К планированию по срокам относятся. Классификация планов предприятия. По конкретной установкой

Планирование можно классифицировать по различным направлениям:

  • 1. По степени охвата сфер деятельности:
    • - общее планирование, т.е. планирование всех сфер деятельности предприятия;
    • - частное планирование, т.е. планирование определенных сфер деятельности.
  • 2. По содержанию (видам) планирования:
    • - стратегическое - поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок;
    • - оперативное - реализация возможностей и контроль текущего хода производства.
    • - текущее - планирование, в котором увязываются все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год.
  • 3. По объектам функционирования:
    • - планирование производства;
    • - планирование сбыта;
    • - планирование финансов;
    • - планирование кадров.
  • 4. По периодам (охвату отрезка времени):
    • - краткосрочное, охватывающее отрезок времени от месяца до 1 года работы предприятия;
    • - среднесрочное, охватывающее отрезок времени от 1 года до 5 лет.

долгосрочное планирование, охватывающее отрезок времени больше 5 лет.

  • 5. По возможности внесения изменений:
    • - жесткое - не предполагает внесения изменений;
    • - гибкое - при таком планировании внесение изменений возможно.

В качестве оценки эффективности планирования используют несколько критериев:

  • - полнота планирования, т.е. степень охвата планированием всех подразделений предприятий;
  • - непрерывность планирования;
  • - гибкость планирования, т.е. возможность оперативной корректировки планов;
  • - возможность контроля за выполнением плана;
  • - экономичность планирования;
  • - точность планирования.

Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на три основные стадии: процесс стратегического планирования, процесс оперативного планирования и процесс текущего планирования.

Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Стратегическое планирование задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.

Оперативное планирование чаще всего охватывает пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции и услуг. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия предприятия в целом и каждого подразделения; стратегия продажи услуг; финансовая стратегия кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения. Такое планирование предусматривает разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. В календарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение обслуживающего персонала.

Планирование мо­гут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обо­снования, время действия, сфера применения, стадии разработки, сте­пень точности и др.

1. По содержанию планов следует выделять такие виды внутрен­него планирования, как: технико-экономическое, оперативно-производ­ственное, организационно-технологическое, социально-трудовое, снабженческо-сбытовое, финансово-инвестиционное, бизнес-планирование и др. Каждый из них предусматривает выбор своей системы плановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения работ, конечные или промежуточные результаты и т. д.

2. По уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятиях принято различать такие виды внутреннего планиро­вания, как фирменное, корпоративное или иные системы планов, отно­сящиеся к высшему управленческому звену или в целом ко всей хозяй­ственной организации. На среднем уровне управления это цеховая система планирования, на нижнем - производственная или оперативно-производственная, которая, как правило, охватывает отдельные объекты планирования (участок, бригада, рабочее место и т. д.).

3. По методам обоснования на практике находят применение следующие системы внутрифирменного планирования: рыночное, ин­дикативное и административное, или централизованное. На предприя­тиях с государственной, федеральной, муниципальной и другими фор­мами общественной собственности преобладает централизованная, или административная, система планирования. В хозяйственных товари­ществах и акционерных обществах, а также на иных предприятиях с частной формой собственности применяются виды рыночного или индикативного планирования. Важнейшими экономическими регуля­торами или ориентирами в этом случае служат соответственно меха­низмы свободных рыночных отношений, система взаимосвязанных индикаторов или показателей, централизованные или директивные решения вышестоящих органов управления. Рыночное самопланирование основано на взаимодействии спроса, предложения и цен на про­изводимые товары и услуги. Если величина спроса на данный товар превышает предложение, то соответствующим образом увеличивает­ся и цена товара, а следовательно, планируется расширение его про­изводства. При снижении цен и объема продажи товара его выпуск в плане также автоматически снижается. Индикативное планирование - это по существу государственное регулирование цен и тари­фов, действующих видов и ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня средней заработной платы и других макроэкономических показателей. Централизованное, или директивное, планирование предусматривает установление выше­стоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции (услуг),номенклатуры выпуска и сроков поставки товаров, а также многих иных экономических нормативов. Эти три системы внутрифирменного планирования не противоречат одна другой и могут применяться одно­временно в той мере, в какой требуется расширение или сужение зоны использования того либо иного их вида.

