Правовой отдел. Субъекты таможенно-правовых отношений

12.02.2015

Правовой отдел

Правовой отдел (далее - Отдел) входит в состав службы правовых и имущественных отношений (далее - Служба) является структурным подразделением Центральной базовой таможни (далее - таможня), созданным для организации и непосредственного осуществления правовой работы в таможне, обеспечения законности в её деятельности.

Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, иным законодательством Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, правовыми актами таможни.

Работа Отдела строится на основе планов работы таможни, Службы и Отдела, сочетания принципа единоначалия при решении вопросов служебной деятельности и персональной ответственности каждого должностного лица Отдела за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений. План работы Отдела утверждается начальником таможни, по согласованию с начальником Службы и формируется с учетом планов работы ФТС России и таможни.

Отдел решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями таможни. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Отделе осуществляются согласно установленному порядку. При осуществлении своей деятельности Отдел соблюдает требования правовых актов ФТС России по вопросам обеспечения информационной безопасности.

ЗАДАЧИ ОТДЕЛА

1. Правовое обеспечение деятельности таможни, в том числе обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации при выполнении ею своих функций.

2. Обеспечение соответствия законодательству Российской Федерации, актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативным и иным правовым актам ФТС России проектов правовых актов, разработанных в соответствии с установленным порядком структурными подразделениями таможни.

3. Обеспечение правовой защиты интересов таможни в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

4. Представление интересов таможни в органах государственной власти, местного самоуправления, предприятиях, учреждениях и организациях независимо от организационно-правовых форм собственности по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;

5. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности таможни по правовым вопросам.

6. Правовое обеспечение работы по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможни и таможенных органов, находящихся в регионе её деятельности.

7. Правовое обеспечение реализации актов таможенного законодательства Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных и иных правовых актов ФТС России, в том числе правовых актов межведомственного характера.

8. Повышение уровня правовой грамотности и правовой культуры должностных лиц и работников таможни.

9. Правовое обеспечение хозяйственной деятельности таможни.

10. Правовая защита прав и социальных гарантий должностных лиц и работников таможни.

ФУНКЦИИ ОТДЕЛА

1. Подготавливает самостоятельно либо участвует в подготовке (анализирует, проводит правовую экспертизу) совместно с другими структурными подразделениями таможни проекты правовых актов, издание которых входит в компетенцию таможни.

2. Проводит правовую экспертизу на соответствие законодательству Российской Федерации, актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативным и иным правовым актам ФТС России проектов правовых актов и иных документов, разрабатываемых структурными подразделениями таможни, если их издание, утверждение или согласование входит в компетенцию таможни.

3. Анализирует и обобщает судебную и правоприменительную практику таможни.

4. Подготавливает и вносит на рассмотрение начальника таможни и Правового управления ФТС России по согласованию с начальником Службы предложения о внесении изменений (дополнений) в правовые акты таможни, нормативные и иные правовые акты ФТС России либо об их отмене.

5. Принимает меры по обеспечению единообразного применения структурными подразделениями таможни законодательства Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных и иных правовых актов ФТС России, в том числе правовых актов межведомственного характера.

6. Подготавливает отчеты, а также справочную, аналитическую информацию и материалы о правовой деятельности таможни для направления их в установленном порядке в Правовое управление ФТС России.

7. Осуществляет контроль соответствия законодательству Российской Федерации, актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативным и иным правовым актам ФТС России правовых актов таможни.

8. Осуществляет систематизированный учет и хранение поступающих в таможню нормативных и иных правовых актов, а также издаваемых таможней правовых актов ненормативного характера, поддерживает соответствующую базу в актуальном состоянии.

9. Оказывает по поручению начальника таможни (Службы) помощь структурным подразделениям таможни, их должностным лицам и работникам по вопросам применения законодательства Российской Федерации.

10. Обеспечивает соблюдение законодательства Российской Федерации при поступлении граждан на государственную службу (работу) в таможню, решении вопросов, связанных с прохождением государственной службы (работы), привлечении должностных лиц и работников к дисциплинарной ответственности, увольнении с государственной службы (работы).

