Теория и практика логистики. коэффициент оборачиваемости продукции на складе характеризует интенсивность прохождения продукции через склад определенной вместимости. Основные нормативно-технические требования к маркировке продукции

Вступление

1.Моделирование в логистике

2. Анализ ABC-XYZ в управлении материальными запасами

Практическое задание №1

Практическое задание№ 2

Использованая литература

Вступление

Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до промышленных предприятий; внутризаводской переработки сырья, материалов, полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя в соответствии е его требованиями, а также передачи, обработки и хранения соответствующей информации.

Логистика (от греч. - искусство рассуждения, после - искусство снабжения армии и ее перемещение, математическая логистика).

Глобальная цель логистики - сокращение цикла, уменьшение запасов.

На стадии производства - за счет синхронизации процессов; за счет определения потребности в материальных ресурсах; что требуется? когда? сколько?; за счет саморегулирования (пр-во идет в соответствии со спросом на ту или иную продукцию).

Основная задача логистики - использование материалов, энергии, информации, персонала и средств производства. Предоставить потребителю продукцию в заданное время заданного качества в заданное место и за определенную цену.


1. Моделирование в логистике

Моделирование, как целенаправленное представление анализируемого реального или гипотетического бизнес-процесса, служит в управлении, прежде всего, двум целям.

Во-первых, это сохранение знаний о структуре, законах функционирования и управления организации в формальном виде (структурное моделирование).

Во-вторых, наполнение модели реальными данными и проведение компьютерной симуляции (имитации реального поведения объекта за отрезок времени) позволяет получить фактографическую основу для принятия решений.

Проведение имитационного моделирования, низвергающего постулат о “невозможности эксперимента в экономике”, стало возможным благодаря развитию возможностей вычислительной техники, изучению процессов принятия решения человеком, и развитию дисциплины реинжиниринга.

Особенности моделирования в логистике определяются содержанием самой логистической концепции. Логистика предполагает системный подход к интегрированному и динамическому управлению материальными, финансовыми, информационными потоками в организации, сквозь функциональные границы подразделений. Это во многом перекликается с принципами системной динамики и понятием о бизнес-процессах. Поведение организации, в терминах системной динамики, определяется ее информационно-логической структурой как системы, представляется в терминах потоков, а не функций, рассматривается в развитии и динамике.

Бизнес-процесс может быть определен как целенаправленно преобразуемый и управляемый поток ресурсов.

Таким образом в поисках ответов на вопросы: как формируются затраты и доходы по логистической цепи, каковы ее критические параметры, факторы развития, узкие места и возможности, в чем причины возникшей проблемы, каковы будут результаты планируемых решений – менеджеру логистики помогает компьютерное моделирование бизнес-процессов.

Управление в логистике характеризуется учетом большого числа параметров, функциональных и корреляционных зависимостей, влияния стохастических факторов. Все они анализируются при построении модели, но не все включаются в нее.

Для принятия решения, модель должна отражать сущность проблемы, давая обоснование, по словам А. Эйнштейна, “…по возможности очень простое, но не проще”. Полное отражение всех реальных зависимостей в модели невозможно или экономически неоправданно.

Как сказал основатель подхода тотального качества Э. Деминг: “Все модели неправильны, но некоторые модели полезны”. Полезными модели становятся тогда, когда при их построении выполняются на практике несколько методических правил.

Первое - моделирование должно быть групповой работой. Это подразумевает не только формирование рабочей группы специалистов разного профиля, но и широкое вовлечение в сбор данных, оценку, тестирование, внесение предложений по модели менеджеров разного уровня и разных подразделений компании. Так достигается и работоспособность модели, и обучение персонала.

Второе - моделирование должно тщательно документироваться. Хорошей модели не повредит немного бюрократии. Все варианты, персонализированные предложения, получаемые в результате выполнения первого правила должны быть зафиксированы. По результатам моделирования издаются нормативные, плановые документы, должностные инструкции и т.д.

Третье – моделирование - постоянный процесс. Структурные и имитационные модели служат средством обоснования решений, разработки сценариев, обучения и коммуникации персонала. Изменение постановки задачи, влияния внешних факторов, появления новых знаний могут требовать корректировки параметров модели.

Еще одним практическим моментом является выбор моделирования бизнес-процесса в состоянии “Как есть” или “Как должно быть”. Как правило, в методической поддержке коммерческих аналитических пакетов даются общие рекомендации по этому вопросу. Особенностью реинжиниринга можно считать третью, в общем-то, спорную, форму моделирования – “Как будет”.

Моделирование заставляет менеджеров более точно и полно формулировать описание причин возникновения проблем, возможные результаты изменений, которые они интуитивно чувствуют. В процессе формального построения модели вскрываются внутренние противоречия и сомнения в этих представлениях у разных менеджеров. Групповое построение модели требует достижения консенсуса, а распространение модели бизнес-процесса по логистической цепи улучшает коммуникацию, понимание интересов и роли других подразделений. Таким образом, улучшается столь важное в логистике взаимодействие. Модель становится средством коллективного корпоративного психоанализа. Типология моделей в логистике производна от понятия "логистическая система", которое, как известно, в силу своей громадной концептуальной емкости и многообразия промежуточных форм существования в реальной практике окончательно не установлено. Аморфное представление о сущности и нюансах логистической деятельности не способствует созданию эффективного методологического инструментария в виде модельного ряда, учитывающего специфику и фазы существования объекта логистизации. С другой стороны, неразвитость аппарата моделирования в логистике тормозит развитие ее как науки.

Приходится заимствовать из других областей знаний (системология, исследование операций, теория управления запасами и др.) различные методы и способы моделирования, но этот путь требует глубокого критического анализа имеющегося спектра моделей, переосмысления их потенциальных возможностей и органических недостатков с точки зрения логистики. В противном случае возникают серьезные трудности, а порой и недоразумения как при выборе способа моделирования, так и при объяснении существа моделируемых логистических процессов. Любой специалист в области моделирования без особого труда найдет во множестве представленных в литературе по логистике моделей немало фактов, когда результаты моделирования родственных объектов невозможно сопоставить между собой даже по шкале порядка: структурные модели выдаются за функциональные, статические за динамические, концептуальные за информационные и даже за аналитические и т.п.