4. По времени действия внутрифирменное планирование бывает краткосрочным, или текущим; среднесрочным, или годовым; долгосрочным, или перспективным. Долгосрочное планирование обычно осуще­ствляется на период от 3 до 10 лет, среднесрочное - в пределах от I до 3 лет, а краткосрочное- в течение одного планового года, квартала, месяца, декады или недели.

5. По сфере применения внутреннее планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное. Их объек­том служит соответствующая производственная система или подразде­ление предприятия.

6. По стадиям разработки планирование бывает предваритель­ное и окончательное. На первом этапе обычно разрабатываются про­екты планов, которые после их утверждения на втором этапе получают затем силу законов (внутренних или внешних нормативных актов).

7. По степени точности планирование может быть укрупненным и уточненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов и сроков планирования, а также, главным образом, от уровня профессиональной подготовки и про­изводственного опыта экономистов-менеджеров или плановиков-исполнителей.

8. По типам целей, учитываемым в планировании, оно может быть определено как оперативное, тактическое, стратегическое или нор­мативное. В процессе планирования преследуется три основных типа целей: задачи, которые необходимо решить в пределах планируемого периода; цели, или вехи, к которым предполагается приблизиться в рамках планируемого периода или которые могут быть достигнуты позднее; идеалы, которые не считаются достижимыми, но приближе­ние к которым предусматривается в планируемом периоде или за его пределами.

studfiles.net

Новые рефераты:

  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
  • Колебательные реакции.
  • Предмет формальной логики.
  • Роль и значение времени в управлении.
  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
  • Теоретические аспекты аудиторской проверки материалов.
  • Теоретические основы аудита производственных запасов.

    Главная » Основы менеджмента. Учебник » 15. Классификация планов, разрабатываемых в организации

