"южмаш" возобновил производство ракет с российскими разгонными блоками - война и мир. "южмаш" объявил о поставке россии ракет для "морского старта"

Украинские ракетостроители крупного государственного предприятия «Южмаш» по производству ракетно-космической техники вышли на митинг к зданию Министерства юстиции с требованием выполнить решение суда и снять арест со счетов предприятия. Космическая отрасль, некогда процветавшая на Украине, гибнет.

По имеющейся информации сотни рабочих требуют от украинских властей не мешать реализации международных проектов и исполнению уже подписанных контрактов. Другими условиями протестующих рабочих стали встреча с министром юстиции Украины Павлом Петренко и увольнение начальника департамента государственной исполнительной службы министерства, который отказывается исполнять решение суда.

Председатель профсоюза работников «Южмаша» Валерий Васильев возмущен тем, что государственная структура, отвечающая за исполнение норм законодательства, сама нарушает всевозможные украинские законы:

"Вероятно, кто-то всем этим руководит, кому-то выгодно, чтобы "Южмаш" остановился и больше не работал."

Позиция Министерства юстиции заключается в том, что арест на счета предприятия наложили для взыскания с него долга за электричество в размере 400 млн гривен. Из-за этой заминки предприятие не успевает с выполнением контрактов по выпуску ракет-носителей «Зенит» для двух программ: «Морской старт» и «Наземный старт».

Стоит сказать, что еще раньше депутат от фракции «Блок Петра Порошенко» Вадим Кривенко публично на заседании в Верховной Раде признал, что лучшие работники в сфере ракетостроения покидают Украину из-за долгов по зарплате и переезжают жить в Россию и работать в российской ракетостроительной сфере.

Государственное космическое агентство Украины уже констатировало настоящее обрушение ракетостроительной сферы из-за запрета на любое военно-техническое сотрудничество с Россией, введенного президентом страны Петром Порошенко еще в 2014 году. Результат не заставил себя долго ждать: уже в 2015 году на предприятии отключили три из четырех линий энергоснабжения и техническую воду; за полтора года выручка предприятия упала на 80%. Вадим Кривенко отметил во время своего выступления в Раде:

"Люди увольняются, и не для кого не секрет, чкуда переезжают лучшие специалисты.Страна-агрессор (Россия) дает возможность высоквалифицированным специалистам продолжить работу в профильной области"

Это же подтвердил в интервью и заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», генерал-майор Владимир Попов.

Как известно, от Советского Союза Украине досталась в наследство треть ракетно-космического промышленного и научного потенциала, куда вошли КБ, производства и такие достижения, как «Циклон-2», «Циклон-3», «Зенит-2», «Зенит-3SL», «Днепр».

Производственное объединение «Южный машиностроительный завод» имени Макарова», расположенное в Днепропетровске, также было создано во время существования СССР.

Деградация ракетно-космической сферы на Украине началась после государственного переворота в 2014 году. Под угрозой оказалось участие в международных космических программах «Морской старт» и «Наземный старт». С осени 2016 года «Южмаш» работает один день в неделю!

В то же время после неудачного сотрудничества с Украиной - ущерб в 475 млн долларов в части коммерческого использования пускового центра «Алкантара» в штате Мараньян - Бразилия разорвала контракт с украинской стороной, заключенный еще в 2003 году о долгосрочном сотрудничестве относительно использования ракеты-носителя «Циклон-4».

Участник Третьего космического отряда, одессит Александр Скворцов отметил, что Украина всегда славилась ракетно-космической отраслью, но сейчас киевские власти выделяют на ее поддержку всего около 2 млн долларов в год! Он также отметил, что объединение КБ «Южное» и «Южмаша» оставило без работы много квалифицированных, опытных кадров, которые уехали работать в Россию:

"К счастью, большая часть из них смогла перебраться в Россию, где они могут реализовать свой научный потенциал. потому, что у РФ к космосу относятся прагматично, и ученых поддерживают на государственном уровне"

Эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров отметил:

"Все основные стартовые двигатели производятся на территории России. Двигатели Украинатпроизводить не сможет. Она может создавать только маршевые двигатели."

К слову сказать, Россия также решила полностью отказаться от участия украинских предприятий в запусках ракет. Носитель «Днепр» переименовали в «Байкал» и отныне будут запускать силами российских компаний.

