Как создать идеальную устную презентацию. Устные презентации

Теория устных презентаций (как это теперь называется) восходит к временам Древней Греции и основам науки риторики.

Преимуществом устной речи по сравнению с письменной считается возможность передать тончайшие оттенки мысли и чувства, использовать эмоциональные средства воздействия, тем самым усилив эффект суггестии, т. е. внушения. Во время устного выступления можно воздействовать на слушателей, используя речевые, интонационные, мимические и пантомимические средства, а также свой облик и манеру поведения. Чтобы эффект был положительным, следует использовать все факторы, рассмотрев их применительно к особенностям взаимодействия посредством публичного выступления. По мнению специалистов, речь должна производить впечатление импровизации, тогда ее воздействие максимально. Природным талантом импровизации обладает не более одного человека из тысячи, поэтому следует тщательно готовить устное выступление, используя достижения риторики, логики, невербалистики и этики делового общения.

Риторика – это наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Специалисты рекомендуют подготовить к митинговой речи яркие доводы, к лекции – точную информацию, даты, факты, цифры и т. п., к публичному заявлению – безукоризненно отточенные формулировки, к проблемному выступлению на производственном совещании – четкие определения проблем, факторов, обусловивших их появление, и путей решения с обоснованиями и расчетами.

Основные этапы подготовки и проведения публичной речи приводятся на рис. 3.5.

Рис. 3.5. Основные этапы подготовки и проведения публичной речи

Основные части публичной речи имеют следующие задачи.

1. Вступление – вызвать интерес, овладеть вниманием аудитории; установить атмосферу взаимопонимания и доверия; подготовить аудиторию к восприятию речи.

2. Основная часть, где излагается суть, приводятся доказательства, опровергаются доводы оппонентов, – сообщить информацию; обосновать свою точку зрения; убедить аудиторию; побудить слушателей к конкретным действиям.

3. Заключение – суммировать сказанное, сделать выводы; усилить интерес к предмету речи; закрепить впечатление от речи. Особенности человеческого внимания таковы, что через 15–20 минут выступления требуется начинать применять специальные приемы привлечения внимания. Самая высокая концентрация внимания – в течение первых и последних 30 секунд выступления, как раз то время, которое требуется на решение задач вступления и заключения.

Важнейший этап – вступление – может быть проведен либо как прямое вторжение в тему (сразу название доклада, формулировка проблемы и доказательства), либо как контрастное введение в тему на основе заострения внимания на противоречиях, либо как постепенное введение в тему через рассказ интригующего случая и т. п. Затягивать вступление не следует, так же как и прибегать к извинениям и оправданиям перед публикой. Следует четко формулировать свои мысли, демонстрировать компетентность. Чем короче выступление, тем больше требуется времени на подготовку и репетицию. В основной части полезно использовать к месту риторические приемы: вопросы, метафоры, сравнения, гиперболы, повторы, градации, антитезы, восклицания и т. п. Самое главное – не ставить перед собой вопроса «что я им скажу», а постараться решить проблему «что они услышат».



Не менее важно предвидеть барьеры непонимания, ограничения вашей аудитории и заранее устранить их. Обязательно сделайте прогноз относительно возможности возникновения барьеров непонимания и примите меры к их преодолению.

В отечественной литературе по социальной психологии проблема передачи информации деловому партнеру рассматривается как один из аспектов целостного процесса общения.

Для анализа и прогнозирования предстоящего делового общения специалисты в области социальной психологии, такие как Г. М. Андреева, Ю. С. Крижанская, В. И. Третьяков, рекомендуют выделять и рассматривать три взаимосвязанных аспекта, три элемента, три стороны процесса общения: перцептивную, коммуникативную и интерактивную.

Перцептивная сторона общения связана с восприятием партнера (перцепция – восприятие), впечатлением от него и позволяет рассмотреть факторы, влияющие на это восприятие, на установку, на отношение к партнеру. В рамках перцептивного аспекта общения можно проанализировать факторы, влияющие на формирование первого впечатления и впечатления при длительном общении, а также влияющие на восприятие контекста, обстоятельств и ситуации общения, способа самоподачи партнера.

Первое впечатление направлено на выявление таких принципиальных качеств партнера, как «свой – чужой», «полезный – бесполезный», «хороший – плохой» и других, определяющих возможность развития процесса общения. От восприятия этих качеств зависят наше поведение и ожидание поведения партнера. Эти качества и последующее отношение к партнеру определяются факторами:

Превосходства (может проявляться в одежде, манере поведения и т. п.);

Привлекательности (может проявляться в подстраивании под наши вкусы, под наш фирменный стиль);

Отношения к нам (может проявляться в мимике, жестах, форме обращения к нам и т. п.).

Такие факторы зачастую искажают впечатление: восприняв воздействие одного из них и определив на этой достаточно зыбкой основе отношение к партнеру по общению, мы склонны воспринимать другие проявления его личности уже через призму наших поспешных выводов. Часто наше восприятие основано на стереотипах, предубеждениях, установках, которые отражают групповое или общественное мнение относительно системы качеств представителей других групп.

Восприятие зависит и от тех мотивов, целей, намерений, которые мы склонны приписывать другим. Приписывание причин (или каузальная атрибуция) может быть ошибочным и приводить к неверному восприятию партнера в силу ряда причин, которые следует осознавать. Как правило, мы оцениваем поступки других через призму собственной личности либо прибегаем к мнению какого-либо авторитета, референта, которого чаще всего выбираем также мы сами. Такая эгоцентрическая позиция чрезвычайно распространена («Я бы на его месте…»). Избежать ошибок в восприятии партнера помогает системный анализ причинно-следственных связей, приведших к поступку, длительное общение, совместная деятельность, понимание уникальности каждого человека и субъективности в восприятии ситуаций, реальная самооценка («А кто я такой, чтобы судить других?»).