    Классификация планов, разрабатываемых в организации
    Известно, что любая классификация предусматривает выбор основания, по которому и будет осуществляться деление всех объектов классификации на группы. В настоящем случае целесообразно классифицировать все планы, которые разрабатываются и реализуются в организациях потрём наиболее известным основаниям. В зависимости от длительности планового периода планы делятся на три группы: 1. Перспективные, или стратегические, планы составляются на 10-15 лет вперёд. Такие сроки вполне обоснованы. Дело в том, что товар, в среднем, живёт на рынке не более пяти лет, а в последнее время этот срок значительно сокращается из-за быстрого морального устаревания. В таких условиях залогом успешного развития организации является способность прогнозировать тенденции развития потребительского рынка и планировать свою деятельность на три товара вперёд. То есть в стратегическом плане целесообразно иметь три раздела: один раздел посвящен производству и реализации того товара, на который организация делает ставку в данный момент и который в ближайшие годы будет востребован на рынке. В то же самое время проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по подготовке к производству и выведению на рынок нового товара, который придёт на смену сегодняшнему. Содержание второго периода аналогично первому. Новый товар приходит на смену устаревшему, и параллельно начинается разработка следующего, замысел которого возник ещё на первом этапе. 2. Среднесрочные, или оперативные, планы составляются на срок до пяти лет. Фактически каждый такой план является развёрнутым вариантом соответствующего раздела стратегического плана. Он должен предусматривать детальный комплекс мер по инвестированию средств в закупку оборудования и организацию выпуска товара. Далее следует расчёт и обоснование собственно производства и реализации товаров в течение планового периода, с учётом того, что накопленных от продажи товаров денежных средств должно хватить на последующую утилизацию устаревшего оборудования, закупку и установку нового и организацию выпуска нового товара. 3. Текущие, или тактические, планы составляются на срок до одного года. Они конкретизируют положения оперативных планов. Примером текущих планов могут служить планы работы организации на год, квартал, месяц. Возможно также планирование работы на неделю и на каждый день. В зависимости от организационной структуры, для которой осуществляется планирование, планы делятся на четыре группы: 1. Планы работы организации в целом - данные планы носят комплексный характер и включают разделы, в которых содержатся планы действий по основным направлениям деятельности организации. Разработка такого плана осуществляется под руководством первого лица, которым может быть генеральный директор или просто директор (в зависимости от статуса). Он в дальнейшем подписывает этот план и представляет его для утверждения. Утверждение может осуществляться вышестоящим должностным лицом (главой местной администрации, начальником управления в министерстве, заместителем министра или самим министром) для муниципальных или государственных унитарных предприятий или советом директоров для хозяйственных обществ. 2. Планы работы отдельных структурных компонентов организации - в таких планах содержится перечень мероприятий, которые это структурное подразделение должно будет выполнить в общей системе функционирования и развития организации. Разрабатывает такой план начальник подразделения, он же подписывает его. Утверждение плана осуществляется у того должностного лица, которому подчинено это подразделение. Примером может быть отдел сбыта продукции, план работы которого утверждается у заместителя генерального директора по сбыту. 3. Личные планы сотрудников - в данном случае соблюдается главный принцип: сотрудник организации разрабатывает план своей деятельности, оформляет и подписывает его. Далее он представляет план на утверждение своему непосредственному начальнику. 4. Планы работы дочерних предприятий - порядок их разработки и утверждения аналогичен порядку разработки утверждения плана работы материнской организации, представленный выше. В зависимости от содержания деятельности планы делятся на шесть групп: 1) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; 2) материально-технического снабжения; 3) производства товаров и (или) услуг; 4) сбыта и реализации продукции; 5) работы с персоналом; 6) финансовой деятельности. Каждый из шести отмеченных планов фактически является развёрнутой версией соответствующего раздела плана работы организации в целом и конкретизирует содержащиеся в нём положения. Разрабатывает и подписывает такой план, как правило, соответствующий заместитель генерального директора (по снабжению, сбыту и т.д.) или начальник отдела (службы), если данный отдел (служба) напрямую подчинён генеральному директору. Утверждение плана осуществляет генеральный директор. Лекция, реферат. Классификация планов, разрабатываемых в организации - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. « назад Оглавление вперед » 14. Сущность планирования и порядок его осуществления в организации « | » 16. Сущность и содержание организации как функции менеджмента

referatwork.ru

2.3 Классификация планов предприятия

Планы можно также классифицировать по следующим признакам.

Во-первых, планы-цели, представляющие собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов. Эти характеристики согласовываются и ранжируются, но не связываются ни с конкретным способом достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами. Такого рода планы используются при больших сроках либо при принципиальной непредсказуемости конкретных событий.

Во-вторых, планы для повторяющихся действий, предписывающие их сроки, а также порядок осуществления в стандартных ситуациях. Примером подобного плана является железнодорожное или учебное расписание. Обычно в них предусматриваются «окна», позволяющие обеспечить свободу маневра в случае возникновения непредвиденных обстоятельств и необходимости осуществления коррекции.

В-третьих, планы для неповторяющихся действий, создаваемые для решения специфических проблем, возникающих в процессе развития и функционирования организации. Такие планы могут иметь вид программ, бюджетов поступления и распределения ресурсов и проч.

Система планов на предприятиях, функционирующих в условиях рыночной экономики, включает следующие разновидности.

1) план сбыта - устанавливается на несколько лет вперед по ко­личеству требующейся на рынке продукции (согласно спросу) в раз­резе различных видов рынков и сегментов;

2) план производства - рассчитывается по исходным данным плана сбыта. Это количество продукции, подлежащее изготовлению в течение определенного периода времени: года, полугодия, квартала;

3) план создания производственных мощностей - в нем определяется потребность в машинах, оборудовании, производ­ственных площадях, коммуникациях и т.п.

