Государственный контроль и государственный надзор. Органы государственного контроля и надзора. Государственный и муниципальный контроль. Что контролирует служба по ОТ

Контрольные полномочия Федерального Собрания РФ состоят, в частности, в том, что с его согласия Президент РФ назначает государственных должностных лиц, включая Председателя Правительства РФ. К ведению Совета Федерации относится утверждение указов Президента о введении военного либо чрезвычайного положения; его полномочия также осуществляются в форме депутатского запроса Правительству РФ, посредством деятельности образованной Счетной палаты РФ, обеспечивающей контроль за исполнением президентского бюджета, расходованием внебюджетных фондов.

Полномочия Правительства РФ, в том числе по обеспечению контроля, определяются Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", согласно которому Правительство в пределах своих полномочий осуществляет систематический контроль за исполнением Конституции, федерального законодательства, указов, распоряжений, поручений Президента, международных договоров РФ, а также контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ. Федеральные надзорные органы, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют контрольную и надзорную деятельность в пределах своей компетенции. Надзорная деятельность органов прокуратуры РФ, контрольная деятельность судебных органов носит достаточно специфический характер и здесь не рассматривается.

Различия в правовом статусе контрольных органов предопределены формой акта, определяющего этот статус, и местом органа, издавшего соответствующий акт, в системе органов государственной власти.

Так, Счетная палата РФ образуется Советом Федерации и Государственной Думой. Состав и порядок ее деятельности определены ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995 года. Ее правовой статус является наиболее высоким среди всех иных федеральных органов, осуществляющих контрольную деятельность, за исключением Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ. Это единственный федеральный контрольный орган, осуществляющий свою деятельность на основе соответствующего федерального закона. В рамках задач, определенных названным законом, Счетная палата РФ обладает организационной и функциональной независимостью. Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы, методологии контрольной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, в Счетной палате образована Коллегия Счетной палаты. Этим достигается оптимальное и дифференцированное сочетание принятия коллективных и единоличных управленческих решений.

Контрольные полномочия Счетной палаты согласно Закону распространяются на все государственные органы и учреждения в России, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения вне зависимости от видов и форм собственности. Кроме того, на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением и использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Вместе с тем в основе ее деятельности находится только контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов (финансовый контроль). В связи с этим можно констатировать, что контроль, осуществляемый Главным контрольным управлением Президента РФ, более многопрофилен, имеет значительно большее количество объектов и предметов контроля. Это практически все органы исполнительной власти страны и основные направления их работы.

Счетная палата РФ использует различные формы и методы контроля (схожие с применяемыми КРУ Минфина, а также в ходе президентского контроля), в том числе направление запросов о предоставлении информации; осуществление оперативного контроля за исполнением федерального бюджета, ревизий и проверок. Палата контролирует состояние президентского внутреннего и внешнего долга РФ, использование кредитных ресурсов, средств федеральных внебюджетных фондов, поступление в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью, банковскую систему.

В названном законе определено, что контрольные органы аппарата Президента, Правительства, федеральных министерств и ведомств, иные государственные контрольные органы обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок. Счетной палате Законом предписано по итогам проведенных контрольных мероприятий направлять органам государственной власти, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций соответствующие представления, а в необходимых случаях - предписания.

При проведении контрольно-ревизионной деятельности Счетная палата, как и контрольный аппарат Президента, в пределах своей компетенции вправе привлекать к участию в проводимых ею мероприятиях государственные контрольные органы, их представителей, а также (и в этом отличие) на договорной основе - негосударственные аудиторские службы, отдельных специалистов.

Анализ организационно-правовых основ работы Главного контрольного управления и Счетной палаты позволяет сделать вывод об определенном совпадении задач, стоящих перед данными государственными контрольными органами, форм и методов их реализации.

Контроль со стороны счетных палат распространен, как уже отмечалось, за рубежом. Так, в ФРГ федеральная Счетная палата после судебных органов осуществляет второй по значению вид контроля. Его практическое осуществление мало чем отличается от контрольной деятельности в других парламентских системах. Главное различие состоит в их принадлежности. В Австралии, Великобритании и США счетные палаты входят в парламенты и пользуются их политической поддержкой. В ФРГ же федеральная Счетная палата традиционно не входит ни в одну политическую структуру и имеет политически нейтральный характер.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти в России, осуществляющие контрольную деятельность, образуются указами Президента РФ и действуют на основании положений об этих органах, утверждаемых указами главы государства и постановлениями Правительства РФ.

