Особенности деятельности федеральных казенных предприятий. Компетенция органов управления предприятием. Общий правовой статус казенного предприятия

Передача моего на основе договора происходит по закону непрерывности (lex continui); это значит, что владение предметом в течение этого акта не прерывается ни на одно мгновение, ведь в противном случае я бы в таком состоянии приобретал предмет как нечто не имеющее владельца (res vacua), стало быть, первоначально, а это противоречит понятию договора. Казенное предприятие представляет собой унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Правовое положение унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность только за счет бюджетных средств, выделенных из федеральной казны. Таким образом, правоспособность казенного предприятия занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организации (такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как «предпринимательское учреждение»). Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по особому решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (п. I ст. 115 ГК РФ). Права казенного завода на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с правилами ГК РФ об оперативном управлении (ст. 297,298 ГК РФ): он вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Следовательно, согласие собственника требуется для распоряжения любым имуществом такого предприятия как движимым, так и недвижимым. Федеральное казенное предприятие является юридическим лицом, имеет расчетный или текущий бюджетный счет в банке, печать установленного образца со своим наименованием, бланки, может иметь регистрируемый в установленном порядке товарный знак (знак обслуживания). Казенное предприятие несет ответственность по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Казенные предприятия отличаются от других государственных унитарных предприятий следующим: ? они основаны только на федеральной государственной собственности; ? наделяются вещным ограниченным правом - правом оперативного управления (ст. 296, 297 ГК РФ), которое значительно уже права хозяйственного ведения (ст. 294, 295 ГК РФ); ? не могут объявляться банкротами (п. I ст. 65 ГК РФ); ? государство (Российская Федерация) несет дополнительную субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества (п. 5 ст. 115 ГК РФ). Количество казенных предприятий (казенных заводов, фабрик, хозяйств) сравнительно невелико. К ним, в частности, относятся предприятия, осуществляющие производство некоторых видов оборонной продукции, и предприятия исправительно-трудовых учреждений. Казенные предприятия создаются для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, объем и характер которых определяются Правительством РФ. Помимо основных видов деятельности казенные предприятия вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность с разрешения уполномоченного Правительством РФ органа. К казенным предприятиям относятся: ? предприятия, выпускающие продукцию, которую разрешено производить только на государственных предприятиях; ? предприятия, производящие продукцию, 50 % которой приобретает государство; ? предприятия, которые вообще не подлежат приватизации. Правовое положение государственного унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства и реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), т. е. осуществляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно осуществляет свою хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной. Таким образом, правоспособность казенного предприятия занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой (общей) и некоммерческой (специальной) организации, т. е. такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как «предпринимательское учреждение». Для выполнения уставных целей казенное предприятие имеет право: ? получать кредиты при наличии гарантий Правительства РФ; ? самостоятельно использовать часть доходов, полученных в результате ведения самостоятельной хозяйственной деятельности. Казенное предприятие обязано: ? целевым образом использовать закрепленное за ним имущество и выделенные федеральные средства; ? поддерживать численность работников в пределах, установленных Правительством РФ (уполномоченным им органом); ? обеспечивать здоровые и безопасные условия труда работников в соответствии с требованиями действующего законодательства по охране труда; ? осуществлять мероприятия, направленные на регулирование занятости. Здания, сооружения и другое имущество являются федеральной собственностью и закрепляются за предприятием в установленном порядке на праве оперативного управления Госкомимуществом России на основании решения Правительства РФ. Казенное предприятие не вправе сдавать в аренду, передавать во временное пользование или иным способом распоряжаться переданным в его оперативное управление недвижимым и другим имуществом без согласия Госкомимущества России. Казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им (п. I ст. 296 ГК РФ). Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с правилами ГК РФ об оперативном управлении (ст. 296, 297 ГК РФ): он вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. I ст. 297 ГК РФ). Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества (п. 2 ст. 297 ГК РФ). Источниками формирования имущества и финансовых средств казенного предприятия являются: ? имущество, переданное ему по решению Правительства РФ для ведения основных видов деятельности; ? денежные и иные средства, полученные от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с государственным заказом; ? средства, выделенные в установленном порядке из федерального бюджета и (или) федеральных внебюджетных фондов; ? часть доходов, получаемых в результате ведения самостоятельной хозяйственной деятельности (в уставе указывается, какая именно часть доходов). Руководство казенным предприятием осуществляется единолично директором, действующим на принципах единоначалия, который назначается на должность и освобождается от должности федеральным органом Правительства РФ, утвердившим его устав. Директор казенного предприятия подотчетен назначившему его органу, несет персональную ответственность за результаты хозяйственной деятельности казенного предприятия (п. 4 ст. 113 ГК РФ). Директор казенного предприятия без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы в пределах, определяемых законодательством Российской Федерации и уставом, заключает в соответствии с действующим законодательством договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, пользуется правом распоряжения средствами, находящимися на счетах предприятия, издает приказы и дает указания, обязательные для выполнения всеми работниками. Прекращение деятельности казенного предприятия может осуществляться в соответствии с законодательством по решению Правительства РФ в виде его ликвидации либо реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения) (п. 6 ст. 115 ГК РФ). 2.15.

