Кто проводит ежедневный контроль состояния охраны труда. Организация контроля за состоянием охраны труда на предприятии. Трехступенчатый контроль по охране труда: нормативные документы

Из этой статьи вы узнаете, что такое трехступенчатый контроль по охране труда, как работает эта система, как правильно ввести ее на предприятии, как оформлять Журнал трехступенчатого контроля.

Трехступенчатый контроль по охране труда – эффективный способ постоянного наблюдения за безопасностью и оперативностью реагирования на отклонения от нормы. При этом контролирующие функции распределены по 3 уровням:

За выполнение задач 1 уровня отвечают руководители работ – бригадиры, мастера, начальники участков. Это оперативный контроль.

Выполнение задач 2 уровня организуют руководители подразделений – заведующие, менеджеры, начальники цехов, производств, отделений. Это контроль на уровне промежуточных руководителей.

Задачи 3 уровня курирует комиссия по ОТ во главе с руководителем предприятия (организации). Это контроль на уровне руководства.

Поэтому трёхступенчатый контроль за соблюдением охраны труда – это действенный способ привлечь к решению вопросов безопасности труда весь коллектив. В него вовлечены все работники предприятия: рядовые рабочие через уполномоченных по ОТ, бригадиры, ИТР, представители профсоюзов, управляющие всех рангов и даже высшее руководство.

Трехступенчатый контроль по охране труда: нормативные документы

Государство не обязывает предприятия организовывать трехступенчатый контроль по охране труда – нормативными документами, в частности, ТК РФ, это не предусмотрено. Тем не менее, большинство предприятий вводят его по собственной инициативе. Настоятельно порекомендовать внедрить систему трёхступенчатого контроля за соблюдением охраны труда вправе контролирующие инстанции (например, Минтруда РФ).

В некоторых организациях трехступенчатый контроль по охране труда превращается в двухступенчатый. Это происходит, когда штат сотрудников невелик: в частных врачебных кабинетах, небольших магазинах, салонах красоты и т.д., а также у индивидуальных предпринимателей, которые используют труд наемных работников.

Организовать систему трехступенчатого контроля по охране труда помогут такие нормативные документы:

Положение «О трехступенчатом контроле по охране труда»;
Положение «О СУОТ предприятия» либо Стандарт предприятия «СУОТ предприятия»;
приказ о введении трехступенчатого контроля.

В каком нормативном документе прописывать трехступенчатый контроль по охране труда – в отдельном Положении, либо в положении «О СУОТ», каждая организация решает самостоятельно. В любом из них:

Перечисляются порядок ведения трёхступенчатого контроля за соблюдением охраны труда, его цели, направления и объекты;
вводятся ступени (уровни) контроля с описанием особенностей каждой (каждого) из них;
назначаются ответственные лица за осуществление мероприятий на каждой ступени;
определяется круг задач каждого ответственного лица (группы лиц);
прописывается порядок оформления результатов проверок;
вводится форма Журнала трехступенчатого контроля и порядок его заполнения.

Практика показывает, что, вводя «Журнал трехступенчатого контроля», пример заполнения его страниц приводить желательно сразу же. Чтобы избежать претензий со стороны контролирующих органов, в ходе работы над Положением либо Стандартом можно показать «Журнал трехступенчатого контроля» и пример его заполнения куратору, а затем придерживаться его рекомендаций. Целесообразно прописать процедуру внесения исправлений при ведении записей в журнале (например, запретить использовать корректор и пропускать строки, оговорить способ зачеркивания неправильных записей – вычеркивание всей строки либо только неправильной информации).

Как работает трёхступенчатый контроль за соблюдением охраны труда

Чтобы наблюдение за безопасностью труда велось непрерывно, контрольные функции разделены на 3 уровня:

1. Оперативный контроль

Основная цель – максимально быстрое устранение опасных ситуаций. Периодичность – постоянно. Его проводят мастера, бригадиры и другие непосредственные руководители работ. Они:

Доводят до сведения работников необходимость постоянно заботиться о личной безопасности, организовывать самоконтроль;
знакомят работников с безопасными методами работы, контролируют выполнение введенных инструкциями требований;
отмечают, выполнены ли предписания предыдущих проверок, организуют их выполнение;
ежедневно:

в начале смены убеждаются в соответствии нормативам:

— состояния рабочих мест и оборудования: исправность инструментов, приспособлений, наличие СИЗ, работу вентиляционных и осветительных систем;
— наличия исправных ограждений, блокировок, выдачи ключей-бирок;
— состояния проходов, проездов (целостность покрытия и ограждений, отсутствие захламления);
— оформления документации: наряды-допуски, распоряжения по совместным работам, рапорты предыдущих смен, др.

