Лень и как с ней бороться психология. Откуда берется лень, почему у разных людей она проявляется по-разному и как с ней бороться? Отдых во время перерыва

Практически каждый человек периодически клеймит себя за лень: пропустил тренировку в фитнес-клубе, долго откладывал работу, никак не мог дочитать книжку или навести порядок. Как договориться с собой, чтобы вовремя выполнять важные дела, АиФ.ru рассказал психолог и коуч Георгий Абрамян .

Защитная реакция

Человек всегда склонен делать то, что ему больше всего хочется или нужно в данный момент. Иногда мы действуем через силу, но, если слишком часто заставлять себя выполнять то, к чему не лежит душа, организм испытывает стресс, ресурсы истощаются, наступает усталость. И вот тут в качестве психологической защиты возникает лень.

Она, по сути своей, не причина, а следствие конкретной проблемы: несоответствия между собственными желаниями и ожиданиями окружающих, переутомления и так далее. Если человеку очень трудно даётся воплощение в жизнь каких-либо заданий, которые сделать просто необходимо, и это доставляет беспокойство, стоит разобраться с первопричиной.

Бороться с ленью нужно, но важно это делать правильно. Все попытки выполнить что-то через силу обычно абсолютно бесполезны. Даже наоборот, они приводят к тому, что человеку ещё больше хочется закрыться в своей раковине.

Какие способы могут помочь?

Способ 1. Спросить себя

Отвечая на простые вопросы, можно выявить причинно-следственные связи и разобраться, в чём именно заключается проблема. Например, в офисе человек никак не может приступить к реализации важного дела и вместо этого пьёт кофе, ходит «на перекуры», «зависает» в соцсетях. Ему стоит спросить себя: почему я так сильно не хочу этим заниматься? Возможно, это просто усталость, и требуется небольшой отдых. Или же задание кажется слишком трудным? В этом случае нужно честно ответить на вопрос: что требуется для его успешного выполнения — помощь руководства и коллег, знания или что-нибудь ещё? А может быть, человек в принципе перестал получать удовольствие от данного вида деятельности? Тогда стоит не с ленью бороться, а лучше заняться поиском нового места работы.

Способ 2. Создать условия

Иногда на пути к результату нас останавливают какие-то мелочи. Например, если есть решение начать ходить в тренажёрный зал, то следует запланировать заранее, в какие дни получится тренироваться. Также необходимо оповестить семью и коллег, что по этим конкретным датам в графике стоят занятия, и ничто не должно от них отвлекать. Также следует подготовить всё, что понадобится для тренировки. Когда для осуществления намерения есть все необходимые условия, дело остаётся за малым. А отступать будет попросту некуда.

Способ 3. Найти мотивацию

Если брать пример с тем же спортом. Надо задать себе вопрос: зачем вообще всё это нужно? А дальше остаётся просто подобрать подходящий вариант мотивации — чтобы быть в тонусе, иметь красивую фигуру и хорошее настроение, привлекать внимание противоположного пола. Если найти особую ценность даже в простом действии, выполнять его будет в разы проще, легче и приятнее.

Способ 4. Устраивать перерывы

Позволить себе лениться — отличный вариант справиться с ленью! Правда, следует учитывать, что это вовсе не значит, что теперь можно ничего не делать очень долго. Разрешить себе «ленивую минутку» можно ненадолго. Так, например, если на работе лень делать отчёт, а хочется пить кофе или погрузиться в социальные сети, стоит позволить себе несколько минут перерыва, например, отключиться от дел минут на 20. Но тут важен вопрос самодисциплины — через 20 минут следует приступить к работе.

Способ 5. Победить страхи

Зачастую в основе лени лежит страх. Например, слишком худой или слишком полный человек откладывает первое посещение тренажёрного зала потому, что опасается критики и насмешек. Другой боится, что не сможет выполнить какое-то дело достаточно хорошо, и потому не торопится к нему приступать. Стоит разобраться, что именно вызывает большой испуг. Действительно ли этот страх оправдан?

Большой толковый словарь определял лень, как отсутствие желания работать или делать что-либо; нелюбовь к труду.

Толковый словарь Даля давал следующее определение: «лень – неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству» .

«Отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью» – так определял лень Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

Я продолжила изучать лень и встретила информацию, в которой указывалось, что отношение к лени в давние времена было сугубо отрицательным, в Средневековье она рассматривалась как зло, а в христианстве лень названа грехом. Только последние столетия лень считается отрицательной чертой характера.

Сегодня описывается четыре подхода к лени.

Первый подход рассматривает лень как отрицательное свойство личности человека.

Второй – положительное качество, лень – это защитный механизм организма.

Третий – лень это болезнь.

Четвертый – лень это миф.

Мне бы хотелось поразмышлять о лени как раз с точки зрения этих подходов.

Итак, первый подход. Рассмотрим лень как отрицательное свойство личности человека.

Начну издалека. Я – мама двух сыновей, разница в возрасте между ними девять с половиной лет. Я постоянно невольно наблюдаю за ними. Мои наблюдения явным образом свидетельствуют, что лень как отсутствие желания действовать, склонность к безделью у младшего напрочь отсутствовала до четырехлетнего возраста. То есть примерно до четырех лет ребенок активно включался в любую деятельность, начиная от уборки игрушек, заканчивая покупками в магазине, – ему было интересно и увлекательно абсолютно все! Первые попытки лениться (уклоняться от деятельности) стали проявляться, когда сын стал активно посещать детский сад. Он ленился самостоятельно одеваться, а также рисовать на заданную тему, резать ножницами. Он просто не приступал к деятельности. Причем, если одеваться нужно в гости к бабушке – ребенок опережал взрослых, а если в детский сад (он очень трудно привыкал к саду), то он сидел в кресле, обложенный одеждой и, например, пел. Если рисовать нужно было не кружочки и линии, а фантазировать с кистью в руках (просто размазывать краски по бумаге), то такое рисование выполнялось настолько быстро, что я не успевала подавать чистые листы. А если ему предлагалось нарисовать что-то конкретное, например, солнышко, ребенок отвечал: «Нет, давай лучше ты нарисуешь». А с ножницами сын просто не умел обращаться…

Как вы уже догадались, ребенок стремился избежать работы, в которой он чувствовал себя неуспешным, либо работы, которая приведет к нежеланному результату. При этом я хорошо понимала, что только в действии рождается успех: не будешь регулярно пользоваться ножницами, так и не научишься вырезать, не будешь рисовать кружочки – не нарисуешь круглый предмет. А ребенок просто останавливался у черты под названием «у меня не получается» и не решался ее переступить.

Такая модель поведения повторяясь, закрепляется и становится чертой характера. Ранее я уже описывала этот механизм.

Итак, первая причина лени – страх неудачи. Если в ваших убеждениях есть причинно-следственная связь «не делай – может не получиться», нужно сознательно ее преодолевать. Ведь нам с вами понятно: не возьмешь в руки ножниц – не научишься ими вырезать; первый кружок никогда не бывает таким же ровным, как у того кто прекрасно владеет ножницами. Так стоит ли останавливаться, если вы действительно хотите иметь какие-то значимые результаты? В этом смысле я согласна с христианской философией, считающей лень грехом.

Недавно мой старший сын, который сейчас находится в возрасте подростка, задал мне сложный вопрос: «В чем смысл человеческой жизни?». Я, конечно, сначала задумалась, как ему ответить. Начала рассуждать, с точки зрения биологии, философии, религии. Вдруг меня осенил очень прозрачный вывод, что смысл жизни, как ни крути, – в развитии! И если с позиции развития посмотреть на лень – она его огромный тормоз!

Я продолжаю наблюдать за своими детьми. Мой старший сын – школьник. Стоит ли говорить, что проблем, решать которые лень, очень много. В первую очередь, лень делать уроки. Но не все. Иногда он громко вопрошает: «Какой в этом смысл, только время тратить?!» Я понимаю, что школьники – заложники системы. И отвечаю, что это проверка на прочность, сможешь, преодолеешь – ты молодец! Я так говорила и себе, когда на работе (а мне нравилась моя работа) случались бессмысленные задания, приступать к которым было даже не лень, а скорее тоскливо.

