Методологические характеристики педагогического исследования. Роль исследований в научной и практической деятельности человека

Основные характеристики исследования

К основным характеристикам выпускной квалификационной работы, которые формулируются во введении и являются одной из важнейших частей исследования, относятся:

Актуальность;

Объект и предмет исследования;

Гипотеза;

Задачи исследования;

Методологические основы и методы исследования;

Научная новизна (если имеется);

Практическая значимость.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Обоснование актуальности исследования требует ответить на вопросы: «Почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?», «Какой интерес для педагогической науки и практики представляет выбранная тема исследования?».

Следует различать актуальность научного направления в целом, с одной стороны, и актуальность самой темы внутри данного направления – с другой. Актуальность направления, как правило, не нуждается в сложной системе доказательств. Иное дело – обоснование актуальности темы. Исследователю необходимо обосновать своевременность решения выбранной проблемы, доказать, что именно данная проблема должна быть исследована в настоящий момент, что именно она самая насущная, показать, как другие исследователи (ученые и практики) работают над этой проблемой, раскрыть суть проблемной ситуации. Освещение актуальности не должно быть многословным, но достаточно убедительным.

При этом в работах теоретико-прикладного характера, имеющих нормативную часть (к которым относятся педагогические исследования), важно различать практическую и научную актуальность темы. Какая-либо проблема может быть уже решена в науке, но не доведена до практики. В этом случае она актуальна для практики, но не актуальна для науки и, следовательно, нужно не предпринимать еще одно исследование, дублирующее предыдущее, а принять меры к внедрению того, что уже имеется в науке.

Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств. В самом общем виде актуальность характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время. Наиболее убедительным основанием, определяющим актуальность исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения.

При описании актуальности исследования желательно придерживаться следующей логики:

а) показать актуальность направления исследования;

б) выделить специфику, показать необходимость исследования темы;

в) охарактеризовать актуальность как для науки, так и для практики;

г) показать, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте избранного Вами направления в конкретных социально-экономических условиях развития общества;

д) сформулировать, что сделано Вашими предшественниками и кем (в самом общем, конспективном положении, указать ФИО ученых и практиков);

е) указать, что осталось нераскрытым, что предстоит сделать Вам;

ж) сформулировать противоречие.

ПРОТИВОРЕЧИЕ – это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояния.

Как правило, речь идет о противоречиях между потребностями и возможностями, между новыми требованиями и сложившейся системой, между необходимостью и наличием способов и средств, позволяющих реализовать что-то в новых условиях и т. д.

Обратите внимание: противоположные стороны выявленного Вами противоречия относятся либо к практике, либо к теории (только в одном каком-то аспекте).

Примеры:

1) противоречие между педагогическими требованиями к профессиональной деятельности преподавателей, с одной стороны, и отсутствием специальной психолого-педагогической подготовки этой категории педагогов – с другой. Сформулированное противоречие относится к практике обучения;

2) неправильный пример: противоречие между общественной потребностью в осуществлении профессиональной консультации учащихся и недостаточной ее научной разработкой. Здесь одна часть противоречия относится к практике воспитания, другая – к теории.

з) выделить проблему исследования.

ПРОБЛЕМА – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

Проблема логически вытекает из противоречия, из которого вычленяется то, что имеет отношение только к науке. Поставить проблему – значит ответить на вопрос «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса. Например: «Каковы условия, необходимые и достаточные для...?».

и) сформулировать тему исследования:

«Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать тему данной работы следующим образом: "...(тема)..."».

Тема должна отражать движение от достигнутого наукой к неизвестному, содержать момент столкновения старого знания с новым. Она должна представлять собой лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области. Формулировка темы не должна быть слишком широкой. Точно сформулированная тема очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел. Другими словами, тема – это содержание работы, заключенное в одной фразе.

Например:

Тема исследования «Игровая технология в коррекции неуспеваемости младших школьников»

Тема исследования «Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению»

2. Затем определяется научный аппарат работы: объект, предмет, задачи.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – это процесс или некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя.Определяя объект исследования, необходимо ответить на вопросы «Что исследуется? Какой процесс или явление?».