Чтобы установить ассортиментный ряд моделей, который удовлетворял хотя бы скромным запросам исследователей и практиков в области логистики и помогал сократить время на поиск "нужных" моделей, целесообразно обратить более пристальное внимание на известные классификации в теории моделирования сложных физических, экономических и информационных систем. При таком подходе, по характеру фиксации состояния системы следует различать:

Ситуационное моделирование, при котором для получения прогноза вектора состояний системы Z(T) оценивается изменение состояний z(t) є Z за время Т. По этому признаку к ситуационным можно отнести модели, применяемые для оценки динамики работы службы закупок, интенсивности и мощности каналов товародвижения в распределительной сети, состояния дел по управлению производственными и товарными запасами и т.д.;

Бехивиоральное моделирование, определяющее выходные статистические характеристики y(t) єY на интервале времени . Отсюда бехивиоральными моделями следует считать те, которые дают статистическую оценку степени устойчивости, надежности и адаптивности системы на определенном временном отрезке. К моделям подобного рода можно отнести модели, построенные на основе теории массового обслуживания, поскольку в них используются статистические распределения интервалов между различными логистическими операциями. С их помощью можно оценить уровень функциональности логистической системы по отношению к ранее достигнутому уровню или к соответствующему стандарту в виде среднего времени выполнения и задержки заказа в системе, вероятности его потери и т.п.

В зависимости от формы модельного представления объекта логистизации модельный ряд далее можно разбить на два основных вида: физическое (материальное) и абстрактное моделирование.

Физические модели в общем случае разделяются на натурные и макетные. Понятно, что натурные модели способны лучше других обеспечить адекватное отражение действительности. Вместе с тем проведение натурных исследований сопряжено с громадными трудностями как организационно-экономического, так и научного плана. Обычно "на натуре" удается лишь зафиксировать существующее состояние системы без возможности вариаций внешних и внутренних факторов окружающей среды.

При использовании разных вариантов макетного моделирования, например, в форме полупроизводственных испытаний, возможности экспериментатора увеличиваются, но появляется большая вероятность искажения результатов моделирования, особенно в тех случаях, когда не удается установить критерии подобия процессов в модели (макете) и натуре.

В основе логистического анализа лежит применение логистической функции, с помощью которой описываются законы роста, присущего многим формам и уровням жизни, а также сфере материального производства и процессам насыщения потребительского спроса. Например, спроса на цветные телевизоры: сначала медленный, по все ускоряющийся рост доли семей, имеющих телевизор, переходящий в равномерный рост; затем рост доли семей, имеющих телевизор, замедляется по мере приближения этого показателя к 100%.

График логистической функции имеет форму латинской буквы «S», положенной на бок. Поэтому его еще называют S-образной кривой. Эта кривая имеет две точки перегиба и характеризуется переходом от ускоряющегося роста к равномерному (вогнутость) и от равномерного роста к замедляющемуся (выпуклость).

В целом логистический закон отражает динамику многих процессов в пространстве и во времени, например, зарождения нового организма или популяции, их отмирания, различных переходных состояний и т. п.). Логистической закономерности присуще свойство отражать изменения возрастающего ускорения процесса на замедляющееся или, наоборот, - при обратной форме кривой. Эта важная особенность дает возможность определить статистическим путем различные критические, оптимальные и другие практически ценные точки.

В основе логистической функции лежит закономерность, выраженная уравнением Ферхюльста:

, (1)

где Y - значение функции;

А - расстояние между верхней и нижней асимптотами;

С - нижняя асимптота, т. е. предел, с которого начинается рост функции;

а, Ь - параметры, определяющие наклон, изгиб и точки перегиба графика логистической функции (рис. 2.1).

Для решения уравнения логистической функции первоначально надо определить верхнюю и нижнюю асимптоты. Это с достаточной точностью можно сделать по эмпирическому ряду путем простого его просмотра. Значение верхней асимптоты можно проверить аналитически по формуле:

,

где
- три эмпирических значения функции, взятые через равные интервалы аргумента.

х

Рис. 2.1. График логистической функций

Затем уравнение логистической функции выражается в сле­дующей логарифмической форме:

Обозначив левую часть этого уравнения через lg Z, получим параболу первого порядка:

Для определения параметров этого уравнения служит следу­ющая система нормальных уравнений, решаемая методом наи­меньших квадратов:

Если найти из этих уравнений параметры a и b, то можно составить ряд величин (а + Ьх), равных теоретическим значениям
. Определяя величины
, легко составить ряд теоретических значений функции y x . Если С = О, а верхняя асимптота = 100%, или 1, то уравнение логистичес­кой функции упрощается до формы:
.

Пример выполнения задания по логистическому анализу

В качестве примера логистического анализа рассмотрим определение логистической закономерности, описывающей конверсию автомобильной промышленности США на производство военной продукции во время второй мировой войны. Главными видами военной техники, выпускаемой автомобильной промышленностью США в период второй мировой войны, являлись: самолеты, авиадвигатели и их части, военные автомашины, тапки и агрегаты к ним, судовое оборудование, пушки, боеприпасы и пр. Известны следующие данные об объеме производства военной продукции по годам (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Динамика объема производства военной продукции

Динамика объема производства военной продукции, выпускаемой автомобильной промышленностью США, представлена на рис. 2.2.

На графике можно выделить следующие периоды:

Период D - K . Наращивание выпуска военной продукции в течение 1941 г. обеспечивалось ростом производства «домобилизациопной» продукции на военных заводах и было связано с переходом на трехсменную работу при 7-дневной рабочей неде­ле и с пуском законсервированных заводов-дублеров.