Еще по теме Казенные предприятия:

  1. Приложение 5 ТИПОВОЙ УСТАВ казенного завода (казенной фабрики, казенного, хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия 1

2. Уставы унитарных предприятий утверждаются уполномоченными государственными органами Российской Федерации, государственными органами субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", - Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом". Уставы унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского", утверждаются федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского". Уставы государственных унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", утверждаются Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос". Уставы унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт", утверждаются федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт".

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Устав унитарного предприятия должен содержать:

полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия;

указание на место нахождения унитарного предприятия;

цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;

сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия;

наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);

порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;

иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.

4. Устав государственного или муниципального предприятия кроме сведений, указанных в пункте 3 настоящей статьи, должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли.

5. Устав казенного предприятия кроме сведений, указанных в пункте 3 настоящей статьи, должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия.

6. Устав унитарного предприятия может также содержать иные не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам положения.

7. Внесение изменений в устав унитарного предприятия, в том числе утверждение устава в новой редакции, осуществляется по решению государственного органа Российской Федерации, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского", федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных утверждать устав унитарного предприятия.

Действующим законодательством РФ определены два вида унитарных предприятий:

  • Имеющие право самостоятельного хозяйственного ведения.
  • Имеющие право оперативного управления, или казенные.

Казенные предприятия предназначены заниматься производством ограниченно оборотоспособной продукции, связанной с военными нуждами, а также продукции для нужд федеральных и публичных организаций, обеспечения безопасности страны и ее стратегических интересов. Их деятельность сочетается с активной коммерческой деятельностью, хотя они имеют весьма ограниченные права на имущество, которое было передано собственником-учредителем.

Отличия казенных предприятий

Казенное предприятие свою деятельность осуществляет на основании утверждаемой собственником сметы доходов и расходов. Это требует строго целевого, а не самостоятельного, как у простого унитарного предприятия, характера использования имеющегося имущества. Ему доводятся заказы собственника, которые необходимо обязательно выполнить, это может быть поставка товаров, оказание различных услуг или проведение работ, которые обеспечивают деятельность государственных и муниципальных органов. Учредитель наделен правом изымать лишнее и неиспользованное имущество, и если оно используется не по назначению.

Правовая ответственность казенных предприятий

Так как казенные предприятия не имеют своего имущества, учредители несут полную субсидиарную ответственность по их долгам, с унитарными предприятиями это не происходит (кроме случаев их банкротства). Объявить банкротство казенного предприятия не является возможным, чего нельзя сказать об унитарном, которое может стать банкротом. От коммерческих предприятий казенные предприятия отличаются отсутствием уставного фонда.

Только собственник вправе наделить его имуществом для ведения хозяйственной деятельности, только он может решать вопросы, связанные с уменьшением или увеличением размера фонда. Казенные предприятия не так давно могли создаваться на базе имеющегося федерального имущества и должны были обеспечивать федеральные нужды. Принятый Закон об унитарных предприятиях разрешает создавать данные предприятия и другим собственникам, что способствует увеличению их числа.

Имущество казенных предприятий

Унитарные предприятия отличаются прежде всего объемом правомочий относительно имущества , которым их наделяют учредители-собственники, ведь право в отношении оперативного управления казенным предприятием имеет более узкие рамки относительно своего содержания, тем самым отличаясь от простого унитарного предприятия с правом хозяйственного ведения. Поэтому, совершение казенным предприятием сделок относительно распоряжения имуществом невозможно без получения согласия собственника.

Кем и зачем создаются казенные предприятия

Казенные предприятия занимаются производством продукции, оказанием услуг, выполняют различные работы. Они осуществляют коммерческую и хозяйственную деятельность на основании бюджетных средств, выделяемых федеральной казной. Унитарные предприятия создает Правительство РФ, они формируются на базе имеющегося имущества, которое является федеральной собственностью. Правительством утверждается также Устав предприятия, который является его главным учредительным документом.