Но вывод, который мне предстояло сделать в том, что нелюбимое дело, бессмысленная работа вызывают не просто лень, а включают внутреннюю блокировку на их выполнение. Работать с ленью такой природы можно только двумя способами: не заниматься тем, что вызывает категорический протест сознания, либо придумать собственный мотив по принципу «сделаю – я молодец». Опасность в том, что такие игры с сознанием (сделаю – я молодец) не могут быть постоянными, оно устанет играть. Лучший вариант – сменить нелюбимое занятие на любимое!

Еще один вид «тоскливой лени» случается тогда, когда человеку способному и амбициозному становится неинтересно заниматься деятельностью, в которой достигнут потолок. В детских коллективах детям, чей уровень развития опережает сверстников, становится лень выполнять задания вместе со всеми.

Преодолеть этот вид лени можно только выходом за пределы «потолка» на новый уровень развития!

Второй подход, признает лень защитным механизмом организма.

Лень, проявляемая в некоторые моменты жизни, необходима для отдыха. Поэтому лень является защитной реакцией организма. Когда человек много работает, организм сам начинает отказываться от работы.

Конечно, здравый смысл здесь есть. Человеку необходим отдых от работы. Если лень дозирована и не переходит в хроническую форму, ничего страшного нет. Но, на мой взгляд, разумнее научиться организовывать себя таким образом, чтобы работа и отдых осознанно и здраво чередовались, чтобы отдых вызывал жажду к работе, а работа награждалась отдыхом. Такой подход поможет предотвратить «выгорание» на работе, влекущее серьезные психологические, а в запущенной форме и психические проблемы.

Что осознаешь, то контролируешь; что не осознаешь, контролирует тебя.

Еще одна причина, когда лень проявляется, как защитный механизм, кроется в отсутствии жизненной энергии. Он проявляется, когда вы понимаете, что начнете делать – получите результат, вас не пугает неуспех, вы знаете, как делать, просто нет сил . Даже любимое дело начинает раздражать и вызывать сомнения.

В этом случае чтобы преодолеть лень стоит остановиться и отдохнуть, восстановить силы. Причина в том, что ваши источники энергии не дают достаточно сил, чтобы действовать. Ваша физическая форма не соответствует масштабу целей.

Есть и такие мнения, согласно которым лень является двигателем прогресса, без нее не было бы никаких открытий. Я думаю, что здесь имеет место подмена понятий. Отсутствие желания работать или делать что-либо, нелюбовь к труду, отвращенье от труда, от дела, наклонность к праздности, к тунеядству, отсутствие желания действовать, склонность к безделью – не одно и тоже, что поиск новых путей достижения результата. Если человек не просто ничего не делает, а находит способ и делает это по-другому – это уже не лень.

Третий подход – лень это болезнь. Я не врач, и не возьмусь размышлять в этом направлении. Выскажу лишь предположение, что лень – не причина, а лишь следствие неправильного воспитания, неправильной самоорганизации, внутренней распущенности, которые со временем приобретают хронический характер, и делают человека хронически ленивым.

Четвертый подход – лень это миф. Мне близок этот подход!

Единственная причина бездействия заключается только в том, что вы вовремя не смогли увидеть ложь, которая прописалась среди ваших убеждений. Эту ложь в минуты сомнений на блюдечке преподносит ваше сознание.

Например, сознание подсказывает моему ребенку: «Не бери в руки ножницы, все равно красивый кружок вырезать не получится». Но это ложь! Истина в том, что в деятельности с ножницами формируется навык владения ими!

Или сознание предупреждает меня: «Ты живешь не хуже других, успокойся! Зачем что-то менять?» Но можно ситуацию воспринимать иначе: «Ты живешь хуже собственных ожиданий, многие достигли, того о чем мечтаешь ты. Дерзай и у тебя все получится!»

Или такое убеждение: «Я бы сделал, я бы научился, и я бы … Но пока не готов и помочь мне некому…»

Это все примеры убеждений, живущих в нашем сознании. Они заставляют нас останавливаться и бездействовать. Но убеждения – это условность, миф! Особенность человека состоит в том, что он способен менять свои убеждения, изменяя модели поведения.

Лень – миф. Есть причины, заставляющие нас не делать что-либо. Эти причины могут быть объективными или выдуманными нами. Мы хотим жить лучше, но лень… И тогда начинаются поиски информации, новых методик, а реальный выход в том, чтобы просто делать! Идти вперед или откатываться назад – других вариантов нет. Уступки лени только развивают ее, а победа над ленью тренирует волю, определяет характер. Продолжая не делать, мы формируем определенную модель поведения, которая становится привычкой, привычка – характером, а характер судьбой.

