Российско-китайские экономические отношения. Проблемы торгово-экономических отношений

Россия и Китай с 1991 по 2016 годы

Замечание 1

С распадом СССР в $1991$ г. Россия и Китай начинают новые отношения. Для Китая Россия становится источником ресурсов, оружия, военных технологий, рынком для сбыта дешевых и некачественных товаров, а также заработка переселенцев. Президент России Б.Н. Ельцин посетил столицу Китая в декабре $1992$ года. Результатом посещения стали, подписанные документы, касавшиеся политических и экономических отношений.

Во время ответного визита председателя КНР Цзянь Цзэминя в сентябре $1994$ г. был подписан еще один пакет документов. Один из документов «Совместная китайско-российская декларация» о долгосрочном развитии отношений конструктивного партнерства, ориентированная на $XXI$ век. Российско-китайские торгово-экономические связи в $90$-е годы выросли и способствовали укреплению восточных районов РФ – Амурской, Читинской областей – с соседними провинциями Китая.

Объем двусторонней торговли и приграничная торговля достигли своего пика в $1993$ году. В результате Китай стал вторым по важности после Германии торговым партнером России.

Россия экспортировала в Китай машины и оборудование, цветные металлы, древесину и целлюлозу, химические удобрения. Импорт приходился на кожаные изделия, одежду, обувь, мясо, машины и оборудование. Структура российско-китайской торговли была несовершенна – поставляя в Китай основное сырье, Россия взамен получала второсортный ширпотреб. Высокотехнологичных товаров было слишком мало. Из-за неурегулированности правовой базы подобная торговля имела отрицательные последствия в виде теневой зоны, куда уходила значительная часть товарооборота.

Через российско-китайскую границу небольшими партиями проходили товары народного потреблении и самостоятельно реализовывались на российских потребительских рынках. Выручка от продажи не облагалась налогами и таможенными сборами, нигде не фиксировалась, и в результате Россия несла большие финансовые потери. Естественно, что подобная «челночная торговля» не могла осуществить контроль над качеством товаров и защитить законные права потребителей.

Визит Б.Н. Ельцина в Пекин в апреле $1996$ г. затронул вопросы развития отношений партнерства стратегического взаимодействия, а также усиления двустороннего сотрудничества в разных областях. Правительства обеих стран принимали все необходимые меры для успешного сотрудничества в области экономики. Новый уровень двусторонних отношений начался с $2000$ года с приходом нового Президента России В.В. Путина. Показателем этого уровня стал российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Договор был подписан в Москве в июле $2001$ года сроком на $20$ лет с автоматическим продлением ещё на $5$ лет.

Российско-китайское сотрудничество на современном этапе включает различные области взаимодействия и, прежде всего, сотрудничество в таких организациях, как ООН, ШОС, БРИКС. Китай становится одним из крупнейших торговых партнеров России с $2010$ года, а наиболее высокого уровня объем двусторонней торговли достиг в $2011$ году и составил $83,5$ млрд. долларов, превысив показатель $2000$ года более чем в $13$ раз.

Российско-китайские торгово-экономические отношения становятся важной составной частью межгосударственных отношений.

Замечание 2

Таким образом, качественный рывок в развитии экономических связей одни политические факторы обеспечить не в состоянии, если они не подкреплены продуманной экономической стратегией. Разработка долгосрочной стратегии развития экономических связей с КНР, является насущной. Главная цель этой стратегии заключается в том, чтобы определить подходы к экономическим обменам с Китаем, обозначить приоритеты и допустимые пределы сближения с ним. Наметить оптимальные формы взаимодействия, проанализировав баланс потенциальных выгод и рисков.

Проблемы торгово-экономических отношений

Предпосылок для развития двусторонних отношений между странами достаточно, но среди прочих существует взаимодополняемость высокого спроса на энергоресурсы со стороны Китая и наличие таких ресурсов у России. Помимо этого обе страны имеют обоюдное желание снизить влияние доллара США на национальные экономики и продвигать интернационализацию своих национальных валют. Но, к сожалению, на данный момент взаимодействие двух стран пока еще не достигло уровня, сопоставимого с потенциалом экономик этих стран.

Таким образом, на российско-китайское сотрудничество влияние оказывают целый ряд проблем:

  1. Прежде всего, в структуре российско-китайской торговли имеет место серьезный дисбаланс. Российский экспорт на $80$ % представлен минеральным сырьем. Китайский экспорт в Россию представляет готовая продукция с высокой степенью переработки. Становится очевидным, что Китай не случайно скупает месторождения нефти и газа, руд цветных металлов, а в лице России видит одного из потенциальных поставщиков, главным образом, углеводородов Дальневосточных и Сибирских месторождений. Россия рассматривает многолетнюю практику поставок сырьевых ресурсов за пределы как надежный источник поступления финансовых средств и в государственный бюджет и на счета добывающих компаний, поэтому Китай для России перспективный рынок поставок углеводородов;
  2. Большая проблема связана и со слаборазвитой инфраструктурой. Для товаров, поступающих из КНР, явно недостаточное количество распределительных центров, ограниченное количество доступных маршрутов для приграничной торговли. Сложный процесс прохождения таможенных процедур в приграничных регионах России;
  3. Проблему в торгово-экономических отношениях представляет и стоимость российской и китайской валют по отношению друг к другу. Она оказывается под большим влиянием мировых тенденций изменения курса доллара США, и не отражает реальных отношений между рублем и юанем;
  4. Ограничивающим фактором в торгово-экономических российско-китайских отношениях является вопрос торговых расчетов – малое количество банков и финансовых учреждений, которые могли бы производить необходимые расчеты в национальных валютах;
  5. Серьезная проблема лежит в области инвестиций и кредитования. Китай является главным источником финансирования российских предприятий, но главной валютой инвестиций остается доллар США, а использование национальных валют имеет ограниченный характер и сводится к торговой сфере.

Надо сказать, что полноценному торгово-экономическому сотрудничеству России и Китая, мешает еще целый ряд проблем.

Они связаны с тем, что страны имеют разные условия:

  1. Речь идет о том, что все российские крупные промышленные центры в основном расположены в европейской части России, на Урале и в Западной Сибири. Они расположены далеко от основных мировых морских коммуникаций, от основных торговых и финансовых потоков. Главные крупнейшие центры китайской промышленности находятся в южной и юго-восточной части страны на побережье теплых морей, а значит, вблизи мировых торговых коммуникаций. Получается, что российские и китайские промышленные центры удалены друг от друга на значительные расстояния, поэтому, безусловно, финансовые затраты будут большие;
  2. Также важным моментом является и то, что китайские промышленные центры находятся в тропической и субтропической зоне, а российские центры лежат в умеренной климатической зоне с низкими зимними температурами. Зимние температуры, по расчетам экспертов США, оказывают влияние на эффективность экономической деятельности. Так, например, понижение индекса «температуры на душу населения» на $1$ градус приводит к уменьшению ВВП на $1,5$-$2,0$ % и сокращает динамику экономического роста на $3 $%.

Замечание 3

Результат очевиден – «природная энергоёмкость» предприятий России высокая, а это значит, что финансовые затраты повышены и производственные операции намного дороже, чем в Китае.

Эта дифференциация условий России и Китая осложняет производственную, инвестиционную, технологическую кооперацию, поэтому китайским компаниям выгоднее вкладывать средства внутри своей страны.

