Сертификация и стандартизация продукции. Стандартизация товаров и услуг в российской федерации

9 Основы стандартизации И СЕРТИФИКАЦИИ товаров

4 Основные этапы сертификации

1. Цели, задачи и принципы стандартизации
В соответствии с Законом РБ о техническом нормировании и стандартизации – стандартизация - это деятельность по установлению технических требовании в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Стандартизация – один из основных механизмов обеспечения требуемого уровня качества и безопасности продукции и услуг в интересах потребителя.

^ Цели стандартизации:


  • соответствие объектов стандартизации требованиям безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;

  • обеспечение возможности технической и информационной совместимости объектов стандартизации;

  • достижение оптимального уровня по качеству продукции;

  • единство измерений;

  • экономия ресурсов.
Задачи стандартизации:

  • обеспечение взаимопонимания сторон (разработчиками и изготовителями, продавцами и потребителями);

  • установка требований к номенклатуре и качеству товара, отвечающих интересам потребителя и государства; внедрение прогрессивных технологических процессов; создание условий совместимости и взаимозаменяемости продукции; унификация отдельных частей изделий; разработка метрологических правил;

  • нормативно-техническое регулирование процесса контроля, сертификации и оценки качества продукции;

  • систематизация классификации и кодирования технико-экономической информации;

  • нормативное закрепление проведения государственных и межгосударственных программ;

  • соблюдение норм законодательства РБ посредством методов и средств стандартизации.
Принципы проведения стандартизации:

  • целесообразность;

  • единогласие сторон;

  • соответствие нормам законодательства;

  • оптимальность требований;

  • доступность объективного контроля.

Согласно определению Международной организации по стандартизации 150: "Стандарт - это документ, составленный при сотрудничестве и с согласия или общего одобрения всех заинтересованных в этом сторон, основанный на использовании обобщенных результатов науки, техники и практического опыта, направленный на достижение оптимальной пользы для общества и утвержденный ор­ганом, занимающимся стандартизацией".

Стандарт - это нормативно-технический документ. Он устанавливает требования к продукции, правила, обеспечивающие ее разработку, производство и эксплуатацию, а также специальные требования к объектам стандартизации. Стандарты охватывают материальные объекты (продукцию, вещества) и нормы, правила, требования к объектам организационно-методического и общественного характера.

С 1 сентября 1993 г. введена в действие Государственная система стандартизации Республики Беларусь (ГСС РБ). Правовые основы стандартизации в Беларуси, обязанности и ответственность участников стандартизации регламентирует закон Республики Беларусь "О стандартизации". Государственная система стандартизации - это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных правил и положений, определяющих ее цели и задачи, организацию и методику прове­дения стандартизации. ГСС РБ включает пять стандартов, содержащих основные положения системы, порядок разработки и применения стандартов, технических условий, описаний и рецептур, требования к построению и изложению стандартов. Основополагающий стандарт системы: СТБ 1.0 - 93 «ГСС РБ. Основные положения».

Объекты стандартизации дифференцированы по трем уровням:


  • государственный стандарт;

  • отраслевой стандарт;

  • стандарт на уровне предприятия.
При этом установлены следующие категории нормативных документов:

  • стандарт Республики Беларусь (СТБ);

  • руководящие документы (РД РБ);

  • технические условия (ТУ РБ) и технические описания (ТО РБ);

  • стандарты предприятия (СТП);
Государственные стандарты обязательны для всех предприятий, фирм, организаций и учреждений на территории Республики Беларусь. Они регламентируют действующие и перспективные показатели качества, основные параметрические и размерные характеристики готовой продукции, методы контроля этих характеристик и общие требования к продукции.

^ Отраслевые стандарты устанавливаются на группы однородной продукции отраслевого производства (применения), а также на конкретную продукцию, закрепленную за определенным ведом­ством (министерством, департаментом, концерном).

^ Руководящие документы представляют собой комплект нормативных требований организационного характера, обязательных для исполнения соответствующими ведомствами и организациями.

^ Технические условия (ТУ) представляют собой нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс требований к конкретным типам, видам, маркам и артикулам готовой продукции. ТУ являются неотъемлемой частью комплекта технической документа­ции на определенный вид товара. Они более мобильны по сравнению со стандартами, чаще пересматриваются и обновляются по мере развития науки и технологии, совершенствования технологических возможностей производства и изыскания новых источников сырья. Как правило, ТУ разрабатываются на новые товары, а также на продукцию, выпускаемую небольшими партиями.

^ Техническое описание - дополнительный нормативный документ на конкретную продукцию, который конкретизирует требования стандартов или технических условий.

В техническом описании указывают:


  • краткое описание (характеристику) продукции;

  • требования к форме и другим характерным признакам;

  • перечень и обозначение применяемых материалов, комплектую­щих изделий с указанием нормативных документов на них;

  • требования к приемке, транспортированию и хранению продукции при отсутствии нормативных документов на данный вид продукции.
^ Стандарты предприятия определяют: порядок проведения работ в области управления производством, нормы и требования к проведению технологических процессов, требования к технологической оснастке и далее в рамках отдельно взятого предприятия.

В зависимости от содержания и назначения стандарты подразделяются на следующие виды:


  • стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические);

  • стандарты на продукцию (услуги);

  • стандарты на процессы;

  • стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).
Основополагающие стандарты устанавливают общие положе­ния для определенной области деятельности, включая вопросы ох­раны окружающей среды, охрану труда и другие общетехнические требования.

^ Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к конкретной продукции (услуге) или их группам.

Стандарты на процессы устанавливают требования к способам, режимам, нормам в процессах изготовления, транспортирования, хранения, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

^ Стандарты на методы контроля устанавливают общие требования к методам проведения контроля продукции при ее создании, производстве, потреблении. Эти виды стандартов широко используются в товароведении.

В соответствии с "Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации", подписанным странами СНГ, действующие стандарты бывшего СССР признаются в СНГ в качестве межгосударственных с соответствующим обозначением ГОСТ; вновь вводимые межгосударственные стандарты должны соответствовать международным или лучшим национальным.

Межгосударственные стандарты, а также изменения к ним, становятся обязательными в Республике Беларусь, если за них проголосовал Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь (Белстандарт; в Межгосудар­ственном Совете по стандартизации, метрологии и сертификации.

Обозначение стандартов бывшего СССР, Республики Беларусь, России, Великобритании, Германии, Италии и ряда других стран строится на основе записи регистрационного номера стандарта и года его утверждения (пересмотра).

Обозначение стандарта, входящего в комплекс стандартов, состоит из индекса и обозначения комплекса стандартов. После точки указывают номер стандарта в этом комплексе, а через тире - две последние цифры года, в котором он утверждался или пересматривался. Например, ГОСТ 2.001-86 "ЕСКД. Общие положения".
Пример обозначения стандарта Республики Беларусь.

