Таможенно тарифное регулирование осуществляется. Срок подготовки Доклада не должен превышать трех месяцев с момента принятия решения по подготовке Доклада. Пополнение доходов государства

Таможенно-тарифное регулирование вэд

Таможенно-тарифное регулирование исторически стало первой формой государственного регулирования внешней торговли. Одной из функций таможенных органов является обеспечение таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. В сфере осуществления этой функции возникают таможенно-тарифные отношения.

Выделим характерные черты таможенно-тарифных правоотношений .

1. Таможенно-тарифные правоотношения являются отношения организационными. Государственные органы в пределах своей компетенции путем издания различных нормативных актов становятся организаторами и координаторами таможенно-тарифной политики в целом.

2. Одним из субъектов таможенно-тарифных правоотношений всегда выступают таможенные органы, что обусловливает государственно-властный характер таких отношений. Таможенно-тарифные отношения носят императивный, государственно-властный характер прежде всего потому, что они непосредственно затрагивают отношения собственности и связаны со специфической стадией общественного воспроизводства - отношениями перераспределения.

3. Поскольку возникновение, изменение и прекращение таможенно-тарифных отношений регулируются соответствующими нормативными актами, издаваемыми компетентными государственными органами, эти отношения практически всегда носят правовой характер.

4. Таможенно-тарифные отношения представляют собой денежные отношения. Выделение такой особенности таможенных отношений связано с действием закона стоимости и спецификой товарно-денежных отношений.

Следует различать понятия «объект» и «предмет» таможенно-тарифного регулирования. Как известно, объект - это то, на что воздействуют юридические права и обязанности его субъектов, т.е. волевое фактическое поведение субъектов по осуществлению их прав и обязанностей. Объектом таможенно-тарифного регулирования является порядок, складывающийся в связи с обложением таможенными пошлинами предметов тарифного регулирования. Таким образом, предмет таможенного регулирования представляет собой цель, ради которой субъекты вступают в таможенно-тарифные правоотношения, т.е. материальные блага, способные удовлетворить потребности их участников.1

Предметом таможенного регулирования являются товары и транспортные средства. Деление предметов на товары и транспортные средства связано с освобождением последних от уплаты таможенных налогов (ст. 35 Закона РФ «О таможенном тарифе»). Следует отметить, что в таможенном законодательстве транспортными средствами считаются только такие средства, которые непосредственно используются для международных грузовых или пассажирских перевозок. В случае, когда транспортное средство (автомобиль, контейнер и др.) ввозится для свободного обращения или экспортируется, оно должно быть отнесено к категории товаров. Транспортные средства (не являющиеся товарами) становятся предметами таможенных правоотношений в связи с осуществлением таможенного контроля.

Таможенно-тарифные отношения имеют характер организационных, государственно-властных, правовых и денежных отношений .

Особенности таможенно-тарифного регулирования предполагают наличие ряда специфических черт у его предмета. Предмет таможенно-тарифного регулирования, как правило, должен иметь стоимость и потребительную стоимость. Поэтому с предметов, утративших при перевозке свои товарные качества (а, следовательно, и свою потребительную стоимость - разбитая посуда, испортившиеся овощи и фрукты и т.п.), по общему правилу, таможенная пошлина не взимается. Однако при этом они не выводятся из сферы таможенного контроля. Важнейшими целями такого контроля являются:

а) осуществление фитосанитарного, ветеринарного, радиоактивного и других видов пограничного государственного контроля (например, перевозимые из одной страны в другую останки человека не облагаются таможенной пошлиной и иными таможенными платежами, но они в обязательном порядке подлежат санитарно-эпидемиологическому надзору и, следовательно, являются предметом правоотношений, связанных с проведением контроля на таможенной границе);

б) выяснение дальнейшей судьбы товара, утратившего свою потребительную и меновую стоимость. В некоторых случаях такой товар может быть продан в другом качестве без уплаты причитающихся налогов. Например, попавший в аварию автомобиль может быть продан на запчасти или на металлолом, разбитая посуда может быть реализована как стеклобой. Эта задача может осуществляться таможенными органами совместно с налоговой службой.

Основные функции таможенно-правового механизма - фискальная и регулятивная - предопределилидуализм таможенного права, регулирующего общественные отношения, которые могут быть сведены к двум основным видам:

а) административно-правовые, касающиеся различных ограничений на ввоз и вывоз товаров (квотирование, лицензирование и др.), порядка совершения таможенных операций и отправления таможенных формальностей;

б) финансово-правовые, связанные с взысканием таможенных налогов и сборов.

В теории таможенного права под таможенно-тарифным регулированием понимается совокупность организационно-экономических (тарифных) и административных (нетарифных) мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в России, осуществляемых в целях защиты национальных производителей на внутреннем рынке, эффективного регулирования структуры экспорта и импорта товаров, обеспечения источников пополнения доходной части федерального бюджета.Таможенно-тарифные меры представляют такие меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза с этой территории.Основной принцип таможенно-тарифного регулирования - это принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно-тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлин.

Признавая таможенный тариф «ключевым элементом таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности» Г.В. Арутюнян указывает на два значения термина «таможенный тариф» - это таможенный документ, а в ряде случаев термин «таможенный тариф» необходимо отождествлять с терминами «таможенная пошлина» и «ставка таможенной пошлины»2. В предлагаемом читателям учебнике мы используем два значения термина «таможенный тариф», причем с указанием на одно из них в каждом конкретном случае. Термин «таможенно-тарифное регулирование» используется и в российском законодательстве.

Инструментом таможенно-тарифного регулирования является тариф. Порядок формирования и применения таможенного тарифа России урегулирован Законом РФ «О таможенном режиме» от 21 мая 1993 г., с последующими многочисленными изменениями и дополнениями. Данный Закон воспринял целый ряд положений Закона СССР «О таможенном тарифе» от 26 марта 1991 г., который, однако, следует признать утратившим юридическую силу в связи с принятием нормативного правового акта с равной юридической силой и регулирующим однородные общественные отношения. Таможенный тариф России - это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу России и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию России и вывоза товаров с этой территории.

Обеспечение таможенно-тарифного регулирования предполагает обязанность управомоченных лиц к уплате таможенных платежей. Прежде чем выполнить эту таможенную операцию необходимо определить понятие «таможенная стоимость товаров» и способы ее определения

При таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:

Протекционистская функция - защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.

