Оптовые и розничные надбавки на лекарственные средства. на импортное лекарство. Краткая характеристика отдельного вида цен

Торговая надбавка как розничная, так и оптовая устанавливается в % к фактической отпускной цене производителя (без НДС). Обратите внимание, не к цене регистрации и не к цене посредника (как было ранее).

ФСТ (Федеральная служба по тарифам) утвердила методику установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок. Руководствуясь методикой, утвержденной ФСТ, органы исполнительной власти будут определять размеры надбавок на основании расчетных материалов, представляемых фирмами, аптечными организациями.

Количество предприятий оптовой торговли и аптечных организаций должно составлять не менее 15% от числа расположенных в субъекте РФ и включать организации различной формы собственности.

ФСТ предлагает региональным службам дифференцировать средневзвешенные розничные и оптовые надбавки в зависимости от стоимости ЖНВЛС с учетом региональных особенностей и структуры потребления препаратов в каждом регионе. Дифференцировать надбавки предлагается осуществлять по трем ценовым группам:

Предельные оптовые и предельные розничные надбавки на ЖНВЛС в Москве утверждены Постановлением правительств Москвы от 24 февраля 2010 года №163-ПП

Надбавки

Фактическая отпускная цена произвдитя (без НДС)

Предельная надбавка, %

Предельная оптовая надбавка к фактической отпускной цене производителя

До 50 руб. включительно

Свыше 500 руб.

Предельная розничная надбавка к фактической отпускной цене производителя

(в т.ч. по бесплатным или льготным рецептам)

До 50 руб. включительно

Свыше 50 руб. до 500 руб. включительно

Свыше 500 руб.

    Порядок формирования цен на ЛП,

отпускаемые бесплатно или на льготных условиях.

Как было отмечено выше, каждый субъект РФ имеет право утверждать порядок отпуска ЛП и ИПН по бесплатным или льготным рецептам. В Москве аптеки не отпускают ЛП по бесплатным и льготным рецептам, кроме ЛП, требующих индивидуального изготовления, а также содержащих наркотические ЛП и психотропные вещества. Лекарственные препараты по препараты по бесплатным и льготным рецептам отпускаются через аптечные пункты при поликлиниках.

Постановлением правительства Москвы от 24 февраля 2010 года №165-ПП предельные торговые надбавки к отпускной цене (без НДС) российского производителя лекарственного средства или отпускной цене иностранного производителя лекарственного средства не включенного в Перечень ЖНВЛС, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь виде набора социальных услуг – 20%.

3. Порядок формирования цен на остальные лекарственные средства

и парафармацевтическую продукцию.

Остальные лекарственные средства и изделия медицинского назначения реализуются по ценам, сформированным с применением свободных торговых надбавок, учитывающих конъюнктуру рынка.

Формирование цены на изготовление лекарственных средств по

индивидуальным прописям, мелкосерийное производство.

В связи со сложностью расчетов прямых переменных и косвенных постоянных и переменных затрат и удорожанием за счет этих затрат общей стоимости изготовленных лекарственных форм, в аптеках, как правило, применяется более простой метод.

Цена на лекарственные средства, изготавливаемые в аптеках, формируется из:

    Стоимости ингредиентов по розничным ценам (это прямые переменные затраты)

    Стоимости аптечной посуды

    Тарифов на изготовление (определение тарифов на изготовление лекарств, внутриаптечную заготовку и фасовку производят на основании методических рекомендаций, утвержденных МЗ РФ или местных органов управления аптечной службой, кроме того, если в уставе аптеки есть запись о том, что в аптечном учреждении разработаны тарифы на изготовление лекарственных форм аптеки, то директор аптеки имеет право утверждать свои тарифы)

Розничная цена всех ингредиентов

Тарифы на индивидуальное изготовление и прибыль

Стоимость упаковки и посуды

Розничная цена

При формировании цены учитывается НДС на ЛС и ИМН – 10%, на остальное – 18%.

Основные виды цен на товары и услуги.

Классификационный признак

Виды цен

Краткая характеристика отдельного вида цен

Степень участия государства

Свободные

Свободно складывающаяся под влиянием конъюнктуры рынка, независимо от влияния государства

Регулируемые

Находятся под контролем государственного органа

Срок согласования

Не подлежит изменению в течение действия договора

Подвижная

Зафиксирована в договоре, но в договоре могут быть оговорены возможные изменения

Скользящая

Установлена в момент заключения договора, но может быть пересмотрена при изменении расходов

Территория действия

Единая по стране или поясная

Устанавливается на базовые виды продукции (электроэнергия)

Региональные

Действует в пределах определенного региона

Сфера товарного обращения

Устанавливается оптовой организацией

Розничная

Устанавливается розничной организацией

Стадия процесса обмена

Устанавливается в момент покупки

Устанавливается в момент продажи

Порядок возмещения транспортных расходов

Франо-склад поставщика

Все расходы по доставке товаров от поставщика оплачивает покупатель

Франо-склад покупателя

Все расходы по доставке товаров от поставщика оплачивает поставщик

Другие виды

Основным источником доходов от реализации предприятии торговли является торговая надбавка к цене по которой приобретается товар, а на предприятии питания наценка на сырьё и продукты для производства собственной продукции и на покупные товары. Предприятия торговли и питания самостоятельно устанавливают розничные цены. Розничная цена на товар включает следующие элементы:

1. Цена закупки на товар предприятия торговли или на сырьё, продукты и покупные товары предприятия питания.

2. Торговая набавка предприятия торговли или наценка предприятия питания.

Размер надбавок и наценок рассчитывается с учетом и назначения конъюнктуры рынка. Торговая надбавка (наценка) предназначена для возмещения издержек обращения и образования прибыли. Следовательно элементами торговой набавки (наценки) является уровень издержек обращения и рентабельность продаж. Торговые надбавки (наценки) устанавливаются в проценте к цене приобретения товаров (сырья) без НДС. Торговые набавки (наценки) могут быть едиными для предприятий и дифференцированными по группам товаров. Наценки предприятия питания устанавливаются отдельно на сырьё и продукты для производства собственной продукции и на покупные товары. При установлении наценок учитываются тип предприятия питания, уровень обслуживания, ассортимент блюд и другие факторы.

