Россия установит дополнительную систему вооружения на атомный ледокол «Лидер. Ледокольный эсминец или эсминец ледокол

Северный флот — самый молодой в составе ВМФ и не может похвастаться богатой на события историей, как Балтийский, Черноморский или Тихоокеанский. До середины 1930-х годов побережье Белого и Баренцева морей бороздили рыбацкие шхуны и торговые суда.

Интерес советского правительства к формированию военной инфраструктуры в Арктике был связан с активизацией научных исследований и хозяйственного освоения Заполярья. В 1933 году была создана Северная морская флотилия, а спустя четыре года она была преобразована во флот.

Боевое крещение СФ получил в войне с Финляндией (1939—1940 гг.). В период Великой Отечественной войны моряки отбивали атаки нацистов на американские и британские конвои (поставки товаров по ленд-лизу). Северный флот уничтожил около 1,3 тыс. самолётов и свыше 200 кораблей противника.

В годы холодной войны Северный флот обрёл стратегическое значение. Через Северный полюс пролегает кратчайший маршрут полёта межконтинентальной баллистической ракеты и стратегического бомбардировщика. С этой целью Москва наращивала в Арктике как ударные, так и противовоздушные силы.

Закрепить позиции

Из-за чрезвычайно сурового климата и огромных расстояний содержание военной инфраструктуры в Арктике требовало огромных расходов, которые постсоветская Россия долгое время не могла себе позволить. С 1990-х годов более десяти аэродромов и полярных станций оказались заброшенными. К тому же поспешный уход СССР ухудшил экологию Заполярья.

В декабре 2013 года президент РФ Владимир Путин приказал сформировать арктическую группировку войск. Принятый вслед за этим Минобороны план, по сути, предусматривал восстановление заброшенной советской инфраструктуры, возобновление функционирования системы ПВО и вывоз мусора, оставшегося ещё с советских времён.

Основные мероприятия должны завершиться в 2018 году. Арктическая группировка пополнится новыми и модернизированными боевыми кораблями, ледоколами, противокорабельными комплексами, системами ПВО, авиацией и бронетехникой, приспособленной к экстремально низким температурам.

Россия вновь обретёт 13 аэродромов (сегодня построена половина), где будут дислоцированы бомбардировщики Су-24 и Су-34, штурмовики Су-25, истребители МиГ-31 и вертолёты Ми-8АМТШ-ВА «Терминатор». В случае необходимости аэродромы могут использовать стратегические бомбардировщики Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160, которые осуществляют регулярные полёты от Аляски до Британских островов.

Для повышения эффективности управления войсками в Арктике 1 декабря 2014 года было создано Объединённое стратегическое командование (ОСК) «Север». Костяк ОСК составляет как раз Северный флот, который был выведен из состава Западного военного округа.

Эксперты считают, что Москва стремится решить в Арктике три ключевых задачи: закрепить позиции в богатом энергоресурсами регионе, закрыть для конкурентов арктическое небо и обеспечить полноценное развитие Северного морского пути (СМП). Таким образом параллельно с военной Россия развивает и хозяйственную инфраструктуру.

РФ обладает самым крупным ледокольным флотом в мире и стремится превратить СМП в основной маршрут доставки китайских товаров в Европу (сейчас транспортировка идёт через Суэцкий канал).

В 2016 году по Ледовитому океану было транспортировано 7,26 млн тонн, что превысило советские показатели. Ожидается, что в 2020 году грузопоток по СМП возрастёт до 15 млн тонн.

На стадии модернизации

Северный флот — самое мощное звено ВМФ. Согласно открытым данным, в его состав входит 41 субмарина (60% от общего количества) и 38 боевых кораблей (18%). Кроме того, СФ является единственным в ВМФ обладателем такой роскоши, как авианосец.

В конце 2016 года «Адмирал Кузнецов» совершил первый боевой поход к берегам Сирии.

  • авианосец адмирал кузнецов
  • Минобороны РФ

«На корабль поставят современные системы радиоэлектронного вооружения, связи, разведки, навигации и боевого управления. Также будут установлены новые системы обеспечения безопасной посадки палубной авиации. Самолётный состав смешанного авиакрыла на «Кузнецове» пока менять не планируется», — сообщил СМИ источник в российском ОПК.

Все надводные корабли первого и второго рангов СФ были построены в советское время. Подводный флот выглядит несколько моложе. В 2001 году Северный флот получил атомную подводную лодку К-335 «Гепард», в 2012 году — К-535 «Юрий Долгорукий», в 2013 году — К-560 «Северодвинск».