К числу федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих межотраслевой специализированный контроль, можно отнести, в частности, Министерство по антимонопольной политике РФ, контролирующее соблюдение антимонопольного законодательства, Президентский таможенный комитет РФ, осуществляющий таможенный контроль.

Значительную роль в осуществлении специализированных видов государственного контроля играют различные инспекции. Эти органы не имеют статуса федеральных органов исполнительной власти и создаются в основном при министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти. Однако образуются они либо указом Президента РФ, либо постановлением Правительства, которыми утверждаются положения об этих инспекциях, как, например, Российская транспортная инспекция Министерства транспорта РФ, Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России.

Итак, президент РФ и Правительство РФ по вопросам, относящимся к их компетенции, осуществляют контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности соответственно через уполномоченные на это подразделения Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ. Палаты Федерального Собрания РФ в пределах их полномочий, определенных Конституцией РФ, осуществляют контроль за деятельностью указанных органов соответственно через Комитет по вопросам безопасности и обороны Совета Федерации Комитет по безопасности Государственной Думы. Контроль со стороны судебных органов выражается в рассмотрении ходатайств о проведении органами федеральной службы безопасности оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан, а также дел, возникающих из гражданско-правовых отношений, стороной в которых являются названные органы, и уголовных дел, расследованных следователями этих органов.

Членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы сведения о деятельности органов федеральной службы безопасности предоставляются лишь в том объеме, который необходим для решения вопросов, входящих в компетенцию палат Федерального Собрания РФ. Не могут предоставляться сведения о методах осуществления контрразведывательной, оперативно-розыскной и разведывательной деятельности органов федеральной службы безопасности, о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, а также о штатных негласных сотрудниках, внедренных в иностранные спецслужбы и организации и в Организованные преступные группы, действующие на территории России. Не предоставляются также материалы Дел оперативного учета и следственных дел (последние не могут быть предоставлены в связи с тем, что порядок контроля и надзора за их расследованием определен уголовно-процессуальным законом, не предусматривающим парламентского контроля).

Сведения о деятельности органов федеральной службы безопасности (с учетом перечисленных выше ограничений), составляющие государственную тайну, предоставляются с соблюдением требований ст. 21 Закона РФ "О государственной тайне".

Контроль за деятельностью управляющих компаний (УК) в сфере ЖКХ осуществляется как на федеральном уровне, так и силами органов местного самоуправления. Определенные меры могут принять и сами жильцы домов, обслуживаемых этими организациями.

Законодательная база

Региональный надзор в сфере ЖКХ регламентируется местными нормативными актами (региональными и муниципальными), статьей 20 ЖК , Постановлением Правительства № 493, Федеральным законом № 131-ФЗ , ФЗ № 210 .

В перечисленных законодательных актах подробно описываются полномочия каждого органа, указываются те сферы деятельности, которые обязаны контролировать государственные и муниципальные учреждения.

Так, ст. 20 ЖК регламентирует общие цели и принципы государственного, муниципального и общественного жилищного контроля, в ст. 13 ЖК описываются полномочия региональных органов государственной власти, ст. 196 ЖК определяет порядок проведения лицензионного контроля управляющих компаний.

ФЗ № 131 описывает полномочия муниципальных органов, в том числе и контролирующих органов в сфере ЖКХ.

КоАП содержит сведения о мерах пресечения, принимаемых по отношению к управляющим организациям, недобросовестно исполняющим свои обязанности.

Органы

Выделяются три уровня жилищного контроля: федеральный, региональный, муниципальный.

Федеральный уровень

Федеральный надзор не является основным способом контроля УК, центральные государственные органы отвечают за формирование общих принципов ведения жилищного хозяйства и издают методические указания.

Кто контролирует работу управляющих компаний на федеральном уровне?