На восприятие партнера существенно влияет фактор самоподачи, который не всегда осознается, но практически присутствует в любом общении и заключается в реализуемом желании направить восприятие партнера по определенному пути. Виды самоподачи могут быть самыми разнообразными. Можно демонстрировать собственное превосходство, можно – привлекательность и т. д. По сути, это элемент манипуляции, который нужно уметь распознавать и отделять от истинных целей и намерений партнера, не позволяя ввести себя в заблуждение. Но есть и самоподача как фактор профессионализма. Например, от врача, юриста, руководителя, педагога мы ждем уверенности в себе, убежденности в правильности решения и высказываемого им мнения.

Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, мнениями, переживаниями, желаниями, состоянием и т. п. Мы хотим передать «это» партнеру и получить ожидаемую ответную реакцию в форме понимания, одобрения, изменения его мнения, настроения, поведения. Успех такой передачи зависит от ряда факторов, связанных с особенностями и уникальностью наших личностных свойств, психических процессов.

Знания в области психологии и умение применять их в практике делового общения – очевидный фактор успеха в деловой сфере. В частности, следует отметить некоторые рекомендации по вопросам техники и методов повышения эффективности коммуникаций. Эти методы связаны с явлениями суггестии (внушения) и контрсуггестии (защиты от внушения), наличием достаточно известных барьеров на пути понимания партнерами друг друга и способов их преодоления. С этими же явлениями мы встретимся и при рассмотрении проблем подготовки и проведения деловых бесед.

Остановимся подробнее на типологии и сути барьеров непонимания. Они срабатывают автоматически, независимо от нашей воли. Внешние барьеры – это некие фильтры недоверия к говорящему, например чувство опасности, тревоги, отсекающие или затрудняющие прием информации. Вообще доверие к говорящему (кредитность) – определяющий фактор суггестии. Препятствием коммуникации может служить и внутренний барьер, к примеру нравственный, не позволяющий касаться предлагаемой темы.

Барьером непонимания может служить недостаток авторитета суггестора или того, на кого он ссылается, в глазах воспринимающего. Человек доверяет, как правило, тому, кто для него является авторитетом, репрезентантом, и не доверяет тем, у кого, в его глазах, нет авторитета. Основа авторитета – статус, принадлежность к авторитетной социальной группе, привлекательность, хорошее отношение к нам (социально-перцептивный авторитет). К просто социальным авторитетам относятся Бог, монарх, харизматическая личность национального масштаба.

Существуют барьеры непонимания, которые связаны с формой и методами подачи информации и поэтому рассматриваются также и в курсе риторики:

Фонетический барьер (непонимание языка, неприятие темпа речи, неадекватность речи и жестов друг другу, т. е. несовпадение вербальной и невербальной составляющих процесса коммуникации);

Семантический барьер (непонимание смысла, когда один из общающихся использует непонятный жаргон, придает словам свой смысл);

Стилистический барьер – несоответствие содержания и стиля, формы изложения, когда высоким стилем говорят об обыденном и, наоборот, низким стилем – о возвышенном. Можно выделить и другие стили: научный и обыденный;

Логический барьер («это – не наша логика, а такие аргументы для нас неубедительны», «это – женская логика», «это – детская логика». Явная или неявная мысль авторитарного начальника: «Существует две логики: моя и неправильная»);

Барьер избегания, когда партнер уклоняется от контакта, от информации: так реагирует, например, заядлый курильщик на информацию о вреде курения.

Успех общения зависит от заинтересованности сторон и умения предвидеть и преодолевать барьеры непонимания, от умения управлять вниманием, привлекая и поддерживая его. Если в аргументации нужно сослаться на чье-то мнение, этот человек должен быть из числа авторитетов для слушателя. Следует, готовя выступление, учитывать культурный уровень, словарный запас, профессию и возраст слушателя, прогнозировать логику его размышлений, пользоваться достижениями науки риторики.

Главное – это желание понять партнера, «слушать, чтобы услышать».

Можно сделать небольшое дополнение к сказанному: различают направленное критическое слушание и эмпатическое слушание, причем первое связано с целью найти зацепку для контрсуггестии, а второе способно обеспечить будущее сотрудничество. От вашего понимания цели общения, от настроя зависит и результат общения.

Третий аспект общения – интерактивный , связанный с взаимодействием сторон в процессе общения. Процесс взаимодействия пронизывает общение от начала до конца, определяет его динамику, развитие. Выбираемые партнерами действия (вербальные и невербальные проявления, поступки, занимаемые позиции, реакция) отражают их понимание ситуации и представления о правильных действиях в такой ситуации. Анализ интерактивного аспекта общения также, как и других аспектов, дает обширную информацию о партнере.

В рамках интерактивной стороны общения для оценки ситуации используется такой психологический термин, как «позиции сторон», обозначающий статусное взаиморасположение партнеров: выше – ниже, ведущий – ведомый, преследователь – жертва и т. д. Правильное определение статуса, позиции партнера по общению позволяет установить преследуемые им цели общения, стратегию поведения, достаточно точно спрогнозировать его поведение и своевременно принять меры со своей стороны: либо подстроиться к партнеру, либо попытаться изменить его позицию, если она неприемлема, либо завершить общение.