Перспективы российско-китайских отношений

Санкции против России заставили страну сделать разворот на восток и, в качестве основного партнера рассматривается Китай. Бурно развивающаяся страна с огромным населением, член Совета Безопасности ООН, может оказать поддержку при ущемлении интересов России. Китай является участником ШОС и БРИКС, что делает реальной перспективу многополярного мира, да к тому же Китай не вмешивается во внутреннюю политику других государств. Директор Школы востоковедения А. Маслов считает, что российско-китайские отношения будут прагматичными и бурного их развития не будет.

Для России важно развивать такие производства, которые будут ориентированы на поставки товаров в Китай. Их развитие обязательно должно стимулироваться за счет российских кредитов и устанавливаться жесткие стандарты качества. Дальневосточным российским регионам, соседствующим с Китаем, начать активное с ним сотрудничество. Забайкальский край, например, делает попытку выйти на это сотрудничество, но достаточного опыта для этого ещё не имеет. Дальний Восток России привык к транспортным транзитам и не готов быть транспортным коридором поставок товаров из России в Китай. У Китая есть свои стратегические интересы , которые не всегда совпадают со стратегическими интересами других стран и это вполне нормально.

Замечание 4

По мнению А. Островского, директора Института Дальнего Востока РАН российско-китайские отношения в политической сфере будут не только развиваться, но и укрепляться, а для более успешного их осуществления необходимо развивать и экономические отношения. Но, есть и обратная сторона, пока Китай получает конкретную экономическую выгоду и решает свои проблемы, он заинтересован в этих отношениях с Россией. Тем более, что США активизировались на Тихом океане, да и Япония представляет угрозу. Китай очень обеспокоен тем, что Япония отказалась от статьи конституции о недопущении собственных вооруженных сил. Пока эти угрозы сохраняются для Китая, он будет сотрудничать с Россией.

Нормализация российско-китайских отношений началась задолго до появления сегодняшних проблем во взаимодействии России и Запада. Однако это не означает, что эти проблемы, вызванные украинским кризисом, не влияют на двусторонние отношения. Чтобы понять характер этого влияния, крайне необходимо, по нашему убеждению, сначала рассмотреть фундаментальные основы российско-китайского сближения.

Нормализация отношений между Москвой и Пекином, дошедших в конце 1960-х годов до серьезного кризиса, сопровождавшегося вооруженными столкновениями на границе, началась еще в советский период, в последние годы правления Л.И. Брежнева. Тогда лидерам обоих государств стало ясно, что постоянная острая конфронтация вредна как для внутриполитического положения в обеих странах, так и для их международного престижа. С началом горбачевской перестройки и углублением китайских реформ Москва и Пекин в двусторонних отношениях все более отходили от идеологических споров и все более активно обсуждали конкретные вопросы двустороннего партнерства. С принятием курса на независимую и самостоятельную внешнюю политику Пекин отошел от идеи создания единого фронта против СССР и перестал рассматривать Москву в качестве главного врага. Для М.С. Горбачева нормализация отношений с Китаем стала одним из основных внешнеполитических успехов, который внутри страны поддерживали как реформаторы, видевшие в китайских реформах пример для подражания, так и консерваторы, радовавшиеся успехам коммунистического соседа.

После распада СССР Москва, некоторое время пребывавшая в прозападной эйфории, стала постепенно возвращаться к прагматичной политике, позволявшей решать внутренние проблемы. Торгово-экономическое сотрудничество с Китаем, особенно в военно-технической сфере, сыграло важную роль в сохранении целых отраслей российской экономики в сложные 1990-е годы.

Государственная идеология в России в эти годы потерпела крах. За тот же период существенные изменения в государственной идеологии произошли и в Китае. Обе страны перестали ставить перед собой глобальные цели: построение коммунизма во всем мире или хотя бы в Азии. Политика стала более прагматичной и основанной на собственном понимании национальных интересов, и именно близость этого понимания и стала основой сближения. Поэтому, соглашаясь с мнением Ф. А. Лукьянова и Г. Розмана о том, что нынешнее сближение носит идеологический характер, нужно хорошо понимать, что под идеологией здесь нужно иметь в виду не прежнюю тоталитарную идеологию, целью которой было изменение всего мира по определённому образцу, причем ради достижения этой цели можно было пожертвовать некоторыми традиционно понимаемыми национальными интересами (например, оказывать массированную помощь близким режимам в ущерб собственному населению), но, напротив, именно восприятие правящими элитами этих национальных интересов Лукьянов Ф. Консерватизм сближает // Газета.ru. 09.11.2014. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gazeta.ru/comments/column/lukyanov/6244657.shtml . За тот же период тоталитарная (в смысле провозглашаемой внешнеполитической, а не внутриполитической модели) идеология «демократизма», исповедуемая США и государствами ЕС, развилась и укрепилась до такой степени, что стала практически полностью определять внешнюю политику.

По мере дистанцирования России от Запада, связанного с полным непониманем последних пожеланий Москвы и отказом идти на любые компромиссы, отдалявшие, по мнению западных политиков, Россию от цели превращения в «современную» (то есть подчиненную Западу и проводящую его политику) страну, Москва начала выстраивать прагматичные и взаимовыгодные отношения с Пекином. Этот курс совпал и с намерениями самого Пекина, укреплявшегося в результате успешных экономических реформ и проводившего все более активную внешнюю политику.

В результате возник новый тип российско-китайских отношений, основанных не на идеологии, а на прагматических интересах, и направленных на синергетическое наращивание собственного влияния в мире, но не против третьих стран. Они получили название «стратегического партнерства и взаимодействия».

В отношениях Китая и России в период с 2000 г. по 2008 г. сохранялось сложное переплетение потенциальных возможностей для сотрудничества и соперничества. Позиции Пекина и Москвы совпадали по вопросам многополярности мировой системы, санкций в отношении Северной Кореи и Ирана, размещения системы ПРО в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Успешно развивалось сотрудничество в сфере поставок энергоносителей.

Важной проблемой ЦВЕ, по отношению к которой происходило скрытое соперничество РФ и КНР, являлась проблема сепаратизма и территориальной целостности государств. Парадокс состоит в том, что Китай как единственное ядерное государство, не подписавшее в 1975 г. Заключительный акт СБСЕ о нерушимости послевоенных границ, является горячим защитником провозглашенных в нем принципов. Для России ревизия принципов Заключительного акта, выгодная в регионе Восточной Европы и Закавказья по тактическим соображениям, может оказаться пагубной в среднесрочной или долгосрочной перспективе, в частности в контексте соперничества с Китаем на Дальнем Востоке. Китай имеет территориальные претензии к множеству соседей, в том числе к России. В то время как Кремль пытается восстановить свое доминирование в регионе, который россияне именуют «ближним зарубежьем», Китай рассматривает Россию как свое собственное «ближнее зарубежье».

Поддержка Россией самопровозглашенных властей Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья и т.д. вызывает серьезную обеспокоенность в регионе. Озабоченность политикой России в ЦВЕ выражена в открытом письме бывших лидеров государств региона к администрации США. В нем утверждается, что Россия возвращается к роли государства, стремящегося к изменению status quo, и пытается проводить повестку дня XIX века с помощью тактик и методов XXI-го. На мировом уровне по большинству вопросов Россия выступает в роли державы, поддерживающей status quo. Но на региональном уровне и по отношению к странам ЦВЕ она все больше стремится к его изменению.