Как удалось выяснить, американская корпорация Boeing выиграла суд у украинского КБ «Южное» по проекту Sea Launch («Морской старт»), что означает неминуемое банкротство КБ. Американская компания хочет вернуть затраты в ходе процедуры банкротства проекта.

Судебный иск компании Boeing доказывает, что украинская ракетная отрасль не нужна и американцам - многое они могут выпускать самостоятельно и просто устраняют конкурента с рынка.

Михаил Александров неутешительно резюмировал:

"Бегство с Украины квалифицированных кадров достигло критического масштаба и ставит под сомнение дальнейшее существование украинской космической отрасли. Судя по бездействию официального Киева, космос Украине и не нужен.

У украинских властей «стоит» поучиться, как убить одну из самых мощных отраслей государства, позволяющих относить страну к числу передовых в наукоемких областях, всего за 3 года. Но что тут говорить: ломать, не строить…

Ракеты «Зенит-3SL» и «Зенит-3SLБ» предназначены для запуска полезной нагрузки в рамках проектов «Морской старт» (с плавучей платформы проекта Sea Launch) и «Наземный старт» (с площадки на космодроме Байконур) соответственно. Первая ракета семейства полетела в 1985 году, фактически она представляет собой боковой ускоритель советской сверхтяжелой ракеты «Энергия».

На «Зенит-3SL» и «Зенит-3SLБ» устанавливается РД-171 - самый мощный в мире жидкостный ракетный двигатель. Ближайшим конкурентом «Зенитов» можно считать Falcon 9 . С приэкваториальной площадки «Зениты» могут выводить на геостационарную орбиту больше полезной нагрузки, чем «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» (4 тонны против 3,7). Именно «Зениты» должны были прийти на смену ракетам семейства Р-7, производимым самарским . Под них современной подмосковной на смену пилотируемым кораблям «Союз» проектировалась «Заря». Перспективы у «Зенитов» были замечательные.

Все изменилось после распада СССР. Россия продолжала реализовывать пилотируемую космонавтику на старых технологиях и занялась разработкой ракет семейства «Ангара». Космическая отрасль Украины, ориентированная практически исключительно на советский рынок, существовала благодаря заказам из России.

Соглашение о строительстве единственного в мире плавучего космодрома «Морской старт» было подписано в 1995 году. К 26 мая 2014 года было осуществлено 36 запусков: 32 успешных и четыре - нештатных. В рамках «Наземного старта» к 1 сентября 2013 года все девять пусков «Зенитов» были успешными. Статистика оставляет желать лучшего по традиционной причине - человеческий фактор.

Хотя «Зениты» были разработаны в Днепропетровске, в КБ «Южное», и собирались там же на заводе «Южмаш», они более чем на 70 процентов состоят из российских комплектующих. Двигатель РД-171 первой ступени «Зенита», разгонный блок и система управления делались в России. Украинское участие сводилось к производству первых двух ступеней ракеты и двигателя второй ступени.

События 2014 года положили конец запускам «Зенитов». 22 августа 2014 года «Морской старт» объявил о приостановке своей работы, а 24 декабря того же года вице-премьер сообщил о невозможности продолжения сотрудничества по проекту «Морской старт» с «Южмашем».

«Морской старт» в Калифорнии фактически принадлежал РКК «Энергия». Космодром российская корпорация использовать не могла, поскольку с , одним из бывших соучредителей консорциума, по вопросам кредитных обязательств. Конфликт удалось разрешить в августе 2016 года. Российская сторона должна погасить задолженность, оцениваемую в 330 миллионов долларов, предоставлением услуг и участием в совместных проектах, часть долга спишут. Фактически РКК «Энергия» расплатилась с Boeing местами на кораблях «Союз». Сделка была взаимовыгодная. В частности, благодаря ей американская компания выполнит свои обязательства перед по доставке астронавтов на МКС.

Судебные разбирательства между совладельцами Sea Launch касались выполнения «Соглашения о создании компании Sea Launch» 1995 года и «Соглашения о гарантиях и обеспечении» 1996 года. При создании консорциума в 1993 году 40 процентов компании находилось у Boeing, 20 процентов - у Aker Kvaerner (Норвегия), 25 процентов - у «Энергии», 5 процентов - у КБ «Южное» (Украина) и 10 процентов - «Южмаша».