Важнейшим элементом оказывающим решающее влияние на конечные результаты работы предприятий (прибыль) имеет валовой доход. Торговые надбавки выступает в качестве составного элемен­та цены. Применение свободных цен качественно изменило содержание и образование валового дохода. Если при применении тор­говых скидок объем валового дохода зависел от объема товарооборота, его структуры, размера торговых скидок и его можно было точно спла­нировать (розничная цена и торговая скидка с розничной цены пред­ставляли некоторые постоянные величины), то содержание надбавок принципиально отличается от содержания торговой скидки и заранее не предопределяет точную сумму валового дохода. Свободные розничные цены определяются самостоятельно розничными торговыми предприятия­ми путем прибавления надбавки к свободной отпускной цене. Свобод­ные розничные цены могут снижаться или повышаться в пределах над­бавки. В целях недопущения необоснованного повышения розничных цен на социально-значимые товары приказом Министерства торговли Республики Беларусь определен размер торговых надбавок (без учета оптового звена и расходов за пользование банковскими креди­тами) в процентах к отпускным ценам в следующих размерах:



За торговыми предприятиями остается право самостоятельно устанавливать размер торговых надбавок на остальные группы непродовольственных и продовольственных товаров.

Характерные отличия торговой скидки и надбавки заключаются в том, что:

1. Размер надбавки не постоянен и определяется спросом.

2. Надбавка устанавливается к отпускной (покупной) цене това­ра, которая также не постоянна в каждом конкретном случае.

Вместе с тем, общим для торговых скидок и надбавок является то, что они служат основным источником валового дохода предприятий и имеют такое же экономическое значение для торговли как отпускная цена для промышленности.

Например:

Фиксированная розничная цена товара 2,2 тыс. руб., торговая скидка составляет 13%. Определите сумму торговой скидки.

Или от свободной розничной цены товара отнять стоимость товара по отпускной цене

Или свободную розничную цену товара умножить на % торговой надбавки и разделить на (100%+торговая надбавка)

Например. Свободная отпускная цена товара 12 тыс. руб. Торговая надбавка 15%. Рассчитайте сумму торговой надбавки и стоимость товара по свободной розничной цене.

Например. Свободная розничная цена товара 4,0 тыс. руб. Свободная отпускная цена 3,2 тыс. руб. Определите сумму и уровень торговой надбавки.

Например. Свободная розничная цена товара 8 тыс. руб., торговая надбавка 15%. Определите сумму торговой надбавки и свободную отпускную цену товара.

Цены, как известно, должны отражать общественно необходимые затраты труда, обеспечить возмещение издержек производства и обращения, гарантировать каждому нормально работающему предприятию оптимальную прибыль.

Особенности расчета наценок в ТООП.

На предприятиях общественного питания сочетаются процессы производства, реализации и организации потреб­ления продукции. Поэтому для покрытия этих расходов размер торговых надбавок недостаточен. В связи с этим на сырье, продукты и полуфаб­рикаты, используемые для приготовления продукции собственного про­изводства устанавливаются предельные разме­ры наценок, независимо от того, на изготовление каких блюд и из­делий они будут использованы. Предприятия общественного питания в зави­симости от типа, места расположения, степени материально-техничес­кой оснащенности и объема предоставляемых потребителю услуг под­разделяются на шесть наценочных категорий: супер-люкс, люкс, выс­шую, первую, вторую и третью.

Каждое предприятие общественного питания должно иметь документ (свидетельство, приказ, распоряжение и др.) о присвоении наценочной категории.

Установленный предельный размер наценки не распространяется на предприятия общественного питания второй наценочной категории, обслуживающие трудовые коллективы производственных предприятий, организаций и учреждений, поскольку им предоставлено право самостоятельно определять размеры наценок.

Одной из особенностей работы предприятий общественного пита­ния является то, что наряду с реализацией продукции собственного производства в них продаются покупные товары (хлебобулочные и кондитерские изделия промышленного производства, мороженное, таба­чные изделия и др.). В связи с этим валовой доход от реализации данной группы покупных товаров в отличие от реализации продукции собственного производства обычно состоит из одного элемента - тор­говой надбавки.

Суму наценки на продукцию ОП рассчитывается: Свободная розничная цена умножить на наценку и разделить на 100%

Или продажная цена кулинарной продукции минус стоимость товара по средней розничной цене.

Или продажная цена кулинарной продукции умножить на % наценки и разделить на (100% +% наценки)

Например. Стоимость сырьевого набора 6 тыс. руб. Наценка ТООП 30%. Определите сумму наценки и продажную цену продукции.

Например. Продажная цена кулинарной продукции 3 тыс. руб., свободная розничная цена 2,3 тыс. руб. Определите сумму и уровень наценки.

Например. Продажная цена кулинарной продукции 2,6 тыс. руб., наценка ТООП 30%. Определите сумму наценки и свободную розничную цену продукции.

Сущность цены

Важное место среди различных рычагов экономического механизма хозяйственной политики предприятия принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны его экономической деятельности. Цена оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.

В условиях рыночных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, как механизм обеспечения равновесия между спросом и предложением.

Цена - денежное выражение стоимости товара. Она выполняет различные функции: учетную, стимулирующую и распределительную. В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства. Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий и т.д. Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т.д.

Предприятие обычно разрабатывает не одну-единственную цену, а систему ценовых модификаций в зависимости от различных рыночных условий.

Эта система цен учитывает особенности качественных характеристик товара, модификаций продукта и различия ассортимента, а также внешние факторы реализации, такие, как географические отличия издержек и спроса, интенсивность спроса на отдельных сегментах рынка, сезонность и др. Используются различные виды модификации цен: система скидок и надбавок, ценовая дискриминация, ступенчатое снижение цен по предлагаемому ассортименту продукции и др.

Торговая наценка используется каждой торгующей организацией (кроме тех организаций, которые продают не дороже, чем покупают, но это случается крайне редко).

Однако специальный учет торговой наценки ведется лишь организациями розничной торговли и только в случае, если их учетной политикой предусмотрен учет товаров по продажным ценам.

Модификация цен через систему скидок используется для стимулирования действий покупателя, например, приобретения, более крупных партий, заключения договоров в период спада продаж и т.д. В этом случае используются разные системы скидок: сконто, оптовые, функциональные, сезонные и др.

Модификация цен для стимулирования сбыта зависит от целей фирмы, особенностей товара и других факторов. Например, могут устанавливаться специальные цены во время проведения каких-либо мероприятий, например, сезонных распродаж, где снижаются цены на все товары сезонного потребления, выставок или презентаций, когда цены могут быть выше обычных, и т.д. Для стимулирования сбыта могут использоваться премии или компенсации потребителю, купившему товар в розничной торговле и пославшему соответствующий купон на предприятие-производитель; специальные процентные ставки при продаже товаров в кредит; гарантийные условия и договоры о техническом обслуживании и т.д.

О ценовой дискриминации принято говорить в том случае, когда предприятие предлагает одинаковые продукты или услуги по двум и более различным ценам. Ценовая дискриминация проявляется в различных формах в зависимости от потребительского сегмента, форм продукта и его применения, имиджа предприятия, времени продажи и т.д.