и наличии:

— знаков безопасности, инструкций по ОТ, необходимых журналов;
— необходимых удостоверений у работников;

в ходе смены:

— контролируют работу персонала, использование СИЗ, безопасность рабочих мест;
— оперативно реагируют на жалобы работников;
— контролируют состояние оборудования;
— оперативно устраняют нарушения. Если их собственными силами исправить ситуацию нельзя, делается соответствующая запись в журнале 3-ступенчатого контроля.

Если нарушение слишком опасно, работы останавливаются до полной его ликвидации. Информация о нем доводится до сведения руководства и специалистов, которых необходимо привлечь для его ликвидации.

2. Контроль по подразделениям

Основная цель контроля на этом уровне – обеспечение безопасности всех работ, организованных в подразделении. Мероприятия проводятся еженедельно, ежемесячно или оперативно. Ответственные лица: руководители подразделений (начальники цехов, смен, старшие мастера, менеджеры и др.). Они:

Ежедневно заслушивают отчеты подчиненных специалистов о ведущихся в подразделении работах и их безопасности;
еженедельно или чаще проверяют журналы приема/сдачи смен, 3-ступенчатого контроля, другие журналы, организуют устранение нарушений, которые выявил предыдущий уровень контроля, проверяют выполнение рекомендаций, внесенных предыдущими проверками;
ежемесячно или чаще проверяют состояние безопасности на рабочих местах подразделения. Эта работа ведется совместно с уполномоченными трудовых коллективов по ОТ, при желании профкома – также с его представителями. Если проверка совпадает с проверкой службы ОТ предприятия, то они проводятся совместно одной комиссией.

Проверяются:

Выполнение мероприятий, рекомендованных предыдущими проверками;
безопасность ведения работ;
правильность работы с оборудованием, его обслуживания и ремонта;
наличие и правильное оформление документации по ОТ;
качество ведения контроля на предыдущей ступени;
условия труда, санитарно-бытовое обслуживание;
укомплектованность СИЗ, знаками безопасности, инструкциями и их использование.

В «Журнал 3-ступенчатого контроля» записываются нарушения, которые нельзя моментально устранить. Результаты контроля отображаются в распоряжении и изучаются на ближайшем заседании по ОТ.

3. Контроль в организации

Основная задача – обеспечение безопасности в целом по предприятию. Периодичность – оперативно, ежемесячно, ежеквартально, по графику. Ответственные лица: руководитель предприятия, комиссия по ОТ.

Обязанности:

Руководитель предприятия:
организует ежедневный сбор информации от руководителей подразделений, службы ОТ и принимает соответствующие решения;
раз в полугодие или чаще организует комиссионное рассмотрение хода выполнения плана комплексных мероприятий по ОТ, принятие соответствующих решений.
главный инженер:

— организует ежедневный сбор информации от диспетчеров, службы ОТ, принимает соответствующие решения;
— ежеквартально либо чаще организует комиссионное рассмотрение состояния ОТ на предприятии, принимает или утверждает соответствующие решения.

Начальник службы ОТ:

— организует ежемесячный сбор информации от руководителей подразделений о состоянии ОТ;
— ежемесячно работает с уполномоченными трудовых коллективов по вопросам ОТ: заслушивает предложения, организует обучение, координирует совместную работу;
— проводит проверки состояния ОТ по графику, а также внепланово.

Главные специалисты:

— ежемесячно организуют анализ нарушений ОТ, зафиксированных в подчиненных им подразделениях за отчетный период;
— ежеквартально и чаще проводят проверки в сфере своей компетенции.

Комиссия по охране труда:

— проводит проверки состояния ОТ по графику комплексных обследований. В ходе этого она проверяет все аспекты работы подразделений в области безопасности;
— качество работы на 2 ступени контроля, выполнение рекомендаций предыдущих проверок;
— результаты работы оформляет актами, на основании которых издаются соответствующие распоряжения, приказы.

Контролирует устранение выявленных комиссией нарушений служба ОТ.

Журнал трехступенчатого контроля: пример заполнения

Журнал трехступенчатого контроля заполняется на 1 и 2 уровнях. Можно вводить журналы для каждой ступени отдельно или один журнал для обеих ступеней. Каждая организация вправе разработать собственную форму этого журнала, которая максимально отвечает ее потребностям.

