Российско-китайские отношения на современном этапе. Список использованной литературы

Нормализация российско-китайских отношений началась задолго до появления сегодняшних проблем во взаимодействии России и Запада. Однако это не означает, что эти проблемы, вызванные украинским кризисом, не влияют на двусторонние отношения. Чтобы понять характер этого влияния, крайне необходимо, по нашему убеждению, сначала рассмотреть фундаментальные основы российско-китайского сближения.

Нормализация отношений между Москвой и Пекином, дошедших в конце 1960-х годов до серьезного кризиса, сопровождавшегося вооруженными столкновениями на границе, началась еще в советский период, в последние годы правления Л.И. Брежнева. Тогда лидерам обоих государств стало ясно, что постоянная острая конфронтация вредна как для внутриполитического положения в обеих странах, так и для их международного престижа. С началом горбачевской перестройки и углублением китайских реформ Москва и Пекин в двусторонних отношениях все более отходили от идеологических споров и все более активно обсуждали конкретные вопросы двустороннего партнерства. С принятием курса на независимую и самостоятельную внешнюю политику Пекин отошел от идеи создания единого фронта против СССР и перестал рассматривать Москву в качестве главного врага. Для М.С. Горбачева нормализация отношений с Китаем стала одним из основных внешнеполитических успехов, который внутри страны поддерживали как реформаторы, видевшие в китайских реформах пример для подражания, так и консерваторы, радовавшиеся успехам коммунистического соседа.

После распада СССР Москва, некоторое время пребывавшая в прозападной эйфории, стала постепенно возвращаться к прагматичной политике, позволявшей решать внутренние проблемы. Торгово-экономическое сотрудничество с Китаем, особенно в военно-технической сфере, сыграло важную роль в сохранении целых отраслей российской экономики в сложные 1990-е годы.

Государственная идеология в России в эти годы потерпела крах. За тот же период существенные изменения в государственной идеологии произошли и в Китае. Обе страны перестали ставить перед собой глобальные цели: построение коммунизма во всем мире или хотя бы в Азии. Политика стала более прагматичной и основанной на собственном понимании национальных интересов, и именно близость этого понимания и стала основой сближения. Поэтому, соглашаясь с мнением Ф. А. Лукьянова и Г. Розмана о том, что нынешнее сближение носит идеологический характер, нужно хорошо понимать, что под идеологией здесь нужно иметь в виду не прежнюю тоталитарную идеологию, целью которой было изменение всего мира по определённому образцу, причем ради достижения этой цели можно было пожертвовать некоторыми традиционно понимаемыми национальными интересами (например, оказывать массированную помощь близким режимам в ущерб собственному населению), но, напротив, именно восприятие правящими элитами этих национальных интересов Лукьянов Ф. Консерватизм сближает // Газета.ru. 09.11.2014. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gazeta.ru/comments/column/lukyanov/6244657.shtml . За тот же период тоталитарная (в смысле провозглашаемой внешнеполитической, а не внутриполитической модели) идеология «демократизма», исповедуемая США и государствами ЕС, развилась и укрепилась до такой степени, что стала практически полностью определять внешнюю политику.

По мере дистанцирования России от Запада, связанного с полным непониманем последних пожеланий Москвы и отказом идти на любые компромиссы, отдалявшие, по мнению западных политиков, Россию от цели превращения в «современную» (то есть подчиненную Западу и проводящую его политику) страну, Москва начала выстраивать прагматичные и взаимовыгодные отношения с Пекином. Этот курс совпал и с намерениями самого Пекина, укреплявшегося в результате успешных экономических реформ и проводившего все более активную внешнюю политику.

В результате возник новый тип российско-китайских отношений, основанных не на идеологии, а на прагматических интересах, и направленных на синергетическое наращивание собственного влияния в мире, но не против третьих стран. Они получили название «стратегического партнерства и взаимодействия».

В отношениях Китая и России в период с 2000 г. по 2008 г. сохранялось сложное переплетение потенциальных возможностей для сотрудничества и соперничества. Позиции Пекина и Москвы совпадали по вопросам многополярности мировой системы, санкций в отношении Северной Кореи и Ирана, размещения системы ПРО в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Успешно развивалось сотрудничество в сфере поставок энергоносителей.

Важной проблемой ЦВЕ, по отношению к которой происходило скрытое соперничество РФ и КНР, являлась проблема сепаратизма и территориальной целостности государств. Парадокс состоит в том, что Китай как единственное ядерное государство, не подписавшее в 1975 г. Заключительный акт СБСЕ о нерушимости послевоенных границ, является горячим защитником провозглашенных в нем принципов. Для России ревизия принципов Заключительного акта, выгодная в регионе Восточной Европы и Закавказья по тактическим соображениям, может оказаться пагубной в среднесрочной или долгосрочной перспективе, в частности в контексте соперничества с Китаем на Дальнем Востоке. Китай имеет территориальные претензии к множеству соседей, в том числе к России. В то время как Кремль пытается восстановить свое доминирование в регионе, который россияне именуют «ближним зарубежьем», Китай рассматривает Россию как свое собственное «ближнее зарубежье».

Поддержка Россией самопровозглашенных властей Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья и т.д. вызывает серьезную обеспокоенность в регионе. Озабоченность политикой России в ЦВЕ выражена в открытом письме бывших лидеров государств региона к администрации США. В нем утверждается, что Россия возвращается к роли государства, стремящегося к изменению status quo, и пытается проводить повестку дня XIX века с помощью тактик и методов XXI-го. На мировом уровне по большинству вопросов Россия выступает в роли державы, поддерживающей status quo. Но на региональном уровне и по отношению к странам ЦВЕ она все больше стремится к его изменению.

Позиция Пекина в рассматриваемый период времени состоит в том, что вопрос ново-провозглашенных государств, в том числе Косово, следует решать лишь путем переговоров и диалога, а не односторонних действий. Такую же позицию Китай отстаивает и в отношении непризнанных государств постсоветского пространства. Воспринимая распад СССР как один из крупнейших стратегических подарков для своей истории, Китай противостоит российским попыткам установить даже неформальный сюзеренитет над советскими государствами-преемниками. Поэтому Пекин остался чрезвычайно недоволен вторжением российских войск в Грузию, случившимся как раз накануне Олимпийских игр. Борясь с сепаратистскими движениями в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и в Тибете, Китай осудил признание Москвой независимости Южной Осетии и Абхазии. Крайнее раздражение Пекина вызывает также тактика Москвы, основанная на использовании своих энергетических ресурсов в качестве средства принуждения в отношении стран-соседей (Украины и Грузии).

С.Г. Лузянин в своей работе приводит следующие факты: «Еще в конце 1990-х годов в КНР была взята на вооружение стратагема: опереться на Север (под ним понимается Россия), стабилизировать Запад (ЕС, США), идти на Юг (в страны третьего мира - Азию, Африку и Латинскую Америку). Сегодня эта стратагема полностью сохранилась, и при значительно меньших оборотах взаимной торговли (по сравнению с ЕС, США, Японией, АСЕАН и др.) политически эти отношения китайским руководством ценятся значительно выше, чем с любым другим государством мира. После событий 2008 года (мировой финансово-экономический кризис) начало меняться отношение Китая к такому ключевому дипломатическому инструменту, как партнерство, однако до 2008 года этот термин имел для всех партнеров Китая примерно одинаковое значение» Лузянин С.Г. КНР: внешнеполитический «транзит». Обновление теории и практики // Полис. Политические исследования. - 2013. - № 6. - С. 97..