В настоящее время субмарины и корабли Северного флота ремонтируются и проходят модернизацию. В декабре 2016 года в строй вернулась большая атомная подлодка «Подмосковье» проекта 667БДРМ «Дельфин».

  • АПЛ "Подмосковье"
  • Пресс-служба ЦС "Звездочка"

В апреле на базу в Североморск прибыл ракетный крейсер «Орёл» проекта 949А «Антей». В мае после трёхлетнего ремонта была возобновлена эксплуатация атомного крейсера «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула».

  • Ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Дмитрий Донской" проекта 941
  • Центральный Военно-Морской Портал

До конца 2017 года на Северный флот должна вернуться многоцелевая атомная подводная лодка «Вепрь» проекта 971, которая сейчас проходит ремонт на заводе «Звёздочка». На субмарине уже установлены новые бортовые системы и механизмы.

Ледоколы будущего

В ближайшие три года СФ получит три фрегата водоизмещением 4,5 тыс. тонн проекта 22350: «Адмирал Горшков», «Адмирал Касатонов» и «Адмирал Головко». Однако основной акцент в обновлении Северного флота был сделан на развитии ледокольной группировки, которая способна выполнять как военные, так и гражданские функции.

Сегодня Россия обладает 40 ледоколами различной мощности и назначения. Для сравнения: у Швеции — семь ледоколов, у Финляндии — шесть, у Канады, США и Дании — по четыре. Несмотря на такое превосходство, для развития Северного морского пути 40 ледоколов недостаточно.

Российские верфи одновременно строят ледоколы двух типов: атомные (более дорогие и мощные) и дизель-электрические. 19 апреля 2017 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что ледокольный флот России переживает этап возрождения.

«Начата разработка атомного ледокола-лидера мощностью 120 МВт. Спущены на воду самый большой и самый мощный в мире головной универсальный атомный ледокол «Арктика» нового поколения и неатомные ледоколы «Александр Санников» и «Виктор Черномырдин», — отметил Медведев.

  • Спуск на воду атомного ледокола "Арктика". Балтийский завод
  • FlotProm.ru

В 2015—2016 годы Россия получила три дизель-электрических ледокола проекта 201900 М «Владивосток», «Мурманск» и «Новороссийск», которые были построены за 12,3 млрд рублей.

Осенью 2017 года в состав Северного флота войдёт дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» проекта 21180. Винто-рулевые колонки корабля, закреплённые вне корпуса, позволяют ему вращаться вокруг вертикальной оси на 360 градусов и таким образом двигаться носом, кормой и бортом.

  • Макет проекта 23550
  • Пресс-служба "Адмиралтейских верфей"

В мае 2017 года на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге был заложен патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550. Через несколько месяцев планируется начать постройку аналогичного ледокола «Николай Зубов». Корабли водоизмещением около 8,5 тыс. тонн передадут ВМФ после 2020 года.

На ледоколах проекта 23550 будут установлены автоматическая артиллерийская система АК-176МА, вертолётная площадка и ангар, в котором, помимо вертолёта, будут размещаться беспилотные летательных аппараты и два скоростных боевых катера типа «Раптор».

  • Патрульный катер "Раптор"
  • Пресс-служба ВМФ

Однако далеко не всё так гладко, как хотелось бы. В середине мая президент РФ Владимир Путин признал, что сроки реализации ряда проектов могут «сдвигаться чуть-чуть вправо».

На службе — профессионалы

Несмотря на определённые трудности, расширение задач, стоящих перед Северным флотом, способствовало повышению уровня подготовки военнослужащих. Такого мнения придерживается министр обороны РФ Сергей Шойгу.

Выступая на коллегии ведомства 21 апреля 2017 года, Сергей Шойгу заявил, что доля контрактников на Северном флоте была доведена до 95%, а в батальонных тактических группах — до 100%.

«Продолжается освоение Арктики. Экипажи ракетных подводных лодок стратегического назначения совершенствуют мастерство подлёдного плавания. Ежегодно отряды кораблей Северного флота совершают походы по акватории Северного морского пути», — подчеркнул министр обороны.

  • Отряд боевых кораблей Северного флота вернулся в Североморск после дальнего похода
  • Пресс-служба Западного военного округа

12 мая командующий состав Северного флота подвёл итоги деятельности в зимний период. По сравнению с прошлым годом количество выполненных боевых упражнений у подводников возросло на треть, у надводного экипажа — на 75%, у частей ПВО — в три раза, а артиллерийских соединений — в два.

Военный эксперт, кандидат исторических наук Вадим Соловьёв в беседе с RT объяснил повышение профессионализма моряков Северного флота возросшим количеством учений и боевыми походами в Средиземное море.

