Об условиях оплаты труда руководителей муниципальных унитарных. Положение об оплате труда руководителей муниципальных унитарных предприятий (МУП). руководителям муниципальных унитарных предприятий

Норма права является моделью типового общественного отношения, которое в качестве образца устанавливается государством. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Норма права определяет границы возможного и должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях. Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании. Остальные отношения регулируются другими социальными нормами.

Норма права представляет собой структурную единицу системы права. Норма права устанавливается или санкционируется государством, закрепляясь в официальных государственных актах. Она имеет предоставительно-обязывающий характер, т. е. нормой права устанавливается не только свобода действий, но и обязанность совершать или воздерживаться от совершения каких-либо действий. Реализация правовой нормы в необходимых случаях обеспечивается мерами государственного принуждения, т. е. нарушение границ свободы дозволенного и необходимого поведения влечет за собой применение мер юридической ответственности к правонарушителю.

Известно, что право есть совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Но это не случайное и не хаотичное их нагромождение, не механическая масса, а строго согласованная и взаимозависимая целостная система, в которой нормы выстраиваются, группируются в определенном порядке. Норма права, будучи структурной единицей права, сама имеет свое внутреннее строение. Норма права имеет трехзвенную структуру: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза представляет собой условие действия нормы, т. е. устанавливает, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом поведения. Например, при наличии права на пенсионное обеспечение по возрасту его реализация возможна только по достижении установленного законом возраста.

Диспозиция как структурный элемент нормы права указывает, каким может быть и должно быть поведение социального субъекта при условиях, означенных гипотезой. Следовательно, диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей.

Санкция характеризует последствия действия нормы. Различают позитивную и негативную разновидности санкции. Позитивная санкция связана с системой поощрений (например, выплата премии, награждение орденами и медалями), а негативная - с системой мер государственного взыскания, которые могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией.

Нормы права систематизируются в нормативно-правовых актах. Нормативно-правовой акт - это принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Следует отличать нормативно-правовые акты от нормативно-вспомогательных актов и актов применения права. Первые не вносят никаких изменений в действующее законодательство. С помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы (Например: ФЗ № 147-ФЗ от 16 июля 1998 г. «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Акты применения права содержат индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов всегда означает установление, отмену или изменение содержания правовых норм. Так как нормативно-правовые акты содержат нормы права, то они обязательны к исполнению. Для них характерна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты можно классифицировать по различным основаниям. Так, по предмету правового регулирования различают гражданско-правовые; уголовно-правовые; административно-правовые акты и т. д.; по территории действия - федеральные, региональные и местные.

Нормативно-правовые акты обладают определенной юридической силой. Юридическая сила - это релятивное (сопоставительное) свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. По юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

По общему правилу, нормативно-правовые акты обратной силы не имеют, т. е. они регулируют только те общественное отношения, которые возникают после вступления их в законную силу. Из этого общего правила есть исключения. Так, нормативно-правовой акт может иметь обратную силу, иными словами, распространяться на правоотношения, которые возникли до его принятия, если это оговорено в самом акте; обратную силу имеют законы, устраняющие наказуемость деяния или смягчающие наказания.

Нормативно-правовые акты подлежат официальному опубликованию. В юридической литературе высказано мнение, что официальное опубликование - это самостоятельная стадия правотворческого процесса, которая представляет собой помещение полного текста нормативного акта в официальном издании (либо в информационном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации», либо в «Российской газете»).

Нормативно-правовые акты прекращают свое действие во времени по истечении срока, заранее установленного в самом нормативном акте (например, федеральный закон о федеральном бюджете действует только в течение одного финансового года); в случае их отмены;

при замене данного акта другим, устанавливающим новые правила регулирования этих же общественных отношений.

Исключительный случай - «переживание» старого нормативного акта, который уже отменен и не действует, но применяется при регулировании отношений, возникших в период его существования.Этокасается сферы гражданского права.

Действие нормативно-правого акта в пространстве связано с распространением его на всю территорию государства или только на ее часть.

Возможно экстерриториальное действие нормативно-правового акта: в соответствии с нормами международного права юрисдикция данного государства не распространяется на определенные территории или на отдельные категории лиц. Например, экстерриториальность выступает в виде дипломатического, консульского иммунитета.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц означает по общему правилу распространение его на всех субъектов, находящихся в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Однако из того общего правила есть исключения. Так, иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом, пользующиеся правом экстерриториальности, не могут быть привлечены к ответственности за нарушения административного и уголовного законодательства; иностранные граждане и лица без гражданства, хотя и постоянно -проживающие на территории страны, не могут быть носителями некоторых прав и обязанностей (не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти; не могут быть государственными и муниципальными служащими); отдельные нормативные акты, в частности, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс, распространяют свое действие и на граждан России, которые находятся за пределами страны.

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться по другим основаниям, например, по признаку пола; по возрастному цензу (несовершеннолетние); по профессиональной принадлежности (военнослужащие);

по наличию отношений гражданства (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства).

Глава 1. Понятие, признаки и структура правовых норм.
В юридической науке существуют различные понимания права (нормативное, социологическое, этическое и др.), каждое из которых имеет свои обоснования. Для правоприменения и других форм реализации права первостепенное значение имеет понятие о праве как о системе норм.

Правовой нормой называется рассчитанное на регулирование вида
общественных отношений общее правило поведения, установленное или
санкционированное государством и охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения. Нормы права обладают общими признаками социальных норм:

– представляют собой правила поведения людей в обществе;

– выступают правилами поведения общего характера.

Норма – это правило должного, обращенное в будущее. От других социальных норм правовые нормы отличаются неразрывной связью с государством,которое устанавливает или санкционирует (официально признает) правовые нормы и охраняет их от нарушений.

Норма права рассчитана на регулирование не отдельного, единичного
отношения, а вида отношений; этим она отличается от актов применения
права, договоров, индивидуальных распоряжений. Так, необходимо отличать норму, предусматривающую ответственность за хищение личного имущества граждан, от приговора районного суда о привлечении того или иного гражданина к уголовной ответственности по данной статье. Хотя
индивидуально-конкретное предписание (в приведенном примере “приговор”) имеет обязательное значение, оно выносится во исполнение правовых норм, касается конкретного общественного отношения, обращено к персонально-определенному лицу и имеет разовое значение.

Нормы права обладают также рядом специфических черт, которые позволяют отличить их от неправовых социальных норм:

1). Нормы права являются общеобязательными правилами поведения, т.е.
представляют собой правила поведения общего характера и обязательны к исполнению всеми лицами независимо от их желания. Однако это еще не означает, что любая норма права обязательна к исполнению каждым. Есть нормы, которые обязательны не для всех лиц, а только для проживающих на определенной территории или для работников определенного ведомства. Так, нормы права, устанавливающие льготы работникам угольной промышленности, рассчитаны на особые условия труда в угольной промышленности и, естественно, не могут применяться в сельском хозяйстве. Но от этого они не утрачивают общеобязательности, ибо остаются правилами поведения общего характера, обязательными для тех работников угольной промышленности, которые окажутся в условиях, предусмотренных данными нормами. Другими словами, общеобязательность нормы права означает обязательное выполнение ее предписаний каждым субъектом, оказавшимся в условиях, предусмотренных данной нормой. Когда в развитии общественных
отношений создаются или возникают предусмотренные нормой условия ее реализации, у участников этих отношений возникают конкретные права и обязанности, образующие правоотношение.
2). Нормы права представляют собой формально-определенные правила
поведения. Формальная определенность заключается не во внешнем
оформлении и закреплении правовых норм, а в том, что в содержании
предусмотренных ими правил поведения четко определено, какие юридические права и обязанности могут возникнуть на основании норм, даны точные формулировки.
3). Правовые нормы устанавливаются или санкционируются компетентными органами государства. Выраженная в норме государственная воля направлена на регулирование определенного вида общественных отношений, адресована воле участников этих отношений, лиц, которые должны сообразовывать свое поведение с содержащейся в норме обязанностью или запретом.

4). Специфическим признаком правовых норм является их охрана
государством. Этот признак не означает, что нормы права проводятся в
жизнь только с помощью государственного принуждения. Они выражают волю всего народа и потому, как правило, соблюдаются в добровольном порядке. Вместе с тем правовые нормы охраняются государством. Эта охрана состоит в том, что право предусматривает возможность применения мер государственного принуждения, т.е. в правовой системе закрепляются юридические санкции, которые применяются компетентными органами (например, прокуратурой, судом, органами внутренних дел и др.)