Ступенчатое снижение цен по предлагаемому ассортименту товаров используется в том случае, когда предприятие производит не отдельные продукты, а целые серии или линии. Предприятие определяет, какие ценовые ступени необходимо ввести по каждой отдельной модификации продукции. При этом помимо различия в издержках необходимо учесть и цены на продукцию конкурентов, а также покупательную способность и ценовую эластичность спроса.

Модификация цен возможна только в пределах верхней и нижней границ установленной цены.

Торговая наценка

Расходы, связанные со сбытом, измеряются торговой наценкой, или разностью между ценой продажи конечному пользователю (потребителю) и ценой, уплаченной изготовителю первым покупателем. Торговая наценка ассоциируется с понятием стоимости, добавленной сбытом. Для непрямого канала, включающего несколько посредников, торговая наценка равна сумме наценок последовательных посредников. Наценка конкретного дистрибьютора - это разность между ценами, по которым он продает и покупает. Если имеется только один посредник, оба определения наценки совпадают.

Оптовые и торговые (розничные) наценки являются элементами прейскурантных оптовых и розничных цен. По своей сути -- это цены за услуги, оказываемые оптовой и розничной торговлей производителям. Оптовые наценки включают в себя затраты, связанные с покупкой, транспортировкой, хранением, обработкой, реализацией продукции, а также таможенные пошлины, сборы и прибыль. Оптовые наценки могут устанавливаться свободно самими участниками оптового звена, а могут регулироваться и устанавливаться исполнительной властью субъектов Российской Федерации.

Торговые (розничные) наценки включают в себя затраты розничных продавцов, связанные с доставкой товара от поставщика и реализацией их покупателям, прибыль, а на некоторые товары налог на добавленную стоимость. Розничные наценки могут быть свободными и регулируемыми. Например, регулируются торговые наценки на продукты детского питания, на предприятиях общественного питания при школах, средних и высших учебных заведениях; на продукты и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера. Торговые наценки, как правило, дифференцированы по отдельным товарам, товарным группам, по торговым системам.

Расходы, связанные с реализацией товаров розничными торговыми предприятиями населению, возмещаются через торговую надбавку. Формула для расчета цены на основе торговой скидки имеет вид:

где Pп -- цена продажи товара; Рпр-- цена приобретения товара; г -- скидка, доли единицы.

Уровень торговой скидки определяется величиной необходимых затрат для реализации данным звеном своей функции в процессе товародвижения, а также желаемым уровнем рентабельности, объемом продаж.

Торговая надбавки -- денежная сумма, на которую продавец увеличивает продажную цену по сравнению с ценой приобретения для себя. Расчет продажной цены производится по формуле

где а -- торговая надбавка на цену приобретения, в долях единицы.

Торговые надбавки определяются продавцом самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка. В торговую надбавку включаются издержки розничного продавца, в том числе транспортные расходы по доставке товара от поставщика. Они зависят от вида франко, предусмотренного в свободной отпускной цене предприятия-изготовителя или цене закупки продукции (товаров) и условий поставки, указанных в договоре. Включаются и другие расходы по закупке и реализации товаров розничной торговой организацией, а также прибыль и налог на добавленную стоимость.

Если по продукции и товарам применяются регулируемые торговые надбавки, предприятия торговли используют торговую надбавку установленных размеров.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают и регулируют размеры торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты), лекарственные средства и изделия медицинского назначения; наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при образовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.

На предприятиях общественного питания цены на реализуемую продукцию формируются, исходя или из свободных отпускных цен, или цен закупки на эту продукцию и единой наценки (вместо торговой надбавки и наценки), или торговой надбавки и наценки.

Размеры наценок устанавливаются на сырье (продукцию), покупные товары, реализуемые предприятиями общественного питания. Определяются наценки с учетом возмещения издержек производства, обращения и реализации, НДС, отчислений в бюджет (кроме предприятий, освобожденных от уплаты с доходов этого налога) и обеспечения рентабельной работы этих предприятий. Органы исполнительной власти России могут вводить государственное регулирование наценок на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания.

Величина издержек обращения связана с условиями купли-продажи. Чем больше посредников участвуют в реализации товара, тем выше издержки обращения тем выше и уровень продажной цены. Поэтому создание или возникновение в стране крупных оптово-торговых фирм будет способствовать удешевлению товародвижения. Крупный, оптовик дает крупные, выгодные, стабильные заказы производителям. Он выгодно отличается от мелкого и розничного тем, что не завышает прибыль на единицу товара, а увеличивает массу прибыли в зависимости от массы товара. Более того, крупные оптовики чаще всего сами регулируют свою отпускную и розничную цены, определяя долю другого посредника или розничного продавца в этой цене. В таких случаях имеет место оптовая или торговая скидка.

"Экономический вестник фармации. Приложение:

Законодательство, учет, налоги, менеджмент", 2003, N 8

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА:

ДЕЙСТВУЮЩИЕ НОРМЫ И ИЗМЕНЕНИЯ

Цены на лекарства первой необходимости регулируются государством. Оно устанавливает предельную стоимость, по которой фармацевтическая фирма может отпускать лекарственные препараты в продажу. Государство ограничивает и размер надбавки (торговой наценки), которую устанавливают на цены лекарств оптовые предприятия и аптеки, торгующие в розницу.

Прочитав статью вы узнаете, как зарегистрировать предельную отпускную цену, какую максимальную надбавку можно установить в том или ином случае (например, если лекарство импортное или отпускается по льготным или бесплатным рецептам).

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН НА ЛЕКАРСТВА

О том, что государство регулирует цены на лекарство, написано в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах". Однако цены регулируются не на все лекарства, а только на жизненно необходимые и важнейшие. Их перечень каждый год утверждает Правительство РФ. Так, в 2003 году действует Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств, который утвержден распоряжением Правительства РФ от 20 марта 2003 г. N 357-р. Все лекарства в этом Перечне разбиты на группы.

В Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств на 2003 год вошли такие группы препаратов:

Анестетики, миорелаксанты;

Анальгетики, нестероидные противовоспалительные препараты, средства для лечения ревматических заболеваний и подагры;

Средства для лечения аллергических реакций;

Средства, влияющие на центральную нервную систему;

Средства для профилактики и лечения инфекций;

Противоопухолевые, иммунодепрессивные и сопутствующие средства;

Средства для лечения остеопороза;

Средства, влияющие на кровь;

Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему;

Диагностические средства;

Антисептики и средства для дезинфекции;

Средства для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта;

Гормоны и средства, влияющие на эндокринную систему;

Средства для лечения заболеваний почек и мочевыводящих путей;

Средства для лечения офтальмологических заболеваний, не обозначенные в других рубриках;

Средства, влияющие на матку;

Средства, влияющие на органы дыхания;

Растворы, электролиты, средства коррекции кислотного равновесия, средства питания;

Витамины и минералы.

