Мотивация сотрудниковмотивационная составляющая в трудовом процессе. Формирование мотивационной системы управления персоналом

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Киселева Ольга Владимировна. Мотивация развития качественных характеристик рабочей силы в условиях трансформационной экономики: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01: Казань, 2001 159 c. РГБ ОД, 61:02-8/418-6

Введение

1. Теоретико-методологические основы исследования качества труда 11

1.2. Структура качества труда 29

1.3. Факторы качества труда 56

2. Мотивационный механизм развития качества рабочей силы 71

2.1. Качественные характеристики рабочей силы и их трансформация в новых экономических условиях 71

2.2. Мотивация труда и ее влияние на качество рабочей силы 102

2.3. Соотношение качества труда и качества рабочей силы 122

Заключение 140

Приложения 143

Литература 149

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В условиях перехода к рыночным отношениям трансформируется понимание многих экономических процессов и явлений. Очевидно, что сегодня, как никогда раньше, среди важнейших проблем реформирования экономики следует выделить качество труда и наиболее полную реализацию человеческого фактора посредством последнего, так как значение места и роли работника относительно техники и технологии представляется превалирующим. Совокупность качеств работника, делающая его субъектом трудовых отношений, может быть определена как качественная характеристика работника. От того, насколько полно раскрыт творческий, интеллектуальный потенциал во многом зависит не только эффективность деятельности предприятия, но и судьба реформ в целом. Люди, их опыт и знания есть решающая предпосылка формирования стратегии выживания фирмы в жестких условиях рынка. Эта тенденция становится устойчивее по мере перехода экономики от индустриального к информационному уровню развития, где качественные характеристики рабочей силы - приоритетная составляющая бизнеса.

Современный этап развития отражает процесс трансформации индивидуальных качеств человека в реальную производительную силу общества, когда дальнейшая эволюция средств производства и применяемых технологий становится возможной при условии реализации творческого потенциала работников. В свою очередь, он может быть реализован при наличии заданных свойств, которыми определяются и качество рабочей силы и тенденция к его перманентному развитию.

Очевидно, что ставка на технократизм оказалась несостоятельной, недоучет значимости человеческого фактора привел к снижению качества труда и продукции. Напротив, технологический рывок обусловил изменение предъявляемых к рабочей силе требований. Развитие самого человека в ходе научно-технической революции приобрело новые черты, сформировав иную сие-

тему ценностей и потребностей, с адекватным мотивационным механизмом, где совокупность мотивов определяет не столько принятие решения «трудиться или не трудиться», сколько как это осуществить, что делает закономерным переход к антропоцентризму.

Существенные преобразования в производственных отношениях, прежде всего, в отношениях собственности, обусловливают трансформацию качественных характеристик рабочей силы. Значительный интерес в свете данной проблематики представляют процессы формирования и развития новых свойств рабочей силы, занятой на российском рынке труда, где одним из главных является мотивация ее развития в условиях реформируемой экономики. Высокое качество рабочей силы не может быть самоцелью, оно значимо как условие и предпосылка реализации аналогично высокого качества труда, что в совокупности определило актуальность осуществляемого исследования.

Масштабные преобразования последних лет нашли свое неоднозначное выражение в изменении трудовых отношений. Преобразования в этой сфере, развитие качественных характеристик рабочей силы, и повышение качества труда на этой основе - одно из главных условий эффективности реформ.

Степень изученности. Теоретические и методологические исследования основ концепции качества труда были осуществлены значительно раньше исследований, предметом которых стали качественные характеристики рабочей силы. Уже в работах классиков экономической науки У.Петтти, А.Смита, Д.Рикардо, Дж.Ст.Милля, К.Маркса содержаться отдельные упоминания о качестве труда, как правило, в рамках теории трудовой стоимости.

В советский период, начиная с 30-х годов, проблема качества труда была предметом широких научных дискуссий, интенсивность которых существенно варьировалась. Сначала сложились распределительные концепции, что закономерно, так как качество труда исследовалось в связи с необходимостью решить задачу социально справедливого распределения (А.Аганбегян, А.Вейхер, Я.Гомберг, Е.Капустин, К.Куровский, Э.Лутохина и др.)

Позднее, к 80-м годам, когда убедительнее зазвучал производственный мотив, а качество труда стало трактоваться как общеэкономическая категория, определяемая господствующими производственными отношениями, сложились концепции единства производительных сил и производственных отношений (А.Ахмедуев, Б.Белкин, Е.Евсеенко, И.Корогодин).

Системный подход способствовал постановке и пониманию новых проблем. Анализ факторов, оказывающих влияние извне на качество труда, показал, что детерминантой внешнего воздействия на него выступает качество рабочей силы. Самостоятельная «жизнь» этой категории началась в 70-80-х годах. Объяснение этому можно дать, зная, что предшествующий период развития был ознаменован нивелированием роли человека, признанием ее вторичности, производности.

Именно в этот период стали активно разрабатываться вопросы совершенствования качества рабочей силы. Большой вклад в их решение внесли А.Автономов, А.Анчишкин, Е.Белкин, Б.Бреев, И.Бушмарин, Ю.Васильчук, Э.Вильховченко, Н.Гаузнер, Н.Гвоздева, В.Гойло, Е.Громов, Ю.Дмитриев, А.Добрынин, Р.Капелюшников, М.Кирпичников, В.Марцинкевич, П.Олдак, М.Скаржинский, Л.Спектор, В.Супян.

Значительный вклад в разработку этих проблем внесли представители казанской научной школы Ф.Хамидуллин, Р.Нугаев, К.Азизов, Р.Мазитова, Е.Смирнова.

Основные категории, подвергнутые этими учеными детальному анализу с той или иной спецификой в зависимости от цели исследования - «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «личный фактор», «человеческий фактор».

Но при множественности исследований не было выработано единого понимания их содержания, наблюдается широкий плюрализм мнений.

Развитие качественных характеристик работников - процесс неоднозначный. Он не задан автоматически, априорно и нуждается в регулировании со стороны многих субъектов - государства, фирмы, самого человека. Многофакторное, сложно структурированное, состоящее из нескольких уровней воздействие на работника приобретает форму мотивации, без изучения и знания которой крайне затруднительным представляется получение ожидаемого экономического эффекта.

Определенный вклад в изучение систем мотивации трудовой деятельности внесли зарубежные ученые. Это В.Альдерфер, Ф.Герцберг, Д.Мак Грегор, А.Маслоу, Ф.Тейлор, Г.Форд. Каждый из них был автором оригинальных теорий.

В нашей стране эти вопросы тоже были предметом научных изысканий, но не имели широкого практического применения. Наиболее известными стали концепции Л.С.Выготского и Б.Н.Сухаревского.

Очевидно, что, профессионально используя богатый теоретический и эмпирический опыт мотивационного воздействия на развитие индивида, можно решить одну из ключевых задач нынешнего этапа реформ - изменение качества труда, что найдет свое отражение в увеличении сложности и интенсивности, материализуясь в повышении производительности труда, эффективности производства, качестве продукции, экономии ресурсов и т.д.

В отечественной экономической науке недостаточно внимания уделялось системному анализу качества труда и качества рабочей силы, а работ, посвященных их взаимовлиянию через мотивационное воздействие практически нет. Научная и практическая значимость, нерешенность проблемы мотивации развития качества рабочей силы в условиях переходной экономики и обусловили выбор темы исследования. Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является:

Анализ мотивации развития качества рабочей силы и исследование его
с новых методологических позиций;

Выявление взаимовлияния качества рабочей силы и качества труда.
В соответствии с заявленной целью поставлены следующие задачи:

раскрыть и обосновать сущность категории «качество труда», для чего выявить его характер, содержание и функции;

проанализировать структуру качества труда, дать характеристику его конституирующим признакам;

выделить совокупность научно-технических, социально-экономических, организационных факторов, оказывающих экзогенное влияние на качество труда;

исследовать структуру и содержание категории «качество рабочей силы», обосновать ее авторское определение на основе анализа элементов, его составляющих;

осуществить анализ мотивационной сферы работника как одного из системообразующих элементов качества рабочей силы, выявить уровни внешнего влияния на ее формирование и определить роль самого человека в этом процессе;

исследовать вектор взаимодействия элементов качества труда и качества рабочей силы, проследить, как возможные вариативные конструкты, образованные из этих элементов, оказывают влияние на достижение конечных результатов;

выявить противоречия постсоветской экономики, наличие которых объективно противодействует решению задачи повышения качества труда.