Фискальная функция - обеспечение поступления средств в бюджет

С точки зрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенно-тарифное регулирование является одной из двух групп методов регулирования государством этой сферы деятельности наряду с нетарифными методами.

Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин

Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу

Таможенная процедура

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

Таможенно-тарифное регулирование ВЭД

Система таможенно-тарифного регулирования включает применение ввозных таможенных пошлин, иных налогов, уплата которых является условием помещения ввозимых товаров под режим выпуска для свободного обращения.

Меры нетарифного регулирования представляют собой ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической политики РФ, выполнения международных обязательств РФ, защиты экономической основы суверенитета РФ, защиты потребительского рынка в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и международными договорами РФ. К ним относятся лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, разрешительная система и другие меры, доводимые в установленном порядке до таможенных органов РФ.

Меры таможенно-тарифного регулирования представляют собой сово­купность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуще­ствляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности. Таможенно-тарифные меры - это такие меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза с этой территории. Основной принцип таможенно-тарифного регулирования - это принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно-тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлины.

Использование таможенно-тарифных мер осуществляется таможенными органами при проведении ими таможенного оформления товаров и в процессе таможенного контроля за их перемещением через таможенную границу России.

Ключевым элементом тарифных мер регулирования является таможенный тариф. Понятие «таможенный тариф» имеет два значения. Чаще всего оно употребляется в смысле «документ, содержащий систематизированный перечень ставок таможенных пошлин». В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. (в ред. от 16 марта 2000 г.) «О Таможенном тарифе - своде ставок ввозных таможенных пошлин и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» Таможенный тариф РФ - свод ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ, основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (разработанной международной организацией - Советом таможенного сотрудничества) и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. Таможенный тариф содержит детализированные названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами, а также перечень товаров, пропускаемых беспошлинно. Против каждого из подлежащих таможенному обложению товаров в Таможенном тарифе указывается ставка таможенной пошлины с указанием ее метода исчисления. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ является основой системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования Таможенного тарифа РФ, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.

Однако в ряде случаев понятие «Таможенный тариф» используется имен­но в смысле самой «таможенной пошлины», «ставки таможенной пошлины». Именно в последнем смысле термин «таможенный тариф» используется в нашей работе.

Развитие таможенных тарифов проходило в двух направлениях. Во-первых, росло число товаров, облагаемых пошлинами, а, во-вторых, - по каждому товару устанавливалась не одна, а несколько ставок пошлин различной ве­личины, применявшихся к товарам, происходящим из разных стран.

В этой связи различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Простой (одноколонный) таможенный тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Такой тариф не обеспечивает достаточной" маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкуренции на мировом рынке. Он не предусматривает дискриминационных или льготных пошлин и сравнительно мало распространен (Мексика, Боливия и др.)

Сложный (многоколонный) таможенный тариф по каждому товару устанавливает две или большее число ставок таможенных пошлин. Сложный таможенный тариф в значительно большей степени, чем простой, приспособлен к конкурентной борьбе на мировом рынке. Значение его в том, что он позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами или предоставлять льготы другим, привязывая их таким образом к своему рынку. Иначе говоря, он дает возможность государству проводить дифференцированную таможенную политику.

Тарифное регулирование - один из важнейших факторов выстраивания государством эффективной внешнеэкономической политики. Какова специфика участия российских властей в данном направлении деятельности? Каковы особенности правовых норм, регулирующих торговлю РФ с другими странами?

Сущность тарифного регулирования

Тарифное регулирование, согласно распространенному определению - это одна из форм государственного участия во внешнеэкономической деятельности, которая применяется с целью оптимизации процессов на уровне экспорта и импорта. Власть, задействуя данный инструмент, реализует свое право на установление тех или иных пошлин и тарифов с тем, чтобы впоследствии зачислить денежные средства, поступаемые в счет оплаты данных сборов, в бюджет, или же решить некоторые задачи в рамках защиты национальной экономики. Поскольку в процессе импорта и экспорта тот или иной товар, как правило, пересекает границу, рассматриваемый вид деятельности имеет прямое отношение к таможенным структурам. То есть термин «тарифное регулирование», как правило, употребляется в контексте коммуникаций с иностранными государствами.

Разумеется, есть также и иные интерпретации данного явления. Так, термин «тарифное регулирование» в узком смысле (хотя данный формат его употребления встречается реже, чем в контексте таможни) может отражать деятельность неких структур, связанных с установлением государственных цен на тот или иной вид продукции или сервисов. Так, в частности, деятельность Федеральной службы по тарифам может характеризоваться как имеющая отношение к рассматриваемой интерпретации термина. В компетенции ФСТ, таким образом - внутренние тарифы на различного рода товары или услуги.

В свою очередь, во многих регионах есть Комитет тарифного регулирования, например в Волгоградской области - структура в рамках вертикали исполнительной ветви власти, подотчетная ФСТ. При этом названия ее аналогов, в зависимости от субъекта федерации, могут меняться. Например, в Томской области функционирует Департамент тарифного регулирования. Однако следует отметить, что ФСТ и подчиненные ей структуры к работе таможни прямого отношения не имеют. Существуют другие государственный органы, в компетенции которых собственно таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности (или ВЭД). Речь идет прежде всего о Федеральной таможенной службе. Также есть сведения о том, что данное ведомство, возможно, будет объединено с ФНС.

Таким образом, тарифное регулирование может пониматься по-разному, в зависимости от контекста. Важный критерий здесь - значение термина «тариф». Существует традиционное его понимание, которое предопределяет его прямую связь с таможенными процедурами. Вместе с тем в правовой практике РФ сформировалось понимание тарифа как синонима расценки вообще - как на уровне права, так и в аспекте источников, которые не являются нормативными актами, однако встречаются повсеместно - например, каталоги тарифов операторов сотовой связи. Так или иначе, основной контекст, в котором чаще всего употребляется рассматриваемый термин - это таможенно-тарифное регулирование. Рассмотрим особенности данного явления и его российской модели.

Регулирование тарифов и таможня

Итак, основной контекст, в рамках которого используется изучаемый нами термин - это тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. Какова специфика данного процесса? Как мы уже отметили, главную роль в нем играют компетентные государственные структуры. Тарифы на таможне - один из ключевых элементов участия властей во внешнеторговой политике. Основные цели таких активностей: пополнение бюджета, осуществление протекционистских мер, фискализация, стимулирование развития тех или иных отраслей.