11. Участвует совместно с другими структурными подразделениями таможни в подготовке и заключении государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров, проводит правовую экспертизу представленных на рассмотрение структурными подразделениями таможни проектов государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров;

12. Рассматривает и согласовывает проекты конкурсных документаций, документаций об аукционе, запросов котировок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможни и таможенных органов, находящихся в регионе её деятельности.

13. Участвует в претензионной работе при применении мер воздействия к контрагентам в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими контрактных (договорных) обязательств.

14. Представляет интересы таможни в органах государственной власти, местного самоуправления, предприятиях, учреждениях и организациях независимо от организационно-правовых форм собственности по вопросам, относящимся к компетенции Отдела.

15. Обеспечивает судебную защиту интересов таможни при рассмотрении судами дел с участием таможни в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России.

16. Принимает меры совместно с отделом бухгалтерского учета и контроля таможни по возмещению материального ущерба, причиненного таможне.

17. Участвует по поручению начальника таможни (Службы) в служебных проверках в таможне и подготавливает в пределах компетенции Отдела заключения по материалам служебных проверок.

18. Рассматривает обращения физических и юридических лиц, подготавливает совместно с другими структурными подразделениями таможни ответы на них, направляет их заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок.

19. Осуществляет иные функции, если такие функции предусмотрены законодательством Российской Федерации.

, Chrome
  • 9. Система таможенных органов рф.
  • 10. Функции таможенных органов.
  • 11. Таможенные правонарушения.
  • 12. Страна происхождения товара (понятие, назначение, порядок определения).
  • 13. Таможенные операции и таможенное процедуры (понятие, виды, соотношение).
  • 14. Понятие, содержание и общий порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств.
  • 15. Упрощенные процедуры таможенного оформления товаров.
  • 16. Понятие, содержание и сроки таможенного декларирования товаров и транспортных средств.
  • 17. Формы таможенного декларирования и порядок их применения.
  • 18. Понятие и статус таможенного брокера.
  • 19. Понятие и статус таможенного перевозчика.
  • 20. Понятие и статус владельца склада временного хранения.
  • 21. Понятие и статус владельца таможенного склада.
  • 22. Прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию рф и порядок убытия за ее пределы.
  • 23. Понятие и классификация документов, необходимых для таможенных целей.
  • 24. Таможенный контроль товаров и транспортных средств (начало, периоды, завершение). Таможенный контроль товаров выпущенных для свободного обращения.
  • 25. Формы таможенного контроля и критерии их применения.
  • 26. Способы производства таможенного контроля (экспертиза, идентификация, применение технических средств).
  • 27. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
  • 28. Основания и порядок проведения личного досмотра. Участники личного досмотра.
  • 29. Понятие и статус зон таможенного контроля. Виды зон таможенного контроля.
  • 30. Общий порядок исчисления таможенных платежей, формы и валюта уплаты.
  • 31. Сроки уплаты таможенных платежей и порядок их изменения.
  • 32. Возникновение, исполнение и прекращение обязанности по уплате таможенных платежей. При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:
  • 33. Понятие таможенной пошлины, виды ставок и содержание таможенного тарифа рф.
  • 34. Понятие, виды и порядок предоставления льгот по таможенным платежам.
  • 35. Содержание и виды льгот по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров и транспортных средств.
  • 36. Понятие, виды и правовой статус плательщиков таможенных платежей. Добросовестные и недобросовестные приобретатели товаров, ввезенных в рф с нарушением таможенных правил.
  • 37. Взыскание таможенных платежей и порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм.
  • 38. Обеспечение уплаты таможенных платежей (основания применения, способы и размер обеспечения).
  • 39. Понятие, содержание и особенности применения таможенных режимов выпуска для внутреннего потребления и экспорта.
  • 40. Понятие и содержание международного таможенного транзит. Международный таможенный транзит отдельных видов товаров.
  • 41. Таможенные режимы переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления: общие и отличительные характеристики.
  • 42. Понятие и порядок применения режима таможенного склада.
  • 43. Таможенная стоимость товаров: (назначение, методы определения, порядок заявления и контроля).
  • 44. Выпуск товаров и его применение в таможенном регулировании.
  • 46. Таможенный режим переработки вне таможенной территории: понятие и порядок применения.
  • 47. Таможенный режим временного ввоза и временного вывоза: общие и отличительные характеристики.
  • 48. Таможенные режимы реимпорта и реэкспорта товаров: понятие, назначение, требования.
  • 49. Правовой статус специалиста по таможенному оформлению. Порядок получения квалификационного аттестата и основания его аннулирования.
  • 50. Таможенный режим уничтожения: понятие, порядок заявления, требования.
  • 51. Таможенный режим отказа в пользу государства: понятие, порядок заявления, требования.
  • 52. Таможенный режим беспошлинной торговли: понятие, порядок применения, требования.
  • 53. Таможенный режим перемещения припасов и специальные таможенные режимы (понятие и содержание режимов).
  • 54. Таможенное оформление и контроль товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях.
  • 55. Перемещение физическими лицами через таможенную границу рф товаров и наличной валюты.
  • 56. Перемещение физическими лицами через таможенную границу рф транспортных средств.
  • 59. Способы таможенного декларирования товаров участниками вэд (предварительное, периодическое, неполное и др.). Предварительное декларирование товаров
  • Периодическое временное декларирование российских товаров
  • 60. Таможенное декларирование товаров в электронной форме.
  • 1. Таможенное регулирование и таможенное дело в рф.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (далее - таможенная граница).

    Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

    Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

    Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.

    Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой.

    2. Таможенное право: понятие и сущность.

    Таможенное право – отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

    Таможенное право регулирует таможенное оформление, таможенные тарифы, специальные таможенные процедуры, платежи, контроль, ответственность в таможенной сфере. Данная отрасль права является комплексной отраслью, так как включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного.

    Среди российских юристов нет единого мнения о месте таможенного права в единой правовой системе.

    Таможенный кодекс РФ регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

    Действует таможенный кодекс принятый Гос. Думой 25 апреля 2003года, одобрен советом федерации 14 мая 2003 года.

    3. Таможенно-правовая терминология и ее значение.

    ТАМОЖЕННАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ - совокупность профессиональных терминов, употребляемых в правовых актах, регулирующих порядок управления таможенным делом, а также в процессе практической реализации таких актов.

    Товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.

    Российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ, то есть не вывезенные с таможенной территории РФ товары, полностью произведенные в РФ, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории РФ, и товары, изготовленные в РФ из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ;

    Иностранные товары - товары, не являющиеся российскими товарами.

    Товары, находящиеся под таможенным контролем - иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории РФ до фактического пересечения таможенной границы;

    Транспортные средства - любые морское (речное) судно, судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами;

    Статус товаров и транспортных средств для таможенных целей - наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами.

    Перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом.

    Ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию РФ - фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы.Вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ - подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

    Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств с нарушением порядка.

    Таможенные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы РФ.

    Лица - юридические и физические лица.

    Российские лица - юридические лица с местонахождением в РФ, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также физические лица, постоянно проживающие в РФ, в том числе зарегистрированные на территории РФ в качестве индивидуальных предпринимателей.Декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.Перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории РФ или являющееся ответственным за использование транспортных средств.

    Таможенный брокер - посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции.

    Заинтересованные лица - лица, интересы которых затрагиваются решениями, действиями таможенных органов в отношении товаров и (или) транспортных средств непосредственно и индивидуально.Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.

    Таможенные операции - отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.Таможенная процедура - совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.

    Таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.

    Выпуск товаров - действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.

    Свободное обращение - оборот товаров на таможенной территории РФ без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством РФ.

    Налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

    Внутренние налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории РФ.

    Таможенная декларация - документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган.

    Транспортные документы - коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках.

    Коммерческие документы - счет-фактура, отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.

    Таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей.