Цены на такие лекарства регулируются следующим образом. Предельные отпускные цены отечественных и импортных производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарства проходят государственную регистрацию. Кроме того, исполнительные органы власти субъектов РФ устанавливают предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарства.

Чтобы зарегистрировать предельную отпускную цену, производитель или его уполномоченный должен представить в Минздрав России пакет документов. Их список определен пунктом 5 Положения о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. N 782 (далее - Положение о государственном регулировании цен). Итак, отечественный производитель лекарств подает в Минздрав России:

Копию лицензии на производство лекарства;

Копию регистрационного удостоверения на лекарство;

Данные о коде лекарства, его количестве в упаковке и его штрих-коде;

Проект протокола согласования и регистрации предельной отпускной цены производителя;

Справку о расчете предельной отпускной цены за упаковку. Причем цена должна быть определена на условиях доставки франко-склад предприятия. Форма справки утверждена Министерством экономики РФ 10 мая 1999 года в приложении N 2.

Иностранный производитель лекарств представляет в Минздрав России такие же документы. Только справку о расчете предельной отпускной цены за упаковку нужно заполнить по форме, утвержденной Министерством экономики РФ 10 мая 1999 года в приложении N 4.

Заметим, иностранная компания указывает цену на условиях "поставка без оплаты пошлины" и включает в цену расходы по таможенному оформлению лекарств (таможенные пошлины и сборы за таможенное оформление).

Согласно пункту 10 Положения о государственном регулировании цен, предельная отпускная цена на российское лекарство должна быть выражена только в рублях. Что касается иностранных препаратов, то предельная отпускная цена указывается как в иностранной валюте, так и в рублях по курсу ЦБ РФ на дату регистрации цены.

Цены на сырье постоянно растут, увеличиваются и другие расходы по производству лекарств, из-за этого завод повышает отпускные цены. Чтобы это сделать, завод должен перерегистрировать предельную отпускную цену на лекарство. Такая перерегистрация делается в том же порядке, что и регистрация. Это следует из пункта 11 Положения о государственном регулировании цен.

Как мы уже сказали, предельные оптовые и розничные надбавки устанавливают исполнительные органы власти субъектов РФ. В Москве такие надбавки установлены постановлением правительства Москвы от 23 апреля 2002 г. N 303-ПП "О государственном регулировании цен на лекарственные средства". Рассмотрим расчет оптовых и розничных надбавок на примере Москвы, так как во многих субъектах РФ действует аналогичный порядок.

Предельные отпускные цены на лекарства приведены на сайте www.regmed.ru

ПРЕДЕЛЬНАЯ ОПТОВАЯ НАДБАВКА

Размер такой надбавки и порядок ее расчета зависит от того, какой препарат продается - отечественный или импортный.

Предельная оптовая надбавка

на российское лекарство

В этом случае предельная надбавка равна 15 процентам от цены лекарства без НДС, которая была указана в договоре купли-продажи между заводом и оптовой организацией. Однако так можно поступать, если только цена лекарства не превышает ее предельную отпускную цену.

Пример 1.

В июне 2003 года ООО "Лекарь" купило 800 упаковок йодинола на фармзаводе по цене 9,13 руб. (в том числе НДС по ставке 10% - 0,83 руб.) за упаковку. Зарегистрированная предельная отпускная цена на упаковку йодинола равна 8,40 руб. (без НДС). Бухгалтер ООО "Лекарь" отразил эту ситуацию в учете так:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

6640 руб. ((9,13 руб./уп. - 0,83 руб./уп.) х 800 уп.) - оприходован йодинол;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

664 руб. (0,83 руб./уп. х 800 уп.) - отражен НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

7304 руб. (6640 + 664) - погашена задолженность за йодинол;

664 руб. - принят к вычету НДС.

В июле 2003 года ООО "Лекарь" продало аптеке весь йодинол с максимальной предельной оптовой надбавкой. Эта надбавка равна:

(9,13 руб. - 0,83 руб.) х 0,15 = 1,25 руб.

Получается, что отпускная цена ООО "Лекарь" без НДС равна:

(9,13 руб. - 0,83 руб.) + 1,25 руб. = 9,55 руб.

В июле бухгалтер ООО "Лекарь" сделал такие проводки:

8404руб. ((9,55 руб./уп. + 9,55 руб./уп. х 0,1) х 800 уп.) - отражена задолженность покупателя;

764 руб. (9,55 руб./уп. х 0,1 х 800 уп.) - начислен НДС;

6640 руб. - списана себестоимость проданного йодинола;

1000 руб. (8404 - 764 - 6640) - определена в конце месяца прибыль от продажи йодинола.

Если цена покупки лекарства у завода превышает предельную отпускную цену, тогда надбавка в размере 15 процентов начисляется с предельной отпускной цены.

Счет 90 "Продажи" на конец месяца сальдо не имеет.

Пример 2.

В августе 2003 года ООО "Торговец" купило на фармзаводе 300 упаковок омизана по цене 159,5 руб. (в том числе НДС по ставке 10% - 14,5 руб.). Зарегистрированная предельная отпускная цена омизана равна 140 руб. за упаковку.

ООО "Торговец" продало в августе весь омизан аптекам с максимальной оптовой надбавкой. ООО "Торговец" купило омизан по цене (без НДС):

159,5 руб. - 14,5 руб. = 145 руб.

145 руб. > 140 руб.

Следовательно, оптовая надбавка должна быть рассчитана со 140 руб. Получается, что отпускная цена омизана (без НДС) у ООО "Торговец" следующая:

140 руб. + 140 руб. х 0,15 = 161 руб.

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

43500 руб. ((159,5 руб./уп. - 14,5 руб./уп.) х 300 уп.) - оприходован омизан;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

4350 руб. (14,5 руб./уп. х 300 уп.) - отражен НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

47850 руб. (43500 + 4350) - погашена задолженность за омизан;

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19

4350 руб. - принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет "Выручка"

53130 руб. ((161 руб./уп. + 161 руб./уп. х 0,1) х 3000 уп.) - отражена задолженность покупателя;

4830 руб. (161 руб./уп. х 0,1 х 300 уп.) - начислен НДС;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Себестоимость продаж" КРЕДИТ 41

43500 руб. - списана себестоимость проданного омизана;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Прибыль/убыток от продаж" КРЕДИТ 99

4800 руб. (53130 - 4830 - 43 500) - определена в конце месяца прибыль от продажи омизана.