В установлении позиций партнеров по общению помогает знание современного западного метода психологического анализа и коррекции поведения, получившего название транзактный (или транзакционный) анализ. Основатель метода гештальттерапии Ф. Перлз различал такие позиции общающихся, как «хозяин положения – подчиненная сторона», американские психологи М. Джеймс и Д. Джонгвард – «преследователь – жертва – помощник», а наиболее известный у нас по многочисленным переводам его трудов американский психиатр Э. Берн – «родитель – взрослый – ребенок».

Рассмотрим подробнее подход Э. Берна. Позиции в общении связаны с состояниями «я» – с совокупностью относительно независимых и обособленных во внутреннем мире человека эмоций, установок и схем поведения. Эти состояния дискретны и могут проявляться в поведении человека в форме как бы исполняемой роли, занимаемой позиции. В любой момент времени человек находится в одном из состояний, исполняет какую-то роль и ведет себя в соответствии со своим представлением о правильном поведении в этом состоянии. Выбор роли и поведения в ней основывается на конкретных, значимых для человека воспоминаниях, даже не всегда им осознаваемых. В табл. 3.2 приведены основные характеристики позиций в общении по Э. Берну.

Не так уж много людей могут чувствовать себя уверенно, выступая перед большой толпой людей, и особенно если все эти зрители незнакомые вам люди. Большинству выступающих в устных презентациях становится неловко, когда, поднимая глаза, они видят сотни глаз, смотрящих на них. В самом начале их речи уже становится заметна дрожь в их голосе, что ясно говорит о том, что им становится не по себе перед всей этой публикой. Умение выступать перед большим количеством зрителей - очень редкий дар. Нервозность и волнение очень часто берут верх над хладнокровностью и спокойствием.

Если это очень похоже на вас, то не волнуйтесь, у многих из нас есть та же самая проблема. Мы начинаем нервничать, даже когда нам надо обратиться к группе наших собственных друзей, совсем не говоря уже о группе незнакомцев. Самое лучшее решение этой проблемы - это подготовка к устной презентации . Ваша подготовка в очень многом зависит от вашей веры в себя. Вот несколько советов, которые помогут вам максимально улучшить ваши :

1. Организация: хорошей идеей будет упорядочить вашу устную презентацию , разделив её не несколько частей:

а) Тщательно спланируйте весь процесс презентации и уделяйте особое внимание на самые важные детали, не забывая при этом указывать возможные решения проблем, указанных в презентации;
б) Изложите главную тему презентации чётко и ясно;
в) Приведите пару примеров, относящихся к главной теме презентации, доказывающих актуальность данной темы на сегодняшний день;
г) Изложите свою точку зрения со специфическим подходом к проблеме;
д) И в завершение презентации вы должны сделать точные и понятные выводы;
е) Обязательно не забудьте выделить дополнительное время для вопросов.

2. Использование визуальных оформлений : расскажите и покажите. Постарайтесь найти самые яркие, красочные и запоминающиеся эффекты для того, чтобы донести свою точку зрения до зрителей. Для этого вы можете использовать:

Визуальное оформление всегда служит для дополнения той информации, которую вы намереваетесь передать устным путём. Соответствующие картины, рисунки и фотографии в конечном итоге обязательно смогут привлечь внимание ваших зрителей. Следующие советы окажутся полезными для вас при выборе способа визуального оформления вашей устной презентации .

Всегда старайтесь выбрать визуальные эффекты попроще и максимально соответствующие теме презентации .

Убедитесь в том, что всем и каждому вашему зрителю будет легко их понять. Никогда не вкладывайте всё, что вы должны будете сказать в визуальные эффекты для того, чтобы позже с них это считывать.

Попытайтесь заинтересовать своих слушателей, раздав им копии самых информативных и важных слайдов, с которых будет понятен общий смысл вашей презентации .

3. Говорите со слушателями так, чтобы они были заинтересованы в каждом вашем последующем слове. Попробуйте поставить себя на их место и решить для себя, что вам было бы интересно услышать на данной устной презентации . Постарайтесь избегать монотонности всеми путями. Старайтесь говорить всегда искрящимся голосом.
Даже если все презентации разные, и каждая из них имеет свои специфические свойства и особенности, присущие только ей, мы можем дать вам несколько общих советов, которые будут действительны для любого вида презентации и без сомнения внесут что-то особенное в ваше

Задание: в течение предыдущей части семинара студенты должны готовить домашнее задание - выступление для презентаций по теме исследования

Образовательные технологии

Курс представляет собой серию семинарских занятий, выстроенных логичным образом от определения темы исследования до написания выводов работы. Занятия подразумевают обсуждение как методологических текстов, так и критический анализ исследовательских работ. Обязательной частью курса является выполнение и обсуждение письменных контрольных работ. Курс также включает две серии презентаций, где студенты выступят со своими исследованиями.

Методические указания студентам по освоению дисциплины

Студенты должны готовиться к каждому занятию в соответствии с данной программой. Это подразумевает необходимость внимательного аналитического чтения обязательной литературы. Во время чтения материалов методического характера студенту следует конспектировать работы, выделяя главные тезисы и сюжеты, относящиеся к теме семинара и полезные для работы студента с его/ее точки зрения, ставить вопросы к исследованию. Студенту следует пользоваться выработанной ранее или выработать систему сокращений для конспектирования, в случае удобства, составлять схемы и таблицы. Перед прочтением исследовательской литературы к семинарам студентам следует внимательно читать задания или обращать внимание на тему семинара и учитывать их во время прочтения. Во время чтения важно помечать непонятные в тексте сюжеты, выделять ключевые слова.

Эффективными для подготовки студентов к семинарским занятиям и для выполнения задания являются консультации с преподавателем. Такие консультации могут быть проведены до и после семинаров, а также в часы консультации преподавателя или по договоренности. Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями, выполнять их тщательно для полноценного достижения целей курса.