В качестве объекта могут выступать, например, процессы обучения, воспитания или развития личности в особых условиях (высшая школа, дошкольное образование, общее образование и т.д.), процессы становления новых образовательных и воспитательных систем, процессы формирования определенных качеств личности и т.п.

При этом нельзя подменять объект работы объектом наблюдения. Объект работы – процесс формирования отношений, воспитания тех или иных качеств и т.п.; объект наблюдения – дети, школьники различных возрастных групп, отдельные группы учащихся и пр.

Например:

тема исследования «Развитие ценностных ориентаций у старшеклассников». Объект исследования – «нравственное воспитание старших школьников»;

тема исследования «Проект как средство развития познавательного интереса у старшеклассников на уроках иностранного языка». Объект исследования – процесс развития познавательного интереса у старшеклассников.

тема исследования «Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению». Объект исследования – «профессиональное самоопределение школьников».

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – это часть объекта, та сторона, тот аспект, с которой рассматривается объект. В виде вопроса его можно сформулировать следующим образом: «Как рассматривается объект, какие отношения, свойства, функции объекта раскрывает данное исследование?».

Грамотно сформулированный предмет исследования чаще всего коррелирует с его темой.

Примеры:

тема: «Проблемное обучение как фактор формирования ценностного отношения к процессу познания у младших школьников» : объект работы – процесс формирования ценностного отношения к процессу познания, предмет – формы и методы проблемного обучения в начальном звене школы, способствующие формированию ценностного отношения к процессу познания у младших школьников;

тема исследования «Психодрама как средство формирования коммуникативных умений у подростков». Объект исследования – коммуникативный опыт подростков, предмет исследования – процесс развития коммуникативных умений у учащихся 9-го класса средствами психодрамы;

тема исследования «Развитие творческой активности младших школьников средствами игровой технологии». Объект исследования – творческая активность школьников в учебно-воспитательном процессе, предмет исследования – развитие творческой активности младших школьников средствами игровой технологии;

тема исследования «Арттерапия как средство коррекции агрессивного поведения подростков». Объект исследования – агрессивное поведение подростков, предмет исследования – процесс коррекции агрессивного поведения подростков средствами арттерапии.

Проблемность темы формирует содержание и весь научный аппарат: соотношение объекта и предмета, задачи, суть формирующего этапа опытной работы и пр. Поэтому чем шире формулировка темы исследования, тем труднее уточнение сути, т.е. проблематики.

Пример:

1) тема «Музыкальная символика как средство развития эвристического мышления учащихся средних классов». Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках музыкальной литературы в средних классах детской музыкальной школы. Предмет – методика развития эвристического мышления средствами музыкальной символики.

В данном случае объект определен слишком общо: объект вбирает в себя очень много аспектов учебно-воспитательной деятельности. Более верно было бы определить его как «процесс развития эвристического мышления учащихся средних классов ДМШ». В соответствии с темой предметом является музыкальная символика, эффективно развивающая эвристическое мышление учащихся.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ .

Исходя из актуальности исследуемой проблемы, объекта и предмета исследования, определяются его цель и задачи.

Целеполагание в психолого-педагогическом исследовании – это выбор наиболее оптимальных, с точки зрения изучаемой проблемы, способов преобразования реальной педагогической действительности из существующего положения в новое, требуемое состояние, в желаемое будущее. Такое преобразование, предвосхищающее, пока мысленно, желаемые результаты, и есть исследовательское целеполагание.

Таким образом, цель исследования – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска. По существу, в цели формулируется общий замысел исследования. Поэтому она должна быть сформулирована кратко, лаконично и предельно точно в смысловом отношении.

Например:

в работе «Психодрама как средство формирования коммуникативных умений у подростков» цель исследования : теоретически обосновать и практически доказать возможности психодрамы в формировании коммуникативных умений у подростков;

в работе «Педагогическая игра в развитии самооценки у подростков» цель исследования : дать теоретическое обоснование возможностям педагогической игры для развития адекватной самооценки у подростков;

в работе «Проект как средство развития познавательного интереса у старшеклассников на уроках иностранного языка» цель исследования : определить эффективность проектной технологии в развитии познавательных интересов старшеклассников в процессе изучения иностранного языка.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, Вы строите предположение о том, каким образом Вы намерены достичь поставленной цели исследования.

