Минимальный численный состав местной религиозной организации. Особенности религиозных организаций. Смотреть что такое "Местная религиозная организация" в других словарях

Религиозные организации: понятие и виды.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Российской Федерации в порядке, установленном действующим законодательством.

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не вправе препятствовать участию военнослужащих в богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в РФ вправе объявить религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Такими праздничными днями объявлены, например, Рождество Христово, ряд мусульманских религиозных праздников.

Религиозные организации вправе производить, приобретать, эксплуатировать, тиражировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения; осуществлять благотворительную и культурно-просветительскую деятельность; создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки слушателей и религиозного персонала; осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан.

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей.

Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Согласно этому Закону религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности, юридического лица. Помещение и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религия в дословном переводе с латинского означает благочестие, совестливость, богопочитание. Ее идеи доносятся до масс с помощью основных религиозных организаций. Их понятие, сущность и виды будут рассмотрены в рамках данной статьи.

Понятие о религиозных организациях

ФЗ «О свободе совести...» говорит о том, что у нас государство светское и оно полностью отделено от данных экономических субъектов.

Религиозная организация — это объединение различных физических лиц на добровольной основе, которые находятся на территории РФ постоянно и законно, создаваемое для совместного исповедания, а также распространения своего вероучения после регистрации в качестве юридического лица.

Вмешательство государства в деятельность рассматриваемых хозяйствующих субъектов

Предполагается, что государство не возлагает на данные хозяйствующие субъекты выполнение функций исполнительных органов власти, не может вмешиваться в их деятельность, если она не противоречит действующему законодательству, не может создавать религиозные объединения в различных государственных учреждениях и воинских частях, а также не может вводить предметы религиозной направленности в любых образовательных учреждениях, кроме частных.

Однако оно может оказывать помощь в реставрации, в передаче зданий и сооружений с земельными участками и имуществом, относящимися к ним, религиозным объединениям, а также способствовать охране различных архитектурных и исторических памятников, их содержанию. Помимо этого, государство может им предоставлять различные льготы.

Таким образом, религиозная организация — это такое юридическое лицо, которому может оказывать некоторую помощь государство, однако она носит ограниченный характер, и любая другая из них, кроме тех, которые перечислены выше, являются незаконной.

Обязанности рассматриваемых субъектов

Религиозные объединения должны соблюдать принцип отделения от государства, не возлагая на себя функции государственных органов, не принимать участие в различных выборных кампаниях.

За систематические и грубые нарушения законодательства и целей, ради которых данные организации создаются, по решению суда религиозная организация может быть ликвидирована.

При изложении статьи уже неоднократно упоминались не только первые, но и последние субъекты. И если с первым мы немного разобрались, то со вторым понятием нам еще предстоит познакомиться.

Итак, религиозное объединение — это по своей сути та же религиозная организация, но последняя является одним из видов первой. То есть объединение — это целое, а организация — это часть. Вторым видом могут являться религиозные группы.

Последние отличаются от организаций тем, что они не являются юридическими лицами. Религиозные группы были введены с той целью, чтобы лимитировать создание в нашей стране новых движений и сект, которые никогда не были представлены в нашем государстве.

Следовательно, если отбросить последние, то религиозные организации и объединения представляют собой одно и то же.

ФЗ «О свободе совести...» выбрал территориальный критерий для классификации рассматриваемых субъектов. Согласно ему, последние подразделяются на централизованные и местные.

В нашей стране функционируют следующие из первого вида: РПЦ, Союз христиан веры евангельской, Российский союз адвентистов седьмого дня и другие.

Местной религиозной организацией является такая, которая имеет в своем составе не менее 10 совершеннолетних участников, проживающих на близко расположенных территориально пространствах, что позволяет им периодически встречаться для осуществления соответствующих церемоний и обрядов. К этому виду относятся приходы, монастыри, общины милосердия и братства РПЦ. Учредителями местных организаций могут быть только граждане России, а участниками - любые законно и постоянно проживающие лица. В них могут присутствовать такие органы правления, которые не предусматривают единоличного вмешательства учредителя в его дела. В эти органы иностранцы могут входить.

Централизованную религиозную организацию могут учредить от трех местных одного вероисповедания. Их можно охарактеризовать как центры определенной религии и религиозных организаций, относящихся к местным. Они координируют деятельность последних.