Нормы права, выряжая волю народа, выступают необходимым регулятором общественных отношений. Они являются нормативной основой деятельности государственного аппарата, средством дальнейшего развития и охраны прав и свобод граждан. Им принадлежит важное значение в обеспечении общественного порядка и дисциплины.

Регулирующее действие правовых норм осуществляется посредством
наделения участников общественных отношений юридическими правами и обязанностями, воплощения предписаний норм в фактических, реальных
действиях людей.

Регулятивные нормы устанавливают юридические права и обязанности
участников общественных отношений. Эти нормы рассчитаны на правомерное поведение людей.

Правоохранительные нормы предусматривают меры государственного
принудительного воздействия за совершение правонарушений. Они рассчитаны на неправомерное поведение людей и всегда содержат санкции. Взаимодействие регулятивных и правоохранительных норм заключается в том, что первые регулируют положительные действия людей, а вторые – выражают отрицательную реакцию государства на неправомерное поведение, направлены на охрану регулятивных норм и “несут” в себе государственное принуждение. Так, регулятивная норма, закрепляющая права и обязанности участников авторского договора, охраняются нормами, в которых устанавливается ответственность сторон за нарушение договора.

Глава 2. Структура норм права.

Всякая
правовая норма практически состоит из двух элементов:

1) описания условий действия правовой нормы – гипотезы;

2) указания на юридические последствия, которые наступают при наличии
обстоятельств, предусмотренных гипотезой, – диспозиции или санкции.

Структура правовой нормы существует как неразрывная связь правила
поведения (диспозиция) с условиями и пределами его применения (гипотеза) и способы охраны от нарушений (санкция).

В структуре правовой нормы выражены специфические качества права,
отличающие его от других социальных регуляторов.
Гипотеза – первая часть правовой нормы.
Диспозиция – часть правовой нормы, указывающая каким должно быть
поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических
обстоятельств.

Санкция – часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия,
которые могут быть применены к лицам, не соблюдающим предписаний
правовых норм. Санкция рассчитана на наступление фактических
обстоятельств, называемых правонарушением. Она, как и диспозиция,
указывает на юридические последствия, с той лишь особенностью, что в
качестве условия предусматривается совершение правонарушения, а
последствия – меры воздействия.

Гипотеза и диспозиция адресованы разуму и воле участников общественных отношений, рассчитаны на ситуации, когда возможен выбор различных вариантов поведения и определяют (в диспозиции) тот вариант, который соответствует выраженной в праве государственной воле. Санкция должна выражать способность государства принуждать к соблюдению нормы, пресекать ее нарушения, восстанавливать нарушенное право. Поэтому нереальны и неприемлемы те пожелания о совершенствовании законодательства, которые содержат предложения либо практически невыполнимые, либо недоказуемые средствами юридического процесса, либо неосуществимые при помощи мер государственного принуждения.

Диспозиция и санкция являются вторыми элементами различных правовых норм. Они не могут быть частями одной и той же нормы права. Как уже отмечалось, нормы права действуют в тесной связи друг с другом: одни нормы (регулятивные) регулируют положительные действия людей, другие (правоохранительные) охраняют их от нарушений. Поэтому вторым элементом в одних нормах (регулятивных) выступает диспозиция, в других
(правоохранительных) – санкция.

Структура правовой нормы основывается на взаимосвязи, системности
правовых норм. Системность является существенным качеством права –
правовые нормы неразрывно связаны между собой, в определенных аспектах выступают как диспозиции, имеющие свои гипотезы и санкции, в других – как элементы гипотез или санкций других норм. Санкция одной нормы становится диспозицией при нарушении охраняемой нормы и применении мер принуждения к правонарушителю; гипотезы также в определенном аспекте становятся диспозициями, указывающими, каким именно обстоятельствам следует придавать юридическое значение. Так, с точки зрения пешеходов и водителей транспортных средств соблюдение правил дорожного движения является обязанностью (диспозиция), а административные взыскания за невыполнение обязанности – санкцией, способом принуждения к соблюдению этих правил. С точки зрения государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях,
та же самая норма выступает в другом аспекте: гипотезой становится
описание административного правонарушения, диспозицией – обязанность применить взыскание в установленных законом пределах и соответствующей процессуальной форме; способом же обеспечения этой обязанности (санкцией) является отмена незаконного и необоснованного постановления по делу об административном правонарушении, а также меры персональной ответственности должностных лиц, виновных в бездействии либо в неправильном применении закона.

С системностью права связана специализация правовых норм. Ряд отраслей права определяет санкции и порядок их применения (уголовное и уголовно-исполнительное право, уголовный и гражданский процесс). В
пределах самих отраслей права в особые институты выделены нормы,
определяющие санкции за правонарушения (институты имущественной
ответственности в гражданском праве, материальной и дисциплинарной
ответственности – в трудовом праве и др.). В результате целый комплекс
норм нередко охраняется от нарушений общей санкцией, неразрывно
связанной с каждой из норм, составляющих комплекс. С другой стороны,
общий для ряда норм права характер имеют некоторые положения об условиях их применения (определения субъектов права, их правовых статусов, правила действия правовых норм во времени, в пространстве, по кругу лиц, определения правового режима разных видов имущества и др.). Эти общие для ряда норм положения также входят в каждую из них.

Норма права и статья закона или другого нормативного акта, как правило
совпадают. Однако подобное соответствие наблюдается не всегда. Во многих статьях закрепляется не по одной, а по нескольку норм права. Необходимо отметить, что одна правовая норма не может располагаться в нескольких статьях одного или различных нормативных актов. В интересах обеспечения четкости изложения правовых норм и удобства их применения законодатель формулирует одну или несколько связанных друг с другом норм в одной статье.

Структурные части (элементы) правовых норм излагаются в статьях
нормативных актов неодинаково. Различаются прямой, ссылочный и
бланкетный способы изложения.

Прямой способ изложения означает полное изложение (формулирование)
элементов правовой нормы непосредственно в статье закона, закрепляющей эту норму.

При ссылочном изложении элементы правовой нормы не раскрываются
полностью в одной статье, а дается ссылка на другие статьи. Указанные в
этих статьях данные восполняют формулировку ссылочной статьи. В качестве примера можно привести статью УК предусматривающую уголовную ответственность за умышленное убийство, совершенное без отягчающих обстоятельств. В гипотезе отягчающие обстоятельства не называются, а делается ссылка на статью, в которой они перечислены.

При бланкетном изложении недостающие сведения восполняются не
какой-либо точно указанной статьей, как при ссылочном изложении, а
самостоятельными нормами права, содержащимися в других нормативных актах. Для правильного понимания нормы, изложенной бланкетным способом, необходимо прибегнуть к этим нормативным актам. Бланкетной является, например, статья предусматривающая ответственность за нарушение правил безопасности горных работ. Для уяснения ее смысла необходимо обратиться к нормативным актам, в которых непосредственно установлены правила безопасности горных работ.

Ссылочный и бланкетный способы позволяют избежать ненужных повторений. Вместе с тем в практическом пользовании наиболее удобно прямое изложение.

В зависимости от степени обобщения фактических обстоятельств, о
которых говорится в нормах права, и предписываемых ими действий
различаются казуальное и абстрактное изложение гипотез и диспозиций.

Казуальное изложение гипотез и диспозиций – изложение путем простого
перечисления регулируемых нормой фактических обстоятельств или
предписываемых ею действий. Оставаясь правилом поведения общего
характера, правовая норма указывает на индивидуальные признаки этих
обстоятельств и действий.

Абстрактное изложение гипотез и диспозиций – изложение путем обобщения фактических обстоятельств или предписываемых нормой действий с использованием их общих родовых признаков. Так, в гражданском законодательстве широко используется термин “юридическое лицо”. Организации, являющиеся юридическими лицами, в нормах права не перечисляются, а охватываются этим термином.

Абстрактное изложение соответствует более высокому развитию
юридической культуры и позволяет кратко и точно формулировать нормы
права. Казуальное же изложение ведет к громоздкости законодательства и, кроме того, оставляет место для пробелов, так как заранее невозможно
предвидеть все конкретные жизненные обстоятельства и перечислить их в
соответствующей норме права. Вместе с тем, как это видно из нормы,
предъявляющей требования к решению суда, в ряде случаев нормы права
нельзя изложить, не прибегая к казуальному способу. Казуальное изложение облегчает понимание правовых норм и пользование ими.

