмич (1911-1971) - советский ученый, конструктор в области ракетно-космической техники, академик АН СССР (1966), дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961)... В 1937 окончил МАИ им. С. Орджоникидзе. Работал в КБ Н. Н. Поликарпова (до 1944); принимал участие в разработке истребителей И-16, И-17, двухмоторного истребителя для сопровождения дальних бомбардировщиков и других самолетов. С 1944 работал в КБ Ар. И. Микояна и В. М. Мясищева. В 1950 окончил Академию авиационной промышленности; в 1952-54 директор НИИ. С 1954 главный конструктор КБ. Янгель создал новое направление и свою школу в разработке ракет и КА различного назначения, внес существенный вклад в развитие международного сотрудничества социалистических стран в области спутниковых исследований, а также в изучение верхней атмосферы и околоземного космического простринства по программе "Космос". Золотая медаль им. С. П. Королева АН СССР (1970)... Депутат Верховного Советта СССР 7-8-го созывов. Ленинскоя премия (1960), Государственная премия СССР (1967). Награжден 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, медалями. В Усть-Илимске установлен бронзовый бюст Янгелю. В Нижне-Илимске сооружен памятник ученому, его имя носит Харькосткий институт радиоэлестроники. Федероция космонавтики СССР учредила медаль его имени. Его имя носят улицы в Москве, Киеве. Днепропетровске и других городах. Именем Янгеля назван кратер на Луне.