Предмет исследования - экономические отношения по поводу формирования рабочей силы нового качества, адекватного современным условиям.

Объектом исследования является процесс взаимодействия качества рабочей силы и качества труда посредством мотивационного воздействия на ее развитие.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили труды и практические разработки отечественных и зарубежных ученых по вопросам качества труда и рабочей силы, мотивационного воздействия на развитие последней. Следует особо подчеркнуть, что изученные труды отечественных экономистов, начиная с 60-х годов, содержат конструктивные элементы, которые не теряют своего значения и являются основой дальнейшего исследования, но с новых методологических позиций. Эмпирическая часть работы обеспечена использованием материалов статистических сборников Российской Федерации и Республики Татарстан, материалов периодической печати, анкетного опроса сотрудников структурных подразделений ОАО «Татнефть», проведенного автором в процессе социологического исследования.

В работе использовались методы системного, структурного, сравнительного, статистического, диалектического анализа, а также метод структурных уровней, выявлены существующие причинно-следственные связи.

Научная новизна. Обосновано и представлено одно из новых направлений исследования мотивационной сферы индивида как связующего звена качества рабочей силы и качества труда, а также выявлены и аргументированы ее особенности в трансформационной экономике.

Наиболее значимые результаты, полученные автором в процессе работы, состоят в следующем:

дана собственная трактовка экономической категории «качество труда» применительно к рыночным отношениям, где оно выступает показателем развития рабочей силы и производно от характера и содержания труда;

проанализирована структура качества труда с выделением родовых признаков (сложности и интенсивности); в числе факторов, влияющих

на него, обозначены детерминирующие - качество рабочей силы и мо-тивационный менеджмент;

аргументирована авторская трактовка категории «качество рабочей силы» с анализом составляющих его элементов - квалификации, образования, мобильности, адаптационных способностей, экономической культуры и мотивационной сферы индивида;

обоснована концепция мотивационной сферы как системообразующего элемента качества рабочей силы; процесс ее формирования гипотетически представляется как результат диффузии внешнего воздействия на мотивации работника, имеющего трехуровневую структуру (первый уровень - совокупность исторических, культурологических, географических факторов; второй - развитие материального производства и производственных отношений, которые детерминируют качество рабочей силы; третий - внутрифирменный мотивационный менеджмент) и внутренней, личностной деятельности человека, результатом которого выступает индивидуальная комбинация мотивов соответствующей иерархии; вводится понятие исторически-генетической мотивации;

доказана возможность использования существующих теорий мотивации развития качества рабочей силы и практического опыта зарубежных стран в реформируемой экономике с учетом российской специфики;

выявлены и исследованы специфические противоречия между уровнем квалификации и сложностью выполняемых работ, между высоким уровнем потребностей и низкой возможностью их удовлетворения, между общим и особенным в осуществлении рыночных преобразований, которые оказывают заметное влияние на процесс взаимодействия качества рабочей силы и качества труда, обоснованы и предложены возможные варианты их разрешения.

Практическая значимость работы. Теоретические положения и результаты диссертационного исследования могут быть использованы в преподава-

ний курсов: «Экономическая теория», «Экономика и социология труда», «Управление персоналом», «Теория рынка труда», а также в научно-исследовательской работе соответствующих кафедр ВУЗов; руководителями кадровых служб предприятий для разработки стратегии развития трудовых ресурсов и мотивирования их дальнейшего качественного развития, определения эффективной политики заработной платы, отражающей качественную составляющую рабочей силы.

Выводы, сделанные в работе, были подтверждены в ходе социологического исследования, проведенного автором в структурных подразделениях ОАО «Татнефть», и нашли свою практическую реализацию в разработке мероприятий по формированию внутреннего рынка труда ОАО «Татнефть» и приведению к оптимальному уровню качества занятой на нем рабочей силы.

Апробация работы. Результаты, полученные в процессе исследования, были апробированы на Международной научно-практической конференции «Кадровая политика в условиях трансформируемой экономики» (1999 г., г.Набережные Челны); на II Региональном научно-практическом семинаре «Социально-экономические реалии и перспективы развития нефтебизнеса на Юго-Востоке Татарстана» (2000 г., г.Альметьевск); на научно-технической конференции «АлНИ-2000» (2001 г., г.Альметьевск); на Научно-методической конференции «Совершенствование преподавания в высшей школе» (2001г., г.Казань); на Всероссийской научно-технической конференции «Большая нефть: реалии, проблемы, перспективы» (2001 г, г.Альметьевск) По результатам исследований опубликовано 10 печатных работ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, содержит две схемы, шесть приложений, библиографию, включающую 175 наименований, изложена на 159 страницах машинописного текста.

Качество труда как экономическая категория

Начало изучения проблемы качества труда уходит своими корнями в классическую экономическую науку. Отдельные элементы учения о качестве труда содержатся в работах У.Петти1, А.Смита2, Д.Рикардо3, Дж.Ст. Милля. Уже тогда была выдвинута идея редукции труда, но исследование его качества стало частью анализа более сложной и масштабной проблемы стоимости товара. Достаточное внимание разработке теории качества труда уделял К.Маркс. Отдельно эти вопросы им не исследовались, но в «Капитале» при анализе процесса производства раскрыты некоторые положения теории качества труда. Он писал: «Труд имеет также и качественные различия, не только потому, что совершается в различных отраслях производства, но и по большей или меньшей интенсивности и т.д.»".

Труд - целесообразная деятельность людей, направленная на создание ими материальных и духовных благ, услуг, необходимых для жизни и развития общества. Такое определение - одно из наиболее распространенных и давно существующих, но не устаревших, а современные определения повторяют его по своей сути, где труд - это умственные и физические усилия, реализуемые людьми в процессе хозяйственной деятельности. Качество как философская категория - это совокупность существенных черт, признаков, сторон явления, делающих его именно данным явлением, тем, что отличает его от других явлений. С изменением качества исчезает данное явление и возникает совершенно новое, без этих черт, составляющих сущность явления, т.е. без качества явление перестает быть самим собой, т.е. философское понятие качества не может содержать в себе оценок какого-то явления, но оно говорит о его сущности, и представленное выше определение труда - это, вероятно, его качество в философском понимании.

Универсальный бизнес-словарь дает менее абстрактное, прикладное понимание качества в экономическом аспекте: «Совокупность свойств, признаков продукции, материалов, товаров и услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая мера соответствия определяется на основе стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей».

Что же касается попыток интегрировать понятия «труд» и «качество» в целостную категорию, то приходится констатировать, что отечественным экономистам пока не удалось определить консолидированную позицию по этому поводу, и четких, однозначных дефиниций данной категории нет, и, как естественное следствие - достаточно обширный диапазон подходов в изложении качества труда. Причина видится в том, что, безусловно, каждый из авторов по-своему прав, и свойства качества труда, определяемые ими, имеют место быть, но каждое из них анализировалось авторами изолированно от других, такая односторонность упрощала проблему, в то время, как в реальном процессе труда все свойства взаимосвязаны, взаимодействуют, образуют сложную систему.Постановка проблем, связанных с качеством труда в отечественной экономической литературе, имеет относительно недавнюю, но достаточно богатую и неоднозначную историю. В 20-х годах существовало несколько направлений по данной проблематике, так как весьма остро стояли вопросы теории труда и его качества. Наиболее широкое распространение получила концепция «сложенного труда», где сложность труда трактуется как совокупность затрат самого рабочего на получении образования и квалификации, усилий преподавателей в этом процессе, а также какого-то количества прошлого труда, заключенного в средствах производства, необходимых для приобретения образования.8 С подобным утверждением можно согласиться, но очевидным является и то, что совершенно неоправданно сведение факторов качества только к профессиональной подготовке, что, конечно же, примитивизирует и неоправданно упрощает эту сложную категорию, порождает при этом массу встречных вопросов.

В 30-х годах преобладающим становится количественный подход в оценке происходящего, и проблема качества анализируется все меньше, хотя и выносится еще на обсуждение, но уже чаще в связи с рассмотрением вопросов справедливого распределения созданного продукта. Этот подход надолго становится единственно возможным. «Надо заметить, что значение растущего благосостояния масс... будет тем больше, чем лучше мы сумеем построить систему распределения, поставив меру потребления в прямую зависимость от меры труда, от качества и количества труда».