Во-первых, лень не является полным расслаблением и отдыхом. Это демонстрация полного расслабления. А по сути протестное поведение. Возникшее из непонимания предстоящего дела или несогласия с ним. Лень включается когда предстоящее дело кажется бесполезным в данную секунду в сравнении с другим делом. Лень выносить мусор, когда во что-то увлеченно играешь.

Ленивое поведение - это неделание ради самоутверждения непрямым способом. Лень - это компенсационное поведение, позволяющее уменьшить травму от ненависти родителей к желанию ребенка самоутверждаться и проявлять свою волю. Ребенок не выдерживает родительского давления, и как бы говорит: "Это не я виноват - со мной не боритесь. Лень виновата, с ней боритесь."

Исходя из вышесказанного, бороться с ленью - это протестовать против протеста вместо того, чтобы исследовать суть проблемы и решать ее, т.е. такое же ленивое поведение.

Лень возникает от того, что усталый родитель в трудной бытовой ситуации выбирает поскорее справиться с физическими последствиями в одиночку и накричать на ребенка. Если ребенок разбил вазу, родитель может взять веник сам и попросить ребенка взять совок, чтобы убрать вместе. Показать пример и поддержку в устранении негативных последствий. А может плюнуть на все, и убрать осколки побыстрее, и параллельно накричать на ребенка. Так ребенок приучается к тому, что если он чего-то не сделал или поступил плохо, достаточно всего лишь вытерпеть выволочку и осуждение. Подробнее тут:

Если ты априори должен выполнять требующие значительных личных усилий действия, не получая взамен ничего, то как только ты начнешь задумываться о смысле происходящего, возникнет непреодолимое желание всех послать и ничего не делать. Это я называю ленью.

Лень, на мой взгляд, означает одно из двух: или вы действительно устали и вам нужен отдых, или у вашего мозга есть какие-то конкретные причины не делать определенные дела. Причины могут быть завуалированы, потому что их не всегда приятно сознавать.

Возможно, вы ленитесь что-то делать, потому что боитесь, что не сумеете справиться, и вам легче признать свою лень, чем некомпетентность; возможно, это некий другой страх (например, лень идти к врачу из-за страха боли или стоимости услуг); или же выполнение дела повлечет за собой какие-то другие нежелательные действия (например, лень звонить своему научному руководителю, потому что потом придется делать что-то по диплому) или же вам неприятно выполнение какого-то дела, и вы ждете, что его сделают за вас и т.д.

Чтобы бороться с ленью, нужно определить для себя ее причину, и далее будет ясно, что с ней делать (или не делать).

Если говорить о лени у взрослых (прокрастинации), то она связана, вероятно, не с протестом, а с интуицией. Мозг, как мы знаем, является очень мощным вычислительным прибором, и он делает огромную работу за столь короткое время, что мы иногда не успеваем ее осознать - интуиция действует примерно так.

Когда перед нами встает некая задача, мозг мгновенно оценивает, стоит ли она предполагаемых затрат физической и (особенно) умственной энергии, и нельзя ли получить результат альтернативным путем, с меньшими затратами.

"Результат" для мозга измеряется в дофаминовом эквиваленте: дофамин = это такой нейромедиатор, ответственный за подкрепление деятельности, поощрение, и, в каком-то смысле, за удовольствие/радость/воодушевление.

Интуиция подсказывает нам, что хапнуть дофамина за часовую пробежку можно много - правда, потратив гору энергии. При этом почти бесплатно с энергетической точки зрения в разы больше дофамина даст 15 минут игры на смартфоне/чтения соцсетей/просмотра видео. Мозг начинает нажимать на тормоза и отговаривать от пробежки. Мы чувствуем лень, нам "в лом", и это не потому, что мы ленивые, а потому, что у нас очень хорошо развит мозг.

Однако, в нашем мозге есть и еще более продвинутые участки, чем те, которые работают интуитивно - это префронтальная дорсолатеральная кора, самая молодая с эволюционной точки зрения его часть. Там работают механизмы осознанности, абстрактного мышления и контроля за поведением.