И все же, на наш взгляд, можно говорить о том, что в начале XXI столетия происходит эволюция и даже некоторая переоценка китайского фактора во внешнеполитической стратегии России. Российское руководство считает развитие отношений добрососедства, дружбы, стратегического партнерства и сотрудничества с КНР одним из своих важнейших приоритетов. Китайско-российские отношения также занимают одно из центральных мест во внешней политике КНР.

Трансформация российско-китайских отношений происходит в диалектическом взаимодействии их форм и содержания. Имеется в виду постоянная эволюция и взаимная корректировка международно-правовых параметров взаимосвязей двух стран перед лицом тех вызовов региональной и глобальной безопасности, с которыми оба государства сталкиваются в современном стремительно меняющемся мире.

Среди ключевых событий этой эволюции - подписание 16 июля 2001 г. президентом РФ В.В. Путиным и председателем КНР Цзян Цзэминем Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Данный документ отразил реалии начала XXI в. - общее стремление РФ и КНР содействовать становлению многополярного мира. При желании, по мнению С.Г. Лузянина, в договоре можно усмотреть стремление создать полюс «глобального притяжения», противоположный США. К моменту подписания договора Россия и Китай занимали одинаково отрицательную позицию по вопросу расширения НАТО на восток, «гуманитарных» акций США и их союзников на Балканах, по проблеме целостности России (в связи с событиями в Чечне) и Китая (ввиду проявлений этнического сепаратизма в Тибете и Синьцзяне) Лузянин С.Г. Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Большой Восток» (2004-2008 гг.). - М.: АСТ; Восток-Запад, 2007. - С. 320..

Однако нельзя не заметить определенной двусмысленности в отношениях России и Китая. На официальном уровне все выглядит оптимистично. Нынешнее состояние российско-китайских отношений в Москве именуют наилучшим этапом в истории двусторонних отношений, в Пекине - новой высотой.

Ещё в 2004 году В.И. Дятлов подчеркивал, выступая с докладом в рамках международного научного семинара, что «…соседство с Китаем помогает российским регионам экономически выживать и развиваться, но одновременно формирует мощный комплекс страхов, опасений, обид, фобий, предубеждений. Они могут носить как вполне рациональный, так и нерациональный характер, но само их существование, массовость, воздействие на поведение (в том числе политическое) населения, политику региональных властей делают их самостоятельным вызовом национальной безопасности Российской Федерации» Дятлов В.И. Внешние миграции на востоке России как геополитический фактор // Байкальский регион и геополитика Центральной Азии: история, современность, перспективы: материалы международного научного семинара-совещания. - Иркутск: Иркутский межрегиональный институт общественных наук, 2004. - С. 52..

Сотрудничество с Россией, в период с 2000 г. по 2008 г. являлось для Китая фактором поддержания геополитического баланса сил в регионе, сохранения «спокойствия на севере» и одним из противовесов американскому и японскому влиянию. Для России дружественные связи с Китаем служили и служат до сих пор, как нам представляется, одним из средств «обеспечения тыла» при пересмотре стратегии взаимодействия с Западом, а также выступают «потенциальным стержнем» азиатского азимута российской внешней политики, на который возлагают все большие надежды.

РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 21 ВЕКЕ (ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИКИ И ПОЛИТИКИ)

Мирошниченко Регина Вадимовна

студентка 1 курса, отделение «Дизайн» ГОУ СПО «НКИ», г Новокузнецк

Чепцова Наталья Анатольевна

научный руководитель, преподаватель истории,

отделение гуманитарных и социально-экономических дисциплин ГОУ СПО «НКИ», г. Новокузнецк

История российско-китайских отношений начинается в первом десятилетии XVII и охватывает около четырех столетий. Первые контакты русских и китайцев историки относят к периоду монгольского владычества над Русью . Затем, в связи с распадом Монгольской империи, эти контакты прекратились и возобновились лишь в XVII в., когда в своем освоении Сибири русские приблизились к границам Китая .

В настоящие время проблема политического развития и взаимодействия Российской Федерации и КНР является наиболее актуальной в связи с совпадением национальных интересов . Россия и Китай понимают, что необходимо продемонстрировать всему мировому сообществу характер современных и рассчитанных на столетия совместных отношений, исключающий военное или иное существенное столкновение национальных интересов. Россия и Китай имеют близкие или совпадающие позиции в отношении роли и места отдельных стран и коллективных международных организаций в системе обеспечения безопасности АТР, в подходах к вопросам урегулирования важнейших региональных конфликтов . Китай рассчитывают получить доступ к российским энергоносителям - нефти и газу. Возникли следующие вопросы:для чего КНР понадобилось наше «черное золото»? Как были решены территориальные споры России с Китаем? Есть ли экономические проблемы России с Китаем? Как российско-китайские стратегические отношения влияют на развитие международной системы в целом? Для чего Россия снабжает Китай военно-транспортными средствами? Эффективность российско-китайского сотрудничества в решении обозначенных и многих других про6лем может быть существенно усилена, если сотрудничество это будет основываться не только на двухсторонних, но и на многосторонних усилиях. Именно поэтому столь велико значение согласованных действий российско-китайского тандема в рамках гло6альных и региональных международных объединений .

Экспорт нефти

На сегодняшний день главными статьями нашего экспорта в КНР остаются нефть, химические удобрения, лес . В 2009 году, КНР и РФ заключили контракт на поставку нефти-газа в КНР, по которому начинающееся строительство нефтегазового трубопровода объединило две страны в сеть экономического взаимодействия, способствуя сохранению доброжелательных отношений двух стран. Нефть нужна Китаю для сокращения объема добычи на Дацинском месторождении с целью сохранения запасов для будущего поколения, также для поддержания, сохранения окружающей среды и стимуляции экономики региона к диверсификации. А так же Китай импортирует около половины необходимой для него нефти и располагает сравнительно скромными запасами природного газа . Именно это является, основными пунктами для покупки нефти у России и других стран.Однако преимущество европейского направления во внешней экономике и политике РФ, нестабильность глобального рынка энергоресурсов и международная политизация нефти и газа, интенсивная международная энергетическая стратегия Японии и Индии как главных международных конкурентов Китая, будут долго оказывать отрицательное влияние на развитие политико-экономических отношений РФ и КНР Китай нуждается в поставках многих других видов природных ресурсов, которыми располагает наша страна в избытке, а нам нужны китайские капиталовложения и товары .