Например: «на Марсе возможна жизнь» – это предположение, которое может стать гипотезой. Но в таком виде предположение еще не является научной гипотезой. Дело в том, что на данный момент в ней не хватает обоснованности: «Учитывая наличие каналов на Марсе, возможности атмосферы (и т.д.), можно сделать предположение, что на Марсе возможна жизнь».

Методологические требования , которым должна соответствоватьгипотеза психолого-педагогического исследования:

- вероятность (основное предположение гипотезы должно иметь высокую степень возможности ее реализации),

- научная новизна (предполагает, что гипотеза должна раскрывать преемственную связь предшествующих знаний с новыми),

- логическая простота (гипотеза не должна содержать в себе ничего лишнего),

- концептуальность (выражает прогностическую функцию науки: гипотеза должна отражать соответствующую концепцию или развивать новую, прогнозировать дальнейшее развитие теории),

- широта применения (приложимость к возможно большему числу ситуаций данного класса),

- верифицируемость (проверяемость).

Важно осознать, что гипотеза связывает между собой объект и предмет исследования и показывает характер этой взаимосвязи. Или, проще говоря, через гипотезу исследователь показывает как можно, воздействуя на предмет, влиять на объект работы: т.е. сделать предположение о том, что изменится в объекте.

Структура психолого-педагогической гипотезы может быть трехсоставной , включающей в себя:

а) утверждение;

б) предположение;

в) научное обоснование.

Например: учебно-воспитательный процесс будет таким-то, если сделать вот так и так, потому что существуют следующие педагогические закономерности: во-первых... во-вторых... в-третьих...

В гипотезе с двухслойной структурой утверждение и предположение сливаются воедино в форме гипотетического утверждения: это будет эффективным, если, во-первых... во-вторых... в-третьих, или это должно быть так-то и так-то, потому что имеются следующие причины …

5. Сформулированные цель и гипотеза исследования логическиопределяют его ЗАДАЧИ.

Под задачей в гносеологии (науке о познании) понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы. При формулировании задач можно использовать следующий алгоритм:

1. Наиболее простой, формальный (часто применяется в курсовых и выпускных работах) подход в выстраивании задач:

по первой главе:

Провести теоретический анализ проблемы исследования (изучить состояние проблемы исследования; проанализировать имеющуюся литературу по данной проблеме);

Выявить особенности воспитания, формирования и т.д. (обоснование возрастной категории исследования – старших дошкольников, младших школьников, педагогов);

по второй главе:

Разработать технологию, проект, программу и пр.;

Опытным путем проверить эффективность предложенной технологии, проекта...

2. Другой путь более завязан с содержанием исследования, опирается на структуру работы. Здесь нужно просто творчески подойти к названиям параграфов работы и сопроводить каждый параграф соответствующим глаголом в неопределенной форме:

Например:

Тема исследования «Психодрама как средство развития коммуникативных умений подростков» – были поставлены следующие задачи :

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме и разработать номенклатуру коммуникативных умений для учащихся 9-го класса.

2. Определить возможности психодрамы в формировании коммуникативного опыта.

3. Разработать содержание занятий на основе психодрамы для учащихся 9-го класса.

4. Экспериментально проверить влияние психодрамы на формирование и коррекцию коммуникативных умений подростков.

План

Исследования и их роль в научной и практической деятельности

Лекция 1


1. Понятие ИСУ

2. Понятие исследования.

3. Роль исследования в научной и практической деятельности человека

Исследование в общем виде можно определить как процесс изучения какого-либо объекта и получения новых знаний.

Исследова­ние научное - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности.

Исследование любого класса систем это особый вид мыслительной деятельности, требующий определенных способностей и навыков, специальной подготовки, затраты некоторого объема ресурсов: интеллектуальных, временных, природных, технических и т.д.