Структура качества труда

Анализ качества труда будет неполным, если не осуществить исследование структуры этой экономической категории, и для начала необходимо определить само понятие структуры. Структура - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях; основная характеристика системы, ее инвариантный аспект.37 Из этого следует, что большой интерес представляет не только изучение элементов качества труда и его сущности, сколько выявление комбинаций их взаимодействия и взаимосвязи, которые позволят обнаружить совершенно новые свойства, приобретаемые системой по причине наличия этой вариативности. Любое экономическое явление, категория или система не являются фиксированными и неподвижными, они достаточно динамичны и быстроизменяемы, поэтому логичным должно стать рассмотрение совокупности факторов, оказывающих внешнее воздействие на движение и саморазвитие системы. Чаще всего, исследуя качество труда, упоминают элементы, признаки, свойства категории и факторы, которые оказывают на нее влияние извне. Начнем анализ с внутренней структуры качества труда, и здесь большинство экономистов сходятся во мнении о том, что она состоит из элементов качества живого и овеществленного труда. Качество труда определяется качеством рабочей силы, других элементов, составляющих процесс труда. Очевидно также, что приоритет отдается качеству живого труда, так как именно им детерминируется уровень развития средств производства, функционирование которых в совокупности с ним, живым трудом, определяет уровень и качество потребления в обществе. Как справедливо и то, что уровень развития вещественных факторов производства оказывает существенное обратное влияние на труд самого человека. Процесс их взаимодействия имеет специфические особенности и закономерности, предполагающие некоторое опережающее развитие качественных характеристик рабочей силы по сравнению с развитием овеществленного тру- Далее в структуре качества труда выделяют то, что одни экономисты определяют как признаки, другие как элементы, третьи же употребляют термины «элементы» и «признаки» как синонимы. Речь идет о сложности труда, которую все экономисты, и в этом они единодушны, по степени важности ставят на первое место, и значимость сложности труда как приоритета в анализе никем не оспаривается. Например, Л.Я.Спектор сложность труда представляет как совокупность нескольких элементов, и среди них - содержание производственно-технологических задач, и способы их решения; комбинация, взаимосвязь, степень постоянства трудовых операций, частота их сменяемости и т.д. Сложность труда можно рассматривать как признак, наличие которого позволяет дифференцировать труд не только в пределах одного какого-либо вида. Кроме того, нам представляется совершенно правомерной позиция, в соответствии с которой сложность труда характеризует проявление рабочей силы в динамике, процесс ее функционирования, а также является производной от уровня развития рабочей силы, который в каждый момент времени является данным для отдельного трудового акта. Сложность труда, являясь основным признаком его качественной определенности и весомым элементом структуры, сама имеет достаточно непростое строение. В соответствии с нормативными документами существует несколько групп факторов, имеющих решающее значение в процессе оценки сложности труда. 1. технологические факторы сложности: - сложность управления (обслуживания, пользования) орудиями труда; - сложность предметов труда; - сложность технологических процессов. 2. организационные факторы сложности: - широта комплекса выполняемых операций; - степень самостоятельности рабочего в процессе выполнения работ. 3. ответственность: - материальная (за возможный материальный ущерб в процессе выполнения работ);

Качественные характеристики рабочей силы и их трансформация в новых экономических условиях

В связи с переходом отечественной экономики к рыночным отношениям трансформируется понимание роли человека в ней, его значение видится превалирующим относительно места техники и технологии в производственном процессе. Именно люди, их опыт и знания есть решающая предпосылка формирования стратегии выживания фирмы в жестких условиях рынка. Эта тенденция приобретает наиболее ясные очертания по мере того, как общество движется по пути перехода от индустриального к информационному уровню своего развития, где квалификационные характеристики используемых кадров - приоритетная составляющая бизнеса.

Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция становится возможной лишь в условиях творческой активности большинства работников. К рабочей силе предъявляются совершенно новые требования. Происходит активное соединение рабочей силы и рабочих мест, которому сопутствует включение в инновационный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты.

В настоящее время очевидным становится процесс трансформации индивидуальных, характеризующих человека во всех его ипостасях, качеств в реальную производительную силу общества, что служит теоретической основой появления и бурного развития теорий «гуманизации», «субъективиза-ции», «очеловечивания» производства.

В стабильных западных обществах в последние десятилетия основной акцент делается на формировании, развитии и использовании высококвалифицированных кадров, которые характеризуются здоровой физиологической субстанцией и профессионально-квалификационными кондициями.

В не меньшей степени ценится индивидуальный, творческий, нестандартный подход в решении поставленных задач, так как «освобождение» человека от жестких рамок формализованной дисциплины своим результатом имеет повышение отдачи при исполнении функциональных обязанностей, что реально проявляется в увеличении эффективности производства.

Предметом анализа этой части работы будет рабочая сила и ее качественные характеристики, но прежде, чем мы приступим к исследованию, необходимо определиться с применяемой терминологией, так как отечественные экономисты оперировали достаточно обширным набором категорий, по сути схожих друг с другом. Это - «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «человеческий фактор», «персонал организации» и другие.

Логично и закономерно, что в отечественной экономической науке, методологической базой которой являлся марксизм, изначально более распространенной была категория «рабочая сила» и определялась она по содержанию известной трактовкой К.Маркса: «Под рабочей силой, или способностью к труду, мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стой- мости».

Очевидно, что изложенная К.Марксом позиция отражала реалии современного ему мира, так как продолжительность профессиональной деятельности индивида совпадала со сроком службы средств производства, их моральное старение происходило очень медленно. Поэтому знаний, умений, навыков, полученных в начале активной трудовой карьеры было вполне достаточ- но до ее окончания, в процессе труда сноровка и умения только «шлифовались», будучи доведенными до автоматизма.

Это определение отражало и полностью соответствовало низкой динамике в изменении качественных параметров применяемых средств производства и практически статичному состоянию качества самой рабочей силы.

Большинство советских экономистов свои научные изыскания строили, отталкиваясь от этого методологического посыла. Это А.Анчишкин, Е.Громов, Н.Гаузнер, Б.Бреев, Е.Белкин, И.Бушмарин, Г.Дилигенский, А.Дятлов и другие.

Так, А.С.Дятлов определяет рабочую силу как способность к труду, которая слита с живой личностью человека, выступает важным его атрибутивным свойством, степень ее реализации в форме трудовой деятельности всегда зависит от воли субъекта, т.е. рабочая сила имеет объективную сущность, а степень ее реализации всегда будет носить субъективную форму, производную от индивидуального интереса.83

По мере усложнения производства, ускорения сменяемости поколений в применяемых средствах производства и технологиях «консервированная» рабочая сила становится все менее пригодной. Полученная квалификация, знания уже не могут быть раз и навсегда данными, а необходимость интенсифицировать труд, повышать его производительность заставляет индивида предпринимать активные действия к установлению соответствия между развивающимися средствами производства и стагнирующей на каком-то этапе собственной рабочей силой.

Мотивация труда и ее влияние на качество рабочей силы

Итак, предметом рассмотрения в п.2.1. стали качественные характеристики рабочей силы потому, как было отмечено выше, что на сегодняшний день от образовательного, квалификационного, адаптационного и других параметров рабочей силы напрямую зависит качество труда. Качество рабочей силы становится доминантой в воспроизводственном процессе по той причине, что НТР породила надежды на достижение экономического роста благодаря реализации потенций новой техники и высоких технологий, что проявилось в широком распространении технократических идей.

Основной упор в производстве делался на быструю смену оборудования и создание производств с полным автоматизированным циклом, рабочей силе отводилась роль второго плана.

Скоро эти идеи «обанкротились», желаемые результаты не были получены, так как недоучет значимости человеческого фактора привел к снижению эффективности производства и качества продукции. Причина этого проста и лежит на поверхности - человек не придаток машины, каждому индивиду дарован творческий потенциал, невостребованность и нереализованность которого может привести к формированию негативного отношения к труду.

Появление высоких технологий сделали необходимым поиски новых форм организации производства, соответственно изменились требования к

рабочей силе. Произошла ломка трудовых отношений, так как развитие самого человека в ходе НТР приобрело новые черты, что проявилось в формировании новой системы ценностей и потребностей. Значит, существовавшие ранее и отвечающие нуждам индустриальной стадии развития и системы организации производства, и присущая им роль человека, и механизм мотивации изжили себя.

Выход был найден в переоценке роли человека, значимости его образования, квалификации, способности нестандартно мыслить, в разработке новых систем мотивации, при использовании которых можно мобилизовать заложенные в человеке творческие потенции.

Именно в это время на Западе появляются концепции человеческого капитала, а в нашей стране начинают говорить о качестве рабочей силы и ее динамике. Переосмысливается практика организации производства, теоретически обосновываются и находят практическое применение системы непрерывного обучения работников всех уровней, т.е. в целом трансформируются подходы к созданию рабочей силы заданных кондиций и управления ею.