Сюда входят:

  • Минстрой РФ. Данное министерство определяет порядок утверждения нормативов коммунальных услуг, порядок предоставления этих услуг и критерии их качества. Минстрой дает разъяснения по содержанию Постановления Правительства № 493 («Правила предоставления коммунальных услуг…») и по практической реализации его положений. Орган регулирует экономические аспекты учета теплоэнергии и воды.
  • Минэнерго РФ. Определяет схемы и нормативы теплоснабжения домов.
  • Федеральная антимонопольная служба. Определяет принципы ценообразования в сферах тепло- и водоснабжения, предельные уровни тарифов, регламентирует мониторинг оплаты гражданами коммунальных услуг. Ранее этими вопросами занималась Федеральная служба по тарифам, но в 2015 она была упразднена.

Региональный уровень

Непосредственный контроль над практической реализацией нормативов и методических указаний федеральных министерств осуществляется региональными органами и муниципалитетами.

На региональном уровне управляющие компании подчиняются:

1) Госжилнадзору (жилищной инспекции). Основная функция органа – проведение проверок исполнения УК и гражданами требований законодательства. Проверки осуществляются по таким параметрам, как:

  • содержание жилых помещений;
  • проведение перепланировок и переустройств;
  • содержание и ремонт общего имущества в МКД;
  • размер оплаты за содержание жилых помещений;
  • перевод помещений из статуса нежилых и в статус жилых и наоборот;
  • предоставление коммунальных услуг, определение их оплаты и способов ее внесения;
  • формирование ремонтных фондов.

Госжилнадзор уполномочен пресекать и устранять нарушения в этих сферах.

Жилищная инспекция не осуществляет прямого жилищного надзора над организациями, имеющими лицензию на управление домами. Вместо этого она осуществляет лицензионный контроль (ст. 196 ЖК), который предполагает проверку соответствия деятельности УК условиям получения и сохранения лицензии.

2) Комитету по тарифам. В зависимости от региона его функции могут выполнять разные организации: РЭК, министерство энергетики и т. д. Комитет определяет тарифы на теплоснабжение, электроэнергию, газоснабжение и водоснабжение, следит за их применением. Деятельность органа контролирует ФЗ № 210 «О регулировании тарифов…».

3) Региональным отделениям Роспотребнадзора. Руководствуясь СанПиНами, эта организация следит за качеством и безопасностью коммунальных услуг, в том числе:

  • проверяет химический, биологический, радиологический составы воды;
  • контролирует уровень шума, создаваемого работой вентиляционных систем, лифтов, тепловых узлов и других устройств;
  • следит за проведением дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий;
  • проверяет показатели влажности, освещения, вентиляции в жилых помещениях.

В соответствии с КоАП, Роспотребнадзор привлекает к ответственности управляющие компании, нарушающие требования санитарных норм.

Местный уровень

На муниципальные органы налагаются отдельные обязанности, осуществляемые региональной властью.

Надзорные органы в сфере ЖКХ на местном уровне могут:

  • проверять жилые помещения на соответствие нормам их использования и содержания;
  • следить за использованием общего имущества в многоквартирных домах;
  • проверять коммунальные услуги на их соответствие установленным нормам;
  • следить за соблюдением требований к внесению платы за ремонт и коммунальные платежи.

Также органы местного самоуправления уполномочены проводить лицензионный контроль УК.

В большинстве случаев на местном уровне работу управляющих компаний контролирует Управление ЖКХ при городской администрации.

Порядок проведения проверок устанавливается муниципальными правовыми актами.

Плановые проверки региональными и муниципальными властями осуществляются раз в год, внеплановые инспекции проводятся при поступлении жалоб от жильцов, при нарушениях прав потребителей коммунальных услуг, при причинении вреда здоровью людей или окружающей среде, а также при возникновении угрозы причинения такого вреда.

По результатам ревизии составляется акт проверки управляющей компании.

Контроль со стороны жильцов

Управляющие компании действуют на основе договора с жильцами обслуживаемого многоквартирного дома, которые имеют право затребовать проверку добросовестности выполнения его условий. Для этого собственники жилья должны написать заявление. Коллективные заявления рассматриваются быстрее и имеют большую силу.

В заявлении жильцы должны указать свои личные данные и затребовать у УК список тарифов и их размеры. Документ составляется в двух экземплярах.