Исследование – это целенаправленное познание чего-либо, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов (закономерностей) и моделей, характеризующих изучаемый предмет или явление.

Оно включает:

Распознавание проблем и ситуаций;

Определение их происхождения;

Выявление свойств, закономерностей поведения и развития;

Установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;

Нахождение знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Характеризуя исследование как процесс, следует отметить, что он отличается от других видов деятельности тем, что:

· содержит творческую часть, которую можно назвать мысленным экспериментом с воображаемыми объектами;

· устремлен на выяснение существенных характеристик явлений, процессов, в итоге выступающих в форме принципов, закономерностей и законов,

· исследователь не имеет каких-либо алгоритмических предписаний успеха, нельзя также найти решение проблемы в литературе;

· исследователь поставлен в положение, когда он, оказавшись перед лицом сложности научной проблемы, испытывает объективную недостаточность информации, очевидную неопределенность направления поиска.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характе­ристик являются следующие.

А . Методология исследования - совокупность целей, подходов, ориен­тиров, приоритетов, средств и методов исследования.

Б . Организация исследования - порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регла­ментах, нормативах и инструкциях.

В . Ресурсы исследован ия - комплекс средств и возможностей (на­пример, информационных, экономических, людских и пр.), обеспе­чивающих успешное проведение исследования и достижение его ре­зультатов.



Г . Объект и предмет исследования . Объектом является система управ­ления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом - конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

Д . Тип исследования - принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.

Е . Потребность исследования - степень остроты проблемы, професси­онализма в подходах к ее решению, стиль управления.

Ж . Результат исследования - рекомендации, модель, формула, методи­ка, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.

Проведение исследования осуществляется в следующих случаях:

· при совершенствовании системы управления действующей организации;

· при разработке системы управления вновь создающейся организации;

· при совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции.

Система управления (СУ) - совокупность взаимосвязанных элементов управления, предполагающая воздействие на объект с целью изменения его состояния и процессных характеристик.

Система управления включает следующие основные элементы:

· подсистема сбора и передачи этой информации,

· подсистема обработки и отображения этой информации,

· подсистема выработки и передачи управляющих воздействий,

· исполнительные устройства.

Таким образом, ИСУ - процесс определения параметров системы, закономерностей функционирования и развития изучаемой системы с целью ее совершенствования.

Также курс "Исследование систем управления" является хорошей предпо­сылкой для более глубокого освоения курсов "Стратегический менеджмент", "Инновационный менеджмент" и курса "Управление персоналом".

Причины изучения ИСУ заключаются в следующем:

1) Кризис управляемости (с сер. 20-го века) - усложнение макро- и

микросреды бизнеса; необходимость оценки деятельности менеджера и целью диагностики его эффективности.

2) Опережающие темпы роста окружающей среды.

3) Снижение отдачи инвестиций в области развития управленческих нововведений.

Объект ИСУ – СУ на разных уровнях и с разными способами функционирования.

Предмет ИСУ - объективные закономерности, присущие системам

управления с целью с целью совершенствования их функционирования и развития.

Общая интегральная задача ИСУ - изучение закономерностей

функционирования и развития СУ

=> функциональные задачи:

1. сбор и обработка информации о системе управления

2. оценка и анализ состояния, поведения и параметров СУ

3. характеристика орг. структуры СУ

4. анализ функционирования и развития подсистем СУ

5. характеристика экономических и социальных последствий развития СУ

В совокупности результаты научных исследований оказывают сильное влияние на всю цивилизацию, политику государств, социальное и профессиональное положение людей. Именно плоды познавательной деятельности определили реализацию в мировой экономике соответствующих технологических укладов – циклов.

Ряд ученых выделяет несколько циклов:

· Первый цикл (1785-1835 ) – промышленный переворот в Великобритании, обусловленный внедрением новых технологий в текстильной промышленности и использованием гидроэнергии

· Второй цикл (1830-1890 ) – создание парового двигателя и последующее использование его на базе железнодорожного и водного транспорта, механического и машиностроительного производства.