Широкое признание получает точка зрения, в соответствии с которой решающим фактором конкурентоспособности фирмы является качество используемой рабочей силы. Прослеживается последовательное смещение акцентов с технократического к целостному подходу, в основе которого лежит долговременное развитие трудового потенциала работников, т.е. наметился переход к антропоцентризму.

Возникают новые системы организации труда - посттейлоризм и тойо-тизм, где отсутствует жесткая иерархия в управлении, оно демократизируется и часть прав по организации, управлению и контролю за производством делегируется в нижестоящие звенья. Такая модель может быть результативной в случае, если ей адекватен механизм трудовой мотивации, учитывающий трансформацию самой рабочей силы, ее инновационный потенциал.

Быстрая сменяемость средств производства и технологий сделала необходимым процесс перманентного обучения. Но желание развивать и совершенствовать свой профессионально-квалификационный уровень не является данным от природы. Оно должно быть мотивируемо как изнутри самим работником, так и испытывать внешнее стимулирующее воздействие.

Прежде, чем мы продолжим исследование, необходимо определиться с терминологией. Пока наукой не выработано однозначных дефиниций относительно того, что представляют собою категории «мотив», «стимул», «мотивации», «мотивационная сфера личности».

Не вдаваясь в детали и тонкости терминологических дискуссий (так как это не есть задача данной работы), остановимся на тех определениях, которые отвечают нашему видению проблемы, и которые мы разделяем.

Мотив - повод. Объективная необходимость что-то сделать, побуждение к какому-либо действию.113

Мотивы - осознанные, являющиеся свойством личности побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей. Стимул - побуждение к действию извне, принуждение, моральное или материальное поощрение. ,4

Мотивация - совокупность мотивов поведения и деятельности. Мотивационная сфера - ядро личности, включающее систему мотивов в ее определенном построении (иерархии).115

→Мотивационная составляющая качества рабочей силы

Данный сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом вы соглашаетесь с этим.

Политика конфиденциальности

Условия скачивания работ (лицензионное соглашение).
Работы с данного сайта предназначены исключительно для ознакомления. Все права в отношении работы принадлежат ее законному правообладателю. Оплата доступа не предполагает продажу работы или прав на неё. Мы оказываем услуги подбора и систематизации информации. Сайт не несет ответственности за правильность теоретической и (или) практической частей в работе. Ответственность за неправомерное и незаконное использование работы лежит на пользователе. Полное или частичное воспроизведение и распространение учебных материалов сайта запрещено. Услуга предоставляется «как есть» ("as is") и в том виде, в котором она доступна на момент предоставления, при этом никаких гарантий прямых или косвенных, не предоставляется (включая, но не ограничиваясь, гарантии по использованию Услуги в конкретных целях). Копирование материалов с сайта запрещено.
Политика конфиденциальности: Мы высоко ценим Ваш интерес к нашему проекту. Защита персональных данных для нас очень важна. Мы соблюдаем правила защиты персональных данных и защиты ваших данных от несанкционированного доступа третьих лиц (защита персональных данных).
Заполнение формы с контактными данными означает безоговорочное согласие с настоящей Политикой конфиденциальности и указанными в ней условиями обработки персональной информации.
Ниже приводится информация об обработке персональных данных.
1. Персональные данные. Цель сбора и обработки персональных данных.
1.1. Вы всегда можете посетить данную страницу, не раскрывая никакой персональной информации.
1.2. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу.
1.3. Мы собираем и используем персональные данные, необходимые для выполнения Вашего запроса, это – фамилия, имя, телефон и электронный адрес.
1.4. Мы не проверяем достоверность персональных данных, предоставляемых физическими лицами, и не проверяет их дееспособность.
2. Условия обработки персональной информации покупателя и её передачи третьим лицам.
2.1. При обработке персональных данных посетителей сайта мы руководствуется Федеральным законом РФ «О персональных данных».
2.2. В отношении персональной информации покупателя сохраняется ее конфиденциальность.
2.3. Мы не передаем персональные данные третьим лицам.
3. Меры, применяемые для защиты персональной информации пользователей.
Мы принимаем необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты персональной информации пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ней третьих лиц.
ИП Сатаев Тимур Сагитович ОГРН 311028003900327

Выполняем нормоконтроль
От вас нужна методичка с требованиями по оформлению работы и сам документ в электронном виде.
Стоимость 10-30 р./страница.
Возможен срочный заказ.
Обращайтесь на нашу страницу ВКонтакте .

Скажи плагиату "НЕТ"!
Повысим оригинальность вашего текста, переписав его своими словами (Рерайт)
Без трюков
Без скрытых символов
Без перекодировок
Пишите на нашу страницу ВКонтакте .
Предоставим отчет об оригинальности
Обращайтесь сейчас!

Мотивационная составляющая качества рабочей силы

Описание работы:

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты мотивационной составляющей качества рабочей силы 5
1.1. Понятие качестварабочей силы 5
1.2. Мотивационная составляющая качества рабочей силы 7
1.3. Основные мотивационные методы 12
2. Анализ качества рабочей силы магазина «Сатурн» 16
2.1. Краткая характеристика предприятия 16
2.2. Анализ состава и структуры кадров 19
2.3. Анализ эффективности системы мотивации на предприятии 23
3. Рекомендации по повышению качества рабочей силы путем мотивации...29
3.1. Предложения по повышению эффективности системы мотивации 29
3.2. Анализ экономической эффективности предложенных мер 33
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Определенные требования к качеству рабочей силы предъявлялись на практике с момента вовлечения человека в общественную деятельность, но само понятие «качество рабочей силы» не является сформированным в экономической науке.

В любой организации, особенно в индустрии гостеприимства, интенсивно использующей рабочую силу, очень важно уделять должное внимание мотивации персонала, которая дает представление о направлении и настойчивости действий персонала. А уровень исполнимости работы определяется не только способностями персонала, но и их мотивацией применять свои способности и полностью раскрыть свой потенциал. Мотивация в свою очередь нацелена на удовлетворение требований и ожиданий работников .

Классификация методов мотивации может быть разделена на организационно распорядительные (организационно-административные), экономические и социально-психологические является одной из наиболее широко распространенных. Данная классификация основана, на мотивационной ориентации методов управления.

Объектом исследования данной работы выступает магазин «Сатурн».
Магазин занимается закупкой и продажей товаров используемых в быту, а именно холодильники, чайники, стиральные машины, телевизоры, компьютеры, снегоуборщики и многое другое.
В организации существует линейная структура управления, которая также называется традиционная или классическая.

Среднесписочная численность работников предприятия 13 человек. Далее анализируется состав и структура персонала ИП Габидуллин Р.Р. ниже в таблице 2.
Таблица 2. Анализ структуры персонала предприятия

Для исследования текущего состояния системы мотивации было проведено анкетирование работников магазина «Сатурн». Анкетирование проводилось только среди рядовых работников. Такой выбор респондентов анкетирования обусловлен предположением о разнице ответов персонала и руководства на предложенные аспекты. Заполнено 10 анкет по всему предприятию. Участникам анкетирования был задан актуальный вопрос: «Испытываете ли Вы чувство гордости за свою работу?».

Причем в магазине «Сатурн» требуется кардинально реформировать систему нематериального стимулирования труда.
Материально сотрудники предприятия также не стимулированы в достаточной мере, о чем свидетельствуют данные об их заработной плате. Для сотрудников магазина стабильность рабочего места и заработной платы являются особо ценными.

Примерный внешний вид работы:

Тип работы: Курсовая работа

Похожие работы:

Дисциплина

Название работы

Тип работы

Примечание

Экономика труда

Совершенствование мотивации на предприятии (на примере ООО «Винная карта»

«Качество рабочей силы, мотивация и эффективность производства»

/ Менеджмент
Конспект,

Большое значение для увеличения мотивация и роста про-изводительности труда имеют инвестиции, используемые на образование, повышение квалификации, обучение новым профессиям, переподготовку кадров, т.е. на улучшение качества рабочей силы. Нельзя добиться положи-тельных сдвигов в динамике производительности труда, совершенствуя лишь производственную базу экономики. Применение современного техно-логического оборудования требует высококвалифицированной рабочей си-лы, для обучения, подготовки и переподготовки которой также необходимы немалые средства. Затраты на эти цели называют инвестициями в челове-ческий капитал.