Таможенно-тарифное регулирование предполагает, что государство, устанавливая те или иные пошлины и сборы, например, с импортируемых в страну товаров, содействует повышению конкурентоспособности продукции отечественного производства. Дело в том, что сборы, уплачиваемые на границе, включаются в дальнейшем в стоимость товара, которая может оказаться выше, чем если бы покупатель приобретал их внутри страны у местного производителя. В то же время фискальная функция отражает задачу по сбору тарифных поступлений в государственный бюджет. В частности, если говорить о российской модели соответствующего направления государственной политики, то подобные выплаты играют важнейшую роль в пополнении государственной казны.

Власть, осуществляя таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности, также может способствовать повышению динамики национального экспорта. На практике это, как правило, достигается посредством снижения соответствующих ставок или же их обнуления.

Нетарифные методы

Существует тарифное и нетарифное регулирование таможенных процессов. Какова специфика активностей второго типа? К нетарифным методам относится прежде всего выдача различных лицензий, выработка тех или иных стандартов качества, которые могут осложнить ввоз товаров из-за границы. Как полагают многие эксперты, данные методы используются главным образом в процессе применения государством как раз-таки протекционистских мер. Власть может, таким образом, определив формальные барьеры для импорта тех или иных товаров, создать более благоприятные условия для национального производителя.

Эксперты отмечают ряд недостатков, которыми сопровождаются подобные методы регулирования торговли. Прежде всего, если государство использует нетарифный инструментарий, то это может сопровождаться серьезным ростом цен внутри страны на тот или иной вид продукции. Причин тому две - возможный дефицит продукции в силу того, что национальные производители не удовлетворяют объем спроса, или же спекулятивные явления, когда поставщик товаров устанавливает завышенные цены на монопольных началах, по причине отсутствия иностранной конкуренции.

Эксперты ООН классифицируют нетарифные методы на следующие основные типы: лицензирование, квотирование, установление минимальных цен, а также антидемпинговые меры. Конкретные виды ограничений могут быть разными. В числе самых распространенных - установление чрезвычайно сложных процедур таможенного оформления, формирование неоправданно строгих технических (экологических, санитарных) стандартов, а также ужесточений требований к упаковке, цвету, форме товаров и т. д.

В дополнение к методам нетарифного регулирования также могут практиковаться различные ограничения на валютные и финансовые операции (связанные, к примеру, с обналичиванием прибыли иностранных компаний), определение льготных условий по капиталообороту для узких групп предприятий и т. д.

Каковы основные механизмы, посредством которых нетарифные методы применяет российское государство? В числе базовых, что присутствуют в практике таможенного регулирования в РФ, - квоты и лицензии. Ключевое ведомство, которое принимает участие в задействовании соответствующих инструментов, - Министерство экономики.

В РФ применяется два основных инструмента в рамках собственно таможенного регулирования "классического" типа - это тарифы, а также пошлины. Рассмотрим специфику каждого из них.

Чем отличается тариф от пошлины

Таможенная пошлина - это сбор, взимающийся с товаров, которые проходят через государственную границу. Пошлины могут быть как импортными, так и экспортными. Также данные два их вида дополняют в ряде случаев транзитные. Отмеченные инструменты призваны выполнять прежде всего налоговую функцию. Величина пошлин устанавливается на уровне общенациональных законов.

В свою очередь таможенные тарифы, принятые в российской системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - это реестры товаров, которые облагаются установленными в отношении них таможенными пошлинами. Таким образом, два рассматриваемых инструмента - это фактически части единого. При этом, в зависимости от контекста и правовой традиции, принятой в том или ином государстве, он может называться «тарифом» или «пошлиной». В РФ, как считают некоторые эксперты, чаще употребляется второй термин в отношении того самого «общего» инструмента.

То есть если в том или ином контексте речь прямо не идет о «тарифе» в основном значении («реестр товаров, подлежащих обложению сбором»), то допустимо употреблять термин «пошлина» как обозначающем единый инструмент, с помощью которого осуществляется тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Классификация тарифов и пошлин

Таким образом, таможенные тарифы и пошлины - это фактически две взаимосвязанные части единого инструмента. Вместе с тем они, как мы определили выше, не являются синонимами, если говорить о понятийном аппарате в рамках релевантных правовых актов и норм. Более того, тарифы и пошлины бывают очень разными. Рассмотрим, на какие основные типы они подразделяются.

Что касается тарифов, то оснований для классификации их может быть несколько. В зависимости от количества ставок, тарифы могут быть простыми (в которых присутствует одна ставка) или сложными (две и более). По признаку правовой природы тарифы делятся на автономные и конвенционные. Первые предусматривают, что ставка для них определяется на базе национальных правовых актов, а не международных. А конвенционные тарифы устанавливаются с учетом норм, принятых государством в процессе сотрудничества с другими странами. Хотя на практике в чистом виде они, если говорить о российской модели, встречаются редко. И потому многие эксперты считают, что корректнее называть их автономно-конвенционными.

Пошлины могут подразделяться на следующие типы: специальные, антидемпинговые, а также компенсационные. Относительно первых можно сказать, что тарифное регулирование ВЭД российского образца применяет их в качестве защитной меры в тех случаях, когда ввозимый товар способен нанести явный ущерб интересам национального производителя. Антидемпинговые пошлины задействуются, если зарубежный поставщик собирается ввозить в РФ товары с более низкой ценой, чем они доступны внутри государства. Компенсационные типы сборов используются, если речь идет о ввозе товаров, которые выпускались при условии субсидирования.

Вместе с тем базовым критерием классификации пошлин считается направленность потока товара. То есть данного типа сборы подразделяются прежде всего на экспортные и импортные. Рассмотрим специфику обоих типов пошлин в рамках российской экономической модели.

Специфика импортных пошлин в РФ

Таможенно-тарифное регулирование ВЭД, осуществляемое российским правительством, предполагает выделение нескольких уровней импортных пошлин - тех, что устанавливаются в отношении сырья, т. е. взимающихся с поставщиков материалов, а также тех, которые взимаются с бизнесов при импорте готовых изделий или полуфабрикатов. Также важна фактическая природа ввозимых товаров - это влияет на ставки для такого типа сборов. Так, например, если речь идет об импорте оборудования, продуктов питания, продукции текстильной промышленности, то в отношении данных категорий товаров пошлина может достигать 30% и более. В свою очередь, ставки для сырья и полуфабрикатов могут быть в несколько раз ниже. Некоторые виды товаров и вовсе могут быть освобождены от пошлин - например, лекарства или детское питание.