Территориальные споры

14 октября 2004 года в ходе визита в Пекин, Путин подписал договор дополнение к соглашению о российско-китайской государственной границе. В 2005 году была проведена демаркация российско-китайской границы, в результате Китай получил 337 км 2 спорной территории: остров Тарабаров, часть острова Большой Уссурийский . В итоге улучшение отношений с Китаем и снятие угрозы территориального конфликта в будущем. Некоторые политики считают, что подписание этого договора оскорбление позиций России. Решение о передаче островов на Амуре Китаю вызвало отрицательные воздействия ряда общественных организаций и оппозиционных партий Хабаровского края. В частности, депутаты Хабаровской думы настаивали на чрезвычайной важности находящегося на Большом Уссурийском острове, призванного сдержать натиск в случае агрессии со стороны Китая. Кроме того, над островом Тарабаров пролегает траектория взлета боевых самолетов ВВС и ПВО .

В настоящие время разрабатывается проект о создании на Большом Уссурийском острове совместной российско-китайской торговой зоны, предусматривающий строительство на острове таможенно-пограничного перехода и построение моста вместо ныне существующего. В будущем на данной территории планируется создать новый трансграничный коридор между Китаем и Россией . Уступка Москвы заключается в том, что она согласилась отдать большую часть спорных островов, уступка Китая в том, что все отданные ему территории не заселены, заболочены, малопригодны для хозяйственной деятельности .

Дело в том, что территориально Россия и Китай развиваются как бы на встречных курсах. Если у нас население и экономический потенциал сосредоточены в западной части страны, то у Китая - в восточной. Нам нужно заселять и осваивать Дальний Восток, китайцам - Дальний Запад. В Поднебесной после четверти века реформ восточное и южное побережье разбогатели, тогда, как глубинка все еще пребывает в бедности и отсталости. А Центральный и Западный Китай, где в основном сосредоточены полезные ископаемые и энергетические ресурсы - это более двух третей территории и почти треть населения. Теперь китайский план ускоренного развития Дальнего Запада получил поддержку из России .

Существует мнение, что Дальнему Востоку грозит «китаизация». Но когда мы размышляем о китайских миграциях, важно понять, насколько серьезны их намерения навсегда осесть в нашей стране. По данным анонимного вопроса, организованного профессором В. Гельбрасом, только 12,5 % респондентов выразили желание получить российское гражданство и жить в РФ; 11,2 % хотели бы иметь постоянный вид на жительство в России. Лишь 16,5 % отметили, что хотели бы, чтобы их дети поселились в России. Кроме того, надо учитывать, что китайское правительство принимает серьезные усилия для пресечения противозаконной эмиграции. Пример - Всекитайское совещание по борьбе с нелегальной миграцией в 2002 году .С другой стороны, китайское присутствие на Дальнем Востоке выгодно для экономического развития этого региона. По мнению В. Рыжкова: «Устойчивое и прогрессирующее соединение постарения населения с его механическим оттоком формируют условия, при которых огромные сибирско-дальневосточные пространства могут не обезлюдеть только за счет внешней миграции, которая к тому же одна только способна улучшить половозрастную структуру населения. Поскольку такая миграция реально возможна и уже началась из стран АТР, в первую очередь из Китая, ее надо оценивать как общественно значимую и государственно приветствуемую» . Привлечение рабочей силы из Китая на цивилизованной, легитимной основе - это канал иммиграции, важнейший с точки зрения перспектив и задач интеграции России в экономику АТР, постепенного выхода Сибири и Дальнего Востока на первые роли в системе приоритетов существования российского государства. Совместное освоение природно-ресурсного потенциала этих регионов дает России и Китаю реальные шансы для наполнения политических отношений стратегического партнерства конкретным экономическим содержанием. Естественно при этом, что освоение нашей Сибири и Дальнего Востока должно идти на основе не только двусторонней российско-китайской ресурсной и хозяйственной интеграции, но и все возрастающей степени открытости и интернационализации развивающегося экономического пространства. Оно также должно сопровождаться активной переселенческой политикой россиян в эти регионы, особенно в пограничные с Китаем области .

Экономические проблемы

Хотя на политическом уровне полное сближение и взаимопонимание, в экономической сфере существует несколько разногласий и нерешенных проблем. Остается неясным, являются ли Россия и Китай естественными торговыми партнерами, экономическая взаимодополняемость которых дает возможность каждому извлекать устойчивую выгоду для себя, или же конкурентами, соперничающими в сфере международной торговли и инвестиций. Например, Китай недоволен российской тактикой в области энергетики. Пекин сетует на слишком высокие цены за электроэнергию. Китай является второй страной в мире по энергопотреблению. Россия предлагает Китаю покупать электроэнергию по слишком высокой цене, что препятствует разворачиванию сотрудничества двух стран в этой области .

Экономические разногласия касаются и статистических данных. Уже несколько раз бывали случаи, когда российские и китайские таможенники по-разному оценивали торговый оборот между двумя странами. Например, торговый оборот за январь-май 2002 года статистические органы России и Китая подсчитали по-разному. Россия – 3,1 млрд. долларов, Китай – 5,5 млрд. долларов. Итоги торговли в 2004 году обе стороны также оценивали по-разному. С российской точки зрения оборот составил 21,3 млрд. долларов, с китайской – 27,3 млрд. долларов. Разрыв между показателями составил 6 млрд. долларов (28 % оборота по нашим данным), причем из них 4 млрд. долларов приходились на китайские товары, которые куда-то словно испарились перед российской таможней. Конечно, в России высказывались мнения о том, что это все неорганизованная челночная торговля, пытались проблему списать на контрабанду, но, тем не менее, расхождения в данных оборота повторяются из года в год. Из-за этого невозможно оценить, как же мы на самом деле торгуем .

Похожая проблема и с оценками инвестиций. Если судить по российским публикациям, то Россия в Китай почти не вкладывает. Но по китайским данным картина прямо противоположная. По данным Торгового представительства КНР в России, китайских предприятий с российскими инвестициями в 2004 году было 1687. Российских с китайскими инвестициями – 575. Разница почти в три раза. Причем такой разрыв был с начала сбора данных, с 2000 года. Разумеется, сейчас нет возможности собрать сведения о том, куда и сколько инвестировали российские компании в Китае. По словам генерального консула КНР на Дальнем Востоке Фань Сяньжуна россияне вложили в Китай порядка 400 млн. долларов .

Итак, это очень большая проблема: данные не совпадают, и потому сделать какую-либо надежную оценку российско-китайского экономического сотрудничества невозможно .

Стратегическое взаимодействие России и Китая и их потенциальное влияние на международную ситуацию.

Россия и Китай имеют общую позицию, похожие международные статусы на мировой арене и взаимодействие двухсторонних отношений привели РФ и КНР к стратегическому сотрудничеству на глобальном, региональном, многостороннем и двухстороннем уровнях . Какой же принцип лежит в основе развития стратегического сотрудничества КНР и РФ?

По мнению российского специалиста Е. И. Сафроновой, многополярность подразумевает одинаковую значимость новых центров мирового влияния в лице отдельных стран, групп государств или регионов. Вот почему, РФ и КНР заинтересованы в улучшении и поддержании стратегического равновесия в Евразии в целом. Их стратегическое сотрудничество в разных сферах заключается в предотвращении кризисов и военных конфликтов. Не прибегая к военным действиям и при этом в стремлении к новому мировому порядку .