Качество рабочей силы – многогранное понятие, которое включает в се-бя набор характеристик: квалификацию работника, его физиологические и социально-психологические особенности, адаптированность к условиям жизни и работы и др. Основной характеристикой принято считать уровень квалификации, т.е. совокупность общего и специального профессионально-го образования работника, необходимых знаний, умений, профессиональных навыков и производственного опыта для выполнения в данных органи-зационно-технологических условиях определенных видов работ определен-ной сложности, а основным показателем качества рабочей силы – уровень образования.

В 80-х и 90-х годах в деловом мире США, Япо-нии и других индустриальных стран утвердилась характерная для эпохи НТР философия развития экономики. Ее краеугольный камень – решающая роль человека в деятельности компании.

“Главный ресурс быстрого конкурентного разви-тия современной экономики – это новые техноло-гические идеи, то есть прежде всего высокая ква-лификация и творческая активность людей, спо-собных эти идеи воплощать в жизнь”, – отмечает Дж. Кимбелл, директор экономического центра Калифорнийского
университета.

Рабочая сила, обладающая новаторским по-тенциалом, становится даже более важным фак-тором развития производства, чем передовая тех-нология. Практически каждая новая промышлен-ная технология стоит дорого и быстро сходит со сцены. А рабочая сила, обладающая высоко раз-витыми творческими способностями, обходится корпорациям сравнительно недорого, как прави-ло, стремится к дальнейшему интеллектуальному росту и обеспечивает мелкосерийный, а подчас и индивидуальный (типичный ранее только для ус-луг) выпуск высококачественной, постоянно об-новляемой и сравнительно недорогой продукции, в ею же совершенствуемых условиях производст-ва, принося к тому же немалую прибыль. Ученые, исследователи, новаторы любых профессий ста-ли пользоваться особым уважением и признани-ем общества. Высоко котируется инициативность, самобытность личности во всех областях деятельности. “Культура корпорации”, отражаю-щая в первую очередь качество рабочей силы, становится одним из решающих критериев совре-менного конкурентного хозяйства.

В основе повышения качества рабочей силы лежит понимание деловым миром и руководст-вом капиталистических государств того факта, что сегодня экономический успех зависит не столько от ресурсов сырья и “трудового пота” ра-бочих, сколько от “прибавочной стоимости”, со-здаваемой массовым творчеством, в котором уча-ствуют все ученые, инженеры, административно-управленческий персонал, рядовые рабочие и служащие. А неослабный интерес к творчеству и постоянное участие в новаторском поиске можно ожидать только от высокоразвитой, высококультурной рабочей силы. И наоборот, неквалифицированный работник мало заинтересован в своем труде, т.к. отдача от него мала.

По оценкам отечественных и зарубежных специалистов, качество рабо-чей силы обусловливает 10-15% уровня производительности труда и зани-мает второе место после фактора научно-технического прогресса. Зарубежный опыт свидетельствует, что влияние данного фактора постоянно возрас-тает, а инвестиции, используемые на повышение качества рабочей силы, считаются не менее рентабельными, чем те, которые затрачиваются на но-вое оборудование.

В нашей стране, к сожалению, сохраняется негативная тенденция ухуд-шения качественного состава рабочей силы. В значительной степени это связано с низким уровнем и несвоевременной выплатой заработной платы.

Труд в России продолжает оставаться дешевым, при этом экономические последствия данного факта могут оцениваться не-однозначно. Можно назвать две группы положительных последствий заниженного уровня заработной платы для рынка труда: во-первых , со-гласно изложенной выше классической теории рынок с пониженной це-ной труда менее подвержен безработице, во-вторых , национальная эко-номика в такой ситуации более привлекательна для иностранных инвес-торов, потенциально способных создать здесь дополнительные рабочие места. Среди отрицательных экономических последствий – консервация отсталых технологий и методов управления экономикой в целом и пер-соналом на предприятиях, упадок трудовой мотивации и производи-тельности и многие другие.

Относительная дешевизна труда в РФ усугубляется абсолютным падением уровня реальных доходов населения в 90-х годах (в результате чего расширились контингенты лиц, получающих доходы ниже прожи-точного минимума), уменьшением в структуре доходов заработной пла-ты (и увеличением доли предпринимательских доходов, которые концентрируются в руках достаточно узких слоев населения), увеличением нерациональной межотраслевой, межпрофессиональной дифференциации уровней оплаты труда. Различия в уровнях заработной платы между наукой, культурой, образованием, наукоемким машиностроением, лег-кой промышленностью, с одной стороны, и финансовой сферой, экспортно-ориентированными отраслями добывающей промышленности, с дру-гой стороны, достигают многих раз. Профессии, относимые к высокооплачиваемым в развитых странах (врачи, преподаватели вузов, ученые и др.) в России приносят доходы, многократно более низкие, чем профес-сии продавца, официанта и ряд других, которые в развитых странах считаются низкооплачиваемыми.

Более частная, но имеющая громкий общественный резонанс про-блема - соотношение заработной платы “директорского корпуса” и на-емных работников. Принцип солидарной ответственности за экономиче-ское положение предприятия, являющийся аксиомой для большинства менеджеров в развитых странах, в России соблюдается редко. На государственных (в т.ч. приватизированных с контрольным пакетом акций, принадлежащих государству) и постгосударственных (приватизиро-ванных без контрольного пакета у государства) предприятиях заработ-ная плата директоров нередко в десятки раз превосходит среднюю зара-ботную плату работников. В тех случаях, когда предприятие убыточно, находится на дотации или имеет высокую кредиторскую задолженность, подобное соотношение ничем не может быть оправдано.

Занижение оплаты труда в России ухудшает трудовую мотивацию. По данным социологических исследований ВЦИОМ, соотношение ори-ентации на содержание и общественную значимость труда (занятия, профессии) и ориентации на труд только как на источник заработка в России в конце 80-х годов было примерно на уровне развитых стран, но впоследствии доля “постматериальной” ориентации в нашей стране резко возросла. В то же время в развитых странах медленно, но достаточно устойчиво растет доля “постматериальных” ориентаций. Кризисные яв-ления в структуре трудовой мотивации в России не следует трактовать как ухудшение качества рабочей силы, скорее речь идет о временной приспособительной реакции на массовое снижение реальных доходов.

Происходит значительный отток квалифицированных кадров из отраслей промышленности (а именно здесь сосредоточен основной научно-техничес-кий и интеллектуальный потенциал страны) из-за неудовлетворенности ре-зультатами труда и общей нестабильностью положения работников. Зачас-тую высококвалифицированные работники вынуждены в силу складываю-щихся обстоятельств заниматься трудом, не соответствующим уровню их квалификации, теряя при этом годами приобретаемые знания и навыки

Большое влияние на качество рабочей силы оказывает также ее профес-сиональная и образовательная структура. Научно-технический прогресс предъявляет все более высокие требования к уровню образования и профес-сиональной подготовки работника. Например, еще 10 лет назад компьютер можно было встретить лишь в лаборатории крупного научно-исследова-тельского института, а сегодня компьютерная грамотность или, как мини-мум, навык работы на персональном компьютере зачастую являются одним из условий приема на работу.

Как показывает мировой опыт, обеспечение производства высокообра-зованной, квалифицированной и профессионально подготовленной рабочей силой наряду с его техническим переоснащением является основой эконо-мического роста и, в частности, повышения производительности труда. Не-обходимо развитие не только общего и высшего образование, но и профес-сионального, причем требуется создать многоступенчатую и многоуклад-ную его систему, способную обеспечить потребности людей с разным уров-нем достатка. Положительным фактом является то, что с 1992 г. по 1996 г. доля работников с высшим профессиональным образованием в занятом на-селении возросла с 16,3 до 18,8%, со средним профессиональным образова-нием - на 1,8 процентных пункта, с полным средним образованием - на 0,7 процентных пункта. Однако, хотя формально образовательный уровень ра-ботников повысился, на производительности труда это пока не отразилось. Очевидно, что сам по себе уровень образованности - лишь необходимое, ноне достаточное условие роста производительности труда. Таким условием является рациональное использование имеющегося образовательного по-тенциала.

В настоящее время период научно-технической революции, несмотря на неуклонное расширение в народном хозяйстве развитых стран сферы применения вы-сокой технологии, характеризуется значительным возрастанием экономи-ческой значимости живого труда, всех связанных с его расширенным воспроизводством механизмов, включая рынок труда. Чему есть достаточно убедительные свидетельства. О наиболее наглядных из них - ниже.

Первое. Согласно результатам исследований, проведенных амери-канскими экономическими статистиками, до 70-75% среднегодового прироста совокупной производительности труда в различных отраслях современной промышленности США обеспечиваются живым трудом.