В «Соглашении о гарантиях и обеспечении» говорилось о пропорциональной ответственности для каждого акционера за взятые компанией кредитные обязательства. В 2004 году Sea Launch привлекла 270 миллионов долларов, в 2005 году - 200 миллионов долларов. В 2009 году Sea Launch подошло время выплат, которые компания самостоятельно сделать не смогла.

К этому времени из проекта вышел Boeing, заплатив кредиторам 448 миллионов долларов, из которых 179 миллионов долларов приходилось на ее кредитные обязательства. Компания Aker Kvaerner расплатилась с Boeing к 2010 году. «Энергия» и «Южмаш» платить отказались. Первая при этом выкупила контрольный пакет акций Sea Launch.

Через месяц после заключения предварительного контракта между РКК «Энергия» и Boeing , что российская корпорация продаст «Морской старт» компании «С7 космические транспортные системы», сто процентов акций которой принадлежат «Группе компаний С7» (S7 Group). Гендиректор «С7 космические транспортные системы» - , ранее возглавлявший «Авиализинг» и « ». Покупателя на «Морской старт» искали давно, и нет никаких сомнений в том, что решение по проекту было принято только тогда, когда «Энергия» нашла способ дистанцироваться от проблемного проекта.

Стоит отметить, что свои обязательства по «Морскому старту» выполнили все стороны, кроме «Южмаша». Ясно, что украинское предприятие не может в настоящее время самостоятельно выполнить кредитные обязательства. Скорее всего, долговую нагрузку взяли на себя РКК «Энергия» или S7 Sea Launch Limited - представляющая «С7 космические транспортные системы» зарегистрированная в США компания.

Сопов в августе 2016 года, когда РКК «Энергия» и Boeing , презентовал проект в . «К нам было благожелательное отношение», - отмечал российский бизнесмен в интервью . По его словам, «кроме как с РКК "Энергия", с которой у нас подписано соглашение о сотрудничестве, больше ни с кем никаких договоренностей на бумаге не заключено», и «если "Южмаш" не будет производить ракеты, мы возьмем паузу на пять лет и будем вместе с российскими предприятиями делать другую ракету под наш космодром».

Теперь, похоже, планы «С7 космические транспортные системы» прояснились. «С7 ушли от санкций, "Энергия" избавилась от долгов, теперь они попытаются заработать. В этой истории нет победителей и проигравших», - сообщил источник «Ленте.ру». По его мнению, без американского участия и создания S7 Sea Launch Limited сотрудничество между предприятиями Государственного Украины и «Роскосмоса» было бы невозможно, поскольку «обе организации придерживаются официальных линий».

Действительно, обе стороны не в восторге от соглашения между «Южмашем» и S7 Sea Launch Limited. На официальном сайте Государственного космического агентства до сих пор ничего не сообщается о возобновлении производства «Зенитов», последняя новость там на момент написания данной статьи датируется 23 мая 2017 года и посвящена сотрудничеству Украины и Литвы в космической сфере. Между тем, «Южмаш» 31 мая провел пресс-конференцию с говорящим названием «Действия Государственной исполнительной службы уничтожают главного конкурента российских космических предприятий - завод "Южмаш" о блокировании хозяйственной деятельности», видео мероприятия выложено в сеть. Спустя три дня, когда было обнародовано соглашение между «Южмашем» и S7 Sea Launch Limited, украинское предприятие выразило «глубокую благодарность законодательной и исполнительной ветвям власти за предоставленную беспрецедентную нормативную и финансовую поддержку».

В «Роскосмосе» довольно скептически оценивают перспективы сотрудничества с Украиной по производству «Зенитов». «Промышленная кооперация очень важна, один раз выпав из цикла производства в космической отрасли, вернуться очень сложно - происходит замещение. Мы с сожалением видим, что процессы, которые начались в 2014 году, ни к чему хорошему не привели - украинцы сами прекрасно понимают, что сейчас у них нет условий для производства этих ракет. А у "Роскосмоса" нет никаких обязательств по поставке двигателей на Украину», - сказал исполнительный директор «Роскосмоса» по коммуникациям .

Генеральный директор РКК «Энергия» напомнил, что Украина не располагает необходимыми для самостоятельного производства ракет двигателями. «Проще им полететь на метле, чем на ракете без российских двигателей»,- отметил он.