Специфика данного курса подразумевает необходимость соотносить прочитанный самостоятельно и проработанный на семинаре материал с собственным исследованием. Например, во время подготовки к семинару по теме «Исследовательский вопрос» не только выделить вопрос в тексте другого автора, понять его логику и структуру, но и задуматься о том, можно ли применить похожие инструменты постановки вопроса в собственном исследовании и почему.



Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Тематика заданий текущего контроля

Вопросы/задания для контрольных работ:

1. Контрольная работа № 1:

Определите в письменной форме тему своего исследования, его проблему, объект и контекст. Обозначьте причины выбора.

2. Контрольная работа № 2:

Определите в письменной форме исследовательский вопрос вашей работы. Почему вы сформулировали его таким образом? Для чего?

3. Контрольная работа № 3:

Напишите аналитический обзор двух – четырех ключевых работ по теме вашего исследования. Почему вы выбрали эти работы? О чем пишут авторы? В чем преимущества и недостатки работ? Какие источники они используют? Какие методы они применяют? Какие тезисы предлагают авторы? Какие вопросы остаются нераскрытыми в теме? Как ваше исследование может заполнить эти/этот пробел?

4. Контрольная работа № 4:

Опишите методы вашего исследования. Почему вы выбрали их? Как они позволят ответить на ваш вопрос? Какие источники они позволяют проанализировать?

5. Контрольная работа № 5:

Проведите в письменной форме краткий анализ ваших источников? К каким видам они относятся? Где они хранятся? Насколько они доступны? Как вы будете работать с ними? В чем преимущество/ограниченность их использования?

6. Контрольная работа № 6:

Укажите в краткой письменной форме главный вывод вашей работы (тезис).

Домашнее задание:

Подготовьте презентацию из четырех слайдов для устного выступления:

1. слайд 1 (название курсовой работы; ФИО автора и научного руководителя, иллюстрация, характеризующая ваше исследование)

2. слайд 2 (цели, задачи исследования, исследовательский вопрос)

3. слайд 3 (план курсовой работы)

4. слайд 4 (список источников и литературы, оформленный в соответствие с ГОСТ)

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

1. В чем особенности исследовательской работы?

2. Какой должны быть структура и стиль исследовательской работы?

3. Что такое предмет и объект исследования?

4. Что такое исторический источник? Виды источников?

5. Как работать с источниками? Где искать источники?

6. В чем заключается новизна исторических источников?

7. Что такое исследовательский вопрос? Является ли ваш вопрос исследовательским и почему?

8. Как поставить цель и задачи исследования?

9. Что такое метод? Какие методы исторического исследования вы знаете?

10. Что такое междисциплинарное исследование? Является ли ваше исследование междисциплинарным и почему?

11. Что такое аналитический обзор литературы?

13. Кому должно быть адресовано исследование? Почему?

14. Что такое тезис в исследовании?

Не так уж много людей могут чувствовать себя уверенно, выступая перед большой толпой людей, и особенно если все эти зрители незнакомые вам люди. Большинству выступающих становится неловко, когда, поднимая глаза, они видят сотни глаз, смотрящих на них. В самом начале их речи уже становится заметна дрожь в их голосе, что ясно говорит о том, что им становится не по себе перед всей этой публикой. Умение выступать перед большим количеством зрителей - очень редкий дар. Нервозность и волнение очень часто берут верх над хладнокровностью и спокойствием.

Если это очень похоже на вас, то не волнуйтесь, у многих из нас есть та же самая проблема. Мы начинаем нервничать, даже когда нам надо обратиться к группе наших собственных друзей, совсем не говоря уже о группе незнакомцев. Самое лучшее решение этой проблемы - это подготовка. Ваша подготовка в очень многом зависит от вашей веры в себя. Вот несколько советов, которые помогут вам максимально улучшить ваши презентации:

1. Организация: хорошей идеей будет упорядочить вашу презентацию, разделив её не несколько частей:

А) Тщательно спланируйте весь процесс презентации и уделяйте особое внимание на самые важные детали, не забывая при этом указывать возможные решения проблем, указанных в презентации;
б) Изложите главную тему презентации чётко и ясно;
в) Приведите пару примеров, относящихся к главной теме презентации, доказывающих актуальность данной темы на сегодняшний день;
г) Изложите свою точку зрения со специфическим подходом к проблеме;
д) И в завершение презентации вы должны сделать точные и понятные выводы;
е) Обязательно не забудьте выделить дополнительное время для вопросов.

2. Использование визуальных оформлений презентации: расскажите и покажите. Постарайтесь найти самые яркие, красочные и запоминающиеся эффекты для того, чтобы донести свою точку зрения до зрителей. Для этого вы можете использовать:

Визуальное оформление всегда служит для дополнения той информации, которую вы намереваетесь передать устным путём. Соответствующие картины, рисунки и фотографии в конечном итоге обязательно смогут привлечь внимание ваших зрителей. Следующие советы окажутся полезными для вас при выборе способа визуального оформления вашей презентации.

Всегда старайтесь выбрать визуальные эффекты попроще и максимально соответствующие теме презентации.

Убедитесь в том, что всем и каждому вашему зрителю будет легко их понять. Никогда не вкладывайте всё, что вы должны будете сказать в визуальные эффекты для того, чтобы позже с них это считывать.

Попытайтесь заинтересовать своих слушателей, раздав им копии самых информативных и важных слайдов, с которых будет понятен общий смысл вашей презентации.