Период К- L . В первую половину 1942 г. рост выпуска продукции автомобильными фирмами определялся главным образом конверсией гражданской промышленности па выпуск военной продукции. В течение второй половины 1942 г. конверсия продолжалась, но определяющую роль играли перестройка граж­данской промышленности и новое строительство.

Период L - M . Рост выпуска военной продукции в течение 1943 г. характеризовался перестройкой гражданской промышленности и вводом в строй вновь созданных объектов.

Найдем уравнение этой закономерности, приняв А=10, С=О, n=5. Для составления системы нормальных уравнений предварительно рассчитаем величины



(табл. 2.3).

0х

    1941 1942 1943 1944

Рис. 2.2. Динамика объема производства военной продукции, выпускаемой автомобильной промышленностью США: по оси абсцисс - время (в годах), по оси ординат - выпуск (в млрд. долл.)

Таблица 2.3

Расчет данных для системы нормальных уравнений

x

А/

А/
- 1 = Z

Z

Подставляя в уравнение Ферхюльста вместо а и b их значения, а также величину А=10, имеем:

По этому уравнению рассчитываем ожидаемые значения функции у. Расчет показан в табл. 2.4.

По итогам таблицы 2.3 составляем систему нормальных уравнений:

15

Таблица 2.4

Расчет значений

В настоящее время специалистам, занимающимся логистическими системами, для творческого подхода к составлению логистических проектов с учетом их назначения и функционирования необходимо знать теоретические основы науки о проектировании логистических систем и обладать практическими навыками проектирования. Специалист по логистике должен стремиться следовать определенному алгоритму управления логистическим проектом, но вместе с тем в случае возникновения проблемы при проектировании ему необходимо понять суть проблемы, сделать соответствующие выводы и найти наиболее эффективный способ разрешения данной проблемы.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать

  • суть логистики и ее модель в бизнесе;
  • содержание и смысл логистического проекта;

уметь

  • пользоваться теорией, методами и приемами принятия эффективных решений, встречающихся в теории и практике проектирования логистических систем;
  • изучать и понимать процесс проектирования логистических систем;

владеть навыками

  • проектирования сложных логистических проектов и систем;
  • применения экономических, экономико-математических, статистических и других методов для решения разных теоретических и практических задач при проектировании;

быть компетентным

В профессиональном анализе, разработке и проектировании логистических систем, которые будут эффективно применяться в практической деятельности.

При изучении предлагаемого материала необходимо помнить, что наука о проектировании логистических систем, как и большинство других специальных дисциплин, постоянно совершенствуется и усложняется. Здесь есть свои терминология, подходы, профессиональные секреты и требования к квалификации исполнителей.

В книге последовательно, шаг за шагом, представлен алгоритм управления логистическим проектом. Причем каждый из шагов - это очередной этап его развития. Структура данного издания полностью соответствует принятой очередности при разработке такого проекта. Издание включает учебник, состоящий из двух разделов, и практикум.

В разделе I раскрываются экономический образ мышления при проектировании логистических систем, содержание и смысл логистического проекта; разъясняется роль логистики в бизнесе и дается ее модель. Приводятся необходимая для проектирования информация, пошаговое руководство по управлению логистическим проектом и описание его жизненного цикла; рассматривается процесс принятия логистических решений, представленный как выбор предварительно осмысленной цели проекта, средств и методов ее достижения. Подробно изложены теоретические и практические аспекты процесса проектирования логистического проекта.

Раздел II посвящен практике проектирования логистических систем. Представлены практика применения управленческих систем в логистике, проектирование логистических систем в логистике и логистических систем для обслуживания потребителей и фирм, проектирование размещения и формирования складских систем. Кроме того, дана экономическая оценка проектируемых логистических систем, уделено внимание и другим аспектам логистики. В каждой из глав этого раздела приведены примеры, подтверждающие, что предлагаемый авторами алгоритм можно эффективно применять при проектировании логистических систем.

В практикуме для изучения курса приведены практические примеры проектов различного уровня сложности по логистическим системам. По каждой теме даются основные понятия, формулы, задания, тесты, задачи, проблемы и литература.

В заключение следует отметить, что шансы на успех при проектировании логистических систем зависят не только от продуманного логистического процесса управления, но и от конструктивного применения знаний в этой области логистического менеджмента.

Гуманитарный институт

Н.Н. СЕМЕНОВ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛОГИСТИКИ

Учебно-методическое пособие

Ученого совета Гуманитарного института

Р е ц е н з е н т:

В.М. Моргунов, доктор экономических наук, профессор,

главный научный сотрудник Института исследования

товародвижения и конъюнктуры оптового рынка

Семенов Н.Н.

Теория и практика логистики: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманитарный институт, 2010. - 37 с.

Издание предназначено для студентов экономического факультета Гуманитарного института всех форм обучения. Учебно-методическое пособие включает программу и краткий лекционный курс «Теория и практика логистики», контрольные вопросы и темы рефератов, библиографический список, а также приложение в виде иллюстративных материалов.

Гуманитарный институт, 2010

Н.Н. Семенов, 2010

Введение ……………………………………………………………….. 4

Раздел 1. Основы логистики ……………………………………….. .6

Раздел 2. Закупочная логистика ……………………………………12

Раздел 3. Производственная логистика …………………………...14

Раздел 4. Распределительная логистика ………………………… 16

Раздел 5. Функциональные подсистемы логистики …………… 19

Раздел 6. Логистика ресурсосбережения …………………………. 21

Примерные темы рефератов ……………………………………… 25

Библиографический список ……………………………………….. 26

Приложение

(иллюстративные учебно-методические материалы) …………. 30

Введение

Настоящий учебный курс подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для гуманитарных специальностей и предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Экономика». Программа курса построена с учетом подходов к преподаванию логистики, принятых в РЭУ им. Г.В. Плеханова, научных наработок Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР), материалов секции Логистики ВЭО России. Практические занятия предполагают сотворчество преподавателя с обучающимися и допускают дополнение классической формы семинаров «круглыми столами», тематическими дискуссиями, выполнением письменных работ (рефератов, аналитических обзоров и т.д.). Цель преподавания учебной дисциплины «Теория и практика логистики» заключается в формировании у студентов понимания необходимости единого управления сквозными материальными потоками и закреплении целостного восприятия всех интегрированных бизнес-процессов, характерных для современных хозяйствующих субъектов.