4) план инвестиционной деятельности - определяет потребность в денежных средствах по вновь создаваемым мощностям на предприятии, а также для других целей.

5) план по персоналу - в нем определяется потребность в раз­личных профессиях работников, их квалификации, устанавливаются принципы и предусматривается порядок оплаты труда. Важной ком­понентой здесь являются планы подготовки, переподготовки и повы­шения квалификации управленческого персонала разных уровней.

6) план материально-технического снабжения - здесь рассчитывается потребность в материально-технических ресур­сах исходя из принятого объема производства с учетом ассортимента.

7) план материальных запасов - в нем определяется ве­личина текущих запасов, необходимых для обеспечения нормально­го функционирования производства и осуществления сбыта продукции.

8) финансовый план - определяет общую потребность в фи­нансовых ресурсах, а также устанавливает источники их привлечения и другие виды планов.

План и прогноз - это не два альтернативных подхода к установлению перспектив экономического и технического развития, а взаимно дополняющие друг друга стадии разработки хозяйственных планов при определяющей роли плана как главного инструмента управления предприятиями.

Процесс разработки плана носит вариантный характер, но утвержденный план - это уже выработанный директивный вариант развития, подлежащий практической реализации. Прогноз же основан на предвидении и является вариантным (альтернативным), причем не только как метод разработки, но и как конечный результат.

Прогнозы должны предшествовать планам, содержать оценку хода последствий выполнения (или невыполнения) планов, охватывать все, что не поддается планированию, решению. Они могут охватывать в принципе любой отрезок времени. Прогноз и план отличаются способами оперирования информацией о будущем. Вероятностное описание возможного или желательного - это прогноз. Обоснованное решение относительно мероприятий по достижению возможного, желательного - это план. Прогноз и план могут разрабатываться независимо друг от друга. Но чтобы план был эффективным, оптимальным, ему должен предшествовать прогноз, по возможности непрерывный, позволяющий обосновать данный и последующие планы.

Прогнозы занимают ведущее (исходное) положение во всей системе прогнозов и планов фирмы. По существу между прогнозом (предвидением будущего) и планом нет резкой границы. Можно сказать, что прогноз - недостаточно определенный план, а план - это уточненный прогноз. Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора, принятия решений и мероприятий по осуществлению этих решений.


Планирование классифицируется следующим образом:
1) по степени охвата;
2) по содержанию (стратегическое планирование, подразумевающее выявление новых возможностей, тактическое планирование, оперативное планирование – осуществление мероприятий по реализации планируемых возможностей);
3) по объекту планирования;
4) по сферам деятельности (производство, маркетинг, научно-исследовательские работы и т. д.);
5) по охвату;
6) по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);
7) по степени жесткости и гибкости.
Принципы планирования:
1) полнота;
2) детализация;
3) точность;
4) простота и ясность;
5) непрерывность;
6) эластичность и гибкость;
7) выравнивание;
8) экономичность.
Управленческий подход к процессу планирования осуществляется посредством определения и постановки задач и критериев, определения вспомогательных средств планирования, способов согласования, а также направлений и методов.
Для осуществления процесса планирования необходимо определить:
1) объект планирования;
2) субъект планирования;
3) период планирования;
4) средства планирования;
5) методику планирования;
6) согласование планов.
Принадлежность того или иного плана к определенному виду зависит от того, к какому циклу управления он относится. Функции управления в своей взаимосвязи образуют некоторый цикл:
анализ – планирование – организация – учет – контроль – регулирование – анализ.
В зависимости от характера поставленных и решаемых задач в теории различают следующие виды планирования: стратегическое, среднесрочное, текущее.
В зависимости от информации, получаемой из планов, различают финансовые и производственные планы, которые в совокупности составляют генеральный план предприятия, охватывающий деятельность в целом. Необходимо отметить, что финансовое планирование основывается на планировании производственном и стратегическом. Стратегическое в данном случае подразумевает постановку задач и целей, определение направлений деятельности. При составлении производственных планов за основу берется информация из стратегического плана. Производственные планы подразумевают определение политики: инвестиционной, маркетинговой, научно-исследовательской.
При стратегическом планировании выделяются следующие цели:
1) рыночные (определение рынка сбыта продукции);
2) производственные (использование какого уровня техники и технологий позволят достичь необходимого качества продукции и запланированных объемов производства);
3) финансово-экономические (определение источников финансирования и прогнозирование результата деятельности);
4) социальные (степень удовлетворения конечным продуктом производства определенных социальных слоев и общества в целом).

