Последние законодательные акты по капитальному ремонту. Капремонт: новые изменения в законах

Принципы проведения капремонта включает Жилищный кодекс. Каждая его статья содержит важные положения по отношению к собственности.

Закон о капитальном ремонте многоквартирных домов включает действия местных властей по созданию фонда и его использованию. Каждое его положение важное, а нарушение ведет к ответственности. Все ФЗ имеют юридическую силу во время их действия.

Собственникам необходимо на протяжении 6 месяцев определиться с методом образования фонда, благодаря которому будет выполняться капремонт. Время отсчитывается с периода публикации программы.

Оплачивать взносы нужно через 8 месяцев. В регионах может быть сокращен этот промежуток, что подтверждается соответствующим документом. Остальные аспекты заключены в кодексе, где каждая статья регулирует какие-либо правоотношения.

За месяц до определения метода создания фонда (если он не был утвержден самостоятельно), местные власти организуют собрание для принятия решения.

На мероприятии обсуждаются все волнующие вопросы. Если метод не определен, то фонд будет формироваться благодаря счету регионального оператора. Другие нормы устанавливает кодекс, где каждая статья определяет конкретные правила.

Что решается на собрании?

Жилищный кодекс устанавливает правила по которым проводятся собрания. Есть статья и про утверждение способа создания фонда.

Повестка дня должна состоять из следующих вопросов:

  • Необходимо определить метод пополнения фонда. Для этого может быть выбран специальный или региональный счет. Если выбрать первый вариант, то нужно продолжать мероприятие по уточнению следующих нюансов;
  • Следует определиться с размером платежей, которые необходимо отдавать каждый месяц. Минимальная сумма обычно утверждается законами региона. Об этом есть статья в кодексе;
  • Надо выбрать список работ, которые будут проведены во время капитального ремонта;
  • Важно определиться со временем проведения ремонта в доме (оно не может отличаться от того, что есть в ФЗ);
  • На собрании определяется, кто будет владеть счётом. Варианты: ТСЖ, ЖСК, региональный оператор.

Жилищный кодекс устанавливает, что счет может открываться только в российских учреждениях. Размер капитала должен быть не меньше 20 млрд руб.

В Банке России каждый квартал появляется информация о кредитных предприятиях. Эти сведения регулирует статья 176 ФЗ №271. Контролирует деятельность и расходы фонда жилищная инспекция.

Законодательная сфера

Жилищный кодекс фиксирует правила о капремонте и фонде. Каждая статья устанавливает нормы, которые должны соблюдаться всеми гражданами. Уклонение от них ведет к ответственности.

В этой сфере действуют и ФЗ, которые не должны противоречить ЖК РФ. Жилищный кодекс утверждает пени по несвоевременной оплате за капитальный ремонт. Каждая статья включает определенные нормы.

Фонд по реформированию ЖКХ

В 2007 году Президент РФ подписал ФЗ о содействии реформирования ЖКХ. Каждая его статья включает принципы реформирования. Есть сведения о переселении граждан из аварийного жилья. С 2013 года выполняется модернизация коммунальной инфраструктуры.

Работа фонда направлена на использование механизмов управления и ресурсосберегающих технологий. На официальном сайте есть данные о деятельности организации, справочные материалы, отчеты. Каждый день появляются новости о государственной корпорации.

Оплата за капитальный ремонт


ФЗ о проведении капитального ремонта свидетельствует, что работу оплачивают собственники домов. Платежи обязательны для всех. Их размер у всех будет разным, но за 1 кв. м. берется 5-7 рублей.

В обязанность органов местного самоуправления входит создание фонда капитального ремонта. Они должны назначить регионального оператора, который будет выполнять всю работу по ремонту и публикации сведений на сайте.

Во многих регионах и до утверждения закона ремонт оплачивался за счет собственников. С его принятием сфера по восстановлению жилья стала понятнее.

Но все равно не всем ясно, как будут расходоваться средства. Для этого и создается фонд, который будет контролировать поступление взносов и их расходов.

Кодекс устанавливает, что есть возможность не оплачивать взносы за капитальный ремонт только в нескольких случаях:

  • Если дом считается аварийным. Это устанавливается судом и подтверждается соответствующим документом;
  • Поскольку решение о капитальном ремонте принимаются жильцами, то они могут прекратить оплату взносов после сбора нужной суммы;
  • Если сдаются в аренду нежилые помещения, то плата за них может идти в счет взносов.