Эти участки мозга включаются, выводят на наш внутренний монитор данные о нашем весе, самооценке, приводят доводы о сравнении с другими особями, напоминают о смертности от атеросклероза, и мы, вздохнув, идем совершать энергетически невыгодные действия в виде бега, качания пресса, зарабатывания денег и тп.

Как включить эти участки мозга, как натренировать их, чтобы они побеждали чаще? Сейчас это передний край нейрофизиологии. :)

Лень в моем понимании, это не желание принимать решения, брать на себя ответственность, да и просто боязнь трудностей, попробую аргументировать свое мнение по этой(если можно так выразиться) проблеме.

Лень как пофигизм, иногда полезна ввиду того, что при определенных неудачах равнодушие не позволит вам сильно настроиться, не принимать все близко к сердцу. Если задумываться, то ничего не надо принимать близко к сердцу, как это правильно было показано в фильме (показ которого был довольно недавно) "Шпионский мост", не буду вдаваться в подробности фильма, но в моменте где у русского шпиона(приговоренного к смертной казни) спрашивают почему вы не волнуетесь, на что он отвечает "А это поможет?"

С другой стороны лень как:Бич 21 века. Что нужно большинству людей? Деньги. Их в свою очередь отдают другие люди, потребители. Общая масса, которой что покупать, что есть, что смотреть диктует реклама и соответственно, люди которым нужны деньги.Идеальный потребитель это кто? Человек без своего мнения, человек который находиться так глубоко в зоне комфорта и общего мнения, что уже и не хочет бороться за свою идею, за свое существование. Ведь есть такое правило для человека потерявшегося, в лесу, в пустыне неважно где:" Лучше принять неправильное решение, чем не принять его совсем". Это правило говорит нам о том, что в лесу нельзя останавливать, в противном случае вероятность твоего спасения и выживания мала. Вот именно вопрос выживания и заставлял издавна, человека двигаться. Делать то что не хочется, а надо. Я как мастер спорта по борьбе могу с уверенностью сказать что, много что надо делать когда не хочется, кто сказал надо? Я сам! Потому что я хочу... Допустим я хочу набрать определенную физическую форму и для этого мне нужно тренироваться 2 месяца по 3 раза в неделю, но ведь в любом случае на станет день, когда мне не захочется тут появляется лень, сразу найдутся отговорки и причины почему тебе именно в этот день не надо идти тренироваться, потом думаешь, что может остановиться взять передышку, дать себе недельку отдыха, на этом и останавливаются восемьдесят а может и все девяноста процентов населения, боязнь трудностей вот та проблема, из-за которой мы и останавливаемся. А ведь кто не остановился и работал над собой в итоге и радуются жизни потому что их не тяготит общество, ты один и ты волен делать что хочешь ты, достигать любых целей каких захочешь, но нельзя останавливаться надо модифицировать себя, тем самым будет повышаться уровень твоего общества, кто-то отвалится, а кто-то последует твоему примеру. На этой лирической и я бы даже сказал мотивационной ноте, хотелось бы и закончить.

Лень - распространенная и удобная отговорка собственному бездействию. Ее причины объективны или выдуманы нами? Можно ли бороться с ленью?

Когда я села за этот материал, мне захотелось заглянуть в словари и посмотреть, какое определение дается этому понятию. Большой толковый словарь определял лень, как «отсутствие желания работать или делать что-либо; нелюбовь к труду».

Толковый словарь Даля давал следующее определение: «Лень - неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству».

«Отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью» - так определял лень Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

Я продолжила изучать лень и встретила информацию, в которой указывалось, что отношение к лени в давние времена было сугубо отрицательным, в Средневековье она рассматривалась как зло, а в христианстве лень названа грехом. Только последние столетия лень считается отрицательной чертой характера.

Существует четыре подхода к изучению природы лени:

  • Первый: лень как отрицательное свойство личности человека.
  • Второй: лень - это защитный механизм организма.
  • Третий: лень - это болезнь.
  • Четвертый: лень - это миф.

Итак, подход первый

Лень как отрицательное свойство личности человека. Начну издалека.