    Таможенное право - комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
    Таможенное право является комплексной отраслью права, поскольку включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного права.
    Необходимо, чтобы нормы таможенного права обеспечивали интересы участников ВЭД и государства. Норма таможенного права - это установленное или санкционированное государством правило, направленное на регулирование отношений в сфере таможенного дела. Как и любым правовым нормам, нормам таможенного права характерны следующие признаки: 1) всеобщность, т.е. данные нормы распространяются на всех участников отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу; 2) общеобязательность, т.е. нормы таможенного права обязательны для всех участников таможенных правоотношений; 3) за неисполнение норм таможенного права наступает юридическая ответственность, предусмотренная соответствующими положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ.
    От имени государства властными полномочиями в сфере ВЭД обладают таможенные органы, поэтому таможенное право является отраслью публичного права.
    Что же является предметом изучения таможенного права?
    Предметом таможенного права являются общественные отношения, которые возникают в связи с перемещением товара и транспортных средств через таможенную границу. В таможенном праве ключевым словом является словосочетание "перемещение товара и транспортных средств через таможенную границу", т.е. все, что связано с перемещением товара через таможенную границу, изучается отраслью таможенного права.
    Нормы таможенного права регулируют отношения, связанные с перемещением товара и транспортных средств через таможенную границу, и это позволяет определить метод отрасли.
    Основным для таможенного права является административно-правовой метод - метод властных предписаний, который основан на отношениях власти и подчинения сторон. Здесь существуют отношения неравных сторон, одна из которых подчиняется другой. Специфика таможенного дела весьма существенна, установлен жесткий порядок перемещения товаров через таможенную границу. Таможенные органы в своей деятельности используют способы дозволения, обязывания и запрета, присущие любому правовому регулированию.
    Альтернатива действий лиц, перемещающих товары через таможенную границу, допускается в строго определенных параметрах. Эти альтернативные действия как раз и дают возможность регулировать их с помощью гражданско-правового метода, который предполагает равенство сторон правоотношения.
    Учитывая, что этот метод является преобладающим в гражданском праве, в области таможенного дела он используется лишь в тех случаях, когда поведение субъектов регламентируется гражданско-правовыми нормами. Например, участник ВЭД обращается за помощью в таможенном оформлении к таможенному брокеру и заключает с ним договор об оказании услуг, или заключается договор об оказании услуг по перевозке товара. Возможность выбора как самого таможенного брокера, так и перевозчика, согласования условий договора характеризуют наличие гражданско-правового метода.
    Отношения участников, которые возникают в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, регулируются нормами таможенного права и называются таможенными правоотношениями.
    Особенности таможенных правоотношений имеют свою специфику. Эта специфика определяется тем, что правоотношения возникают, функционируют и развиваются только на основе таможенно-правовых норм. Кроме этого, таможенные правоотношения всегда индивидуализированы, так как в них вступают конкретные субъекты - носители юридических прав и обязанностей.
    Указанные правоотношения возникают в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, т.е. эти правоотношения носят имущественный характер, так как предполагают перемещение материальных ценностей или денежных средств. Специфика таможенных правоотношений заключается в особом положении одного из его участников - таможенного органа. Это специальный субъект таможенного права, наделенный специальными полномочиями в области таможенного дела. Эти полномочия даны таможенному органу актами таможенного законодательства. Особенность таможенных правоотношений состоит в том, что здесь взаимодействуют различные виды субъектов, цели и интересы которых могут не совпадать, а иногда они и вовсе противоположны.
    Состав таможенных правоотношений имеет свою структуру, которая включает: объект правоотношения, субъекты и содержание.
    Каждый субъект правоотношения наделяется правами и юридическими обязанностями, т.е. каждый субъект таможенного правоотношения наделяется полномочиями, регламентированными нормами таможенного законодательства, что составляет содержание правоотношения.
    В качестве объекта правового отношения выступает то, на что направлены права и обязанности его участников. Объектом таможенного правоотношения является порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
    Субъекты правоотношений - это их конкретные участники. Субъектами таможенного права являются: 1) таможенные органы; 2) государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций; 3) юридические лица; 4) физические лица.
    Названные субъекты можно разделить на две группы: специальные субъекты и иные субъекты.
    Специальные субъекты таможенного права - это таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Они обладают соответствующей спецификой. Эта специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов. Данная компетенция характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего определенного таможенного органа.
    Понятие "иные субъекты" таможенного права охватывает "лиц" и "российских лиц". К ним относятся: 1) юридические лица, 2) физические лица, 3) международные организации, имеющие отношение к таможенному делу.
    Таможенное право является комплексной отраслью права, и в этой отрасли можно выделить две составные части - Общую и Особенную части.
    Общая часть таможенного права включает положения, имеющие общее значение для данной отрасли таможенного законодательства, и раскрывает следующие институты: понятие, особенности, методы и предмет таможенного права; правовой статус таможенных органов и их должностных лиц; источники таможенного права.
    Особенная часть таможенного права посвящена правовым основам перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и содержит такие институты, как производство таможенного оформления, помещение товаров под определенный таможенный режим, виды таможенных процедур, порядок уплаты таможенных платежей, формы таможенного контроля.