Некоторые исследователи считают, что территориальный признак к централизованным организациям не совсем относится, поскольку в их состав могут входить местные хозяйствующие субъекты, расположенные как в одном, так и в разных субъектах федерации. Они предлагают выделять виды религиозных организаций по учредителям, и для этого предлагают создать религиозные организации, которые могут создаваться централизованными. Но для этого необходимо изменить законодательство в части формулировки. По их мнению она должна выглядеть следующим образом: «Религиозная организация — это некоммерческий экономический субъект, создаваемая физическими или юридическими лицами...» (далее предлагается сохранить существующий текст).

Деятельность местных хозяйствующих субъектов в сфере религии

Она должна существовать на определенной территории от 15 лет. Об этом выдается подтверждение местными органами самоуправления. Помимо последнего, оно может носить характер подтверждения о вхождении в структуру централизованного хозяйствующего субъекта того же вероисповедания.

В ее наименовании должна быть указана вера. Деятельность религиозной организации подтверждается каждый год. Как и таковая у любого юридического лица, ее деятельность основана на Уставе, утверждаемом учредителями или централизованной, к которой она принадлежит.

Госрегистрация может занимать от 1 месяца до полугода. Больший срок может быть определен в том случае, если принимается решение о необходимости проведения религиоведческой экспертизы.

Данная организация может:

  • самостоятельно производить либо приобретать как в стране, так и за рубежом различные предметы религиозного назначения;
  • учреждать благотворительные организации для осуществления соответствующей деятельности;
  • создавать иные предприятия;
  • вести предпринимательскую деятельность.

В ее собственности могут находиться различные основные фонды, денежные средства, имущество, в том числе за границей. На то из него, которое предназначено для осуществления богослужения, взыскание по кредиторским претензиям не может быть наложено.

Данная организация может быть ликвидирована, но не может быть реорганизована.

Ликвидация проводится по решению учредителей или уполномоченного по Уставу органа, а также по судебному решению в случае нарушения законодательства. Однако внести представления в суд о произведении данного действия в отношении юридического лица могут органы местного самоуправления, прокуратуры и госрегистрации. Процедура ликвидации в целом совпадает с таковой у других юрлиц.

Основные отличия в деятельности централизованного хозяйствующего субъекта

Последний при действии его структур на территории нашей страны в течение как минимум 50 лет до времени обращения в регистрирующие органы с заявлением о госрегистрации, может использовать в своем наименовании слово Россия, а также производные от него.

Централизованность организации не означает ее обязательного места нахождения в каком-либо административном центре. Главное условие ее создания - чтобы учредителями были не менее трех местных религиозных хозяйствующих субъекта, а располагаться она может где угодно.

Русская Православная Церковь

Рассмотрим деятельность РПЦ как православной религиозной организации централизованного типа. Она включает в себя все местные хозяйствующие субъекты данного вероисповедания. Ее юрисдикция распространяется не только на православных РФ, но и проживающих на территории бывшего СССР, а также Японии, других стран, добровольно входящих в нее.

Высшими органами управления являются Архиерейский и Поместный Соборы, Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси.

У нее есть свой исполнительный (Высший церковный совет) и судебный орган, осуществляющий слушание церковных дел в закрытых заседаниях.

Местными церквями являются епархии, которые возглавляют архиереи. Несколько епархий могут составлять митрополии, а также Митрополичьи округа, Экзархаты (по национально-региональному принципу). В состав Московского патриархата входят автономные и самоуправляемые церкви.

В заключение

Таким образом, религиозная организация — это основная часть такого объединения, которое имеет статус юридического лица. Она может быть местной (при нахождении на определенной близко расположенной территории) или централизованной (образуемой как минимум тремя местными). Их деятельность похожа на таковую у других юридических лиц. Организационно-управленческая структура во многом похожа на светские учреждения, а у таких централизованных организаций как РПЦ даже напоминает государственную. В некоторых случаях в деятельности рассматриваемых хозяйствующих субъектов помощь может оказывать государство, но в основном его деятельность в религии и религиозных организаций разграничена.

Статья 6. Религиозные объединения

1. Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

    вероисповедание;

    совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

    обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

2. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

3. Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.

4. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Статья 7. Религиозная группа

1. Религиозной группой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

2. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.

3. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Статья 8. Религиозная организация

1. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

2. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

3. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

4. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

5. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них.

6. Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.

7. Органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмотрении указанных вопросов.

8. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

9. Религиозная организация обязана ежегодно информировать зарегистрировавший ее орган о продолжении своей деятельности с указанием сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

    Указанные сведения о местных религиозных организациях могут представляться в регистрирующий орган соответствующей централизованной религиозной организацией.

    Непредставление указанных сведений в течение трех лет является основанием для обращения регистрирующего органа в суд с иском о признании религиозной организации прекратившей свою деятельность.

Статья 9. Создание религиозных организаций

1. Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

2. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

Статья 10. Устав религиозной организации

1. Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

2. В уставе религиозной организации указываются:

    наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование;

    цели, задачи и основные формы деятельности;

    порядок создания и прекращения деятельности;

    структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;

    источники образования денежных средств и иного имущества организации;

    порядок внесения изменений и дополнений в устав;

    порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;

    другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

Статья 11. Государственная регистрация религиозных организаций

1. Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Российской Федерации в порядке, установленном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. Государственная регистрация местной, а также централизованной религиозной организации, состоящей из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, осуществляется органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Федеральный орган юстиции регистрирует централизованные религиозные организации, имеющие местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

4. Государственная регистрация религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями в соответствии с пунктом 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, осуществляется органом юстиции, зарегистрировавшим соответствующую религиозную организацию.

5. Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий орган юстиции:

    заявление о регистрации;

    список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

    устав религиозной организации;

    протокол учредительного собрания;

    документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;

    сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

    документ, подтверждающий место нахождения (юридический адрес) создаваемой религиозной организации.

6. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к документам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, в установленном порядке представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.

7. Основаниями для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются:

    заявление о регистрации;

    список учредителей религиозной организации;

    устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);

    документ, подтверждающий место нахождения руководящего органа (юридический адрес) создаваемой религиозной организации;

    нотариально удостоверенные копии устава и свидетельства о государственной регистрации учредителя (учредителей);

    соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей).

    При создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях.

8. Заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех предусмотренных настоящей статьей документов. В иных случаях регистрирующий орган вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. В случае несоблюдения заявителем (заявителями) требований, предусмотренных пунктами 5 - 7 настоящей статьи, регистрирующий орган вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя (заявителей).

10. В случае принятия решения о регистрации религиозной организации регистрирующий орган выдает заявителю свидетельство установленного образца о государственной регистрации религиозной организации и вносит сведения о государственной регистрации в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

11. Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу для третьих лиц со дня государственной регистрации.

12. В случае изменения данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, религиозная организация в месячный срок со дня внесения такого изменения уведомляет об этом регистрирующий орган.

Статья 12. Отказ в государственной регистрации религиозной организации

1. Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:

    цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации - со ссылкой на конкретные статьи законов;

    создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

    устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны;

    в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;

    учредитель (учредители) неправомочен.

2. В случае отказа в государственной регистрации религиозной организации о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю (заявителям) с указанием оснований отказа. Отказ по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации не допускается. Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации религиозной организации, а также его уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

Статья 13. Представительства иностранных религиозных организаций

1. Иностранной религиозной организацией именуется организация, созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства.

2. Иностранной религиозной организации может быть предоставлено право открытия своего представительства на территории Российской Федерации.

    Представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный настоящим Федеральным законом.

3. Порядок регистрации, открытия и закрытия представительства иностранной религиозной организации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В случае принятия решения о регистрации представительства иностранной религиозной организации ее представителю выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца.

5. Российская религиозная организация вправе иметь при себе представительство иностранной религиозной организации.

Статья 14. Ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства

1. Религиозные организации могут быть ликвидированы:

    по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;

    по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

2. Основаниями для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:

    нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;

    действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

    создание вооруженных формирований;

    пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

    принуждение к разрушению семьи;

    посягательство на личность, права и свободы граждан;

    нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

    склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

    воспрепятствование получению обязательного образования;

    принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

    воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

    побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

3. Органы прокуратуры Российской Федерации, орган, осуществляющий регистрацию религиозных организаций, а также органы местного самоуправления вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы.