Нередко оптовая организация покупает лекарство не у завода, а у другого оптового предприятия. Тогда перепродать лекарство можно с 10-процентной надбавкой от цены без НДС по договору купли-продажи между оптовыми предприятиями. Однако при этом надо учитывать, что сумма всех оптовых надбавок организаций оптовой торговли Москвы не может быть более 15 процентов.

Ставка НДС по лекарствам равна 10 процентам.

Пример 3.

ОАО "Гиппократ" закупило у оптовой фирмы 100 упаковок верапамила по цене 16,1 руб. (в том числе НДС по ставке 10% - 1,46 руб.). Зарегистрированная предельная отпускная цена на верапамил (без НДС) равна 13,94 руб. ОАО "Гиппократ" продало весь верапамил аптеке по максимально допустимой цене. Такая цена (без НДС) составит:

13,94 руб. + 13,94 руб. х 0,15 = 16,03 руб.

В бухгалтерском учете предприятия делаются следующие проводки:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

1464 руб. ((16,1 руб./уп. - 1,46 руб./уп.) х 100 уп.) - оприходован верапамил;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

146 руб. (1,46 руб./уп. х 100 уп.) - отражен НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

1610 руб. (1464 + 146) - погашена задолженность за верапамил;

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19

146 руб. - принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет "Выручка"

1763,3 руб. ((16,03 руб./уп. + 16,03 руб./уп. х 0,1) х 100 уп.) - отражена задолженность покупателя;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость"

КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по НДС"

160,3 руб. (16,03 руб./уп. х 0,1 х 100 уп.) - начислен

НДС;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Себестоимость продаж" КРЕДИТ 41

1464 руб. - списана себестоимость проданного верапамила;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Прибыль/убыток от продаж" КРЕДИТ 99

139 руб. (1763,3 - 160,3 - 1464) - определена в конце месяца прибыль от продажи верапамила.

Предельная оптовая надбавка

на импортное лекарство

Импортное лекарство может быть куплено, во-первых, у производителя за рубежом, во-вторых, у оптовой организации.

В первом случае предельная оптовая надбавка равна 25 процентам от контрактной цены иностранного производителя. При этом контрактная цена не должна превышать зарегистрированную предельную отпускную цену в валюте, пересчитанную в рублях по курсу ЦБ РФ на дату ее государственной регистрации.

Следует отметить, что расходы, которые связаны с таможенным оформлением груза (таможенные пошлины и сборы за таможенное оформление), включаются в цену продажи сверх торговой надбавки. Однако такие расходы с учетом контрактной стоимости лекарства не должны превышать зарегистрированную предельную отпускную цену.

Пример 4.

ООО "Транзит" закупило 1000 упаковок дексаметазона по цене 1.10 долл. США за упаковку. По контракту право собственности на лекарство переходит к ООО "Транзит" в момент, когда будет оформлена грузовая таможенная декларация. В этот день курс доллара США был равен 30,2 руб. Такой же курс был и при расчете с иностранным фармзаводом, и на дату, когда импортер уплатил таможенный сбор.

Таможенный сбор за оформление груза в рублях равен:

1,10 USD/уп. х 1000 уп. х 30,2 руб./USD х 0,001 = 33,22 руб.

Таможенный сбор за оформление груза в иностранной валюте составит:

1,10 USD/уп. х 1000 уп. х 0,0005 = 0,55 USD.

Сумма НДС, которую нужно уплатить на таможне, равна:

1,10 USD/уп. х 1000 уп. х 30,2 руб./USD х 0,1 = 3322 руб.

Чтобы упростить пример, не будем рассматривать операции по сертификации лекарства.

В учете бухгалтер ООО "Транзит" закупку дексаметазона отразил так:

ДЕБЕТ 15 субсчет "Расчет фактической стоимости лекарств" КРЕДИТ 60

33220 руб. (1,1 USD/уп. х 1000 уп. х 30,2 руб./USD) - оприходованы лекарства;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 52

33 220 руб. - погашена задолженность перед поставщиком;

33,22 руб. - начислен таможенный сбор в рублях;

ДЕБЕТ 15 субсчет "Расчет фактической стоимости лекарств" КРЕДИТ 76

76,67 руб. (0,55 USD x 302 руб./USD) - начислен таможенный сбор в иностранной валюте;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76

33,22 руб. - отражен НДС, подлежащий уплате на таможне;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

33,22 руб. - уплачен НДС таможенным органам;

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19

33,22 руб. - возмещен из бюджета НДС, уплаченный на таможне;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

16,61 руб. - уплачен таможенный сбор в рублях;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 52

76,67 руб. - уплачен таможенный сбор в иностранной валюте;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 15 субсчет "Расчет фактической стоимости лекарств"

33269,83 руб. (33220 + 33,22 + 16,61) - оприходованы лекарства по покупной стоимости.

Фактическую стоимость лекарств импортер определяет на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".

ООО "Транзит" продает аптекам дексаметазон с максимальной оптовой надбавкой.

Контрактная цена дексаметазона равна 33,22 руб. (1,1 USD/уп. x 30,2 руб./USD). Эта цена с учетом расходов по таможенному оформлению составит:

33,22 руб. + (33,22 руб. + 0,55 USD x 30,2 руб./USD) : 1000 уп. = 33,3 руб.

Зарегистрированная предельная цена дексаметазона, пересчитанная в рублях по курсу ЦБ РФ на дату ее государственной регистрации, равна 38,49руб.

33,3 руб. < 38,49 руб.

Следовательно, торговую надбавку ООО "Транзит" начисляет на 33,22 руб. Получается, что отпускная цена дексаметазона (без НДС) равна:

33,22 руб. + 33,22 руб. х 0,25 = 41,53 руб.

Допустим, что весь дексаметазон ООО "Транзит" продало. Эта ситуация в учете была отражена так:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет "Выручка"

45683 руб. ((41,53 руб./уп. + 41,53 руб./уп. х 0,1) х 1000 уп.) - отражена задолженность покупателя;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость"

КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по НДС"

4153 руб. (41,53 руб./уп. х 0,1 х 1000 уп.) - начислен НДС;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Себестоимость продаж" КРЕДИТ 41

33269,83 руб. - списана себестоимость проданного дексаметазона;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Прибыль/убыток от продаж" КРЕДИТ 99

8260,17 руб. (45683 - 4153 - 33269,83) - определена в конце месяца прибыль от продажи дексаметазона.

Как мы уже сказали, купить импортное лекарство можно не только у производителя, но и у оптовой организации. Тогда предельная оптовая надбавка составляет 10 процентов от цены покупки лекарства без НДС у оптовой организации. В то же время сумма всех оптовых надбавок не может превышать 25 процентов.