Позиция Пекина в рассматриваемый период времени состоит в том, что вопрос ново-провозглашенных государств, в том числе Косово, следует решать лишь путем переговоров и диалога, а не односторонних действий. Такую же позицию Китай отстаивает и в отношении непризнанных государств постсоветского пространства. Воспринимая распад СССР как один из крупнейших стратегических подарков для своей истории, Китай противостоит российским попыткам установить даже неформальный сюзеренитет над советскими государствами-преемниками. Поэтому Пекин остался чрезвычайно недоволен вторжением российских войск в Грузию, случившимся как раз накануне Олимпийских игр. Борясь с сепаратистскими движениями в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и в Тибете, Китай осудил признание Москвой независимости Южной Осетии и Абхазии. Крайнее раздражение Пекина вызывает также тактика Москвы, основанная на использовании своих энергетических ресурсов в качестве средства принуждения в отношении стран-соседей (Украины и Грузии).

С.Г. Лузянин в своей работе приводит следующие факты: «Еще в конце 1990-х годов в КНР была взята на вооружение стратагема: опереться на Север (под ним понимается Россия), стабилизировать Запад (ЕС, США), идти на Юг (в страны третьего мира - Азию, Африку и Латинскую Америку). Сегодня эта стратагема полностью сохранилась, и при значительно меньших оборотах взаимной торговли (по сравнению с ЕС, США, Японией, АСЕАН и др.) политически эти отношения китайским руководством ценятся значительно выше, чем с любым другим государством мира. После событий 2008 года (мировой финансово-экономический кризис) начало меняться отношение Китая к такому ключевому дипломатическому инструменту, как партнерство, однако до 2008 года этот термин имел для всех партнеров Китая примерно одинаковое значение» Лузянин С.Г. КНР: внешнеполитический «транзит». Обновление теории и практики // Полис. Политические исследования. - 2013. - № 6. - С. 97..

И все же, на наш взгляд, можно говорить о том, что в начале XXI столетия происходит эволюция и даже некоторая переоценка китайского фактора во внешнеполитической стратегии России. Российское руководство считает развитие отношений добрососедства, дружбы, стратегического партнерства и сотрудничества с КНР одним из своих важнейших приоритетов. Китайско-российские отношения также занимают одно из центральных мест во внешней политике КНР.

Трансформация российско-китайских отношений происходит в диалектическом взаимодействии их форм и содержания. Имеется в виду постоянная эволюция и взаимная корректировка международно-правовых параметров взаимосвязей двух стран перед лицом тех вызовов региональной и глобальной безопасности, с которыми оба государства сталкиваются в современном стремительно меняющемся мире.

Среди ключевых событий этой эволюции - подписание 16 июля 2001 г. президентом РФ В.В. Путиным и председателем КНР Цзян Цзэминем Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Данный документ отразил реалии начала XXI в. - общее стремление РФ и КНР содействовать становлению многополярного мира. При желании, по мнению С.Г. Лузянина, в договоре можно усмотреть стремление создать полюс «глобального притяжения», противоположный США. К моменту подписания договора Россия и Китай занимали одинаково отрицательную позицию по вопросу расширения НАТО на восток, «гуманитарных» акций США и их союзников на Балканах, по проблеме целостности России (в связи с событиями в Чечне) и Китая (ввиду проявлений этнического сепаратизма в Тибете и Синьцзяне) Лузянин С.Г. Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Большой Восток» (2004-2008 гг.). - М.: АСТ; Восток-Запад, 2007. - С. 320..

Однако нельзя не заметить определенной двусмысленности в отношениях России и Китая. На официальном уровне все выглядит оптимистично. Нынешнее состояние российско-китайских отношений в Москве именуют наилучшим этапом в истории двусторонних отношений, в Пекине - новой высотой.

Ещё в 2004 году В.И. Дятлов подчеркивал, выступая с докладом в рамках международного научного семинара, что «…соседство с Китаем помогает российским регионам экономически выживать и развиваться, но одновременно формирует мощный комплекс страхов, опасений, обид, фобий, предубеждений. Они могут носить как вполне рациональный, так и нерациональный характер, но само их существование, массовость, воздействие на поведение (в том числе политическое) населения, политику региональных властей делают их самостоятельным вызовом национальной безопасности Российской Федерации» Дятлов В.И. Внешние миграции на востоке России как геополитический фактор // Байкальский регион и геополитика Центральной Азии: история, современность, перспективы: материалы международного научного семинара-совещания. - Иркутск: Иркутский межрегиональный институт общественных наук, 2004. - С. 52..

Сотрудничество с Россией, в период с 2000 г. по 2008 г. являлось для Китая фактором поддержания геополитического баланса сил в регионе, сохранения «спокойствия на севере» и одним из противовесов американскому и японскому влиянию. Для России дружественные связи с Китаем служили и служат до сих пор, как нам представляется, одним из средств «обеспечения тыла» при пересмотре стратегии взаимодействия с Западом, а также выступают «потенциальным стержнем» азиатского азимута российской внешней политики, на который возлагают все большие надежды.

2000 год

1 января – Председатель Китайской Народной Республики Цзян Цзэминь направил В.В.Путину устное поздравление в связи с его назначением исполняющим обязанности Президента Российской Федерации и выразил надежду, что он сможет с ним прилагать совместные усилия для углубления и развития партнерских отношений стратегического взаимодействия между двумя государствами.

13 января – Б.Н.Ельцин связался с Председателем КНР Цзян Цзэминем по горячей линии телефонной связи, лично попрощался с Председателем Цзян Цзэминем. Обе стороны выразили удовлетворение атмосферой дружбы и доверия, сложившейся в отношениях между ними, высказали свои ощущения спокойствия и полной уверенности в том, что отношения между двумя странами будут продолжать развиваться в XXI веке.

16-18 января –Заместитель председателя Центрального военного совета КНР, член Государственного совета и министр обороны КНР (по совместительству) генерал-полковник Чи Хаотянь находился с визитом в России, был принят и.о. Президента Российской Федерации В.В.Путиным, встретился с заместителем председателя Правительства РФ И.И.Клебановым, имел беседу с министром обороны РФ И.Д.Сергеевым.

19 января – Председатель Постоянного Комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Пэн направил телеграмму Г.Н.Селезневу, в которой поздравил его с повторным избранием председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также выразил пожелание продолжать с ним прилагать совместные усилия для дальнейшего укрепления сотрудничества между законодательными органами двух государств.

25 января – Помощник министра иностранных дел КНР Лю Гучан принял по договоренности Посла РФ в КНР И.А.Рогачева, который передал письмо и.о. Президента России В.В.Путина Председателю КНР Цзян Цзэминю, в котором он поздравил Цзян Цзэминя с праздником Весны.

28 февраля-1 марта – Министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань находился с официальным визитом в Российской Федерации. В ходе визита Тан Цзясюань был принят и.о. Президента РФ В.В.Путиным, вел переговоры с министром иностранных дел РФ И.С.Ивановым, в ходе которых они провели широкий и глубокий обмен мнениями по вопросам двусторонних отношений и международным вопросам, представлявшим общий интерес. Обе стороны опубликовали совместное информационное сообщение о визите министра иностранных дел КНР Тан Цзясюаня в Россию. Во время визита были подписаны два межправительственных соглашения – о поездках китайских и российских граждан в обе стороны и о взаимной отмене виз для группового туризма.

14-21 марта – Полномочный представитель Российской Федерации по правам человека О.О.Миронов во главе делегации находился с визитом в Китае. Министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань принял О.О.Миронова. Обе стороны обменялись мнениями о положении с правами человека в каждой стране и опытом работы.