    Для возникновения правоотношения необходимо наличие субъекта, т.е. участника правового отношения, который определяется нормами права, наделяющими его какими-либо правами или обязывающими к соответствующему поведению. Круг субъектов таможенных правоотношений очерчен в Таможенном кодексе КР: таможенный орган и лица.

    Под таможенным органом понимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного контроля и другие таможенные органы, входящие в систему таможенных органов.

    Понятие лица включает в себя физических и юридических лиц, которые могут быть кыргызстанскими или иностранными. Под кыргызстанскими лицами понимаются юридические лица, которые находятся в КР и созданы в соответствии с законодательством КР, и физические лица, постоянно проживающие в КР, в том числе, зарегистрированные

    в качестве индивидуальных предпринимателей. В качестве иностранных лиц рассматриваются все иные лица, которые не подпадают под категорию кыргызстанских лиц. Выделение кыргызстанских и иностранных лиц имеет свои правовые последствия. Так, лишь кыргызстанскими лицами могут быть декларанты, таможенные перевозчики, таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, владельцы магазинов беспошлинной торговли и некоторые другие.

    Исходя из положения Конституции КР, что таможенное регулирование находится в ведении государственного центра, Таможенный кодекс КР устанавливает права и обязанности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля, организационно-правовые основы их деятельности.

    Для осуществления исполнительной и распорядительной деятельности по руководству в области таможенного управления образована государственная таможенная служба КР, являющаяся государственным органом исполнительной власти.

    ФТС КР осуществляет возложенные на него функции непосредственно или через свои территориальные органы, к которым относятся региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, наделенные правами и обязанностями при проведении соответствующих таможенных процедур. Таможенный кодекс КР допускает создание специализированных таможенных органов, компетенция которых может не включать в себя правомочия по проведению таможенных процедур либо они могут осуществлять такие процедуры лишь в отношении определенных категорий товаров, например, нефти и нефтепродуктов, расщепляющихся материалов, драгоценных камней и т.д.

    Являясь субъектом таможенного правоотношения, таможенные органы, обладающие государственно-властными полномочиями, занимают особое место в возникшем таможенно-правовом отношении, поскольку они представляют государство. В тоже время другие субъекты такого правоотношения находятся в юридически неравном положении. Обладая правами проведения проверки документов, досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра и т.д., таможенные органы инициируют возникновение правоотношений.

    Участие в таможенном правоотношении как обязательной стороны таможенного органа не является обстоятельством, свидетельствующим о том, что такое правоотношение может возникнуть лишь по инициативе таможенного органа. Активной стороной во многих случаях выступают другие субъекты. Например, при ввозе товаров на таможенную территорию перевозчик, выполняя возложенную на него обязанность, доставляет товары в таможенный орган, тем самым инициируя возникновение правоотношения. При обжаловании действий таможенного органа инициатива такого поведения находится на стороне субъекта, полагающего, что его права нарушены соответствующими действиями или бездействием таможенного органа.

    Наряду с таможенными органами субъектами таможенных правоотношений являются физические и юридические лица.