В настоящее время на «Южмаше» собираются два «Зенита», запуски планируется возобновить в 2018 году. О поставках на Украину для новых 12 ракет российских двигателей пока ничего не сообщается. С другой стороны, создаваемая РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс» ракета «Союз-5» (она же «Феникс» и «Сункар») - фактическая альтернатива «Зенита» - будет готова к 2022 году. Вероятно, до этого времени в S7 Sea Launch Limited решили задействовать «Зениты».

В «Южмаше» отмечают, что по состоянию на начало июня 2017 года портфель заказов предприятия на ближайшие годы превышает 350 миллионов долларов США. Среди заказчиков, кроме S7 Sea Launch Limited, называются компании из США и Италии. Для американцев «Южмаш» производит основную конструкцию первой ступени ракеты Antares, для итальянцев - маршевый двигатель РД-843 верхней ступени ракеты-носителя Vega легкого класса. В обозримом будущем США не планируют отказываться от услуг украинской стороны, в Италии этого не исключают.

Контракт с S7 Sea Launch Limited вряд ли позволит сохранить ракетный потенциал «Южмаша», где активно разворачивается диверсификация производства. В тяжелых экономических условиях другого выхода нет - Украине не нужны космические ракеты, а «Роскосмосу» - украинский «Южмаш». Позиция госкорпорации по этому поводу вполне понятна. С ее точки зрения было бы предпочтительнее, если бы «С7 космические транспортные системы» вкладывались в российскую космическую отрасль, а не поддерживали потенциального конкурента.

На самом деле позиция «Роскосмоса» в вопросе с «Южмашем» - проверка госкорпорации на лояльность к российским частным космическим компаниям. До сих пор «Роскосмос» ее проваливал, однако в этот раз проигнорировать интересы такого крупного игрока, как «С7 космические транспортные системы», будет сложно. В сложившейся ситуации предприятия Государственного космического агентства Украины и «Роскосмоса» выступают не заказчиками, а исполнителями работ, формально выбирать носитель для «Морского старта» предстоит его собственнику - компании «С7 космические транспортные системы».

Нынешняя Украина хорошо иллюстрирует то, что может произойти в российской космической отрасли без ее интеграции в международное сообщество. Главный партнер Украины - Россия, а России - США. Без сотрудничества с НАСА российская пилотируемая космонавтика рискует прекратить свое существование, без контактов с ULA и Orbital ATK ракетное двигателестроение начнет деградировать, в этом случае останется только военная составляющая космической программы.

ЮМЗ Южный машиностроительный завод http://www.yuzhmash.com/​ г. Днепропетровск ЮЖМАШ Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с … Словарь сокращений и аббревиатур

Южмаш (ПО)

ГП ПО Южмаш - … Википедия

Сравнение ракет-носителей среднего класса - Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Викифицировать статью. Проверить статью на … Википедия

Государственное предприятие производственное объединение Южный машиностроительный завод имени А. М. Макарова - Государственное предприятие «Производственное объединение „Южный машиностроительный завод“ имени А. М. Макарова» (Южмаш) крупное украинское предприятие по производству ракетно космической техники и другой наукоёмкой продукции, расположенное в… … Википедия

Завод 586 - Государственное предприятие «Производственное объединение „Южный машиностроительный завод“ имени А. М. Макарова» (Южмаш) крупное украинское предприятие по производству ракетно космической техники и другой наукоёмкой продукции, расположенное в… … Википедия

Завод № 586 - Государственное предприятие «Производственное объединение „Южный машиностроительный завод“ имени А. М. Макарова» (Южмаш) крупное украинское предприятие по производству ракетно космической техники и другой наукоёмкой продукции, расположенное в… … Википедия

Производственное объединение Южный машиностроительный завод имени А. М. Макарова - Государственное предприятие «Производственное объединение „Южный машиностроительный завод“ имени А. М. Макарова» (Южмаш) крупное украинское предприятие по производству ракетно космической техники и другой наукоёмкой продукции, расположенное в… … Википедия

Южный машиностроительный завод - Государственное предприятие «Производственное объединение „Южный машиностроительный завод“ имени А. М. Макарова» (Южмаш) крупное украинское предприятие по производству ракетно космической техники и другой наукоёмкой продукции, расположенное в… … Википедия