Предоставленные данные анализируются и соотносятся с качеством и количеством предоставляемых услуг. Для подробного анализа можно задействовать помощь экспертов.

Отчетность нужно требовать не только за текущий год, но и за предыдущие 1-2 года (например, за 2019, 2018 и 2017).

Если обнаруживается несоответствие размеров тарифов качеству предоставляемых услуг, то собственники получают основания для подачи судебного иска, также они могут обратиться с коллективной жалобой на УК, которая отправляется в контролирующий орган. Оба варианта действий имеют один исход: УК будет проверена, и незаконные поборы возместятся жильцам при доказанном факте их наличия.

Проверить лицензирование организации можно на сайте Госуслуги (dom.gosuslugi.ru) путем поиска наименования компании в реестре лицензий.

Аудиторские проверки

Аудит управляющих компаний в сфере ЖКХ позволяет сделать работу организации более прозрачной и оптимизировать ведение финансовой документации. Аудиторская проверка УК осуществляется по следующим критериям:

  • соответствие финансовой документации реальным затратам компании;
  • правильность оформления документов, полнота и достоверность представленной в них информации;
  • эффективность хозяйственной деятельности (правильность целевого расходования средств и т. д).

По результатам анализа аудитор может дать рекомендации по улучшению работы УК, по усовершенствованию документооборота, по оптимизации расходов (в том числе налоговых).

В ходе проверки внимание обращается на такие документы:

  • сметы, в которых изложена информация о расходах на эксплуатацию жилищного фонда;
  • отчетность коммунального обслуживания на средства, собранные с жильцов;
  • отчетность сервисного обслуживания с задействованием услуг сторонних организаций;

Аудит управляющей компании с анализом этих документов позволяет выявить, какой процент от вкладываемых жильцами денег идет на обслуживание жилья, а какая часть средств расходуется неэффективно.

Выводы

Итак, кому подчиняются управляющие компании?

УК контролируются на всех уровнях: как центральными органами, так и рядовыми собственниками жилья. Федеральные министерства отвечают за формирование теоретической и нормативной базы, регламентирующей деятельность управляющих компаний, региональные и муниципальные власти осуществляют регулярные проверки соответствия работы организаций установленным нормам, а жильцы могут проверить управляющую компанию, проведя анализ ее финансовой документации.

Осуществление государственного контроля, надзора муниципального или регионального предприятия направлено на выявление, предупреждение и пресечение нарушений установленных обязательных требований в сфере безопасности и качества, а также в области стандартизации изделий, работ, услуг. Нормативными актами определен порядок его проведения, а также круг субъектов, в чьи полномочия он входит. Рассмотрим далее, что собой представляет государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований.

Общие сведения

Федеральный государственный контроль и надзор выполняется:

  1. У предпринимателей, юрлиц, разрабатывающих, изготавливающих, реализующих, эксплуатирующих, утилизирующих, хранящих и транспортирующих продукцию, предоставляющих услуги и производящих работы.
  2. В испытательных центрах (лабораториях).
  3. В ведущих деятельность по подтверждению соответствия.

Специфика

Идентичны по своему содержанию. Разница состоит в полномочиях лиц, их выполняющих. Надзор, в частности, распространяется на объекты, которые не находятся в ведомственном подчинении проверяющих структур. К примеру, служащие Госстандарта вправе посетить любое предприятие, функционирующее в сфере обслуживания или промышленности. Аналогичное правило действует и в отношении иных органов, обладающих правом административного надзора в конкретной области. Среди них, в частности, различные комитеты, службы, инспекции, действующие в сфере противопожарной безопасности, экологии, лекарственных веществ, охраны труда, горного дела, санитарно-эпидемиологического благополучия, морских, воздушных и речных судов, ветеринарии, строительства, торговли и так далее.

Цели

В настоящее время государственный надзор и приобретают социально-экономическую направленность. Это обуславливается тем, что основные его задачи связаны с проверкой строгого выполнения всеми экономическими субъектами установленных и обязательных для всех правил и норм, с помощью которых обеспечиваются интересы потребителей, защита имущества и здоровья населения, а также окружающей среды. В качестве ключевого направления следует назвать выявление, пресечение и предотвращение нарушений требований госстандартов и сертификации.