Глава 3. Соотношение норм права и текстов нормативных актов.

Под нормативно – правовыми актами понимаются выражения в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права.
Это – акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.

Все без исключения нормативно - правовые акты являются государственными по своему характеру актами. Они издаются или санкционируются только органами государства.
Имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно – правовых актах, связывается наступление уголовно – правовых, гражданско – правовых и иных юридических последствий.

Основным источником (формой) права нашей страны являются нормативные акты, в текстах (разделах, частях, статьях) которых излагаются правовые нормы.

При подготовке и принятии нормативных актов обязательно учитываются
специфические признаки правовых норм (общий характер,
неперсонифицированность, обращенность в будущее и др.) и их структура
(каждое правило должно иметь обозначение условий применения и охраняться государством от нарушений). Однако норма права не тождественна статье закона, а структура последней не совпадает со структурой правовой нормы. Это определяется рядом обстоятельств.

В одной статье нормативного акта (и даже – в одном нормативном акте)
не могут быть выражены в полном объеме все элементы, из которых состоит правовая норма. При подготовке, принятии и издании нормативного акта правовой материал по правилам законодательной техники группируется таким образом, чтобы акт был компактен, а его предписания легко воспринимаемы.
Поэтому при подготовке проекта закона или иного нормативного акта его
текст делится на разделы, статьи, части статей; в кодексах – на главы,
разделы или на общую и особенную части. В начале многих нормативных
актов обозначаются положения, имеющие отношение ко всем последующим разделам, связанные с многими или со всеми нормами данной отрасли права.
Объединение близких по своим предписаниям норм или их частей в одну
статью или раздел нормативного акта позволяет избежать повторений и
длиннот. В разных статьях нормативных актов, а то и в разных кодексах содержатся материально-правовые и процессуальные нормы. В результате элементы одной нормы обычно размещаются в разных статьях
нормативных актов, и наоборот, одна статья может содержать части
нескольких норм.

Частицы, элементы правовых норм находят выражение в статьях, пунктах,
параграфах текстов нормативных актов в виде определений общего
характера, обладающих рядом признаков нормы. Те из них, которые
представляют собой логически завершенные, обязательные для соблюдения положения, называются правовыми предписаниями. Правовые предписания направлены на регулирование определенного вида (или стороны) общественных отношений, способны регулировать, направлять действия, поступки, из которых складывается правовое поведение.

Нормы права и статьи законов не всегда тождественны еще и по той
причине, что тексту нормативного акта, как и любому литературному
произведению, нередко свойственны образность, ориентация на массовое
правосознание, обращенность к общественному мнению. В законодательстве используются условные термины. Например, “молодой специалист” может оказаться по возрасту далеко не молодым работником, осваивающим новую для него специальность и потому имеющим право на некоторые льготы. В ряде нормативных актов для смыслового усиления должное описывается как сущее: “Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого”, “Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей”.

Нормативный правовой акт - это акт, содержащий правовые нормы.

Именно этим он отличается от индивидуальных правовых актов. Например, в таком судебном акте, как приговор или решение суда по гражданскому делу, никаких общих норм не содержится (имеется в виду российская правовая система). Нет их и в приказе руководителя о приеме на работу. Нет в постановлении о наложении штрафа на конкретного гражданина или в Указе Президента о награждении гражданина орденом. Хотя все названные акты являются правовыми. Таким образом, для отграничения нормативного акта от ненормативного следует обратиться к тому, как представляется правовая норма, какова, в частности, ее структура.

Право, как бы его ни понимали, в своем инструментальном воздействии на общественные отношения, мыслится в качестве определенных правил поведения, в виде общих норм, рассчитанных на типичное массовидное воплощение в фактической жизнедеятельности.

Норма права - особая разновидность социальных норм наряду с нормами морали, нормами каких-то отдельных (негосударственных) социальных общностей. От других норм ее отличают, во-первых, всеобщий характер, своего рода обезличенность, распространение на всех участников общественных отношений независимо от их воли и желания. Во-вторых, правовая норма в отличие, например, от морали призвана регулировать внешнее поведение людей, обращена к их воле и сознанию в расчете на определенный поступок. В-третьих, правовая норма отличается от других субъектом своего подтверждения в качестве таковой. Окончательно норма признается правовой только государством. До того она может существовать, может обосновываться учеными, ею могут руководствоваться сами участники общественных отношений, но пока полномочные органы государства не признали ее, не поставили под свою защиту, данную норму трудно рассматривать в качестве правовой. Это еще один отличительный признак правовой нормы - обеспеченность ее государственной поддержкой, государственной защитой, силой государственного принуждения.

Норма права - признаваемое и обеспечиваемое государством обще-обязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.
Норма права - критерий правомерности поведения. Отсюда при-обретают значение такие качества правовой нормы, как ее формальная определенность, конкретность, позволяющие практику решить юридическое дело.

По своей структуре каждая норма включает в себя три элемента (части): диспозицию, гипотезу и санкцию.
Диспозиция указывает на суть и содержание самого правила поведения, на те права и обязанности, на страже которых стоит государство.
Гипотеза содержит перечень условий, при которых норма действует.

Санкция называет поощрительные или карательные меры (позитивные или негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, на-против, нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы. Иногда в статье закона формулируется только часть нормы, а другие ее части следует обнаруживать в других статьях или в ином нормативном акте.

Своей структурой, а также содержательными признаками норма права отличается от иных проявлений права, прежде всего от индивидуального предписания. Последнее основывается на норме и исчерпывается разовым исполнением. Индивидуальное предписание рассчитано на строго определенный случай, на однократное действие, на конкретных лиц. С другой стороны, норма права отличается от общих принципов права. Последние, хотя и носят нормативный характер, нсе-таки проявляют себя через нормы права, нуждаются в конкретизации, не выходят напрямую на гипотезы и санкции, без чего трудно представить себе определенность правового регулирования.

Для каждого адресата нормативных правовых актов имеет значение действие содержащихся в нем норм. Казалось бы, действие акта и действие его норм не следовало разделять. Однако это делать приходится, поскольку законодатель заранее оговаривает действие отдельных правовых норм в принимаемом им акте. Так, например, некоторые нормы части первой Налогового кодекса вступают в силу только после принятия второй его части.
Правовые нормы действуют: 1) во времени; 2) пространстве; 3) по кругу лиц.

Действие во времени связано с моментом вступления нормативного акта в юридическую силу и с моментом утраты им юридической силы.
Законы России вступают в силу по истечении 10 дней со дня их опубликования в официальных изданиях («Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации»).

Публикуются законы по истечении семи дней со дня их принятия. Это общее правило. Но в законе может быть указана дата, когда соответствующие нормы вступают в юридическую силу.

Постановления и распоряжения Правительства России вступают в силу с момента их принятия, если в самом нормативном акте не указано иное. Акты Правительства, затрагивающие права и свободы человека, вступают в силу по истечении семи дней после опубликования.
Некоторые акты вступают в силу с момента получения их адресатом. Акты местных органов власти и управления (самоуправления), как правило, вступают в силу с момента оповещения населения.

Очень важное значение в действии закона во времени имеют понятия «обратная сила закона» и «переживание закона». По общему правилу, которое действует в правовой системе России, закон обратной силы не имеет. Закон не распространяет свое действие на те отношения, которые возникли до его вступления в законную силу. Но законодатель может это сделать в отдельных случаях. Однако это его право ограниченно. Он не может, например, издать нормы с обратной силой, если они устанавливают ответственность за какое-либо деяние либо ужесточают эту ответственность. Есть конституционные ограничения обратной силы закона и есть соответствующие трактовки этих норм Конституционным Судом РФ. Так, ст. 57 Конституции РФ прямо фиксирует: «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».
Иногда имеет место ситуация, как бы противоположная обратной силе закона. Это случается тогда, когда адресат права продолжает руководствоваться старым, отмененным или замененным законом, поскольку он не может одномоментно выйти из тех отношений, в которые он вступил, руководствуясь действовавшими на то время нормами.

Действие нормативных актов в пространстве связывается с их распространением на государственную территорию. К ней относятся территория земли, внутренние и территориальные воды, недра, воздушное пространство над этой территорией, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных аппаратов над территорией, не входящей в состав другого государства.