СТБ 915 – 92

92 - Год утверждения

915 - Номер регистрации

СТБ - Стандарт Беларуси
Пример обозначения стандарта Российской Федерации:

93 - Год утверждения

50489 - Номер регистрации

Р - Российский Государственный стандарт
3 Формы и цели сертификации товаров
^ Сертификация продукции – деятельность соответствующих органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции требованиям, установленным нормативными актами и конкретными стандартами или другими нормативными документами по стандартизации.

Продукция – результат деятельности либо процессов.

В зависимости от субъекта, производящего сертификацию, выделяют три основные ее формы:


  • "самосертификация" - представляет собой заверение, сделанное первой стороной - продавцом;

  • подтверждение соответствия товара необходимым требованиям, сделанное второй стороной - покупателем;

  • подтверждение соответствия товара установленным требованиям, сделанное третьей стороной - независимым экспертом или организацией.
Первая и вторая формы сертификации применяются в промышленности и торговле в масштабах страны в случаях существования между производителями и потребителями устойчивых хозяйственных связей.

Сертификация третей стороны широко распространена в странах с рыночной экономикой.

Различают добровольную и принудительную (обязательную) сертификацию .

Добровольная сертификация получила широкое распространение в странах с развитой экономикой.

Обязательная система сертификации в нашей стране закреплена посредством ряда нормативных актов. Так, нормы по проведению обязательной сертификации содержат Законы "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг" и др.

Обязательная сертификация в нашей стране осуществляется Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации РБ.

Сертификация продукции осуществляется в целях :


  • обеспечения безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества населения, а также охраны окружающей среды;

  • подтверждения соответствия показателей качества продукции, заявленных изготовителем (продавцом), конкретным нормативным актам и нормативным документам по стандартизации;

  • создания условий для участия изготовителей (продавцов) продукции в международной торговле и повышения конкурентоспособности продукции;

  • защиты республиканского рынка от некачественной и небезопасной продукции, поступающей по импорту.
Процедура сертификации осуществляется двумя сторонами:

  • заявителем - это предприятие, учреждение или физическое лицо, обратившееся с заявкой на проведение сертификации или аккредитации;

  • исполнителем - это орган по сертификации. Он проводит сертификацию соответствия продукции показателям безопасности.

4 Основные этапы сертификации
Основные этапы сертификации:


  1. проверка соответствия товара;

  2. подтверждение наличия соответствия;

  3. инспекционный контроль.
Первый этап - проверка соответствия включает:

  • подачу заявления;

  • принятие решения по полученному заявлению и выбор соответствующей схемы сертификации;

  • отбор необходимых образцов, их идентификацию;

  • сертификационные испытания и оценку производства.
Второй этап - подтверждение соответствия осуществляется путем выдачи сертификата соответствия и лицензии на его применение.

^ Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции требованиям нормативных актов и конкретных стандартов или других нормативных документов по стандартизации.

Он выдается в единственном экземпляре. Срок действия устанавливается с учетом специфики продукции, возможности изменения производства, но не более трех лет.

^ Сертификат соответствия представляет собой бланк желтого цвета с регистрационным номером и печатью органа по сертификации. Он выдается в единственном экземпляре. Срок действия устанавливается с учетом специфики продукции, возможности изменения производства, но не более трех лет.

^ Инспекционный контроль осуществляется (в форме плановой или внеплановой проверки) органом по сертификации, если это предусмотрено схемой, в течение всего срока действия сертификата или лицензии.

По итогам контроля может быть установлено следующее:


  • продукция соответствует требованиям сертификата;

  • продукция не соответствует требованиям сертификата. В это случае действие сертификата либо приостанавливается, либо отменяется, о чем информируются Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации РБ, производитель и потребитель.
  • 5. Общая и сравнительная экономическая эффективность затрат.
  • 6. Учет фактора времени и затрат в смежных отраслях при расчете сравнительной экономической эффективности.
  • 7. Производственный процесс и принципы его организации.
  • 8. Характеристика поточного производства.
  • 9. Партионный и индивидуальный методы организации производства.
  • 10. Организация производства во вспомогательных и обслуживающих подразделениях предприятия.
  • 11. Понятие и показатели производственной программы предприятия, ее обоснование.
  • 12. Понятие производственной мощности предприятия, факторы, ее определяющие. Методы расчета.
  • 13. Экономическая сущность основных фондов. Структура. Оценка.
  • 14. Износ и амортизация оф. Сущность ускоренной амортизации.
  • 1)Линейный метод.
  • 15. Сущность показателей, характеризующих использование оф. Пути повышения эффективности их использования.
  • 16. Экономическая сущность оборотых средств предприятия. Показатели.
  • 2) Незавершенное производство и п/ф собственного изготовления.
  • 3) Гарантийный (страховой) на случай форс мажорных обстоятельств:
  • 17. Методика нормирования оборотных средств предприятия.
  • 18. Управление оборотными средствами предприятия. Пути эффективного использования оборотных средств.
  • 19. Классификация и состав оборотных фондов. Показатели использования.
  • 3) Гарантийный (страховой) на случай форс мажорных обстоятельств:
  • 20. Экономическая сущность инвестиций и капитальных вложений. Их структура. Задачи инвестирования.
  • 21. Оценка коммерческой эффективности инвестиционных проектов.
  • 22. Инвестирование нововведений. Техническая подготовка производства.
  • 23. Проектно-технологическая подготовка производства. Система разработки и поставки продукции на производство.
  • 24. Сущность концентрации производства. Экономическое значение концентрации производства и факторы, определяющие оптимальные размеры производства.
  • 25. Основные направления специализации производства экономическая эффективность.
  • 26. Кооперирование производства: сущность, формы, виды, показатели.
  • 27. Сущность и показатели качества.
  • 28. Управление качеством.
  • 29. Стандартизация продукции.
  • 30. Сертификация продукции.
  • 31. Методология планирования на предприятиях.
  • 32. Виды планов.
  • 33. План развития предприятия: разделы и показатели.
  • 34. Содержание и порядок разработки бизнес плана предприятия.
  • 35. Методы измерения производительности труда.
  • 36. Факторы и резервы роста произ-ти труда. Факторный анализ произ-ти труда.
  • 37. Понятие себестоимости промышленной продукции и ее структура.
  • 39. Формы и системы оплаты труда на предприятиях: сдельная и ее системы.
  • 40. Повременная форма оплаты труда. Бестарифная система оплаты труда.
  • 41. Основы нормирования труда на предприятиях.
  • 42. Кадровый потенциал предприятия.
  • 43. Финансовый план предприятия. Разделы и показатели. Финансовые ресурсы предприятия.
  • 44. Экономическая сущность показателя – порог рентабельности. Методика расчета точки безубыточности (порога рентабельности).
  • 45. Типы производства: массовое, серийное, единичное, смешанное.
  • 46. Инфраструктура предприятия.
  • 47. Цены и ценообразование.
  • 2 Метода цено-я;
  • 48. Механизм управления предприятием.
  • 49. Финансовое состояние предприятия.
  • 50. Учет и отчетность предприятий.
  • 51. Методы экономического анализа.
  • 29. Стандартизация продукции.

    Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции, работ, услуг (объектов стандартизации) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйствующих субъектов с учетом риска возник­новения природных и техногенных катастроф и других чрезвы­чайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

    Объектами стандартизации являются продукция, работа (про­цесс), услуги, которые в равной степени относятся к любому мате­риалу, компоненту, оборудованию, системе, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности.

    Нормативный документ по стандартизации - документ, содер­жащий правила, общие принципы, характеристики объектов стан­дартизации, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу потребителей (пользова­телей).

    К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории России, относятся:

    1)государственные стандарты Российской Федерации - ГОСТ РФ;

    2)применяемые в установленном порядке меж­дународные (региональные) стандарты;

    3)общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений; нормы и правила по стандартизации.

    В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатываются стандарты следующих видов: основополагающие; на продукцию, услуги; на работы (процессы); на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

    Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил и характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающих право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

    Цель стандартизации – достижение максимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых и потенциальных задач.

    Задачи стандартизации заключаются в создании системы нормативной документации, которая охватывает все виды промышленного производства и сферу услуг.

    Стандарт – это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

    30. Сертификация продукции.

    Сертификация – это процедура, посредством которой третья, уполномоченная сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям (ИСО).

    Сертификация продукции – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

    Объектами сертификации могут быть продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, услуги оказываемые населению и предприятиям, система качества.

    Система сертификации однородной продукции это система сертификации, относящаяся к определенной группе продукции, для которой применяются одни и те же конкретные стандарты и правила.

    Орган по сертификации – это орган, проводящий сертификацию определенной продукции.

    Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям в общем случае при сертификации могут быть проведены: испытания продукции; первичная оценка состояния производства продукции; последующий инспекционный контроль за продукцией и производством.

    Испытания – техническая операция, заключающаяся в определенииодной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги на основе установленной процедуры.

    Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

    Лицензия на применение знака соответствия – документ, выданный уполномоченным органом, посредством которого держателю сертификата соответствия предоставлено право применять знак соответствия.

    Аккредитация испытательной лаборатории или органа по сертификации – процедура, посредством которой уполномоченный в соответствии с законодательными актами РФ орган официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией или органом по сертификации конкретных работ в заявленной области.

    Инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации – проверка, осуществляемая с целью установления, что деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий продолжает соответствовать правилам системы.

    Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией – контрольная оценка, проводимая с целью установления того, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.

    Эксперт по сертификации, аккредитации – лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.

    Схема (форма, способ) сертификации – совокупность действий, официально принимаемая в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям.

    Идентификация продукции – процедура, посредством которой устанавливают соответствия представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду продукции.

    Стандартизация-это деятельность поразработке иустанов- лению требований, норм, правил, характеристик, как обязательных, так и рекомендуемых для выполнения. Стандартизация является инструментом для повышения качества и ускорения научно-технического прогресса как на уровне отдельного предприятия, так и в масштабах народнохозяйственного комплекса в целом. Правовую основу стандартизации в России образует Закон РФ «О стандартизации» (1993). Целями стандартизации продукции являются:

    безопасность продукции (работ, услуг) для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды;

    техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий;

    качество в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

    единство измерений;

    экономия ресурсов;

    безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и технологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

    обороноспособность и мобилизационная готовность страны.

    Объектами стандартизации являются следующие объекты: продукция, работы (процессы) и услуги. 1.

    Продукция {сырье, материалы, полуфабрикаты, готовые изделия). В данном случае стандартизации могут быть подвергнуты: конкретный вид или группа однородной продукции; технические условия;

    методы контроля; параметры упаковки; параметры маркировки; правила приемки; правила хранения; правила транспортировки; правила эксплуатации; правила ремонта; правила утилизации. 2.

    Работы (процессы). Стандартизация может касаться следующих элементов: конкретные виды работ на отдельных стадиях жизненного цикла - разработки, производства, эксплуатации (потребления), хранения, транспортировки, ремонта, утилизации; экологические требования; методы контроля. 3.

    Услуги {материальные и нематериальные). В этом случае стандартизации подлежат: конкретный вид или группа однородных услуг; технические условия; методы контроля; требования к персоналу.

    Формы и методы взаимодействия предприятий и предпринимателей друг с другом, а также с государственными органами управления устанавливаются стандартами государственной системы стандартизации.

    Стандарт - это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Стандарт может содержать как обязательные к выполнению требования, обеспечивающие безопасность продукта, техническую и информационную совместимость и взаимозаменяемость, единство методов контроля и единство маркировки, так и набор рекомендательных требований. В России нормативные акты по стандартизации подразделяются на следующие категории в зависимости от объекта стандартизации и принимающего органа:

    государственные стандарты РФ (ГОСТ, ГОСТ Р);

    международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации;

    отраслевые стандарты (ОСТ);

    стандарты предприятий (СТП);

    технические условия (ТУ);

    стандарты общественных объединений - научно-технических, инженерных и др. (СТО);

    Состав нормативных документов по стандартизации, действующих на территории России, определяется в Законе РФ «О стандартизации». Никакие иные документы, устанавливающие обязательные требования к продукции (работам, услугам), не являются документами по стандартизации. Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, учитывая условия использования продукции (выполнения работ, оказания услуг), условия и режимы труда и не должны нарушать положений, установленных законодательством РФ. Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условие о соответствии про дукции (работ, услуг) обязательным требованиям государственных стандартов. В том случае, если договор не содержит условия о соответствии продукции обязательным требованиям государственных стандартов, это не снимает с заказчика и исполнителя обязанности обеспечить выполнение этих требований и не освобождает от установленной ответственности за их нарушение. 20.2.

    Роль стандартизации в повышении эффективности производства и качества продукции. Объект и система стандартов в Российской Федерации в рыночных условиях. Рассмотрение основных нормативных документов и международной организации по стандартизации ИСО.