    В правовом значении под физическими лицами понимаются граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Среди этой категории лиц следует выделить физических лиц, правовое положение которых определяется их служебным положением в таможенном органе. В Таможенном кодексе КР присутствуют должностные лица таможенных органов, действия или бездействие которых заинтересованные лица вправе обжаловать в установленном порядке.

    Таким образом, должностные лица таможенных органов могут выступать в качестве субъектов таможенных правоотношений. В то же время должностными лицами таможенных органов является юридически ограниченный круг лиц, который определяется соответствующим законодательством.

    Рассматривая правовое положение физических лиц в таможенной сфере, следует иметь в виду, что в соответствии с Конституцией КР иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами КР, кроме случаев, установленных государственным законом или международным договором. Таможенный кодекс КР в ряде положений определяет в качестве субъектов таможенных правоотношений только кыргызских лиц. Так, лишь российскими лицами могут быть декларанты, которые могут быть и физическими лицами. В то же время это ограничение не носит абсолютного характера. Таможенный кодекс КР допускает, что декларантами могут быть иностранные физические лица при перемещении через таможенную границу товаров для личных нужд или пользующиеся льготами.

    Возможность вступления граждан в таможенно-правовые отношения связывается с наличием право-дееспособности. В соответствии со статьей 60 Конституции КР гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Возраст, с которым связывается возникновение таможенно-правовой дееспособности гражданина, в Таможенном кодексе КР четко не определен.

    Вопросы о возрасте рассматриваются в главе «Перемещение товаров физическими лицами», в частности, товары несовершеннолетнего лица в возрасте до 16 лет декларируются одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем, его сопровождающим. Анализируя данную норму можно прийти к выводу, что физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, может выступать в качестве декларанта, т.е. он обладает дееспособностью и своими действиями может приобретать и осуществлять права и создавать для себя и исполнять обязанности таможенно-правового характера.

    Таможенный кодекс КР в ряде положений устанавливает, что права и обязанности граждане могут приобретать через своих представителей. Таможенный кодекс КР содержит положения, в соответствии с которыми представители могут принимать участие в проведении таможенного оформления, осуществлять операции с товарами, находящимися на временном хранении и т.д.

    Наряду с физическими лицами субъектами таможенных правоотношений могут выступать юридические лица, которые должны отвечать признакам, указанным в Гражданском кодексе КР.

    Положения о правоспособности и дееспособности полностью относятся и к юридическим лицам, которые могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренные в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Возникновение право-дееспособности юридического лица начинается с момента его государственной регистрации и прекращается с его ликвидацией после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

    В качестве субъектов таможенно-правовых отношений могут выступать перевозчики, экспедиторы, владельцы складов временного хранения, декларанты, таможенные брокеры, владельцы таможенных складов, владельцы магазинов беспошлинной торговли, другие заинтересованные лица.

    Нормы таможенного права определяют правовой статус лиц, который основывается на положении, в соответствии с которым все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, установленном Таможенным кодексом КР.

    Лица, перемещающие товары и транспортные средства либо осуществляющие операции с товарами, находящимися под таможенным контролем, обязаны представлять документы, необходимые для таможенного контроля. Лица, перечисленные в Таможенном кодексе КР, обязаны по требованию таможенных органов представлять отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и используемых товарах.

    В целях налогообложения и обработки экономической информации лица обязаны представлять таможенные декларации.

    Лица, перемещающие товары через таможенную границу, обязаны соблюдать законодательство об охране окружающей среды, общественной безопасности, здоровья населения и потребителей товаров, ветеринарных и фитосанитарных норм и т.д. Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции контроль соблюдения соответствующего законодательства и могут применять к его нарушителям меры, принудительного воздействия, например, запретить выпуск товаров, обязать вывезти товары, запрещенные к ввозу.

    Таможенный кодекс КР содержит положения, которые обязывают лиц получить в таможенных органах документы, на основе которых возможно занятие определенным видом деятельности. Так, деятельность юридических лиц в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения и таможенных складов, таможенных брокеров допускается при условии включения их в Реестр таможенных перевозчиков, владельцев складов и т.д.