Соловьёв считает, что все принимаемые Россией меры по укреплению военной инфраструктуры на Крайнем Севере абсолютно оправданны. По его мнению, Россия закрепляет за собой очень сложный, но стратегически важный регион, оставляя позади конкурентов из западных стран.

«Мы действительно наблюдаем возрождение военного и хозяйственного потенциала Арктики. Жаль, что мы не начали это делать раньше. Видимо, наша страна не обладала для этого достаточными возможностями. Наблюдаются первые успехи, но праздновать победу рано. Нам предстоит трудоёмкая и тяжёлая работа для блага будущих поколений», — отметил собеседник RT.

Ледокол Илья Муромец - новейший российский военный ледокол, первый в классе роде за 50 лет

Буквально недавно, со стапелей В Санкт-Петербурге был спущен на воду дизель-электрический ледокол вмф нового поколения «Илья Муромец». Проект разрабатывался инженерно-конструкторским бюро «Вымпел», расположенном в Нижегородской области. В документах, этот уникальный по своим возможностям корабль обозначен, как № 21180, суда такого класса не выпускались российскими предприятиями более 40 лет. Удивительно, что этот ледоход создавался по заказу военного ведомства, относится к классу вспомогательных кораблей и после прохождения испытаний, будет включён в состав Арктической группировки войск военно-морского флота. Познакомимся с этой новейшей разработкой отечественного кораблестроения более детально.

История создания

История этого проекта 21180 уходит в послевоенные годы, когда советское правительство столкнулось с острой нехваткой ледокольного флота, чтобы полноценно осваивать северные широты. Разумеется, несколько ледоколов входили в состав Северного флота, однако морально и технические корабли не принимались во внимание. В итоге было принято решение доукомплектовать флотилию кораблями, класса «Капитан Белоусов», что должно было обеспечить весенне-осеннюю навигацию.

Новый ледокол получил номер 97 «Илья Муромец», создавался на базе немецкого корабля Eisbar. Первое судно этой серии было спущено на воду в 1965 году, и стало первой ласточкой в истории развития самого востребованного корабля СССР. Этот корабль был списан из состава Тихоокеанского флота в 1993 году и утилизирован. Всего в рамках проекта № 97 было выпущено 32 корабля, некоторые из которых продолжают нести службу. В октябре 2017 года, «Илья Муромец» получил второе рождение.

Общее описание

Название ледокол, не отображает всей глубины и мощности обновлённого проекта 21180 «Илья Муромец», хотя корабль действительно способен преодолевать ледяные преграды, толщиной до 1-го метра, прокладывая дорогу кораблям в арктических широтах. На самом деле, это многофункциональное судно снабжения, предназначенное для решения широкого спектра задач при обслуживании военных и гражданских баз в северных широтах.

На первый взгляд, однопалубный корабль не выглядит примечательным, и даже проигрывает по многим показателям тяжёлым атомоходам. Однако это не так. Уникальной особенностью проекта можно считать винто-рулевые колонки, вынесенные за пределы корпуса с возможностью разнонаправленного вращения лопастей. Это позволяет кораблю передвигаться даже боком, и такая схема впервые реализована на кораблях такого класса.

Интересным решением выглядят четыре дизель-генераторные силовые установки типа «Азипод» с суммарной мощностью 10 600 Вт. Отметим, что «Илья Муромец» может находиться в автономном плавании до 2-х месяцев, а дальность его хода составляет 22 244 километра, что в 2 раза превышает длину Севморпути. На палубе корабля будет находиться кран, грузоподъёмностью 21 тонна, пожарный насос, водопенные лафеты и катер, для установки боновых заграждений (сбор разлившихся нефтепродуктов). Кроме этого, на палубе предусмотрена вертолётная площадка, способная принять машины класса К-27, широко применяемые в ВМФ России. Добавим, что при желании, ледокол может оснащаться бортовым вооружением: такая возможность штатно заложена на стадии разработки проекта.

Предназначение

Основная задача ледокола нового поколения «Илья Муромец» прокладывание караванных путей в арктических водах и буксировка кораблей. Благодаря инновационным винто-рулевым колонкам, корабль способен практически моментально перекладывать курс, что обеспечивает невероятно высокую манёвренность судна в ледовом поле.

class="eliadunit">

Помимо этого, российский корабль сможет заниматься:

  • Контейнерной перевозкой, размещая груз на палубах и грузовом отсеке.
  • Ликвидацией последствий аварий, которые приводят к разливу нефтепродуктов.
  • Пожаротушением на надводных и береговых объектах.
  • Проводить гидрографические исследования
  • Кроме этого, судно полностью возьмёт на себя снабжение береговых баз и аэродромов, расположенных в арктической зоне.