· Третий цикл (1885 – 1940 ) – изобретение электродвигателя, производство и использование в промышленности и в быту электроэнергии. Возникла электротехническая, сталелитейная и другие виды промышленности. Изобретения в области двигателей внутреннего сгорания способствовали созданию автомобиля, радиосвязи, телеграфа, самолетов и соответствующих отраслей промышленности.

· Четвертый цикл (1935-1990 ) – использование нефти и продуктов ее переработки, газа, развитие энергетики, прогресс производства синтетических материалов

· Пятый цикл (1985 - наст вр.) – научно-технические достижения в микроэлектронике, информатике и электронных сетях, инноватике, биотехнологии, генетике, экологии; достижения в области организации управления, при обеспечении успеха которых первостепенную роль играют результаты фундаментальных и прикладных исследований СУ.

Литература:

1. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: “ДеКА”, 2004. – 288 с.

2. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления. – г. Железнодорожный, Москю обл.: ООО НЦП “Крылья”, 2005. – 416 с.

3. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 157 с.

2.1. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ МЕНЕДЖЕРУ

Современные тенденции развития управления рождают и новые требова­ния к менеджеру. В прошлом для руководителей было весьма характерным стремление к четкому исполнительству. Хорошим считался такой руководи­тель, который умел исполнять распоряжения вышестоящих инстанций или инструкции, нормативы, соответствовал принятым типам делового поведе­ния. В последующем стала цениться самостоятельность менеджера. Самосто­ятельность - это хорошее качество, но оно тоже может проявляться по-разному. Бывает самостоятельность в исполнении и самостоятельность в це­ленаправленном развитии, бывает инициативная самостоятельность и самостоятельность, ограниченная определенной концепцией делового поведения, может быть самостоятельность опыта и самостоятельность поиска.

Сегодня рождается понятие менеджер исследовательского типа, или креа­тивный менеджер. В чем его особенность?

Каждый менеджер проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, которое определяется особенностью дея­тельности и условиями, в которых она осуществляется. Современное усло­вие управления - потребность в исследованиях. Эта потребность реализует­ся в самых различных проявлениях - организации управления, методологии разработки управленческих решений, реструктуризации фирмы, формирова­нии человеческого капитала и пр. Но одним из последствий реализации этой потребности является возникновение менеджеров, которых можно назвать менеджерами исследовательского типа, или креативными менеджерами. Их особенность - усиленное внимание к исследовательскому подходу в оценке внешних и внутренних ситуаций, в решении всех проблем, разработке уп­равленческих решений.

2.2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МЕНЕДЖЕРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА

В более детальном представлении можно выделить следующие черты ме­неджера исследовательского типа(схема 12).

А. Проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все ясно.

Б. Умение превентивно, т. е. заранее, заблаговременно, ставить про­блемы, когда они еще только зарождаются.

В. Системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта.

Г. Антиномичность - умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже про­тивоположные им.

Д. Экспрезентность - способность делать верные и удачные заключе­ния при дефиците информации.

Е. Развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценке.

Ж. Способность к имитации функций различных членов коллектива.

З. Психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они проявляют в деятельности или демонстрируют. Компенсатором проницательности является психодиагностика.

И. Инновационность и безынерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного.

К. Аттрактивность - способность привлекать людей к совместной дея­тельности, не прибегая к средствам материального или администра­тивного принуждения.

Л. Способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально но­вых задач.

М. Умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера.

Н. Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагаю­щему включение людей в деятельность не на формальной суборди­национной основе, а путем "ухода в тень", умением обратиться за советом и помощью.

Все эти свойства существуют не каждое само по себе и не в разроз­ненной хаотической совокупности, а в системе взаимодействия. Имен­но это и характеризует менеджера исследовательского типа.

1. Какие существуют требования к современному менеджеру?

2. Каковы особенности менеджера исследовательского типа?

3. Какова роль исследования в деятельности менеджера?

4. Что исследует менеджер и какие факторы мотивируют исследование?

5. Как формируются качества менеджера исследовательского типа?

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характе­ристик являются следующие (схема 10).