4. Правоспособность ликвидируемой религиозной организации как юридического лица прекращается, а имущество указанной религиозной организации распределяется в соответствии с ее уставом и гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Основания и порядок ликвидации религиозной организации по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности религиозной группы.

Имущественные права — совокупность вещных и обязательственных прав, основанных на законе или договоре и выражающих отношение религиозной организации к имуществу, используемому для достижения уставных целей. Это права религиозных организаций, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также с теми материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками гражданского оборота по поводу распределения этого имущества и обмена (товарами, услугами, работами, ценными бумагами, деньгами и др.).

Субъекты имущественных прав

Как уже было нами рассмотрено ранее, религиозное объединение вправе пройти государственную регистрацию и обрести права юридического лица в качестве религиозной организации либо свободно действовать без регистрации в качестве религиозной группы.

Религиозная группа

Действующее законодательство не наделяет религиозную группу правосубъектностью юридического лица, а значит она, не являясь полноценным правовым субъектом, не имеет юридической возможности обладать имуществом. Но религиозные группы, согласно ст. 7, п. 1 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», имеют право использовать помещения и другое необходимое для ее деятельности имущество, предоставляемое участниками религиозной группы. Таким образом, субъектами прав на это имущество являются физические лица — участники религиозной группы.

Односубъектный способ обладания имущественными правами и обязанностями означает их принадлежность одному лицу . Например, участник религиозной группы может предоставить ей помещение, которым он обладает на правах собственности, для использования в религиозных целях. Этот способ был весьма распространенным в царской России, когда старообрядческие и сектантские общины до 1905 г. были лишены возможности легального существования. Ввиду отсутствия правосубъектности у религиозной группы она не может заключить с собственником помещения или иного имущества имеющий юридическую силу договор, обеспечивающий ее право пользоваться этим имуществом. Религиозная группа всецело зависит от воли собственника, который в любой момент вправе изъять у нее предоставленное им имущество. Для более надежной защиты интересов религиозной группы от произвола собственника имущества возможен вариант, когда гражданин А. (собственник имущества) заключает с гражданами Б., В., Г. и т. д. (участниками религиозной группы) договор о предоставлении им имущества в возмездное или безвозмездное пользование как физическим лицам. В этом случае собственник имущества может расторгнуть договор только по истечении срока его действия, а досрочно — по обоюдному согласию сторон в случае нарушения условий договора пользователями и в иных предусмотренных законодательством или договором случаях, но не абсолютно произвольным образом. Однако при этом неизбежно возникновение проблемы налогообложения выгодополучателей по данной сделке.

Многосубъектный способ обладания имущественными правами означает, что субъектами права на имущество, используемое религиозной группой, является либо весь коллектив участников, либо некоторые из них. В соответствии с ч. 1 ст. 244 ГК РФ, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Религиозная организация

Религиозные организации как юридические лица являются субъектами права, обладающими имущественными правами. Гражданский Кодекс РФ установил в ст. 48, что «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Таким образом, юридическое лицо определяется через перечисление его обязательных признаков. В результате действий учредителей появляется новый субъект права, являющийся не физическим лицом, а лишенным телесности, «неосязаемым» образованием, которое закон признает самостоятельным участникам гражданских правоотношений. Юридическое лицо — это не здание, в котором оно располагается, и не люди, которые являются его членами, участниками, работниками. Оно действует от своего собственного имени, а не от имени своих участников, и приобретенные им гражданские права и обязанности принадлежат именно ему, а не его участникам.

Часть 3 той же статьи 48 ГК РФ относит общественные и религиозные организации к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав. Это означает, что имущество религиозной организации не принадлежит его учредителям или участникам, хотя они и имеют предусмотренные уставом организации права участия в управлении ею. Часть 2 статьи 117 и часть 4 статьи 213 ГК РФ также устанавливают, что участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Таким образом, член (участник) религиозной организации, по каким-либо причинам покидающий ее (смена места жительства, конфликт), не вправе требовать вернуть ему обратно имущество, которое он ранее передал в собственность религиозной организации. (Напротив, он может потребовать возвращения ему имущества, которое он предоставил в безвозмездное пользование религиозной организации, оставаясь его собственником). Если религиозная организация ликвидируется, ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в уставе (ч. 4 ст. 213 ГК РФ). Члены (участники) ликвидированной религиозной организации не могут «получить обратно» некогда переданное ими в собственность этой религиозной организации имущество.