Специфика российского экспорта

Тарифные меры регулирования, используемые развитыми странами, подразумевают в достаточной мере ограниченное задействование экспортных пошлин. Данный подход в целом близок российской модели участия государства во внешней торговле. Экспортная пошлина на большинство вывозимых из РФ товаров не взимается. Однако это правило не действует, в частности, относительно ключевого предмета российского экспорта - нефти, а также продуктов ее переработки. Вывоз «черного золота» из РФ облагается существенными сборами.

Например, что касается сырой нефти, то российские экспортеры сейчас должны уплачивать за нее пошлину в расчете 105,8 долларов США за тонну. В среде финансовых аналитиков высказываются предположения о том, что данное значение может вырасти в ближайшее время еще на 30 долларов. Вместе с тем есть также сведения о том, что для тех компаний, которые ведут добычу нефти на некоторых месторождениях, расположенных в Восточной Сибири, на Каспии, а также на Приразломном, что принадлежит «Газпрому», экспортная ставка может быть на некоторое время обнулена.

Что касается высоковязкой нефти, то в отношении нее пошлина намного ниже, чем для обычной. Например, сейчас это 13,3 долларов за тонну. Если речь идет об экспорте бензина, то в отношении него пошлина составляет 89,8 долларов за тонну. Которая, как отмечают эксперты, также может вырасти. Отметим, что пошлина, установленная для сжиженных газов, сейчас нулевая. Ставка для светлых нефтепродуктов сейчас - 50,7 долларов, для темных - 80,4%. Пошлина на экспорт кокса - 6,8 долларов. По мнению аналитиков, соответствующие значения для каждого из отмеченных нефтепродуктов, вывозимых из РФ, в обозримом будущем могут вырасти.

Кроме нефти и продуктов на ее основе, экспортной пошлиной в РФ облагаются некоторые виды металлов, сортов рыбы, зерновые, лесоматериалы. Вместе с тем очень большой спектр товаров, выпускаемых российскими предприятиями, не облагается сборами данного типа. Можно отметить, что особые условия в аспекте государственной тарифной политики РФ функционируют при организации товарооборота со странами ЕАЭС - Арменией, Белоруссией и Казахстаном.

Определение размера пошлины

В рамках каких формул тарифное регулирование внешней торговли российского образца определяет величину пошлин? Как правило, размер соответствующих сборов зависит от практики выстраивания политических и экономических отношений между конкретными государствами. Также может иметь значение международный статус той или иной страны. В ряде случаев, например, государства, причисляющиеся, согласно принятым на уровне мировой политики критериям, к развивающимся, могут получать преференции в виде пониженной ставки, возможности выплатить сбор в рассрочку или позже, а то и вовсе освободиться от соответствующего обязательства.

Эксперты отмечают: степень доверия и стремления к выстраиванию компромиссной модели в торговле между государствами непосредственно зависит от уровня их политической интеграции. Проще говоря, если страны дружат, то и экономические отношения между ними выстраиваются конструктивные - различного рода ставки ниже, барьеров меньше, и в целом условия для сотрудничества предприятий создаются благоприятствующие.

Роль таможенных пошлин

Тарифное регулирование торговли - важнейший компонент международной политики любого государства. Дело в том, что посредством соответствующего типа инструментов власть регулирует коммуникации между внутренним и международным рынками. Некоторые эксперты считают, что наибольшее значение с точки зрения наполнения государственной казны и положительного влияния на национальную экономику имеют импортные пошлины. Это касается также и российской модели участия государства в таможенно-тарифной политике. Выше мы отметили, что для РФ важны также и некоторые виды пошлин, установленных для вывозимых товаров. Особенно те, которыми облагаются нефть и продукты на ее основе.

Как считают многие экономисты, тарифные методы регулирования торговли в случае их неоправданно частого применения могут привести к кризисным явлениям в экономиках торгующих государств. Так, например, увлечение различными антидемпинговыми и иными мерами может привести, как мы уже отметили выше, к дефициту товаров или же к снижению конкуренции - в обоих случаях есть вероятность значительного роста потребительских цен. Также можно отметить, что высокие импортные пошлины в отношении конкретных государств могут негативным образом повлиять на перспективы развития торговли с ними. Правительства тех стран, в отношении которых тарифные меры регулирования характеризуются чрезмерной строгостью, могут сами устанавливать слишком завышенные требования к партнерам. Которые, в свою очередь, могут терять в выручке из-за ограничения объема экспорта.

Международный правовой аспект

Тарифное регулирование - это, таким образом, часть внешней политики государства. Правительства стран мира могут взаимодействовать как в ходе непосредственных коммуникаций, так и в процессе образования структур, предполагающих участие большого количества стран, объединенных по территориальному, культурному или идеологическому признаку.

Есть торговые объединения мирового масштаба - например, это ВТО. Также важна роль Конференции ООН по вопросам торговли и развития, таких объединений, как ГАТТ, или, например, Брюссельская конвенция по вопросам товарной номенклатуры. Активное международное взаимодействие правительств может предопределять некоторую унификацию национальной правовой базы, моделей выработки стандартов и норм в отношении производства товаров, подходов к выстраиванию политики тарифного регулирования на таможне.

Деятельность международных структур призвана прежде всего облегчать взаимопонимание стран, выстраивающих партнерские отношения. Чтобы, например, министерство тарифного регулирования и аналогичная ему структура в другом государстве использовали схожий понятийный аппарат для корректного составления договоров и определения путей совместного развития.

Национальный правовой аспект

В правовых системах большинства стран мира присутствуют также и национальные нормативно-правовые акты, касающиеся тарифного регулирования. Это могут быть как отдельные законы, в которых прописываются положения, отражающие процессы таможенной политики государства, так и самостоятельные кодексы, имеющие статус базовых правовых документов.

Возможен вариант, при котором национальное законодательство, касающееся таможенного регулирования, постепенно заменяется актами, принятыми на уровне международных коммуникаций. Так, например, до 2010 года в РФ действовал собственный Таможенный кодекс. Однако он был заменен соответствующим документом, действующим на уровне стран Таможенного союза - структуры, которая предшествовала ЕАЭС.

Сейчас Кодекс, который устанавливает правила и нормы торговли для России, Армении, Белоруссии и Казахстана, продолжает действие, однако есть сведения о том, что в 2016 году его сменит полностью обновленный документ. В нем, как предполагается, будут отражены положения, значительно упрощающие ведение торговли между участниками ЕАЭС.