Логистика (от греч. Logistike – искусство рассуждать, вычислять) имеет длительную историю своего развития. Получившие в последнее время большое развитие логистические схемы и методы решения хозяйственных проблем не являются какими-то принципиально новыми организационно-экономическими подходами, а базируются на использовании хорошо известных принципов и механизмов. Задача сегодняшнего дня состоит в их эффективной модификации и рациональной адаптации к современным экономическим и технико-технологическим условиям. Настоящий курс рассматривает логистику как теорию и практику эффективного управления потоковыми процессами.

Раздел 1. Основы логистики

Весьма активное и широкое применение логистических методов управления бизнес-процессами в практической деятельности западных фирм первоначально основывалось на теории и практике так называемого «управления физическим распределением продукции» (physical distribution management). Управление физическим распределением продукции было ориентировано главным образом на потоки готовых изделий при их движении через многочисленные звенья распределительной сети. В процесс управления включались обычно следующие операции: транспортировка; перемещение материалов и готовой продукции в ходе обработки и сбыта; учет и выполнение заказов потребителей; контроль запасов; размещение производственных мощностей и складов.

Функции управления при таком подходе строились на основе тесной увязки сбытовых и производственных планов, графиков работы транспорта, связанных с движением готовых изделий в ходе сбытовых операций. Для выполнения таких скоординированных функций на предприятиях обычно создавался новый отдел управления распределением продукции, который был обязан обеспечить заданный уровень обслуживания потребителей, не допуская увеличения расходов на хранение и перемещение готовых изделий, на основе координации действий производственных и сбытовых звеньев. Структуры с централизованными отделами распределения продукции на уровне основных служб получили в свое время довольно большое распространение.

Широкое использование логистики было связано с достижениями в области информационно-коммуникационных технологий. Усилившаяся возможность сквозного мониторинга всех этапов товародвижения позволила четко определить огромные потери, возникающие в традиционных схемах управления материальными потоками. Явный экономический выигрыш, полученный от логистики, способствовал ориентации на развитие ее инструментария.

На смену теории physical distribution пришли комплексные логистические подходы, при которых материальный поток рассматривался как целостный объект управления. Некоторые экономисты связывают это с обострением сырьевого и энергетического кризисов, возникновением дефицита многих видов продукции в условиях постоянного роста цен, что вынудило специалистов в области управления материальными ресурсами обратиться к логистике как эффективной инновационно-ориентированной системе координации всех процессов товародвижения, начиная от процессов закупки необходимых сырья и материалов (снабжение) и кончая доставкой готовой продукции до конечного потребителя (сбыт).

Развитие бизнес-сферы обуславливает появление все новых взаимодополняющих логических систем и концепций. Логистическая система ERP (Enterprice Resource Planning) нацелена на оптимизацию планирования ресурсов предприятия, обеспечивающую повышение эффективности управления производством. Система MRP (Manufactory Resource Planning) и ее более поздняя модификация MRPII имеют целью модернизацию планирования бизнес-процессов, потребности в материалах, планирования производственных мощностей и т.д.

Концепция CRM (Customer Relationship Management) оптимизирует систему взаимодействия с клиентами на всех стадиях бизнес-контактов. Методология SCM (Supply Chain Management) ориентирована на управление цепочками поставок с обеспечением планирования и контроля потоков материалов, информации и финансов.

Логистические подходы обуславливают необходимость внедрения системы интегрированного управления и контроля за движением и использованием всей номенклатуры продукции, поступающей в производство, а также возникающих отходов и готовой продукции, доставляемой потребителю как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Важнейшей особенностью данного подхода является построение системы управления, при которой материальный поток не разделяется на несколько функциональных блоков (снабжение, производство, отходопотребление, сбыт), а рассматривается и управляется как единое целое.

В настоящее время инновационная логистика выступает важным фактором не только развития производства, организации материальных и информационных потоков, но и обеспечения интенсивного экономического роста на основе рационального использования ограниченных ресурсов, эффективного вовлечения в хозяйственный оборот отходов производства.

В условиях преодоления последствий финансово-экономического кризиса 2008-2010 годов российские бизнес-структуры стали уделять гораздо больше внимания поиску возможностей повышения устойчивости производства за счет совершенствования управления и оптимизации использования ресурсного потенциала. В этой ситуации объективно повышается роль инновационной логистики. С ее помощью могут решаться задачи по размещению производственных единиц, оптимизации закупок, сбыта, рациональному использованию вторичных ресурсов и др.

В качестве объекта управления в логистике признаются потоковые процессы (материальные, информационные, финансовые). Управление материальными потоками, включая потоки вторичных ресурсов, – процесс многосубъектный. Логистические подходы предполагают увязку возможностей и интересов всех участников процесса товародвижения, рассматриваемого в качестве целостной системы. Рационализация функций отдельных звеньев цепи или их совокупности по определенному алгоритму представляет собой сложную оптимизационную задачу.

Выделение функциональных областей логистики с учетом прохождения финансовых потоков и обратной информационной связи отражает рис.1.1.

Нередко логистика отождествляется с материальным менеджментом и определяется как центральная операционная функция в экономике бизнеса, включающая планирование, направление и контроль движения всех материалов и товаров, их менеджмент и системы информационного обеспечения.

Некоторые специалисты считают, что логистика - это планирование, организация и контролирование всех видов деятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождение материального потока от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления, и соответствующих информационных потоков.

С учетом различных точек зрения, вероятно, можно сказать, что логистика – это комплексная система оптимизации материального, информационного и финансового потоков, обеспечивающая доставку нужного товара, в нужном количестве, в нужном ассортименте, по нужной цене, в нужное время, в нужное место по оптимальным маршрутам и с минимальными затратами как внутри бизнес-структуры, так и вне ее.