Журнал трехступенчатого контроля и пример заполнения:

Для совместного заполнения:

Дата № ступени Нарушения Сроки устранения Должность проверяющего, ФИО Подпись проверяющего, дата Дата выполнения ФИО, подпись исполнителя
1 16.12.2016 1 Снято ограждение у конвейера №3 на отм.-10м Немедленно Мастер смены Бой С.М., уполномоченный по ОТ Шевчик М.И. подпись

16.12.2016

подпись

16.12.2016

Выполнено

16.12.2016

Бригадир Онищенко М.И.
2 20.12.2016 2 Грузчики не обеспечены защитными очками согласно Нормам выдачи 2 дня Начальник цеха Осипов Е.Г.

уполномоченный по ОТ Шевчик М.И.

подпись 20.12.2016

подпись 20.12.2016

Выполнено 21.12.2016 Старший мастер Ефимов А.М.

Для каждой ступени отдельно.

7.1. Контроль за состоянием охраны труда проводят для установления степени выполнения службами, подразделени­ями и отдельными работниками правил, норм и требований по ОТ, регламентируемых директивными органами и норма­тивно-технической документацией.

Контроль за состоянием охраны труда должен включать в себя:

Текущий контроль состояния охраны труда инженерно- техническими работниками;

Ежедневные обследования состояния ОТ в ходе прове­дения первой ступени 3-ступенчатого контроля за состояни­ем охраны труда;

Еженедельное обследование состояния ОТ в ходе про­ведения второй ступени 3-ступенчатого контроля за состоя­нием охраны труда;

Ежемесячное обследование состояния ОТ в ходе про­ведения третьей ступени 3-ступенчатого контроля за состо­янием храны труда;

Проведение комплексных и целевых проверок;

Метрологическое обеспечение контроля за состоянием охраны труда;

Общественный контроль.

7.2. Контроль за функционированием СУОТ проводят для установления степени выполнения функций и задач управ­ления; установленных нормативными документами отрасле­вой системы управления охраной труда (ОСУОТ) и системой охраны труда предприятия (СУОТП).

7.3. Основным содержанием контроля, проводимого на всех уровнях управления, является проверка выполнения норм, требований и планируемых мероприятий по ОТ.

При проведении контроля в обязательном порядке про­веряют:

Состояние внедрения нормативно-технической докумен­тации (НТД) по ОТ;

Организация и результаты работы I и II ступеней кон­троля по ОТ;

Организация обучения и аттестации ИТР по вопросам ОТ. Проведение инструктажей;

Выполнение предписаний государственной инспекции и ООТ;

Выполнение ОРД;

Выполнение мероприятий по актам Н-1 и актам рассле­дования впервые выявленных профзаболеваний;

Техническое состояние зданий и сооружений;

Состояние технологического оборудования;

Состояние электрохозяйства;

Состояние стендов, плакатов, знаков безопасности,пла­нов эвакуации;

состояние пожарной безопасности;

Состояние сосудов, работающих под давлением, газово­го оборудования (ГРП);

Состояние санитарно-бытовых помещений;

Состояние складирования, проходов, проездов, поряд­ка в помещениях;

Состояние прохождения обязательных медицинских профосмотров;

Наличие:

Схем размещения технологического оборудования и со­ответствие фактического размещения этим схемам;

На рабочих местах технологической документации., ин­струкций по охране труда и инструкций по эксплуатации объектов повышенной опасности.

7.4. Контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия, должен проводиться согласно отраслевому «По­ложению об отделе (службе) охраны труда предприятия».


7.5. Общественный контроль за состоянием охраны труда комиссией охраны труда профсоюзного комитета предприя­тия должен осуществляться согласно «Типовому положению о комиссиях по вопросам охраны труда предприятия», упол­номоченным по охране труда - согласно «Типовому положе­нию о работе уполномоченных трудовых коллективов по воп­росам охраны труда».

7.6. Контроль и надзор, осуществляемый органами госу­дарственного надзора согласно соответствующим Положениям об органах государственного надзора-

Постоянный контроль, надзор и методическое руководст­во работой по охране труда на объектах, подконтрольных органам государственного надзора, должны возлагаться на ответственных лиц по контролю и надзору за соответствую­щими объектами, назначенными приказом руководителя пре­дприятия (подразделения).