Я - мама двух сыновей с разницей в возраст девять с половиной лет. Я постоянно невольно наблюдаю за ними. Мои наблюдения явным образом свидетельствуют, что лень как отсутствие желания действовать, склонность к безделью у младшего напрочь отсутствовала до четырехлетнего возраста. То есть примерно до четырех лет ребенок активно включался в любую деятельность, начиная от уборки игрушек, заканчивая покупками в магазине, - ему было интересно и увлекательно абсолютно все!

Первые попытки лениться (уклоняться от деятельности) стали проявляться, когда сын стал активно посещать детский сад. Он ленился самостоятельно одеваться, а также рисовать на заданную тему, резать ножницами.

Он просто не приступал к деятельности. Причем, если одеваться нужно в гости к бабушке - ребенок опережал взрослых, а если в детский сад (он очень трудно привыкал к саду), то он сидел в кресле, обложенный одеждой и, например, пел. Если рисовать нужно было не кружочки и линии, а фантазировать с кистью в руках (просто размазывать краски по бумаге), то такое рисование выполнялось настолько быстро, что я не успевала подавать чистые листы. А если ему предлагалось нарисовать что-то конкретное, например, солнышко, ребенок отвечал: «Нет, давай лучше ты нарисуешь». А с ножницами сын просто не умел обращаться…

Как вы уже догадались, ребенок стремился избежать работы, в которой он чувствовал себя неуспешным, либо работы, которая приведет к нежеланному результату. При этом я хорошо понимала, что только в действии рождается успех: не будешь регулярно пользоваться ножницами, так и не научишься вырезать, не будешь рисовать кружочки - не нарисуешь круглый предмет. А ребенок просто останавливался у черты под названием «у меня не получается» и не решался ее переступить.

Такая модель поведения повторяясь, закрепляется и становится чертой характера.

Итак, первая причина лени - страх неудачи. Если в ваших убеждениях есть причинно-следственная связь «не делай - может не получиться», нужно сознательно ее преодолевать. Ведь нам с вами понятно: не возьмешь в руки ножниц - не научишься ими вырезать; первый кружок никогда не бывает таким же ровным, как у того кто прекрасно владеет ножницами.

Стоит ли останавливаться, если вы действительно хотите иметь какие-то значимые результаты?

Недавно мой старший сын, который сейчас находится в возрасте подростка, задал мне сложный вопрос: «В чем смысл человеческой жизни?». Я, конечно, сначала задумалась, как ему ответить. Начала рассуждать, с точки зрения биологии, философии, религии. Вдруг меня осенил очень прозрачный вывод, что смысл жизни, как ни крути, - в развитии! И если с позиции развития посмотреть на лень - она его огромный тормоз! В этом смысле я согласна с христианской философией, считающей лень грехом.

Я продолжаю наблюдать за своими детьми. Мой старший сын - школьник. Стоит ли говорить, что проблем, решать которые лень, очень много. В первую очередь, лень делать уроки. Но не все. Иногда он громко вопрошает: «Какой в этом смысл, только время тратить?!» Я понимаю, что школьники - заложники системы. И отвечаю, что это проверка на прочность, сможешь, преодолеешь - ты молодец! Я так говорила и себе, когда на работе (а мне нравилась моя работа) случались бессмысленные задания, приступать к которым было даже не лень, а скорее тоскливо.

Вывод: нелюбимое дело, бессмысленная работа вызывают не просто лень, а включают внутреннюю блокировку на их выполнение.

Работать с ленью такой природы можно только двумя способами: не заниматься тем, что вызывает категорический протест сознания, либо придумать собственный мотив по принципу «сделаю - я молодец». Опасность в том, что такие игры с сознанием (сделаю - я молодец) не могут быть постоянными, оно устанет играть. Лучший вариант - сменить нелюбимое занятие на любимое!

Еще один вид «тоскливой лени» случается тогда, когда человеку способному и амбициозному становится неинтересно заниматься деятельностью, в которой достигнут потолок. В детских коллективах детям, чей уровень развития опережает сверстников, становится лень выполнять задания вместе со всеми.

Преодолеть этот вид лени можно только выходом за пределы «потолка» на новый уровень развития.

Подход второй

Лень - защитный механизмом организма. Это качество, которое проявляется лишь определенные моменты жизни и необходимо для отдыха. Когда человек много работает, организм сам начинает отказываться от работы.