Технические характеристики

Основные технические характеристики проекта 21180 судна выглядят следующим образом:

Габариты

  • Длина – 85 метров.
  • Ширина – 20 метров.
  • Высота по бортам – 9.2 метра.
  • Наибольшая осадка – 7 метров.
  • Водоизмещение – 6 000 тонн.

Основные характеристики

  • Скоростные показатели – 11 и 15 морских узлов в экономном и максимальном режиме движения соответственно.
  • Максимальная толщина ледовой преграды – 100 см.
  • Максимальная продолжительность автономного плаванья – 60 суток.
  • Вместимость грузового трюма – 500 м3.
  • Номинальная грузоподъёмность – 500 тонн.
  • Объём ёмкости для собранных нефтепродуктов – 300 м3.
  • Постоянный экипаж ледокола-снабженца состоит из 32 человек команды. Вспомогательный состав: 50 военнослужащих морской пехоты или пограничной службы.
  • Помимо этого, корабль оснащается современной электроникой и системами GPS-навигации, определяющими местоположение судна с точностью до нескольких метров.

Силовые установки

  • Мощность гребного двигателя – 2*3 500 кВт.
  • Мощность главного дизель-генератора – 4*2 600 кВт.
  • Вспомогательный двигатель – 2*300 кВт.
  • Аварийный дизель-генератор – 1*150 кВт.

Перспективы проекта

Не секрет, что сейчас ведётся необъявленная война за господство в арктических широтах между мировыми сверхдержавами. Политики всех стран понимают, какое стратегическое преимущество даёт развитие и освоение Арктики. В настоящее время, ледокольный флот России суммарно превышает количество кораблей этого класса, имеющихся у других стран. Кроме этого, сверхмощные атомоходы имеются только у российских ВМФ.

Проект 21180 – это первая веха новейшей российской истории флота. Сейчас заключён контракт на строительство 4-х аналогичных ледоколов, которые будут перераспределены между частями Северного и Тихоокеанского флотов. Кроме этого, ведутся активные работы над патрульным судном «Иван Папанин», которое будет выполнять служебно-боевые задачи в арктических широтах. Этот корабль планируется спустить на воду в 2020 году.

Можно предположить, что проводкой новых атомных подлодок класса «Ясень» и «Борей» из Северодвинска, будет заниматься именно ледокол № 21180. Поэтому ввод в эксплуатацию многофункционального ледокола «Илья Муромец» открывает невероятные перспективы для развития и освоения арктической зоны.

class="eliadunit">

По сравнению с другими государствами, желающими использовать богатства Арктики, Россия находится в более выгодном положении. Преимущество заключается в наличии атомного ледокольного флота, которого нет ни в одной стране мира, а также большого опыта работы в высоких широтах.

С целью прочно закрепить позиции Военно-Морского Флота России в Арктической зоне руководством страны было принято решение построить головной военный ледокол. «Илья Муромец» проекта 21180 станет первым многофункциональным судном, созданным в интересах российского ВМФ и Министерства обороны в последние сорок пять лет.

Всего планируется пополнить Северный и Тихоокеанский флоты четырьмя вспомогательными суднами. При этом ледоколы будут строиться как отдельная серия. Одним из них станет ледокол «Илья Муромец» проекта 21180. Фото корабля представлено в статье.

История создания

В свое время работниками "Адмиралтейской верфи" был построен «Илья Муромец» (проект 97). На Тихоокеанском флоте он служил с 1965 по 1993 год. За историю Советского Союза на основе данного ледокола было построено не менее 32 суден. Все они предназначались исключительно для военных целей. Восемь из них выполняли задачи пограничных сторожевых кораблей, а один объект использовался в качестве гидрографического судна. В отличие от своего аналога ледовые корабли проекта 21180 создаются как многофункциональные. Они могут использоваться как военными, так и военно-научными экспедициями.

Что собой представляет корабль?

Ледокол «Илья Муромец» проекта 21180 является однопалубным многофункциональным российским вспомогательным дизель-электрическим судном. Он принадлежит к кораблям нового поколения, использующим мощные энергетические комплексы и современные гребные электроустановки. Кроме того, по планам российских разработчиков, наличие расширенных функциональных возможностей и помещений больших объемов должно стать одной из характерных особенностей ледокола «Илья Муромец».

Разработчики

Техническое проектирование нового ледокола «Илья Муромец» производилось сотрудниками ОАО конструкторского бюро по проектированию судов «Вымпел» под руководством главного конструктора М. В. Бахрова. Рабочей конструкторской документацией занимались сотрудники предприятия «Адмиралтейская верфь», с которым 21 марта 2014 года Министерство обороны России заключило договор. Судно разрабатывалось под техническим проектом № 21180.