    СодержаниеВВЕДЕНИЕ

    • 1. Основы нормативных документов по стандартизации в РФ
    • 2. Система стандартов в РФ в рыночных условиях
    • 3. Международная организация по стандартизации (ИСО). Международная техническая комиссия (МЭК). Система качества (МС ИСО 8402). Другие международные стандарты качества.
    • Заключение
    ВВЕДЕНИЕНаука стандартизация возникла в середине прошлого века, но как сфера человеческой деятельности существует с появлением человека. Стандартизация как наука базируется на философских законах диалектики: единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, переход количественного в качественного.Стандартизация - это деятельность, заключающаяся в нахождении решений для повторяющихся задач в сфере науки. Техники и экономики, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Основной смысл стандартизации сводится на решение задач оптимизации, направленных на совершенствование управления, на повышение качества продукции и услуг.Объект стандартизации - конкретная продукция, нормы, требования, методы, термины, обозначения, т.е. все то, что имеет перспективу многократного применения и используется в науке, технике, отраслях народного хозяйства, а также международной торговле.Стандарт - это нормативно-технический документ, устанавливающий требования к группам однородной продукции и в необходимых случаях требования к конкретной продукции, правила, обеспечивающие ее разработку, производство и применение, а также требования к иным объектам стандартизации, устанавливаемым вышестоящими организациями.Целью данной работы является изучение стандартизации и ее роли в повышении эффективности производства и качества промышленной продукции. В работе поставлены следующие задачи: рассмотреть основы нормативных документов по стандартизации в РФ; рассмотреть систему стандартов в РФ в рыночных условиях, рассмотреть международную организацию по стандартизации ИСО.1. Основы нормативных документов по стандартизации в РФ Основной закон РФ "О стандартизации" утратил силу 1 июля 2003 года на основании Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ.Согласно новому Закону "О техническом регулировании" стандартизация осуществляется в целях:· повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;· повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;· обеспечения научно-технического прогресса;· повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;· рационального использования ресурсов;· технической и информационной совместимости;· сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;· взаимозаменяемости продукции.Согласно новому Закону "О техническом регулировании" стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:· добровольного применения стандартов;· максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;· применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;· недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 Федерального закона "О техническом регулировании";· недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;· обеспечения условий для единообразного применения стандартов.К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:· национальные стандарты;· правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;· применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;· стандарты организаций.Национальный орган Российской Федерации по стандартизации:· утверждает национальные стандарты;· принимает программу разработки национальных стандартов;· организует экспертизу проектов национальных стандартов;· обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;· осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;· создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;· организует опубликование национальных стандартов и их распространение;· участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;· утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;· представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации.Под опубликованием национального стандарта национальным органом по стандартизации понимается опубликование национального стандарта на русском языке в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации.Заседания технических комитетов по стандартизации являются открытыми.2. Система стандартов в РФ в рыночных условияхВ развитие закона, регулирующего в стране деятельность в области стандартизации, обычно создается комплекс основополагающих организационно-методических стандартов. До принятия Федерального закона "О техническом регулировании" этот комплекс образовывал Государственную систему стандартизации (ГСС), которая традиционно обозначалась как ГОСТ 1. (в Российской Федерации - ГОСТ Р 1.).В настоящее время проводится работа по формированию нового комплекса стандартов, в наименовании которого будет отражен иной, не государственный, а национальный статус стандартизации. Очевидно, что этой системе стандартов (если, как предполагается, будет сохранен индекс "ГОСТ Р" в обозначении национальных стандартов) целесообразно присвоить другой номер, а не 1 (тем более, что существует Межгосударственная система стандартов с обозначением ГОСТ 1.) Поскольку в разное время существовали (а некоторые существуют и сейчас) системы стандартов с номерами до 50, то во избежание путаницы новой системе целесообразно присвоить номер 51.Стандартизаторам предприятий (организаций) необходимо ознакомиться с этими стандартами (в процессе или после их разработки) не только для получения информации о стандартизации, проводимой на более высоком (общенациональном) уровне, но и для практического применения на предприятии. При этом наибольший интерес могут представлять стандарты, устанавливающие:· Правила применения российских национальных стандартов и действующих в этом качестве межгосударственных стандартов;· Правила публикации информации об утверждении российских национальных стандартов, об утверждении изменений стандартов и отмене стандартов;· Правила распространения стандартов;· Требования к структуре, изложению, оформлению, содержанию и обозначению стандартов;· Правила применения знака соответствия российскому национальному стандарту;· Рекомендации по разработке стандартов организаций.Некоторые из указанных вопросов, затронуты в статьях 16, 17, 22, 43, 44 Федерального закона "О техническом регулировании", но наиболее подробно будут отражены в разрабатываемом сегодня комплексе стандартов Российской национальной системы стандартизации (РНСС). Ранее эти вопросы были освещены в стандартах ГСС РФ: ГОСТ Р 1.0-92; ГОСТ Р 1.8-2002, ГОСТ Р 1.5-2002, ГОСТ Р 1.9-95, ГОСТ Р 1.4-93. Из указанных стандартов наибольший практический интерес для стандартов предприятий (организаций) может представлять ГОСТ Р 1.5-2002, который применим не только для государственных стандартов, но для стандартов предприятий (организаций). При этом при применении ГОСТ Р 1.5-2002 на Вашем предприятии (в организации) целесообразно сделать ссылку на данный стандарт в стандарте (или ином документе), устанавливающем на предприятии (в организации) правила разработки стандартов этого предприятия (организации). При этом целесообразно указать, какие требования ГОСТ Р 1.5-2002 необходимо применять при разработке стандартов предприятия (организации), какие требования ГОСТ Р 1.5-2002 применять не следует, а также установить дополнительные требования, учитывающие специфику стандартов предприятия (организации). В частности, можно установить следующие отклонения от требований ГОСТ Р 1.5-2002:В стандартах организации кроме ссылок на документы, допускаемые в качестве ссылочных в соответствии с пунктами ГОСТ Р 1.5-2002, могут разрешаться ссылки на международные, европейские, зарубежные национальные и фирменные стандарты (при наличии на предприятия их переводов на русский язык и разрешений/соглашений, допускающих подобное применение), правила и рекомендации по стандартизации, другие нормативные документы, утвержденные (принятые) федеральными органами исполнительной власти, стандарты общественных объединений и объединений юридических лиц, в которые входит данное предприятие, стандарты данного предприятия, технические условия и иные технические документы предприятия;Информацию о любых ссылочных документах можно разрешить приводить в разделе "Нормативные ссылки", а дополнительный элемент "Библиография" не использовать;Можно разрешить считать стандартизованными термины и определения (при наличии их русских версий или официальных переводов на русский язык) и в других терминологических стандартах данного предприятия.3. Международная организация по стандартизации (ИСО). Международная техническая комиссия (МЭК). Система качества (МС ИСО 8402). Другие международные стандарты качества Успешное развитие торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран становится сегодня невозможным без международной стандартизации. Смысл международной стандартизации - унифицировать требования национальных стандартов и подвести их к рангу международных. В этом случае достигается возможность международного сотрудничества в областях техники, технологии, экономики и т.