Зенит-2 (ракета-носитель) - У этого термина существуют и другие значения, см. Зенит. Зенит 2 «Зенит 2» на старте на «Байконуре» … Википедия

Книги

  • Проповеди Святейшего Патриарха Кирилла. Выпуск 9 (CDmp3) , . Издается решением духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры по благословению Святейшего Париарха Московского и всея Руси Кирилла. Содержание: 1. Слово у стенСвято-Никольского храма в…

17.07.2017 12:00

Три украинских завода-гиганта, «Южмаш», «Мотор-Сич» и «Заря Машпроект» наиболее ярко иллюстрируют, что происходит с промышленностью страны.

Эти три промышленных монстра были флагманами отечественной промышленности. С приходом новой, якобы проевропейской, власти заводы не только не получили толчок к развитию, но и фактически оказались на грани уничтожения.

«Южмаш» производил ракеты «Зенит», считающиеся одними из лучших в мире. Илон Макс недавно заявил, что после его «Фальконов», «Зенит» - лучшая ракета в мире. Была… Более половины комплектующих этой ракеты производилось в России. Решив мощно ударить санкциями по России, мы прекратили покупать комплектующие в РФ. Чем это закончилось? За три года после Майдана-2 долги «Южмаша» только за использование электроэнергии достигли 400 млн.грн. Долги по зарплате – более 100 млн.грн. Забастовки сотрудников не утихают. Полигоны сданы в аренду фермерам. Сотрудники уникального в мировом масштабе производства постепенно эмигрировали в Россию на такие предприятия, как ООО «Илек», АО «Промтехкомплект», АО «НПЦ Лавочкин-Инвест» – предприятия, производящие комплектующие для российской космической отрасли.

«Подарок», принятый в бюджете Украины в начале июля, 50 млн.грн на погашение долгов «Южмаша» перед сотрудниками, ничего не решит. Завод умирает. Попытку произвести 12 ракет для России и реанимировать работу предприятия националисты тут же окрестили предательством и забросали говном директора.

По сути, мы сами помогли создать в России недостающую отрасль в сфере покорения космоса.

Аналогичная ситуация произошла с заводом «Мотор-Сич». На этом предприятии производились двигатели для всех (!) российских вертолетов. Для военных крылатых ракет (не украинских, понятно, в Украине их нет), для ряда самолетов. Это производство высочайшей точности и технологичности. С приходом псевдопроевропейской власти поставки этих вертолетных и самолетных двигателей в Россию запрещены. Завод умирает. Жиденькие новости в СМИ о будущих поставках этих двигателей для самолетов в Австрию и Китай – чистой воды пиар. Это совершенно не те двигатели: не той технологической сложности, мощности и стоимости, нежели производимы ранее для российского рынка. А специалисты, также, как и в ситуации с «Южмашем», потихоньку эмигрируют в Уфу на работу в «Уфимское моторостроительное производственное объединение», где уже несколько лет Россия формирует собственное производство двигателей для вертолетов. Вкладывает миллиарды рублей в него. Старт их массового производства намечен на 2019 год. Даже с учетом вездесущей коррупции и срывов сроков уже через пару лет украинский «Мотор Сич» не будет нужен никому. Русское лобби быстро «выдавит» на международном рынке нашу продукцию. Тем более, что её разрабатывают наши же, запорожские специалисты.

«Зоря-Машпроект», г.Николаев. На двигателях этого предприятия ходили практически все суда военно-морского флота Украины и России. С приходом новой власти после Майдана 2 завод, естественно, оказался на грани банкротства. Россия, также, как и с двигателями для вертолетов, активно строит собственную целую промышленную отрасль – производство газотурбинных двигателей для флота. Рыбинское НПО «Сатурн» заканчивает производство двигателей для русских фрегатов типа 11356, которые отказалась поставлять «Заря-Машпроект» не по экономическим, а по дурацким политическим причинам. Оставив без работы сотни семей. Спасает предприятие лишь сервисное обслуживание и ремонт газотурбинных установок на украинской ГТС. Но это, вероятно, ненадолго.

Сырьевой придаток Европы – вот, что ждет Украину в ближайшем будущем. И это не через десятилетия, а через два-три года случится окончательно.

Владимир Охрименко