8.УЧЕТ, АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУОТ

8.1. Функция учета и анализа состояния охраны труда за­ключается в выявлении и обобщении причин несоблюдения требований трудового законодательства, стандартов, правил и норм охраны труда*, а также причин невыполнения плани­руемых работ и мероприятий по охране труда с определени­ем конкретных мер по устранению недостатков.

8.2. Учет по охране труда - объективная документальная фиксация комплекса технико-экономических показателей, предназначенных для отражения состояния ОТ и реализа­ции задач СУОТ.

8.3. Учет по ОТ должен включать:

Оперативный учет состояния ОТ и выполнения работ по реализации СУОТ;

Систематический учет основных технико-экономических показателей в соответствии с НДД по оценке уровня работ по ОТ на предприятии;

Бухгалтерский учет средств и хозяйственных операции по ОТ в денежном выражении.

8.4. К организации учета по ОТ предъявляются следую­щие требования:

Систематическое планирование учетного процесса;

Непрерывность ведения учета;

Получение достоверной информации, своевременность и правильность заполнения учета.

8.5. Источником информации и исходной базой для веде­ния учета должен являться первичный учет.

8.6. Первичный учет ОТ должен фиксироваться в докумен­тах и журналах, отражающих:

Выполнение плановых мероприятий;

Расследование несчастных случаев на производстве;

Причины несчастных случаев;

Состояние условий труда;

Производственную санитарию;

Безопасность оборудования;

Состояние безопасности технологического оборудования;

Выдачу опецодежды и др.

8.7. Информация, полученная на основе документов пер­вичного учета, обрабатывается, группируется и сводится в обобщенные показатели в соответствии с 11ТД по оценке уров­ня состояния ОТ на предприятии.

8.8. Документы первичного учета имеют юридическую си­лу и должны вестись на установленных типовых формах ак­тов, журналов, приказов, распоряжений и т. п.

8.9. Ведение документов первичного учета должно про­изводиться лицами, определенными соответствующими рас­поряжениями и функциональными обязанностями работаю­щих.

8.10. Ответственность за состояние учета по ОТ должна возлагаться:

Оперативного - на руководителей структурных под­разделений и служб предприятия в соответствии со служеб­ными функциями, установленными стандартами (положени­ями) СУОТ;

Статистического - на руководителя службы охраны труда;

Бухгалтерского - на руководителя бухгалтерской слу­жбы.

Общее методическое руководство учета по ОТ возлагает­ся на службу охраны труда предприятия.

8.11. Анализ состояния ОТ на рабочем месте, производ­ственном участке, в цехе, на предприятии является обяза­тельной функцией в СУОТ.

8.12. Проведение анализа состояния ОТ должно быть на­правлено на:

Выявление и обобщение причин несоблюдения требова­нии трудового законодательства (в части ОТ), законодатель­ства об охране труда, законодательства об общеобязатель­ном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повлекших утрату трудоспособности, стандартов безопасно­сти труда, правил, норм, инструкций и других документов по ОТ;

Определение уровня ОТ за установленный период вре­мени;

Разработку конкретных организационно-технических мероприятий по устранению выявленных недостатков и даль­нейшему повышению уровня ОТ.

8.13. Должны быть установлены следующие виды анали­за состояния ОТ: оперативный (после каждой проверки и т- п.), ежемесячный, ежеквартальный, за полугодие и за год.

8.14. При оперативном анализе рассматриваются данные проверок., определяются характер нарушений и их количест­во, является сопоставление с предыдущими проверками, вы­деляются повторяющиеся недостатки, фамилии нарушителей, причины нарушений и т. д. При оперативном анализе долж­ны выявиться также потенциальные опасности.

8.15. Месячный анализ, за квартал, за полугодие прово­дятся по итогам работы за месяц, квартал, полугодие. По учетным материалам, характеризующим состояние ОТ, вы­является эффективность проведения мероприятий: какие до­стигнуты положительные результаты, какие допущены недо­четы, определяется динамика нарушений (по их характеру) н коэффициент безопасности труда.

8.16. При анализе работы по ОТ за год определяется ди­намика несчастных случаев на производстве по цехам и пред­приятию, а также изменения числа несчастных случаев по причинам; выясняется динамика нарушений и аварий, обоб­щаются принятые к нарушителям ОТ меры, оценивается их эффективность и т. д.

8.17. Анализ ОТ должен заканчиваться оценкой состояния 01 и культуры производства.