Кроме этого, РФ и КНР сближают свои стратегические интересы: от стремления ограничить влияние США в важных для Москвы и Пекина регионах мира до возможности совместных или скоординированных «антигегемонистических» акций. После интервенций НАТО это положение можно было принять как заявку на организацию российско-китайской коалиции в защиту права на суверенитет и гарантию невмешательства, которым противоречила отстаиваемая странами НАТО политика и практика «гуманитарных интервенций». РФ и КНР считают принцип анти-гегемонии США значительным преимуществом в своей внешней политике. КНР является надежным партнером, которому Россия доверяет, когда она не доверяет действиях США и его политике. Например, когда США действует как фактор дестабилизации ситуации в Центральной Азии и в постсоветских районах. Обе страны против расширения демократии США, они критикуют внутреннюю политику и политические институты США. Некоторые россияне считают, что Китай должен стать основным партнером России, самым долгосрочным партнером, а сотрудничество двух стран в рамках ШОС намного важнее российских отношений с HATO .

Главы двух держав считают, что достигнутое «понимание и сотрудничество» является одним из путей преодоления неблагоприятных последствий однополярности. Кроме того, в последнее время усиливается и расширяется влияние РФ и КНР на мировую политику и на экономическое сотрудничество, объединяющее четыре крупные страны – Бразилию, Россию, Индию и Китай. БРИК – это четверть земной поверхности и более 40% населения планеты. 16 июня 2009 г. первый полноформатный саммит БРИК состоялся в России. Участники саммита обсуждали такие темы, как взаимодействия стран БРИК по преодолению глобального финансово-экономического кризиса; ключевые вопросы антитеррористического взаимодействия; перспективы диалога «Большой восьмерки» по обеспечению глобальной энергетической безопасности, противодействие изменениям климата и дальнейшие шаги по развитию диалога в четырехстороннем формате. По итогам первого полноформатного саммита можно наблюдать, как объединение стран БРИК превращается в потенциально единый политико-экономический союз, который в будущем будет конкурировать с Большой восьмеркой .

Российско-китайские стратегические отношения долго будут оставаться важным элементом политической реальности, как в Евразии, так и во всем мире. Именно поэтому общность позиций и политическое сотрудничество России и Китая по проблемам плюралистического цивилизационного и идейного развития мира приобретает особое значение. Такое сотрудничество исходит не только из настоятельной угрозы и глобального кризиса, но и из потенциальной стратегической угрозы и необходимости развития мирового порядка .

Русско-китайское военно-транспортное сотрудничество

Видимо, желая не портить отношения с США, Китай не особенно развивает военно-техническое сотрудничество.

8 сентября 2005 года Россия заключила контракт с Китаем на поставку трех военно-транспортных самолетов Ил-76. В настоящее время на вооружении Народно-освободительной армии Китая имеется 18 самолетов Ил-76 и четыре самолета-заправщика Ил-78. двигателями Д-30КП-2. Сборка самолетов будет проходить на ТАПОиЧ. По контракту, поставка первых машин была запланирована на 2007 год. В марте 2006 года ТОПОиЧ отказался подписывать договор комиссии с «Рособоронэкспортом» по согласованной с КНР цене. Российско-китайский контракт на поставку КНР 34 военной техники на общую сумму 1,5 миллиардов долларов, подписанный в сентябре 2005 года, был заморожен из-за разногласий сторон . После длительного перерыва в 2010 году Российская Федерация и Китайская Народная Республика заявили о намерении начать переговоры по заключению контракта на новых условиях. Необходимо также отметить, что военно-техническое сотрудничество РФ и КНР является одним из важных направлений российско-китайских стратегических связей. В основе желания России продолжать двухстороннее военно-техническое сотрудничество не было никакой стратегической цели, за исключением естественного импульса обеспечить развитие оборонной промышленности . Увеличивающаяся зависимость китайских вооруженных сил от российских военных систем упрочила позиции России на китайском рынке оружия как поставщика оружия, запасных частей или дополнительных компонентов. Российско-китайское сотрудничество в области производства оружия способствовало укреплению экономических связей между двумя государствами . Это имело стратегическое значение не только для России, но и для всего Азиатско-тихоокеанского региона.

Заключение

В настоящее время российско-китайские отношения и стратегическое взаимодействие достигли беспрецедентно высокого уровня. Политические взаимоотношения двух стран развиваются стремительно. Проведение совместных военных учений говорит о многом. Нас ждет хорошее и самое главное стабильное будущие, поскольку эти две державы не собираются прекращать свое общение, а заключают новые договора между собой на очень выгодных условиях, что для Российской Федерации и для Китайской Народной Республике очень выгодно. За этот период(2000-2010 г.) произошло значительное повышение доверия и сотрудничества обеих держав, увеличение визитов президентов и премьер – министров друг к другу. Главная перспектива экономического сотрудничества между Россией и Китаем связана с соединением российских полезных ископаемых и китайских трудовых ресурсов .

Российско-китайское партнерство, включая взаимодействие в ООН и других многосторонних форумах, вносит значительный вклад в укрепление международного мира. Россия и Китай вместе выступают за предотвращение размещения в космическом пространстве оружия любого вида и призывают другие страны поддержать их инициативу по выработке соответствующей международно-правовой договоренности, которая стала бы крупным шагом на пути дальнейшего укрепление стратегической стабильности и международной безопасности.

Особую значимость имеет тесная координация наших действий в таких важнейших областях, как противодействие распространению всех видов оружия массового уничтожения, всеобъемлющее запрещение ядерных испытаний, устранение рисков ядерного терроризма и т. п.

На данный момент обе стороны заинтересованы как по ряду политических, так и экономических причин в тесном сотрудничестве. И, не считая некоторых разногласий, наши отношения развиваются довольно успешно.

Список литературы:

  1. Бергер Я. Оправдание имени //Независимая газета. - 2006.-27июня. - 13 с.
  2. Блинов А. по соседству с главным конкурентом Америки //Независимая газета. - 2006. - 13 марта. - 48 с.
  3. Бобо Ло. Хрупкое равновесие российско-китайских отношений //Russie.Cei.Visions, программа исследований по России и СНГ. 2005. № 1 апрель 10 с.
  4. Внешняя политика России в период президентства Владимира Путина. [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 15.03.12)
  5. Галенович Ю. М. Россия – Китай: старт двух «тандемов»//Свободная мысль - 2009. - № 2. - 73-82 С.
  6. Гелъбрас В. Г. Российско-китайские отношения и проблемы глобализации //Альманах «Восток». - 2007. - № 1(42)июнь.
  7. ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ ДНЯ. [Электронный ресурс]. - URL: http://russian.people.com.cn/31519/7612694.html (дата обращения: 24.02.12)
  8. Зыгарь М. Переход границы у реки//КоммерсантЪ-власть. Москва, - 2004. - № 43. - 76 С.
  9. Китай недоволен российской тактикой //ChinaPRO. -2008. - № 2 (32) 5марта.
  10. Лавров С. Россия-Китай: партнерство открывающее будущее //Женьминь Жибао. - 2004.
  11. Ларин. А. Грозит ли России «Китаизация»? //Российская Федерация сегодня. - 2005. - № 3. - 69 С.
  12. Овчинников В. Цепь из тринадцати вершин //Российская газета - Федеральный выпуск.- 2005. - № 3808 от 30 июня.
  13. Прохоров А. К вопросу о Советско-китайской границе. М.:,1975. - 288 с.
  14. Рогачев И. Голоса России звучат в унисон //Российская Федерация сегодня. – 2007. - № 7 - 60 С.
  15. Романенко А. Зачем Китаю российская нефть?// [Электронный ресурс]. - URL: http://asiabiz.ru/articles/general/-russian_oil_for_china.html (дата обращения: 01.03.12)
  16. Россия заключает контракт с Китаем на поставку трех военно-транспортных самолетов Ил-78. [Электронный ресурс]. – URL: http/www.kp.ru/online/news/1047640/ (дата обращения: 19.03.12)
  17. Россия и КНР - стратегия взаимодействия - Геополитическая стратегия Российской Федерации (Ч. III.4). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.worldpolit.ru/index.php?option=com_content&task=-view&id=141&Itemid=55 (дата обращения: 23.03.12)
  18. Россия отдала Китаю острова. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.newsland.ru/news/detail/id/439413/ (дата обращения: 18.03.12)
  19. С Китаем заключен контракт на поставку трех военно-транспортных самолетов Ил-76 из наличия МО РФ. [Электронный ресурс]. - URL: http://www/militaryparitet.com/teletype/data/ic_teletype/-13215/22.12.11/ (дата обращения: 15.03.12)
  20. Сафронова Е. И. К вопросу о многополярности структуры международных отношений//Китай в XXI веке: шансы, вызов и перспективы. Москва.:, 2000. - 45 С.
  21. Сладковский М. И. История торгово-экономических отношений народов России с Китаем (до 1917). М., 1974. - 354 с.
  22. Уилсон Дж. Л. Российско-китайские отношения в постсоветское время. Лондон, 2004. - 345 с.
  23. Шлындов А. О некоторых аспектах российско-китайского взаимодействия на международной арене //Проблемы Дальнего Востока. - 2006 - № 2. - 58 С.

Россия и Китай с 1991 по 2016 годы

Замечание 1

С распадом СССР в $1991$ г. Россия и Китай начинают новые отношения. Для Китая Россия становится источником ресурсов, оружия, военных технологий, рынком для сбыта дешевых и некачественных товаров, а также заработка переселенцев. Президент России Б.Н. Ельцин посетил столицу Китая в декабре $1992$ года. Результатом посещения стали, подписанные документы, касавшиеся политических и экономических отношений.

Во время ответного визита председателя КНР Цзянь Цзэминя в сентябре $1994$ г. был подписан еще один пакет документов. Один из документов «Совместная китайско-российская декларация» о долгосрочном развитии отношений конструктивного партнерства, ориентированная на $XXI$ век. Российско-китайские торгово-экономические связи в $90$-е годы выросли и способствовали укреплению восточных районов РФ – Амурской, Читинской областей – с соседними провинциями Китая.

Объем двусторонней торговли и приграничная торговля достигли своего пика в $1993$ году. В результате Китай стал вторым по важности после Германии торговым партнером России.

Россия экспортировала в Китай машины и оборудование, цветные металлы, древесину и целлюлозу, химические удобрения. Импорт приходился на кожаные изделия, одежду, обувь, мясо, машины и оборудование. Структура российско-китайской торговли была несовершенна – поставляя в Китай основное сырье, Россия взамен получала второсортный ширпотреб. Высокотехнологичных товаров было слишком мало. Из-за неурегулированности правовой базы подобная торговля имела отрицательные последствия в виде теневой зоны, куда уходила значительная часть товарооборота.

Через российско-китайскую границу небольшими партиями проходили товары народного потреблении и самостоятельно реализовывались на российских потребительских рынках. Выручка от продажи не облагалась налогами и таможенными сборами, нигде не фиксировалась, и в результате Россия несла большие финансовые потери. Естественно, что подобная «челночная торговля» не могла осуществить контроль над качеством товаров и защитить законные права потребителей.

Визит Б.Н. Ельцина в Пекин в апреле $1996$ г. затронул вопросы развития отношений партнерства стратегического взаимодействия, а также усиления двустороннего сотрудничества в разных областях. Правительства обеих стран принимали все необходимые меры для успешного сотрудничества в области экономики. Новый уровень двусторонних отношений начался с $2000$ года с приходом нового Президента России В.В. Путина. Показателем этого уровня стал российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Договор был подписан в Москве в июле $2001$ года сроком на $20$ лет с автоматическим продлением ещё на $5$ лет.

Российско-китайское сотрудничество на современном этапе включает различные области взаимодействия и, прежде всего, сотрудничество в таких организациях, как ООН, ШОС, БРИКС. Китай становится одним из крупнейших торговых партнеров России с $2010$ года, а наиболее высокого уровня объем двусторонней торговли достиг в $2011$ году и составил $83,5$ млрд. долларов, превысив показатель $2000$ года более чем в $13$ раз.

Российско-китайские торгово-экономические отношения становятся важной составной частью межгосударственных отношений.

Замечание 2

Таким образом, качественный рывок в развитии экономических связей одни политические факторы обеспечить не в состоянии, если они не подкреплены продуманной экономической стратегией. Разработка долгосрочной стратегии развития экономических связей с КНР, является насущной. Главная цель этой стратегии заключается в том, чтобы определить подходы к экономическим обменам с Китаем, обозначить приоритеты и допустимые пределы сближения с ним. Наметить оптимальные формы взаимодействия, проанализировав баланс потенциальных выгод и рисков.

Проблемы торгово-экономических отношений

Предпосылок для развития двусторонних отношений между странами достаточно, но среди прочих существует взаимодополняемость высокого спроса на энергоресурсы со стороны Китая и наличие таких ресурсов у России. Помимо этого обе страны имеют обоюдное желание снизить влияние доллара США на национальные экономики и продвигать интернационализацию своих национальных валют. Но, к сожалению, на данный момент взаимодействие двух стран пока еще не достигло уровня, сопоставимого с потенциалом экономик этих стран.

Таким образом, на российско-китайское сотрудничество влияние оказывают целый ряд проблем:

  1. Прежде всего, в структуре российско-китайской торговли имеет место серьезный дисбаланс. Российский экспорт на $80$ % представлен минеральным сырьем. Китайский экспорт в Россию представляет готовая продукция с высокой степенью переработки. Становится очевидным, что Китай не случайно скупает месторождения нефти и газа, руд цветных металлов, а в лице России видит одного из потенциальных поставщиков, главным образом, углеводородов Дальневосточных и Сибирских месторождений. Россия рассматривает многолетнюю практику поставок сырьевых ресурсов за пределы как надежный источник поступления финансовых средств и в государственный бюджет и на счета добывающих компаний, поэтому Китай для России перспективный рынок поставок углеводородов;
  2. Большая проблема связана и со слаборазвитой инфраструктурой. Для товаров, поступающих из КНР, явно недостаточное количество распределительных центров, ограниченное количество доступных маршрутов для приграничной торговли. Сложный процесс прохождения таможенных процедур в приграничных регионах России;
  3. Проблему в торгово-экономических отношениях представляет и стоимость российской и китайской валют по отношению друг к другу. Она оказывается под большим влиянием мировых тенденций изменения курса доллара США, и не отражает реальных отношений между рублем и юанем;
  4. Ограничивающим фактором в торгово-экономических российско-китайских отношениях является вопрос торговых расчетов – малое количество банков и финансовых учреждений, которые могли бы производить необходимые расчеты в национальных валютах;
  5. Серьезная проблема лежит в области инвестиций и кредитования. Китай является главным источником финансирования российских предприятий, но главной валютой инвестиций остается доллар США, а использование национальных валют имеет ограниченный характер и сводится к торговой сфере.