Полное определение задач логистики может быть сделано на основе ее понимания как сочетания всех компонентов, способствующих эффективному соединению пространства и времени.

Области (этапы) хозяйственной деятельности компании

Снабжение

Производство

Информационные и финансовые потоки

Материальные потоки

(в т.ч. потоки вторичных ресурсов)

Управление закупками

Организация производства

Управление реализацией

Логистика снабжения («логистика на входе», логистика закупок)

Логистика производства (внутрипроизводственная логистика)

Логистика распределения (сбытовая логистика, «логистика на выходе»)

Рис. 1.1. Функциональные направления логистизации бизнес-процессов.

Логистизация управления потоковыми процессами увязывает технологические, организационные, экономические, экологические и другие возможности и интересы различных участников товародвижения. Таким образом, логистику вполне можно охарактеризовать, как философию и методологию бизнеса. При этом следует подчеркнуть, что логистика, являясь частью общей теории управления, выделяется из нее своей спецификой – управлением различными потоковыми процессами, имеющими пространственно-временную последовательность. В этом смысле, размышляя шире, вряд ли стоит ограничивать сферу эффективного использования логистики управлением исключительно товародвижением. В действительности объектом использования логистики, очевидно, может быть любая деятельность, где совокупность процессов или событий, а также их промежуточных результатов имеет альтернативную последовательность в пространстве и во времени, а следовательно, и многовариантность организации такой деятельности по определенным критериям. Важной особенностью логистики является ее способность не только управлять потоковыми процессами, но и обеспечивать выявление и реализацию скрытых, т. е. неиспользованных без ее применения резервов управления, главным образом в виде дополнительных доходов хозяйственных структур. Таким образом, достаточно очевидными становятся возможности и целесообразность использования логистики для решения задач ресурсосбережения, в частности для повышения уровня работы с отходами. Имея своей задачей оптимизацию потоковых процессов, логистическое воздействие должно оптимизировать и потоки вторичных ресурсов как элементы целостного материального потока с одновременным регулированием соответствующих информационных и финансовых потоков.

Рациональное, логистически настроенное структурное построение компании является непременным условием обеспечения оптимизации материальных потоков. Наиболее характерными свойствами инновационно-ориентированных логистических образований являются следующие: системность, синергизм и оптимальность.

Первое свойство - системность подчеркивает целостность материальных, информационных и финансовых потоков, подвергающихся логистическому воздействию в рамках управляемой системы. Второе - синергизм как одно из свойств логистических систем находит выражение в превышении эффективности функционирования системы в целом по сравнению с суммарной эффективностью отдельных ее частей. Третье свойство проявляется в оптимизационных решениях, принимаемых в рамках логистических систем и позволяющих сохранять устойчивость управления и улучшать возможность выбора правильного решения в сложной хозяйственной ситуации.

Контрольные вопросы:

Каковы основные цели и задачи логистики?

В чем заключается основной принцип логистики?

Назовите базовые концепции логистики.

Каковы основные функциональные направления логистизации бизнес-процессов?

Перечислите основные свойства логистических образований

Как логистика влияет на уровень ресурсосбережения?

Раздел 2. Закупочная логистика

(логистика «на входе», снабженческая логистика)

В современных условиях ни один хозяйствующий субъект не является самодостаточным, находясь в той или иной зависимости от сырья, материалов и услуг, предоставляемых другими организациями. Осуществление закупок – одна из ключевых функций любой организации. Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения хозяйствующего субъекта материальными ресурсами.

Целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей предприятия с максимально возможной экономической эффективностью. Достижению этой цели способствует решение следующих основных задач: соблюдение обоснованных сроков закупки сырья, и комплектующих; обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них; обеспечение четкой адресности поставок. Компания должна получать необходимую по качеству и количеству продукцию в нужное время в нужном месте от надежного поставщика, своевременно отвечающего по своим обязательствам, с высоким сервисом (как до продажи, так и после нее) и по допустимой цене.

Отдел закупок является входным звеном в логистической системе, поэтому ошибки в деятельности этого отдела негативно сказываются на результатах работы других подразделений и организации в целом. Данный отдел должен систематически уточнять следующие позиции: номенклатура и объемы необходимых ресурсов; оптимальные сроки их поставки; территориальные характеристики поставок; возможности поставщиков; состояние складского потенциала; издержки на закупки.

Среди специализированных (базовых) логистических методов поставок следует выделить метод «точно в срок» («just-in-time») и метод «КANBAN». С помощью первого метода в результате частых поставок резко сокращаются производственные запасы, отпадает потребность в излишних складских помещениях. Второй метод разработан японскими специалистами и максимально точно учитывает потребности, возникающие на конечных этапах производства.

Ключевой проблемой логистики закупок является выбор поставщика. Значимость эффективных методов бизнес-партнерства особенно возросла в последние годы, что объясняется глобализацией экономики, последствиями мирового финансово-экономического кризиса, доступностью рынков, ограниченностью ресурсов, внедрением в бизнес новых информационных технологий. Эти факторы предполагают высокий уровень гибкости бизнеса для приспособления к быстрым изменениям.

Переход к логистическим принципам хозяйствования невозможен без создания новых партнерских отношений. Новые бизнес-связи не только выступают результатом серьезной структурной трансформации, но и сами являются средством логистически-ориентированных преобразований, которое должно активизировать бизнес-потенциал.

Учитывая нестабильность сегодняшнего посткризисного периода и специфику функционирующих сейчас организаций, поиск надежных хозяйственных партнеров сегодня является серьезнейшей проблемой. Выбору партнера должен предшествовать анализ следующих аспектов: сегмент рынка, занимаемый потенциальным партнером; состояние его материально-технической базы; уровень специализации фирмы и квалификации персонала; отношение к качеству своей продукции и собственному имиджу (торговой марке); длительность осуществления интересующих хозяйственных операций с учетом ретроспективных отзывов потребителей; финансовое положение (размер уставного фонда, платежеспособность, источники финансирования); принципы рыночного поведения и деловой этики; уровень сотрудничества с конкурентами.