8.18. Для оценки состояния охраны труда рекомендуется "спользовать обобщенный показатель коэффициент безо­пасности труда (Кб), характеризующий соблюдение требований безопасности труда работающими, выполнение плано­вых мероприятий по ОТ, состояние производственной сани­тарии, безопасность производственного оборудования и тех­нологических процессов и др.

Система контроля за состоянием условий и охраны труда

Целью контроля за состоянием условий и охраны труда является предупреждение производственного травматизма, профзаболеваемости посредством осуществления комплекса мероприятий.
Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству (государственным нормативным требованиям охраны труда), разрабатывать и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда. Эти процессы должны касаться:
- проведения необходимых качественных и количественных оценок в соответствии с установленными требованиями, целями организации в области охраны труда;
- измерения результатов соответствия установленным критериям (нормативным показателям) функционирования и государственным нормативным требованиям охраны труда;
- регистрации несчастных случаев, профессиональных заболеваний, происшествий и других свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда;
- регистрации данных и результатов контроля и измерений, достаточных для последующего проведения анализа результатов оперативного контроля за соответствием целям охраны труда и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий;
- обследования состояния здоровья работников;
- мониторинг и регистрация данных о здоровье работников, подвергающихся определенным опасностям.

Организация должна располагать данными о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля, измерения и обеспечивать своевременное техническое обслуживание и поверку этих средств. Запись о проведенных поверках следует регистрировать и сохранять.
Контроль за состоянием охраны труда является одним из главных элементов СУОТ и направлен на:
- проверку соответствия состояния условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда;
- выполнение руководителями и специалистами должностных обязанностей по охране труда;
- выявление и предупреждение нарушений и отклонений от требований государственных стандартов ССБТ, правил, норм, инструкций по охране труда;
- принятие эффективных мер по устранению выявленных недостатков.
Кроме того, при контроле за состоянием охраны труда анализируются результаты аттестации рабочих мест, делается оценка безопасности производства, эффективности средств коллективной и индивидуальной защиты.
Основными видами контроля являются:
- административно-общественный (оперативный) контроль;
- ведомственный контроль;
- государственный контроль;
- общественный контроль.

Административно-общественный (оперативный) контроль бывает, как правило - двух-, трехступенчатый.
Первая ступень - проводится непосредственным руководителем работ (мастером, сменным инженером, механиком, бригадиром и т.д.) непосредственно на участке, ежедневно перед началом работ (в течение смены). Проверяется состояние рабочих мест, исправность оборудования, инструмента и приспособлений, работа вентустановок, состояние санитарно-бытовых помещений, наличие инструкций и плакатов по охране труда, обеспеченность и исправность средств индивидуальной защиты.
В случае обнаруженных недостатков принимаются меры к их устранению, с записью в журнале.
На второй ступени оперативный контроль осуществляется руководителем структурного подразделения (начальником цеха, лаборатории, службы и т.д.) с представителем комитета (комиссии) по охране труда, специалистами охраны труда и других служб подразделения с периодичностью не реже одного раза в месяц (день устанавливается исходя из графика проверок).
Контролируется состояние условий и охраны труда на одном из участков, при этом проверяется кроме перечня позиций первой ступени:
- исправность и соответствие производственных и вспомогательных помещений, оборудования, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасной эксплуатации;
- своевременность проведения освидетельствований и испытаний защитных средств, оборудования, грузоподъемных машин, сосудов;
- выполнение графиков профилактических осмотров, ремонтов и т.д.;
- выполнение мероприятий по результатам аттестации рабочих мест и т.д.;
Обнаруженные недостатки устраняются, делается запись в журнале. В случае невозможности выполнения какого либо мероприятия, оформляется докладная (служебная) записка на имя главного инженера.
По результатам проверки издается распоряжение по подразделению с конкретными мерами и выводами.
На третьей ступени оперативный контроль проводится главным инженером предприятия (техническим директором), совместно с председателем комитета (комиссии) по охране труда, с руководителем службы охраны труда и другими специалистами организации, с периодичностью не реже одного раза в квартал. Контролируется состояние условий и охраны труда в одном из цехов (участков), при этом проверяется, кроме перечня позиций второй ступени:
- выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при II ступени контроля;
- выполнение плановых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе, мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора, мероприятий по актам несчастных случаев, а также выполнение приказов, распоряжений, указаний по охране труда, предписаний, контрольно-надзорных органов и рекомендаций комитета (комиссии) по охране труда;
- организация обучения и проверок знаний руководителей и специалистов структурных подразделений;
- организация медицинских осмотров и других мероприятий лечебно-профилактического характера;
- проверяется выполнение других задач, решение которых входит в функции руководителей структурных подразделений и главных специалистов функциональных служб.
Результаты обследования (проверки) оформляются актом с изданием приказа по организации, итоги рассматриваются на производственном совещании проверенного структурного подразделения.
Генеральным директором один раз в год проводится комплексное обследование состояния охраны труда одного из структурных подразделений организации с обсуждением результатов проверок на совещании или общем собрании. По итогам проверки издается приказ.