Территориальные пределы действия нормативных актов выражают суверенитет государства и его юрисдикцию. Иностранное законодательство применяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку законодательство само это допускает в общей форме или в конкретных соглашениях с зарубежными государствами. Международными договорам^ регулируется и так называемое экстерриториальное действие правовых актов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств).

В федеративных государствах территориальные пределы действия нормативных актов обусловлены внутриполитическими отношениями. В качестве общего правила нормативные акты субъектов Федерации действуют на собственной территории, акты местных органов власти и управления - на управляемой ими территории. Однако распространено и другое: юридические акты, принятые государственными органами одних административных и политических единиц, признаются в качестве таковых на территории других. Столкновения нормативных актов равноправных (однопорядковых) органов решаются на основе коллизионных норм, установленных федеральными властями. Коллизионные нормы существуют также на случай столкновения актов, изданных в разное время, в разном объеме, разными органами.

Действие по кругу лиц означает, по общему правилу, распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Но из данного правила есть три исключения.

Во-первых, главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств и некоторые другие иностранные граждане пользуются правом экстерриториальности (наделены дипломатическим иммунитетом), следовательно, к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственного принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.
Во-вторых, проживающие на территории государства иностранные лица и лица без гражданства, хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами страны, в некоторых правоотношениях не могут выступать носителями прав. Они не могут, например, избирать и быть избранными в органы государственной власти, в судьи; не могут состоять на службе в вооруженных силах и органах инутренних дел.
В-третьих, некоторые нормативные акты, например предусматривающие уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет.

Адресатами нормативных актов могут быть все граждане или определенные группы населения, все должностные лица или отдельные их категории.

Система социальных норм - часть системы нормативного регулирования, так как в обществе действуют два вида норм: технические и социальные. Норма (от лат. - правило, образец, стандарт) указывает на те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Технические нормы используются для регулирования поведения человека в его отношениях с природой и техникой. Они указывают на то, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, реагировать па воздействие сил природы. Технические нормы непосредственно связаны с уровнем развития производительных сил; пренебрежение ими может привести к тяжелым последствиям.

Современную систему технических норм составляют технологические правила, правила техники безопасности, пользования современными приборами и машинами, правила санитарии и гигиены, грамматики, педагогики, профессиональной деятельности. Словом, везде, где человек действует и создает какие-либо материальные и духовные блага, он должен знать и творчески применять соответствующие технические правила. При несоблюдении технических норм человек, напротив, уподобляется героине басни И. А. Крылова "Мартышка и очки". Даже располагая современной техникой, он, скорее всего, не сможет получить ожидаемых результатов. Кроме этого, высока вероятность, что такой человек может испортить сложный прибор, иные орудия труда. Несоблюдение правил техники безопасности может обернуться производственной травмой или иными тяжкими последствиями как для самого нарушителя, так и для окружающих. Именно с соблюдением технических норм в немалой степени связано дальнейшее повышение ответственности человека перед обществом, о чем свидетельствуют события, связанные с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Становится очевидным, что технические нормы - это разработанные на основе знания канонов техники и технологии правила работы с техническими и природными объектами.

Столь же важное значение в современном мире имеет и соблюдение социальных норм, которые регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления экономических, политических, социально-культурных задач, стоящих перед обществом, государством и отдельной личностью.

Социальные нормы - это такие регуляторы, которые устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений, содержат одинаковый масштаб (меру) поведения, т.е. норму. Они характеризуются неперсонифицированностью адресатов ("относятся к тем, кого это касается"), обязательностью исполнения и повторяемостью действия, наличием санкций за нарушение правил поведения. Их регулирующее воздействие направлено на то, чтобы добиться необходимого (установленного) состояния общественных отношений, в том числе, если это надо, с помощью механизма социального принуждения

Социальные нормы обусловлены уровнем развития общества, и сферой их действия являются общественные отношения. Определяя должное либо возможное поведение человека, нормы создаются коллективами людей.

Следовательно, социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей и деятельность создаваемых ими организаций во взаимоотношениях друг с, другом.

Социальные нормы являются:

Правилами поведения людей, указывая на то, какими должны быть их поступки;

Правилами поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил);

Не только общими, но и обязательными правилами поведения людей в обществе, которые обеспечены для этого принудительными мерами воздействия.

Благодаря приведенным свойствам социальные нормы способны оказывать регулирующее воздействие на общественные отношения и сознание их участников.

Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основным критериям:

По способу формирования (создания);

По способу обеспечения (охраны, защиты).

В соответствии с этими критериями различают следующие виды социальных норм.

1. Нормы права - правим поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности, этики) - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются от нарушения силой общественного мнения или внутренним убеждением.

3. Нормы обычаев это правша поведения, сложившиеся в обществе в результате многократного повторения в течение исторически длительного периода времени и вошедшие в привычку людей; они охраняются от нарушения естественной внутренней потребностью людей и силой общественного мнения.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций.

5. Религиозные нормы правит поведения, которые установлены различными вероучениями, используются при совершении религиозных обрядов и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными канонами этих религий.

Отличительными чертами права как социального регулятора являются его формальный характер, т.е. его внешнее выражение в нормативных правовых актах, системность или четкая взаимосвязь правовых норм, общеобязательность предписаний, обеспеченность государственным принуждением в случае посягательства на нормы права.

Правовая норма - это исходный элемент, своего рода один из "кирпичиков", необходимый для построения права. Считается, что объективное право и правовая норма соотносятся как целое и его часть, но точнее рассматривать их как систему (право) и ее элемент (норма права). Поэтому нельзя ставить знак равенства между свойствами права в целом и свойствами ее элемента - правовой нормы (так же как, например, свойства и качества дома не могут быть сведены к качествам и свойствам элементов, из которых он состоит). Однако любая норма права обретает свои юридические свойства в полной мере, лишь будучи включенной в право как систему.

Правовая норма обладает следующими свойствами (качествами, признаками).

1. Принадлежность к социальным нормам.

2. Юридическая природа.

Принадлежность к социальным нормам обусловливает следующие качества правовой нормы как правила поведения людей в обществе, меры свободы волеизъявления и поведения человека, меры возможного и должного поведения человека:

Нормативность. Она является типовым масштабом (эталоном, образцом) поведения;

Неперсонифицированность. Круг ее адресатов определен типовыми признаками (возраст, вменяемость и т. п.);

Непрерывность во времени. Она постоянно оказывает регулирующее воздействие;

Многократность применения. Она вступает в действие периодически (всякий раз, когда возникает ситуация, предусмотренная в гипотезе);

Неисчерпаемость. Она рассчитана на неограниченное число однотипных случаев;

Общеобязательность. Она имеет не только общий, но и обязательный характер, выступая в качестве веления, требования, обращенного от общества или его объединений к конкретному индивиду ("тебе предоставлена возможность", "ты должен...");

Принудительность. Ее соблюдение обеспечивается принудительными мерами воздействия со стороны общества или его объединений.

Только благодаря приведенным свойствам правовая норма как разновидность социальных регуляторов способна оказывать упорядочивающее воздействие на общественные отношения и сознание их участников.

Юридической природой правовых норм предопределены их следующие специфические признаки:

1) норма права непосредственно исходит от государства или санкционируется им, поэтому представляет собой государственно-властное веление;

2) охраняется силой государства, возможностью реализации на основе государственного принуждения, придающая ей надежность и реальную осуществимость;

3) обладает государственной безусловностью, так как обязательна для всех тех лиц, которые являются ее адресатами независимо от их общественного положения, субъективного отношения к юридическим предписаниям, и на кого распространяется государственная власть и т.п.;

4) имеет особую формальную определенность:

а) с точки зрения внутренней организации (внутренней формы) она должна быть точным, конкретным предписанием;

б) в плане внешней формы она должна содержаться в официальных источниках (формах выражения) права (в нормативных правовых актах и др.);

5) действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения. Здесь имеется два аспекта. Первый связан с самим механизмом действия правовых норм: они могут регулировать поведение людей, только будучи осознаны ими (интеллектуальный момент) и через воздействие на их волю своим властным содержанием (волевой момент). Второй аспект волевого характера правовой нормы состоит в том, что она, как и право в целом, выражает государственную волю. В связи с этим приобретает особое значение легитимность органов государства, создающих нормы права.