Конечно, здравый смысл здесь есть. Человеку необходим отдых от работы. Если лень дозирована и не переходит в хроническую форму, ничего страшного нет. Но, на мой взгляд, разумнее научиться организовывать себя таким образом, чтобы работа и отдых осознанно и здраво чередовались, чтобы отдых вызывал жажду к работе, а работа награждалась отдыхом.

Такой подход поможет предотвратить «выгорание» на работе, влекущее серьезные психологические, а в запущенной форме и психические проблемы.

Что осознаешь, то контролируешь; что не осознаешь, контролирует тебя.

Еще одна причина, когда лень проявляется как защитный механизм, кроется в отсутствии жизненной энергии. Происходит это, когда вы осознаете, что получите результат, если начнете что-то делать. Вас не пугает фиаско, у вас просто нет сил. Даже любимое дело начинает раздражать и вызывать сомнения. А все потому, что ваша нынешняя физическая форма не соответствует масштабу целей. А ваши источники энергии не дают достаточно сил, чтобы действовать. Значит, чтобы побороть лень. надо остановиться и отдохнуть, восстановить силы.

Есть и такие мнения, согласно которым лень является двигателем прогресса, без нее не было бы никаких открытий. Я думаю, что здесь имеет место подмена понятий.

«Отсутствие желания работать или делать что-либо, нелюбовь к труду, отвращенье от труда, от дела, наклонность к праздности, к тунеядству, отсутствие желания действовать, склонность к безделью» - не одно и тоже, что поиск новых путей достижения результата. Если человек не просто ничего не делает, а находит способ и делает это по-другому - это уже не лень.

Третий подход

Лень - это болезнь.

Я не врач, и не возьмусь размышлять в этом направлении. Выскажу лишь предположение, что лень - не причина, а лишь следствие неправильного воспитания, неправильной самоорганизации, внутренней распущенности, которые со временем приобретают хронический характер, и делают человека хронически ленивым.

Четвертый подход

Лень - это миф! И мне эта точка зрения наиболее близка во всех отношениях. Единственная причина бездействия заключается только в том, что вы вовремя не смогли увидеть ложь, которая прописалась среди ваших убеждений. Эту ложь в минуты сомнений на блюдечке преподносит ваше сознание.

Например, сознание подсказывает моему ребенку: «Не бери в руки ножницы, все равно красивый кружок вырезать не получится». Но это ложь! Истина в том, что в деятельности с ножницами формируется навык владения ими!

Или сознание предупреждает меня: «Ты живешь не хуже других, успокойся! Зачем что-то менять?» Но можно ситуацию воспринимать иначе: «Ты живешь хуже собственных ожиданий, многие достигли того, о чем мечтаешь ты. Дерзай и у тебя все получится!»

Или такое убеждение: «Я бы сделал, я бы научился, и я бы... Но пока не готов и помочь мне некому…»

Это все примеры убеждений, живущих в нашем сознании. Они заставляют нас останавливаться и бездействовать. Но убеждения - это условность, миф!

С ленью сталкивался каждый человек, по крайней мере - большинство из нас, и - в самые неподходящие моменты своей жизни. Лень - это когда что-то надо сделать, а очень не хочется (во, сам придумал!). А вообще, в словаре Даля сказано так: «Лень - отвращение от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности и тунеядству». Противно становится, правда? Особенно, когда подумаешь, что и ты подвержен...

Но, оказывается, как выяснила наука (ох уж, эта наука - всюду сует свой длинный нос), лень - это неотъемлемая часть нашей жизни. Скорее уж человек, не подверженный лени - это отклонение от нормы. Ну, вот и легче стало, верно?

Лень - это отличный повод отдохнуть от напряженного труда на благо Родины, фирмы или себя, любимого, набраться новых сил. Однако возникает серьезная проблема - как перейти от приятного такого ничегонеделания к работе. Есть мнение, подтвержденное все той же наукой (будь она неладна), что с ленью не надо бороться - ее надо предотвращать! Вопреки общепринятому мнению, лень - это вовсе не порок, а скорее - добродетель. Чаще всего она просто является следствием перегрузки, то есть, сигналом, что надо отдохнуть. Могут быть также и причины медицинского характера - пониженное кровяное давление, низкий уровень сахара в крови, проблемы с сердцем и сосудами, и т.д. И если Вы ощущаете хроническую усталость - обращайтесь к врачу!