Надо сказать, что полноценному торгово-экономическому сотрудничеству России и Китая, мешает еще целый ряд проблем.

Они связаны с тем, что страны имеют разные условия:

  1. Речь идет о том, что все российские крупные промышленные центры в основном расположены в европейской части России, на Урале и в Западной Сибири. Они расположены далеко от основных мировых морских коммуникаций, от основных торговых и финансовых потоков. Главные крупнейшие центры китайской промышленности находятся в южной и юго-восточной части страны на побережье теплых морей, а значит, вблизи мировых торговых коммуникаций. Получается, что российские и китайские промышленные центры удалены друг от друга на значительные расстояния, поэтому, безусловно, финансовые затраты будут большие;
  2. Также важным моментом является и то, что китайские промышленные центры находятся в тропической и субтропической зоне, а российские центры лежат в умеренной климатической зоне с низкими зимними температурами. Зимние температуры, по расчетам экспертов США, оказывают влияние на эффективность экономической деятельности. Так, например, понижение индекса «температуры на душу населения» на $1$ градус приводит к уменьшению ВВП на $1,5$-$2,0$ % и сокращает динамику экономического роста на $3 $%.

Замечание 3

Результат очевиден – «природная энергоёмкость» предприятий России высокая, а это значит, что финансовые затраты повышены и производственные операции намного дороже, чем в Китае.

Эта дифференциация условий России и Китая осложняет производственную, инвестиционную, технологическую кооперацию, поэтому китайским компаниям выгоднее вкладывать средства внутри своей страны.

Перспективы российско-китайских отношений

Санкции против России заставили страну сделать разворот на восток и, в качестве основного партнера рассматривается Китай. Бурно развивающаяся страна с огромным населением, член Совета Безопасности ООН, может оказать поддержку при ущемлении интересов России. Китай является участником ШОС и БРИКС, что делает реальной перспективу многополярного мира, да к тому же Китай не вмешивается во внутреннюю политику других государств. Директор Школы востоковедения А. Маслов считает, что российско-китайские отношения будут прагматичными и бурного их развития не будет.

Для России важно развивать такие производства, которые будут ориентированы на поставки товаров в Китай. Их развитие обязательно должно стимулироваться за счет российских кредитов и устанавливаться жесткие стандарты качества. Дальневосточным российским регионам, соседствующим с Китаем, начать активное с ним сотрудничество. Забайкальский край, например, делает попытку выйти на это сотрудничество, но достаточного опыта для этого ещё не имеет. Дальний Восток России привык к транспортным транзитам и не готов быть транспортным коридором поставок товаров из России в Китай. У Китая есть свои стратегические интересы , которые не всегда совпадают со стратегическими интересами других стран и это вполне нормально.

Замечание 4

По мнению А. Островского, директора Института Дальнего Востока РАН российско-китайские отношения в политической сфере будут не только развиваться, но и укрепляться, а для более успешного их осуществления необходимо развивать и экономические отношения. Но, есть и обратная сторона, пока Китай получает конкретную экономическую выгоду и решает свои проблемы, он заинтересован в этих отношениях с Россией. Тем более, что США активизировались на Тихом океане, да и Япония представляет угрозу. Китай очень обеспокоен тем, что Япония отказалась от статьи конституции о недопущении собственных вооруженных сил. Пока эти угрозы сохраняются для Китая, он будет сотрудничать с Россией.

История развития отношений между Россией и Китаем как двумя соседними государствами отличается неравномерностью. При этом современный период является самым благоприятным и плодотворным за всю историю существования российско-китайских отношений; созданная в 1990-е гг. международно-правовая база российско-китайского добрососедства характеризуется полнотой и способствует расширению взаимовыгодных контактов между двумя соседними странами во всех областях. Наибольшего успеха в развитии добрососедских отношений Россия и Китай достигли в политической сфере. Принятые в течение истекшего десятилетия двусторонние и многосторонние (с участием России и Китая) международные договоры политического характера представляют значительный шаг вперед в отношениях между двумя государствами. Выраженные в них концепции стратегического партнерства и многополярного мира представляют собой применение к современной международной обстановке основных принципов современного международного права. Значительным успехом можно считать и достижение соглашений о демаркации российско-китайской государственной границы почти на всем ее протяжении, а также закрепление военной безопасности в районе границы.

Борьба с международным терроризмом - это одно из главных направлений нашего активного взаимодействия, которое успешно развивается как в двухстороннем формате, так и в рамках ООН и Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества. Столь же решительно и бескомпромиссно наши государства совместно борются против незаконного оборота наркотиков и оружия, организованной преступности, распространения оружия массового уничтожения и других угроз глобальной безопасности.

Российско-китайское партнерство, включая взаимодействие в ООН и других многосторонних форумах, вносит значительный вклад в укрепление международного мира. Россия и Китай вместе выступают за предотвращение размещения в космическом пространстве оружия любого вида и призывают другие страны поддержать их инициативу по выработке соответствующей международно-правовой договоренности, которая стала бы крупным шагом на пути дальнейшего укрепление стратегической стабильности и международной безопасности.

Заявленный курс на миролюбивые добрососедские отношения был закреплен Договором 2001 года о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве . И впоследствии был только наполнен конкретным экономическим содержанием. На данный момент обе стороны заинтересованы как по ряду политических, так и экономических причин в тесном сотрудничестве. И, не считая некоторых разногласий, наши отношения развиваются довольно успешно.

Экономика. В результате улучшения советско-китайских отношений к концу 80-х годов началось развитие двустороннего торгово-экономического сотрудничества, а после распада СССР – оно было поддержано диалогом между Китаем и Россией. Важным стимулом для продолжения российско-китайского экономического сотрудничества стали экономические реформы в обеих странах, которые, несмотря на существенные различия в характере и методике, были направлены на переход к рыночной экономической системе. Также среди факторов, способствовавших укреплению российско-китайских экономических связей, следует отметить географическую близость стран, взаимодополняемость экономических ресурсов, разные этапы экономического развития и заниженные курсы национальных валют, позволившие стремительно наращивать взаимный экспорт товаров и услуг.

В начале 1990-ых годов происходит наращивание товарооборота между Россией и Китаем благодаря проведённым рыночным реформам в России и дальнейшей либерализации экономики Китая.