ПРЕДЕЛЬНАЯ РОЗНИЧНАЯ НАДБАВКА

Организации, которые торгуют в розницу, чаще всего покупают лекарства у оптовых фирм. В этом случае они могут накинуть к оптовой цене лекарства без НДС 25 процентов.

Пример 5.

В июле 2003 года ООО "Аптека здоровья" купило 200 упаковок гастроценина по цене 250,21 руб. (в том числе НДС по ставке 10% - 22,75 руб.). Аптека сделала по гастроценину максимальную розничную надбавку. Она равна:

(250,21 руб. -22,75 руб.) х 0,25 = 56,87 руб.

Получается, что отпускная цена без НДС составит:

250,21 руб. - 22,75 руб. + 56,87 руб. = 284,33 руб.

Весь гастроценин был продан в июле. ООО "Аптека здоровья" учет лекарств ведет по фактической себестоимости.

В июле 2003 года бухгалтер ООО "Аптека здоровья" сделал такие проводки:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

45492руб. ((250,21 руб./уп. - 22,75 руб./уп.) х 200 уп.) - оприходован гастроценин;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

4550 руб. (22,75 руб./уп. х 200 уп.) - отражен НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

50042 руб. (45492 + 4550) - погашена задолженность за гастроценин;

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19

4550 руб. - принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет "Выручка"

62552,61руб. ((284,33 руб./уп. + 284,33 руб./уп. х 0,1) х 200 уп.) - отражена задолженность покупателя:

ДЕБЕТ 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость"

КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по НДС"

5686,6 руб. (284,33 руб./уп. х 0,1 х 200 уп.) - начислен НДС;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Себестоимость продаж" КРЕДИТ 41

45492 руб. - списана себестоимость проданного гастроценина;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Прибыль/убыток от продаж" КРЕДИТ 99

14374,01 руб. (65552,61 - 5686,6 - 45492) - определена в конце месяца прибыль от продажи гастроценина.

Бывает, что аптеки покупают лекарства непосредственно на заводах. Тогда на цену этого лекарства они могут набавить 35 процентов.

Нередко поставщики лекарств дают скидки покупателям на те или иные лекарства. В данном случае будущую надбавку надо рассчитывать из цены со скидкой. Это достаточно легко сделать, если лекарство продали по более низкой цене.

Сложнее обстоит дело, если в качестве скидки поставщик дал дополнительное количество препаратов бесплатно. Тогда цена, на которую можно сделать надбавку, определяется так. Стоимость поставленной партии лекарств нужно разделить на их общее количество.

Пример 6.

В августе 2003 года ООО "Грани" купило на фармзаводе 1000 упаковок платифиллина по цене 27,5 руб. за упаковку (в том числе НДС 10% - 2,5 руб.). В качестве скидки фармзавод предоставил покупателю 50 упаковок платифиллина бесплатно. Зарегистрированная предельная отпускная цена платифиллина равна 25 руб. Покажем, как ООО "Грани" должно рассчитать предельную оптовую надбавку. Для этого нужно сразу посчитать, сколько заплатило ООО "Грани" фармзаводу без учета НДС:

(27,5 руб./уп. - 2,5 руб./уп.) х 1000 уп. = 25000 руб.

Полученную сумму надо разделить на количество оприходованного платифиллина. В результате получается:

25000 руб. : 1050 уп. = 23,81 руб./уп.

23,81 руб./уп. < 25 руб./уп.

Получается, что 23,81 руб./уп. - это стоимость лекарства, на которую ООО "Грани" будет начислять надбавку. ООО "Грани" решило установить надбавку в размере 12 процентов. Получается, что отпускная цена (без НДС) платифиллина равна:

23,81 руб. + 23,81 руб. х 0,12 = 26,67 руб.

Допустим, что весь платифиллин был продан в августе 2003 года. Тогда бухгалтер ООО "Грани" в этом месяце сделал такие проводки:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

25000 руб. ((27,5 руб./уп. - 2,5 руб./уп.) х 7000 уп.) - оприходован платифиллин;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

2500 руб. (2,5 руб./уп. х 1000 уп.) - отражен НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

27500 руб. (25000 + 2500) - погашена задолженность за платифиллин;

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19

2500 руб. - принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет "Выручка"

30803,85 руб. ((26,67 руб./уп. + 26,67 руб./уп. х 0,1) х 1050 уп.) - отражена задолженность покупателя;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость" КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по НДС"

2800,35 руб. (26,67 руб./уп. х 0,1 х 1050 уп.) - начислен НДС;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Себестоимость продаж" КРЕДИТ 41

25000 руб. - списана себестоимость проданного платифиллина;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Прибыль/убыток от продаж" КРЕДИТ 99

3003,5 руб. (30803,85 - 2800,35 - 25000) - определена в конце месяца прибыль от продажи платифиллина.

По лекарствам, которые отпускаются по льготным и бесплатным рецептам, правительство Москвы установило отдельный порядок расчета предельных оптовых и розничных надбавок. Так, уполномоченные фирмы, которые определены на конкурсной основе, могут установить надбавку к лекарству в размере 15 процентов от его зарегистрированной предельной отпускной цены.

Такая же 15-процентная надбавка предусмотрена и для аптечных складов (государственных унитарных предприятий), которые торгуют лекарствами для лечения онкологических и эндокринологических заболеваний.

Предельная суммарная оптовая надбавка к наркотическим средствам не может превышать 10 процентов от зарегистрированной предельной отпускной цены. Такой же размер установлен и для розничной надбавки.

Эксперт "ЭВФ"

С.Н.ЗАТУЛОВ

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

2. Оптовая и розничная торговые надбавки и их состав

Торговая наценка является элементом розничной цены и представляет собой цену услуги за реализацию товара оптовыми, розничными и другими посредническими и торгово-закупочными организациями и фирмами. Поскольку рынок торговых услуг в условиях трансформации экономики развивается наиболее динамично, здесь в наибольшей степени присутствует конкуренция, быстрее оборачиваются вкладываемые средства, имеется больше предприятий негосударственной формы собственности, активнее, чем на других рынках, действуют рыночные факторы формирования цены.

Торговые предприятия в своей ценовой политике должны учитывать ряд особенностей сферы обращения. Главным ограничителем цен торговых услуг выступают розничные цены конечных потребителей товара с учетом их спроса, уровня конкуренции на рынке. На уровень цен торговых услуг оказывают влияние необходимость продажи ни конкретно одного товара, а ассортимента товаров с целью увеличения товарооборота, качество обслуживания покупателей, возможность быстрой реакции цен на изменение рыночной конъюнктуры.