д.Главной целью международного сотрудничества России в области стандартизации является гармонизация, т.е. согласование, увязка национальных стандартов с международными. Региональными и прогрессивными национальными стандартами зарубежных стран в целях повышения научно-технического уровня российских стандартов, качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.Международное сотрудничество осуществляется по линии международных и региональных организаций по стандартизации. Из общего числа международных организаций (всемирных и региональных), действующих в современном мире, более 400 в той или иной мере занимаются вопросами стандартизации. Наиболее представительной из них является международная организация по стандартизации (ИСО). ИСО была создана в 1940 г. по решению ООН.Целью организации ИСО является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.Сегодня практически нет такой области, в которой бы не были разработаны стандарты ИСО. Из общего количества стандартов, разработанных ИСО, более 8000 действуют в различных областях техники.Среди других международных и региональных организаций по стандартизации следует назвать МОЗМ. МЭК, ЕОК, СЕН, СЕНЭЛЕК.ИСО серии 9000 гарантируют потребителю право более активно воздействовать на качество продукции; обеспечивают законодательную базу, предусматривающую активную роль потребителя в процессе изготовления качественной продукции.ИСО 9000 используются для определения различий и взаимосвязей между основными понятиями в области качества и как представление руководящих положений по выбору и применению стандартов ИСО на системы качества, которые служат для внутреннего пользования на фирме при решении задач управления качеством (ИСО 9004).Применение международных, региональных международных и национальных стандартов зарубежных стран в РФ возможно в трех вариантах:- принятие аутентичного (равнозначного) текста международного (регионального) стандарта в качестве государственного российского стандарта ГОСТ Р с указанием соответствующего международного стандарта и обозначения через тире последних цифр года принятия ГОСТ Р. Например, ГОСТ Р ИСО 9001-96. Это так называемое прямое применение зарубежного стандарта.- принятие аутентичного (равнозначного) текста международного (регионального) стандарта, но с дополнениями, отражающими специфику российских требований. При обозначении такого стандарта к обозначению отечественного стандарта добавляется номер соответствующего международного (регионального) стандарта, который указывается под обозначением ГОСТ Р в скобках. Например, ГОСТ Р 50321-92 (ИСО 7173:1989).Возможен вариант использования (заимствования) отдельных положений международного (регионального) стандарта и включение их в российский стандарт. В подобных случаях международный (региональный) стандарт рассматривается как источник информации, используемый при разработке отечественного стандарта, в котором делается соответствующая ссылка на первоисточник.Постановлениями Госстандарта России от 15 августа 2001 г. № 332-ст, 333-ст и 334-ст приняты и впервые введены с 31 августа 2001 г. в действие российские стандарты ИСО серии 9000:ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь;ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования;ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.Указанные стандарты представляют собой аутентичные тексты соответствующих международных стандартов ИСО серии 9000 новой версии (2000 г.), т. е. ИСО 9000-2000, ИСО 9001-2000 и ИСО 9004-2000, имеющих такие же названия. С введением новых российских стандартов в Российской Федерации до конца 2002 г. будут одновременно продолжать действовать и государственные стандарты серии ИСО старой версии, принятые в 1996 г.:ГОСТ Р ИСО 9001-96. Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании;ГОСТ Р ИСО 9002-96. Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании;ГОСТ Р ИСО 9003-96. Системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.В течение этого переходного периода, когда одновременно будут действовать российские стандарты ИСО старой и новой версий, органы по сертификации систем качества и сертификации производств в Системе сертификации ГОСТ Р могут проводить сертификацию систем качества предприятий (организаций) и сертификацию производств на соответствие требованиям стандартов ИСО 1996 г., или 2001 г. с учетом интересов заявителей. При этом сертификаты соответствия системы менеджмента качества (СМК) организации требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 будут выдаваться, как правило, со сроком действия три года, а по требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО 9002-96 и ГОСТ Р ИСО 9003-96 со сроком действия до 1 января 2004 г. независимо от даты выдачи сертификата.В зависимости от готовности и заинтересованности предприятие само выбирает систему сертификации. При этом по окончании срока действия сертификата соответствия системы качества организации требованиям ГОСТов ИСО серии 9000 1996 г. дальнейшая сертификация (ресертификация) по ним после 2002 г. проводиться не будет. Поэтому организации, сертифицировавшие ранее свою систему качества по стандартам старой версии, должны подготовиться к ее модификации и переходу к функционированию системы менеджмента качества (СМК) с учетом требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001.Требования стандартов ИСО серии 9000 новой версии имеют принципиальные отличия от предыдущих и воплотили в себе все новейшие достижения в области качества и огромный 13-летний опыт применения стандартов.Среди отличий новой версии следует отметить: определение восьми принципов менеджмента качества с целью улучшения деятельности организации (ориентация на потребителя, лидерство руководителя, вовлечение работников, процессный подход к управлению деятельностью и соответствующими ресурсами, системный подход к менеджменту, постоянное улучшение, принятие решений, основанное на фактах, и взаимовыгодные отношения с поставщиками); четкое формулирование требований к достижению удовлетворенности потребителей и постоянному улучшению деятельности; сокращение числа и большая логичность структуры стандартов; удобство применения на предприятиях сферы услуг и малого бизнеса; появление возможности послесертификационной деятельности, обеспечивающей достижение удовлетворенности не только потребителей, но и других заинтересованных сторон - сотрудников организаций, держателей акций и др.Все это позволит обеспечить организациям возможность улучшать их СМК с тем, чтобы добавлять ценность и организациям, и ее потребителям, а также привлечь пользователей из других сфер деятельности дополнительно к уже существующим традиционным отраслям.ГОСТ Р ИСО 9000-2001 устанавливает основные положения СМК как объектов стандартов ИСО серии 9000 и определяет используемую терминологию.Основные положения СМК определены и включают в себя: обоснование необходимости СМК; требования к СМК и требования к продукции; подход к СМК; процессный подход (графически представлена модель СМК, основанная на процессном подходе к менеджменту организации и описанная в семействе стандартов ИСО 9000); политику и цели в области качества; роль высшего руководства в СМК; документацию, оценивание и постоянное улучшение СМК; роль статистических методов; направленность СМК и других систем менеджмента; взаимосвязь между СМК и моделями совершенства.Термины и определения, установленные в стандарте, классифицированы по десяти следующим группам и включают в себя термины, относящиеся к качеству; менеджменту; организации; процессам и продукции; характеристикам; соответствиям; документации; оценке; к аудиту (проверке); обеспечению качества процессов измерения.Для облегчения понимания и пользования установленными терминами и их определениями в стандарте приводится методология, использованная при разработке словаря (приложение А). Приведены также алфавитный указатель терминов (приложение Б) и библиография (приложение В).