Кодекс выделяет эти способы как исключения, когда оплата за ремонт не взимается. Для остальных жителей многоквартирных домов нет каких-либо льгот.

Взносы за ремонт кодекс определяет как обязательные для всех. Они входят в оплату за коммунальные услуги. Об это есть отдельная статья.

В случае неуплаты собственникам присылают уведомления о правонарушении, а при уклонении от обязательств подают в суд. Тогда уже нужно будет оплачивать проценты. Поэтому лучше всего вовремя вносить платежи.

Субсидия на капитальный ремонт


У собственников есть право оформления субсидии. Поскольку платеж вносится в число услуг за оплату ЖКХ, то он должен быть обозначен в квитанции.

Если сумма оказалась выше допустимой доли расходов, то можно оформлять субсидию. Процедура предполагает стандартный сбор документации, необходимой для подтверждения.

За дом, признанный аварийным, жильцы не обязаны оплачивать за капитальный ремонт. Но полученные общие средства не могут использоваться на расселение дома. Этот вопрос необходимо решать совместно с другими жильцами.

Что входит в капитальный ремонт

К примеру, если произошла авария или появились повреждения, то необходимо избавиться от причин. А затем проводятся восстановительные работы.

Во время текущего ремонта выполняется:

  • Покраска фасада и подъезда;
  • Восстановление некоторых частей фундамента и кровли;
  • Замена лампочек в общих помещениях;
  • Восстановление входной двери.

Во время капитального ремонта проводится следующая работа:

  • Полное восстановление крови, фасада, фундамента. Это требуется при аварийном состоянии дома;
  • Ремонт системы подачи тепла, воды и электричества. Это необходимо для комфортного проживания людей;
  • Установка и проверка общедомовых счетчиков. Если необходимо, то выполняется их замена;
  • Утепление стен (включая фасадную часть дома).

При капитальном ремонте происходит основательная проверка, диагностика и восстановление всех участков помещения. Эти мероприятия проводятся регулярно, но учитывается и состояние дома.

По законодательству жильцы могут самостоятельно увеличить список услуг, если это необходимо. От их количества зависит сумма взносов, которые оплачивают собственники.


Это решается на общем собрании на основе голосования. Жильцы самостоятельно решают, нужно ли им усовершенствовать какую-либо систему. Например, установить современную охранную сигнализацию.

Услуг может быть очень много. В ЖКХ могут предложить необходимый перечень услуг, но оплачивать все нужно жильцам.

Перечисленные услуги входят в сумму минимального взноса. Она рассчитывается на основе количества этажей, периода эксплуатации, стоимости работ, типа дома, принадлежности к определенному муниципальному образованию.

За остальные услуги жильцам придется вносить более крупные суммы. Закон о ремонте определяет основные принципы выполнения работ. В случае нарушения своих прав жильцы могут обращаться в органы местного самоуправления, полагаясь на основы принятого в стране документа.

Инициативная группа жителей московского района Якиманка подала иск о несоответствии федерального закона, который обязывает жильцов оплачивать капитальный ремонт, Конституции (документ находится в распоряжении «Известий»). Истцы просят суд направить запрос в Конституционный суд, а также требуют (от правительства, которое выступает ответчиком по иску) приостановки действия закона до принятия решения КС.

Иск подан в Замоскворецкий межрайонный суд Москвы.

«Согласно ФЗ № 271, за капитальный ремонт будут платить собственники жилплощади в многоквартирных домах, - говорится в исковом заявлении. - Платежи за капремонт являются обязательными. Данный вариант сбора средств фактически противоречит Гражданскому кодексу РФ и Конституции РФ, согласно которой собственник несет бремя содержания своего имущества, но не чужого. По данному закону разрешается использование собранных средств с одного дома на капитальный ремонт другого, согласно утвержденному графику».

Москвичи опасаются, что из-за ежегодной инфляции в размере примерно 10% накопленные средства собственников, чей дом планируется ремонтировать через 10–15 лет, обесценятся. В итоге ремонт вообще не удастся провести.

Отметим, что действующий закон предоставляет жильцам возможность не оказаться в «общем котле». Для этого они должны провести собрание и решить, что они откроют спецсчет в банке, чтобы накапливать деньги только по своему дому. Счет должен быть открыт до определенного срока (его назначает каждый регион, в Москве, к примеру, нужно открыть счет до 31 мая).