Торговые наценки (как оптовые, так и розничные) в стоимостном выражении определяются на основе торговых надбавок или скидок в процентах. Их сумма за реализацию всех товаров торгового предприятия формирует его валовой доход. Торговые надбавки, которые преимущественно используются в практике торговых организаций республики, устанавливаются в процентах к отпускной цене товара (или цене импортера, который ввез товар на внутренний рынок), не включающей налог на добавленную стоимость. По товарам, реализация которых освобождена от уплаты НДС, оптовые и торговые надбавки установлены к отпускным ценам, содержащим НДС в материальных затратах.

Торговые скидки определяются в процентах к розничной цене. Следует заметить, что торговые скидки больше соответствуют рыночным условиям, поскольку характеризуют долю конечной рыночной цены, определяемой конъюнктурой рынка, остающуюся торговой фирме. Поэтому за рубежом в основном используются торговые скидки. В отечественной практике они применяются лишь в случаях, когда государственные органы устанавливают на те или иные товары фиксированные цены, или изготовители согласовывают с покупателями конечную розничную цену.

Размер торговой надбавки можно определить исходя их торговой скидки, и наоборот:

Н т = С т / (100 - С т) 100,(1)

С т = Н т / (100 + Н т) 100,(2)

где Н т - торговая надбавка, %;

С т - торговая скидка, %.

Размеры торговых надбавок (скидок) различаются по отдельным товарам и товарным группам. Это различие определяется конъюнктурой того или иного товарного рынка, т.е. складывающимся соотношением между спросом и предложением, принадлежностью торговых организаций к различным торговым системам, в рамках которых могут использоваться свои способы регулирования надбавок (Минторга, потребительской кооперации, военторгов Министерства обороны), различным уровнем издержек обращения при реализации товаров (условиями транспортировки, хранения, скоростью обращения, трудоемкостью реализации товаров) и другими факторами.

В условиях перехода к свободному ценообразованию, когда рынок еще не насыщен в достаточной степени товарами, в сфере обращения у торговых организаций и фирм возникает стремление незаслуженно получить высокую прибыль за счет неоднократной перепродажи товаров. Следствием участия нескольких посредников при реализации товаров является рост розничных цен, снижение покупательной способности населения.

В этих условиях с учетом реальной ситуации государственные органы могут на какое-то время прибегать к регулированию цен на услуги торговых организаций.

Рынки товаров народного потребления формируются по территориям и местные органы власти лучше владеют информацией о состоянии их конъюнктуры, условиях торговли. Поэтому в переходный период они наделены правом регулирования размеров торговых надбавок (10 - 20 %) с учетом реально складывающихся условий реализации социально значимых продовольственных и непродовольственных товаров (хлеб, молоко и молочнокислые продукты, масло животное, мясо говядины, свинины, птицы и некоторые другие). По мере насыщения рынка, формирования рыночных структур ограничения торговых надбавок должны сниматься.

Состав торговой наценки. Как и всякая цена, торговая наценка состоит из ряда отдельных элементов: издержек обращения торговой организации с учетом расходов за пользование банковским кредитом, прибыли, налогов и неналоговых платежей, предусмотренных законодательством, отчислений на пополнение собственных оборотных средств. Несмотря на то, что в торговой сфере в меньшей степени применим затратный подход при формировании торговых наценок, поскольку преобладает действие рыночных факторов, издержки все же представляют собой определяющую часть цены торговых услуг.

Издержки обращения торговых организаций включают расходы на грузовые перевозки, оплату труда торговых работников, затраты на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря, амортизацию основных фондов, отчисления и затраты на ремонт основных средств, расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров, торговую рекламу, потери товаров при перевозке, хранении и реализации в пределах установленных норм, расходы на тару, отчисления на социальные нужды, прочие расходы, налоги и неналоговые платежи, отражаемые в издержках.

Прибыль в торговых наценках определяется с учетом образования средств на социальные нужды предприятий и развитие материально-технической базы торговли, уплаты налогов за счет прибыли (налог на недвижимость, на прибыль), взносы в создание инвестиционных фондов, а также совместных предприятий, акционерных обществ, отчислений на содержание аппарата управления министерств, ведомств и др. При этом показатель рентабельности в торговле при ценообразовании определяется как отношение прибыли к цене реализации товара.

Как и другие субъекты хозяйствования, предприятия торговли уплачивают и вносят отчисления в целевые бюджетные фонды финансирования расходов на содержание ведомственного жилого фонда и поддержки производителей сельскохозяйственной продукции (определяемые от валового дохода).

Начиная с 1994 г., торговым предприятиям (оптовым и розничным), реализующим потребительские товары населению независимо от форм собственности разрешено отчислять на пополнение собственных оборотных средств 6 % валового дохода. С учетом всех составляющих размер торговой наценки (Ц т) будет определяться:

Ц т = И о + П + Ц с,(3)

где И о - издержки обращения при реализации товара, р.;

П - прибыль, р.;

Ц с. м - сборы в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики, производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, р.;

О ф.с - отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и средств пользователями автомобильных дорог, р.;

О ОС - отчисления на пополнение собственных оборотных средств, р.

Обоснование размеров торговых надбавок (скидок) представляет определенные сложности. Завышение их размеров может, с одной стороны, привести к трудностям с реализацией товара из-за высоких цен, к снижению оборачиваемости средств, недополучению прибыли. С другой стороны, следствием их занижения может стать низкая рентабельность или убыточность торговых услуг. Поэтому в условиях рыночных отношений предприятия и организации торговли постоянно сталкиваются с необходимостью принятия решений по закупке и реализации тех или иных товаров и оценки степени риска бизнеса. Целесообразность каждой сделки следует оценивать с позиций внутренних возможностей и целей торгового предприятия: издержек по реализации товаров, оценки объема продаж, определения прибыли и рентабельности реализации того или иного товара.

Использование затратного подхода при определении цены торговых услуг с помощью прямого счета хотя и возможно, но не способствует гибкости ценообразования, нередко приводит к образованию значительных товарных запасов. Предпочтительнее применение оценки целесообразности сделки по закупке и реализации каждой конкретной партии товара на основе обратного счета. Такие расчеты дают возможность, ориентируясь на желаемую норму прибыли, оценить эффективность каждой закупки и успешно вести торговый бизнес.

Конечная розничная цена товара, включающая сумму отпускной цены и торговой наценки, определяется с учетом налога на добавленную стоимость. Цены таких товаров, как пиво, винно-водочные и табачные изделия содержат также налог с продаж, который торговые организации перечисляют в местные бюджеты. Расчет конечной розничной цены с налогами на добавленную стоимость и с продаж осуществляется по формуле:


Ц р.н. = [Ц б. н (100 + С ндс) / 100] / (100 - Н п) 100,(4)

где Ц р.н - розничная цена с налогами на добавленную стоимость и с продаж, р.;

Ц б.н - исходная розничная цена без налогов на добавленную стоимость и с продаж, р.;

С нп - ставка налога с продаж, %.