Второе. В CШA к началу 90-х гг. стоимость единичной рабочей си-лы в среднем составляла 469,5 тыс. долл., совокупной (стоимость еди-ничной, умноженная на 94,5 млн. - численность самодеятельного населе-ния) - 44,5 трлн. долл. Последний показатель в сущности представляет собой приблизительную стоимостную величину человеческого капитала на начало текущего десятилетия. Следовательно, эта величина в США в 3,5 раза превышала в указанный период стоимость националь-ного материального капитала (сумма всех активов финансовых и нефи-нансовых корпораций оценивалась в 12,8 трлн долл.).

Без большого преувеличения можно предположить, что и в других странах с развитой рыночной экономикой соотношение этих показате-лей не отличается сколько-нибудь заметно от приведенного либо при-ближается к нему. Отсюда, следует, как представляется, однозначный вывод: решающей стороной современного производства выступает ра-ботник. Таким образом, от эффективности функционирования системы формирования, совершенствования, распределения и использования его трудового и творческого потенциала непосредственно зависит социаль-ное и экономическое развитие предприятия.

Третье. Практически во всех развитых странах Запада, по данным их национальной статистики, занятость и эффективность производства в тех видах трудовой деятельности, которые отличаются повышенными требованиями к качеству рабочей силы, прежде всего, к общеобразова-тельной и специальной профессиональной и квалификационной подго-товке ее носителей-работников, растут более высокими темпами, чем в среднем в народном хозяйстве и большинстве традиционных отраслей.

Существует немало достаточно весомых аргументов в пользу сле-дующего вывода: высший предел эффективности современного производ-ства определяется преимущественно качественным состоянием исполь-зуемой рабочей силы. То есть объемом накопленных совокупным работ-ником общетеоретических знаний, его профессиональным составом, квалификационным уровнем. В том числе благодаря тому, что с повышением этих качественных параметров на предприятиях создается возможность повышения мотивации, более четкой дифференциации, специализации выполняемых работни-ком трудовых функций, а, в случае необходимости, их совмещения с дру-гими. Иными словами, в нынешних условиях формирование совокупно-го работника происходит в качественно новом контексте, складываю-щемся под воздействием как макро-, так и микроструктурных сдвигов.

Уровень квалификации работников относится к важнейшим компонентам трудового потенциала. Во всех развитых странах существенно вырос удельный вес квалифицированных рабочих и резко упала доля занятых ручным неквалифицированным тру-дом. Растут затраты как государства, так и фирм на профес-сиональную подготовку кадров. В частности, фирма “Джене-рал электрик” расходует на это ежегодно более 100 млн. долл. В целом фирмы США тратят на профессиональную подготовку более 30 млрд. долл. в год, что превышает соответствующие затраты государства.

В России квалификация рабочих растет явно недостаточ-ными темпами. До сих пор высока доля малоквалифицирован-ного ручного труда, им занято около 30% работающих. Вследствие недостаточной квалификации рабочих, инженеров, ру-ководителей производства наша страна вынуждена тратить значительные валютные средства на оплату строительства со-временных предприятий, гостиниц и общественных зданий ино-странными фирмами.

Недостаточный профессионализм рабочих, инженеров и ру-ководителей является не только очевидным тормозом техни-ческого прогресса и роста эффективности. При высокой насыщенности территории страны химическими предприятиями, электростанциями, нефте- и газопроводами низкая квалифи-кация персонала превращается в основной фактор риска, возможности аварий с тяжелейшими последствиями. После Чер-нобыльской катастрофы население активно выступает против АЭС. Атомная энергетика России после 1991 г. практически не развивается.

Вместе с тем в настоящее время доля АЭС в общей выра-ботке электроэнергии России составляет около 10%, т.е. на-много меньше, чем в большинстве развитых стран. Во Франции, которая не обделена гидроресурсами и топливом, эта доля превышает 60%. Благодаря АЭС во Франции самая низкая в мире себестоимость электроэнергии. В энергетике таких густонаселенных странах, как Германия и Япония, доля АЭС зна-чительно выше, чем в России.

Как показывает мировой опыт, повышение безопасности АЭС России может быть достигнуто только в результате по-вышения технической и общей культуры, профессионализма и ответственности всех, кто строит и эксплуатирует сложные технические системы.

Поскольку базой профессионализма является общая куль-тура и уровень образованности населения, степень отставания России от мировых стандартов квалификации работников при-мерно соответствует отставанию в области образования. Стати-стика показывает что отставание тем больше, чем выше слож-ность труда. Иначе говоря, по профессионализму российский рабочий меньше отличается от американского или японского, чем российский инженер, и особенно руководитель, от своих зарубежных коллег.

Некоторые зарубежные исследователи высказывают и более кате-горичное мнение. Знания и навыки, приобретенные работником в ре-зультате прохождения им общего обучения и профессиональной подго-товки, считают они, по сути дела, уже заняли такое место среди прочих сил, обеспечивающих рост производительности труда, что при их недо-статке главная цель предприятия - его бесперебойное эффективное функционирование оказывается практически недостижимой. Вне зави-симости от объема средств, инвестированных в производственное обо-рудование и технологию. Вместе с тем, необходимо отметить: развитие субъективного элемента
производительных сил работника и их объек-тивной составляющей -производственного оборудования взаимообусловлено. Степень этой взаимообусловленности неуклонно возрастает по мере научно-технического совершенствования производства. И это по-нятно: новая техника не может использоваться с полной отдачей без со-ответствующего ей по качеству работника, а последний – без соответствующей ему по качеству техники.

Роль качества трудовых ресурсов как центрального фактора эко-номического развития неуклонно возрастает с повышением степени зна-ния емкости современной экономики. Об этом свидетельствует возникно-вение, по сути дела, прямой зависимости общественной производительности труда от накопленного совокупным работником объема общих теоретических познаний и уровня профессиональной квалификации. Неко-торые подсчеты демонстрируют высокую позитивную корреляцию ука-занных показателей.

Все это объясняет, почему непрерывное улучшение экономиче-ских, производственных и социальных характеристик совокупного работника утвердилось на Западе как одно из основных направлений раз-вития производительных сил, а совершенствование комплексного меха-низма, обеспечивающего расширенное воспроизводство их субъективно-го элемента, стало одной из ключевых предпосылок повышения эффек-тивности труда в условиях нового производственного уклада, базирую-щегося на автоматизации. Не случайно трудовое законодательство пред-ставляет собой одну из наиболее детально разработанных ветвей законодательства в странах Запада. В настоящее время в каждой из этих стран действует большое число законов, устанавливающих правила купли-продажи и использования рабочей силы. Последнее обстоятель-ство самым непосредственным образом свидетельствует о повышенном внимании к проблемам воспроизводства рабочей силы со стороны госу-дарства, не без оснований считающего, что эффективность рынка труда есть один из показателей экономической и социальной развитости стра-ны. К рынку труда на Западе приковано пристальное внимание и других субъектов трудовой политики. Что логично: здесь устанавливается цена на рабочую силу, осуществляется ее распределение по сферам хозяйства, отраслям промышленности.

Человекоцентричность современного производства выступает не только как основа складывающегося сегодня на рынке труда спроса на рабочую силу, но и как фактор, действие которого способствует измене-нию самой сущности наемного труда. Первый этап этого сдвига нахо-дится на рынке труда. Работник, нанимающийся на предприятие, охва-ченное действием колдоговора, либо где функционирует система “не-профсоюзного” рабочего представительства, уже не является наемным работником в традиционном смысле этого понятия. Он включается в си-стему управления предприятием в форме участия в процессах принятия решений - преимущественно на уровне рабочего места - по проблемам, связанным с производственным, экономическим и социальным разви-тием предприятия. Этот шаг сопровождается возложением работником на себя определенной ответственности за функционирование предприя-тия. Одновременно работник получает возможность пользоваться всей деловой информацией, необходимой для выполнения своих новых функций. Выполнение современным работником качественно принципиально иных, по сравнению с его предшественником, функций по распоряжению собственностью - средствами производства придает работнику новый реальный статус на предприятии.

Таким образом, новые требования производства, по сути дела, изменяют характер сделки купли-продажи рабочей силы.