Вместе с тем необходимо отмстить, что правовая норма имеет естественноисторические истоки, социально обусловлена и является продуктом человеческой деятельности. Она отражает соответствие между мерой свободы индивида и свободой общества, выступает в качестве модели и регулятора общественных отношений;

6) представляет собой форму определения и закрепления прав и обязанностей, устанавливающих диапазон свободы действий субъектов права. Правам всегда корреспондируют соответствующие обязанности, причем последние могут относиться как к определенному субъекту (например, права и обязанности сторон договора), так и к неопределенному кругу лиц (например, обязанность всех третьих лиц не нарушать права собственника имущества). Не может быть и обязанностей без прав. Это один из принципов построения и функционирования любой правовой системы.

Таким образом, регулятивные нормы права (а их большинство), имеют предоставительно-обязывающий характер, т. е. действуют через предоставление субъектам права юридических прав и возложение на них юридических обязанностей;

7) обладает также качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.

На основании изложенного представляется возможным сформулировать следующее определение. Норма права - это установленное или санкционированное государством общеобязательное формально-определенное правило поведения, обеспеченное силой государственного принуждения в целях регулирования общественных отношений и воздействия на сознание их участников.

Воля государства, выраженная в виде правовых норм (правил поведения), должна быть изложена таким образом, чтобы обеспечивалась возможность ознакомления с этими нормами права самых широких слоев населения

В юридической пауке формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином "источники права".

В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права:

Правовой обычай;

Нормативный правовой акт;

Судебный прецедент;

Договор нормативного содержания;

Идеи и доктрины;

Религиозные тексты.

В современных условиях самым распространенным способом доведения содержания правовых норм до сведения всего населения данной страны как одна из самых удачных форм выражения права является нормативный правовой акт, который представляет собой официальный письменный документ (акт правотворчества), исходящий от компетентного органа и содержащий решение об установлении, изменении или отмене правовых норм.

Нормативный правовой акт как источник права имеет как преимущества, так и недостатки. К преимуществам этой формы писаного права относятся: возможность активно влиять на общественные отношения, поскольку государство располагает специальным аппаратом для реализации правовых норм и может обеспечить этот процесс при помощи мер принуждения; оперативность, возможность быстрого воздействия на процессы ликвидации или, наоборот, развития определенных общественных отношений при помощи мер принуждения; удобство пользования для лиц, применяющих право, поскольку содержание правовых норм записано в тексте нормативных правовых актов; единообразие понимания и действия правовых предписаний на всей территории страны - единый режим законности, одинаковая защита прав граждан и т.п. Однако в силу различных причин как объективного, так и субъективного характера это регулирование не может быть до конца адекватным и всеобъемлющим. Правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, воспроизводятся, конкретизируются, дополняются, а иногда и отменяются правовыми нормами, содержащимися в других источниках права.

Современные нормативные правовые акты - порождение романо-германской правовой семьи. Тенденция к законодательному оформлению права окончательно выявилась в XIX в., когда в большинстве европейских государств были приняты различные кодексы и писаные конституции. Однако в XX в. закон как источник (форма выражения) права постепенно начинает превалировать и в других правовых системах, например в англо-саксонской и мусульманской, где прежде ведущими были иные юридические источники. В тех странах, где нормативный правовой акт является классическим и первостепенным источником права (Германия, Франция, Россия и др.), на верхней ступени его иерархической системы находятся конституции и законы (конституционные и обыкновенные). В современных условиях наблюдается тенденция повышения ценности конституционных норм, усиления их верховенства над другими нормативными актами, особенно над актами исполнительной власти: декретами, ордонансами, указами, постановлениями, инструкциями (подзаконными актами).

Современный нормативный правовой акт обладает следующими признаками:

Издается компетентным государственным органом или непосредственно народом в определенном процедурном порядке;

Носит государственно-властный характер;

Охраняется государством, в том числе в принудительном порядке;

Обладает юридической силой, т.е. способностью реально действовать и порождать юридические последствия;

Существует в установленной документальной форме, имеет реквизиты;

Является частью строгой иерархии и системы права.

Нормативный правовой акт в России представляет собой принятый в установленном порядке органами государства, органами местного самоуправления либо населением письменный официальный документ - решение об установлении, изменении или отмене правовых норм с той или иной сферой действия во времени, в пространстве и по лицам.

Для нормативных правовых актов характерна четко выраженная структура. Они снабжены указаниями о времени, месте принятия, а равно подписями надлежащих должностных лиц, разбиты чаще всего на части, разделы, главы, параграфы, статьи и т.п. Любой нормативный правовой акт содержит четкие положения о том, на какую территорию или круг лиц распространяется действие акта, с какого времени он вступает в силу.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29

Правовые нормы необходимо отличать от ненормативных правовых предписаний, которые могут содержаться как в нормативно-правовых актах наряду с нормами права, так и в правоприменительных (индивидуальных) актах (распоряжение о подготовке проекта бюджета к определенному сроку , решение суда о присуждении алиментов с конкретного лица, назначение пенсии гражданину и т. д.). Такие предписания многочисленны, подлежат однократному исполнению и, не устанавливая новых норм, реализуют их. Обычно нормы права и ненормативные правовые предписания обозначаются родовым понятием «положение акта».

Все нормы права, несмотря на различие их содержания, обладают рядом общих признаков, позволяющих отграничить их от ненормативных правовых предписаний и других социальных норм (моральных и др.). Эти признаки перечисленны ниже.

Властность . Этот признак норм права нужно поставить на первое место, поскольку они устанавливаются властью государства. До возникновения государства не могли появиться и правовые нормы, посредством которых государство реализует свою власть. Поэтому любая правовая норма, исходящая от государственных органов , содержит властное веление государства. Государство, установившее такие правовые нормы, заинтересовано в их действии и обязано охранять их от нарушений.

Властность норм права является их неотъемлемым признаком не только потому, что они регламентируют определенные правила поведения, но и потому, что они устанавливают такие отношения, урегулированность которых правовыми нормами рассматривается руководителями государства как необходимое условие для самосохранения и стабильного развития общества, нейтрализации хаоса в общественной жизни. Поэтому сила государственной власти проверяется самой жизнью посредством реализации правовых норм, способности государства эффективно охранять закрепленные им в различных правовых нормах властные веления. Норма, не действующая на практике, не может считаться надлежаще охраняемой государством и, следовательно, установленной в интересах большинства населения страны.

С течением времени отдельные правовые нормы могут утрачивать свою властность, их станет невозможно исполнять в связи с изменившейся социально-экономической обстановкой, стихийными бедствиями и другими обстоятельствами. В таких случаях государство, реализуя свою власть в новых условиях, обязано своевременно изменять их или признавать утратившими силу. Иначе устаревшие нормы права будут способны породить правовой, вернее, антиправовой хаос, от которого пострадают люди.

Формальная определенность (письменная форма) . По этому признаку правовые нормы отличаются от норм морали , существующих в устной форме. Даваемая в различных словарях трактовка моральных понятий не имеет обязательного значения.

Письменная форма необходима правовым нормам, чтобы властное веление государства было выражено в ней четко и недвусмысленно, понято всеми людьми. Правовые нормы письменно закрепляются в нормативно-правовых актах.

Нормативность . Норма права потому и называется «нормой», что она должна применяться всеми и всякий раз, когда на практике возникают обстоятельства, на которые она рассчитана. Применение правовой нормы конкретным субъектом не исчерпывает для него ее действие, если обстоятельства, при которых она была применена, сохранились или возникли вновь.

Общеобязательность . Данный признак тесно связан с властностью правовых норм. Уклонение от общеобязательной правовой нормы рассматривается как правонарушение .

Общеобязательность позволяет норме права постоянно влиять на общественные отношения. Однако, чтобы норма права могла действовать реально, без сбоев, она сама должна отвечать определенным требованиям, а именно:

  • не противоречить традициям и интересам большинства граждан государства;
  • содержать такие правила поведения, чтобы в жизни не было существенных затруднений в их реализации;
  • обстоятельства, предусмотренные нормой права, при которых она подлежит применению, должны быть легко узнаваемыми всеми правоприменителями.

Конечно, в жизни имеются различные отклонения от правовых норм, уменьшающие их общеобязательность. Это обусловлено различными объективными и субъективными факторами: доступности нормативно-правовых актов для ознакомления, непривлечением к ответственности за нарушение правовых норм, низким уровнем правовых знаний людей, их материальной обеспеченности и т. п. Однако государство не должно допускать, чтобы эти отклонения имели широкое распространение. В равной мере недопустима и «выборочная» реализация правовых норм, например о повышении оплаты за жилищно-коммунальные услуги при забвении норм о льготах по такой оплате для отдельных категорий плательщиков. Чем выше степень несоблюдения всех этих требований, тем больше общеобязательные правовые нормы становятся фиктивными.