Нормативная база

Осуществление государственного контроля и надзора регламентируется в настоящее время на основании ФЗ "О техрегулировании", "О защите потребительских прав", "Об обеспечении единства измерений" и рядом других документов. Между тем на общественном обсуждении находится новый нормативный акт, обобщающий все положения и устанавливающий ключевые принципы выполнения проверок. Закон о государственном контроле и надзоре предположительно может вступить в силу 01.01.2017 г.

Структура деятельности

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области обеспечения единых измерений, стандартизации и предусматривает проверку выполнения:

  1. Юрлицами и ИП установленных требований госстандартов к услугам, изделиям и работам.
  2. Правил по обязательной сертификации.
  3. Требований при аккредитации структур, выполняющих оценку соответствия производственных процессов, продукции и услуг действующим нормативам по безопасности и качеству.

В структуру работы входят мероприятия по проверке выпуска, состояния и применения измерительных средств, аттестованных методик, эталонов единиц величин, количества товара, отчуждаемого при совершении операций, объема фасованных изделий в упаковках различного типа. контроля и надзора наделяются и иными полномочиями. В частности, они осуществляют утверждение типов, поверку измерительных средств, эталонов в том числе, лицензирование деятельности по их производству и ремонту.

Объекты

Государственный контроль и государственный надзор направлен на:


Государственный контроль и государственный надзор выполняется для проверки выполнения индивидуальными предпринимателями и юрлицами:

  1. Обязательных требований на этапах разработки, подготовки изделий к производству, их выпуска, реализации, эксплуатации, транспортировки, хранения и утилизации.
  2. Правил подтверждения соответствия услуг, продукции, работ действующим нормам посредством принятия декларации.
  3. Порядка обязательной сертификации.

Уполномоченные инстанции

Государственный контроль и государственный надзор выполняется по правилам, установленным Госстандартом с учетом предписаний ФЗ, регламентирующего защиту прав юрлиц и предпринимателей в ходе проведения проверок. Уполномоченными структурами выступают:


Компетентные должностные лица

Служащими, уполномоченными выполнять госконтроль и надзор от лица органов сертификации, метрологии и стандартизации, выступают:

  1. Председатель Госстандарта. Он является главным госинспектором РФ по надзору за нормами и обеспечению единых измерений.
  2. Зампредседателя Госстандарта, руководитель подразделения. В их обязанности входит решение вопросов, связанных с организацией и выполнением контроля и надзора.
  3. Руководители центров сертификации, метрологии, стандартизации. Они являются главными госинспекторами регионов и их заместителями. Назначение их на должности и освобождение от них осуществляется председателем Госстандарта.
  4. Работники структурного подразделения - госинспекторы.
  5. Сотрудники отделов центров сертификации, метрологии, стандартизации.

Надзор за соблюдением норм и сертифицированной продукцией выполняют госинспектор либо комиссия, которую он возглавляет. Проверку выполнения правил сертификации производит группа, состав которой определяется председателем Госстандарта.

Дополнительные структуры

Госстандарт осуществляет координацию деятельности исполнительных институтов, в полномочия которых входи надзор за безопасностью и качеством услуг, изделий и работ. К таким структурам, в частности, относят:

  1. Госинспекцию по торговле, защите потребительских прав.
  2. Госкомитет по охране природы.
  3. Государственная санэпидемслужба. Она производит проверку выполнения нормативных предписаний при разработке, выпуске и эксплуатации всех типов продукции, импортируемой в том числе.

Общий порядок

Госконтроль и надзор осуществляется, согласно планам, которые утверждаются главными госинспекторами РФ и регионов. Деятельность ведется путем проведения выборочных проверок. Не чаще 1 р./год выполняются плановые мероприятия по госконтролю и надзору в отношении одного предпринимателя либо юрлица. Внеплановая работа производится в случаях:


Права уполномоченных служащих

Госинспекторы могут:

  1. Иметь доступ в производственные и служебные помещения предприятия или ИП с соблюдением порядка, установленного в нормативных актах.
  2. Получать от субъектов документацию, необходимую для выполнения проверочных мероприятий.
  3. Применять технические средства либо привлекать компетентных специалистов ИП или организации при осуществлении своих обязанностей.
  4. Проводить отбор проб/образцов услуг, изделий, работ, в соответствии с нормативной документацией, для проверки их соответствия.
  5. Получать экземпляры документации, необходимой для госнадзора и контроля, оформления полученных результатов.