Вместе с тем, совершенствование обоих элементов производитель-ных сил подчинено самостоятельной, органически присущей только каждому из них логике. Что касается рабочей силы, то рамки процесса ее формирования значительно шире границ ее производственного потреб-ления. За пределами последнего на формирование рабочей силы воздей-ствует все общество в целом - его культура, сложившаяся в нем система ценностей, господствующая идеология, характер и интенсивность воспринимаемых носителем рабочей силы работником информационных потоков. В этой связи логично предположить, что и реализация трудово-го потенциала работника в современных условиях уже не ограничивает-ся производственным пространством, а начинается вне его.

Еще совсем недавно в средствах массовой информации широко обсуж-дались проблемы, связанные с социально-психологическими особенностя-ми поведения, взглядов и реакции на происходящие в жизни перемены от-дельных граждан и групп населения. Все это называлось заграничным сло-вом - менталитет. Сейчас внимание к этим вопросам несколько уменьши-лось, но проблема тем не менее осталась, и она весьма тесно связана с предметом нашего анализа. Если бы мы ограничились только показателем образовательного уровня при анализе качества рабочей силы и его влияния на производительность труда, то пришли бы к ошибочному выводу, что ка-чество рабочей силы у нас повышается и это должно способствовать росту производительности труда. На самом деле дело обстоит не совсем так. Ряд факторов, которые трудно оценить количественно, свидетельствует об об-ратном. В первую очередь следует отметить слабую заинтересованность ра-ботника в результатах труда. И это следствие не только низкой оплаты тру-да подчас и ее отсутствия из-за с задержек в выплате, но и внутреннего эмоционального настроя работника, в соответствии с которым труд являет-ся не столько потребностью, сколько обязанностью. Далее, важное влияние на производительность труда оказывает общее физическое состояние работ-ника, состояние его здоровья в частности. Сложная, а порой и катастрофи-ческая ситуация с экологией, несовершенная система охраны труда (а порой и просто вредные условия труда), плохо развитая система здравоохранения, чрезвычайно распространенное злоупотребление спиртными напитками (а в последнее время и наркотиками), отсутствие привычки к ведению здорового образа жизни ведут к росту заболеваемости и травматизма на производстве и не позволяют работнику трудиться с полной отдачей сил.

Бушмарин И. Квалификация рабочей – ведущий компонент производительных сил // Мировая экономика и международные отношения. 1999. №10. С. 66

Ершов С.А. Мировые тенденции на рынке труда и проблемы его формирования в России // Общество и экономика. 1997. №7-8. С. 48

Бобров А.Л. Эколого-экономические аспекты радиационных аварий в России // Вестник МГУ. Серия “Экономика”. 1995. №2. С. 34-48

0
рублей

Мотивационная составляющая в трудовом процессе играет далеко не последнюю роль. В теории менеджмента отмечается, что отсутствие мотива у сотрудников может привести к следующим негативным тенденциям:

  1. Некачественный труд и частый брак.
  2. Долговременные и частые сбои в производственном процессе.
  3. Низкий профессиональный уровень персонала.
  4. Безынициативность сотрудников.
  5. Неудовлетворительный морально психологический климат в коллективе.
  6. Чрезмерно высокая текучесть кадров.
  7. Низкий уровень исполнительской дисциплины.
  8. Высокая конфликтность как между руководителем и подчинёнными, так и между самими сотрудниками.
  9. Негативное и халатное отношение к труду.
  10. Организационная неразбериха.
  11. Низкий уровень межличностных коммуникаций.
  12. Нежелание сотрудников повышать свою квалификацию и совершенствовать свой труд.
  13. Деятельность руководства негативно оценивается персоналом.
  14. Неудовлетворенность работой сотрудников.
  15. Низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных.

Заинтересовать служащих в успехе общего предприятия и цветущем будущем организации можно несколькими слагаемыми. И тут уж, как говорится, руководители "играют" на мотивации работников в зависимости от уровня развитости фантазии: одни обходятся выплачиваемой в срок заработной платой и соцпакетом, другие обещают золотые горы и бурный карьерный рост в самом ближайшем времени, третьи на достигнутом не останавливаются и пытаются на рабочем месте воссоздать обстановку ежедневного праздника и веселья. Безусловно, всё перечисленное может дать определённый результат, повысить мотивацию и сгладить конфликтную ситуацию, но без системного подхода здесь обойтись никак нельзя. Мотивация сотрудников — дело тонкое и здесь важно будет помнить о следующих возможных трудностях:

Мотивы формируются в процессе индивидуального развития. Необходимо выяснить на основании каких возможностей и активирующих воздействий среды возникают индивидуальные различия в мотивах, а также выяснить возможности изменения мотивов служащих путем целенаправленного вмешательства руководства. В данном случае мы имеем дело с проблемой развития и изменения мотивов.

Деятельность мотивирована, то есть, направлена на достижение цели мотива, однако ее не следует смешивать с мотивацией. Деятельность складывается из отдельных функциональных компонентов — восприятия, мышления, научения, воспроизведения знаний, речи или моторной активности, а они обладают собственным накопленным в ходе жизни запасом возможностей (умений, навыков, знаний). От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности сотрудников. Мотивацией также объясняется выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления, кроме того, ею объясняется интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой многообразия влияний мотивации на наблюдаемое поведение и его результаты.

Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру, темпераменту, силе воли и так далее) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные иерархии мотивов. В любом случае перед каждым руководителем должны вставать проблемы измерения мотивов.

Поведение человека в определенный момент времени мотивируется не любыми или всеми возможными его мотивами, а тем из самых высоких мотивов в иерархии (т. е. из самых сильных), который при данных условиях ближе всех связан с перспективой достижения соответствующего целевого состояния (выполнение работы) или, наоборот, достижение которого поставлено под сомнение (невыполнение работы). Такой мотив активируется, то есть становится действенным. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой актуализации мотива, то есть с проблемой выделения ситуационных условий, приводящих к такой актуализации.

Мотив остается действенным, до тех самых пор, пока либо не достигается конечная цель мероприятия, либо индивид к нему не приблизится, насколько позволят условия ситуации, либо изменившиеся условия ситуации не сделают другой мотив более насущным, в результате чего последний активируется и становится доминирующим.

Действие, как и мотив, нередко прерывается до достижения желаемого состояния или распадается на разбросанные во времени части; в последнем случае оно обычно спустя определенное время возобновляется. Здесь мы сталкиваемся с проблемой выделения в потоке поведения частей действия, т. е. с проблемой смены мотивации, возобновления или последействия уже имевшей место мотивации.

Определить истинные мотивации сотрудников HR-менеджеру помогут психологические тесты и другие методы психодиагностики. Например, пирамида потребностей Абрахама Маслоу систематизирует материальное и нематериальное стимулирование в мотивации, а также проводит диагностику мотивации.

Для построения успешной системы стимулирования труда необходима диагностика мотивов в профессиональной деятельности. Кроме опросников на выраженность основных мотивов профессиональной деятельности, принято диагностировать работников на мотивацию достижения успеха / избегания неудач, на направленность личности.

Существует также концепция мотивации Д. МакКлелланда, согласно которой могут быть выделены три группы потребностей: потребность во власти, потребность в успехе, потребность в причастности.

Кроме того, для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей. Если посмотреть на последовательность действий, важность постоянного пересмотра целей с течением времени становится очевидной, поскольку цепь действий может прерываться на часы, дни, недели, месяцы или даже годы. Еще одной характеристикой мотивации достижения является постоянное возвращение к прерванному заданию, к чему-то прежде оставленному, возобновление основной направленности действий. Так, создаются сложные и долгое время существующие структуры из основной, побочной и входящей в их состав деятельности, которые ведут посредством достижения серии второстепенных к главной, пусть даже очень отдаленной (покорение рынка). Планирование становится необходимым для достижения упорядоченной последовательности и функциональной организации цепи действий.

Таким образом, в организации должны присутствовать: стабильное и своевременное материальное стимулирование и планомерное повышение зарплаты в соответствии с результатами работы и уровнем квалификации работников; регулярная (не слишком частая) смена ориентиров, приоритетов и целей (от меньшей к большей) коллектива; поощрение совершенствования мастерства, квалификации работников; учёт индивидуальных особенностей мотивации сотрудников; воссоздание условий рабочего места, благоприятствующих росту мотивации; предоставление возможности саморазвития и повышения профессионализма; предоставление инициативы в новаторстве и усовершенствовании способов решения сложных индивидуальных и коллективных задач; самостоятельность и автономность служащих (в разумных пределах, разумеется); уважение личности сотрудников; стимулирование сотрудников к поиску новых, перспективных идей по совершенствованию деятельности организации и материальное (моральное) поощрение креативности на рабочем месте.

http://www.psycho.ru/biblio/hr/motivation/motivaciya_sotrudnikov.html

Способы вознаграждения: деньги, одобрение, действие, вознаграждение свободным временем, взаимопонимание и проявление интереса к работнику, продвижение по службе и личный рост, предоставление самостоятельности и любимой работы, призы.