После значительного ухудшения условий для развития двусторонней торговли и инвестиционного сотрудничества в конце 90-ых годов, с начала 2000-ых происходит улучшение российско-китайского экономического взаимодействия, обусловленное, с одной стороны, вступлением российской экономики в период восстановления и роста после резкого падения объёмов производства и финансового дефолта 1998 года, а с другой стороны, – вступлением Китая в ВТО в 2001 году с последующим принятием обязательств по либерализации внешнеэкономической деятельности. Вплоть до мирового финансово-экономического кризиса высокая динамика экономик двух стран положительно влияла на развитие торгово-экономических связей, что сопровождалось укреплением отношений стратегического партнерства и сотрудничества.

Военно-техническое сотрудничество. Военно-техническое сотрудничество с КНР наиболее плодотворно развивалось в период с 1992 года по 2004 год, когда Россия осуществляла масштабные поставки боевой техники и вооружения в Китай. В их числе более ста боевых самолетов и вертолетов различных типов, в том числе истребители СУ-27 производства авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре, а также их модификация СУ-30МКК. Кроме того, российская сторона передала Китаю лицензии на производство СУ-27, а российские специалисты приняли участие в проектах китайских истребителей J-10, JF-17, учебного самолета L-15.

Во второй половине 2000-х годов в Китае, пережившем научно-техническую революцию, вызванную бурным освоением японских, американских и российских технологий, было решено, что страна в состоянии самостоятельно справиться с оснащением Народно-освободительной армии Китая (НОАК) современным вооружением и техникой. Однако полностью Китай не отказался от импорта вооружений.

В декабре 1999г. Б.Н. Ельцин посетил с официальным визитом Пекин. Россия поддерживала политику Китая в отношении Тайваня, Китай объявил что Чечня - внутреннее дело России. В интервью китайским и российским СМИ накануне визита в КНР в июле 2000г. президент России В.В. Путин подтвердил, что Китай является стратегическим партнером России, а также подтвердил разделяемость позиций на международной арене, стремление стран к поддержанию и укреплению многополярного мира.

Во время визита В. Путина в Китай в июле 2000 г. было подписано совместное заявление по ПРО. В нем, в частности, говорится, что план США создать систему национальной противоракетной обороны на территории страны вызывает глубокую озабоченность Москвы и Пекина.

В сентябре 2000 г. успешно прошел визит в Россию председателя ПК ВСНП Ли Пэна. Президент России В. Путин на встрече с Ли Пэном заявил, что российско-китайские отношения находятся “на самом высоком уровне”.

Между Китаем и Россией налажены обмен и сотрудничества в экономике, науке и технике, военной технике и других областях. Добрососедство и сотрудничество базируется на принципах неприсоединения, непротивостояния и ненаправленности против третьей стороны.

Показателем нового уровня двусторонних отношений стал подписанный президентом России В.В. Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем во время очередной встречи на высшем уровне в Москве 16 июля 2001г. российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

Договор, как и российско-китайское сотрудничество в целом, имеет два аспекта: международный и двусторонний. Практически полное совпадение взглядов двух стран на международные проблемы - важнейший двигатель двусторонних отношений. Лидеры в Пекине и Москве неоднократно заявляли, что российско-китайское сближение не направлено против третьих стран, в том числе и против США, и это совершенно верно в том смысле, что США и Запад в целом не рассматриваются ни Китаем, ни Россией в качестве врага. Напротив обе стороны крайне заинтересованы в экономическом и политическом сотрудничестве с Западом. Оно является важнейшим фактором развития обеих стран и, следовательно, полностью соответствует их стратегическим целям. Однако вероятно и то, что российско-китайское сближение в определенной степени стимулируется рядом негативных (с точки зрения Москвы и Пекина) тенденций международного развития, которые до недавнего времени особенно активно поощрялись Вашингтоном.

Тенденция стабилизации экономического роста была закреплена во время визита премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи, который в сентябре 2001г. побывал в Санкт-Петербурге на очередной встрече государств. С китайской точки зрения проблемой двусторонней торговли является повышение китайского импорта над экспортом (соответственно 5,77 млрд. долл. и 2,23 млрд. долл. в 2000г.). Но и Россия не вполне удовлетворена тем, что основу её экспорта составляют вооружения и сырье.

Вооружение составляет 15-20 %. Это не случайно, ведь в этой области Китай может приобрести у России товары такого уровня, доступ которым на западе для него закрыт.

Для России торговля с КНР крайне важна тем, что решает важные социальные проблемы: дает работу и зарплату десяткам тысяч рабочих, обороны предприятий и позволяет развивать сконцентрированный в оборонном секторе технологический потенциал в условиях, когда средств собственного государства явно не достаточно.

10 сентября 2003г. в Пекине прошло заседание российско-китайского комитета дружбы, мира и развития. По словам В.В. Путина, комитет призван стать реально работающим механизмом не правительственных обменов и сыграть высокую роль в углублении разнопланового диалога между народами России и Китая. В свою очередь, в приветствии к участникам заседания Председатель КНР Ху Цзиньтао подчеркнул, что “Китай и Россия - добрые соседи и важные стратегические партнеры, сохраняющие и развивающие долгосрочные стабильные связи добрососедства, дружбы и сотрудничества, которые отвечают коренным интересам народов двух стран, а также способствуют миру, стабильности и развитию во всем мире”.

Для обоих государств договор имел и продолжает сохранять важное

идеологическое, нормативно-правовое и прикладное значение. Во-первых, он закрыл эпоху «бездоговорных отношений», которая продолжалась между Россией и Китаем более 20 лет, после истечения срока действия Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между КНР и СССР от 14 февраля 1950 г.

Во-вторых, он оформил общность подходов двух государств ко многим вопросам внутренней политики каждого из них и процессам и явлениям международной жизни. Наконец, он стал основой для конкретных решений в различных областях двусторонних торгово-экономических и гуманитарных связей.

В октябре 2004 г. стороны приняли «План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР» на 2005 - 2008 гг., который наполнил отношения российско-китайские отношения «стратегического взаимодействия и партнёрства» конкретными задачами и определил формат межгосударственных, межрегиональных и приграничных связей.

В ноябре 2008 г. был утверждён «План действий» по реализации договора на следующие четыре года (2009 - 2012 гг.).

Десять лет действия соглашения - достаточный срок, чтобы подвести итоги, проанализировать уже сделанное, выявить существующие проблемы, оценить перспективы.

Общепризнано, что наибольшие успехи в отношениях между Россией и Китаем достигнуты в сфере высокой политики. В своём последнем интервью накануне поездки в Китай в апреле 2011 г. Д. Медведев ещё раз подтвердил тезис о «высшей точке» развития российско-китайских отношений за всю их историю. Важной частью политического взаимодействия России и КНР стали парламентские контакты. К крупным двусторонним экономическим проектам можно отнести энергетическое взаимодействие, которое, по мнению китайских экспертов, «носит стратегический характер», поскольку оно «… не ограничено лишь уровнем торговых отношений, а поднято на уровень экономической стратегии и энергетической дипломатии». У всех на слуху строительство ветки нефтепровода до китайской границы и долгосрочное соглашение о поставках сибирской нефти в Китай, но это сотрудничество распространяется на более широкие сферы (газ, уголь, атомная и гидроэнергетика). Не случайно в 2008 г. была создана специальная структура по энергодиалогу.