Ведомственный контроль. Осуществляется вышестоящей организацией:
- при проведении комплексных проверок подведомственных организаций;
- при проведении целевых проверок состояния условий и охраны труда в подведомственных организациях;
- по заявлениям работников подведомственных организаций.

Государственный контроль. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Общественный контроль. В соответствии со статьей 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
- предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
- осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
- принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
Для обеспечения общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в сфере охраны труда во всех структурных подразделения организации избираются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
На основании рекомендаций Минтруда РФ организации могут разрабатывать положения об уполномоченных, учитывающие специфику форм собственности и хозяйственной деятельности.
При организации общественного контроля за охраной труда в организации необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации организации, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов.
Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.
В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива на срок не менее 2-х лет. Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда в организации.
Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.
Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями участков (подразделений), выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой (специалистом) охраны труда и другими службами организации, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.
Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.


Примечание:
Подробнее о работе уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда можно прочитать в статье: «Общественный контроль охраны труда в организации»

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Аудит системы управления охраной труда

Организация должна разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения аудита СУОТ.
Аудит системы управления охраной труда проводят для:
- определения наличия в организации функционирующей СУОТ, определения соответствия СУОТ требованиям охраны труда, положениям политики в области охраны труда;
- определения качества функционирования СУОТ, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки;
- рассмотрения и учета результатов предыдущего аудита системы управления охраной труда;
- представления информации по результатам аудита СУОТ руководству организации.
План проведения аудита СУОТ должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок СУОТ.
Методы аудита СУОТ должны соответствовать требованиям к их проведению, назначению, периодичности, уровню квалификации и компетентности лиц, осуществляющих аудит.
По результатам аудита СУОТ составляют отчеты.
Аудит СУОТ по возможности проводят лица, не несущие прямой ответственности за охрану труда и не зависимые от проверяемой деятельности.

Контроль является одной из основных составляющих системы управления безопасностью груда и от того, насколько полно он осуществляется, насколько эффективны и действенны решения, принимаемые по материалам контроля, во многом зависит состояние охраны труда в подразделении, на предприятии.
Контроль бывает двух видов:
1. Технический, если его объектами являются предметы труда (продукция, техническая документация и др.), средства труда (оборудование, инструмент), трудовые процессы.
2. Социальный, если его объектом является деятельность человека.
Контроль представляет собой систему проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям-законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам, выявление результант воздействия субъекта на объект и отклонений от принятых управленческих решений.
Контроль является настолько важным средством обеспечения безопасности труда на производстве, что о необходимости этого вида деятельности говорится практически во всех нормативных актах по охране труда.
В любой деятельности важны принципы, па основе которых она строится. При осуществлении контроля такими принципами являются следующие.
Контроль должен быть эффективным. Этот принцип заключается в том, что контроль осуществляется не ради самого контроля, а для устранения обнаруженных недостач кон. Нет ничего хуже, как непринятие руководителем мер по выявленным недостаткам. Поэтому успех контроля определяется принятыми мерами.
Контроль должен быть полным, всесторонним и объективным. В этом принципе находит отражение одно из важнейших положений марксистско-ленинской диалектики, которая требует в любой отрасли знания всестороннего изучения предмета, познания всех сторон действительности, всех его связей и опосредствовании. Оно требует изучать факты и явления объективной деятельности не оторванно, не изолированно друг от друга. Выводы из результатов контроля будут объективны только в том случае, если они строятся не на единичных фактах, вырванных из общей связи причин и следствий и носящих случайный характер, а на фактах, отражающих существенные стороны явления.
Контроль должен быть непрерывным и регулярным, т. е. носить систематический характер, а не осуществляться от случая к случаю. И чем ниже ранг руководителя, тем выше должна быть систематичность. В отдельных случаях необходимо постоянное и непосредственное наблюдение за выполнением работ. Особые случаи, требующие с точки зрения обеспечения безопасности такого контроля, указаны в соответствующих правилах и инструкциях по технике безопасности.
Контроль должен быть своевременным. Этот принцип требует, чтобы контроль осуществлялся тогда, когда еще есть время для выполнения мероприятий по устранению препятствий, ошибок, недостатков. Этот принцип особенно важен при контроле планов, где фактор времени играет существенную роль.
Одной из эффективных форм контроля администрации и комитета профсоюза предприятия за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими законодательных и нормативно-технических актов по охране труда является трехступенчатый контроль.
Этот вид контроля не исключает проведение администрацией контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников предприятий, а также общественного контроля профсоюзных органов. В зависимости от специфики производства, структуры и масштабов предприятия трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда проводится на первой ступени — на участке цеха, карьера, шахты; на второй ступени — в цехе, карьере, шахте; на третьей ступени — на предприятии в целом.
Первая ступень контроля осуществляется руководителем соответствующего участка (мастером, начальником участка, начальником смены) и общественным инспектором по охране труда ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работы с повышенной опасностью) — ив течение рабочего дня (смены).
По выявленным при проверке нарушениям и недостаткам намечаются мероприятия, определяются сроки и лица, ответственные за исполнение.

