Организационно-правовая система управления
Основные институты административного права, рассмотренные в первой части настоящего пособия, призваны обеспечивать реализацию задач и функций российского государства в сфере исполнительной власти.
Для того чтобы эта ветвь государственной власти функционировала эффективно, необходима определенная организационно-правовая система управления. Понятие системы управления включает в себя систему и структуру субъектов государственно-управленческой деятельности, их функции и полномочия, подчиненность друг другу и взаимосвязи, порядок создания и кадрового обеспечения, формы и методы их работы и другие элементы, характеризующие механизм исполнительной власти.
Правовые основы организации государственного управления (реализации исполнительной власти) закреплены в Конституции страны, Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»*, Федеральных законах от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»**, от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»***, ряде указов Президента и постановлений Правительства, а также в конституциях (уставах) и законах субъектов Федерации. Практическая реализация требований этих нормативных правовых актов составляет важнейшую и наиболее объемную часть работы органов исполнительной власти.
* СЗ РФ. 1997. №51. Ст. 5712.
** СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3176.
*** СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
В законодательстве (и прежде всего в названных нормативных правовых актах) для раскрытия сущности организации государственного управления используются термины «система» и «структура» органов) исполнительной власти.
В соответствии с Конституцией России (ст. 77) в пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Единство этой системы выражается в единстве целей государственно-управленческой деятельности вертикали указанных органов, а также в том, что взаимодействие между федеральными и региональными субъектами управления осуществляется на основе разделения компетенции и применения единых принципов реализации полномочий. Претворение в жизнь полномочий предполагает сочетание четкой дисциплины с отношениями партнерства и уважения конституционных прав каждого уровня исполнительной власти.
Под структурой федеральных органов исполнительной власти, как это следует, например, из Указа Президента от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»*, понимается их состав и деление по основным направлениям деятельности и организационно-правовым формам (27 федеральных министерств, 10 государственных комитетов и т.д.). Примерная структура органов краевой, областной администрации определена постановлением Правительства от 27 мая 1993 г.**
Под здравоохранением понимается совокупность государственных и общественных мероприятий чисто медицинского характера: предоставление медицинской помощи и лекарственных средств, лечение и отдых в здравницах. Сюда же относятся меры общего характера: повышение материального благосостояния, оздоровление окружающей среды и т.п. меры, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья людей, поддержание их долголетней активной жизни, предоставление им медицинской помощи в случае утраты здоровья.
В Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан, принятых 22 июля 1993 г.*, определены организационные начала государственного, муниципального и частного здравоохранения, решаются вопросы его финансирования; содержится раздел о правах граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья и медико-социальной помощи, медицинской экспертизы; выделены разделы о правовой и социальной защите медицинских и фармацевтических работников, об ответственности за причинение вреда здоровью граждан, за сохранение врачебной тайны и т.д.
* Ведомости РФ. 1993. № 33. Ст. 1318; СЗ РФ. 1999. № 51. Ст. 6289.
Важное значение для организации работы органов управления и медицинских организаций имеет одобренная Правительством 5 ноября 1997 г. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации*. Она имеет своей целью сохранение и улучшение здоровья людей, а также сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения.
* СЗ РФ. 1997. №46. Ст. 5312.
Медицина переходит на платное обслуживание, создается платная медицина, в которую включаются частные лечебно-профилактические учреждения и аптеки, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой. Постановлением Правительства от 13 января 1996 г. утверждены Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями*.
* СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 194.
Государственные и муниципальные учреждения оказывают медицинские услуги населению по специальному разрешению (лицензии) соответствующего органа управления здравоохранением.
Другое новое направление в области здравоохранения - оказание медицинской помощи на основании медицинского страхования граждан, осуществляемого в соответствии с Законом РСФСР от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в РСФСР»*. Цель медицинского страхования - сохранение и укрепление здоровья населения, создание экономической ответственности и заинтересованности в этом граждан, а также предприятий, учреждений, организаций, гарантирование гражданам квалифицированной помощи за счет накопленных средств и финансирования профилактических мероприятий. Медицинское страхование осуществляется на обязательной или добровольной основе.
* Ведомости РСФСР. 1991. № 27. Ст. 920.
Обязательное страхование является всеобщим и реализуется соответственно программам, гарантирующим установленный объем и условия оказания медицинской помощи. Добровольное страхование осуществляется на основе программ добровольного страхования и обеспечивает дополнительные медицинские услуги.
Для организации управления здравоохранением характерно отсутствие единой системы органов управления. Управление в этой области осуществляют Министерство здравоохранения, Министерство по физической культуре, спорту и туризму, а также другие федеральные органы исполнительной власти (министерства обороны, внутренних дел, транспорта и др.). Участие в управлении здравоохранением принимают и другие государственные, а также общественные организации: профсоюзы, общество Красного Креста и Красного Полумесяца и др.