    Наличие общего в содержании таможенно-правового статуса субъектов правоотношений в таможенной сфере сочетается с его особенностями, имеющимися в статусе физических и юридических лиц. Правовое положение физических и юридических лиц различно. Таможенный кодекс КР отдельно регулирует перемещение физическими лицами товаров, предназначенных для личного пользования, соответственно права и обязанности таких лиц существенно отличаются от прав и обязанностей юридических лиц, которые перемещают товары и транспортные средства в целях предпринимательской деятельности. Так, деятельность таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов и таможенных брокеров допускается при условии их включения соответственно в Реестр таможенных перевозчиков, Реестр владельцев складов временного хранения, Реестр владельцев таможенных складов или Реестр таможенных брокеров.

    Таможенный кодекс КР определяет компетенцию таможенных органов, которые не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность лиц. Таможенные органы осуществляют контроль исполнения законодательства, регулирующего таможенно-правовые отношения. В ряде случаев нормы Таможенногокодекса КР содержат запрещения для таможенных органов требовать от лиц, перемещающих товары и транспортные средства через границу, например, сведений, не предусмотренных законом.

    Таможенный кодекс КР содержит гарантии соблюдения прав субъектов рассматриваемых правоотношений. Данные гарантии связываются с возможностью обжалования действий или, наоборот, бездействия таможенных органов и их должностных лиц. Закон устанавливает два порядка обжалования: судебный и по подчиненности таможенных органов и их должностных лиц. Допускается обжалование нормативных правовых актов. Такие правовые акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан и организаций могут быть обжалованы в Верховный Суд КР в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. Нормативные правовые акты, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в Высший Арбитражный Суд КР в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

    Таможенно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию и по кругу участников этих отношений. Они носят комплексный характер, что обусловлено таким же характером современного таможенного дела как предмета таможенно-правового регулирования.

    Таможенно-правовые нормы, если они порождают правоотношения, реализуются в конкретных общественных отношениях – таможенных отношениях. Таможенными отношениями, как мы уже говорили, следует считать общественные отношения в сфере таможенного дела. Результат регулирующего воздействия таможенно-правовых норм на данный вид общественных отношений, придающий им юридическую форму, согласно общей теории права, и следует считать таможенно-правовыми отношениями.

    Специфика любых правоотношений как сознательно-волевых отношений состоит в том, что они не только всегда возникают на основе норм права, но и представляют собой связь юридических субъективных прав и обязанностей их участников. Именно связь субъективных прав и обязанностей (когда субъективное право одного субъекта корреспондирует с обязанностью другого и наоборот) составляет структуру любых пра­воотношений. Отсутствие этой связи означает и отсутствие самого правоотношения.

    Таким образом, мы можем охарактеризовать таможенно-правовые отношения как урегулированные таможенно-правовыми нормами общественные отношения, стороны которых выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных таможенно-правовыми нормами. Причем в этом определении нет необходимости упоминать об общественных отношениях именно в сфере таможенного дела (как делают некоторые авторы), поскольку эта их характеристика в скрытой форме там уже присутствует – она входит в понятие «таможенно-правовая норма».

    Таможенно-правовые отношения являются разновидностью управленческих отношений, основываются на принципах власти и подчинения и носят публично-правовой характер. Одной стороной этих отношений всегда выступает государство. Участники этих отношений не состоят в юридическом равенстве, которое характерно, например, для гражданско-правовых отношений.

    Как и любые управленческие отношения, таможенные правоотноше­ния имеют строго определенную структуру, то есть составные части. Такими частями являются: субъекты таможенного права (то есть участники таможенных правоотношений), объекты таможенно-правовых отношений (то есть то, по поводу чего эти отношения возникают) и содержание этих правоотношений.

    Понятие и виды субъектов таможенного права будут рассмотрены нами позднее при изучении соответствующей темы курса. В общем виде их можно представить как участников общественных отношений, которых нормы таможенного права наделили определенными правами и обязанностями в сфере таможенного дела.