В деятельности субъекта хозяйствования используют­ся различные планы. Их классификация подчиняется зада­чам систематизации по типовым признакам, что позволяет определить место каждого из них и обозначить роль со­гласно предназначению.

Установление сходства и различий между видами планов благодаря их классификации позво­ляет лучше понять природу планирования.

Планы классифицируются следующим образом.

1. По времени:

♦ долгосрочные (на 10-25 лет);

♦ среднесрочные (на 3-10 лет);

♦ краткосрочные (на 1-3 года);

♦ текущие (на 1 год, в том числе сезонные);

♦ оперативные (до 1 года).

2. По объектам хозяйствования:

♦ государственные, в том числе региональные, республиканские, областные и муниципальные;

♦ внутрифирменные.

В настоящее время правительства многих экономичес­ки развитых стран мира применяют планы в управлении общественно-экономическим развитием. Составляются планы в США, Японии. Франции, Великобритании, Германии, Канаде, а сейчас - и в ЕС. Кроме того, существует боль­шая группа разновидностей региональных планов, в том чис­ле местных. В государственном планировании особое место занимают программы социально-экономического развития.

Внутрифирменное планирование означает разработку планов внутри отдельной фирмы, в том числе по ее пред­приятиям. План такого уровня отличается от государствен­ного большей детерминированностью, обязательностью, ма­невренностью и нацеленностью на экономический результат.

3. По степени определения параметров:

♦ детерминированные (с четко определенными параметрами);

♦ вероятностные (с нечеткими параметрами).

4. По признаку временной ориентации:

♦ реактивные, т. е. ориентированные на закрепление достижений прошлого;

♦ инактивные, т. е. инертные по планируемым действиям;

♦ преактивные, т. е. с высоким уровнем активности, направленным на существенное преобразование дей­ствительности.

5. По назначению:

♦ директивные, обязательные для выполнения;

♦ индикативные, т. е. рекомендательные для выполнения. Как уже отмечалось, на уровне фирмы прини­маются в основном директивные планы, а на уровне государства - индикативные. Но есть и исключения, например, бюджетные или налоговые планы страны.

6. По масштабности целей:

♦ стратегические, предусматривающие глобальные цели;

♦ бизнес-планы, т. е. ориентированные на достижение отдельной сделки, операции или применительно к предприятию малого бизнеса, ориентированные на небольшой срок.

7. По конкретной установке:

♦ функциональные, предназначенные для внедрения управленческих решений в сфере деятельности фирмы, выполняющей определенную функцию. Эти пла­ны играют особую роль в управлении, поэтому есть смысл выделить их в отдельную классификацию;

♦ единовременные, создаются с внедрением какого-либо проекта или программы и выполняют вспомогатель­ную роль во внедрении общей стратегии. Единовре­менные планы могут быть: программными и проект­ными. Программный план создается с целью координации различных видов деятельности при реализации сложной программы. Проектный план может быть частью программного плана и применяется для кон­троля за менее сложными процессами, например, план размещения дистрибьютерской сети, проект рекламной кампании;

♦ стабильные, т. е. содержащие разработку конкрет­ных указаний для регулярно повторяющихся опера­ций типичного характера. Они представляют собой свод правил, инструкций и рекомендаций по осуще­ствлению стандартных видов деятельности. К ним можно отнести инструкции, правила и рекомендации.