Контрольные вопросы:

В чем специфика закупочной логистики и ее значимость?

Какое подразделение решает основные задачи закупочной логистики?

Каковы основные критерии выбора потенциального поставщика?

Раздел 3. Производственная логистика

(логистика производства)

На своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя материальный поток проходит ряд производственных стадий. Управление потоковыми процессами на этих стадиях имеет свои особенности и называется логистикой производства.

Производственная логистика охватывает планирование, управление, координацию и контроль всех материальных и сопряженных с ними информационных потоков на пути от склада материалов до склада готовой продукции. Производственная логистика регулирует материально-техническое обеспечение производственного оборудования и обеспечивает внутрифирменную «передачу» ресурсов между подразделениями, контролирует внутрипроизводственный транспорт и промежуточное хранение материальных ресурсов.

Логистические системы, решающие задачи производственной логистики, называются внутрипроизводственными системами логистизации бизнес-процессов. Цель производственной логистики заключается в оптимизации материальных потоков внутри предприятия на основе точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях.

Логистизация производства предполагает: минимизацию запасов; сокращение времени на проведение внутрифирменных транспортно-складских операций; предотвращение выпуска продукции, не имеющей реальных покупателей; устранение простоя оборудования; минимизацию брака и отходов; обеспечение рациональности внутризаводских перевозок.

Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем может осуществляться двумя основными способами: «толкающим» и «тянущим». Первый способ – это система организации производства, когда предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком не заказываются. Материальный поток выталкивается получателю по сигналу, поступающему на передающее подразделение из центральной системы управления производством. «Толкающая» система контролирует выпуск продукции через основной план производства и с его учетом последовательно определяет рациональную величину запасов незавершенного производства. «Тянущая» система, наоборот, регулирует запасы незавершенного производства, в зависимости от которых регулирует выпуск продукции. «Тянущий» способ организации логистических процессов на производстве предполагает передачу деталей и полуфабрикатов на последующую технологическую стадию по ее запросу.

Слагаемые совокупного эффекта логистизации внутрипроизводственных процессов следующие: сокращается производственный цикл и минимизируются затраты; производство становится более ориентированным на рынок с усилением внимания к мелкосерийным заказам; улучшается качество продукции; сокращаются отходы и потери; минимизируются простои оборудования, что обеспечивается непременным наличием необходимых для работы материалов.

Контрольные вопросы:

Каковы специфические цели и задачи производственной логистики?

В чем отличие «тянущего» и «толкающего» подходов в логистизации производственных процессов?

Какие факторы обеспечивают эффективность производственной логистики

  • Слово “логистика” из греческого, от слова “logistike” имеет два смысловых использования:

  • “счетное искусство”

  • “искусство рассуждения, вычисления”.


Определение логистики

  • – это наука об управлении и оптимизации организации движения потоковых процессов, обладающих интеграционными связями, для достижения целей предприятия


Основные понятия логистики

  • целостность,

  • цель,

  • логистическая система,

  • логистический канал,

  • логистическая цепь,

  • логистический цикл.


Основные понятия

  • Логистическая операция

  • Обособленная совокупность действий, направленная на преобразование потоковых процессов

  • Логистический цикл

  • Временной интервал с момента оформления заказа до момента получения заказанной продукции

  • Логистический канал

  • это структурные подразделения предприятия или совокупность предприятий, которые реализуют процессы физического перемещения грузов (товаров) от продавца к покупателю.

  • Логистическая цепь

  • линейно упорядоченное множество предприятий или физических лиц, осуществляющих логистические операции на договорной основе в процессе физического перемещения грузов от продавца к покупателю


Объективность применения логистической концепции в производственно-коммерческой деятельностью является

  • такие свойства как организационное, технологическое, экономическое и информационное единство потоковых процессов воспроизводства и товарообмена.


Интеграция логистических функций в менеджмент предприятия


Вариант структуры логистического подразделения предприятия


Потоковый процесс

  • характеризуется последовательной сменой состояний, стадий развития (периодов цикла), способностью к организации или самоорганизации в потоки

  • характерными признаками потоков являются:

  • динамика движения,

  • направление движения,

  • наличие границ поперечного «сечения»,

  • измеряемость,

  • размерность,

  • разнородность объектов движения.


Виды потоковых процессов

  • материальные,

  • информационные,

  • финансовые.


Логистическая система

  • – адаптивная система с обратной связью, выполняющая логистические функции и операции, состоящая из нескольких подсистем и имеющая развитые внутренние и внешние связи.


Производственно-коммерческий цикл предприятия.

  • Границы логистической системы предприятия (ЛСП) определяются содержанием производственно-коммерческий цикла, система включает в себя следующие этапы цикла:

  • финансирование – маркетинг

  • закупки – складирование – транспортировка – производство – складирование – реализация – поставка –

  • получение средств от реализации продукции - финансирование.


Свойства логистической системы

  • устойчивость и адаптивность

  • устойчивость выражается в способности системы сохранять целостность при наличии факторов внешнего воздействия.

  • адаптивностьвыражается в способности системы изменяться.


Связи логистической системы

  • Два типа связей:

    • внутренние, координационные
    • внешними, синергическими.

Синергическая связь

  • Вид связи, которая обеспечивает увеличение общего эффекта совместно функционирующих независимых элементов системы до величины большей, чем сумма эффектов этих же элементов, действующих независимо


Общесистемные показатели

  • сроки поставок – дата получения заказа, определяемая договором;

  • доля затрат на логистику – произведение частного от деления суммы затрат на логистику к сумме оборота на 100%;

  • запасоемкость – показатель, отражающий отношение величины запасов товара к объему реализованного товара. Рассчитывается как отношение запасов на конец периода к чистому товарообороту за период. Рост значения показателя свидетельствует о падении спроса на товар, уменьшение значения показателя – о росте спроса на товар.