Если недостатки не могут быть устранены силами участка, то его руководитель обязан доложить об этом вышестоящему начальнику для принятия соответствующих мер.
Вторая ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой начальником цеха и старшим общественным инспектором по охране труда цеха, не реже двух раз в месяц. В состав комиссии входят руководители (представители) технических служб цеха, инженер по технике безопасности предприятия и медицинский работник, закрепленный за цехом.
Комиссия намечает мероприятия но устранению недостатков, а начальник цеха назначает исполнителей и сроки исполнения. Кроме того, начальник цеха (подразделения) должен организовать выполнение предложенных комиссией мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Третья ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой руководителем или главным инженером предприятия и председателем комитета профсоюза, не реже одного раза в квартал, а на практике, как правило, ежемесячно. В состав комиссии входят заместитель главного инженера по технике безопасности или руководитель службы охраны труда предприятия, председатель комиссии охраны труда комитета профсоюза, руководители технических служб, начальники газоспасательной службы, пожарной охраны, руководитель медицинской службы предприятия. Проверку проводят в присутствии руководителя и старшего общественного инспектора по охране труда, проверяемого подразделения.
Результаты проверки оформляются актом, в недельный срок они должны быть обсуждены на совещании у руководителя предприятия с участием профсоюзного актива. На совещании должны присутствовать руководители всех участков и цехов предприятий. Здесь заслушиваются руководители тех участков (цехов), где выявлены неудовлетворительные условия труда, допущены нарушения правил безопасности и норм производственной санитарии. Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием принятых решений и мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководитель предприятия издает соответствующий приказ.
На некоторых предприятиях организована и применяется еще одна, довольно эффективная форма контроля — целевые проверки состояния условий и охраны труда в подразделениях предприятия.
Целевые проверки осуществляет руководитель подразделения совместно со старшим общественным инспектором. В целевых проверках участвуют соответствующие руководители технических служб подразделения. Суть целевой проверки заключается в том, что по специальному графику в определенный день месяца проверяется состояние только одного какого-то объекта, хозяйства и пр. Например, в первую неделю января и июля проверяются состояние пожаро-и взрывоопасных помещений, газового хозяйства, кислоро-допроводов, сосудов, работающих под давлением, паро- и воздухопроводов, противопожарных средств.
Для этой целевой проверки начальник цеха привлекает помощника начальника цеха по оборудованию, энергетика цеха, механика; приглашает инженера бюро по надзору за объектами котлонадзора, инженера ОГЭ.
На основании материалов целевой проверки разрабатываются мероприятия с указанием сроков их исполнения и ответственных лиц, издается распоряжение по цеху.
В первую неделю марта и сентября организуется проверка состояния грузоподъемных машин, механизмов, подкрановых путей, грузозахватных устройств и приспособлений и т. д.
Разумеется приведенные выше примеры являются рекомендательными, их можно принять как типовые, они дают возможность понять суть целевых проверок. На предприятиях разрабатывают и вводят графики целевых проверок с учетом специфики производства и конкретного состояния охраны труда на данном предприятии.
Кроме перечисленных, существует еще много форм и методов контроля за состоянием условий и охраны труда, соблюдением нормативных документов.

Ещё во времена Советского Союза была разработана система трехступенчатого контроля по охране труда. И сегодня этот метод применяется довольно активно.