В ГОСТ Р ИСО 9001-2001 определена направленность на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности СМК с целью повышения удовлетворения требований потребителей. Преимущество такого подхода заключается в непрерывности управления на стыке процессов и при их комбинации и взаимодействии.ГОСТ Р ИСО 9001-2001 связан с ГОСТ Р ИСО 9004-2001, совместим с другими системами менеджмента.Область применения стандарта распространяется на СМК всех организаций независимо от вида, размера и поставляемой продукции (услуги). Он устанавливает требования к СМК организации, когда она нуждается в демонстрации способности поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и обязательным требованиям, и/или ставит целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы, включая постоянное ее улучшение и обеспечение соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям. С учетом специфики организации и ее продукции (услуги) допускается исключение какого-либо или части требований стандарта.Требования к СМ К организаций, установленные стандартом, включают общие требования и требования, относящиеся к документации СМК, ответственности руководства, менеджменту ресурсов, процессам жизненного цикла продукции и измерению, анализу и улучшению.Конкретизированы требования в части обязательств руководства, ориентации на потребителя, разработки политики организации в области качества, планирования деятельности, ответственности, полномочий и обмена информацией, анализа СМК со стороны руководства в целях обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности, результативности и эффективности.Требования к менеджменту ресурсов установлены, исходя из обеспечения деятельности организации соответствующими ресурсами, необходимыми для внедрения и поддержания в рабочем состоянии СМК, постоянного повышения ее результативности, а также повышения удовлетворенности потребителей выполнением их требований.Менеджмент ресурсов предусматривает также требования к человеческим ресурсам (персоналу) в части компетентности, осведомленности и подготовки. Кроме того, стандарт устанавливает требования к инфраструктуре и производственной среде.В разделе стандарта "Процессы жизненного цикла продукции" регламентированы требования, предъявляемые в рамках действия СМК организации к следующим направлениям деятельности: планированию процессов жизненного цикла; проектированию и разработке продукции; закупкам; производству и обслуживанию; управлению устройствами для мониторинга и измерений. Конкретизированы требования к процессам, связанным с потребителями выпускаемой продукции, в части их определения, анализа и реализации эффективных мер по установлению и поддержанию связи с потребителями.Завершающий раздел стандарта посвящен требованиям к измерению, анализу и улучшению деятельности. Они распространяются на мониторинг и измерение, управление несоответствующей продукцией, анализ данных. Последнее предусматривает необходимость постоянного повышения результативности СМК путем применения политики и целей организации в области качества; использования результатов проведения внутренних и внешних аудитов; анализа полученных данных о качестве и анализа со стороны высшего руководства; разработки и внедрения корректирующих и предупреждающих действий.Рассмотрим основные принципы стандартов серии ИСО.ГОСТ Р ИСО 9004-2001, структура которого аналогична ГОСТ Р ИСО 9001-2001, содержит методические указания и рекомендации по улучшению деятельности организации и предусматривает анализ и оценку результативности и эффективности СМК.Он содержит рекомендации по более широкому кругу целей СМК, чем ГОСТ Р ИСО 9001-2001. При этом внимание сосредоточено на достижении постоянного улучшения, измеряемого степенью удовлетворенности не только потребителей, но и всех заинтересованных сторон.Стандарт применим к процессам организации (предприятия), его базовые принципы менеджмента качества могут быть распространены на всю организацию.ГОСТ Р ИСО 9004-2001 и ГОСТ Р ИСО 9001-2001 представляют согласованную пару стандартов на СМК, дополняют друг друга, но имеют различные области применения. Это дает возможность их независимого применения.ГОСТ Р ИСО 9004-2001 не предназначен для целей сертификации, заключения контрактов, использования в регламентах или в качестве руководства по внедрению ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Он рекомендуется для организаций, которые, преследуя цель постоянного улучшения деятельности, желают расширить рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001 г. Кроме того, стандарт позволяет предприятию согласовать или интегрировать свою СМК с другими системами менеджмента, в том числе с менеджментом окружающей среды, финансовым менеджментом, менеджментом рисков, менеджментом профессионального здоровья и безопасности.В соответствии с рекомендациями стандарта организация может адаптировать действующую систему менеджмента для создания СМК.В приложении А (справочном) к стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2001 приведены рекомендации по самооценке, целью которой является всестороннее оценивание результативности и эффективности организации и уровня зрелости ее СМК. В результате самооценки предприятие может разработать рекомендации, основанные на фактах, касающихся областей применения ресурсов для улучшения своей деятельности.Приложение Б (справочное) "Процесс постоянного улучшения" содержит изложение двух основных подходов к проведению улучшения процессов с целью совершенствования деятельности организации и обеспечения выгоды ее заинтересованным сторонам.Заключение Понятие стандартизации претерпело принципиальные изменения. Из него исключен нормативный характер деятельности и упоминание о ее направленности на обеспечение безопасности соответствующих объектов, а также качества продукции, работ и услуг.При этом в определении данного понятия, равно как в понятии стандарта, отсутствует указание на главную цель стандартизации в этих условиях.Некоторый свет проливает указание на ее роль как на средство повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Эта главная цель стандартизации может быть достигнута, если в разрабатываемых стандартах будут отражаться прогрессивные научно-технические требования. Поэтому цели стандартизации, провозглашенные в ст.11 Закона "О техническом регулировании", следует рассматривать и как основные направления деятельности.Изложенные в ст.12 Закона "О техническом регулировании"принципы условно можно разделить на две группы.Первая - принципы, направленные на недопущение в стандартах необоснованных ограничений свободы предпринимательства путем установления завышенных или дополнительных требований, не отвечающих целям стандартизации, определенным в ст.11 Закона.Вторая - принципы технического характера:· разработка национальных стандартов, как правило, на основе международных стандартов, за исключением случаев, указанных в Законе;· недопустимость установления требований, противоречащих основополагающим требованиям технических регламентов (речь идёт именно о противоречии, а не о прогрессивном повышении требований);· установление требований, обеспечивающих единообразие применения стандартов.Главной целью международного сотрудничества России в области стандартизации является гармонизация, т.е. согласование, увязка национальных стандартов с международными. Региональными и прогрессивными национальными стандартами зарубежных стран в целях повышения научно-технического уровня российских стандартов, качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.Международное сотрудничество осуществляется по линии международных и региональных организаций по стандартизации. Из общего числа международных организаций (всемирных и региональных), действующих в современном мире, более 400 в той или иной мере занимаются вопросами стандартизации. Наиболее представительной из них является международная организация по стандартизации (ИСО).Список литературы 1. Федеральный Закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" / Сборник стандартов РФ, 2003.2. Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-I "О сертификации продукции и услуг" (с изменениями от 27 декабря 1995 г., 2 марта, 31 июля 1998 г.) / Сборник стандартов РФ, 1999.3. Алпеев Анатолий. Некоторые аспекты теории и качества нормативных документов // Стандарты и качество, 2004. - № 7. - с. 23-28.