Действие правовых норм может распространяться не на всех, а лишь на часть субъектов права: пенсионеров, государственных служащих , коммерческие организации , государственные органы и т. п. Но это не снижает обязательность правовых норм. В таких случаях они становятся общеобязательными для субъектов, прямо указанных в самих нормах.

Названные признаки правовой нормы тесно взаимосвязаны. Исходя из этого, нормы права можно определить как властные, письменно закрепленные, общеобязательные правила поведения людей в обществе, установленные государством и охраняемые им от нарушений.

От норм права необходимо отличать правовые нормативные предписания, непосредственно не регулирующие общественные отношения, но являющиеся необходимой предпосылкой их действия. Не относятся, например, к нормам права декларативные положения, принципы осуществления той или иной деятельности и т. п.

Нормы права — это правила поведения в настоящем, а не в будущем (что свойственно декларациям), они не должны регулировать умозрительные, гипотетические общественные отношения. Эти правила должны формулироваться достаточно четко, а не «в общем», что свойственно принципам как общим началам регулирования. Правовые принципы должны находить развитие в правовых нормах, в противном случае они либо станут декларативными, либо в силу свойственной им обобщенности содержания будут затруднять применение норм права.

Это говорит о том, что текст нормативно-правового акта не должен быть перегружен положениями, не являющимися нормами права, иначе он будет чрезмерно расплывчатым. Лучше отказаться от закрепления в законе принципов регулирования, которые не получают развития в нормах права. Такие положения лучше изложить в виде «обычной» правовой нормы, которая может применяться в конкретных правоотношениях .

Структура норм права, их виды и расположение в нормативно-правовых актах

Императивные и диспозитивные . Императивным нормам присуща строгая категоричность, исключающая какие-либо отступления от сформулированных в них правил, не допускающая замену предписаний этих норм по усмотрению участвующих в применении лиц иных условий. Такие нормы характерны для отношений с участием государства и его органов, т. е. для конституционного, административного, уголовного и других отраслей права . Императивными являются и должны быть большинство правовых норм, в противном случае нормы права начнут терять свою властность и общеобязательность.

Особенностью диспозитивных норм является то, что, свидетельствуя о предоставлении государством гражданам широких прав и свобод , они позволяют участникам правоотношения самим выбирать варианты поведения. Предусматриваемое диспози-тивными нормами правила поведения применяются, если участники отношений не выработали иных условий своего поведения. Если стороны не воспользовались этим субъективным правом , то в их отношениях действует норма, предусмотренная законом для данных отношений (диспозитивная норма). Много диспозитив-ных норм содержится в ГК, регулирующем отношения в основном между частными (негосударственными) субъектами. Их легко отличить по словам «если иное не предусмотрено договором ».

Возможность отступления от поведения, предписанного дис-позитивной нормой, не лишает ее общеобязательности. В данном случае общеобязательность выражается в том, что любые лица должны считаться с правом субъекта предусмотреть для себя правила деятельности, отличные от прямо предусмотренных законом, а также в том, что нарушение как условия договора, основанного на диспозитивной норме, так и самой нормы, действие которой не заменено договором, является основанием для привлечения виновного к юридической ответственности.

Материальные и процессуальные . В то время как нормы материального права выражают содержание деятельности государственных органов и других субъектов, определяя их правовое положение, компетенцию и т. д., процессуальные нормы закрепляют порядок, способы, методы осуществления этой деятельности путем установления конкретных организационно-правовых (процессуальных) форм реализации материальных норм (норм материального права). Если материальные нормы, определяя права и обязанности, отвечают на вопрос, что следует делать для их осуществления, то процессуальные нормы указывают на то, как, каким образом, в каком порядке они могут быть реализованы. Вследствие того, что процессуальные нормы призваны обеспечить претворение в жизнь материальных норм, они всегда выполняют служебную роль и выступают по отношению к ним как вторичные. Поэтому законы, устанавливающие материальные нормы, должны приниматься раньше законов, устанавливающих процессуальные нормы (например, Гражданский кодекс издаваться раньше Гражданско-процессуального кодекса).

Правонаделительные и правоохранительные . Если первые устанавливают права и обязанности, то вторые служат целям их гарантирования, охраны и защиты на случай возможного нарушения.

В связи с тем что общественные отношения, регулируемые нормами права, неодинаковы по своему объему, указанные нормы можно классифицировать на общие, специальные и исключительные. Общие нормы направлены на регулирование нескольких общественных отношений и могут устанавливать, что они действуют, если нет специальных норм, направленных на регулирование отдельного общественного отношения (например, положения ГК о залоге в отношении залога недвижимости).

Однако норма права не тождественна статье нормативно-правового акта . При подготовке и принятии акта его содержание располагается так, чтобы акт не был громоздким, а его предписания воспринимались легко. Поэтому одна правовая норма зачастую содержится в двух и даже более актах. Типичный пример: санкция за нарушение правовых норм, содержащихся во множестве законов (кодексов), регулирующих самые разнообразные отношения (в области охраны природы, транспорта, собственности и др.), объединены в КоАП, а в законах говорится лишь о том, что за нарушение его положений ответственность устанавливается законодательством. И чтобы понять, нужно ли применять санкцию, и если нужно, то какую, нередко приходится очень скрупулезно изучать различные нормативно-правовые акты, в том числе содержащиеся в них определения используемых им понятий, которые могут быть частями различных элементов нормы права.

Юридическая техника

Наименование — главный реквизит акта. Положения, содержащиеся в акте, не должны противоречить его наименованию. Если из наименования акта следует, что он регулирует отношения социального обеспечения , то в него не должны включаться положения, касающиеся, например, вопросов проведения выборов .

С наименования акта начинается ознакомление с его содержанием. Он должен быть четким и по возможности кратким. Длинное наименование трудно запоминается и мешает усвоению содержания акта. Каждое слово в наименовании акта должно быть тщательно продумано, лишние слова и речевые обороты отвергнуты.

Подпись . Акт подписывается издавшим его должностным лицом или руководителем органа. Федеральные законы и указы подписываются Президентом. Постановления Правительства подписываются Председателем Правительства.

При официальном опубликовании федерального закона или указа подпись Президента обозначается в правом нижнем углу последней страницы текста акта печатными буквами: «Президент Российской Федерации...», далее указывается инициалы и фамилия Президента.

Кроме того, при опубликовании указа Президента обозначается место его издания. Местом издания указа считается официальная резиденция Президента — Московский Кремль. Поэтому даже на указах, подписанных Президентом во время различных поездок, в качестве места издания в левом нижнем углу страницы текста указа ниже подписи Президента обозначается: «Москва, Кремль».

Дата принятия (издания) . При официальном опубликовании федерального закона после его наименования указывается дата принятия его Государственной Думой и дата одобрения Советом Федерации (если оно было). Датой издания акта считается дата подписания акта Президентом (для федеральных законов и указов) или Председателем Правительства. Число и год издания указываются арабскими цифрами, месяц издания — словом (например, 3 августа 2002 г.).

Дата издания акта имеет важнейшее значение для решения вопросов его действия во времени. Именно дата подписания (а не принятия, одобрения, опубликования или вступления в силу) акта указывается при использовании его в работе, например «Федеральный закон от...».

Номер . Номер акта обозначается арабскими цифрами. Номер федерального закона завершается дефисом и буквами «ФЗ», федерального конституционного закона — буквами «ФКЗ». С началом каждого календарного года нумерация актов начинается заново. Не может быть, чтобы два акта одного вида (например, два указа), изданные в один год, имели одинаковый номер.

Нумерация актов имеет значение в следующих случаях. Во-первых, она позволяет вести их точный учет . Во-вторых, возможно (но не желательно), что в один и тот же день будут изданы акты с одинаковыми наименованиями (например, «О признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации»), — в таких случаях их можно будет различать по номерам. В-третьих, при исследовании массива актов ученые-юристы для краткости изложения материала нередко пользуются только их номерами, обозначив их остальные реквизиты (наименование, подпись и дату) лишь в первый раз.

При отсутствии хотя бы одного из названных реквизитов правовой акт не может считаться официальным документом, не имеет юридической силы и не подлежит исполнению. Все они, за исключением наименования, после издания акта не могут быть изменены никакими другими актами.