27 марта – В день избрания В.В.Путина Президентом Российской Федерации Председатель КНР Цзян Цзэминь направил В.В.Путину телеграмму, в которой от имени Правительства КНР, Китайского народа и от себя лично сердечно поздравил В.В.Путина с избранием на пост Президента Российской Федерации.

В тот же день – Председатель КНР Цзян Цзэминь переговорил с новым избранным Президентом России В.В.Путиным по горячей линии телефонной связи, еще раз поздравил В.В.Путина с избранием Президентом Российской Федерации и выразил свое восхищение его усилиями по стимулированию дальнейшего стабильного развития партнерских отношений стратегического взаимодействия между Китаем и Россией, которые В.В.Путин предпринимал в период после его назначения и.о. Президента России.

12 апреля – Министр внешней торговли и внешнеэкономического сотрудничества КНР Ши Гуаншэн, принимавший участие во встрече на высшем уровне по вопросам торговли стран АСЕАН, раздельно встретился по договоренности с участниками этой встречи заместителем Председателя Правительства России И.И.Клебановым и министром торговли РФ М.Е.Фрадковым.

7 мая – Председатель КНР Цзян Цзэминь направил В.В.Путину телеграмму, в которой от имени Правительства КНР, Китайского народа и от себя лично поздравил его со вступлением в должность Президента Российской Федерации.

16 мая – Премьер Государственного совета КНР Чжу Жунцзи направил письмо Председателю Правительства России М.М.Касьянову, в котором поздравил его с назначением Председателем Правительства Российской Федерации.

В тот же день – Министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань направил телеграмму министру иностранных дел России И.С.Иванову, в которой поздравил его с повторным назначением министром иностранных дел Российской Федерации.

19 мая – Заместитель председателя Центрального военного совета КНР, член Государственного совета и министр обороны КНР (по совместительству) Чи Хаотянь направил письмо министру обороны РФ И.Д.Сергееву, в котором поздравил его с повторным назначением министром обороны Российской Федерации.

31 мая – Министр иностранных дел РФ И.С.Иванов направил письмо министру иностранных дел КНР Тан Цзясюаню, в котором поблагодарил его за телеграмму по случаю повторного своего назначения министром иностранных дел Российской Федерации.

8 июня – Председатель КНР Цзян Цзэминь по договоренности с Президентом России В.В.Путиным переговорил с ним по горячей линии телефонной связи. Лидеры двух государств широко и глубоко обменялись мнениями по вопросам двусторонних отношений и международным вопросам, представлявшим общий интерес.

9 июня – Посол Российской Федерации в КНР И.А.Рогачев провел прием по случаю национального праздника России. На прием были приглашены заместитель председателя Постоянного Комитета ВСНП Цзян Чуньюнь и ответственные лица заинтересованных ведомств КНР.

12 июня – Председатель КНР Цзян Цзэминь направил телеграмму Президенту РФ В.В.Путину, в которой поздравил его с национальным праздником Российской Федерации.

24-30 июня – Парламентская делегация во главе с председателем Комитета по международным делам Государственной Думы Российской Федерации Д.О.Рогозиным находилась с визитом в Китае; председатель Постоянного Комитета ВСНП Ли Пэн принял Д.О.Рогозина.

27 июня – Заместитель премьера Государственного совета КНР Вэнь Цзябао, принимавший участие в Женеве в специальной сессии ООН по вопросам социального развития, встретился с заместителем Председателя Правительства РФ В.И.Матвиенко, участвовавшей в работе сессии. Обе стороны обменялись мнениями по вопросам китайско-российских отношений, социального развития и вступления Китая в ВТО.

15-16 июля и 23-26 июля – Министр иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванов находился с визитом в Китае. Министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань провел переговоры с И.С.Ивановым, в ходе которых они обменялись мнениями по вопросам двусторонних отношений и международным вопросам. Кроме Пекина, И.С.Иванов также совершил поездку в Шанхай.

17-19 июля – Президент Российской Федерации В.В.Путин находился с государственным визитом в Китае. В ходе визита Председатель КНР Цзян Цзэминь и В.В.Путин провели встречу в узком кругу и переговоры в широком составе. С В.В.Путиным раздельно встречались Председатель Постоянного Комитета ВСНП Ли Пэн, Премьер Государственного совета КНР Чжу Жунцзи, Председатель Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая Ли Жуйхуань. Главы двух государств подписали “Пекинскую декларацию Китайской Народной Республики и Российской Федерации”, “Совместное заявление Председателя Китайской Народной Республики и Президента Российской Федерации по вопросам противоракетной обороны” и другие семь межправительственных и межведомственных соглашений.

26 июля вечером – Председатель КНР Цзян Цзэминь по договоренности с Президентом России В.В.Путиным провел с ним разговор по горячей линии телефонной связи, в ходе которого обе стороны обменялись мнениями по вопросам двусторонних отношений и международным вопросам, представлявшим общий интерес.

9 августа – Министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань направил телеграмму министру иностранных дел России И.С.Иванову по поводу сильного взрыва на станции метро “Пушкинская” в центре города Москвы; в телеграмме он проявил заботу и выразил сочувствие родственникам и близким раненых и погибших.

21 августа – Председатель КНР Цзян Цзэминь направил телеграмму Президенту России В.В.Путину, в которой от имени Правительства КНР, Китайского народа и от себя лично выразил В.В.Путину и через него России соболезнования по поводу гибели 118 офицеров и матросов атомной подводной лодки “Курск”, а также проявил заботу и выразил соболезнования членам семей погибших подводников.

24 августа – Заместитель министра иностранных дел КНР Цзи Пэйдин посетил Посольство России в Китае, принял участие в траурных мероприятиях, проводимых в связи с гибелью офицеров и матросов российской атомной подводной лодки “Курск”.

31 августа – Председатель Постоянного Комитета ВСНП Ли Пэн, участвовавший в саммите тысячелетия, проводимом ООН, имел встречу в Нью-Йорке с Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезневым. Обе стороны обменялись мнениями по вопросам дальнейшего расширения обменов между парламентами двух государств.

6 сентября – Председатель КНР Цзян Цзэминь в Нью-Йорке, принимая участие в саммите тысячелетия, проводимом ООН, встретился с Президентом России В.В.Путиным. Обе стороны обменялись мнениями, главным образом, по вопросам Китайско-Российских отношений, международного положения и другим вопросам.

11-19 сентября – Председатель Постоянного Комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Пэн вместе с супругой Чжу Линь находились с официальным дружеским визитом в Российской Федерации. Во время визита Председатель ПК ВСНП Ли Пэн был принят Президентом России В.В.Путиным, имел встречу с Председателем Правительства Российской Федерации М.М.Касьяновым, вел переговоры с председателями верхней и нижней палат парламента России Е.С.Строевым и Г.Н.Селезневым. Обе стороны подписали соглашение между двумя парламентами. Кроме того, Председатель ПК ВСНП Ли Пэн имел встречи с бывшим Президентом России Б.Н.Ельциным, бывшими председателями Правительства России В.С.Черномырдиным, Е.М.Примаковым, видными политическими деятелями и известными деятелями различных партийных фракций парламента, а также посетил города Новосибирск и Владивосток.

13 сентября – Министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань, принимавший участие в 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, встретился в Нью-Йорке с министром иностранных дел России И.С.Ивановым.