Участники (члены) религиозных организаций не отвечают по обязательствам и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов (ч. 2 ст. 117 ГК РФ). Это означает, в частности, что в случае взыскания задолженности с религиозной организации оно не может быть обращено на личное имущество и денежные средства, являющиеся собственностью духовенства, сотрудников, прихожан. Их правом (но не обязанностью!) является добровольное выделение пожертвований из личных средств, чтобы покрыть долги своей религиозной организации. Равным образом, если участник религиозной организации (в том числе священнослужитель, член руководящего органа) имеет долги как физическое лицо (например, неоплаченный взнос в погашение кредита и др.), эта задолженность не может быть взыскана с религиозной организации.

Религиозные организации, выступая в качестве одной из разновидностей некоммерческих организаций, имеют специальную правоспособность. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (ст. 49, п. 1 ГК РФ). Применительно к религиозным организациям это означает, что они могут иметь только те гражданские права и нести обязанности, которые связаны с их целью, определенной в ст. 6 ФЗ «О свободе совести…», то есть с совместным исповеданием и распространением веры.

Согласно части 4 статьи 213 ГК РФ, религиозные организации, являясь собственниками приобретенного ими имущества, могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами (уставами). В этой связи имущество, принадлежащее религиозным организациям, должно использоваться ими исключительно для достижения, во‑первых, уставных целей, во‑вторых, тех целей, которые по своему характеру связаны с уставными целями. Использование религиозными организациями имущества в иных, не предусмотренных уставом целях не допускается.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания. Пункт 2 статьи 51 ГК РФ уточняет, что юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Таким образом, для религиозных объединений, желающих иметь права юридического лица, государственная регистрация является необходимым условием доступа к этому статусу. Религиозная организация начинает существовать не с момента проведения учредительного собрания, а с момента государственной регистрации.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 п. 2 ГК РФ). Основания для ликвидации религиозной организации как юридического лица перечислены в ст. 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (см. главу 6 данной книги). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8 статьи 63 ГК РФ).

Положения статьи 52 ГК РФ, определившей основные требования к учредительным документам юридического лица, применительно к религиозным организациям конкретизированы в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях». Учредительным документом религиозной организации является утвержденный его учредителями (или учредителем) устав.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, создаваемые и действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и уставом религиозной организации. Органы могут быть единоличными (например, настоятель прихода) и коллегиальными (например, Приходское собрание, Приходской совет) (ст. 53 ГК РФ). К числу органов местной православной религиозной организации, в соответствии с типовым уставом, относятся Епархиальный архиерей, Настоятель, Приходское собрание, Приходской совет, председатель Приходского совета, а также Ревизионная комиссия. В местных религиозных организациях других вероисповеданий органы могут именоваться иначе, в соответствии с конфессиональной спецификой.

В соответствии со ст. 56 ГК РФ, юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Однако законодатель отступил от прямолинейного применения принципа равенства перед законом и учел, что богослужебные предметы не должны продаваться за долги религиозной организации во избежание оскорбления религиозных чувств. Согласно ст. 21, п. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Перечень видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, должен быть установлен Правительством Российской Федерации по предложениям религиозных организаций (ст. 21 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). До настоящего времени такой перечень установлен не был, в том числе по причине редкости возникновения соответствующих ситуаций в правоприменительной практике.

В определении Конституционного Суда РФ от 19 октября 2010 г. № 1406-О-О по жалобе заявителя, оспаривающего конституционность комментируемого пункта закона, сделаны выводы о том, что

«данные положения, устанавливающие судебный иммунитет от обращения взыскания на имущество религиозных организаций, имеющее богослужебное назначение и обеспечивающие тем самым функциональное использование данного имущества (культовых зданий и сооружений, иных предметов религиозного назначения), ценность которого обусловлена, в первую очередь, характером такого использования, не закрепляют абсолютную имущественную защиту религиозных организаций от требований кредиторов и не лишают последних права требовать обращения взыскания на иное имущество, не имеющее богослужебного назначения.

Как следует из представленных судебных актов, удовлетворяя требования местной религиозной организации о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по обращению взыскания и наложению ареста на ее имущество как должника, суды исходили из доказанности материалами дела (списком действующих синагог Федерации еврейских обществ России, показаниями свидетелей, заключениями специалистов и др.) факта использования спорной пристройки к зданию синагоги в богослужебных целях, т. е. для богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.