  • частота оборачиваемости всех запасов – величина определяется как отношение величины товарооборота к объему складских запасов


Общесистемные показатели

  • гибкость – готовность предприятия выполнять вносимые клиентом изменения по сравнению с установленными ранее параметрами заказа;

  • информационная готовность – способность предприятия предоставлять клиенту сведения об исполнении заказа на всех этапах выполнения работ;

  • готовность к поставке – согласованность сроков выполнения заказа, определяется как отношение выполненных заказов к общему числу заказов, в процентах;

  • обязательность при поставке – точность соблюдения сроков поставки;

  • ошибки при поставках – отношение ошибочно поставленной продукции к общему количеству поставленной продукции. Ошибки при поставке дефектная продукция, просроченные поставки, неполная поставка по количеству или ассортименту;


Определение материального потока



Толкающие и тянущие системы организации движения МП


Workflow – единый поток работ

  • Сущность такого подхода выражается в организации взаимодействия информационного и материального потоков при реализации процессов потокового характера.

  • Технология Workflow основана на описании и последующем анализе последовательности действий или задач, которые необходимо выполнить для достижения целей производства и / или предоставления услуг, направленных на удовлетворение потребностей клиента.


SADT (Structured Analysis and Design Technique) – методология структурного проектирования и анализа. Разработка Д. Росса (1969-1973 гг.)


Схема логистической системы в двух вариантах толкающего и тянущего типа


Схема материального потока (предприятие торговли)


Схема информационного потока(предприятие торговли)








Работа службы закупок


Организационные системы управления





Типы организации поддержки запасов продукции в сбытовой сети. Концепция быстрого реагирования на спрос.

          • «Точка заказа» последующий заказ по запросу
          • «Быстрого реагирования» последующий заказ с установленным сроком исполнения N дней
          • «Непрерывного пополнения запаса» пополнение запаса – обязанность поставщика в установленные сроки
          • «Автоматического пополнения запаса» пополнение запаса по достижению минимального запаса - обязанность поставщика

Lean Production

  • В Японии разработан и используется новый метод повышения качества оптимизации

  • производственных процессов – Lean Production, который базируется на концепции Kaizen (kai – изменение, zen – усовершенствование). Новая стратегия включает коллективную работу сотрудников, новые структуры управления, новые формы организации работы. Основа концепции и стратегии – повышение личной ответственности каждого работника предприятия, непрерывный процесс совершенствования и целевое объединение в группы.

  • Реализация такого подхода осуществляется с помощью информационного потока, обеспечение всех сотрудников оперативной, достоверной и полной информации для выполнения своих функций.

  • В нашей стране эти методы начинают находить применение, ГАЗ, Егоршинский радиозавод, Свердловская область, новосибирская компания «Россиб Фармация», компания «Карельский окатыш», концерн «Руспромавто».

  • Система организации производства базируется на следующих правилах:

  • Наличие процесса совершенствования (Kaizen);

  • Собственная ответственность группы (группа думает как один человек);

  • Немедленное самоопределение ошибок и их устранение;

  • Непрерывное развитие производства и его процессов;

  • Короткие производственные пути изготовления продукции (принцип just-in-time);

  • Активизация субпоставщиков;

  • Гибкость производства, несмотря на его автоматизацию;

  • Улучшение производственных средств небольшими шагами;

  • Работа по международному стандарту серии ISO 9000.


Схема классификации видов складов


Требования к устройству складов и планированию складских помещений.

  • Площади и объемы складских помещений должны:

    • соответствовать объему и характеру выполняемых технологических операций, поточности и непрерывности;
    • обеспечивать возможность применения эффективных способов размещения и укладки продукции, удобный доступ к хранимым объектам;
    • обеспечивать полную сохранность единиц хранения
    • обеспечивать возможность эффективного применения подъемно-транспортного оборудования.

Схема логистического процесса на складе


Перечень ГОСТ (ов)


Маркировка

  • Маркировка – термин маркировка используется для обозначения процесса нанесения специальных знаков на упаковку или груз и для определения собственно изображения и текстовых фрагментов этих специальных знаков, наносимых в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку (бирку) или этикетку.


Основные нормативно-технические требования к маркировке продукции:

  • маркировка обеспечивается поставщиком товара;

  • информация в составе маркировки должна предоставляться на языке понятном для потребителей и должна быть однозначно понимаема теми, для кого она предназначена;

  • состав и содержание маркировки товаров должны быть достаточными для обеспечения эффективного и безопасного обращения с ними;

  • средства нанесения маркировки должны быть безопасны для людей и не должны влиять на качество товара и приводить к негативным последствиям при контакте с другими товарами и внешними факторами на стадиях жизненного цикла продукции;

  • при практической невозможности нанесения маркировки непосредственно на продукт она должна быть изложена в сопроводительной документации, доступной для ознакомления.


Автоматическая идентификация объектов


Показатели интенсивности работы склада

  • складской товарооборот – количество продукции, отпущенной со склада за определенный период, выраженное в стоимостных показателях. Показатель отражает общий объем продаж и объем продаж по отдельным группам;

  • грузооборот склада – отношение веса хранимых грузов к времени хранения, показатель характеризует трудоемкость работ на складе;

  • удельный грузооборот – количество груза на 1 квадратный метр площади склада;

  • грузонапряженность склада – характеризует загрузку склада в тоннах в расчете на площадь склада, предназначенную для непосредственного хранения продукции;

  • коэффициент перегрузки – среднее количество операций, произведенное с каждой физической тонной груза в процессе выполнения перегрузочных работ. Коэффициент перегрузки исчисляется путем деления суммы тонно-операций (законченное перемещение 1 т. груза с транспорта на транспорт, с транспорта на склад) на количество физических тонн. Чем меньше коэффициент перегрузки, тем рациональнее организованы эти работы.