Руководитель либо другое организации или ИП обеспечивает госинспекторам надлежащие условия для исполнения ими своих прямых обязанностей, согласно действующим нормативным предписаниям.

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.

Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

Состояния оборудования, территории, сооружений;
правильности ведения документации по ОТ;
наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;
качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.

5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.

8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.

9. Проводят вводные инструктажи.

10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.

11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.

12. Хранят документацию по ОТ.

Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба ОТ подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда описаны в соответствии с Главой 10 Трудового Кодекса РФ. Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

Ростехнадзор . С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.

Госгортехнадзор . Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.

Госатомнадзор . Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением:
— радиоактивных веществ;
— атомной энергии;
— ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

Госэнергонадзор . Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.

Рострудинспекция . Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.

Госсанэпиднадзор . Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали:
— гигиенические нормы;
— санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

Государственная противопожарная служба . С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.

Госэкспертиза условий труда (УТ) . Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.

Госстандарт . Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях:
— лаборатории госнадзора;
— центры стандартизации и метрологии.

Госавтоинспекция . Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении. Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

Жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?

Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ. Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок. Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.

Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ. В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации. Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.

Такие организации контролируют многие области деятельности УК, а именно:

Перечень контролирующих органов в данной сфере

Федеральный уровень

На федеральном, то есть государственном уровне, УК контролируют следующие органы:

  1. Министерство строительства РФ. Этот государственный орган занимается утверждением нормативов коммунальных услуг, критериев их качества и порядка их предоставления. Также Минстрой регулирует финансовую сторону учета тепловой энергии и воды.
  2. Минэнерго РФ. Такой орган осуществляет разработку схем и нормативов теплоснабжения домов, которых должны придерживаться все УК.
  3. Федеральная антимонопольная служба. Она занимается определением принципа образования цен на ресурсы и коммунальные услуги.

Региональный уровень

Основной контроль над деятельностью УК в сфере ЖКХ лежит именно на инстанциях регионального уровня, которыми являются следующие организации:

  1. Госжилнадзор (жилищная инспекция). Основной задачей этой организации является проведение контролирующих проверок работы обслуживающих организаций в сфере ЖКХ. Такие проверки касаются соблюдения компанией ЖКХ всех требований законодательства в области жилищно-коммунальных услуг. Именно этот орган уполномочен принимать участие в лицензировании УК.
  2. Комитет по тарифам.
  3. Роспотребнадзор. Такая организация осуществляет проверку качества и безопасности коммунальных услуг, руководствуясь СанПиНами.

На региональном уровне контроль в сфере ЖКХ осуществляется не только официальными государственными службами, но и профильными некоммерческими организациями. Действует целая сеть региональных центров, поддержка развитию которой осуществляется Минстроем России.

Также за качеством и безопасностью коммунальных услуг следит Роспотребнадзор. В его задачи входит:

На федеральном уровне качество работы управляющих компаний контролируется комиссией Министерства строительства. Именно этот орган разрабатывает правила содержания и проведения ремонта многоквартирных домов.

Службы, осуществляющие мониторинг тарифов

Такой инстанцией является комитет по тарифам. В некоторых регионах такой инстанции нет, но в этом случае его обязанности лежат на таких инстанциях как региональная энергетическая комиссия или региональное министерство энергетики. Работа комитета по тарифам регулируется ФЗ № 210 .

На федеральном уровне стоимость тарифов на коммунальные услуги регулируется Минэнерго и Федеральной антимонопольной службой.

Пошаговая проверка деятельности УК

Если собственники квартир не уверены в честности свой УК и в качестве оказываемых ей услуг, то они могут проверить ее деятельность. О том, как осуществить это проверку стоит рассказать пошагово:


Контроль деятельности управляющей компании осуществляют специальные государственные инстанции, также проверить работу в сфере ЖКХ и контролировать тарифы могут сами собственники квартир. Причем производить такую проверку лучше при первых признаках нарушений.