8. По функциям деятельности - это так называемые функциональные планы:

♦ маркетинга, в том числе сбыта;

♦ прибыли и рентабельности;

♦ инвестиций;

♦ издержек производства и обращения;

♦ персонала;

♦ доходов;

♦ финансов и др.

9. По отношению к действительности:

♦ основные, т. е. официально принятые руководством;

♦ вероятностные {случайные), представляют собой альтернативный курс действий, который будет предпринят в случае наступления непредвиденного события (событий), не предусмотренного основным планом. Он бывает необходим фирмам, работающим в сложной и динамичной внешней среде. Осуществление плана обычно поручается специальной "кризисной" коман­де, которая начинает свою работу лишь в случае наступления критической ситуации.

Любая научная классификация несет в себе элемент ус­ловности. В реальной действительности отдельное явление бывает трудно классифицировать из-за размытых границ его признаков. С точки зрения практичес­кого применения важна не чистота научной классификации плана, а его действительная польза как средства достиже­ния искомых результатов.

В современной практике планирования используются различные планы. В последние годы наибольшую популяр­ность приобрели индикативные и стратегические планы, а также бизнес – планы.

В деятельности субъекта хозяйствования используются различные планы. Их классификация подчиняется задачам систематизации по типовым признакам, что позволяет определить место каждого из них и обозначить роль согласно предназначению. Установление сходства и различий между видами планов благодаря их классификации позволяет лучше понять природу планирования.

Планы классифицируются следующим образом.

1. По времени:

долгосрочные (на 10--25 лет);

среднесрочные (на 3--10 лет);

краткосрочные (на 1--3 года);

текущие (на 1 год, в том числе сезонные);

оперативные (до 1 года).

2. По объектам хозяйствования:

государственные, в том числе региональные, республиканские, областные и муниципальные;

внутрифирменные.

В настоящее время правительства многих экономически развитых стран мира применяют планы в управлении общественно-экономическим развитием. Составляются планы в США, Японии, Франции. Великобритании. Германии. Канаде, а сейчас -- и в ЕС. Кроме того, существует большая группа разновидностей региональных планов, в том числе местных. В государственном планировании особое место занимают программы социально-экономического развития.

Внутрифирменное планирование означает разработку планов внутри отдельной фирмы, в том числе по ее предприятиям. План такого уровня отличается от государственного большей детерминированностью, обязательностью, маневренностью и нацеленностью на экономический результат.

3 . По степени определения параметров:

детерминированные (с четко определенными параметрами);

вероятностные (с нечеткими параметрами).

4. По признаку временной ориентации:

реактивные, т е. ориентированные на закрепление достижений прошлого;

инактивные, т. е. инертные по планируемым действиям;

преактивные, т. е. с высоким уровнем активности, направленным на существенное преобразование действительности.

5 . По назначению:

директивные, обязательные для выполнения;

индикативные, т. е. рекомендательные для выполнения. Как уже отмечалось, на уровне фирмы принимаются в основном директивные планы, а на уровне государства -- индикативные. Но есть и исключения, например, бюджетные или налоговые планы страны.

6. По масштабности целей:

стратегические, предусматривающие глобальные цели;

бизнес-планы, т. е. ориентированные на достижение отдельной сделки, операции или применительно к предприятию малого бизнеса, ориентированные на небольшой срок.