    Объектом таможенно-правовых отношений является то, на что воздействуют юридические права и обязанности их участников (субъектов). Здесь следует выделять непосредственный объект таможенно-правовых отношений (объект неимущественного характера) и объект имущественного характера, именуемый еще как предмет таможенно-правового регулирования.

    Непосредственным объектом таможенных правоотношений являются поведение сторон в сфере управления таможенным делом, их деяния. Предметом же таможенного регулирования является цель, ради которой субъекты таможенного права вступают в отношения между собой. Это могут быть как материальные блага (товары и транспортные средства, непосредственно перемещаемые через таможенную границу), так и блага нематериального характера (например, разнообразные услуги по таможенному оформлению, перевозке и хранению товаров и транспортных средств и др.).

    Теперь о содержании таможенно-правовых отношений. Здесь следует различать материальную сторону (материальное содержание отношений), то есть фактическое поведение субъектов таможенно-правовых отношений, и юридическую сторону, отражающую субъективные юридические права и обязанности субъектов, то есть меру их возможного и должного поведения в тех или иных ситуациях, установленную нормами таможенного права.

    По различным критериям классификации таможенно-правовые отношения следует подразделять: на материальные и процессуальные; на первичные и вторичные; на возникающие в момент, до и после фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; на порождаемые правомерными и неправомерными фактами; и на иные виды.

    К материальным таможенно-правовым отношениям относятся отношения, возникающие в сфере таможенного дела и регулируемые материальными нормами таможенного права. Отношения, связанные с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере таможенного дела и регулируемые нормами процессуального таможенного права, следует считать процессуальными таможенно-правовыми отношениями. Взаимоотношение же материальных и процессуальных отношений характеризуется тем, что материальные отношения всегда реализуются посредством процессуальных отношений.

    Первичные таможенно-правовые отношения – это отношения, непосредственно связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (например, отношения по поводу проведения таможенного контроля и таможенного оформления во время непосредственного перемещения товаров через границу). Правоотношения, производные от первичных, следует считать вторичными таможенно-правовыми отношениями (например, отношения, возникающие в связи с выявлением в ходе проведения таможенного контроля нарушений таможенного законодательства).

    Таможенно-правовые отношения могут возникать:

    а) до фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (например, отношения по поводу информирования и консультирования таможенными органами лиц, намеревающихся совершить внешнеторговую сделку);

    б) в момент такого перемещения (например, отношения по поводу проведения таможенного оформления и таможенного контроля (а в случае необходимости – и по уплате таможенных платежей), возникающие между таможенным органом и физическим лицом в момент (либо незадолго до или сразу после) пересечения последним таможенной границы России);

    в) после (то есть значительно позже) фактического пересечения товарами или транспортными средствами таможенной границы (например, отношения между таможенным органом и участником внешнеэкономической деятельности по поводу осуществления первым контроля за поступлением в страну валютной выручки от экспорта товаров, осуществляемого последним).

    Основанием возникновения, изменения и прекращения любых правоотношений, в том числе и таможенных, являются, как известно, юридические факты. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях – и события (например, в связи с истечением предельного срока хранения помещенного под режим таможенного склада товара у его владельца возникает обязанность поместить этот товар под иной таможенный режим). События являются неволевыми юридическими фактами, а действия всегда являются результатом активного волеизъявления субъекта и по своему характеру подразделяются на правомерные и неправомерные.

    Правомерные действия участников таможенно-правовых отношений всегда соответствуют требованиям норм таможенного права, а неправомерные действия соответственно нарушают эти требования. К числу неправомерных относится также и бездействие субъектов таможенного права, когда нормами таможенного права предусмотрено иное (например, непринятие перевозчиком находящихся под таможенным контролем товаров предусмотренных правовыми нормами мер в случае аварии или действия непреодолимой силы, непринятие должностным лицом таможенного органа в установленный срок решения по жалобе и т.п.).

    По характеру юридических фактов, порождающих таможенно-правовые отношения, эти отношения делятся на отношения, порождаемые правомерными юридическими фактами, и на отношения, порождаемые неправомерными юридическими фактами. Последние еще именуются деликтными, или юрисдикционными, правоотношениями.