Казенные предприятия предназначены решать конкретные задачи, и создаются чаще всего на базе реорганизованных федеральных предприятий. В них сохраняются все нормы трудового законодательства, которые запрещают сокращать рабочие места, передавать имущество другим организациям, увольнять сотрудников и отказывать в приеме на работу работников реорганизованного предприятия. Только собственник наделен правом отчуждать и распоряжаться имуществом, закрепленным за предприятием.

Управление унитарными предприятиями

Казенные предприятия могут создаваться лишь на основании решения Правительства, а унитарные с правом хозяйственного ведения создаются на основании решений уполномоченных на эти действия государственных структур, это право имеют также органы местного самоуправления. Это является главной и отличительной особенностью права по хозяйственному ведению и оперативному управлению данными предприятиями. Осуществляет руководство казенным предприятием директор, назначенный федеральным органом российского правительства.

Унитарное предприятие коммерческая организация, имущество которой является собственностью её учредителя, остаётся неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям) между её работниками (ст. 113 ГК РФ). В форме унитарного предприятия создаются только государственные и муниципальные предприятия.

Правовое положение казенных предприятий, режим имущества, передаваемого таким предприятиям на праве оперативного управления, установлены в настоящее время Законом РФ от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (в ред. от 02.07.2010 г.) постановлениями Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. № 872 «О создании и регулировании деятельности федеральных казённых предприятий» и Приказом Минэкономразвития РФ от 25 августа 2005 года № 205 «Об утверждении примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения».

В уставе казенного предприятия определяются цели и предмет его деятельности, в частности основные виды деятельности и виды самостоятельной хозяйственной деятельности, которые предприятие вправе осуществлять с разрешения уполномоченного правительством РФ органа; источники формирования и режим использования имущества, переданного предприятию; основы учета, отчетности, контроля за деятельностью предприятия, в том числе контроля над целевым использованием имущества.

Казенное предприятие является разновидностью государственных унитарных предприятий. Казенные предприятия создаются в распорядительном порядке на базе федеральной собственности по решению Правительства РФ. Правительство РФ утверждает устав федерального казенного предприятия, принимает решение об его реорганизации и ликвидации.

Особенности правового положения казенного предприятия во многом обусловлены правовым режимом закрепляемого за ними имущества. Права владения, пользования, распоряжения казенные предприятия осуществляют:

1) в пределах, установленных законом;

2) в соответствии с целями своей деятельности;

3) в соответствии с заданиями собственника;

4) в соответствии с назначением имущества.

Непосредственно Гражданским кодексом для казенного предприятия установлены пределы по распоряжению закрепленным за ним имуществом: казенное предприятие имеет право распоряжаться как движимым, таки недвижимым имуществом лишь с согласия собственника. Самостоятельно предприятие вправе реализовывать только производимую им готовую продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Государством как собственником определен и порядок использования прибыли предприятия.

Финансирование деятельности предприятия осуществляется за счет доходов от реализации производимой им продукции (работ, услуг) в соответствии со сметой доходов и расходов.

При недостаточности доходов предприятия для покрытия расходов, предусмотренных сметой доходов и расходов, уполномоченный орган осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных с функционированием предприятия, ежеквартально по итогам отчетного периода.

Порядок выделения предприятию средств федерального бюджета определяется бюджетным законодательством.

Предприятие вправе осуществлять заимствования только при условии согласования с уполномоченным органом объема и направлений использования привлекаемых средств.

Уполномоченный орган в недельный срок с даты обращения предприятия дает согласие на осуществление предприятием заимствования либо выдает мотивированный отказ в согласовании.

Уполномоченный орган ведет учет долговых обязательств предприятия.

Распределение и использование доходов предприятия осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов.

Размер чистой прибыли предприятия, полученной по результатам отчетного года (нераспределенной прибыли), определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.

Размер чистой прибыли предприятия, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением уполномоченного органа, принимаемым не позднее 1 июня на основании отчета об исполнении программы деятельности и сметы доходов и расходов, а также предложений о распределении чистой прибыли, полученной предприятием по результатам отчетного года.

Чистая прибыль предприятия по результатам отчетного года подлежит распределению в следующем порядке:

Не более 25 процентов полученной чистой прибыли подлежат зачислению в федеральный бюджет;

Не менее 75 процентов полученной чистой прибыли подлежат зачислению в резервный фонд и иные фонды в соответствии с уставом предприятия, а также расходуются по согласованным с уполномоченным органом направлениям, в том числе по направлениям инвестиционного характера.

Предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 65) казенные предприятия процедуре банкротства не подлежат.