7 . По конкретной установке:

функциональные, предназначенные для внедрения управленческих решений в сфере деятельности фирмы, выполняющей определенную функцию. Эти планы играют особую роль в управлении, поэтому есть смысл выделить их в отдельную классификацию;

единовременные, создаются с внедрением какого-либо проекта или программы и выполняют вспомогательную роль во внедрении общей стратегии. Единовременные планы могут быть: программными и проектными. Программный план создается с целью координации различных видов деятельности при реализации сложной программы. Проектный план может быть частью программного плана и применяется для контроля за менее сложными процессами, например, план размещения дистрибьюторской сети, проект рекламной кампании;

стабильные, т. е. содержащие разработку конкретных указаний для регулярно повторяющихся операций типичного характера. Они представляют собой свод правил, инструкций и рекомендаций по осуществлению стандартных видов деятельности. К ним можно отнести инструкции, правила и рекомендации.

8. По функциям деятельности -- это так называемые функциональные планы:

маркетинга, в том числе сбыта;

прибыли и рентабельности;

инвестиций, в том числе долговременных материальных;

издержек производства и обращения;

персонала;

финансов и др.

9. По отношению к действительности:

основные, т. е. официально принятые руководством;

вероятностные (случайные), представляют собой альтернативный курс действий, который будет предпринят в случае наступления непредвиденного события (событий), не предусмотренного основным планом. Он бывает необходим фирмам, работающим в сложной и динамичной внешней среде. Осуществление плана обычно поручается специальной "кризисной" команде, которая начинает свою работу лишь в случае наступления критической ситуации.

Любая научная классификация несет в себе элемент условности. В реальной действительности отдельное явление бывает трудно классифицировать из-за размытых границ его признаков. Да это и не требуется. С точки зрения практического применения важна не чистота научной классификации плана, а его действительная польза как средства достижения искомых результатов. Поэтому на практике существует множество планов, которые сложно классифицировать, но их неоспоримым преимуществом является востребованность жизнью и соответствие условиям рыночной среды.

В современной практике планирования используются различные планы. В последние годы наибольшую популярность приобрели индикативные и стратегические планы, а также бизнес-планы.

Индикативное планирование (ИП) в настоящее время является важным инструментом государственной ориентации экономики. Предприниматели, хозяйственные руководители предприятий и объединений нуждаются в точных ориентирах, определяющих направления развития деятельности, в целях укрепления своей конкурентоспособности и решения крупномасштабных задач страны. Индикативное планирование на уровне государства представляет собой макроэкономическое обоснование показателей экономики и меры регулирования экономических процессов в стране при неизменности принципа самостоятельности субъекта хозяйствования.

Характерными чертами индикативного планирования государства являются:

эволюция экономических отношений на уровне государства;

демократическое воздействие государства на рыночные отношения, на предпринимательскую среду;

координация действий и интересов государства и других субъектов хозяйствования;

использование госпатерналистских инструментов в планировании;

координация использования государственных ресурсов;

создание системы макро- и микропланов на высшем уровне вертикали, в основе которой находится макропланирование, а по горизонтали располагаются микропланы поставок, инвестиций, кооперации и т. д.;

отражение экономической политики государства, в том числе структурной и промышленной;

разработка общих контуров будущего;

процесс формирования параметров (индикаторов) развития и мер их достижения;

использование преимущества экономических регуляторов;

ориентация фирм негосударственного сектора на выполнение государственно важных задач;

возможность включения заданий для государственного сектора;

возможность включения в план: а) контрольных цифр, имеющих информационное значение для самостоятельно действующих субъектов экономики, б) государственных заказов, в том числе по межотраслевым и межреспубликанским поставкам, в) лимитов экономических регуляторов (цены, налогов, процентных ставок, нормативов и др.);

взаимосвязь со стратегическим планированием;

игровая модель по поиску экономического равновесия в стране;

попытка недопущения крупных макроэкономических диспропорций, что решается посредством налоговых ставок, монетарных параметров и бюджетных расходов.