Таким образом, несмотря на отсутствие утвержденного Правительством Российской Федерации перечня видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, выводы судов в деле заявителя об использовании указанного недвижимого имущества именно в богослужебных целях были сделаны на основе оценки обстоятельств конкретного дела, в том числе функциональных признаков данного имущества и его фактического использования».

Важной особенностью, установленной в части 1 статьи 65 ГК РФ является то, что религиозная организация не может быть признана несостоятельной (банкротом). Это означает, что независимо от размера долговых обязательств религиозной организации и от длительности срока их неисполнения к ней не может быть применена процедура как добровольного, так и принудительного банкротства. (Религиозная организация, имеющая долги, которые она не способна выплатить, вправе принять решение о добровольной ликвидации согласно ст. 14 ФЗ «О свободе совести…». Имущество ликвидированной религиозной организации, кроме имущества богослужебного назначения, будет реализовано на удовлетворение претензий кредиторов.)

Виды имущественных прав религиозных организаций

Право собственности

Владение — это возможность иметь у себя данное имущество, осуществление физической власти над вещью. Владение культовым зданием означает, что религиозная организация-владелец контролирует доступ в него (обладает ключами, руководит сторожами, охранниками). Владение предметами культа и религиозной литературой означает, что они физически пребывают в помещении, принадлежащем религиозной организации.

Пользование означает эксплуатацию вещи, извлечение из имущества его полезных свойств, например чтение книги, работа на компьютере, совершение богослужения в культовом здании. В большинстве случаев пользование имуществом связано с правомочием владения, так как для того, чтобы пользоваться имуществом, им надо владеть.

Распоряжение — это возможность изменить юридическое отношение к вещи собственника посредством изменения его принадлежности, состояния или назначения.

Ст. 209 ГК РФ устанавливает, что

«собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом».

Например, религиозная организация может продать принадлежащее ей на праве собственности имущество, сдать его в аренду, предоставить в безвозмездное пользование, подарить, а также уничтожить пришедшие в негодность вещи.

На собственника возлагается бремя содержания его имущества (ст. 210 ГК РФ). Собственник имущества, охраняемого как памятник истории и культуры, принимает охранное обязательство, не может уничтожать или повреждать его. Также ограничен вывоз культурных ценностей из страны.

Как правило, собственностью религиозных организаций является имущество, самостоятельно созданное или приобретенное ими, а также полученное ими в качестве пожертвования. После принятия Федерального закона от 30.11.2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» в ближайшие годы можно предвидеть интенсификацию передачи в собственность религиозных организаций имущества религиозного назначения, национализированного Советской властью (подробнее см. следующую главу).

Право безвозмездного пользования

Гражданский Кодекс РФ раскрывает содержание понятия «безвозмездное пользование» через определение договора безвозмездного пользования в статье 689. По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

В русском языке слово «ссуда» употребляется также в смысле «заем», поэтому, чтобы избежать двусмысленности, законодательство о свободе совести и о религиозных объединениях не употребляет введенные ГК РФ термины «договор ссуды», «ссудодатель», «ссудополучатель» применительно к правоотношениям, возникающим при предоставлении религиозным организациям в безвозмездное пользование имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Но на языке гражданского права религиозная организация, использующая, например, культовое здание на праве безвозмездного пользования, именуется «ссудополучателем».

Статья 22 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» установила, что

«религиозные организации вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Передача религиозным организациям в пользование по функциональному назначению культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно».

Подавляющее большинство имущества религиозного назначения, национализированное Советским государством, вплоть до настоящего времени остается государственной или муниципальной собственностью, включая действующие культовые здания. В советский период законодательство вовсе не предусматривало возможность передачи этого имущества в собственность религиозных обществ. Российское законодательство до 2010 г. говорило о возможности передачи имущества религиозного назначения «в собственность или безвозмездное пользование» религиозным организациям, оставляя выбор варианта на усмотрение правоприменителя. Кроме того, до 2002 г. законодательство об охране памятников истории и культуры не допускало отчуждения имущества, охраняемого как памятник, из государственной собственности.