Тарифное регулирование осуществляется с помощью классического инструмента внешнеторговой политики — таможенных пошлин и таможенных тарифов.

Таможенные пошлины - это государственные денежные сборы, взимаемые через таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимого через границу страны.

Таможенные пошлины, которые выполняют , могут быть импортными, экспортными и транзитными. Их ставки устанавливаются на национальном уровне.

Таможенный тариф - это систематизированные списки товаров, облагаемых таможенными пошлинами, с указанием величины их ставок.

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, которые группируют товары в зависимости от отрасли и степени обработки, причем каждому товару присваивается многозначный цифровой код в соответствии со стандартом международной торговой классификации ООН. Таможенный тариф имеет следующий вид: код товара, название товара, ставка таможенной пошлины.

Таможенные тарифы могут быть простые, одноколонные, и сложные, многоколонные. Одноколонный тариф - такой, при котором для однотипных товаров применяется одна ставка пошлины независимо от страны происхождения товара. Такой подход не позволяет государству регулировать товаропотоки из разных стран. Одноколонный таможенный тариф используется в наименее развитых странах. Многоколонный тариф - это тариф, при котором определены несколько ставок пошлин на каждую тарифную позицию в зависимости от страны происхождения товара. Чаще всего используется трехколонный тариф, предусматривающий максимальную, базовую и преференциальную (льготную или нулевую) ставки пошлины.

Таможенный тариф по своему содержанию носит экономический характер, предпочтение которому отдастся прежде всего в условиях рыночной экономики, предполагающей объективное установление соотношения внутренних и мировых цен. Различные ставки устанавливаются в зависимости от страны происхождения товара и от режима, предоставленного тому или иному государству.

Таможенный тариф в узком смысле представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым товарам, который систематизирован в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Однако в экономической литературе понятие таможенного тарифа часто используется в широком смысле — и как особый инструмент внешнеторговой политики, и как конкретная ставка таможенной пошлины. В дальнейшем изложении понятия «таможенная пошлина» и «таможенный тариф» будут использоваться как синонимы.

Существуют два основных вида таможенных пошлин: специфические и адвалорные. Специфические таможенные пошлины определяются в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема и т.д.). Внутренняя цена импортного товара () после обложения специфическим тарифом будет равна:

  • P im - цена, по которой товар импортируется (таможенная стоимость товара);
  • T s - ставка специфического тарифа.

Адвалорная таможенная пошита устанавливается в виде процента от таможенной стоимости товара. При применении адвалорного тарифа внутренняя цена импортного товара составит

T av - ставка адвалорного тарифа.

Таблица 8.2. Классификация таможенных пошлин

Таможенный тариф в узком смысле представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Однако в экономической литературе понятие таможенного тарифа часто используется в широком смысле-и как особый инструмент внешнеторговой политики, и как конкретная ставка таможенной пошлины. В дальнейшем изложении понятия «таможенная пошлина» и «таможенный тариф» мы будем использовать как синонимы.

Таможенный тариф на импорт

Наиболее распространенным видом ограничения является таможенная пошлина на импорт, представляющая собой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства.

Импортные таможенные тарифы действуют параллельно с внутренней налоговой системой, включая налоги на импорт, и оказывают влияние на уровень внутренних цен, формирование торговой структуры импорта, обеспечивают экономическую безопасность и защиту отдельных отраслей национальной экономики от иностранных конкурентов. Эффективная защита национального рынка зависит от ставки импортного таможенного тарифа.

Структура импортных таможенных тарифов для эффективной защиты внутреннего рынка строится на принципе тарифной эскалации. Под ней понимают повышение ставок пошлин по мере углубления процесса обработки товара, иными словами, на сырье действуют более низкие ставки пошлины, а на готовые изделия — наиболее высокие. Например, в США, Канаде, Японии средние ставки на текстиль составляют 9%, на готовую единицу из текстиля — 14%.

Что касается России, то ее система импортных пошлин включает три уровня: сырье; материалы и комплектующие изделия; полуфабрикаты и готовые изделия. Импортными пошлинами облагается почти весь импорт продуктов питания (ставки доходят до 30%), одежды из текстиля и кожи (до 35%), промышленной готовой продукции (до 30%). Самые низкие импортные пошлины приходятся на импорт сырья (0,5% его таможенной стоимости) и на полуфабрикаты (не более 10%). Отдельные виды импортных товаров (часть лекарственных препаратов, детское питание и некоторые другие) полностью освобождены от таможенных пошлин. Однако но сравнению с большинством развитых стран импортные пошлины в России в несколько раз превышают их средний уровень.

Экспортный тариф

Таможенный тариф, как правило, вводится для ограничения импорта в целях защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции. Однако иногда государство идет на ограничение экспорта. Введение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным тогда, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Конечно, государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета.

Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Промышленно развитые страны применяют их редко, а в США налогообложение экспорта вообще запрещено конституцией. Что касается России, то экспортные таможенные пошлины были введены в 1991 г. после отмены действовавших до этого экспортных налогов. В то время экспортные пошлины были введены на ряд экспортных товаров стратегического назначения (на некоторые виды топлива, черные и цветные металлы, авиатехнику, отдельные виды продовольствия, вооружения), составляющих более 50% российского экспорта. В середине 90-х годов этот список подвергся сокращению примерно в два раза и одновременно были резко сокращены ставки экспортных пошлин до 3-25% таможенной стоимости товаров.

Инструменты тарифного регулирования

Развитие таможенных тарифов в большинстве стран осуществляется двумя способами — увеличением номенклатуры товаров и установлением нескольких видов ставок по одним и тем же товарам. Первый способ известен как простой таможенный тариф . который предусматривает единый размер ставки для каждого товара определенной номенклатуры независимо от страны его происхождения.

Второй называют сложным таможенным тарифом. Он предполагает установление двух или более ставок по каждому товару, в зависимости от страны происхождения. В последнем случае наиболее высокая ставка такого тарифа считается автономной и называется генеральной , предполагая распространение ее на товары тех государств, с которыми не заключены торговые договоры и соглашения.

Более низкая — конвенционная , или минимальная, ставка применяется по отношению к товарам тех стран, которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Так, минимальные ставки в таможенном тарифе ЕС, установленные в рамках РНБ, применяются к товарам, ввозимым из стран — членов ВТО. а также из стран, подписавших с ЕС соглашение о данном режиме. Их размер составляет 25-70% автономных ставок, а средний уровень не превышает 6,4%. В ставках пошлин США и Японии этот разрыв еще больше.