Познавательным является опыт индикативного планирования других стран. Например, практика Франции в этой области стала предметом изучения многих экономически развитых стран. Во Франции ИП осуществляется Комитетом по планированию, в состав которого входит около 150 плановиков-профессионалов. Комитет состоит из вертикальных (отраслевых) и горизонтальных (финансовых, экономических, региональных) подразделений, которые активно взаимодействуют с другими правительственными ведомствами, в том числе Министерством финансов и Комитетом по статистике. Процесс планирования включает три основных этапа:

  • 1-й этап -- определение плановых целей и программирование глобальных макроэкономических показателей;
  • 2-й этап -- дезагрегация макроэкономических показателей;
  • 3-й этап -- согласование показателей плана и проверка их на совместимость и сбалансированность.

На 1-м этапе ИП подготавливается два прогноза "развития производства и обеспечения национальной безопасности". Первый из них выявляет главные направления экономического развития страны, которые способны гарантировать рост производства национального продукта в значительном временном горизонте, как правило, десятилетнем. В этой же связи устанавливаются индикаторы совокупного спроса. Второй прогноз содержит прогнозные данные на завершающий год индикативного планирования. Параллельно рассчитываются темпы роста основных экономических потоков (показателей) и проводится их тестирование на совместимость.

Указанные прогнозы разрабатываются по классической схеме: показатели производства продукции и внутренних расходов прогнозируются экзогенно, т. е. внешними факторами, после чего изучаются условия достижения их равновесия. Затем составляется сводная экономическая таблица, в которой выделяются:

укрупненные отрасли страны (сырьевое производство, промышленность, сельское хозяйство, услуги);

Далее отражается оценка трудовых ресурсов и капитала. В завершающей фазе первого этапа планирования используется инструментарий системы национального счетоводства с, введением пяти категорий экономических субъектов, двух категорий операций и трех категорий счетов.

На 2-м этапе ИП проводится дезагрегация плановых показателей, рассчитанных на предыдущем этапе. Она проводится последовательно, по нескольким направлениям. Так, сначала сводная экономическая таблица детализируется в разделе 16 "чистых" отраслей и 35 регионов, а затем идет дезагрегация по 14 категориям экономических субъектов и 10 видам финансовых операций.

На 3-м этапе ИП начинают работу многочисленные экспертные комиссии, созданные Комитетом по планированию. Они проводят "модернизацию" расчетов. В состав комиссий обычно включают представителей отраслей, предпринимателей и профсоюзов. Общее число экспертов может доходить до 5 тыс. человек. Владея исчерпывающей информацией, комиссии осуществляют дальнейшую детализацию плановых параметров. Но главным их предназначением является тестирование плановых параметров на совместимость, ресурсную сбалансированность и соответствие макроэкономическим целям. Ключевой задачей экспертных комиссий является разработка ориентиров для менеджеров государственных и частных компаний, которые, с одной стороны, должны отражать интересы предпринимателей, а с другой -- интересы государства, опосредованные в основных индикаторах национального плана страны.

Индикативное планирование Франции методологически построено на агрегированных динамических моделях долгосрочного прогнозирования и статической концепции национальных счетов, что гарантирует высокую достоверность планируемых показателей.

Вопросы индикативного планирования для России в настоящее время являются весьма актуальными. Стране как воздух нужна новая система планирования и прогнозирования, органично связывающая регионы и центр, деятельность предприятий различных форм собственности, долгосрочные и краткосрочные планы различных уровней, экономические и социальные параметры функционирования. Поэтому многие ведущие специалисты в области экономики считают необходимым создание такой системы ИП, а экономические конференции последних лет в стране отмечают важность разработки методологического инструментария ИП, а также принятия закона о его применении. В России применение ИП на уровне государства может происходить с учетом наличия значительного отечественного опыта методологической работы в сфере планирования. Так, при проверке будущих индикативных планов на сбалансированность и взаимодействие показателей могут применяться отработанные в системе Госплана СССР укрупненные экономико-математические модели, в частности динамическая модель межотраслевого баланса. Сейчас в стране идет активный поиск будущей системы такого планирования.