Платежи на капремонт, по мнению инициативной группы, вообще не могут быть обязательными. Как указано в иске, фонды капремонта, согласно ФЗ № 271, являются некоммерческими организациями.

«Согласно ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях», НКО учреждаются гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, - говорится в заявлении. - Согласно статье 123.17. ГК РФ, фонды учреждаются на основе добровольных имущественных взносов. Следовательно, добровольные взносы не могут быть обязательными».

По мнению истцов, за органами власти необходимо сохранить обязательства провести капитальный ремонт за счет бюджета, если он не был сделан на момент приватизации жилья.

«Согласно ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений только после исполнения этой обязанности бывшим наймодателем (органом государственной власти или органа местного самоуправления)», - сказано в иске.

Инициативная группа просит Замоскворецкий суд направить запрос в Конституционный суд РФ о соответствии Конституции закона о капремонте, а также приостановить действие закона до принятия решения Конституционным судом. Сейчас готовятся похожие иски жителями других районов Москвы - Алексеевского, Гагаринского, Замоскворечья и пр.

Нынешняя форма сбора средств на капремонт противоречит Гражданскому кодексу РФ. Гражданский кодекс не предполагает содержание и ремонт чужого имущества - только своего. Жители должны были провести собрание, чтобы принять решение открыть спецсчет. Если они не успели этого сделать, то остались автоматически в «общем котле». Видимо, граждане поздно спохватились или информирование было плохое. Если же выбрана схема спецсчета, то тогда на каждом из граждан лежит обязанность по содержанию собственного имущества, - говорит один из членов комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. При этом он отмечает, что в самом комитете есть и те, кто полностью поддерживает действующий закон.

Эксперты отмечают, что многое в исполнении закона «О капремонте» зависит от региональных властей.

Всё зависит от позиции законодателей и глав субъектов федерации, потому что многие полномочия переданы в регионы. От этого зависит, насколько мягко вводится система, будут ли софинансировать траты из регионального бюджета, предусмотрены ли льготы для ветеранов труда и пр. В Москве, например, ввели неоправданно высокий размер взноса - 15 рублей. Согласно федеральным расчетам, на этот год он должен был составить 8,20 рублей. Осенью, когда москвичи получат платежки, они могут быть неприятно удивлены, - заявляют они.

По словам противников закона, власти должны предоставить жителям гарантии сохранности средств на спецсчетах, решить проблему льготного кредита для граждан (которые накопят какие-то средства, а потом смогут взять кредит на длительный срок для ремонта. Тогда нагрузка на жителей не будет очень высокой, что особенно актуально для тех домов, которые надо ремонтировать в ближайшие 5–7 лет).

В то же время председатель совета многоквартирного дома на улице Перерва в Москве Галина Кирьянова не видит альтернативы нынешней системы капитального ремонта.

Источника финансирования для проведения работ капитального характера у нас нет. Раньше было бюджетное финансирование, отданное на откуп префектурам. При этом по какому принципу формировался адресный перечень, нам непонятно. Наша управляющая компания не могла добиться выделения денег на замену кровель в домах. Тяжело было проводить собрания, на которых мы хотели собирать деньги на добровольной основе: многие собственники сдают квартиры, и они не заинтересованы в содержании жилья. Так, мы не могли заменить, например, лифты. В настоящее время такой инструмент создан - фонд капитального ремонта. Не вижу альтернативы, как по-другому собирать деньги на работы капитального характера. При этом если всё это отложить, то придется потом платить больше средств, чтобы привести жилье в должный вид, - говорит Кирьянова. - Жильцы нашего дома 30 апреля решили открывать спецсчет в Сбербанке. В случае же с фондом важно, что когда отремонтируют один дом, его жильцы не смогут выйти из фонда, пока всё не выплатят, - это как касса взаимопомощи.

Юрист, генеральный директор компании «Найдем Адвоката» Чермен Дзотов считает, что закон должен быть доработан или отменен, поскольку противоречит Конституции.

Вступивший в силу ФЗ №271 о капитальном ремонте в многоквартирных домах нарушает права миллионов собственников и входит в противоречие с ГК РФ, Конституцией, ЖК РФ, законом «О приватизации» и рядом других законов. Конституция предусматривает, что никто не вправе заставить человека накапливать свои средства определенным образом, как предлагает данный закон. Этот закон требует доработки или вовсе отмены, а не приостановки его, - говорит он. - Кроме того, попытки применять начисление пени за еще не оказанные услуги противоречат основам гражданского права, а также ФЗ «О защите прав потребителей». Действующим Жилищным кодексом не предусмотрена функция Банка России по обеспечению сохранности накоплений граждан. Вместе с тем для обеспечения надежности кредитной организации, в которой может открываться специальный счет, установлен критерий, ограничивающий круг таких банков, что опять-таки ущемляет права и законные интересы граждан РФ.