14 сентября – Президент РФ В.В.Путин направил телеграмму Председателю КНР Цзян Цзэминю в связи с произошедшим в Синьцзяне взрывом. В телеграмме он от имени Российского народа и от себя лично выразил заботу и сожаление родным и близким погибших и раненых лиц.

16-21 сентября – Заместитель председателя Постоянного комитета ВСНП, председатель Китайской народной ассоциации борьбы за мир и разоружение Хэ Лули во главе делегации, представляющей Китайскую народную ассоциацию борьбы за мир и разоружение, прибыла по приглашению Совета Международного фонда мира в Москву и находилась с дружеским визитом в России.

19 октября – В Пекине состоялось 3-е пленарное заседание Китайско-Российского комитета дружбы, мира и развития. Председатель КНР Цзян Цзэминь принял председателя российской части Китайско-Российского комитета дружбы, мира и развития, президента Российского союза промышленников и предпринимателей А.И.Вольского и провел приём. Заместитель председателя КНР Ху Цзиньтао встретился со всеми членами Российской делегации, участвовавшей в 3-м пленарном заседании этого Комитета. Делегация российских предпринимателей, приехавшая в Китай вместе с членами Российской части Комитета дружбы, мира и развития, также присутствовала на заседании этого Комитета.

20-25 октября – Делегация Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации во главе с заместителем председателя Совета Федерации В.М.Платоновым находилась с визитом в Китае. Председатель ПК ВСНП Ли Пэн и заместитель председателя ПК ВСНП Бухон раздельно встретились с делегацией и провели прием для делегации во главе с В.М.Платоновым.

25-31 октября – Делегация членов Государственной Думы Российской Федерации из фракции “Отечество – вся Россия” во главе с руководителем этой фракции, бывшим председателем правительства РФ Е.М.Примаковым находилась с визитом в Китае. Председатель КНР Цзян Цзэминь, министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань приняли делегацию во главе с Е.М.Примаковым.

31 октября-2 ноября – Заместитель председателя Правительства России, председатель Российской части Китайско-Российской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств И.И.Клебанов прибыл в Китай для участия в 4-м заседании Китайско-Российской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств, а также провел подготовку для визита в Китай Председателя Правительства Российской Федерации М.М.Касьянова. И.И.Клебанов и член Государственного совета КНР У И провели встречу в узком кругу и переговоры в широком составе. И.И.Клебанов имел встречу с заместителем председателя Центрального военного совета КНР Чжан Ваньнянем.

3-4 ноября – Председатель Правительства Российской Федерации М.М.Касьянов находился с официальным визитом в Китае. Во время визита он и премьер Государственного совета КНР Чжу Жунцзи провели Пятую регулярную встречу глав правительств Китая и России. Во время визита Председатель КНР Цзян Цзэминь, Председатель Постоянного Комитета ВСНП Ли Пэн раздельно приняли М.М.Касьянова. Премьер Государственного совета КНР Чжу Жунцзи провел с М.М.Касьяновым встречу в узком кругу и переговоры в широком составе. Обе стороны полностью и глубоко обменялись мнениями главным образом по вопросам отношений между двумя странами и особенно по вопросам дальнейшего развития сотрудничества между двумя государствами в сфере экономики, науки и техники, энергетики и различных других областях. Во время визита обе стороны подписали “Совместное информационное сообщение о Пятой регулярной встрече глав правительств Китая и России”, “Протокол четвертого заседания Китайско-Российской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств” и 14 других документов по вопросам двустороннего сотрудничества.

15 ноября – Председатель КНР Цзян Цзэминь участвовал в 8-й неформальной встрече лидеров Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Брунее; во время этого саммита он имел отдельную встречу с Президентом России В.В.Путиным, обе стороны обменялись главным образом мнениями по вопросам отношений между двумя государствами, вопросам торгово-экономического сотрудничества двух стран и другим вопросам.

19-25 ноября – Делегация представителей Группы дружбы между парламентариями России и Китая Государственной Думы Российской Федерации во главе с заместителем председателя Государственной Думы РФ, руководителем Группы дружбы между парламентариями России и Китая В.П.Лукиным находилась с визитом в Китае; председатель ПК ВСНП Ли Пэн принял парламентскую делегацию России во главе с В.П.Лукиным.

28 ноября-1 декабря – Заместитель министра иностранных дел КНР Ян Вэньчан находился с визитом в России, провел консультации на уровне заместителей министров иностранных дел по кадровым вопросам с заместителем министра иностранных дел России А.Л.Федотовым. Во время визита заместитель министра иностранных дел КНР Ян Вэньчан провел также консультации с заместителем министра иностранных дел России А.П.Лосюковым по вопросам о положении в Азии и ее проблемах.

3-12 декабря – Заместитель премьера Государственного совета КНР Ли Ланьцин находился с официальным визитом в Российской Федерации. Во время визита заместитель премьера Ли Ланьцин был принят Председателем Правительства России М.М.Касьяновым; Ли Ланьцин вместе с заместителем Председателя Правительства РФ В.И.Матвиенко председательствовали на 1-м заседании Китайско-Российской комиссии по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, подписали соответствующие документы о сотрудничестве. Ли Ланьцин также встретился с бывшими председателями Правительства России В.С.Черномырдиным и Е.М.Примаковым. Кроме Москвы, Ли Ланьцин совершил поездки в Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самару и встречался с руководителями местных органов власти. Во время визита заместитель премьера Ли Ланьцин был удостоен почетного звания профессора Московского государственного университета и почетной степени доктора Самарского государственного авиакосмического университета.

19 декабря – Заместитель министра иностранных дел КНР Чжан Дэгуан принял Российскую делегацию деятелей среднего и молодого возраста в сфере дружбы, прибывшую с визитом в Китай в соответствии с планом работы Китайско-Российского комитета дружбы, мира и развития на 2000 год. Обе стороны обменялись мнениями о положении, сложившемся после учреждения Китайско-Российского комитета дружбы, мира и развития, и по вопросам осуществления обменами в дальнейшем.

25-28 декабря – Помощник министра иностранных дел КНР Лю Гучан находился с визитом в России; во время визита он провел консультации на уровне заместителей министров иностранных дел двух государств с заместителем министра иностранных дел России А.П.Лосюковым. Обе стороны обменялись мнениями по вопросу согласования и подписания “Китайско-Российского договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве”, а также по проблеме оставшихся неурегулированными участков Китайско-Российской границы и другим вопросам.

19-22 февраля – Заместитель председателя Центрального военного совета КНР генерал-полковник Чжан Ваньнянь во главе правительственной делегации КНР по приглашению находился с официальным визитом в России. Во время визита заместитель председателя ЦВС КНР Чжан Ваньнянь провел переговоры с заместителем Председателя Правительства России И.И.Клебановым, а также раздельно был принят Президентом РФ В.В.Путиным, Председателем Правительства Российской Федерации М.М.Касьяновым, имел встречу с министром обороны РФ И.Д.Сергеевым. Обе стороны обменялись мнениями по вопросам Китайско-Российских отношений и международным вопросам, представлявшим общий интерес.

(Китайский информационный Интернет-центр. По материалам Посольства КНР в РФ) 27/09/2002

Глава 2. Политические отношения РФ и КНР в XXI веке

Заключение

Список использованной литературы

Введение

История российско-китайских отношений начинается в первом десятилетии XVII и охватывает около четырех столетий. Первые контакты русских и китайцев историки относят к периоду монгольского владычества над Русью . Затем, в связи с распадом Монгольской империи, эти контакты прекратились и возобновились лишь в XVII в., когда в своем освоении Сибири русские приблизились к границам Китая .