В субъектах Федерации управление осуществляют министерства, департаменты, главные управления, отделы здравоохранения и др.
Управляемыми объектами являются поликлиники, диспансеры, больницы, родильные дома, аптеки, консультации, санитарно-эпидемиологические центры и станции, станции скорой медицинской помощи, судебно-медицинские и другие учреждения. Они подразделяются на государственные, муниципальные и частные. В свою очередь, государственные учреждения могут быть федеральными или субъектов Федерации.
Деятельность медицинских учреждений и органов управления ими, к сожалению, не обеспечивает желаемого состояния здоровья населения России. Важнейший показатель - естественная убыль (смертность) превышает рождаемость почти на миллион человек в год. Средняя продолжительность жизни российских мужчин меньше пенсионного возраста. Число здоровых школьников в стране резко сокращается. Лекарства и услуги платной медицины дороги.
Государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, включая регулирование цен на лекарственные средства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 июня 1998 г. «О лекарственных средствах» (с дополнениями от 2 января 2000 г.)*.
* СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3006; 2000. № 2. Ст. 126.
Учитывая, что в сложившихся экономических условиях наблюдается существенный рост цен на лекарственные средства и осложняется обеспечение ими населения и учреждений здравоохранения, Правительством принято 29 марта 1999 г. постановление «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства»*. Постановление утвердило Порядок государственной регистрации отпускных цен производителей и установления оптовых и розничных надбавок к отпускным ценам производителей на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
* СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1724.
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Поэтому постановлением Правительства от 10 августа 1998 г. одобрена Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года*. Положения этой Концепции должны учитываться федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации при разработке и осуществлении социально-экономической политики.
* СЗ РФ. 1998. № 34. Ст. 4083.
Важное значение в этой области имеет также Федеральный закон от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов»*. Кроме общих требований к качеству и безопасности пищевых продуктов для здоровья человека, которые устанавливаются соответствующими государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами, законом определены полномочия государственных органов и органов самоуправления по утверждению этих нормативных и технических документов, осуществлению государственного контроля и надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, а также предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность физических и юридических лиц за нарушение данного закона. Цель правового регулирования отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов - создание реальных гарантий и обоснованной уверенности населения в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
* СЗ РФ. 2000. №2. Ст. 150.
Организация управления здравоохранением, физкультурой и туризмом представлена на схеме 34.
Промышленность - добывающая и перерабатывающая - всегда являлась ведущей и определяющей сферой экономических интересов государства, ибо именно промышленный комплекс призван обеспечивать самые разнообразные общественные и индивидуальные потребности в соответствующей продукции. Особое значение в силу этого приобретают проблемы организации управления промышленным производством в условиях перехода к рыночным отношениям. Этим целям посвящен законодательный и иной нормативно-правовой материал последних лет, на основе которого строится действующая система государственного управления промышленностью.
Имеются в виду в первую очередь Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»*, Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий на товарных рынках»**и т.д.
__________________
*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 16. Ст. 499; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 22. Ст. 1977.
**Там же. 1991. №27.Ст.927
Конституция Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации управление федеральной государственной собственностью; установление основ федеральной политики и федеральных программ экономического (включая промышленное) развития; установление правовых основ единого рынка; федеральные энергетические системы, ядерную энергетику, оборонное производство. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относится разграничение государственной собственности (в сфере промышленного производства). Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 71-73 Конституции Российской Федерации).
Соответственно Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью в сфере промышленного производства (ст. 114 Конституции Российской Федерации). Оно, в частности, учреждает государственные промышленные корпорации, концерны, акционерные общества, утверждает их уставы и формирует руководство ими, определяет первоначальный состав советов директоров, особенности приватизации государственных предприятий, организует управление казенными (государственными) промышленными предприятиями, решает вопросы конверсии государственных предприятий и т.д. Оно ведает вопросами промышленной политики, реформы предприятий, развития малого и среднего предпринимательства, координирует реформирование промышленности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации решают широкий комплекс вопросов, относящихся к регулированию деятельности промышленных объектов, отнесенных к их собственности, тесно взаимодействуя при этом с федеральными органами исполнительной власти.
Вместе с тем функционируют специализированные органы исполнительной власти, осуществляющие функции государственного управления соответствующими отраслями промышленного производства как на федеральном, так и на региональном (территориальном) уровнях.
Управляющее воздействие со стороны государства на промышленность и ее отрасли все в большей степени приобретает характер общего регулирования. Сфера полномочий непосредственного управления (распорядительство) соответственно резко сокращена. Даже в отношении объектов военно-промышленного комплекса (ВПК) государство в значительной мере действует не как собственник-монополист, а скорее в качестве контрольно-надзорной инстанции; оно определяет основы федеральной политики развития соответствующих отраслей и контролирует ее реализацию. Соответственно главное в механизме государственного управления промышленностью сейчас заключается в регулировании, координации и контроле (надзоре) по наиболее принципиальным вопросам развития отечественного промышленного производства в его государственной, муниципальной, акционерной и частно-предпринимательской формах. При этом следует учитывать, что широкомасштабная приватизация фактически привела к тому, что в промышленности частный (акционерный) сектор стал преобладающим.