В системе таможенно-тарифного регулирования существует такой инструмент, как тарифные преференции - сложные таможенные тарифы, предусматривающие наличие особо льготных (преференциальных) пошлин для конкретных стран, обычно при формировании замкнутых экономических союзов, режимов ассоциаций, а также в отношении развивающихся стран.

Преференциальные ставки пошлин имеют, по существу, нулевое значение, т.е. означают беспошлинный ввоз.

В большинстве стран размер базовой ставки пошлины относится к товарам из стран, которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Суть этого термина состоит в том, что государства на взаимной основе предоставляют друг другу те же условия внешнеторговых операций, которые применяются к третьим странам. Другими словами, это один из главных принципов международной торговли, означающий не льготные, а нормальные возможности для взаимной торговли. С тех государств, с которыми не заключены торговые соглашения, пошлина взимается в максимальном размере. Товары развивающихся стран (по списку ООН) облагаются преференциальными пошлинами, сниженными на 50%. Наконец, товары из наименее развитых стран (также по списку ООН) пошлинами не облагаются.

Благодаря деятельности и объединений (СТС, Европейской экономической комиссии, ВТО, Конференции ООН по торговле и развитию), а также на основе многосторонних международных соглашений — прежде всего ГАТТ и Брюссельской конвенции о товарной номенклатуре (1950 г.), а также Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) (1983 г.), национальные системы тарифного регулирования большинства стран имеют много общего, базируясь на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс международной торговли.

Для национального регулирования международной торговли большинство государств имеет специальное законодательство, основу которого составляют законы о таможенных тарифах и таможенные кодексы. Таможенный кодекс — это, как правило, стабильный правовой документ, действие которого распространяется на национальную таможенную систему и не связано с предметом международных переговоров.

Что касается таможенных тарифов, то они согласуются с международными правилами и периодически обсуждаются на международных встречах (раундах). Предметом обсуждения могут быть, в частности, перечень, условия и порядок применения таможенных тарифов, структура и уровень ставок экспортно-импортных пошлин.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 13 ок­тября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» государственная внешнеторговая политика осуществляется посред­ством таможенно-тарифного и нетарифного регу­лирования внешнеторговой деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование ввоза товаров. Под тарифным регули­рованием понимается комплекс мер (методов), основанных на использовании ценового фактора воздействия на внешнеторговый оборот. Система таможенно-тарифного регулирования включает применение ввозных таможенных пошлин, иных налогов, уплата которых является условием помещения ввозимых товаров под режим выпуска для свободного обращения.

Меры нетарифного регулирования представ­ляют собой ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств, установлен­ные исходя из соображений экономической по­литики РФ, выполнения международных обяза­тельств РФ, защиты экономической основы суверенитета РФ, защиты потребительского рын­ка в качестве ответной меры на дискриминаци­онные или другие ущемляющие интересы рос­сийских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основа­ниям в соответствии с федеральными закона­ми, иными нормативными правовыми актами РФ и международными договорами РФ. К ним относятся лицензирование, установление мини­мальных и максимальных цен, разрешительная система и другие меры, доводимые в установлен­ном порядке до таможенных органов РФ. Приня­тию защитных мер внутреннего рынка РФ долж­ны предшествовать расследования, проводимые Министерством торговли России, с предоставле­нием материалов таких расследований Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле. Примером косвенных защитных мер может служить установление Государственным таможенным комитетом России перечня пунктов пропуска на таможенной границе РФ, через которые только могут вводиться подакцизные товары, подлежащие маркировке, - алкогольные товары и табачные изделия. Другим примером косвенных защитных мер может служить сертификация соответст­вия ряда товаров стандартам безопасности и качества.

Меры таможенно-тарифного регулирования представляют собой сово­купность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуще­ствляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятель­ности. Таможенно-тарифные меры - это такие меры государственного воз­действия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на ис­пользовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым усло­вием ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза с этой террито­рии. Основной принцип таможенно-тарифного регулирования - это прин­цип одностороннего установления государством таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно-тарифных отношений заключать ка­кие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других ас­пектов уплаты пошлины.

Использование таможенно-тарифных мер осуществляется таможенными органами при проведении ими таможенного оформления товаров и в процес­се таможенного контроля за их перемещением через таможенную границу России.

Ключевым элементом тарифных мер регулирования является таможенный тариф. Слово «тариф» арабского происхождения, означает «перечень», «ре­естр». Понятие «таможенный тариф» имеет два значения. Чаще всего оно упо­требляется в смысле «документ, содержащий систематизированный перечень ставок таможенных пошлин». В соответствии с постановлением Правительст­ва РФ от 22 февраля 2000 г. (в ред. от 16 марта 2000 г.) «О Таможенном тарифе - своде ставок ввозных таможенных пошлин и Товарной номенклатуре, при­меняемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» Таможен­ный тариф РФ - свод ставок ввозных таможенных пошлин, систематизиро­ванных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ, основанной на Гармонизированной системе описания и ко­дирования товаров (разработанной международной организацией - Советом таможенного сотрудничества) и Товарной номенклатуре внешнеэкономичес­кой деятельности Содружества Независимых Государств. Таможенный тариф содержит детализированные названия товаров, облагаемых таможенными по­шлинами, а также перечень товаров, пропускаемых беспошлинно. Против каждого из подлежащих таможенному обложению товаров в Таможенном та­рифе указывается ставка таможенной пошлины с указанием ее метода исчис­ления. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ является основой системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования Таможенного тарифа РФ, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной ста­тистики.

Однако в ряде случаев понятие «Таможенный тариф» используется имен­но в смысле самой «таможенной пошлины», «ставки таможенной пошлины». Именно в последнем смысле термин «таможенный тариф» используется в на­шей работе.

Развитие таможенных тарифов проходило в двух направлениях. Во-пер­вых, росло число товаров, облагаемых пошлинами, а, во-вторых, - по каждо­му товару устанавливалась не одна, а несколько ставок пошлин различной ве­личины, применявшихся к товарам, происходящим из разных стран.

В этой связи различают два типа таможенных тарифов: простой и слож­ный.

Простой (одноколонный) таможенный тариф предусматривает для каж­дого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зави­симости от страны происхождения товара. Такой тариф не обеспечивает до­статочной" маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкуренции на мировом рынке. Он не предусматривает дискриминационных или льготных пошлин и сравни­тельно мало распространен (Мексика, Боливия и др.)