Актуальность исследования современных политических взаимоотношений России и Китая обусловлена историческим прошлым двух государств, и важностью нахождения целостного понимания двухсторонних отношений. Современные международные отношения могут повлиять на дальнейший ход истории. И, чтобы не ошибиться в выборе правильного пути развития взаимоотношений, нужно как можно многосторонне исследовать заявленную тему. Известно, что политические отношения регулируют экономические связи, а в свете экономического возвышения Китая для нашей страны важно использовать благоприятные условия для экономического и политического сотрудничества.

Самоназвание КНР – Чжунхуа Женьминь Гуэнэго, что значит Срединная Процветающая Народная Республика. Веками китайцы мыслили свою страну центром поднебесной. Так дело и обстояло вплоть до середины XIX века. Китай был не только великой цивилизацией, но и обладал самой мощной экономикой в мире, подкреплявшей его цивилизаторскую миссию. Затем Китай был отодвинут на обочину мировой политики и экономики. Ныне все возвращается на круги своя. Эксперты расходятся лишь в оценке сроков, в которые Китай выйдет на лидирующие позиции в глобальной экономике и политике. Есть впрочем, и сомневающиеся в принципиальном успехе этого предприятия, а иные даже пророчат Китаю неминуемый крах не позже чем в течение ближайшего десятилетия. В любом случае, чтобы Китаю действительно суждено стать новой глобальной сверхдержавой, ему понадобиться приложить усилия, намного превосходящие те, что были потрачены на достижение нынешних рубежей. Ведь нельзя выйти в лидеры лишь осваивая пройденное другими.

Отношения Китая с Россией имеют свои особенности и не похожи на отношения КНР с другими странами. Утратив позиции глобального лидера и не стремясь их вновь обрести, Россия может не тревожиться по поводу лидерских амбиций Пекина. Напротив, появление новой глобальной державы наряду с США может ограничить безразмерность нынешнего Pах Americana и тем самым сбалансировать общую ситуацию в мире.

Важнейшее значение для партнерства Китая с Россией имеет российское геополитическое положение. Разработчики китайской геополитики всегда - и в древности, и в современности - видели самую большую угрозу в возможности Стратегического окружения страны. Поэтому понятно, какое значение имеет для китайской глобальной стратегии наличие гигантского 6езопасного российского тыла.

После окончательного пограничного размежевания в 1990е годы у России с Китаем не осталось территориальных претензий. Вместе с тем их объединяет общность в отстаивании своей территориальной целостности и безопасности от покушений со стороны сепаратистов, раскольников и экстремистов - как и тех, кто их поддерживает. КНР для России – так же один из важных внешнеполитических приоритетов. Наша общая граница имеет протяженность в 4300 км. С КНР граничат районы Сибири и Дальнего Востока, для которых экономическое сотрудничество со стабильно развивающимся соседом имеет важнейшее значение как для преодоления нынешних хозяйственных трудностей, так и для экономического развития в будущем.

Динамичность китайской экономики может придать дополнительный импульс развитию России. Ввиду разности экономических потенциалов между Россией и Китаем нет соперничества за мировые рынки, но есть, напротив, взаимодополняемость интересов.

Россия стремится диверсицировать каналы поставок своих энергетических ресурсов, а осла6ление нефтяной привязки к странам ближнего Востока необходимо Китаю как воздух. Китай нуждается в поставках многих других видов природных ресурсов, которыми располагает наша страна в избытке, а нам нужны китайские капиталовложения и товары. Не следует забывать и о транзитных потенциях российской территории для связей Китая с Европой. И Россия, и Китай видят свое будущее в прорыве к экономике знаний. Объединение научно-технических и о6разовательных, инвестиционных потенций обеих стран может значительно способствовать совместному достижению этой цели. Эффективность российско-китайского сотрудничества в решении обозначенных и многих других про6лем может быть существенно усилена, если с сотрудничество это будет основываться не только на двухсторонних, но и на многосторонних усилиях. Именно поэтому столь велико значение согласованных действий российско-китaйского тандема в рамках гло6альных и региональных международных объединений.

Российско-китайские отношения в последнее десятилетие ХХ в. и начало ХХI в. ознаменованы поступательным развитием в политической, торгово-экономической, культурной и др. областях. Между Россией и КНР установлены отношения стратегического партнерства, закрепленные в подписанном в 2001 г. межгосударственном Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

В политической области – это регулярные встречи высших руководителей двух стран, министров иностранных дел, парламентариев. Высокий уровень политических отношений между Москвой и Пекином благоприятствует развитию двусторонних внешнеэкономических связей. Кроме того, сотрудничество в торгово-экономической области является важной составной частью стратегического партнерства и имеет исключительно важное значение в качестве материальной основы укрепления отношений добрососедства, дружбы и сотрудничества между Москвой и Пекином.

Постсоветские политические отношения России и Китая в отечественной историографии изучены неравномерно. В 90-е годы вышло несколько научных работ и исследований, уже проанализировавших данный период и давших интересную, но порой неоднозначную оценку происходящего. Хотелось бы отметить таких выдающихся исследователей как Титаренко М.И. и Галеновича Ю.М. . Они, представляя российскую сторону, дают довольно оптимистическую оценку происходящего. Но иностранные авторы, например такие как Бобо Ло , видят ситуацию не в столь радужных тонах и рассматривают наши мирные отношения с Китаем как временное явление, которое пока обоюдно приносит выгоду. Касаясь начала XXI века, нужно отметить, что в силу рассматриваемого периода целостных, объективных работ пока нет, но существует множество публикаций на данную тему, изучив которые автору удалось составить общую картину и выявить различные точки зрения по данному вопросу. Интересны статьи Лаврова С. , Шлындова А. , Ларина А. , Овчинникова В. .

Целью курсовой работы является рассмотрение политических отношений между Россией и Китаем после распада СССР. Из цели вытекают следующие задачи. Во-первых, выявить основные направления двусторонних отношений и изучить заключенные в ходе политических визитов глав государств договора в 1990-е годы и в начале XXI века. Во-вторых, обозначить позиции, которые занимают страны на международной арене в современный период. А так же выявить возможные перспективы развития.