Вопрос материального стимулирования на современном этапе — один из основных средств мотивации. Для формирования эффективной системы мотивации труда, HR-менеджеру необходимо диагностировать мотивы профессиональной деятельности сотрудников.

Смена персонала создает проблемы компаниям. Ряду компаний удается взять ротацию персонала под контроль. Часто новые сотрудники покидают компанию, не успев отработать вложенные в них средства. Потери от текучки можно снизить, если взять ее под контроль.

Признак близкого профессионального кризиса сотрудника — повышенная раздражительность. Причины этого скрываются во внутреннем напряжении: недовольстве собой или другими, творческом застое, внутренних конфликтах, которые человек, как правило, не осознает.

Часть 1. Менеджмент в предприятиях индустрии гостеприимства

Глава 4. Менеджмент персонала

4.3. Мотивация рабочей силы

В любой организации, особенно в индустрии гостеприимства, интенсивно использующей рабочую силу, очень важно уделять должное внимание мотивации персонала, которая дает представление о направлении и настойчивости действий персонала. А уровень исполнимости работы определяется не только способностями персонала, но и их мотивацией применять свои способности и полностью раскрыть свой потенциал. Мотивация в свою очередь нацелена на удовлетворение требований и ожиданий работников.

Ожидания и требования работников обычно подразделяются на группы, а именно: экономическое вознаграждение (оплата труда, материальное поощрение, обеспечение безопасности труда, соблюдение прав работников и др.), внутреннее удовлетворение трудом (интерес к работе, разнообразие, чувство вовлеченности, возможность дальнейшего роста и др.) и социальные взаимоотношения (окружающая обстановка, взаимная поддержка, членство в той или иной группе, статус, социальная поддержка и др.).

В индустрии гостеприимства, где экономический уровень поощрения не так уж велик для большинства персонала, естественно, увеличивается значение остальных факторов. Если фактор внутренней удовлетворенности зависит от вида работы или от отдельных ее частей, а мотивация сильно персонифицирована и сложно ее обобщить, то очень велика роль социальных взаимоотношений, от которых зависит создание хорошей команды и здоровых рабочих отношений в коллективе, которые в свою очередь играют определяющую роль в уровне обслуживания. Поэтому в индустрии каждый работник старается достичь какого-то баланса между всеми этими факторами в зависимости от ситуации.

Обычно мотивация зависит от удовлетворенности трудом, которая в свою очередь зависит от разных факторов (социальных, культурных, организационных и др.). Удовлетворенность трудом как состояние осознания работником каких-то достижений (количественных или качественных) может мотивировать его достичь большей производительности, а мотивация - это процесс, через который можно достичь удовлетворения трудом. Однако отождествлять их не следует.

Исторически все мотивационные подходы были основаны на простом удовлетворении экономических потребностей рабочей силы и повышении производительности труда. Сегодня акцент больше делается на удовлетворении социальных потребностей работника, чем на простом материальном вознаграждении. Этому посвящено большинство современных теорий мотивации труда, которые широко представлены в любом учебном пособии по менеджменту персонала.

В индустрии гостеприимства в отличие от других сфер деятельности работники организаций сильно привязаны к своим рабочим местам и живут своей работой, однако некоторые виды работ в индустрии имеют рутинный характер и выполняются в тяжелых условиях Тем не менее индустрия гостеприимства в целом обладает большим потенциалом для удовлетворения трудом своих работников. Многие виды работ связаны с непосредственным контактом с клиентами и требуют творческого подхода, а служащие имеют непосредственный и частый контакт со своими начальниками в отличие от других сфер. Одним из многих примеров творческого подхода к управлению человеческими ресурсами, как считают американский профессор из Международного университета г. Флорида Ричард Ходжеттс и профессор из Университета Небраска-Линкольн Фред Лутанс, является использование команды работников с полномочиями принимать все решения в сфере своей собственной работы. Например, работники всемирно известной цепи Риц-Карлтон Отеле могут самостоятельно тратить 1000 долл. на расходы, связанные с обслуживанием клиентов.

Американские ученые Павесик и Брюмер провели исследование, к которому были привлечены 442 выпускника из 11 американских колледжей, готовящих менеджеров для индустрии гостеприимства, целью которого являлось выяснение роли требований в работе и карьерного продвижения в удовлетворенности работой Вопросы относительно причин, вызывающих удовлетворенность и неудовлетворенность работой в индустрии гостеприимства, были собраны в пяти и шести группах соответственно.

Наиболее распространенным ответом удовлетворенности работой была прямая вовлеченность в работу. Далее шли взаимоотношения с другими работниками; природа среды (включая возможности роста и продвижения); быстрые и прочные шаги вперед; извлечение пользы, путешествия и престиж соответственно. Женщины наибольшее предпочтение отдавали второй группе факторов в отличие от мужчин, которые предпочтение отдали первой группе вопросов. Самой распространенной причиной неудовлетворенности работой среди опрошенных была продолжительность работы, а также рабочие часы в ночное время и во время каникул. Далее шли низкая оплата труда; стрессы на работе, требования начальников и обязанности, нехватка свободного времени, уровень жизни; рутинный характер труда, отсутствие возможности продвижения, малое признание их роли; политика компании и менеджмент; сокращения персонала, недостаточность мотивации труда соответственно. Здесь женщины больше были неудовлетворены менеджментом, а мужчин больше всего, как, впрочем, и женщин, не удовлетворяла низкая оплата труда и продолжительность работы.

Удовлетворение как индивидуальных, так и социальных потребностей работников можно осуществлять с помощью реструктуризации и реорганизации труда с применением двух взаимосвязанных подходов. Первый из них заключается в реструктуризации индивидуального труда, а второй связан с изменениями в организационном контексте.

Основными методами реструктуризации индивидуального труда являются ротация (движение сотрудников с одного места работы на другое, из одного департамента в другой для приобретения определенного опыта работы в разных службах), расширение (горизонтальное увеличение круга выполняемых работ и задач персонала с помощью комбинации нескольких взаимосвязанных друг с другом работ одного и того же уровня) и обогащение труда (вертикальное расширение с помощью увеличения обязанностей и возможностей для дальнейшего развития, нацеливая служащих на большую автономию при планировании и исполнении своих функций).

Первый метод помогает предприятиям индустрии гостеприимства проводить более гибкий подбор персонала и сокращать различия в занимаемых позициях. Например, ротация работников в отеле, скажем, из службы размещения в ресторан помогает работникам получить полное представление об общей работе отеля и дает ощущение разнообразия в труде, предотвращая нежелательную монотонность.

Расширение труда является не очень популярным мероприятием среди персонала организаций индустрии гостеприимства из-за того, что оно не может обеспечить достаточного уровня внутренней удовлетворенности работой и должным образом развивать трудовые навыки работников. Последние в нем видят скрытое увеличение обязанностей и задач, а также причину для увеличения рутинности. Это все заметно, например, при расширении полномочий официантов при обслуживании разных мероприятий в отеле. Если раньше оказываемые ими услуги могли являться частью обслуживания отдельных посетителей ресторана, то теперь они обязаны оказать полное обслуживание даже не одному посетителю, а отдельной малой группе участников мероприятия.

Последний метод позволяет служащим обеспечить комплексное обслуживание с помощью их прямого контакта с клиентами, снижая роль вмешательства руководства в их работу. Например, в некоторых гостиничных цепях внедрена соответствующая система для горничных. Руководство в этой системе проводит пробную проверку их работы.

Применение всех этих методов может оказаться эффективным и полезным, если их применять систематично и не хаотично.

В подходе, связанном с организационными изменениями, основное внимание уделяется эффективному использованию человеческих ресурсов, развитию навыков и организационным функциям с применением в основном методов так называемых автономных рабочих групп (маленькие группы служащих, обязанных самостоятельно организовать и регулировать свою работу, но имеющих большую степень свободы действий и выбора. Например, предоставление участка труда, т. е. определенного количества номеров для уборки группе горничных, которые несут ответственность за свой участок, а внутри группы сами разделяют обязанности), здесь немалое значение имеет также и стиль менеджмента (обеспечение атмосферы доверия со стороны менеджеров и активное привлечение персонала в процесс принятия решений, особенно в вопросах, связанных с оплатой труда, методов поощрения, условий труда и др.).