Внезапная лень - это тревожный симптом, повод задуматься и определить, что же с Вами происходит. И если не хочется что-то делать, это означает, что существует внутреннее сопротивление, опасение ненужного, бесполезного или даже вредного, в каком-то смысле, действия. Очень часто за ленью скрывается какой-то негатив - страх, беспокойство, чувство вины, и т.д. И только поняв причины возникновения этого негатива, можно избавиться от лени. Таким образом, чем сопротивляться лени (а это нелегко), лучше ее предотвратить. Как это ни странно, но чаще всего обвиняют сами себя в лени трудоголики! Проработав до полуночи, они вдруг обнаруживают, что не сделали и половины намеченного, и во всем винят свою лень. Поэтому, коллеги-трудоголики, планируйте свою работу реально, отталкиваясь не от желаемого, а от реально выполнимого. Лучше реально оценить предстоящую работу, чем потом мучиться от сознания своей мнимой лени.

А мы, тем временем, разберемся в лени у нормальных людей - у нас с Вами. Можно назвать следующие причины лени и, соответственно, пути ее преодоления:

1. Низкий уровень мотивации (не уверен, что надо это делать; делаю для кого-то, а нужно ли?; думаю, что это мог бы сделать и кто-нибудь другой; и т.д.). В этом случае необходимо повысить мотивацию: обдумать, зачем это нужно; дорог ли или нужен ли Вам человек, для которого Вы это делаете?

2. Нехватка силы воли: знаете, что сделать все равно придется, а заставить себя не можете. В этом случае главное - начать, например, с чего-то попроще, и дело пойдет. В этом - 50 % успеха.

3. У человека стиль деятельности, похожий внешне на лень. Долго думает, как лучше сделать, а потом начинает и быстро делает. У меня, например, если работа в голове не сложилась, ничего не выходит. Зато, если все придумал, - делаю быстро и хорошо. Известно, что 80 % любого задания, любой работы можно сделать за 20 % отведенного для этого времени.

4. Интуитивная лень, когда, в конце концов, выясняется, что и делать не надо было. В одном старом советском фантастическом романе секретарь академика применял правило трех гвоздиков. На первый гвоздик он вешал записку с заданием, но не выполнял его. Если начальник напомнил - перевешивал на второй гвоздик, но не делал. А вот когда получал нагоняй - перевешивал на третий гвоздик и выполнял. А что - хороший метод.

5. Лень как источник удовольствия: работаете - ловите кайф от работы, ленитесь - ловите кайф от лени. Тут уж выбирайте, какой кайф круче!

6. Лень как боязнь ответственности - а вдруг не так сделаю, позору-то сколько! Это закладывается еще в детстве, когда папа с мамой ограждают дитя от всяких ответственных дел и решений. Придется учиться брать ответственность на себя, уговорить себя, типа - не боги горшки обжигают, и т.д.

7. Лень как следствие усталости. Отдохните - все пройдет.

8. Лень от понимания отсталости, ненужности, замшелости своего дела. В этом случае лень - двигатель прогресса. Не хотите ходить пешком или трястись в повозке - изобретите автомобиль.

Иногда лень возникает, если нужно сделать что-то очень важное, но трудное. И тут же находится масса всяких «нужных» дел, которые непременно нужно сделать раньше. Разделите трудное дело на несколько более легких дел, этапов, и делайте их постепенно, и дело пойдет. Лень появляется не случайно, ей нужна какая-то лазейка (а, этого можно и не делать). Устраняйте такие лазейки жестким планированием. Часто лень - это состояние «здесь и теперь». Вот сегодня отдохну, а завтра начну новую жизнь. А завтра все повторится. И если не перешагнуть через «не хочу», дело не будет сделано. Лень - штука заразная, поэтому избегайте общения с ленивыми: «С вами хорошо, ребята, но мне надо поработать». И помните - если будете все время делать только то, что хочется, а не то, что надо - неприятности неизбежны. И еще - если дело интересное, лень куда-то пропадает. Так что, по возможности выбирайте себе дела поинтереснее или с сильной мотивацией.