Многие, но не все акты содержат также преамбулу, которая располагается после наименования акта. В преамбулах фиксируются цели издания акта. В преамбулах подзаконных актов содержатся ссылки на акты более высокой юридической силы, в соответствии с которыми они изданы.

Преамбулы помогают лучше понять необходимость и назначение правового акта, заостряют внимание на актуальных вопросах правового регулирования . Важно снабжать акт преамбулой, когда он вносит в правовое регулирование существенные изменения.

Следует иметь в виду, что преамбула правового акта не может содержать норм права . В то же время не следует преуменьшать и собственно юридическое значение преамбулы. Если какое-либо положение акта не согласуется с его преамбулой, то это значит, что оно не соответствует целям акта. Такая несогласованность должна быть устранена, так как на практике она создает неопределенность в том, какими положениями необходимо руководствоваться. Внесение изменений в преамбулу акта обычно не производится.

Преамбулы указов Президента завершаются словом «постановляю».

С точки зрения содержания к правовому акту предъявляются следующие требования.

Соблюдение правил русского языка . Правовые акты в РФ издаются на русском языке, который является государственным языком РФ (ст. 68 Конституции). Это требование можно назвать общим, содержащим более конкретные условия: лексические, сокращения слов, написания имен, дат и чисел. Так, в правовых актах следует избегать употребления сокращенных слов, а употребляемые сокращения должны быть общепринятыми: рубль — руб., миллион — млн и т. д. Соблюдение правильности написания имен находит отражение, в частности, в указах Президента о приеме в российское гражданство .

В правовых актах употребляются также сокращенные наименования федеральных органов исполнительной власти (например, МИД России, Минатом России), общеизвестных учебных заведений (МГУ) и организаций (РАО «Газпром»). Буквенные аббревиатуры, читаемые по слогам (например, Внешторгбанк), склоняются как обычные слова (например, «предоставить Внешторгбанку право...»).

Монологический (от одного лица) способ изложения в письменной форме . Нельзя ставить на один уровень с правовыми актами какие-либо устные заявления, интервью руководителей государства , даже если в них говорится, что «готовится к подписанию» (варианты: «подписан», «дано поручение разработать» и т. д.) соответствующий акт.

Ясность стиля изложения правового акта . Этого можно достигнуть, если избегать неоправданно длинных предложений, частого использования отсылочных положений, употребления малоизвестных терминов и устаревших слов. Слова в акте должны употребляться в том значении, какое они имеют в момент его издания. Большое значение имеет единство используемых в акте терминов. Одни и те же термины должны использоваться во всем тексте акта, в том числе при внесении в него изменений. Поэтому в последнее время в акты, в основном в федеральные законы, включаются положения об основных используемых ими понятиях.

Официально-деловой язык акта должен быть «сухим», т. е. точным, лаконичным и строгим . В тексте акта не должно быть образных сравнений, юмора, проявления эмоций.

Отсутствие противоречий внутри акта . Недопустимо, например, предписывать разными положениями одного и того же акта взаимоисключающие правила поведения.

Компактность изложения положений акта при всесторонности регулирования ими конкретных общественных отношений. Нужно полностью изложить все необходимые положения акта. Искусственное ограничение выражений текста вызовет недоразумения на практике, приведет к необходимости издавать другие, «разъясняющие», акты.

Издание по одним и тем же вопросам минимального количества актов . Это облегчает доступ к ним и пользование.

Четкое разграничение нормативных и ненормативных положений , норм временного и постоянного действия.

Логическая последовательность изложения текста акта . Общие положения акта всегда должны предшествовать особенным положениям. При этом необходимо избегать как чересчур общих, так и чрезмерно конкретных, казуистических положений.

Уровень юридической техники становится намного выше, если правовой акт разрабатывается профессиональными и опытными юристами, а его принятию предшествует всестороннее и тщательное изучение вопросов, которые он призван решать, а также связанного с ним законодательства. Это позволяет обеспечить преемственность между правовыми актами. Если в действующих актах, касающихся сходных отношений, есть какие-либо несогласованности, то в новом акте должны содержаться положения о внесении в них изменений, а также о приведении актов нижестоящих органов в соответствие с новым актом.

Работу по подготовке правовых актов целесообразно планировать. Проекты правовых актов, реализация которых может привести к негативным последствиям на окружающую природную среду, подлежат государственной экологической экспертизе (ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 15.04.98)1).

Если в соответствии с готовящимся актом предполагается издание другого акта, то такие акты лучше разрабатывать и издавать одновременно. Примером является одновременное издание кодекса и закона о введении его в действие. Неуклонное соблюдение этого правила предотвратит многие недоразумения, возникающие при применении норм акта в период, когда развивающих и конкретизирующих его актов еще нет, обеспечит полноценное действие акта, устранит возможности для образования пробелов в правовом регулировании. К сожалению, это соблюдается не всегда. Так, многие постановления Правительства во исполнение законов и указов Президента не издаются многие месяцы. Иногда Президент издает указы по вопросам, которые другим указом поручалось решить Правительству, не дожидаясь соответствующих постановлений Правительства. Если по каким-либо причинам издать акты одновременно невозможно, нужно предусмотреть вступление одного акта в силу либо тогда, когда другие акты в его исполнение должны быть подготовлены, либо установить срок, в течение которого такие акты должны быть изданы.

Текст правового акта подразделяется, как правило, на главы, главы — на статьи (в законах), статьи — на части или пункты, части или пункты — на подпункты или абзацы. Положения актов в табличном виде без нумерации (например, шкала налогов) делятся на позиции. Обычно все части текста правового акта обозначаются родовым понятием «положение».

Статьи правового акта имеют сквозную (независимо от деления на главы) и сплошную (без пропусков в расчете на внесение дополнений) нумерацию. Статьи нумеруются арабскими цифрами, каждая статья может сопровождаться наименованием. Если в акт вносятся изменения, то нумерация статей или пунктов соответственно изменяется (например, если после статьи 4 закон дополняется новой статьей, то статья, которая ранее имела номер 5, становится статьей 6, а внесенная статья — номером 5 и т. д.). Иногда акт изменяется с использованием дополнительной нумерации цифр (например, «статья 2-1», «пункт 64»).

Если в акте требуется упомянуть тот или иной объект, то при первом упоминании приводятся их полное наименование и — в скобках — сокращенное (со словами: «далее именуется... » или «далее...»), а в последующем тексте употребляется только его сокращенное наименование. Наименования органов, организаций и других объектов приводятся в полном соответствии с их официальным наименованием, предусмотренном в уставе, положении, решении о переименовании и т. д.

Таким образом, необходимость толкования обусловлена тем, что нормы права не могут отобразить все многообразие общественных отношений, существующих в жизни. Толкование выполняет роль «сцепления» между нормой права и жизнью, между правовой теорией и общественной практикой.

Толкование норм права в зависимости от его общеобязательности подразделяется на два вида: официальное, имеющее общеобязательное значение, и неофициальное, имеющие характер пожелания.

Официальное толкование — это разъяснение содержания норм права управомоченным государственным органом или должностным лицом. Например, ст. 125 Конституции наделяет правом толкования Конституционный Суд . Официальное толкование может быть нормативным или казуальным.

Нормативное толкование подлежит применению всякий раз, когда действует истолкованная норма. Для отмены актов нормативного толкования (например, постановлений Конституционного Суда о толковании отдельных положений Конституции) не требуется принятия специальных решений: они утрачивают силу с момента, с которого признается недействующей (соответствующим образом измененной) истолкованная норма права.

В зависимости от органа, который дает нормативное толкование норм права, оно может быть аутентичным и легальным. Аутентичным признается толкование норм права, даваемое тем субъектом, который издал толкуемые нормы права. Такое толкование может осуществляться любым органом, обладающим правотворческой компетенцией. Легальное толкование осуществляется органом, наделенным другим органом правом толкования нормативно-правового акта. Например, во многих законах о налогах содержались положения о том, что разъяснения этих законов даются Государственной налоговой службой.

Казуальное (от слова «казус»— случай) толкование применяется при разрешении конкретного дела и обычно дается судебными органами. Оно может быть использовано при разрешении других дел, если его применение не противоречит существу конкретных общественных отношений. При других обстоятельствах оно будет распространяться только на тот случай, в связи с которым разрешено то или иное дело.

Неофициальное толкование дается в документах, не имеющих общеобязательного значения. Субъектами неофициального толкования являются все люди, применяющие нормы права. Различают три вида неофициального толкования: обыденное, профессиональное и доктринальное.