Закладка корабля

Строительные работы осуществлялись с учетом всех требований, изложенных в Государственной программе по военному кораблестроению. В апреле 2015 года на предприятии «Адмиралтейская верфь» была проведена церемониальная закладка военного ледокола «Илья Муромец».

По заявлению главкома ВМФ РФ адмирала Виктора Чиркова, закладка ледокола осуществлялась с учетом характеристик, присущих кораблям завтрашнего дня. Уже через год данное судно было спущено на воду, где по сегодняшний день на нем осуществляются достроечные работы.

Когда судно будет готово?

Согласно планам разработчиков, ледокол «Илья Муромец» после завершения всех конструкторских работ будет проходить обязательные испытания. Предположительно, они состоятся в октябре 2017 года. Затем, как и планировалось, ледокол «Илья Муромец» направят в Арктическую зону для несения службы в составе ВМФ России.

Как собираются использовать судно?

Ледокол «Илья Муромец» доставят в Арктическую зону для эффективной самостоятельной ледовой проводки боевых судов и кораблей российского ВМФ. Корабль будет выполнять следующие задачи:

  • Патрулировать территории Арктической зоны.
  • Осуществлять буксировку других кораблей.
  • Транспортировать грузы. Для этой цели планируется использовать грузовой трюм корабля, а также палубы, на которых будут установлены специальные контейнеры-рефрижераторы. Погрузочно-разгрузочные операции станут возможны благодаря установленному на корабле 21-метровому крану грузоподъемностью 26 тонн. Дополнительно на ледоколе будет установлен кран-манипулятор. Его грузоподъемность будет составлять две тонны. Носовую часть судна планируют оснастить вертолетной площадкой. На палубе ледокола имеется место для многофункционального рабочего катера БЛ-820, использующего надувной борт.
  • Ледокол будут использовать в качестве перевозчика дополнительных экипажей (в количестве пятидесяти человек).
  • Прокладывать путь по поверхности льда кораблям не ледового класса.
  • Снабжать береговые, островные базы и аэродромы, расположенные в Арктической зоне.
  • Ледокол будет также использоваться учеными при проведении гидрографического исследования.

В случае возникновения чрезвычайных происшествий на аварийных объектах судно задействуют при тушении огня. Специально для этой цели ледокол оснащен двумя лафетными водопенными стволами и пожарным насосом. Также, используя данный насос и многофункциональный катер, можно будет осуществлять локализацию и сбор в случае утечки нефти. Для сбора нефтепродуктов с поверхности воды в ледоколе предусмотрены 400-метровые боновые заграждения.

Таким образом, при помощи ледокола «Илья Муромец» (фото представлено в статье) будет осуществляться базирование и развертывание сил ВМФ России в Арктической зоне. Это позволит усилить военное присутствие РФ в территориальных водах Арктики.

Конструкция

Обычные ледоколы содержат надстройки с вертикальной передней стенкой. Поскольку «Илья Муромец» предназначается и для выполнения боевых функций, его надстройки располагают наклонной передней стенкой. Подобную конструкцию имеют фрегаты и эсминцы. На ледоколе «Илья Муромец» в случае необходимости можно будет устанавливать артиллерийские орудия. Предположительно, в новом ледоколе будет использоваться АК-306. Преимущественно именно этой артиллерийской установкой вооружаются вспомогательные мобилизируемые судна.

В чем уникальность корабля?

Судно «Илья Муромец» обладает показателями, типичными для многих судов ледового класса, обеспечивающих российское военное присутствие в Арктической зоне. Судно характеризируется высокой мореходностью, маневренностью и многофункциональностью. Эти концептуальные принципы были заложены в программе по кораблестроению в 2015 году.

Тем не менее в головном вспомогательном судне имеется свое новшество. Как утверждают разработчики ледокола, оно проявится, когда речь зайдет о дальности плавания и автономности. «Илья Муромец» рассчитан на двухмесячные плавания. По мнению экспертов, данная способность является хорошим показателем для ледокола, не использующего атомную силовую установку. Таким образом, данное судно в состоянии преодолевать расстояния в пределах 12 тыс. морских миль.