    4. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии: Учебное пособие для ВУЗов - 2 - е издание переработанное и дополненное. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001;

    5. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. - М.: Юрайт,2002. - 325 с.

    6. Миньо Э. Стратегия стандартов и качества. Структурный эффект стандартизации // Стандарты и качество. - 1998. - № 1.



    Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте . Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.


    Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
    Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.

    РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Стандартизация продукции.
    Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!

    Как правильно написать введение?

    Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.

    Ключевые слова и понятия: измерения, глобализация, интеграция, конкурентоспособность, контроль, маркировка, метрология, международная стандартизация, национальная стандартизация, нормативные документы, оценки соответствия, продукция (товары, процессы, работы, услуги), сертификация, система нормативной документации, система технического регулирования, стандарт, стандартизация, техническое регулирование, технический прогресс, функции стандартизации, качество

    Система технического регулирования как действенный рычаг управления экономикой играет значительную роль в выработке конкурентоспособной качественной продукции, защите окружающей среды и экономном использовании ресурсов - основах устойчивого развития любой страны. ее значение следует из процессов в экономике и общественной жизни, характерных для конца XX - начала XXI в.

    Первый среди них - глобализация торговых отношений и мирового рынка, которой присуще смещение границ на пути свободного движения капитала, товаров, людей, идей и информации. Не менее важным является второй - ускорение научно-технического прогресса, стремительное развитие прогрессивных отраслей и сфер деятельности, в первую очередь, информационных и коммуникационных технологий и биотехнологий. С этим тесно связано использование высоких технологий для сокращения цикла проектирования и изготовления продукции, обеспечение оптимального соотношения между качеством, стоимостью и временем изготовления продукции. Наконец, третий процесс - усиление охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов. Эта проблема связана с комплексом задач по обеспечению приемлемого качества жизни.

    Техническое регулирование - это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ней процессам, систем и услуг, персонала и органов, а также проверка их соблюдения путем оценки соответствия и / или рыночного надзора (ст. 1 Закона Украины "О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия" от 01.12.2005 г.. № 64-IV).

    Бесспорно, что одним из наиболее действенным и общепризнанным мировым сообществом, правительственными учреждениями и деловыми кругами добровольным механизмом является стандартизация на основе консенсуса и согласованности на разных уровнях стандартизации (международном, региональном, национальном, предприятия).

    Стандартизация (рис. 1.1.1) является одним из наиболее результативных путей совершенствования производственных и торговых отношений, снижение затрат, повышение качества и конкурентоспособности продукции. Она устанавливает правила, общие принципы или характеристики применительно к различным видам деятельности или ее результатов (то есть продукции, процессов, работ, услуг), разрабатывая и принимая доступны всем нормативные документы, стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядоченности, и это становится возможным при условии, что нормативные документы основываются на достижениях науки, техники и практического опыта и создают с участием всех заинтересованных сторон с учетом потребностей общества в целом.

    Основная цель стандартизации - это оптимальное размещение объектов стандартизации для ускорения научно-технического прогресса, повышения эффективности производства, улучшение качества продукции, совершенствование организации управления народным хозяйством, развитие международного экономического, научного и технического сотрудничества.

    Стандартизация соответствии с основной целью имеет различные задачи (рис. 1.1.2). Главной задачей стандартизации является создание системы нормативной документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготавливаемой для нужд народного хозяйства, населения, обороны государства и экспорта, к ее разработке, выработки и применения, а также обеспечение контроля за правильностью использования этой документации.

    Основные функции стандартизации представлены на рис. 1.1.3.

    Следует сказать, что в современном мире стандарты существуют в динамическом и изменяющейся среде. Обновления продукции и технологий, технологические прорывы и разрушение традиционных границ отраслей, упадок одних сфер деятельности и стремительный рост новых - это общая черта современных развитых экономик. С другой стороны для них характерно глубокое противоречие, которое является одним из "скрытых двигателей" современного рынка, а именно - глобальная стандартизация производства по индивидуализации потребления. Практическое следствие этого - постоянное наличие большого спроса на изделия, которые выходят за пределы устоявшихся, по стандартизированных решений. Все это ставит определенные требования к стандартизации, вызывая ее динамизм. Вместе с тем, необходимо не только разрабатывать новые стандарты на основе достижений науки и техники, но и поддерживать на должном уровне действующие стандарты, не допускать заметного отставания требований стандартов от, в первую очередь, прогресса технологий.

    Для организации и координации стандартизации и смежных видов деятельности в каждой стране создают специальный орган - национальный орган по стандартизации, основной функцией которого является разработка и принятие национальных стандартов, доступных широкому кругу пользователей. Национальный орган вправе быть членом международных и региональных организаций по стандартизации и представлять интересы страны в этих организациях.

    Характерной особенностью стандартизации является то, что сфера ее действия и применения, уровень развития находятся в широком диапазоне. Нет такой сферы деятельности человека, к которому бы не была причастна стандартизация. Ведь с распространением и углублением познания, развитием науки и техники, совершенствованием производства масштабы работ значительно возрастают и распространяется сфера использования принципов стандартизации.

    Стандартизация аккумулирует новейшие достижения науки и техники, органично соединяет фундаментальные и прикладные области науки, способствует быстрому внедрению научных достижений в практику, помогает определить наиболее экономичные и перспективные направления развития научно-технического прогресса и народного хозяйства страны. Она сочетает науку, технику и производство, способствует обеспечению единой технической политики в различных отраслях народного хозяйства, техническому перевооружению производства, широкому внедрению современной техники и технологий, интенсификации производства, механизации и автоматизации производственных процессов, повышению качества товаров. Все это способствует развитию экономики страны.

    В последнее время одной из ключевых проблем научно-технического и экономического развития стран является проблема повышения качества и конкурентоспособности продукции. Улучшение качества продукции (процессов, работ, услуг) - это проблема не только потребительская или техническая, но и экономическая, социальная и политическая проблемы общества. Так, стандарты играют важную роль в судебной практике при решении конфликтных ситуаций между производителем и потребителем. Стандарт может стать аргументом, отягощает вину, или, наоборот, оправдывает предприятие или фирму, на которую поступил иск в связи с дефектами в продукции.

    Улучшение качества и повышение конкурентоспособности товаров (процессов, работ, услуг) возможно только на основе стандартизации. Она позволяет регламентировать требования к качеству продукции, более эффективно решать проблемы специализации, определять наиболее рациональные способы производства продукции и переработки сырья, осуществлять управление качеством товаров в производстве и сфере обращения и тому подобное.