Анализируя источники по данной теме можно разделить их на две категории. Во-первых, это двусторонние договора и декларации рассматриваемого периода. Хотелось бы вкратце осветить некоторые из них. Во-первых, это Пекинская декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики, подписанная 18 июля 2000 года в Пекине. Согласно данной декларации, «главы двух государств, всесторонне рассмотрев развитие связей между Россией и Китаем на протяжении последнего десятилетия, с удовлетворением отметили, что провозглашенное в 1996 году установление отношений равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке, полностью отвечает коренным интересам народов двух стран. Подчеркнуто, что развитие отношений равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия имеет важное значение для укрепления всестороннего сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, упрочения дружбы народов России и Китая, способствует формированию многополярного мира и нового справедливого и рационального международного порядка». Кроме того, очень важна совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики, подписанная в Москве 27 мая 2003 года . В ходе обсуждения данной декларации, главы двух государств всесторонне и углубленно обговорили развитие двусторонних отношений за последнее десятилетие. Их современное состояние и перспективы едины в том, что какие бы изменения ни происходили в мире, углубление отношений добрососедства, дружбы, взаимовыгодного сотрудничества, партнерства и стратегического взаимодействия между Россией и Китаем будет оставаться приоритетным стратегическим направлением внешней политики двух стран. Стороны преисполнены желания принять эстафету от предшествующих поколений и пронести ее в будущее, прилагать совместные усилия для раскрытия новых перспектив развития российско-китайских отношений. И, наконец, ключевым документом можно считать Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 года. Здесь были отмечены такие важные аспекты как отсутствие взаимных территориальных претензий, укрепление доверия в военной области и взаимное сокращение вооруженных сил в районе границы, поддержание глобального стратегического баланса и стабильности, неукоснительное соблюдение основополагающих договоренностей, обеспечивающих поддержание стратегической стабильности. Также прилагаются усилия по укреплению центральной роли ООН как наиболее авторитетной и наиболее универсальной международной организации, образованной суверенными государствами, в решении международных дел, особенно в области мира и развития, по обеспечению главной ответственности Совета Безопасности ООН в области поддержания международного мира и безопасности. Стороны преисполнены решимости превратить границу между ними в границу вечного мира и дружбы, передаваемой из поколения в поколение. Более подробно данный документ рассматривается в ходе курсовой работы.Вторая категория – это интернет-источники. Так как автор рассматривает современный период, то этот источник является достаточно важным, потому что на официальных сайтах хранятся последние документы и статьи по рассматриваемому вопросу. Особенно хотелось бы отметить официальный сайт он-лайн газеты Женьминь Жибао , а так же сайт Законодательства РФ .Данная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Основная часть делиться на две главы: в первой освещёны отношения России и Китая в 1990-е годы, во второй – в начале ХХI века.

1. Взаимоотношения РФ и КНР в 1990-е годы

Распад Советского Союза в декабре 1991 г. был с немалой тревогой воспринят в Пекине, опасавшемся «цепной реакции» демонтажа социализма. Тем не менее 24 декабря 1991 г. КНР официально признала Российскую Федерацию в качестве правопреемника международных прав и обязательств бывшего СССР. Начался новый этап развития отношений между двумя соседними государствами. В самостоятельные контакты с Китаем вступили и большинство новых государств, возникших на территории бывших союзных республик .

В декабре 1999г. Б.Н. Ельцин посетил с официальным визитом Пекин. Россия поддерживала политику Китая в отношении Тайваня, Китай объявил что Чечня - внутреннее дело России. В интервью китайским и российским СМИ накануне визита в КНР в июле 2000г. президент России В.В. Путин подтвердил, что Китай является стратегическим партнером России, а также подтвердил разделяемость позиций на международной арене, стремление стран к поддержанию и укреплению многополярного мира.

Во время визита В. Путина в Китай в июле 2000 г. было подписано совместное заявление по ПРО. В нем, в частности, говорится, что план США создать систему национальной противоракетной обороны на территории страны вызывает глубокую озабоченность Москвы и Пекина.

В сентябре 2000 г. успешно прошел визит в Россию председателя ПК ВСНП Ли Пэна. Президент России В. Путин на встрече с Ли Пэном заявил, что российско-китайские отношения находятся “на самом высоком уровне”.

Между Китаем и Россией налажены обмен и сотрудничества в экономике, науке и технике, военной технике и других областях. Добрососедство и сотрудничество базируется на принципах неприсоединения, непротивостояния и ненаправленности против третьей стороны.

Показателем нового уровня двусторонних отношений стал подписанный президентом России В.В. Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем во время очередной встречи на высшем уровне в Москве 16 июля 2001г. российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

Договор, как и российско-китайское сотрудничество в целом, имеет два аспекта: международный и двусторонний. Практически полное совпадение взглядов двух стран на международные проблемы - важнейший двигатель двусторонних отношений. Лидеры в Пекине и Москве неоднократно заявляли, что российско-китайское сближение не направлено против третьих стран, в том числе и против США, и это совершенно верно в том смысле, что США и Запад в целом не рассматриваются ни Китаем, ни Россией в качестве врага. Напротив обе стороны крайне заинтересованы в экономическом и политическом сотрудничестве с Западом. Оно является важнейшим фактором развития обеих стран и, следовательно, полностью соответствует их стратегическим целям. Однако вероятно и то, что российско-китайское сближение в определенной степени стимулируется рядом негативных (с точки зрения Москвы и Пекина) тенденций международного развития, которые до недавнего времени особенно активно поощрялись Вашингтоном.

Тенденция стабилизации экономического роста была закреплена во время визита премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи, который в сентябре 2001г. побывал в Санкт-Петербурге на очередной встрече государств. С китайской точки зрения проблемой двусторонней торговли является повышение китайского импорта над экспортом (соответственно 5,77 млрд. долл. и 2,23 млрд. долл. в 2000г.). Но и Россия не вполне удовлетворена тем, что основу её экспорта составляют вооружения и сырье.

Вооружение составляет 15-20 %. Это не случайно, ведь в этой области Китай может приобрести у России товары такого уровня, доступ которым на западе для него закрыт.

Для России торговля с КНР крайне важна тем, что решает важные социальные проблемы: дает работу и зарплату десяткам тысяч рабочих, обороны предприятий и позволяет развивать сконцентрированный в оборонном секторе технологический потенциал в условиях, когда средств собственного государства явно не достаточно.

10 сентября 2003г. в Пекине прошло заседание российско-китайского комитета дружбы, мира и развития. По словам В.В. Путина, комитет призван стать реально работающим механизмом не правительственных обменов и сыграть высокую роль в углублении разнопланового диалога между народами России и Китая. В свою очередь, в приветствии к участникам заседания Председатель КНР Ху Цзиньтао подчеркнул, что “Китай и Россия - добрые соседи и важные стратегические партнеры, сохраняющие и развивающие долгосрочные стабильные связи добрососедства, дружбы и сотрудничества, которые отвечают коренным интересам народов двух стран, а также способствуют миру, стабильности и развитию во всем мире”.

Для обоих государств договор имел и продолжает сохранять важное

идеологическое, нормативно-правовое и прикладное значение. Во-первых, он закрыл эпоху «бездоговорных отношений», которая продолжалась между Россией и Китаем более 20 лет, после истечения срока действия Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между КНР и СССР от 14 февраля 1950 г.

Во-вторых, он оформил общность подходов двух государств ко многим вопросам внутренней политики каждого из них и процессам и явлениям международной жизни. Наконец, он стал основой для конкретных решений в различных областях двусторонних торгово-экономических и гуманитарных связей.

В октябре 2004 г. стороны приняли «План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР» на 2005 - 2008 гг., который наполнил отношения российско-китайские отношения «стратегического взаимодействия и партнёрства» конкретными задачами и определил формат межгосударственных, межрегиональных и приграничных связей.

В ноябре 2008 г. был утверждён «План действий» по реализации договора на следующие четыре года (2009 - 2012 гг.).

Десять лет действия соглашения - достаточный срок, чтобы подвести итоги, проанализировать уже сделанное, выявить существующие проблемы, оценить перспективы.