Использование новых гребневых винтов

Ледокол оснащен четырьмя дизель-генераторами мощностью по 2600 кВт каждый. Таким образом, общая мощность составляет 10 600 кВт. Отдельные винто-рулевые колонки оборудованы двумя гребневыми электродвигателями. Каждый из них обладает мощностью 3500 кВт. Планируется, что питать их будут четыре дизель-генератора. Уникальность данного ледокола заключается в наличии гребневых электродвигателей, вынесенных за пределы корпуса. Винты, таким образом, получают возможность осуществлять свое вращение на валах на 360 градусов. За счет этого ледокол сможет выполнять движение в любом направлении. Данная способность особенно важна во время пребывания судна среди льдов. Как утверждают специалисты, в Арктической зоне ледоколам очень часто приходится давать задний ход. Для оборудованного гребневыми винтами нового ледокола не будет проблематичным и выполнение бокового хода.

Двигатели

«Илья Муромец» оснащен двигателями, относящимися к типу «Азипод». Данные рулевые колонки используют знаменитые вертолетоносцы «Мистраль» и арктические танкеры проекта Р-70046. В свое время рабочими "Адмиралтейской верфи" было построено также судно «Михаил Ульянов», оснащенное такими же колонками. В российских ледоколах применение двигателей «Азипод» осуществляется впервые. Особенностью «Ильи Муромца» можно считать и то, что он будет оборудован отечественными винто-рулевыми колонками. Их конструированием и производством занимаются сотрудники петербуржского Центрального Научно-Исследовательского Института судовой электроники и технологий.

Тактико-технические характеристики

  • «Илья Муромец» принадлежит к классу ледовых кораблей. Он пригоден к выполнению операций при толщине льда, не превышающей полтора метра.
  • Страна-изготовитель - Россия.
  • Производитель - предприятие «Адмиралтейские верфи».
  • Предназначается для ВМФ РФ.
  • Экипаж состоит из 32 человек.
  • Водоизмещение - 6 тыс. тонн.
  • Длина судна - 84 м.
  • Ширина - 20 м.
  • Высота борта 10 м.
  • Для ледокола характерна осадка 6,8 м.
  • Скорость хода - 11 узлов (экономная) и 15 узлов (полная).
  • «Илья Муромец» способен осуществлять беспрерывное движение при толщине льда не более одного метра.

Заключение

Отсутствие поставок вспомогательных судов для российского военного флота существенно ограничивало возможности его маневрирования в арктических водах. Ожидается, что введение в эксплуатацию ледокола «Илья Муромец» восполнит данный пробел. Как утверждают разработчики, в отличие от своего былинного тезки, ледокол не будет ждать «тридцать лет и три года», а встанет на защиту родины в самое ближайшее время. Ледокол спустят на воду в начале 2018-го.

В эфире «Вечернего военного вестника» (популярная телепрограмма с военной тематикой в КНР — прим. перев. ) 25 ноября его ведущий Чжу Сиди сообщил, что Россия завершит работу над атомным ледоколом проекта 10510 «Лидер» до конца этого года. На сегодняшний день он считается крупнейшим в мире и в будущем может быть приспособлен для военных целей. Каковы же будут области применения «Лидера»? И какие стратегические интересы преследует Россия, оснащая военной техникой ледокол гражданского морского флота? Мы поговорили об этом с военным экспертом Ду Вэньлуном.

Общая концепция

Работу «Лидера», самого большого в мире атомного ледокола, обеспечивают два атомных реактора мощностью по 315 МВт каждый. Комментарий Ду Вэньлуна: «Разместив на нем системы вооружения, Россия тем самым сможет не только усилить свои позиции в Арктике, но и контролировать интересы НАТО в этом регионе».

Ду Вэньлун: «В настоящее время этот атомный ледокол является самым большим ледоколом в российском морском флоте. Его полное водоизмещение — 55 000 тонн, и если посмотреть на показатели обычных авианосцев, то он достиг вершины среди авианосцев среднего класса (многоцелевых авианосцев — прим. пер. ). Поэтому, если рассматривать пространство ледокола, его водоизмещение, автономность плавания, мощность — он действительно является передовым среди гражданских и военных кораблей. Кроме того, он обладает высокой проходимостью даже в самых неблагоприятных погодных условиях, возможных в северных водах. Взглянув на платформу, можно заметить ее функциональность, раскрывающую огромный потенциал судна. Если на таком корабле расположить ракеты, то он станет «боевым», и гражданское судно превратится в военное. Если мы посмотрим на устройство корабля, то обнаружим, что установить на ней разнообразные радары и ракеты совсем не составит затруднения».

© РИА Новости, Роман Денисов Атомный ледокол "Арктика" во главе каравана судов в Восточно-Сибирском море

Что же касается метода работы и сферы деятельности, в зоне Арктики практически отсутствуют какие-либо запретные воды. Если разместить разнообразные ракеты (в том числе крылатые ракеты), «накинуть» противокорабельные и зенитные ракеты, разместить противоракетное снаряжение, то ледокол станет эквивалентным авианосцу с точки зрения основных военных задач.