3. Говорите со слушателями так, чтобы они были заинтересованы в каждом вашем последующем слове. Попробуйте поставить себя на их место и решить для себя, что вам было бы интересно услышать на данной презентации. Постарайтесь избегать монотонности всеми путями. Старайтесь говорить всегда искрящимся голосом.
Даже если все презентации разные, и каждая из них имеет свои специфические свойства и особенности, присущие только ей, мы можем дать вам несколько общих советов, которые будут действительны для любого вида презентации и без сомнения внесут что-то особенное в ваше выступление.

Представление результатов исследования: технологии и идеология Лекция-проповедь, но предполагающая проблематизацию:) Темы курса «Основы академической работы»: Работа с информацией Введение Конспектирование Поиск в Интернете Аргументация Итоговый коллоквиум Введение Тема – визитная карточка исследователя в научном сообществе Работа с источником Работа с научной литературой (ср. конспектирование и поиск в Интернете) Составление и правка своего текста Представление результатов исследовательского проекта Итоговый контроль: презентация диссертационного проекта Конвенции академического сообщества См. также сайты http://kursakadrab.narod.ru/ (курс «Основы академической работы», ГУ-ВШЭ и http://aperlov.narod.ru/ar.htm (курсы «Работа с информацией», «Стратегии исследовательской работы», ВШЕК РГГУ) План презентации I. Устное выступление: идеология и технология (Что я говорю студентам) II. Зачем я говорю студентам Это: дефициты, компетенции, задания III. Что за этим стоит: Антропология гуманитарияисследователя как «ответственного субъекта, участника социального контракта». I. Устное выступление О чем должно быть устное (научное) выступление. Первый абзац. Первая страница – блок введения. Чего еще могут ждать от устного выступления. Советы, каким должно быть устное (научное) выступление. Научное и квалификационное, европейское и американское. 1. Рефлексия и мониторинг собственного опыта. 2. Читать и/или говорить; использование PowerPoint, визуального и раздаточного материалов. 3. «Быть хозяином» своего выступления. 4. Время и регламент. Ограничения сказанного. «Фабула» выступления Первый абзац: Повторение темы – в одном предложении, со своими акцентами. Первое предложение – уточнение темы (если тезисы рассылались заранее или аудитория знакома с ранее утвержденной формулировкой темы – приходится пользоваться подзаголовком). Постановка проблемы = актуальность. Зачем Вы занимаетесь, что получат слушатели. В двух предложениях. (ср. КБУ: Я изучаю … , потому что хочу узнать … для того чтобы …). Другие необходимые части начальной части выступления: Формулировка цели – одно предложение. Задачи – Этапы выполнения или элементы речи. Принято формулировать в инфинитивах. Описать структуру доклада. Увеличивает внимание. Хотя гуманитарии часто заявляют, что когда докладчик выходит на метауровень, они пытаются отдохнуть. По-моему, надо их воспитывать. На счет возражений о том, что систематические указания на то, в каком месте рассуждений находишься, примитивизируют доклад: 1. Понятность и глупость разные вещи. 2. Понятность лишней не бывает. 3. Как правило (по крайней мере, у меня): - Отсутствие таких связок идет от лени и неумения организовать свое время. Все это понимают (так что хотя бы не позорьтесь псевдооправданиями на счет примитивизации). Необязательные, но часто встречающиеся элементы (устного) выступления Формулировка рабочей гипотезы (у КБУ – идеитрамплина). Соответственно – и с выводами по итогам ее проведения, с осознанием границ своего достижения. И с пояснением дальнейших перспектив исследования. Имеющийся задел (в особенности, в письменных, заявочных формах) – что Вы уже сделали, к какому развитию должно повлечь решение Вашей задачи. Обзор источников. Обзор литературы. Что сделано до меня. От типологии использованной литературы – к аналитике. Методология. Если знаете, в какой работаете – отлично. Если нет – обрисуйте, как именно Вы будете работать. Словарь рабочих (т.е. собственных, не предмета) терминов. Возможный ход – в качестве одной из задач упомянуть выработку метода для работы с данным типом источников. Уместно – если тип источников действительно новый. Структура письменного исследования. Т.е. объекта Вашего доклада. И еще обязательно Должны быть выводы. Доклад (допустим, итоговая презентация «обоснование темы») – не обязательно окончательное представление проблемы. Если Вы рассказываете о состоянии своего диплома на настоящий момент, то выводы – не ответ на вопрос, а его формулировка. Как и у КБУ, вышеприведенные советы по отношению к тексту всего выступления в целом, могут быть спроецированы на его отдельные, крупные и/или недостаточно структурированные части. Состав выступления (предзащита диплома) Блок официальной информации о дипломе (формулировка темы, подзаголовок, руководитель, оппоненты). Проблема (обоснование постановки, цель, задачи, вопросы). Источники (жанры и способы работы). Исследовательская литература и электронные ресурсы (корпус, основные направления исследования Вашей темы, доступность, освоенность). Промежуточные рабочие материалы (словники, Интернет-запросы). План работы. Итоги (предварительные содержательные выводы, проблемы, перспективы, состояние проделанной работы). Технология устного (научного) выступления Два ключевых противопоставления: Научное (доклад на конференции среди равных) и квалификационное (защита диплома или степени, заявка на грант). В первом случае слушатели пришли потому, что им интересно. Во втором – проверяют Вас на соответствие (хотя бы самим себе), следовательно – допустимо меньше вольностей. Информировать vs. завлекать (европейское vs. американское, представление об аудитории как о мотивированной и ответственной vs. установка на создание своей аудитории). 