Общепризнано, что наибольшие успехи в отношениях между Россией и Китаем достигнуты в сфере высокой политики. В своём последнем интервью накануне поездки в Китай в апреле 2011 г. Д. Медведев ещё раз подтвердил тезис о «высшей точке» развития российско-китайских отношений за всю их историю. Важной частью политического взаимодействия России и КНР стали парламентские контакты. К крупным двусторонним экономическим проектам можно отнести энергетическое взаимодействие, которое, по мнению китайских экспертов, «носит стратегический характер», поскольку оно «… не ограничено лишь уровнем торговых отношений, а поднято на уровень экономической стратегии и энергетической дипломатии». У всех на слуху строительство ветки нефтепровода до китайской границы и долгосрочное соглашение о поставках сибирской нефти в Китай, но это сотрудничество распространяется на более широкие сферы (газ, уголь, атомная и гидроэнергетика). Не случайно в 2008 г. была создана специальная структура по энергодиалогу.

Существуют и вполне конкретные, измеряемые результаты развития отношений. Их несколько:

Экономический: в период с 2000 по 2010 гг. объём российско-китайской торговли увеличился без малого в 10 раз (с 5,72 до 55,5 млрд. дол.); накопленных китайских инвестиций в России - со 100 миллионов до 2,6 миллиардов доларов, российских в КНР - с 220 миллионов (2001 г.) до, без малого, 1 миллиарда долларов.

Гуманитарный: число россиян, побывавших в Китае, выросло с 997 тысяч человек в 2000 г. до 2,37 миллиона человек в 2010 г. Однако при этом количество граждан КНР, посетивших Россию в 2010 г. (748000), было лишь на 254 тысячи больше, чем в 2000 г., но меньше, чем в 2005 г. (1,1 млн. чел.), а китайских туристов в Приморском крае насчитали в 2009 г. в 4 раза меньше, чем в 2001 г.

Региональный: с 2000 по 2010 г. объём торговли Дальнего Востока с Китаем вырос в 6,1 раза (с 1,1 до 6,9 миллиардов долларов), провинции Хэйлунцзян с Россией - с 1,4 до 7,5 миллиардов долларов.

Количество китайских рабочих, ежегодно привлекаемых в экономику Дальнего Востока и Забайкалья, выросло за этот же период с 15 до 90 тысяч человек; более 60 субъектов Российской Федерации имеют, по данным посольства РФ в КНР, контакты с провинциями Китая.

Нельзя не согласиться с оценкой китайских экспертов, что высокий уровень политического доверия, по-прежнему не имеет прочных административной и политической основ, широкой опоры в среде российской бюрократии и рядовых исполнителей. Во многом поэтому принимаемые «в формате политического доверия» решения остаются нереализованными. Примеров достаточно: так и не открытые консульства во Владивостоке и Харбине, не построенный мост через Амур у Благовещенска и Хэйхэ, «мертвые» приграничные торгово-промышленные комплексы, обещанные, но несостоявшиеся крупные инвестиции и т. д.

Что касается внешнеэкономических связей Китая и России, то огромный китайский рынок осваивается в первую очередь представителями нашего военно-промышленного комплекса. В КНР мы поставляем различные виды вооружений: корабли, самолеты, некоторые компоненты космической техники, ракеты тактического назначения, машины и оборудование, предназначенное для строительства ГЭС и ГРЭС, АЭС. Но структура российско-китайской торговли не удовлетворяет Москву.

Пока что в Китай мы больше продаем энергоносители, пиломатериалы и сырье. Гораздо активнее в этом отношении действуют китайские предприниматели - “челноки”. Их, как и китайские товары в основном изделия легкой промышленности, в России можно видеть “от Москвы до самых до окраин”. Правда, им активно помогает около 1 миллиона российских “челноков”.

Решая крупнейшую экономическую и геополитическую задачу, Москва создает объективные условия для заселения Дальнего Востока и о-ва Сахалин. В России началась разработка крупнейшей за последние 15 лет программы массового переселения людей. Специалисты, разрабатывающие программу переселения на Дальний Восток 18 млн человек, используют опыт советского государства, когда переселенцы получали большие подъемные, оплачивался сам переезд. Но в этот раз планируют приглашать желающих из центральной части страны, стран ближнего зарубежья, а также из Китая, Южной Кореи и Японии. Чем можно привлечь людей на Дальний Восток? Данные интернет-опроса, проведенного газетой “Известия”, дают такие ответы: 41 % - деньгами, 34 % - доступным жильем, 25 % - упрощенным получением гражданства РФ.

Еще одним геостратегическим ходом Москвы и Пекина были совместные маневры, в которых приняли участие около 10 тыс. солдат и офицеров, бронетехника, авиация и корабли ВМФ. Это вызвало беспокойство у Вашингтона: был сделан, хотя и небольшой, шаг в сторону создания многополярного мира. Беспокоит американцев близость позиций Москвы и Пекина по иранской ядерной программе.

Многие специалисты, занимающиеся проблемами геополитики, считают нашего южного соседа наиболее опасным для России. И для таких опасений есть достаточно оснований. Уже сейчас КНР является важнейшим геополитическим субъектом - державой, оказывающей большое влияние на положение дел в России, особенно на Дальнем Востоке и в Сибири. В ближайшие 10-15 лет в силу объективных причин это влияние возрастет еще больше. Это во многом объясняется специфическими условиями развития Китая.

14 октября 2008г на острове Большой Уссурийский Китай и Россия провели церемонию установки первого пограничного столба в восточной части государственной границы Китая и России. Россия официально передала Китаю остров Тарабаров и западную часть Большого Уссурийского. Большой остров в Читинской области на реке Аргунь также принадлежит Китаю.

Поворот российско-китайских отношениях произошёл в Нью-Йорке. Президент Дмитрий Медведев и глава КНР Ху Цзиньтао подписали «Программу сотрудничества на 2009-2018 годы». В приложении к этому документу содержится «Список ключевых проектов», которые осуществятся в ближайшие девять лет. Наша страна готова передать в «совместную разработку» огромное количество шахт, рудников и разрезов на приграничных территориях.

Забайкалье пообещало Китаю отдать Култуминское и Ново-Широкинское золоторудные месторождения. В Амурской области - Евгеньевское месторождение апатитов, в Хабаровском крае - оловянный рудник «Соболиное». Сахалинская и Магаданская области распахнут перед восточным соседством свои угольные закрома.

Согласно «Программе сотрудничества», центром переработки дальневосточных ресурсов станет город Муданьцзянь. Там построят транспортный центр и предприятие по глубокой переработке российского леса.

В ближайшие 10 лет российско-китайские отношения будут развиваться по принципу «наше сырьё - ваши технологии». В российско-китайском товарообороте доля сырья постоянно растёт и уже превышает 56 %, а доля машиностроения - менее 5 %. Правительство сознательно отвело сибирякам и приморцам роль шахтёров и рудокопов. Государство решило, что горно-обогатительных комбинатов не будет, а необработанная руда отправится в соседнюю страну, где из неё извлекут основную прибыль. Почему так вышло?

Восточный сосед не против строительства заводов в России, но при этом он ставит трудновыполнимое условие: работать там будут только китайские граждане. От российской стороны требуют создания особых таможенных коридоров и превращения границы в прозрачную зону, чтобы сотни тысяч китайских рабочих могли по вечерам возвращаться домой.

В итоге ситуация между Россией и Китаем не беспросветная. Китай вложит миллиарды долларов в новые предприятия, они станут «заложниками» поставок из нашей страны. Таким образом, у нас появится отличный рычаг, чтобы отстаивать свои интересы.

Кроме того, Китаю, так или иначе, придётся заняться строительством шахт, электростанций и подъездных путей на российской территории. Это далеко не тот масштабный план развития Дальневосточного региона, который приняло, но не выполнило правительство.