Показатели использования складских площадей

  • коэффициент неравномерности загрузки определяется как отношение грузооборота наиболее напряженного месяца к среднемесячному грузообороту склада;

  • коэффициент использования грузового объема склада характеризует плотность и высоту укладки продукции;

  • коэффициент оборачиваемости продукции на складе характеризует интенсивность прохождения продукции через склад определенной вместимости;


Экономические показатели деятельности склада

  • число случаев не сохранности груза;

  • расходы складов – сумма затрат на организацию хранения грузов;

  • себестоимость хранения грузов – средняя величина по всем складам, определяется отношением суммарных расходов, связанных с выполнением складских работ к числу тонно-суток хранения;

  • производительность труда персонала склада – вычисляется как отношение грузооборота склада к численности всех складских работников.


Виды запасов

  • Текущие запасы создаются в соответствии с производственной программой предприятия для обеспеченных заказами производственных мощностей.

  • Запас в пути формируется для обеспечения бесперебойного производственного процесса, его размер определяется сроком доставки новой заказанной партии материалов.

  • Страховочный запас может быть сформирован как по материалам, так и по готовой продукции. Назначение этого типа запаса - обеспечение производства или потребления (продаж) при возникновении ситуации не прогнозируемого подъема потребности в производимой предприятием продукции или в выполняемых работах в том случае, если производитель работает на собственных материалах, не используя принцип «работа на материале заказчика».





Методы структурирования объектов



Определение информационного потока

  • Информационный поток – совокупность данных, сообщений циркулирующих в логистической системе, между системой и внешней средой необходимых для управления логистической системой и ее взаимодействия с другими субъектами внешней среды.

  • Информационный поток предприятия формируется из внешней и внутренней информации, которая может быть представлена устными сообщениями, печатными документами и в электронной форме в виде файловой структуры или базы данных.


Характеристики информационного потока

  • направление движения,

  • неоднородность (статистическая информация, даты, финансовая информация, документальная, графическая),

  • различные условия по доступности.


Принципиальные положения формирования и управления информационного потока

  • принцип одноразового создания информации и многоразового использования,

  • использование информации в режиме реального времени,

  • обработка больших массивов статистической информации,

  • прогнозирование,

  • адекватность собираемой, хранимой, обрабатываемой и предоставляемой пользователям информации их реальным потребностям,

  • четкое представление об информационных потребностях участников бизнес-процессов.


Виды логистических систем

  • плановые,

  • диспозитивные (или диспетчерские)

  • исполнительные (или оперативные).


Плановые ЛИС

  • Плановые ЛИС создаются на административном уровне управления предприятием и служат для принятия решений стратегического, долгосрочного характера. Решаются задачи структурирования логистических систем, развития производства, управления запасами, финансовая стратегия и т.д.


Диспозитивные ЛИС

  • Диспозитивные ЛИС создаются для обеспечения функционирования и контроля за отдельными частями производства или направления деятельности предприятия, для решения частных текущих задач.


Исполнительские ЛИС

  • - это системы контроля и учета за различными направлениями деятельности предприятия или процессами производства в режиме on-line, реального времени.


Корпоративная информационная система

  • КИС это интегрированный комплекс, обеспечивающий процессы управления предприятия и реализующий возможности использования информационных технологий при выполнении логистических операций.


Корпоративная информационная система предприятия реализуется при посредстве

  • комплекса технических средств,

  • программного обеспечения, лингвистического обеспечения (совокупность документов, обеспечивающих формализацию процессов обработки, поиска, ввода и передачи данных в системе, тезаурусы, рубрикаторы, классификаторы, таблицы кодов и т.д.)

  • и кадровых ресурсов



    Documentum предоставляет средства сбора и импорта больших объемов содержания из различных источников, в том числе систем ERP/CRM, электронной почты (Microsoft Exchange, Lotus Notes и т.п.) и других корпоративных приложений. Платформа обеспечивает сканирование документов, позволяя переносить важную информацию с бумаги в электронные файлы и управлять ей в системе ECM.



.

  • В виртуальные документы можно объединять документы различных форматов с различными правами доступа. Один и тот же документ может входить в несколько виртуальных документов


Службы Site Deployment Services для публикации содержания в Web извлекают Web-сайт из хранилища содержания и размещают его на Интернет-ресурсах.


Механизм управления жизненным циклом позволяет задать правила изменения для содержания при его переходе с одного этапа жизненного цикла на другой


В то время как службы хранилища имеют дело со структурой хранилища, библиотечные службы управляют объектами содержания. Они преобразовывают хранилище в библиотеку, контролируя доступ пользователей к каждому ее объекту


Documentum обеспечивает атрибутивный и полнотекстовый поиск по распределенному хранилищу на разных языках, в том числе с поддержкой русской морфологии и семантики.


Documentum поддерживает свободную и жесткую маршрутизацию задач, с которыми могут работать как внешние, так и внутренние пользователи.


Службы интеграции корпоративного содержания Enterprise Content Integration Services позволяют осуществлять поиск по всем внешним и внутренним корпоративным ресурсам


Службы доставки содержания на Webсайт Site Delivery Services Основная их задача - публиковать содержание на указанном множестве внутренних и внешних Web-сайтах и порталах


Documentum Desktop - это Windows-приложение Documentum, которое открывает конечным пользователям доступ к хранилищам и функционалу управления содержанием



Крупным организациям с распределенной инфраструктурой, расположенным на множестве географически удаленных площадок, необходимо обеспечивать контроль доступа к большому числу хранилищ содержания, обслуживать пользовательские запросы и обеспечивать работоспособность пользовательских приложений


Documentum eRoom является приложением, позволяющим создать проектно-ориентированную портальную среду для взаимодействия в режиме реального времени



В системе имеется дизайнер форм Forms Builder, средство визуального проектирования, построенное на основе стандарта W3C X-Forms. Применяя его, можно проектировать сложные Webинтерфейсы пользователей, интегрированные с деловыми процессами, без программирования.