1. Рефлексия и мониторинг собственного опыта Вы должны знать, что делаете и что собираетесь делать, четко определять цель или иерархию целей. Просто отстоять мероприятие. Донести до аудитории содержание – следовательно, нужно раздавать handout. Вступить в коммуникацию или понравиться определенным людям. Проговорить свои мысли, отработать содержание с конкретными людьми – значит, заранее поставьте перед ними вопросы. Смотрите на свой предшествующий опыт. Что и почему не получилось и получилось. Все остальные вопросы Вы решаете как технические, в зависимости от своих целей. 2. Читать и/или говорить; использование PowerPoint, визуального и раздаточного материалов Читать – в принципе, можно. Особенно если нервничаете. В этом случае старайтесь, чтобы в тексте предложения были короткими (ср. «статистика удобочитаемости» MS Word. Неплохо проставить интонационную разметку, маркеры интерактивности (вопросы, свои вопросы аудитории, паузы для раздачи и т.п.). Ни в коем случае – не тараторить! Очень просто освоить промежуточную форму: визуальный контакт с аудиторией во время чтения. В любом случае, лучше нормально читать, чем плохо (непредсказуемо или решительно не в регламент) говорить. Информация, которая не воспринимается со слуха – цитаты, даты, имена. Предложения со сложным синтаксисом и сложные логические структуры (например, доклада в целом). Практически стандарт – использование Power Point. Альтернатива (или дополнение) – раздаточный материал (handouts). Чтобы не зачитывались вместо Вашего выступления – раздавать в конце (или порциями, структурируя таким образом выступление). 3. «Быть хозяином» своего выступления. Не отвечать сразу (тем более по ходу доклада), а записывать и собирать вопросы. По содержанию: берегу время и группирую ответы. Отдаю приоритет самым интересным и важным для меня вопросам (и людям). Уклоняюсь от ненужных вопросов. Довольно сложный вопрос: с каким количеством оппонентов коммуницировать. С одной стороны, от неудобной или заставляющей принять слишком резкую позицию реплики можно уйти, столкнув ее с репликой кого-нибудь еще из участников. С другой стороны, позволив ти спорить друг с другом, Вы рискуете, что слушатели переключатся с Вашей позиции на их спор. Называть число и характер своих реплик. Помимо подсказки слушателям, смысл еще и в том, что прежде чем сказать: «У меня 11 реплик», Вы их подсчитаете (и решите, сколько из них на самом деле нужно). А также определите их правильный (= выигрышный для изложения и поясняющий проблему) порядок, а не тот, в котором они пришли в голову. Короче, начиная говорить, надо знать, чем это должно кончиться. Высший пилотаж: реплика не для высказывания своей позиции, а для помощи докладчику или оптимизации дискуссии. Право (изредка) говорить: «не знаю», «я отвечу на это позже». Обратная связь Придумывайте (заранее, из числа конкретных людей, представляйте себе его реакцию) подразумеваемого слушателя. И/или – назначайте его из аудитории и за ним следите. Если человек отвлекается или перестал слушать, значит, надо принимать меры. Прием, имеющий отношение и к теме «время». Промежуточные пункты (успеваю или нет, где я должен быть спустя 7 минут, где – за 3 минуты до конца). Скругления – переходы к следующей части сообщения или к выводам (следовательно - выводы должны быть по возможности автономны) Какими сюжетами можно пожертвовать. В других жанрах (например, лекция) – обратная связь и планирование времени под отступления. Но главное – не дать застать себя врасплох, чтобы не было паники или конфликта с аудиторией. По мере возрастания занятости и самоуверенности и снижения требований к себе, становится лень 4. Время и регламент Американский формат: 8-10 минут устного выступления; российский – 15. Полезно ударное начало, разве что не слишком сложное, чтобы могли начать следить за Вашей аргументацией. Знать соотношение между письменным текстом и хронометражем своего повествования. И ориентироваться на меньшее время, на 2/3 предлагаемого. По крайней мере, до тех пор, пока экспериментально не будет доказано, что Ваш метроном работает иначе. Репетировать, особенно, пока не считаете себя мастером. Ограничения того, что было сказано Если говорить ближе к шаблонам классической риторики (в частности, выделение inventio, compositio, performatio – придумывание, расположение, исполнение), то я скорее говорил об исполнении, и чуть меньше – о расположении. Не было темы выбора модели: аргументация, метафора.. Я гораздо лучше знаком с теми жанрами, которые практикую я сам – лекция, реплика, значительно меньше - доклад. И это оказывает влияние на содержание моих советов. Все равно все очень индивидуально, и критерии успеха тоже индивидуальны. Все равно получится, как получится. Лучше делать лучше чем хуже, и не проигрывать на самой простой стадии – презентации своей работы. Возможные пособия по подготовке устного выступления: Основы научной речи. М., СПб., 2004. С. 184 – 221. (главы 5 и 6 – обучение устному профессиональному общению, культура диалога) Александров Д.Н. Риторика. Учебное пособие. М., 2002. С. 7 – 65. Далецкий Ч. Заговори, и я скажу, кто ты. М., 2003. А также: Уэстон Э. Аргументация. Десять уроков для начинающих авторов. М., 2005. Басовская Е.Н. Я иду на занятия. Стилистика и литературное редактирование. Рабочая тетрадь. М., 2004. Поварнин С.И. Искусство спора. М., 2003, 2009 (репринты издания: М., 1923). Несколько советов о программе MS Word (у меня – MS Office 2003 под Windows XP) Сохранения в разных форматах Режим исправлений Хитрости верстки Стили. Оглавления. Статистика удобочитаемости Предуведомление: кто все это знает – разумеется, пролистывайте! II. Почему говорится именно это? Дефициты Компетенции Задания Представление результатов исследования: технологии и идеология. Дефициты Понимание исследовательской работы как собственной деятельности: от выбора (интересной только себе) темы и до права не адаптировать (сложное, неструктурированное, длинное и т.