Однако Дзотов не уверен, что Конституционный суд рассмотрит обращение.

Напомним, что в декабре 2012 года в Жилищный кодекс РФ были внесены поправки, позволяющие государству предоставлять возможность собственникам жилья самостоятельно планировать ремонты своих домов. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников возникает после утверждения региональной программы капремонта. Тарифы определяются каждым регионом самостоятельно. В среднем ежемесячные платежи составляют 6–7 рублей за 1 кв. м, но, например, в Ленинградской области ставка одна из самых низких в России - всего 2 рубля за 1 кв. м. В Москве платеж составит 15 рублей (собирать деньги начнут в июле 2015 года), в Амурской области - 20 рублей.

Быстрее переходить из «общего котла» на спецсчет, ежегодно пересматривать размер предельной стоимости работ, проводить реконструкцию, а не только капремонт – эти и другие возможности дают жителям многоквартирных домов новые поправки в Жилищный кодекс и Закон УР о капремонте.

Жилищное законодательство продолжает совершенствоваться. В последние годы законодатели работают над тем, чтобы сделать более удобным для жителей организацию и проведение капитального ремонта многоквартирных домов. При этом они учитывают и предложения, поступающие из регионов от жилищных активистов и из госжилинспекций.

Как сообщил Александр Евсеев , председатель Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР», 16 декабря 2016 года Государственная Дума РФ во втором и третьем чтении приняла законопроект с изменениями в Жилищный кодекс РФ, касающихся системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Одно из них касается возможности реконструкции общего имущества. Теперь собственники смогут принимать решения направлять средства не только на капитальный ремонт общего имущества, но и на конструктивные улучшения в доме. Например, они могут сменить плоскую кровлю на скатную.

Согласно другой поправке срок смены способа формирования фонда капительного ремонта, а именно переход с «общего котла» на специальный счет, сокращен с 2 лет до 1 года. Напомним, что в Удмуртии такое правило уже было принято в этом году – Жилищный кодекс дает это право регионам. Депутаты Госсовета УР воспользовались им, и в Удмуртии срок для вступлении в силу решения собственников о смене способа формирования фонда капремонта был сокращен до 1 года (Закон УР от 04.07.2016 №42-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике»).

Еще два изменения вносятся в Жилищный кодекс РФ по инициативе Госжилинспекции Удмуртской Республики. Во-первых, жилинспекциям дают право в рамках проверки получать напрямую из банков информацию о движении средств на специальных банковских счетах. Ранее получать такую информацию могли только сами собственники, и госжилинспекции должны были просить ее у них, что не способствовало эффективности проверок по спецсчету.

Во-вторых, владельцев спецсчетов обязывают направлять в адрес жилищной инспекции сведения о начисленных, собранных и потраченных средствах со специального счета. Эти поправки направлены на усиление контроля за собираемостью взносов и целевым использованием денежных средств, накапливаемых на специальных счетах.

Изменения также коснулись и регионального закона о капремонте. Так, Государственным советом УР 13 декабря 2016 года были приняты изменения в Закон УР о капитальном ремонте общего имущества. Благодаря им появляется возможность ежегодно пересматривать размер предельной стоимости каждого из видов услуг и (или) работ по капремонту. Напомним, что размер предельной стоимости работ и(или) услуг по капитальному ремонту устанавливается Правительством Удмуртии, и региональный оператор не может превышать ее при оплате работы подрядных организаций.

Ранее закон разрешал изменять предельную стоимость 1 раз в 3 года. С учетом практики работы регионального оператора было принято решение ежегодно пересматривать ее, так как в течение 3 лет цены на материалы и работы меняются, что в дальнейшем может сказаться на качестве выполняемых работ.
Кроме того, в законе Удмуртской Республики устанавливается обязанность собственников после проведения работ направлять информацию об этом в адрес муниципалитета, чтобы внести изменения в региональную программу капитального ремонта. Также увеличивается перечень сведений, подлежащих раскрытию региональным оператором в целях повышения его информационной открытости. Он также уточняет порядок изменения способа формирования фонда капремонта.