Сложный (многоколонный) таможенный тариф по каждому товару уста­навливает две или большее число ставок таможенных пошлин. Сложный та­моженный тариф в значительно большей степени, чем простой, приспособ­лен к конкурентной борьбе на мировом рынке. Значение его в том, что он позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более вы­сокими пошлинами или предоставлять льготы другим, привязывая их таким образом к своему рынку. Иначе говоря, он дает возможность государству проводить дифференцированную таможенную политику.

Современные таможенные тарифы включают в себя тысячи наименова­ний товаров. Общее число товарных позиций в таможенных тарифах разви­тых государств достигает двух-трех тысяч. Кроме того, каждая товарная по­зиция содержит или может содержать более мелкие подпозиции. Это является следствием тенденции к увеличению числа товаров, облагаемых та­моженными пошлинами.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. основными конкретными целями таможенного тарифа являются:

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, ва­лютных доходов и расходов на ее территории;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производ­ства и потребления товаров в стране;
  • защита экономики от неблагоприятного воздействия иностранной кон­куренции;
  • обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику.

Одной из целей таможенного регулирования и контроля над перемеще­нием товаров за границу является получение государством доходов от экс­порта и импорта, доля которых в государственном бюджете является значи­тельной. Получение соответствующих средств обеспечивается путем взимания таможенных пошлин, налогов, сборов и других платежей. Таким образом, таможенно-тарифное регулирование реализуется с помощью тамо­женных платежей, выполняя тем самым роль ценообразующего фактора и инструмента торговой политики, а также источника пополнения доходов фе­дерального бюджета.

Порядок применения ввозных (импортных) пошлин регламентируется пре­жде всего Законом РФ "О таможенном тарифе", принятом 21 мая 1993 года. Ввозные таможенные пошлины являются традиционным и по-прежнему одним из наиболее эффективных способов регулирования внешнеэкономической дея­тельности.

В России до 15 января 1992 года в отношении ввозимых на ее территорию товаров формально действовал Таможенный тариф СССР, утвержденный поста­новлением Совета Министров СССР от 27 апреля 1981 года №394. 15 января 1992 года постановлением Правительства РФ № 32 "О таможенных пошлинах на импортные товары" союзный таможенный тариф был отменен и введен режим беспошлинного ввоза товаров "в целях создания условий для насыщения потре­бительского рынка". Однако полная свобода ввоза вместо того, чтобы содейст­вовать стабилизации экономической ситуации, создала дополнительные трудно­сти для российской экономики. Поэтому указом Президента РФ от 14 июня 1992 года № 630 в России был введен Временный импортный таможенный тариф. В марте 1993 года также указом Президента РФ он был заменен на Импортный таможенный тариф Российской Федерации14, в который в последующем вноси­лись различные изменения и дополнения (в отношении номенклатуры товаров, ставок таможенных пошлин и т.д.).

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1994 года №196 "Об утверждении ставок ввозных таможенных по­шлин"15 практически полностью были пересмотрены применявшиеся до этого ввозные таможенные пошлины. Однако импортный таможенный тариф, утвер­жденный данным постановлением, практически сразу обнаружил свое несовер­шенство. Уже через месяц в него были внесены первые изменения, а за год его применения Правительство РФ выпустило восемь постановлений, корректи­рующих величину ставок ввозных таможенных пошлин. В этом контексте пред­ставляется закономерным принятие Правительством РФ постановления от 28 февраля 1995 года № 190 "О принципах рационального импортного таможен­ного тарифа"16. Данным постановлением было признано целесообразным уста­новить максимальные ставки ввозных таможенных пошлин в размере 30 процен­тов таможенной стоимости товаров (за исключением предметов роскоши, табач­ных изделий, алкогольных напитков, оружия), а также устанавливать в отноше­нии всех облагаемых ввозными таможенными пошлинами товаров минимальный уровень ставки в размере 5 процентов. Кроме того, постановлением предусмат­ривалось сокращение доли не облагаемых пошлинами товаров на 45-50 процен­тов к концу 1995 года. Предполагается, что в 1998 году средневзвешенная ставка импортного тарифа составит 80 процентов от уровня 1995 года, а в 2000 году-70 процентов.

С учетом положений вышеназванного постановления и накопленного опыта применения импортного тарифа 6 мая 1995 года было принято постанов­ление Правительства РФ № 454 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин", которым был одобрен действующий в настоящее время Импортный таможенный тариф России. На основе данного постановления был издан соот­ветствующий приказ ГТК от 18 мая 1995 года № 330.

В постановлении Правительства РФ № 454 были утверждены новые базо­вые ставки ввозных таможенных пошлин, при этом перечень облагаемых това­ров, по сравнению с ранее действовавшим тарифом, был расширен, главным об­разом из-за установления различных ставок для товаров, относящихся к одной и той же группе в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Порядок применения ставок таможенных пошлин остался прежним.

Базовые ставки ввозных пошлин применяются в отношении товаров, про­исходящих из государств, которым Россия предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации в торгово-экономических отношениях.

Базовые ставки ввозных таможенных пошлин уменьшаются в два раза в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации. В отношении товаров, происходя­щих из наименее развитых стран - пользователей схемой преференций Россий­ской Федерации, базовые ставки не применяются вовсе.

Наконец, они увеличиваются в два раза в отношении товаров, происходя­щих из стран, которым Россия не предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации, и товаров, страна происхождения которых не установлена.

Списки стран, которым предоставляются названные выше тарифные пре­ференции, утверждены постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1057 "Об утверждении перечня стран - пользователей схемой пре­ференций Российской Федерации и списка товаров, на которые при импорте на территорию Российской Федерации преференциальный режим не распространя­ется". Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из разви­вающихся и наименее развитых стран, применялись и до принятия данного по­становления. Новым является то, что впервые была установлена связь между та­рифными льготами и товарной номенклатурой ввоза из стран - пользователей схемой преференций. В приложении к указанному постановлению дан список то­варов, на которые тарифные преференции не распространяются. В него вошли многие виды товаров, при ввозе которых в Россию требуется представление под­тверждения их соответствия российским стандартам и нормам качества.