Торговые организации могут изменять свободные розничные цены с учетом конъюнктуры рынка. По товарам, которые не пользуются спросом из-за высоких цен или в результате сезонных колебаний спроса, производится уценка или снижение свободных розничных цен за счет торговых организаций. При согласовании конечных розничных цен уценка производится за счет изготовителя и торгового предприятия с распределением сумм уценки по соглашению сторон, а при недостижении согласия - поровну. При поставке предприятием-изготовителем товаров по ценам, не согласованным с торговыми предприятиями, уценка осуществляется за счет изготовителя.


Определить свободную отпускную цену предприятия методом прямого счета, если известно:

1) полная себестоимость изделия 1200 руб.;

2) норма прибыли 20 % к полной себестоимости продукции;

3) ставки налогов и отчислений, включаемые в отпускную цену представлены в Законе РБ о бюджете РБ.

Выручка от реализации составит: 1200 руб. + 0,2*1200 руб. = 1440 руб.

Рассчитаем налоги и отчисления, включаемые в отпускную цену:

1) НДС по ставке 18 %... и нерешенных вопросов, обусловленными как объективными, так и субъективными причинами. А значит и устранение последних требует комплексного подхода. Будем надеяться, что цивилизованный рынок ценных бумаг на Украине когда-нибудь появится. Глава ІІ. Законодательное регулирование РЦБ. Деятельность на украинском рынке ценных бумаг регулируют два основных законодательных акта ѕ закон Украины "О...

Денег, т. к. без денег нет цен, а деньги без цен не имеют экономического смысла. 1.2 Функции цены Экономическая сущность цены проявляется в функциях, которые она выполняет. Функции цены отражают ее роль и предназначение в хозяйственном механизме, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. При всем многообразии теоретических трактовок функций рыночной цены...

Государство оказывает им временную помощь из бюджета. При этом само предприятие стремится как можно быстрее ликвидировать финансовые трудности, которые снижают его имидж на рынке. Таким образом, в настоящей главе были рассмотрены основные положения теории ценных бумаг – понятие, экономическая сущность, классификация ценных бумаг, понятие и виды рынка ценных бумаг, а также возможности рынка ценных...

ложивший начало глубоким, коренным изменениям всего состояния советского и российского общества. Период "перестройки" можно разделить на два этапа:1) 1985-1988 гг. - попытка добиться "ускорения" социально экономического развития на основе сохранения административно-командной системы управления.2) 1989-1991 гг.- реформа политической системы общества при отказе коммунистической партии от...

№ 163-ПП Об установлении торговых надбавок к ценам на лекарственные средства

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 24 февраля 2010 г. N 163-ПП Об установлении торговых надбавок к ценам на лекарственные средства В соответствии с постановлениями Правительства Российской Фе- дерации от 9 ноября 2001 г. N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" и от 8 августа 2009 г. N 654 "О со- вершенствовании государственного регулирования цен на жизненно не- обходимые и важнейшие лекарственные средства" Правительство Москвы постановляет: 1. Установить и ввести в действие с 1 апреля 2010 г.: 1.1. Предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактической отпускной цене (без НДС) производителя на лекарствен- ные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важней- ших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации, для организаций оптовой торговли лекарственными средс- твами и аптечных учреждений (независимо от их организационно-пра- вовой формы), осуществляющих реализацию лекарственных средств на территории города Москвы, согласно приложению к настоящему поста- новлению. 1.2. Предельные торговые надбавки к отпускной цене (без НДС) российского производителя лекарственного средства или к отпускной цене иностранного производителя лекарственного средства, опреде- ленной с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление), применяемые при формировании начальных (максимальных) цен на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важней- ших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющие право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, - 20 процентов. 1.3. Предельную торговую надбавку к отпускной цене (без НДС) российского производителя лекарственного средства или к отпускной цене иностранного производителя лекарственного средства, опреде- ленной с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление), применяемую при формировании начальных (максимальных) цен на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важней- ших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации, которые поставляются лечебно-профилактическим учрежде- ниям города Москвы, - 15 процентов. 2. Установить, что в целях применения торговых надбавок, пре- дусмотренных настоящим постановлением: 2.1. Реализация лекарственных средств организациями оптовой торговли осуществляется с обязательным оформлением протокола сог- ласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарс- твенных средств по форме, утвержденной постановлением Правительст- ва Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 654. 2.2. Организации оптовой торговли, имеющие лицензию на фарма- цевтическую деятельность с правом осуществления розничной торговли лекарственными средствами, которые имеют структурные подразделения розничной торговли, не являющиеся юридическими лицами, могут фор- мировать розничные цены на лекарственные средства с применением одновременно оптовой и розничной надбавок к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств, не превышающих предель- ную оптовую и предельную розничную надбавки, при условии ведения раздельного учета оптовой и розничной торговли. 3. Признать утратившими силу с 1 апреля 2010 г. постановление Правительства Москвы от 16 сентября 2008 г. N 836-ПП "Об установ- лении торговых надбавок к ценам на лекарственные средства". 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 163-ПП Предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактической отпускной цене (без НДС) производителя на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации __________________________________________________________________ Надбавки Фактическая отпускная цена Предельная производителя надбавка, % __________________________________________________________________ Предельная оптовая до 50 руб. включительно 20 надбавка к фактической свыше 50 руб. до 500 руб. отпускной цене включительно 15 производителя свыше 500 руб. 10 Предельная розничная до 50 руб. включительно 32 надбавка к фактической свыше 50 руб. до 500 руб. отпускной цене включительно 28 производителя свыше 500 руб. 15 Примечания: 1. Под фактической отпускной ценой производителя понимается цена (без налога на добавленную стоимость), указываемая российским производителем лекарственного средства в сопроводительной докумен- тации на товар (в накладных и т.п.), а иностранным производителем лекарственного средства - в сопроводительной документации на товар (в счете-фактуре и т.п.), на основании которой оформляется грузо- вая таможенная декларация, с учетом расходов, связанных с таможен- ным оформлением груза (таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление), не превышающих зарегистрированную предельную отпуск- ную цену производителя. 2. Сумма оптовых надбавок всех организаций оптовой торговли, участвующих в реализации лекарственного средства, не должна превы- шать предельную оптовую надбавку, установленную настоящим поста- новлением. Предельная оптовая надбавка распределяется между всеми орга- низациями оптовой торговли, участвующими в реализации лекарствен- ного средства, по соглашению сторон. Верно:

Документ опубликован в соответствии с Законом № 63 от 28.11.2012 О внесении изменений в статью 21 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы» и статью 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года № 25 «О правовых актах города Москвы»