А . Методология исследования - совокупность целей, подходов, ориен­тиров, приоритетов, средств и методов исследования.

Б . Организация исследования - порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регла­ментах, нормативах и инструкциях.

В . Ресурсы исследования - комплекс средств и возможностей (на­пример, информационных, экономических, людских и пр.), обеспе­чивающих успешное проведение исследования и достижение его ре­зультатов.

Г . Объект и предмет исследования. Объектом является система управ­ления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом - конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

Д . Тип исследования - принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.

Е . Потребность исследования - степень остроты проблемы, професси­онализма в подходах к ее решению, стиль управления.

З . Эффективность исследования - соразмерность использованных ресур­сов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

Это основные характеристики исследования. Они могут быть далее конкретизированы и дополнены в соответствии с правилами после­довательной классификации и декомпозиции (схема 5).

Исследование систем управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджера и персонала, в работе специализированных аналитических групп, отделов, лабораторий. Иногда для проведения исследования приглашают консультационные фирмы. Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации.
Система характеристик исследования:
1. Методология исследования – совокупность идей, подходов, ориентиров, приоритетов, методов и средств исследований.
2. Организация исследования – порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленной в регламентах, нормативах и инструментариях.
3. Объект исследования – структура (подразделения, предприятия, объединения предприятий, отрасль, национальное хозяйство), ее внутренняя и внешняя среда, системы (социальная, экономическая, технологическая, техническая, кадровая, организационная и другие), а так же совокупность их элементов.
4. Предмет исследования – то, на что направлено и что является содержанием научного изучения, рассмотрения, познания и разрешения (проблема, задача или вопрос, познание и разрешение которого требует проведения исследования). Предметом исследования могут быть проблемы, вопросы и задачи, возникающие при построении, функционировании и совершенствовании систем управления при использовании в них соответствующих методов, принципов, процессов, отношений, элементов, подсистем и других составляющих системы.
5. Ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение результатов.
6. Потребность в исследовании – причины, ситуации, приводящие к необходимости исследования и учитывающие степень остроты проблемы.
7. Тип исследования – принадлежность исследования к определенному типу. Исследования систем управления классифицируются:
А) По организованности: организованные и спонтанные.
Б) По цели: практические и научно-практические.
В) По ресурсам: незначительные и значительные.
Г) По времени: продолжительные и непродолжительные.
Д) По степени научности: эмпирические и с привлечением научного аппарата.
Е) По участию персонала: коллективные и индивидуальные.
Ж) По информационному обеспечению: на основе внутренней информации и с концептуальным информационным обеспечением.
8. Результат исследования – рекомендации, модель, формула, методика и так далее, которые способствуют успешному разрешению проблем.
9. Эффективность исследования – соразмерность используемых ресурсов на его проведение и результатов, полученных от него.

Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Проблема, Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения.

Существуют различные, определяемые задачами изложения и аспектом рассмотрения, определения этой важнейшей категории. Ограничимся здесь напоминанием, что проблема - это как бы «белое пятно» на карте науки, как говорят - «знание о незнании».

Тема, Проблема должна найти отражение в теме исследования. Вопрос о том, как назвать научную работу, отнюдь не праздный. Сформулировать тему очень непросто. Нужно так её обозначить, чтобы в ней нашло отражение движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, момент столкновения старого с тем, что предлагается в исследовании. Прежде всего, самому исследователю должно быть ясно, с одной стороны, с какими более широкими категориями и проблемами она соотносится, а с другой - какой новый познавательный и практический материал он предполагает освоить.

Первое приближение к определению темы редко бывает удачным. Улавливается, как правило, лишь то, что лежит на поверхности, нечто самоочевидное. Необходимо углубление в проблему, чтобы отразить ее в названии работы.

Актуальность, Все характеристики, которые здесь рассматриваются, взаимосвязаны, они дополняют и корректируют друг друга. Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают ответ на вопрос: почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? Актуальность направления, как правило, не нуждается в сложной системе доказательств. Она как бы задана. Иное дело обоснование актуальности темы. Необходимо достаточно убедительно показать, что именно она среди других (некоторые из них уже исследовались другими) - самая насущная. Любое исследование, по определению, должно быть значимо, во-первых, для науки, во-вторых, для практики.