Говоря о применении таможенных пошлин к ввозимым в Россию товарам, нельзя обойти проблему предоставления льгот в данной сфере. В последнее время в соответствии с принятыми Президентом РФ решениями произошло зна­чительное сокращение ранее предоставленных льгот по уплате ввозных пошлин. В основном эти льготы (в различных формах) были предоставлены в индивиду­альном порядке отдельным предприятиям и организациям, что в принципе про­тиворечит основам таможенного и налогового законодательства. Поэтому их отмена должна рассматриваться не как ужесточение режима внешнеэкономиче­ского регулирования, а как одно из направлений наведения порядка в данной сфере государственного управления. В этой связи следует отметить указ Прези­дента РФ от 30 ноября 1995 года № 1199 "О таможенных льготах", в соответст­вии с которым принятие федеральными органами исполнительной власти реше­ний о продлении сроков действия льгот по уплате таможенных платежей и вы­плате дополнительных компенсаций признано недопустимым. Помимо подоб­ных льгот неправового характера, в настоящее время действуют тарифные льготы, имеющие вполне легальное основание. Общий порядок предоставления тарифных льгот, а также товары, в отношении которых они могут применяться, установлены Законом РФ "О таможенном тарифе" (ст. 34-37).

Например, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при ввозе в Рос­сийскую Федерацию товары и имущество, ввозимые в качестве вклада в устав­ной капитал предприятия с иностранными инвестициями в течение одного года с момента его регистрации. Другой пример: в соответствии с указом Президента РФ от 25 января 1995 года № 73 "О дополнительных мерах по привлечению ино­странных инвестиций в отрасли материального производства Российской Феде­рации" иностранные инвесторы могут при соблюдении оговоренных в этом указе условий ввозить в Россию в течение пяти лет товары (кроме табачных изделий и алкогольных напитков) по ставкам ввозных таможенных пошлин, уменьшенным в два раза.

В соответствии с двухсторонними соглашениями о свободной торговле, за­ключенными между Россией и большинством государств - бывших республик в составе СССР, товары, происходящие из этих государств и ввозимые на тамо­женную территорию России, ввозными таможенными пошлинами не облагаются.

В отношении товаров, помещаемых под режим выпуска для свободного об­ращения, действующим законодательством предусматривается уплата не только ввозных таможенных пошлин, но и иных налогов. В соответствии с Законом РФ от 22 декабря 1992 года "О внесении изменений и дополнений в отдельные за­коны Российской Федерации о налогах" был установлен порядок уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию России. Указанный порядок был конкретизирован в Инструкции, принятой ГТК и ГНС РФ 30 января 1993 года (соответственно №01-20/741 и №16).

В качестве основных положений, касающихся порядка обложения НДС и j акцизами ввозимых в Россию товаров, можно отметить следующие:

  • уплата указанных налогов осуществляется одновременно с уплатой других таможенных платежей (до или в момент принятия ГТД к таможенному оформлению);льготы по уплате НДС, а также акцизов по подакцизным товарам
  • уста­навливаются в соответствующих законодательных актах РФ (например, льготы по уплате НДС перечислены в Законе РФ "О налоге на добавленную стои­мость");товары, происходящие с территории государств - участников СНГ, при
  • ввозе на российскую таможенную территорию НДС и акцизами не облагаются (в отношении некоторых подакцизных товаров установлены дополнительные требования).

В отношении ввозимых товаров применяются такие же ставки НДС, что и в отношении отечественных товаров: единая ставка в размере 20 процентов, а по продовольственным товарам, товарам для детей и некоторым другим товарами, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года № 659, применяется ставка в размере 10 процентов. Номенклатура то­варов, облагаемых акцизами при их ввозе на таможенную территорию России, и ставки акцизов определяются Правительством РФ. Можно отметить, что до 1 августа 1994 года налогооблагаемой базой при уплате акцизов с ввозимых то­варов была только их таможенная стоимость. С 1 августа 1994 года в соответст­вии с постановлением Правительства РФ от 18 июля 1994 года № 863 в отноше­нии некоторых товаров были введены ставки акцизов в ЭКЮ за единицу товара, (например, за сигареты - за 1000 шт.).

Кроме того, в отношении подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию России в соответствии с режимом выпуска для свободного обращения, применяются специальные меры контроля. Так, приказом ГТК от22 декабря 1993 года № 549 было установлено обязательное внесение на депозит таможенного органа причитающихся таможенных платежей при ввозе в Россию подакцизных товаров. Позднее ГТК совместно с ГНС РФ утвердил Временную инструкцию о порядке маркировки отдельных видов подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, которая введена в действие приказом ГТК от 13 июля 1994 года № 357. Инструкцией установлен порядок маркировки подакцизных товаров, приобретения и вывоза марок ак­цизного сбора, исчисления и уплаты таможенных платежей в отношении това­ров, маркированных маркой акцизного сбора. Кроме того, установлено, что ввоз подакцизных товаров на территорию России может быть осуществлен только через пункты пропуска и таможенные посты, перечень которых утвержден при­казом ГТК от 13 января 1995 года № 19. В соответствии с указанием ГТК от 10 января 1994 года №01-12/19 "О временном порядке предоставления льгот по уплате таможенных платежей в отношении подакцизных товаров, происходящих с территории стран - бывших субъектов Союза ССР" определены требования, при соблюдении которых в отношении подакцизных товаров из бывших респуб­лик СССР, с которыми у России есть соглашения о свободной торговле, предос­тавляются указанные льготы. В соответствии с этими требованиями:

  • таможенному органу должен быть предоставлен сертификат происхож­дения товаров;
  • подакцизный товар должен быть приобретен у предприятия или иного лица, зарегистрированного в установленном порядке в стране происхождения ввозимых товаров;
  • товар должен быть поставлен (отгружен) в Россию непосредственно из страны его происхождения.

Указанием ГТК от 26 августа 1994 года №01-12/926 "О некоторых вопро­сах применения таможенного режима выпуска для свободного обращения" раз­решено помещать под режим выпуска для свободного обращения ввозимые на таможенную территорию России товары российского происхождения, вывезен­ные ранее с этой территории в соответствии с режимом экспорта. В случае та­кого ввоза подлежит уплате ввозная таможенная пошлина по ставкам, приме­няемым в отношении товаров, происходящих из государств, которым Российская Федерация предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации в торгово-политических отношениях.

Товары российского происхождения, вывезенные до 31 декабря 1991 года на территории государств - бывших республик СССР и ввозимые обратно в Рос­сию из этих государств в соответствии с режимом выпуска для свободного об­ращения, освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами при условии, что они не использовались в производственных или иных коммер­ческих целях за пределами территории бывшего СССР и это подтверждено "способом, не вызывающим