В случае, если такое большое количество ракет разместят на платформе корабля в водах Арктики, то такие меры окажут большую роль в сдерживании США, а также воспрепятствуют присутствию на севере войск НАТО и их возможным там действиям. Можно заметить, что сейчас у России два пути для укрепления своего военного присутствия на Северном полюсе. Первый путь подразумевает создание собственных баз, стягивание вооружений и снаряжений на север, чтобы продемонстрировать мощь и величие российского оружия. Второй же путь лежит в «военизации» гражданских судов, т. е. их «переоснащению» в военные для того, чтобы усилить собственную боеспособность в Арктике.

Сообщают, что, на ледоколе «Лидер» Россия планирует установить противолодочные установки, ракеты дальнего действия, артиллерийские установки, а также специальные контейнеры для радиооборудования и подводного снаряжения. Военный наблюдатель Ду Вэньлун отмечает, что такое модульное вооружение позволит России наносить молниеносные удары по важнейшим гражданским объектам.

Контекст

Россия не поплывет без китайских кранов

Sina.com 27.09.2017

Козырная карта России в Арктике

The National Interest 24.07.2017

Китай - уже в Арктике

NRK 21.07.2017

Ду Вэньлун: «Данное модульное вооружение является многофункциональной баллистической ракетой, с возможностью применения практически на любой платформе. Например, его можно установить на гражданский грузовик: погрузив установку в контейнер, получаем мобильную пусковую установку. Стоит сказать, что такая установка не имеет ничего общего с теми, что устанавливаются на военных машинах. Также такое оборудование может быть размещено и на морских судах, будь то эсминец или фрегат. Это вооружение также может быть установлено на современных гражданских судах. Конечно, тоннаж и грузовместимость военных и гражданских судов будет различаться, но все они будут отвечать минимальным требованиям для погрузки оборудования. В прошлом многие большегрузные гражданские суда, оснащенные ракетными установками, могли свободно участвовать в боевых действиях».

Таким образом, эта управляемая ракета в дальнейшем может стать новой российской базой на платформе для загрузки базового модуля. Теперь рассмотрим грузовое пространство, включающее в себя всевозможные способы транспортировки как на суше, по воздуху, так и морем. Также ее можно использовать на различных гражданских платформах, и таким образом можно скрывать даже самые мощные установки среди гражданской и других незначительных единиц техники. Такого рода удары вскоре станут обычным делом. США и другие государства, столкнувшись с Россией, вскоре обнаружат, что ракетные пусковые установки не только в море, но и на суше могут нанести удар, так как все платформы оснащены боевыми и оборонительными установками.

Российский атомный ледокол «Лидер»

По данным ВМФ России, ледокол «Лидер» построен по стандарту гражданских судов, а возможность установки боевой системы служит лишь опцией. Ду Вэньлун, военный обозреватель, охарактеризовал такие меры, как военно-гражданскую интеграцию «в российском стиле».

Ду Вэньлун: «Для России этот план главным образом предусматривает потенциал военного усиления гражданских объектов и техники. На основании настоящих цифр по морским боевых формирований, включая количество авианосцев, а также количество пусковых платформ, можно заключить, что Россия в сравнении с США находится в проигрышном положении».

Независимо от тоннажа, количества и защитных функций различных авианосцев, в том числе крупных надводных кораблей, современный российский флот концентрируется в ближайших морях. Противостояние во времена холодной войны уже стало историей. Таким образом, и конфронтация, сложившаяся с США в глубинах океанов в те годы, теперь ушла в прошлое.


© РИА Новости, Николай Зайцев Ледокол "Красин"