Органы и учреждения юстиции, осуществляя свою исполнительно-распорядительную деятельность, решают ответственные задачи по обеспечению законности и правопорядка в стране, повышению эффективности правоохранительной деятельности органов исполнительной власти, защите доступными им средствами конституционных прав и свобод граждан, прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, по реализации конституционного принципа построения в России правового государства.
Государственное управление в области юстиции до недавнего времени заключалось в основном в организационном обеспечении функционирования судов, государственного нотариата, органов записи гражданского состояния, судебно-экспертных учреждений, регулировании деятельности юридической службы и сотрудничества с организациями адвокатов (защитников).
Постановлением Правительства от 7 октября 1996 г. утверждена Концепция реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации*. В ней предусмотрены существенные изменения в направлениях деятельности органов и учреждений юстиции с учетом возложенных на них новых задач.
* СЗ РФ. 1996. № 42. Ст. 4806.
В соответствии с Концепцией суды всех юрисдикции объединены в Судебном департаменте при Верховном Суде РФ, что соответствует принципу независимости судебной власти. Согласно Федеральному закону от 8 января 1998 г.*, этот департамент является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.
* СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 223.
Судебный департамент, а также его управления (отделы) в субъектах Федерации и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Федеральным законом от 8 января 1998 г. определены полномочия, структура и основы организации деятельности Судебного департамента. Он выполняет разнообразные управленческие функции, в частности: разрабатывает и представляет в Правительство предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судов; изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании; определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов; ведет судебную статистику; рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции и т.д.
Таким образом, согласно названной Концепции, суды всех юрисдикций перешли из ведения органов государственного управления юстицией в ведение Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Одновременно уголовно-исполнительная система (места лишения свободы) была выведена из системы Министерства внутренних дел РФ и передана в ведение органов юстиции.
В целях совершенствования системы исполнения уголовных наказаний в Российской Федерации и в соответствии с рекомендациями Комитета Министров Совета Европы о единых европейских пенитенциарных правилах Указом Президента от 8 октября 1997 г.* было предусмотрено поэтапное реформирование уголовно-исполнительной системы МВД России в указанном направлении. В механизм управления юстицией включена также система, обеспечивающая проведение единой государственной политики в области регистрации недвижимости. Такая деятельность осуществляется на основе федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»**. Законом предусмотрено, что для реализации его требований субъектами Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством, создаются учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
* СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 4683;
** СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.
Примерное положение о таком учреждении утверждено постановлением Правительства от 6 марта 1998 г.* Оно может создавать в пределах регистрационного округа свои филиалы. Территория, на которой филиалом учреждения юстиции осуществляется государственная регистрация прав, определяются учреждением юстиции по согласованию с органом государственной власти субъекта РФ.
* СЗ РФ. 1998. № 11. Ст. 1291.
Постановлением Правительства от 18 февраля 1998 г. утверждены Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним*. А постановлением Правительства от 5 сентября 1998 г.** Государственная регистрационная палата, находившаяся при Министерстве экономики, передана в ведение Минюста России.
* СЗ РФ. 1998. № 8. Ст. 963.
** СЗ РФ. 1998. № 37. Ст. 4616.
Принципиальное значение имеет также создание в системе управления юстицией Службы судебных приставов, организация и деятельность которой регулируются Федеральными законами от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве»*. Это единая вертикальная, общегосударственная, самоокупаемая структура, имеющая на сегодняшний день более 23 тыс. сотрудников**. Они призваны в принудительном порядке исполнять решения судов различных юрисдикций, а также выполнять новую функцию - обеспечивать порядок в судах и безопасность участников процессов. Кроме того, с 1 января 2000 г. на Службу возложена обязанность взыскивать недоимки по налогам и сборам по постановлению органов налоговой полиции. Это миллиардные суммы.
* СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590, 3591.
Таким образом, происшедшие за последние годы изменения в системе государственного управления Российской Федерации потребовали серьезной реорганизации работы органов и учреждений юстиции. Федеральные законы «О судебных приставах», «Об исполнительном производстве», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Указ Президента «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» дают органам юстиции реальные рычаги власти.
Кроме того, постановлением Правительства от 4 июня 1999 г. установлено, что заместитель Министра юстиции РФ является полномочным представителем Правительства в Федеральное Собрании и Конституционном Суде РФ и для выполнения этой роли наделен соответствующими полномочиями.
Организация управления в области юстиции представлена на схеме 41.