п.) высказывание к чужим потребностям и способностям. в центре – стремление по максимуму избежать «отчетности» и контроля над собственной исследовательской / трансформаторской кухней (как правило, при сохранении желания социального одобрения и признания) Понимание исследовательской работы как «желания понравиться», сказать то, за что похвалят С этим приходится бороться не в «Представлении результатов исследования», а в работе с источником, на методологии Задание Презентация дипломного / диссертационного проекта Описание своей темы как отвечающей на личные запросы, на историографическую ситуацию, на вопросы сообщества Подгонка под формат и по возможности – под реальные запросы слушателей Представление результатов исследования: технологии и идеология. Компетенции. Частные Обратная связь при подготовке и исследовательского проекта в целом и презентации в частности Слушатели пришли квалифицировать Вас или узнавать новое, Вам надо информировать их, убедить или развлечь. Что они должны получить в результате знакомства с Вашим проектом? (что-то надо пообещать в самом начале) Фигуры «лояльного», «обобщенного» и «критического» слушателя. Композиция выступления или текста – концентрическая – анонс в первом предложении заголовке, саммари на первой странице. Ключевая компетенция – контроль над ходом презентации. Зрительный контакт, предусмотренные отступления или возможности перейти сразу к выводам, накопление и администрирование (в т.ч. неудобных) вопросов и т.п. Представление результатов исследования: технологии и идеология. Компетенции. Универсальные Рефлексия и мониторинг. Трезвое понимание того, каковы были цели участия в состоявшемся мероприятии, что получилось и что – нет. Видеть не то, что Вы хотели сделать, а то что получилось Что не = упиваться тем, что что-то не получилось Предварительное взвешивание высказывания: начиная говорить, надо знать, чем это должно кончиться. «У меня 11 реплик». Системный / проектный взгляд на сделанное (или только разрабатываемое) исследование В частности: умение различать тему и проблему; разные задачи, подчиненные общей цели; место в истории исследования проблемы и т.п. Ключевая социальная компетенция: Признавать право на, искать, предлагать и корректировать баланс между своими и чужими интересами и ожиданиями. Адаптация под уровень восприятия слушателей и тип их интереса В определении темы – воображение себе исследовательского сообщества, его (относительно) реальных интересов и т.п. Сохранение своего интереса к теме, уважения к удачным для себя методам работы и т.д. Социальный контракт – ценность (и что важнее – само значение!) высказывания (гуманитария) устанавливается в коммуникативном акте III. Исследователь – участник «социального контракта» Термин «социальный контракт» взят из Бут У.К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М., 2004. Соглашение, в которое автор любой научной работы безмолвно вступает со своими будущими читателями: «Я сделаю свою часть, если вы сделаете свою». Контракт означает, что надо делать не только то, что делается само собой, что «легко и приятно». Смысл - именно в преодолении себя, в том, что одна сторона контракта знает, что у другой тоже есть интересы. Обязательства автора: 1. Целостно исследует сюжет – не только то, что ему доступно, нравится и удобно для концепции. 2. (в той мере, в какой автор не справляется с 1). Исследование помещается в функциональный для читателя контекст. Ограничения, самоидентификация при помощи определенного методологического направления, школы. 3. Обязательство участия в командной работе. Пример: предлагая свой текст для квалификации, автор исходит из того, что достойные тексты читают. Но достойным будет только тот текст, который является результатом знакомства с другими достойными текстами. Квалификация и полезность удостоверяются не случайной, хоть бы и правильной, догадкой, а тем, что автор соблюдал правила научного сообщества по отношению к другим текстам и поэтому может надеяться на то же по отношению к себе. Поэтому же все так настаивают на формулировке проблемной темы, на проговаривании компонентов Введения (вплоть до предмета и объекта) и т.п. Цель грамотного «Введения» (каталожной карточки, рецензии на свою или чужую работу): экономия труда Вашего читателя. Две задачи: 1. Вам надо объяснить, что читатель Вашего текста найдет, а что он может даже и не искать. Поясняете, на что читателю следует обратить внимание, где искать произведенное Вами перемещение. А А’ 2. Вам в рамках общего разделения труда доверили некий сектор. Детализируйте алгоритм Вашей работы: что Вы считали непонятным и двусмысленным, на чем делали акцент, а что оставляли без внимания. Цель – чтобы читатель мог решить, нужно ли перепроверять за Вами работу с источниками и можно ли доверять Вашему обобщению. Что автор получает по социальному контракту? Только то, что его прочтут, и еще немножечко репутации. Репутации вне сообщества Его продолжают держать в корпорации и выделяют ему содержание, которое общество распределяет все равно корпоративно, если не через институции и государство, так через экспертов, которые присуждают гранты. Репутации внутри сообщества. Очень зависимо от статуса: к студенту отнесутся со снисхождением, но блестящую мысль сочтут плагиатом. У профессора больше кредит доверия, его будут читать дольше, но потом за глаза станут критиковать намного сильнее. Что еще получает исследователь по социальному контракту? Помимо мнения о нем коллег, он получает еще и собственное мнение о самом себе. Одна из ключевых характеристик – ради этого или стоит оставаться в профессии гуманитария, или стоит уходить. (поскольку (очень большими) деньгами гуманитарии не оперируют, они могут торговать только своим счастьем и ЧСД. Если гуманитарий еще и не счастлив, то совсем непонятно, зачем он в это пошел. Теория экзистенциальных эстафет: гуманитарий решает свои проблемы (самореализации, прежде всего) тем, что учит других людей решать свои экзистенциальные проблемы тем же способом, каким их решает он сам. Т.