Религиозная организация, имеющая имущество на праве безвозмездного пользования, имеет права владения и пользования этим имуществом. Однако, в отличие от собственника, она не имеет права распоряжения этим имуществом, т. е. не вправе самостоятельно его продать, сдать в аренду, предоставить в безвозмездное пользование третьему лицу. Положения ГК РФ о праве арендатора с согласия арендодателя распоряжаться арендованным имуществом, в том числе сдавать его в субаренду или передавать в безвозмездное пользование третьим лицам (ст. 615, ч. 2 ГК РФ), не применяются к договору безвозмездного пользования (ст. 689, ч. 2 ГК РФ).

Однако судебная практика допускает право ссудополучателя передавать в аренду третьим лицам имущество, полученное по договору безвозмездного пользования. В определении Высшего арбитражного суда РФ от 29.01.2009 г. № 2128/08 по делу № А48-1314/07-10 указано, что «ст. 36 ГК РФ не содержит норм, запрещающих ссудополучателю с согласия ссудодателя передавать имущество, полученное по договору безвозмездного пользования, в аренду». В Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.05.2010 г. № А75-2599/2009 сделан вывод о том, что, с учетом отсутствия названного запрета в ГК РФ, «передача ссудополучателем имущества в аренду с согласия ссудодателя не может расцениваться в качестве нарушения закона, а условие договора безвозмездного пользования, предусматривающего такое право ссудополучателя, не является недействительным».

Религиозные организации используют государственное или муниципальное имущество религиозного назначения на праве безвозмездного пользования на основании договора безвозмездного пользования.

В соответствии со статьей 698 ГК РФ ссудодатель (в данном случае — уполномоченный государственный или муниципальный орган, заключивший договор от имени собственника) вправе потребовать досрочного расторжения договора безвозмездного пользования в случаях, когда ссудополучатель (религиозная организация):

  • использует вещь не в соответствии с договором или назначением вещи;
  • не выполняет обязанностей по поддержанию вещи в исправном состоянии или ее содержанию; существенно ухудшает состояние вещи;
  • без согласия ссудодателя передал вещь третьему лицу.

Однако, как правило, договора безвозмездного пользования заключались с религиозными организациями в виде «договора безвозмездного бессрочного пользования». Такими, в частности, были заключавшиеся при передаче в безвозмездное пользование религиозных организаций объектов, охраняемых как памятника истории и культуры, охранные договора. (Вопреки распространенному заблуждению, такой типовой договор содержал не только обязательства по охране памятника. Он является договором о передаче имущества в безвозмездное пользование.)

Бессрочное пользование, с точки зрения Гражданского Кодекса, не есть «вечное», «постоянное» право, но означает лишь, что договор заключен без указания срока. Это существенно ухудшает положение религиозной организации. Если договор заключен на определенный срок, собственник может досрочно расторгнуть его только по вышеперечисленным основаниям. Договор же безвозмездного бессрочного пользования собственник вправе расторгнуть в одностороннем порядке в любое время, даже при том, что религиозная организация добросовестно и бережно пользуется предоставленным ей имуществом. Это вытекает из первой части ст. 699 ГК РФ: «Каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения».

Таким образом, в распоряжении властей остается известная свобода усмотрения при принятии решения о пользовании имуществом религиозного назначения. Уже переданное религиозной организации в безвозмездное пользование имущество можно, при наличии соответствующего заявления, передать ей же в собственность, можно, при отсутствии такого заявления, сохранить за ней же на прежнем праве безвозмездного пользования, а можно, воспользовавшись вышеуказанными правовыми основаниями, изъять у религиозной организации, в том числе для последующей передачи другой религиозной организации.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»:

«передача государственного или муниципального имущества религиозного назначения в безвозмездное пользование религиозной организации осуществляется в случае, если:

1) данное имущество не подлежит отчуждению из государственной или муниципальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) передача данного имущества в безвозмездное пользование предложена самой религиозной организацией;

3) данное имущество является помещением, находящимся в здании, строении, сооружении, не относящихся к имуществу религиозного назначения в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона».

Согласно общим правилам ст. 421 ГК РФ «Свобода договора», передача имущества в безвозмездное пользование осуществляется на основании добровольного решения собственника имущества (ссудодателя). Однако в отношении имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения…» фактически установил в ст. 7, что уполномоченный орган власти обязан удовлетворить заявление религиозной организации о передаче ей в собственность или безвозмездное пользование имущества религиозного назначения при отсутствии определенных в статье 8 того же закона оснований для отказа.