Ду Вэньлун: «В условиях локальной оборонительной войны, на данный момент противостояние «один на один» с Соединенными Штатами станет невыполнимой задачей. А в ситуации, если боевой потенциал гражданской техники будет усилен оружием, в частности, если оружие и оборудование продемонстрировать в других форматах, то ВМФ России может, не увеличивая количество кораблей, водоизмещение, а также военные расходы, сохранять военно-морской потенциал на высоком уровне. Но если данное условие не будет выполнено, невозможно будет обнаружить опасность и своевременно защитить страну. И если в будущем опасность огневого удара со стороны моря будет постепенно нарастать, я думаю, настанет время для такой военно-гражданской интеграции. Военно-гражданская интеграция не ограничивается строительством самолетов, исследованиями в области высокотехнологичного вооружения, общим развитием, возможно, военно-гражданская интеграция в сфере боевого потенциала и способах ведения войны, станут военной и национальной стратегией России».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, призванным на основе применения передовых ядерных достижений решать задачи обеспечения национального присутствия в Арктике. С его появлением началось настоящее освоение Крайнего Севера. Основными направлениями деятельности Росатомфлота (предприятие Госкорпорации «Росатом») являются: ледокольное обеспечение проводки судов в акватории Северного морского пути (СМП) в замерзающие порты РФ; обеспечение проведения высокоширотных научно-исследовательских экспедиций; обеспечение аварийно-спасательных операций во льдах на акватории СМП и неарктических замерзающих морей. Кроме того, компания выполняет техническое обслуживание и проведение ремонтных работ общесудового и специального назначения как для собственных нужд, так и для сторонних судовладельцев; участвует в выполнении работ по экологической реабилитации Северо-Западного региона России; а также осуществляет туристические круизы на Северный полюс, острова и архипелаги Центральной Арктики. В силу особенностей двигательных установок одна из технических задач - обеспечение безопасного обращения с ядерными материалами и радиоактивными отходами.

В 2008 году Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот» вошло в состав Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» на основании Указа Президента Российской Федерации «О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (№ 369 от 20 марта 2008 года). С 28 августа 2008 года ему переданы суда с ядерной энергетической установкой и суда атомного технологического обслуживания.

В состав атомного ледокольного флота в настоящее время входят: два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тыс. л.с. («Ямал», «50 лет Победы»), два ледокола с однореакторной установкой мощностью около 50 тыс. л.с. («Таймыр», «Вайгач»), атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» с реакторной установкой мощностью 40 тыс. л.с. и 5 судов технологического обслуживания. Атомный ледокол «Советский Союз» находится в эксплуатационном резерве.

История отечественного атомного ледокольного флота берет свой отсчет 3 декабря 1959 года. В этот день был принят в эксплуатацию первый в мире атомный ледокол «Ленин». Только с появлением атомного ледокольного флота в 70-е годы XX века Северный морской путь начал обретать очертания национальной транспортной артерии в Арктике. Ввод в эксплуатацию атомного ледокола «Арктика» (1975 г.) открыл круглогодичную навигацию в западном секторе Арктики. На этом этапе развития Севморпути ключевую роль сыграло становление Норильского промышленного района и появление на трассе круглогодичного порта Дудинка. Затем были построены ледоколы «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Таймыр», «Вайгач», «Ямал», «50 лет Победы». Их сооружение и эксплуатация на десятилетия предопределили технологические преимущества нашей страны в атомном судостроении.

Сегодня основная работа Росатомфлота связана с обеспечением безопасности мореплавания и стабильной навигации, в том числе и транзитной, по Северному морскому пути. Транспортировка углеводородной и прочей продукции на рынки Азии и Европы по трассе СМП может служить реальной альтернативой существующим транспортным связям между странами Атлантического и Тихоокеанского бассейнов через Суэцкий и Панамский каналы. Она обеспечивает выигрыш во времени: например, расстояние от порта Мурманск до портов Японии через Северный морской путь составляет около 6 тыс. миль, а через Суэцкий канал – более 12 тыс. миль, соответственно, длительность транзита составляет, в зависимости от метеоусловий и ледовой обстановки, ориентировочно 18 и 37 дней.

Во многом благодаря атомному ледокольному флоту на трассе СМП фиксируется ощутимый грузопоток. В 2015 году по СМП было перевезено около 4 млн. тонн грузов. Таким образом, объем перевозок увеличился в 2,7 раз по сравнению с 1998 годом, когда перевозки достигли своего минимума (1,46 млн. тонн). Постепенно проводки становятся значимее, возникает больше работы с конкретными, ключевыми заказчиками и проектами, которые предстоит обслуживать вплоть до 2040 года. В 2016 году объем перевозок грузов по трассам Северного морского пути составил более 7,3 млн тонн, что на 35% больше, чем в 2015 году. В 2017 году под проводкой атомных ледоколов в акватории Северного морского пути проведено 492 судна общей валовой вместимостью 7 175 704 тонны (для сравнения, в 2016 - 410 судов общей валовой вместимостью 5 288 284 тонны).

Росатомфлот обеспечивает работы по изучению гидрометеорологического режима морей и минерально-сырьевых ресурсов арктического шельфа, прилегающего к северному побережью РФ. Основные заказчики: ОАО «Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт»; ФГБУ «Арктический и антарктический научно- исследовательский институт», ОАО «Севморнефтегеофизика», ОАО «Арктикморнефтегазразведка», ОАО «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция». Атомоходы «Росатомфлота» участвуют в обеспечении экспедиций на дрейфующей полярной станции «Северный полюс».