Объект исследования и его предмет:весь круг явлений, на которые направлено внимание исследователя, то есть объект, а другой - то, относительно чего он обязуется получить новое знание, - предмет его научной работы.

Цель, Ставя перед собой цель, ученый определяет, какой результат он намерен получить в ходе исследования. Цель - это одна из главных характеристик деятельности, одна из составляющих триады: цель, средство, результат. Поэтому невозможно ни ставить цель, ни анализировать её в отрыве от общего движения познающей мысли, от исследовательской деятельности и, главное, ее логики.

Задачи, дают представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Формулируя задачи, ученый тем самым обозначает логику своего исследования, ставит как бы ряд промежуточных целей, выполнение которых необходимо для реализации общей цели.

Гипотеза и защищаемые положения, Одним из методов развития научного знания, а также структурным элементом теории является гипотеза - предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.

Во всех случаях гипотеза представляет собой знание не достоверное, а вероятное. Она есть такое высказывание, истинность или ложность которого не установлена. Процесс установления истинности или ложности гипотезы и есть процесс познания. Одно и то же по содержанию предложение, относящееся к одной и той же предметной области, выступает либо как гипотеза, либо как элемент теории, в зависимости от степени его подтверждения. Еще на стадии формулирования гипотезы, до ее проверки, необходимо соблюдать некоторые требования к ней. Гипотеза должна быть принципиалъно проверяемой. В гипотезе должны отражаться устойчивые и необходимые связи, присущие изучаемым явлениям, которые могут в необходимых случаях приобретать характер закона или закономерности.

Наконец, самым существенным признаком научной гипотезы является ее нестандартность или неочевидность.

Новизна, что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые? Если нет убедительного ответа на этот вопрос, может возникнуть серьезное сомнение в смысле и ценности всей работы.

Значение для науки -Характеризуя новизну результатов, исследователь остается в рамках поставленных им задач и показывает, какое новое знание он получил, решая их. Значение полученного нового знания выявляется по отношению к другим сферам познания, к научной работе, которая только еще предстоит в будущем.

Значение для практики. Естественно, что содержательному определению научной значимости соответствует такое же определение значения работы для практики.

Здесь мы вступаем в область очень сложных и тонких познавательных процедур, различений и категорий. Некоторые из них не вполне еще устоялись в педагогической науке.

Все характеристики взаимосвязаны, они дополняют и корректируют друг друга. Проблема находит отражение в теме исследования, которая так или иначе должна отражать движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, содержать момент столкновения старого с новым. В свою очередь, выдвижение проблемы и формулировка темы предполагают определение и обоснование актуальности исследования. Объект исследования обозначает эмпирическую область, избранную для изучения, а предмет - аспект изучения. В то же время можно сказать, что предмет - это то, о чем исследователь намеревается получить новое знание. Другое дело, что ответ на вопрос о новизне результатов исследования, выделяемой как специальная его характеристика, можно дать лишь после получения этих результатов, подводя итоги работы в целом, в конце, а не в начале. То же можно сказать и о гипотезе. Она не может быть содержательно сформулирована в начале исследования, поскольку для того, чтобы это сделать, нужно уже очень много знать об изучаемом объекте. Хотя, конечно, гипотеза - не итог, а как бы переломный момент работы, ее пик. Иногда говорят, что гипотеза - это недоказанная теория. Доказательство очень сложное и нередко длительное дело.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Методологические характеристики педагогического исследования.:

  1. Вопрос № 12 Методологические категории, характеризующие педагогическое исследование проблема, тема, актуальность, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, теоретическая и практическая значимость..
  2. Теоретико-методологические подходы к исследованию педагогических явлений конкретно-научного уровня.
  3. 5. Научные исследования в педагогике, их основные характеристики. Методы и логика педагогических исследований.
  4. Вопрос № 14 Фундаментальные педагогические исследования. Прикладные педагогические исследования. Исследования-разработки.