Право аренды

Наиболее типичны случаи аренды религиозными организациями помещений для проведения богослужений, религиозных собраний, культурно-просветительных и образовательных мероприятий, аренда транспорта, техники и оборудования. Кроме того, религиозная организация сама имеет право сдавать в аренду принадлежащее ей на праве собственности имущество (а также сдавать в субаренду имущество, принадлежащее ей на праве аренды, — с согласия собственника (арендодателя)). Получаемые доходы (арендная плата) должны расходоваться на уставные цели религиозной организации. Не являются предметом правового регулирования, но самостоятельно соблюдаются религиозными организациями ограничения канонического характера, например запрет сдавать в аренду освященное культовое здание, имущество богослужебного назначения.

Право оперативного управления

Право оперативного управления может осуществляться религиозным учреждением, создаваемым централизованной религиозной организацией в соответствии со ст. 8 п. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Согласно определению, данному в ст. 120 Гражданского Кодекса РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник (ст. 120 ГК РФ). Поэтому централизованная религиозная организация не отвечает только по обязательствам входящих в ее состав местных религиозных организаций, но она обязана нести ответственность по обязательствам созданных ею религиозных учреждений. Например, епархия в качестве учредителя будет отвечать по обязательствам учрежденного ею монастыря или духовного образовательного учреждения.

Выступая учредителем учреждения профессионального религиозного образования, монастыря или другого религиозного учреждения, централизованная религиозная организация предоставляет ему имущество на праве оперативного управления, оставаясь собственником данного имущества. Учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения им (ст. 296 ГК РФ).

Содержание права оперативного управления имуществом значительно у же содержания права собственности. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (ст. 298 ГК РФ). Собственник имущества — учредитель религиозного учреждения вправе изъять у него излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (ст. 296 ГК РФ).

Особенности видов прав на земельные участки

Действующий Земельный Кодекс РФ устанавливает, что при предоставлении религиозным организациям земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вид права на земельный участок предопределяется видом ее права на здания, строения, сооружения, расположенные на этом участке.

В соответствии со ст. 36 Земельного Кодекса РФ, религиозным организациям, имеющим в собственности в собственность бесплатно.

Религиозным организациям, имеющим в соответствии с Федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.

Для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения религиозным организациям земельный участок предоставляется в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений, согласно ст. 30 Земельного Кодекса РФ. По завершении строительства и после оформления права собственности на построенный объект религиозная организация имеет право бесплатно получить в собственность данный земельный участок на основании ст. 36 ЗК РФ.

Религиозная организация также имеет возможность приобрести в собственность возмездно или получить в дар земельный участок от физических или юридических лиц, а также использовать его по договору аренды или безвозмездного пользования. Для сделок такого рода, совершаемых религиозными организациями, не установлено специальных правил, они осуществляются в соответствии с общими нормами ГК РФ и земельного законодательства.

Если находящееся в пользовании или собственности религиозной организации здание отнесено к объектам культурного наследия народов Российской Федерации (к памятникам истории и культуры), то следует иметь в виду, что, в соответствии со ст. 99 ЗК РФ, земля, на которой расположено здание, относится к землям историко-культурного назначения. Земли историко-культурного назначения должны использоваться строго в соответствии с их целевым назначением, не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускается. (Земельный Кодекс, однако, не дает однозначного ответа на вопрос, относится ли к землям историко-культурного назначения только земля, занимаемая объектом, прилегающая территория или же охранная зона памятника (последняя может быть значительно больше, чем земельный участок, огражденный храмовой или монастырской оградой.))

Земельный кодекс также устанавливает, что религиозные организации имеют право использовать земли сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства (ст. 78 ЗК РФ).

Объекты имущественных прав религиозных организаций В соответствии со ст. 21 ФЗ «О свободе совести…», «в собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры.

Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, юридическими лицами, переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Передача в установленном порядке в собственность религиозным организациям культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.

Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей».

1. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

2. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

3. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

4. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

5. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова "Россия", "российский" и производные от них.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также духовная образовательная организация.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмотрении указанных вопросов.

8. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

8.1. Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

9. Религиозная организация обязана информировать орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Решение о направлении соответствующих документов в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации религиозной организации.