Виды контроля

Трудовой кодекс обязывает работодателя не только обеспечить в компании соответствующие условия охраны труда, но и организовать надлежащий контроль за состоянием таких условий.

Существует три основные системы контроля за охраной труда:

  • государственный;
  • ведомственный;
  • общественный.

Помимо этих систем выделяют и трехступенчатый контроль (административно-общественный).

Трехступенчатый контроль: его суть

Суть такого метода заключается в организации контроля в три этапа (ступени).

Нет единого документа, регламентирующего порядок проведения такого контроля во всех организациях. Есть несколько нормативных правовых актов, в которых описывается этот метод на отдельных производствах.

Например, в Правилах для полиграфических компаний (Приказ МПТР РФ от 04.12.2002 N 237). В этом документе данный метод предусматривает:

  • ежедневный контроль (I ступень) — должен проводиться мастером участка вместе с общественным инспектором;
  • еженедельный (II ступень) — начальником цеха вместе с уполномоченным по охране труда;
  • ежемесячный (III ступень) — комиссией под руководством главного инженера организации.

Такой же метод контроля применяется и при эксплуатационной работе и обеспечении безопасности движения поездов в локомотивном хозяйстве ОАО "РЖД" (Регламент, утв. ОАО "РЖД" 12.08.2006 N ЦТЛ-16/2).

Рассмотрим более подробно каждую ступень контроля, исходя из общей сложившейся практики.

1-я ступень контроля

Подразумевает проведение ежедневного контроля или ежесменного. Проводится руководителем работ (например, сменным мастером, дежурным по станции, бригадиром и т.д.). Контроль должен проводиться как в начале рабочего дня, так и в течение дня или смены.

В начале рабочего дня руководитель работы обязан проверить:

  • готовность сотрудников начать трудовую деятельность (на общее состояние здоровья, отсутствие алкогольного опьянения и др.);
  • рабочие места (их состояние и соответствие нормам);
  • наличие аптечки, средств пожаротушения и т.д.;
  • наличие средств защиты и спецодежды, исправных инструментов и приспособлений;
  • правильность работы заземляющих устройств, вентиляции, освещения;
  • состояние проходов и проездов;
  • устранение нарушений, обнаруженных предыдущей проверкой.

После того, как рабочая бригада приступит к работе, в течение всей смены необходимо вести контроль за соблюдением работниками инструкций и правил по охране труда.

2-я ступень контроля

2-я ступень проводится руководителем подразделения. В его качестве может выступать, например, начальник цеха, участка, старший мастер и т.д.

Контроль проводится не менее 1 раза в месяц. Привлекаются к участию лица, уполномоченные по охране труда.

На втором этапе проверяются:

  • реализация мероприятий, запланированных по результатам проверок предыдущих ступеней контроля;
  • осуществление мероприятий по итогам расследования несчастных случаев;
  • работоспособность транспортных средств, оборудования;
  • освещённость рабочих мест;
  • наличие информационных стендов и знаков безопасности;
  • качество и своевременность проведения технической учёбы и инструктажей;
  • исправность электрооборудования и вентиляционных устройств;
  • санитарное состояние цехов и бытовых помещений.

3-я ступень контроля

Последний этап осуществляется комиссией. В состав комиссии могут быть включены главный инженер, заместители начальника, инженер по охране труда, уполномоченные по охране труда, представители профкома, главный технолог, ответственный за электрохозяйство, инспектор отдела кадров и т.д. Возглавляется комиссия одним из руководителей предприятия. В некоторых случаях при необходимости может быть создано несколько комиссий.

3-я ступень контроля проводится не реже одного раза в квартал. Проверка охватывает все производственные подразделения.

  • результаты контроля на предыдущих этапах;
  • содержание строений, сооружений, проезжей, пешеходной части, помещений, переходов, тоннелей;
  • работоспособность технологического, грузоподъемного, транспортного и прочего оборудования;
  • правильность работы вентиляционных систем;
  • наличие схем подключения энергоустановок и коммуникаций;
  • наличие и использование спецодежды, спецобуви и других средств защиты;
  • соблюдение режима работы и отдыха;
  • соответствие санитарно-гигиенических нормам, правилам электро- и пожарной безопасности и пр.

По результатам проверки на третьем этапе составляется акт. В этом акте указываются выявленные нарушения. На основании акта издаётся приказ о принятии необходимых мер и устранении выявленных нарушений.