Существуют и вполне конкретные, измеряемые результаты развития отношений. Их несколько:

Экономический: в период с 2000 по 2010 гг. объём российско-китайской торговли увеличился без малого в 10 раз (с 5,72 до 55,5 млрд. дол.); накопленных китайских инвестиций в России - со 100 миллионов до 2,6 миллиардов доларов, российских в КНР - с 220 миллионов (2001 г.) до, без малого, 1 миллиарда долларов.

Гуманитарный: число россиян, побывавших в Китае, выросло с 997 тысяч человек в 2000 г. до 2,37 миллиона человек в 2010 г. Однако при этом количество граждан КНР, посетивших Россию в 2010 г. (748000), было лишь на 254 тысячи больше, чем в 2000 г., но меньше, чем в 2005 г. (1,1 млн. чел.), а китайских туристов в Приморском крае насчитали в 2009 г. в 4 раза меньше, чем в 2001 г.

Региональный: с 2000 по 2010 г. объём торговли Дальнего Востока с Китаем вырос в 6,1 раза (с 1,1 до 6,9 миллиардов долларов), провинции Хэйлунцзян с Россией - с 1,4 до 7,5 миллиардов долларов.

Количество китайских рабочих, ежегодно привлекаемых в экономику Дальнего Востока и Забайкалья, выросло за этот же период с 15 до 90 тысяч человек; более 60 субъектов Российской Федерации имеют, по данным посольства РФ в КНР, контакты с провинциями Китая.

Нельзя не согласиться с оценкой китайских экспертов, что высокий уровень политического доверия, по-прежнему не имеет прочных административной и политической основ, широкой опоры в среде российской бюрократии и рядовых исполнителей. Во многом поэтому принимаемые «в формате политического доверия» решения остаются нереализованными. Примеров достаточно: так и не открытые консульства во Владивостоке и Харбине, не построенный мост через Амур у Благовещенска и Хэйхэ, «мертвые» приграничные торгово-промышленные комплексы, обещанные, но несостоявшиеся крупные инвестиции и т. д.

Что касается внешнеэкономических связей Китая и России, то огромный китайский рынок осваивается в первую очередь представителями нашего военно-промышленного комплекса. В КНР мы поставляем различные виды вооружений: корабли, самолеты, некоторые компоненты космической техники, ракеты тактического назначения, машины и оборудование, предназначенное для строительства ГЭС и ГРЭС, АЭС. Но структура российско-китайской торговли не удовлетворяет Москву.

Пока что в Китай мы больше продаем энергоносители, пиломатериалы и сырье. Гораздо активнее в этом отношении действуют китайские предприниматели - “челноки”. Их, как и китайские товары в основном изделия легкой промышленности, в России можно видеть “от Москвы до самых до окраин”. Правда, им активно помогает около 1 миллиона российских “челноков”.

Решая крупнейшую экономическую и геополитическую задачу, Москва создает объективные условия для заселения Дальнего Востока и о-ва Сахалин. В России началась разработка крупнейшей за последние 15 лет программы массового переселения людей. Специалисты, разрабатывающие программу переселения на Дальний Восток 18 млн человек, используют опыт советского государства, когда переселенцы получали большие подъемные, оплачивался сам переезд. Но в этот раз планируют приглашать желающих из центральной части страны, стран ближнего зарубежья, а также из Китая, Южной Кореи и Японии. Чем можно привлечь людей на Дальний Восток? Данные интернет-опроса, проведенного газетой “Известия”, дают такие ответы: 41 % - деньгами, 34 % - доступным жильем, 25 % - упрощенным получением гражданства РФ.

Еще одним геостратегическим ходом Москвы и Пекина были совместные маневры, в которых приняли участие около 10 тыс. солдат и офицеров, бронетехника, авиация и корабли ВМФ. Это вызвало беспокойство у Вашингтона: был сделан, хотя и небольшой, шаг в сторону создания многополярного мира. Беспокоит американцев близость позиций Москвы и Пекина по иранской ядерной программе.

Многие специалисты, занимающиеся проблемами геополитики, считают нашего южного соседа наиболее опасным для России. И для таких опасений есть достаточно оснований. Уже сейчас КНР является важнейшим геополитическим субъектом - державой, оказывающей большое влияние на положение дел в России, особенно на Дальнем Востоке и в Сибири. В ближайшие 10-15 лет в силу объективных причин это влияние возрастет еще больше. Это во многом объясняется специфическими условиями развития Китая.

14 октября 2008г на острове Большой Уссурийский Китай и Россия провели церемонию установки первого пограничного столба в восточной части государственной границы Китая и России. Россия официально передала Китаю остров Тарабаров и западную часть Большого Уссурийского. Большой остров в Читинской области на реке Аргунь также принадлежит Китаю.

Поворот российско-китайских отношениях произошёл в Нью-Йорке. Президент Дмитрий Медведев и глава КНР Ху Цзиньтао подписали «Программу сотрудничества на 2009-2018 годы». В приложении к этому документу содержится «Список ключевых проектов», которые осуществятся в ближайшие девять лет. Наша страна готова передать в «совместную разработку» огромное количество шахт, рудников и разрезов на приграничных территориях.

Забайкалье пообещало Китаю отдать Култуминское и Ново-Широкинское золоторудные месторождения. В Амурской области - Евгеньевское месторождение апатитов, в Хабаровском крае - оловянный рудник «Соболиное». Сахалинская и Магаданская области распахнут перед восточным соседством свои угольные закрома.

Согласно «Программе сотрудничества», центром переработки дальневосточных ресурсов станет город Муданьцзянь. Там построят транспортный центр и предприятие по глубокой переработке российского леса.

В ближайшие 10 лет российско-китайские отношения будут развиваться по принципу «наше сырьё - ваши технологии». В российско-китайском товарообороте доля сырья постоянно растёт и уже превышает 56 %, а доля машиностроения - менее 5 %. Правительство сознательно отвело сибирякам и приморцам роль шахтёров и рудокопов. Государство решило, что горно-обогатительных комбинатов не будет, а необработанная руда отправится в соседнюю страну, где из неё извлекут основную прибыль. Почему так вышло?

Восточный сосед не против строительства заводов в России, но при этом он ставит трудновыполнимое условие: работать там будут только китайские граждане. От российской стороны требуют создания особых таможенных коридоров и превращения границы в прозрачную зону, чтобы сотни тысяч китайских рабочих могли по вечерам возвращаться домой.

В итоге ситуация между Россией и Китаем не беспросветная. Китай вложит миллиарды долларов в новые предприятия, они станут «заложниками» поставок из нашей страны. Таким образом, у нас появится отличный рычаг, чтобы отстаивать свои интересы.

Кроме того, Китаю, так или иначе, придётся заняться строительством шахт, электростанций и подъездных путей на российской территории. Это далеко не тот масштабный план развития Дальневосточного региона, который приняло, но не выполнило правительство.