    Влияние стандартизации на повышение конкурентоспособности и качества продукции реализуется в основном через комплексное разработки стандартов на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оснащение, проектирование и готовую продукцию; на технологические требования к важнейших процессов и показателей качества, а также на единые методы испытаний и измерений, средства контроля и оценки соответствия. Стандарты облегчают выбор оптимального размерного ряда и лучших образцов, обеспечивающих организацию специализированных производств, уменьшают затраты на проектирование и изготовление, сокращают сроки освоения продукции.

    Стандарты устанавливают однозначную терминологию, системы единиц, познак, требования к метрологическому обеспечению, маркировки, упаковки, транспортировки, эксплуатационных документов (инструкций) и информации для потребителей, необходимой для оценки и выбора ими продукции. Очевидно, что наличие стандартов существенно облегчает и направляет деятельность производителя продукции по обеспечению ее рыночной соответствия по критериям конкурентоспособности и качества.

    В последнее время, процесс перемещения аспектов конкурентоспособности способности и качества с общегосударственного уровня на уровень непосредственного производителя, на котором, собственно, и создается качество делает необходимым укрепление системы стандартизации именно на предприятиях. Возрастание роли стандартизации на предприятии диктуется двумя основными факторами. Первый из них - при условии хозяйственной самостоятельности создаются объективные предпосылки к несогласованной деятельности смежных предприятий относительно параметров создаваемой продукции, методов контроля ее качества и тому подобное. Все это проявляется во время производства и потребления продукции, влияет на спрос и на сбыт продукции и, а в итоге, на экономическое положение производителей. Второй - рациональное применение стандартизации при проектировании и производства продукции позволяет существенно снизить расходы и повысить доходы предприятий. Объем работ по стандартизации на предприятии зависит от масштабов производства и кооперирования, от номенклатуры и конструктивной сложности производимой продукции, степени ее новизны и интенсивности развития и тому подобное.

    Отметим еще на таких аспектах установления качества продукции.

    Первое. Учитывая то, что стандарты соответствуют уровню развития техники и является признанным техническим правилом, их применяют как документированную техническую доказательную базу при рассмотрении споров, в частности в суде.

    Второе. Соответствие стандартам используют как требование при государственных закупок, проведения тендеров, заключение договоров и контрактов на поставку, составление каталогов продукции производителями, проведение маркетинговых и рекламных компаний.

    Третье. Соответствие международным стандартам - это устранение технических барьеров в торговле, удовлетворение потребностей технического, экономического и торгового развития.

    Однако, уместно отметить, в определенных условиях применения принципа обязательности стандартов, чрезмерная детализация требований и ориентация стандартизации на определенные конструкционные решения, применение только определенных материалов или сырья и т.д. является тормозом в создании надлежащей продукции. Негативное влияние стандартизации на развитие и качество готовых изделий ощущается в том случае, когда стандарты и другие нормативные документы будут разработаны без учета достижений науки и техники, или они не будут своевременно пересмотрены с учетом этих достижений и с некоторым опережением.

    Учитывая это требования к качеству продукции подчинено требованиям конкурентоспособности, а сама проблема ее обеспечения (достижения) требует комплексного подхода и учета факторов общегосударственного уровня и различных сфер государственного управления.

    Следует помнить, что стандартизация является важным и необходимым, но лишь одним из факторов обеспечения конкурентоспособности и качества продукции, причем затраты на стандартизацию мизерные по сравнению с затратами на обеспечение инновационного развития, техническое и технологическое обновление производства, подготовку высококвалифицированных кадров.

    Стандарты и другие нормативные документы составляют значительную и часть нормативной базы экономики страны. Разработку стандартов осуществляют ученые и специалисты главных и базовых организаций по стандартизации всех отраслей народного хозяйства. На основе результатов научно-исследовательских, проектно-конструкторских и опытно-технологических работ в стандартах устанавливаются перспективные требования, то есть закладываются не только показатели, определяющие качество продукции на данном этапе, но и перспективные показатели технического уровня, качества и экономичности, согласно которым должна проектироваться и осваиваться новая продукция.

    Стандарты с опережающими требованиями является своеобразным прогнозом технического прогресса продукции разрабатывается. Стандарты всех является источником важнейшей информации, поскольку в них собрано нормы и правила, основанные на достижениях в различных областях техники, технологи и практического опыта и признаны методом консенсуса представителями всех заинтересованных сторон. При этом должны использоваться самые современные методы прогнозирования и оптимизации. Математические методы оптимизации количественных требований стандартов дают возможность получать высокий эффект от стандартизации.

    Стандарты и другая нормативная документация играют важную роль при решении технических, экономических и социальных проблем страны, поэтому предстоит постоянно повышать научно-технический уровень действующих стандартов, обновлять их с целью замены устаревших показателей и своевременного отражения требований народного хозяйства.

    Стандартизация является организационно-технической основой экономического и научно-технического сотрудничества между странами, эффективным средством распространения связей между странами и ликвидации технических барьеров в международной торговле. Укрепление научно-технических и экономических связей привлекает внимание к стандартизации всех развитых стран мира и развивающихся стран, а также технических, экономических, международных, региональных и национальных организаций, фирм и предприятий. Это является следствием объективной необходимости стандартизации в управлении экономическими и производственными процессами.

    Задача членства Украины в ВТО и интеграции в ЕС требуют принятия международных и европейских стандартов. Это позволяет сориентироваться в требованиях глобальных и региональных рынков и определить уровень характеристик продукции, приемлемый для них. Но, на наш взгляд, также соответствие международному стандарту не гарантирует достижения конкурентоспособности. Скорее это пропуск, условия доступа на глобальный рынок и потенциальная конкурентоспособность, реальность которой будет определено только после позиционирования продукции на рынке и его оценки потребителем по критериям, установленным указанным триадой: "качество - стоимость - время".

    Как мы можем убедиться, создание новой системы стандартизации, адекватной экономическим изменениям, которые происходят в Украине, имеет целью гармонизацию ее положений с требованиями международных, региональных и национальных (стран с рыночной экономикой) стандартов. Совершенствование национальной системы стандартизации - насущная предпосылка для повышения конкурентоспособности отечественной продукции и создания предприятиями систем обеспечения качества. Важно признание таких систем отечественным и зарубежным потребителем.

    Итак, стандартизация - незаменимый и практически единственное средство обеспечения совместимости, взаимозаменяемости, унификации, типизации, надежности техники и информационных сетей, норм безопасности и экологических требований, единства характеристик и свойств, качества продукции. Развитие стандартизации неразрывно связан с совершенствованием управления качеством производства, в частности, с использованием систем управления качеством, систем экологического управления и интегрированных систем.