Обыденное толкование дается людьми, не обладающими специальными знаниями в области права. Такое толкование без вины толкователя нередко бывает ошибочным, поэтому к нему, особенно если оно дается в средствах массовой информации, нужно относиться очень осторожно, проверяя его посредством профессионального толкования, т. е. на более высоком уровне.

Профессиональное толкование дают либо люди, имеющие юридическое образование, либо работники, имеющие большой опыт практической работы и свойственный ему уровень правовых знаний в соответствующей области (лучше, когда и то и другое совпадает в одном лице). Такое толкование характеризуется систематизированным и относительно глубоким знанием некоторых норм права.

Доктринальное толкование дается юристами, имеющими ученую степень кандидата или доктора юридических наук, в монографиях, комментариях законодательства, экспертных заключениях на законопроекты, лекциях. Такое толкование содержит наиболее основательный анализ правовых явлений, конкретных норм права, разъясняет их применение на научной основе. Разновидностью доктринального толкования в нашей стране является особое мнение судьи Конституционного Суда по конкретному делу.

Толкование норм права как познавательная деятельность осуществляется несколькими способами.

Грамматический . Он основывается на грамотном применении правил русского языка при изучении текста нормативно-правового акта. При данном способе толкования нужно руководствоваться следующими правилами:

  • словам (кроме трактуемых в самом нормативно-правовом акте) нужно придавать значение, которое содержится в словарях русского языка;
  • специальным понятиям нужно придавать значение, в котором они употребляются в специальных науках: юридических, экономических, социологических и т. п.;
  • словам, не трактуемым словарями, нужно придавать то значение, в котором они употреблялись во время подготовки нормативно-правового акта;
  • нужно выделять ключевые слова, вокруг которых «конструируется» правовая норма.

Логический . Данный способ основан на знании логики (науки о законах правильного мышления). Он позволяет выявлять логичные последствия из текста правовой нормы, обобщать смысл отдельных разрозненных норм, выводить частные случаи из норм общего характера, домысливать значение содержащихся в нормативно-правовых актах слов «как правило» (что допускает исключения), «в том числе» (что предполагает неполный перечень) и т. д.

Систематический. Этот способ обусловлен сущностью права как системного образования, в котором конкретную норму без уяснения ее места и роли (значения) в системе других норм и права в целом зачастую нельзя применять правильно. При этом необходимо раскрыть связи общих и специальных норм, обратиться к нормативно-правовым актам по сопутствующим вопросам, особенно если к ним имеются отсылки в изучаемом акте, выявить юридическую силу каждого акта и т. п.

Исторический . Любое толкование норм права дается в конкретный исторический момент. Но при этом надо учитывать и историческую обстановку, в которой принимался акт. Такое знание позволит понять причины появления толкуемой нормы, истолковать ее с учетом времени принятия и действия до момента современного толкования. Исторический способ особенно важен при толковании давно принятых актов, имеющих большое государственное значение (конституций, деклараций и др.), с которыми государство связывало существенное изменение в правовом регулировании общественных отношений.

Целевой . Он направлен на установление целей нормативно-правовых актов. Нормы, содержащиеся в акте, не должны толковаться в противоречии с его целями. Цели акта обычно формулируются в его преамбуле, предшествующей нормативным положениям.

Следует сказать и об объеме (результате) толкования норм права, который независимо от способа толкования может быть адекватным, распространительным или ограничительным. При адекватном толковании смысл толкуемой нормы полностью соответствует ее буквальному содержанию. Такое толкование свидетельствует о том, что в норме права точно выражена мысль субъекта правотворчества . В тех случаях, когда такая мысль выражена неточно, на практике требуется ограничительное (когда буквальное содержание нормы права неадекватно широко) толкование, чтобы исключить распространение действия нормы права на «не те» общественные отношения, или, наоборот, распространительное (когда буквальное содержание нормы неадекватно заужено) толкование, чтобы норма права регулировала все общественные отношения, которые она может и должна регулировать.

Основной критерий выбора объема толкования — положение ст. 2 Конституции о признании, соблюдении и защите государством, а значит, любым его органом или должностным лицом, прав и законных интересов граждан . Например, если закон о военной службе предусматривает, что призыву на службу подлежат граждане «до» 27 лет, то нельзя расширительно толковать содержащийся в законе предлог «до», призывая в армию граждан, которым пошел 28-й год. В равной мере недопустимо посредством ограничительного толкования рассматривать, например, в качестве ветеранов только ветеранов боевых действий, поскольку это лишает других ветеранов (ветеранов труда и других) полагающихся им льгот.

Действие нормативно-правовых актов

«Собрание законодательства Российской Федерации» является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства, решения Конституционного Суда . Публикуемые в «Собрании законодательства Российской Федерации» акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера.

2. Указ Президента от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти »^ (в ред. от 13.08.98). В соответствии с ним акты Президента и Правительства подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну , или сведения конфиденциального характера, в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после дня их подписания.

Акты Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти , а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

В актах Президента и Правительства может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти , затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, должны пройти государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, и только после этого они подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти публикуются в ведомственном приложении к «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации в Министерстве юстиции, а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений , применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня государственной регистрации иприсвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

В Указе № 763 не нашло отражение положение, аналогичное закрепленному в Федеральном законе, о том, что официальной считается публикация полного текста документа. Однако официальная публикация акта будет завершенной только в случае, если опубликован полный его текст. Например, если в одном номере «Российской газеты» опубликован указ об утверждении какого-либо Положения, а само Положение опубликовано в следующем номере газеты, то официальная публикация должна считаться состоявшейся в день опубликования этого Положения.

По общему правилу нормативно-правовые акты не имеют обратной силы, т. е. применяются только к тем отношениям, которые возникают после введения их в действие. Обратная сила акта — это такое его качество, при котором он предполагается действовавшим в момент возникновения правоотношения и применяется к правам и обязанностям, уже осуществленным в соответствии с прежним законодательством.

Применение акта с обратной силой может происходить только в случаях, прямо им предусмотренных, а также при условии, что он не ухудшает положение граждан до его официального опубликования. Обратную силу можно придавать только акту, направленному на улучшение положения граждан. Согласно ст.54 Конституции закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением . Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. В соответствии со ст. 57 Конституции законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Действие акта во времени продолжается до момента утраты им силы. Акт может утратить силу по различным причинам. Если он был издан с определенным сроком действия, то после этого срока он перестает действовать. При этом его прямая отмена другим актом не требуется. Если же прямое признание акта утратившим силу все-таки последует, то это будет способствовать устранению возможных неопределенностей, связанных с действием акта.

Помимо прекращения действия актов, изданных на определенный срок (например, закона о тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд на определенный год), могут прекратить действие и акты, изданные на неопределенный срок. Достигается это путем издания нового акта, который признает прежний акт утратившим силу.

Действие актов не прерывается и в случае смены органа той ветви власти или должностного лица, которые его издали (например, при избрании нового Президента). Вновь избранный (назначенный, сформированный) субъект может признать их утратившими силу только изданием соответствующих актов.

Следует отметить, что действие актов или их отдельных положений во времени может быть не прекращено, а только приостановлено. Например, федеральные законы о бюджете на соответствующий год содержат перечни законов, подлежащих приостановлению на соответствующий год. По истечении срока приостановления акты в установленном порядке продолжают действовать.

Пространство действия . По действию в пространстве акты различаются в зависимости от того, на какую территорию это действие распространяется. Акты могут действовать на всей территории России или лишь на части ее территории. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ.

Большинство актов, принимаемых федеральными органами государственной власти , действует на всей территории России. Акты субъектов РФ действуют только на их территориях, акты муниципальных образований — только на территориях муниципальных образований.

Территория России включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 67 Конституции). Приравненными к государственной территории являются морские и воздушные суда , космические корабли, арктические станции, трубопроводы и другие объекты, принадлежащие РФ и находящиеся в открытом море или космосе.

Субъекты действия . Выяснить действие нормативно-правовых актов по субъектам — значит определить, кому адресованы их предписания. Обычно действие актов распространяется на всех субъектов. Однако из этого правила есть исключения. Во-первых, некоторые иностранные граждане , находящиеся на территории РФ, наделены дипломатическим иммунитетом, поэтому к ним не могут быть применены некоторые меры государственного принуждения. Во-вторых, проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства в целом, всего народа.