е. учить дальше. Однако – эта пирамида работает -) Даже идентичность исследователя является вопросом научного сообщества То, что Вы должны уметь предъявить по первому требованию (КБУ: поездка в лифте – «Я изучаю … , потому что хочу узнать … для того чтобы …»). Тема исследований возникает и определяется в ответ на (представляемые себе) ожидания сообщества: что ему интересно, какие у него дефициты, что оно в состоянии понять и оценить. Описание себя (как профессионала) возможно только в соотнесении с описаниями других, со словарем и грамматикой этих описаний и т.д. III. Какая антропология гуманитарияисследователя за этим стоит? «Ответственный субъект, участник социального контракта» 2) устанавливает свои, 3) ориентированные на других, 1) правила Субъективно у такого выбора есть очень серьезные издержки Проблематизируется лояльность По отношению к начальству – довольно быстро натыкается на «правила». По отношению к коллегам – не работает контракт «я не трогаю тебя за то, что ты не трогаешь меня». В практике гуманитариев на признании взаимного эскапизма, права заниматься «интересненьким» за очень маленькие деньги строится довольно много. Признается собственная ответственность По отношению к студентам – преподаватель не волен менять установленные правила игры. По отношению к коллегам – приходится интересоваться (за пределами собственной темы) их работой. Следовательно, это весьма трудоемко. Оправдано только по отношению к основной деятельности. Т.е. быть ответственным означает, прежде чем быть снисходительным, быть критическим – к другим и к себе. И это проявлять. Очень серьезный вопрос – насколько позволительно и эффективно не только руководствоваться этим как нормой, но и транслировать это (студентам, которые): не обязательно будут работать профессиональными интеллектуалами; не обязательно будут нуждаться в компетенции именно критического мышления. Но иначе не получается найти смысл, ни в правилах, которым подчиняешься и обучаешь подчиняться других, ни в самой деятельности, если представить себе возможность произвольного манипулирования с правилами. Сноска: сюжет о симуляции неизбежно возникает «Осознание» «По одну сторону прилавка»: 1. Осознавать свои цели. Хочешь стать благородной девицей (независимо от пола) с мало кому нужным дипломом? ОК, но тогда понимай, что благородной девицей делает не бумажка о кандидатской степени, а лекции и объем знаний. 2. Осознавать, в какого типа социальную игру ты играешь. Можно решить симулировать, но надо понимать трудность задачи. Абстрактным проверяющим ничего не надо (и настолько ли ничего, им же тоже надо симулировать свою работу того, что они что-то проверяют), или они настолько глупые, что вы их так легко проведете? Проблема ассиметрии - предъявления к другим требований, которым сами удовлетворять не собираетесь. Кто сильный, тот и прав? Оказывается, что это вопрос Вашего выбора, и, в общем, часто именно того выбора, который и побудил уйти от этой системы в гуманитарное знание или в науку вообще. «По другую сторону прилавка»: Стратегически выбрав симуляцию (пренебрежение другими) как основную стратегии жизни в научном сообществе, лишаешься критериев для (корректировки) оценки собственной работы и успеха. Ограничения Естественно, трансляция и освоение этой позиции не достигается ни за лекцию, ни за курс. Просто показать модель. Отдаю себе отчет в том, что все вышесказанное было не про науку, не про отношение к реальности и истине. Довольно разные основания: 1. 2. 3. Гуманитарное знание – не наука. Вполне уважаемая практика, но, с моей точки зрения, другая (www.aperlov.narod.ru/gumzna.htm). Принципиальна для этого вида практики именно специфика (интер)субъективности, отношения с людьми, а не с истиной - реальностью. Наука – тоже в первую очередь коммуникативная практика, и только во вторую – корреспондентная. Как устроено (мое как сотрудника, преподавателя или исследователя) время? За что мне платят – за две статьи в год, за аудиторное преподавание и дипломное руководство, или за хорошее самочувствие при общении с людьми? ИМХО, целесообразно говорить, что исследовательская деятельность осуществляется в четырех горизонтах: 1. 2. 3. 4. «Истина». Изучить / описать то, что на самом деле «Самореализация», «творчество». «Экономия сил». «Конвенция / сообщество» Я совсем не собираюсь расставлять приоритеты между этими горизонтами для всех случае и для всех коллег. Я лишь хочу предположить, что эта расстановка приоритетов должна осуществляться сознательно. И показать тот аппарат, при помощи которого я об этом думаю – чтобы свои размышления скорректировать, сопоставить с чужим опытом, подтолкнуть к составлению собственных моделей Примеры вопросов для обсуждения Удачно ли опознаны / названы выше характеристики антропологии исследователягуманитария, в каких проекциях они получают практическое значение? До какой меры при преподавании определенных технических или содержательных навыков надо видеть антропологическую модель и прочую философию? Что в этой позиции от социального вызова, который бросает современная ситуация университетской модели: то, что исследовательскими имеет право остаться очень маленькое число ВУЗов, а остальные должны обучать 12-15 классы школы? … Иметь наготове слайд с тем, что моя лекция дает слушателям Технические советы, что включать в свое выступление и как его организовывать Проблематизацию лекции про устное выступление как преподавательское высказывание, пример технологии продумывания лекции Проблематизацию мотиваций (гуманитарного) преподавания / исследования и аппарата проговаривания и обдумывания этих мотиваций